Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС)

Независимая автоэкспертиза после ДТП, зачастую проводится с целью определения утраты товарной стоимости автомобиля, или коротко УТС. Утрата товарной стоимости автомобиля это величина, которая характеризует снижение стоимости автомобиля в результате его восстановления после ДТП. Расчет УТС может быть произведен для автомобилей иностранного производства не старше 5-ти лет и для автомобилей отечественного производства не старше 3-х лет при условии износа автомобилей до 40%.

УТС автомобиля - что это такое?

Утрата товарной стоимости автомобиля или коротко УТС - величина, характеризующая снижение стоимости транспортного средства в результате его восстановления после ДТП (при условии выполнения всех требований к проведению восстановительного ремонта) по сравнению с аналогичным неповрежденным транспортным средством. Иными словами "битый" восстановленный автомобиль - стоит дешевле точно такого же, но не "битого". Разница в их стоимостях и есть - УТС автомобиля.

Утрата товарной стоимости после проведения восстановительного ремонта автомобиля обусловлена возможным ухудшением внешнего вида транспортного средства, снижением прочностных параметров его отдельных деталей, узлов и агрегатов, повреждением защитных покрытий и использованием деталей, находившихся в эксплуатации либо подвергнувшихся восстановлению.

Начисление УТС предусмотрено, когда производится ремонт отдельных деталей, узлов и агрегатов, а также при замене деталей, влияющей на внешний вид и эксплуатационные качества транспортного средства. УТС не начисляется при замене деталей, узлов и агрегатов, не подлежащих окраске, при условии, что это не оказывает влияния на внешний вид и эксплуатационные качества автомобиля (замена двигателя на новый, замена фар, фонарей и т.д.).

Утрата товарной стоимости автомобиля - кто возмещает?

Возмещение утраты товарной стоимости (УТС) прямо не оговорено правилами обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств.

Утрата товарной стоимости транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу и наряду с восстановительными расходами должна учитываться при определении размера страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего.

Решение Верховного суда РФ от 24 июля 2007 г. № ГКПИ07-658, которым признан недействующим (незаконным) абзац первый подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты величину утраты товарной стоимости.

Согласно решению Верховного суда РФ от 24 июля 2007 г. № ГКПИ07 – Утрата Товарной Стоимости возмещается страховыми компаниями виновников ДТП, или компаниями, страхующими своих клиентов по КАСКО, а также третьими лицами, в случае, если имело место причинение ущерба физическим лицом или группой лиц.

Для каких транспортных средств может быть рассчитана утрата товарной стоимости (УТС)?

Утрата товарной стоимости УТС рассчитывается для автомобилей иностранного производства не старше 5-ти лет и для автомобилей отечественного производства не старше 3-х лет при условии износа автомобиля до 40%.

В каком порядке можно получить возмещение утраты товарной стоимости (УТС) со страховой компании?

На практике страховые компании при выплате возмещения, ссылаясь на подп. "б" п. 2 ст. 6 закона об ОСАГО, отказываются оплачивать утрату товарной стоимости (УТС), относя ее к упущенной выгоде, поэтому необходимо обращаться с исковым заявлением в суд.

Через суд УТС при грамотном представлении интересов выплачивается в полном объеме!

6. Определение величины дополнительной утраты товарной стоимости
автотранспортного средства в результате аварийного повреждения
и последующих ремонтных воздействий

6.1. Дополнительная утрата товарной стоимости (далее по тексту - "УТС") может быть охарактеризована преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автотранспортного средства, вызванным снижением прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий, вследствие выполнения ремонтных воздействий на его элементах, использованием при ремонте бывших в употреблении или отремонтированных запасных частей.

УТС автотранспортного средства в результате аварийного повреждения и последующих ремонтных воздействий определяется при его предъявлении в поврежденном виде (до восстановления).

Примечание. В порядке исключения по запросам заинтересованных организаций УТС может быть определена после восстановления транспортного средства без его предъявления (осмотра). Для этого обязательно должны быть представлены документы, характеризующие техническое состояние транспортного средства перед аварией, характер повреждения деталей, способ и виды ремонтных воздействий по устранению последствий рассматриваемой аварии.

6.2. УТС может быть определена для всех типов поврежденных транспортных средств, если при осмотре выявлена необходимость выполнения одного из перечисленных в 6.2.1 - 6.2.4 видов ремонтных воздействий, влияющих на товарное состояние.

6.2.1. Ремонт съемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи) .

6.2.2. Ремонт (замена) несъемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи), формирующих каркас кузова (платформы, рамы), или устранение перекоса несущих частей транспортного средства.

6.2.3. Замена кузова (кабины, рамы) автомобиля, автобуса, прицепа-дачи или их разборка с большим объемом слесарно-арматурных работ, вызывающих нарушение качества заводской сборки.

6.2.4. Полная или частичная окраска кузова (кабины, рамы, грузовой платформы).

6.3. Общая (суммарная) величина УТС составит сумму всех перечисленных видов ремонтных воздействий.

Примечания.

    1. УТС может быть начислена только по запросу суда:

  • на поврежденное транспортное средство, выданное гражданину бесплатно, через органы социального обеспечения;
  • на транспортное средство, использующееся в учебных целях и спортивных мероприятиях.

    2. УТС автотранспортного средства не начисляется в следующих случаях:

  • если на день осмотра величина износа транспортного средства составляет более 40% или срок эксплуатации превышает 5 лет;
  • если оно ранее полностью перекрашивалось (для автомобиля, автобуса и прицепа-дачи полная окраска снаружи и внутри салона);
  • если поврежденные элементы (детали) имеют следы предыдущих аварий (ремонтных воздействий), коррозионные разрушения.

6.4. Величина УТС для легковых автомобилей при ремонте съемных элементов кузова, кабины, рамы, прицепа-дачи, грузовой платформы  определяется с использованием следующих параметров:

  • коэффициент изменения величины УТС в зависимости от способа или характера предполагаемого ремонтного воздействия; значения  для всех типов транспортных средств приведены в таблице 2;
  • розничная цена i-той детали, подвергаемой ремонтному воздействию (руб.);
  • коэффициент изменения величины УТС в зависимости от степени износа транспортного средства; значения  для всех видов транспортных средств приведены в Приложении Л;
  • число съемных элементов (деталей), подвергаемых ремонтному воздействию (ед.).

Примечания.

  1.  Значение коэффициента , используемое в конкретном случае, определяется экспертом исходя из фактического состояния рассматриваемого транспортного средства, предполагаемого влияния ремонтного воздействия на внешний вид и остаточный ресурс отремонтированных деталей, соединений, декоративных и защитных покрытий, транспортное средство в целом.
  2. Максимальное значение  рекомендуется применять при определении  наружных панелей кузова (кабины).
  3. При незначительных повреждениях (до 5% площади детали) УТС по данной детали может не определяться.
  4. При ремонте (восстановлении) съемных деталей, в т.ч. кузова (кабины, грузовой платформы), максимальная величина дополнительной утраты товарной стоимости не может превышать 70% розничной цены этих деталей.
  5. Суммарная величина дополнительной утраты товарной стоимости транспортного средства при ремонте (восстановлении) съемных деталей его кузова (кабины и т.п.) не должна превышать значения, полученного с учетом коэффициента , указанного в таблице 3.

Таблица 2

Коэффициент изменения величины УТС при ремонтном воздействии
на элементы (детали) кузова

Способ или характер ремонтного воздействия на деталь

Значения

Ремонт съемных деталей                    

Устранение повреждений детали в легкодоступных мес-
тах при деформации поверхности до 20% - ремонт N 1 

до 0,4    

Устранение повреждений с применением подогрева     
(сварки) или ремонт N 1 детали с деформацией поверх-
ности от 20 до 50% - ремонт N 2                    

до 0,6    

Устранение (правка) повреждений со вскрытием узла и
сваркой; частичная реставрация детали с деформацией
поверхности до 30% - ремонт N 3                    

до 0,8    

Устранение повреждений частичной реставрацией детали
на поверхности свыше 30% - ремонт N 4              

до 0,9    

Замена части детали (ремонтная вставка)            

до 0,7    

Ремонт съемных деталей, снятых с транспортного средства    

Ремонт N 1 детали                                  

до 0,3    

Ремонт N 2 детали                                  

до 0,5    

Ремонт N 3 детали                                  

до 0,7    

Ремонт N 4 детали                                  

до 0,8    

Замена части детали (ремонтная вставка)            

до 0,6    

Таблица 3

Коэффициент снижения товарной стоимости в зависимости от вида ремонтного воздействия на элементы транспортного средства

Вид ремонтного воздействия             
(причина снижения товарной стоимости)       

, max 

Ремонт съемных элементов кузова (кабины, рамы, грузо-
вой платформы, прицепа-дачи, мотоколяски и т.п.)    

0,030  

Ремонт (замена) несъемных элементов каркаса кузова  
(кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи, мо-
токоляски и т.п.)                                   

0,150  

Устранение несложного перекоса                      

0,005  

Устранение среднего перекоса                         

0,010  

Устранение сложного перекоса                        

0,015  

Устранение особо сложного перекоса                  

0,020  

Замена кузова (кабины, рамы) или разборка для полной
окраски                                             

0,010  

Нарушение качества заводской сборки                 

0,010  

Полная окраска кузова (кабины)                      

0,040  

Окраска деталей кузова (кабины, рамы, прицепа-дачи) 

0,050  

Разнотон при частичной окраске                      

0,005  

Капитальный ремонт полнокомплектного транспортного  
средства                                            

0,200  

Примечание. Указанные в таблице 3 величины коэффициента  для работ по ремонту съемных элементов кузова (кабины, рамы, грузовой платформы, прицепа-дачи и т.п.) и капитального ремонта полнокомплектного транспортного средства являются справочными.

6.5. При наличии на деталях (кузове, кабине, платформе, коляске), не затронутых рассматриваемой аварией, следов предыдущих аварий (ремонтных воздействий) эксперт вправе начислить УТС по вновь поврежденным деталям, но не более 50% .

6.6. При необходимости определения величины дополнительной утраты товарной стоимости по трем другим (см. 6.2) видам ремонтных воздействий УТС определяется с использованием следующих параметров:

  • величина УТС по одному из трех видов ремонтных воздействий;
  • коэффициент изменения величины УТС в зависимости от степени износа; значения  для всех типов транспортных средств приведены в Приложении Л;
  • расчетный коэффициент снижения товарной стоимости транспортного средства в зависимости от вида i-го ремонтного воздействия; предельно допустимые значения  для всех типов транспортных средств приведены в таблице 3;
  • розничная цена нового транспортного средства с учетом фактической комплектности, руб.

6.7. Величина коэффициента, используемого для расчета размера дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по ремонту (замене) несъемных элементов, формирующих каркас кузова (платформы, коляски, рамы), или устранению перекоса несущих частей, определяется в соответствии с нормативной трудоемкостью выполняемых работ, установленной предприятием - изготовителем транспортного средства, из расчета  коэффициент= 0,0007.

6.8. Величина коэффициента, используемого для расчета размера дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по замене кузова (кабины, рамы) транспортного средства или их разборке с большим объемом слесарно-арматурных работ, определяется в соответствии с нормативной трудоемкостью выполняемых работ, установленной предприятием-изготовителем, из расчета  коэффициент=0,00025Тн.

6.9. Величина коэффициента , используемого для расчета размера дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по полной или частичной окраске транспортного средства, определяется в соответствии с нормативной трудоемкостью выполняемых работ, установленной предприятием-изготовителем, из расчета  коэффициент= 0,001Тн.

6.10. Величина коэффициента, используемого для расчета размера дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ, вызывающих нарушение качества заводской сборки транспортного средства и разнотон при частичной окраске, является постоянной.

Для учета этих факторов дополнительного снижения товарной стоимости необходимо к расчетному значению коэффициента, полученному для учета влияния основных ремонтных работ, прибавить соответствующее значение, принятое по таблице 3 (см. 6.8).

6.11. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по ремонту (замене) несъемных элементов, формирующих каркас кузова (платформы, рамы), или устранению перекоса несущих частей снижается на 50%, если имеются признаки (следы) предыдущих аварийных повреждений несъемных элементов.

6.12. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по полной или частичной окраске определяется для транспортных средств с заводским лакокрасочным покрытием и сроком эксплуатации не более пяти лет.

При наличии гарантии предприятия - изготовителя транспортного средства на лакокрасочное покрытие, превышающей упомянутый срок, для определения возможности расчета УТС следует руководствоваться сроком гарантии на покрытие.

6.13. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по полной или частичной окраске транспортного средства не определяется, если кузов (кабина, рама и грузовая платформа) автомобиля, автобуса, прицепа-дачи перекрашивался снаружи в зоне аварийного повреждения или полностью.

6.14. Величина дополнительной утраты товарной стоимости при выполнении работ по полной или частичной окраске транспортного средства снижается на 50% при наличии на деталях (кузове, кабине, платформе), не затронутых рассматриваемой аварией, следов предыдущих аварий (ремонтной окраски). Утрата товарной стоимости по разнотону в этом случае не определяется.