Autokombi.ru

Авто-портал
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антифриз охлаждает в жару и не замерзает зимой

Проверка ABW.BY: как заморозить антифриз

Проверка ABW.BY: как заморозить антифриз

Автомобилисты старой школы знают, почему перед зимой не будет лишним проверить плотность охлаждающей жидкости. Ведь если в растворе воды больше антифриза, то в мороз… А действительно, что тогда будет? Мы решили проверить!

Соотношение — плотность — температура

В качестве охлаждающей жидкости используется раствор концентрата и дистиллированной воды, как правило, в соотношении 1:1. Большее содержание антифриза нецелесообразно с точки зрения как экономики, так и физики: в чистом виде этиленгликоль (а именно он находится в основе ОЖ) замерзает уже при -13°С. В процессе эксплуатации вода может выкипать, и тогда доливается только она. Если же имеют место утечки из системы, доливать нужно уже и сам концентрат.

Сводная таблица

Концентрация этиленгликоля в водном растворе, %20304050668090
Температура замерзания, °С-8-15-24-36-75-47-29

Забыли, что и когда доливали? Тогда нужно проверить плотность жидкости, что позволит оценить процентное содержание этиленгликоля. Для этого потребуется ареометр. Забор антифриза производится прямо из расширительного бачка. Однако необходимо учитывать, что измерение требуется производить при определенной температуре. В европейских странах и у нас плотность проверяется при +20°С, но, например, международный стандарт ASTM D1122 предполагает измерение при +15,5°С (±0,3°С). Требуемая температура, как правило, указана на шкале прибора.

При снижении доли этиленгликоля в растворе температура кристаллизации повышается. Чем это чревато? В кусок льда раствор не превратится, а будет представлять собой кашеобразную массу, что должно уберечь от повреждения нежные трубки радиатора и тонкие каналы рубашки охлаждения двигателя. Но с точки зрения эффективности и надежности функционирования системы охлаждения «каша» хуже жидкости, теоретически она даже может создавать в «узких местах» пробки и провоцировать локальный перегрев. Так что чем дольше антифриз будет сопротивляться низким температурам и оставаться в жидком состоянии, тем лучше.

Просто добавь воды

Проверить устойчивость охлаждающей жидкости к низким температурам в зависимости от соотношения антифриза к воде мы решили следующим образом. Приготовим четыре раствора и поместим их в морозильник. Что станет с образцами, замороженными до -30°С?

Но перед тем как отправить емкости в морозильник, посмотрим, как оценит шансы получившихся растворов ареометр для антифриза. Наш прибор «любительский»: на его шкале бесполезно искать цифры с данными плотности, вместо этого сразу указана температура, до которой антифриз должен оставаться в жидком состоянии. Все просчитано до нас! Мы уже говорили, что для точности показаний необходимо проводить измерения при определенной температуре. Наш инструмент «настроен» на +21°С.

Эталонный вариант — соотношение антифриза и воды 1:1, именно таким и должен быть раствор, о чем дополнительно предупреждает этикетка на упаковке. Наш ареометр «уверен», что такая жидкость выдержит мороз -40°С.

Второй раствор имеет соотношение антифриза и воды 1:2 (ок. 33%). Визуально и даже тактильно он мало чем отличается от эталонного варианта: примерно тот же цвет, запах и «жирность». Но плотность уже иная: наш прибор обещает, что эта жидкость не замерзнет до -23°С. Что же, посмотрим…

Добавим водички? Теперь до соотношения 1:3 (то есть на долю антифриза приходится всего 25% раствора). Ареометр показывает, что до -14..-12°С раствор продержится, а дальше, видимо, как повезет. Наконец, экономвариант 1:4, или всего 20% антифриза. Такой раствор уже заметно отличается от «эталона»: куда прозрачнее и почти не вязкий. Но ведь все еще розовый! И предположительно готов держаться до -10°С.

Испытание морозом

Подождав, когда температура образцов упадет до -10..-12°С (на момент изъятия из морозильной камеры), вынимаем их для визуального осмотра. «Эталон» чист и прозрачен как слеза. А вот 1:2 начинает мутнеть…

Но это ерунда по сравнению с двумя остальными растворами: налицо уже явная кристаллизация, начало которой произошло при более высокой температуре! Что будет, когда образцы «промерзнут» до -20°С?

Читайте так же:
Как поднять компрессию в двигателе

Будет каша! В нее уже превратились два наиболее разбавленных раствора, совсем недолго до этого состояния осталось варианту 1:2, который уже вовсю кристаллизуется. И лишь «эталон» по-прежнему в жидком состоянии и даже не мутнеет. Но при этом стал заметно гуще…

Еще несколько часов в морозильной камере, задействованной в режиме максимальной эффективности, — и вот наши образцы аж дымятся! Еще бы, нам удалось заморозить их до -31°С!

«Эталон» по-прежнему в жидком состоянии! Правда, он уже как кисель, да еще с крупными кристаллами. Мелочи жизни! Ведь все остальные растворы из бутылок приходится не выливать, а вытряхивать, попутно орудуя отверткой!

Да-да, даже вариант 1:2 при глубокой заморозке сдался и превратился в густую массу. Впрочем, при «прогреве» от комнатного тепла до -24°С он снова обрел жидкое состояние.

А вот с двумя другими образцами все гораздо хуже. Это лед! Да, хрупкий, легко меняющий форму, но каково прогнать такой быстро по «тонким местам» системы охлаждения мотора? И до жидкого состояния эти ледышки дошли лишь при достижении температуры -16..-13°С.

Наш вердикт

Если в растворе есть даже немного антифриза, блок двигателя или радиатор вряд ли разорвет. Но издевательство над системой охлаждения в мороз гарантировано. Еще раз посмотрите на последние фотографии и задайте себе вопрос: хотите ли вы, чтобы «это» было в вашем двигателе после морозной ночи? Так что старайтесь не уходить далеко от соотношения 1:1, тем более что у охлаждающей жидкости помимо морозоустойчивости достаточно других задач.

Советы автоспециалиста про антифриз в морозы

Как понять, что залитый в радиатор антифриз справится с морозами и не повредит систему охлаждения в автомобиле? Самый простой вариант – заехать в автосервис и проверить. Но если это, по какой-то причине, невозможно, совет дает специалист портала auto.today.

Как утверждает статистика, сегодня на рынке около 40% всех антифризов являются фальсификатом, прикрытым лишь симпатичной упаковкой. К сожалению, использование такой жидкости может привести только к негативным последствиям.
В первую очередь, качественная охлаждающая жидкость должна обладать определенной плотностью, а также включать в свой состав большой набор присадок. Все это нужно для того, чтобы антифриз сохранял свои свойства при отрицательных и очень высоких температурах. К тому же, наличие специальных присадок при замерзании позволяет антифризу кристаллизироваться, превращая его в желеобразное состояние. Благодаря таким особенностям антифриз не расширяется, и тем самым при замерзании не повреждает магистрали охлаждающей системы автомобиля. Понятно, что, если вместо качественной жидкости в систему попадет фальсификат, состоящий практически только из воды, при замерзании она будет расширяться и разрушать все доступные ей элементы. При этом замерзание начнется еще по достижении температуры 0˚С.

Что случится если тосол не качественный?

В ходе эксплуатации некачественной жидкости из строя могут выйти:
— Каналы радиатора, которые попросту может разорвать на маленькие осколки. В лучшем случае, они только покроются трещинами, хотя в обоих случаях их придется менять.
— Водяной насос, через который проходит жидкость.
— Блок цилиндров двигателя, для охлаждения которого и используются антифризы.

Стоит отметить, что даже если в фальсифицированном антифризе и будет присутствовать этиленгликоль, и при замерзании он не будет так сильно расширяться, отсутствие в нем антикоррозийных элементов может привести к не менее печальным последствиям. Зачастую при использовании такой агрессивной жидкости без специальной защиты для металлических деталей двигателя приводит к тому, что силовой агрегат не выдерживает даже одного сезона эксплуатации на такой охлаждающей жидкости.

Как выбрать хороший антифриз?

Отправляясь в магазин за антифризом, стоит быть готовыми к тому, что продавцы начнут вам навязывать не совсем известный и далеко не качественный продукт. Поэтому лучше заблаговременно расспросить всех своих друзей, каким антифризом они пользуются, и какой у них вызывает настоящее доверие, изучить сообщения на форумах, посвященных конкретно вашей модели автомобиля. Наверняка там вам удастся найти советы касательно того, какой антифриз лучше подходит вашему «железному коню».
Если людей обычно встречают по одежке, то антифриз – конечно же, по его упаковке. Поэтому перед покупкой возьмите бутылку с жидкостью в руку и покрутите ее в воздухе, осмотрите, нет ли подтеков. Но больше всего информации вы, конечно же, сможете получить по этикетке. На ней должна быть указана и плотность жидкости, и температура, при которой она замерзает. В качестве опознавательных знаков на упаковке с антифризом также должны находиться штрих-коды и мембраны.

Читайте так же:
Самостоятельная антикоррозийная обработка автомобиля: правила и рекомендации

Что обозначает цвет охлаждающей жидкости?

В СССР при производстве тосола использовалось только два основных цвета – голубой и красный. Они указывали покупателям на то, при какой температуре происходит замерзание жидкости: голубой антифриз замерзал уже при -40С, красный же мог выдержать и все -65С, за что очень ценился владельцами автомобилей ВАЗ. Сегодня же этот критерий оценки качества не всегда является определяющим, поскольку налить в жидкость краситель можно и на специализированном производстве, и на кустарном. Но все же, опытные автолюбители советуют выбирать антифриз, который имеет голубой или немного зеленоватый окрас. Однако при этом все равно стоит очень внимательно присматриваться к его основным характеристикам.

Это интересно! Хотя в целом цвет антифриза не имеет никакого функционального значения, все же он помогает автовладельцу определить, когда антифриз уже утратил свои свойства. В таком случае жидкость может побелеть или же стать черной.

Как проверить антифриз пробным замораживанием?

Замораживать антифриз можно и в обычной морозилке. При этом, набрав в пустую бутылку всего 100-150 мл охлаждающей жидкости, постарайтесь спустить из бутылки весь воздух. Это необходимо на тот случай, если жидкость вам попалась действительно фальсифицированная, и при замерзании она начнет резко расширяться, и тогда сможет разорвать бутылку в морозилке, где еще лежат пищевые продукты. Поскольку в морозильных камерах температура воздуха поддерживается примерно на уровне -35˚С, то проверять устойчивость жидкости можно буквально через 1-2 часа. Если за этот короткий период жидкость просто кристаллизируется, или же так и останется текучей, значит, она без проблем сможет справиться и с более серьезными температурами. Если же замерзшая жидкость по всем признакам напоминает обычный лед – значит, она состоит не столько из спирта и присадок, сколько из обычной дистиллированной воды. Заливать такую жидкость в систему охлаждения своего автомобиля не рекомендуется.

Проверка качества тосола пробным кипением

Достаточно отлить немного жидкости на столовую ложку и разогреть ее до закипания. При этом вас будет интересовать не то, при какой температуре началось кипение, а то, какие запахи при этом начала выделять жидкость. Если при нагревании антифриза вы услышали в воздухе четкий запах аммиака – вы греете низкокачественную охлаждающую жидкость, которую лучше не использовать для автомобиля. При проверке качества тосола также необходимо следить за тем, чтобы при нагревании из него не начал образовываться осадок. Это также является сигналом о низкокачественном продукте. Вероятнее всего, в осадок будет опадать медный купорос, который при использовании на автомобиле будет забивать все магистрали и оседать на поверхностях двигателя.
Качество антифриза влияет не только на качество работы охладительной системы двигателя. Если будет использоваться охладительная жидкость плохого качества, в скором времени это может привести к полному износу силового агрегата автомобиля, а также к необходимости замены охладительной системы.

«Выбирать нужно по цвету», «менять только при снижении уровня», «летом можно заправлять водой». Десять мифов про антифризы

Сейчас образцы антифризов, приобретенные в рамках расследования, проходят исследование в лаборатории. По предварительным данным, в двух банках уже обнаружено запрещенное вещество — метанол. Хороший вопрос, как такой товар оказался на прилавках торговых центров и гипермаркетов. В будущих публикациях мы к этому моменту обязательно вернемся, а пока вспомним десять заблуждений об антифризах.

Читайте так же:
Масло в воздушном фильтре: почему попадает и что делать

Миф первый. Выбирать нужно по цвету

Самое распространенное мнение, будто при выборе антифриза следует ориентироваться на цвет готовой жидкости или концентрата. Большинство продавцов на рынке или в специализированном торговом центре первым делом спрашивают: «Красный? Тогда могу предложить следующих производителей. » В этом корреспонденты Onliner убедились сами во время закупок контрольных образцов.

Откуда пошло такое заблуждение? У начальника отдела технического развития компании «Шате-М Плюс» (выступает партнером расследования) Евгения Рязанова есть такое объяснение: «Компания Volkswagen, у которой многие производители и позаимствовали уже привычные обозначения, действительно разделяла свои продукты с помощью цвета. Жидкость, маркируемая как G11, была синей, G12 — красной, G13 — лиловой. Для антифризов других производителей это не актуально».

Миф второй. Главная задача — не замерзать при минусовых температурах

Если буквально перевести слово «антифриз», то получится «против замерзания» (от греч. «против» и англ. «замерзать»). Исходя из этого можно решить, будто главная и единственная задача охлаждающей жидкости — не замерзать при температурах ниже нуля. Отчасти это так, но есть нюансы.

— На самом деле важнейшая роль охлаждающей жидкости — регулировать температуру в системе и не допускать перегрева двигателя, — говорят специалисты. — Около трети энергии, полученной в результате сгорания топлива, рассеивается через радиатор.

Конечно, охлаждающая жидкость не должна замерзать, но это третья по приоритету задача — после регулирования температуры в двигателе и предотвращения коррозии в системе охлаждения.

Миф третий. Доливать нужно концентрат/антифриз, а не воду

Во время экспресс-теста на парковке обнаружился занимательный факт: характеристики охлаждающей жидкости во многих автомобилях были чрезмерны для наших климатических условий. Антифриз был рассчитан на –50 и даже ниже.

— Это может быть связано с тем, что автомобилисты при снижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке доливают антифриз или даже концентрат, — предполагают эксперты. — В действительности же если в системе охлаждения не было утечек, достаточно пополнить уровень с помощью дистиллированной или деминерализованной воды. Ведь испаряется не антифриз, а вода.

Миф четвертый. Если уровень в норме, то менять не нужно

Сейчас на рынке широко предлагаются т. н. longlife-антифризы. Производители утверждают, что их можно менять раз в пять лет или после 250 тысяч километров пробега. Маркетинговый ли это ход или жидкость действительно столь долговечная? Каждый отвечает на этот вопрос по-своему.

Отличные антифризы AGA – в мороз не мерзнут, в жару не кипят, в огне не горят

Учитывая большой выбор охлаждающих низкозамерзающих жидкостей (антифризов) бывает непросто сделать правильный выбор. Ситуацию усугубляет отсутствие единого нормативного документа, который бы чётко регулировал требования к химическому составу и свойствам жидкости.

Для того, чтобы проверить эксплуатационные свойства антифризов были выбраны несколько жидкостей разных производителей. Чтобы иметь более полную картину, были протестированы продукты бюджетного, среднего и премиум уровня.

Методика испытаний

Тесты начинались с визуальной оценки антифриза (или, другими словами, тосола), исследовалось наличие расслоений, однородности окраски. После этого выполнялись наиболее важные с точки зрения эксплуатации испытания – тест на реакцию с металлами (кавитационное воздействие), определение температуры замерзания и вскипания, воздействие на пластик и резину. За температуру начала кристаллизации принималась та температура, при которой в антифризе появлялось лёгкое помутнение, заметное невооружённым глазом.

Читайте так же:
Чернитель резины своими руками

Помимо этого исследовалась плотность раствора (после разбавления дистиллированной водой), химический состав (проверялось наличие запрещённых глицерина, метанола и т.д.), определялось щелочное число и показатель рН. При подведении итогов по каждому участнику испытаний учитывалась практика его эксплуатации в реальных условиях.

Если промывать систему, то чем?‎

Не секрет, что система охлаждения любого двигателя со временем теряет свою эффективность. Это происходит из-за накопления в ней продуктов разложения антифриза, засорения трубок радиатора и отопителя салона, покрытия рубашки охлаждения двигателя окислами и налетом, ухудшающими теплопроводность. Многие автовладельцы при появлении признаков перегрева двигателя или превентивно с определенной периодичностью проводят промывку системы охлаждения, часто совмещая это со сменой антифриза. Совершенно правильно, однако иногда с целью промывки в систему заливают кока-колу, уксус, засыпают лимонную кислоту и бог знает что еще… Поскольку промыть систему хочется поскорее, нередко увеличивают дозу «лимонки»… Такие эксперименты часто оказываются очень вредными или в лучшем случае – малоэффективными.

Для промывки системы охлаждения рационально использовать специальные препараты, которые хорошо ее очистят и при этом не нанесут никакого вреда. Достойным примером является «Антифриз-очиститель AGA-R30». Это отличный состав, который подходит для любых двигателей, совместим со всеми типами охлаждающих жидкостей и даже с водой! За несколько сотен километров пробега до запланированной смены антифриза препарат добавляют в систему охлаждения из расчета 1 литр на 7–10 литров антифриза (то есть литровой канистры хватит для большинства легковых автомобилей) и эксплуатируют автомобиль в обычном режиме. Через 500–2000 километров старый антифриз сливают вместе с отмытыми загрязнениями, которые, случается, при сливе и заметить сложно, поскольку они превращены в мельчайшие частицы. В чистую систему заливают свежий антифриз. Преимущество R30 в том, что он, в отличие от «адских смесей», не ухудшает температурные показатели антифриза, к которому его добавляют, поскольку температура начала кристаллизации R30 составляет –30 °С. Это во-первых. Во-вторых, очиститель R30 отмывает все отложения не ударным методом, а постепенно, т. е. мягко. Последнее позволяет очистить систему очень качественно и безопасно.

AGA-R30 Антифриз-очиститель системы охлаждения

AGA-R30 – уникальный и очень эффективный продукт, предназначенный для ‎профилактической промывки систем охлаждения бензиновых и дизельных двигателей любых ‎автомобилей

Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения

Антифриз LiquiMoly


Liqui Moly

Карбоксилатный антифриз (тосол) красного цвета, представляет собой концентрат, перед использованием нужно разбавить дистиллированной водой в соотношении 50/50. Рекомендуется для применения в легковых автомобилях, автобусах, сельскохозяйственной технике. В состав включён комплекс присадок предотвращающих коррозию металлических деталей, обеспечивающих очистку двигателя и стабильность химического состава в диапазоне температур от -40°С до +109°С. Не вызывает коррозию алюминиевых и легкосплавных деталей.

Жидкость выглядит однородной, без видимых включений. Диапазон рабочих температур даже несколько превышает заявленные производителем. Кристаллизация антифриза начала происходить при температуре -42°С, температура кипения – +109°С. Резерв щёлочности составляет 9 мл, что говорит о хороших нейтрализующих свойствах. Немецкий продукт неагрессивен по отношению к металлам, показатель рН составляет 8,5.

Отзывы говорят, что жидкость практически не изменяет цвет даже после нескольких лет эксплуатации. Действительно не вредит алюминиевым деталям, не ухудшает свойства резины при длительном контакте. В местах небольших повреждений шлангов или стыковых соединений образуется матовый нарост, устраняющий течь.

Тест на температуру кипения и горение смеси антифризов

Теперь давайте проверим нашу смесь антифризов различных марок, добавив туда и дешевые антифризы.

Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения

Вот при нагреве данной жидкости до 107 градусов, только начинается процесс кипения.

Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения

Прокипятив смесь тосолов и антифризов уже 17 минут, консистенция не поменялась и в осадок ничего не выпало.

Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения

Антифриз Prestone AF2100

Американский продукт, химический состав обеспечивает надёжную защиту двигателя на протяжении 5 лет или 250000 км пробега автомобиля. Рабочие температуры находятся в диапазоне от -37°С до +40°С. Как и все современные антифризы включает комплекс присадок, обеспечивающих очистку двигателя и предотвращающие реакцию с металлами. Отличительная особенность – полная совместимость с любым типом антифриза, независимо от цвета жидкости.

Читайте так же:
Как растопить лед в бачке омывателя

При разбавлении дистиллированной водой наполовину плотность смеси составила 1,069 кг/м3. Щелочное число оказалось равным 5, а показатель рН – 8,8. Первые кристаллы в растворе стали появляться при температуре -40°С, температура кипения при атмосферном давлении равна 109°С. Примечательно то, что ближе к концу расчётного срока службы показатели рН и щелочного числа практически не изменились, это говорит о стабильном химическом составе. При длительном контакте с резиной отрицательных последствий не выявлено.

Судя по опыту эксплуатации антифриза в реальных условиях, его можно рекомендовать как один из лучших на рынке. В его пользу выступают большой диапазон рабочих температур, стабильный состав, высокие чистящие свойства.

Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения Тест антифриза и тосола на температуру кипения и горения

Эпилог

Итак, использование качественного антифриза – это залог долгой и беспроблемной работы двигателя, а также отсутствие неприятных сюрпризов и нервных потрясений в виде поиска эвакуатора и оплаты дорогостоящих услуг автосервиса.

Некачественный антифриз со временем может привести к перегреву и, в конечном итоге, к выходу из строя головки блока цилиндров и всего двигателя, а ремонтировать эти детали совсем недешево: ремонт головки блока цилиндров стоит от 30 тысяч рублей на отечественной машине и от 50 – на иномарке, расценки на капремонт двигателя еще выше – от 70 тысяч рублей и почти до бесконечности… Таким образом, заплатив за качественную охлаждающую жидкость, которая, естественно, стоит немного больше, чем некачественный суррогат, вы делаете очень выгодное вложение в свой автомобиль, который обязательно отплатит вам многолетней и верной службой.

Антифриз Platinum HiGear


Platinum Hi Gear

Антифриз производства США, практически не имеет ограничений по области применения, подходит для двигателей легковых и грузовых автомобилей, промышленной техники. Срок службы составляет 5 лет или 250000 км пробега. Производитель заявляет, что продукт абсолютно безвреден для любых типов металлов, включая алюминий и легкосплавные металлы, а также пластика и резины. Более того, состав антифриза поддерживает эластичность и предотвращает растрескивание резиновых элементов.

Температура при которой начинается кристаллизация равна -42°С, что даже несколько превосходит заявленное производителем значение (-40°С), температура кипения +110°С (верхняя граница диапазона рабочих температур составляет +126°С). В составе жидкости отсутствуют примеси полипропиленгликоля, метанола, глицерина. В пользу высоких нейтрализующих свойств говорит высокое щелочное число –9, водородный показатель рН равен 8,7. Протестированная жидкость характеризуется малым пенообразованием, наименьшим из всех участников теста.

В лабораторных условиях невозможно определить ресурс работы жидкости, но, судя по отзывам, он даже превосходит заявленные производителем 250000 км или 5 лет. Опыт эксплуатации и результаты испытаний позволяют утверждать, что PlatinumHiGear сбалансированный продукт, практически не имеющий недостатков.

Антифриз Лукойл Экстра

Концентрированная жидкость сине-зелёного цвета, перед использованием требует разбавления дистиллированной водой в соотношении 50/50. Создаётся продукт на основе концентрата BASF немецкого происхождения. Хотя заявленная температура кристаллизации -42°С, производитель не рекомендует использование жидкости при температурах ниже -40°С.

После смешивания с дистиллированной водой плотность раствора составляет 1080 кг/м3. Лукойл показал лучший результат при определении температуры замерзания, первые кристаллы стали появляться только при -47°С, закипела жидкость при 110°С. Обладает большим щелочным числом (14,3). Абсолютно безвреден по отношению к резиновым уплотнителям, пластиковым деталям и цветным металлам. Есть небольшое замечание по поводу пенообразования – пена исчезает за время, превышающее нормативные 3 сек.

Отзывы характеризуют протестированный продукт с положительной стороны. Отдельного внимания удостоился большой запас по температуре замерзания. Отмечается несколько меньший срок работы, чем 5 лет заявленных производителем. В некоторых случаях уже через 3-4 года (пробег при этом 100-150 тыс. км) наблюдалось помутнение жидкости.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию