Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Автомобильная аккумуляторная батарея: особенности эксплуатации, обслуживание

Об особенностях эксплуатации аккумуляторных батарей разных видов

Каждая аккумуляторная батарея, будь то источник питания для автомобиля или же простая батарейка, с помощью которой осуществляется работа того или иного инструмента или гаджета, нуждается в корректном использовании и уходе. Соблюдая правила эксплуатации аккумуляторных батарей, можно обеспечить длительный срок их службы — так, чтобы они, как положено, выработали свой ресурс. Известно, что к каждому электроинструменту, оснащенному батареями (а также к самим АКБ), всегда прилагается инструкция по эксплуатации, заглянуть в которую никогда не будет лишним. Здесь мы рассмотрим основные тонкости, связанные с тем, как правильно пользоваться разными видами батарей, в зависимости от сферы их применения.

Известно, что батареи для автомобиля бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. К обслуживаемым относятся свинцово-кислотные, а к необслуживаемым — большей частью гелевые и AGM-аккумуляторы. Они более удобны и универсальны в использовании. Поскольку жидко-кислотные батареи до сих пор находятся в приоритете у многих водителей по причине их невысокой цены и надежности, будет справедливо вначале рассказать об особенностях их применения.

Особенности применения жидко-кислотных автомобильных аккумуляторов

Проверка электролита

Если батарея вашего автомобиля заполнена внутри «банок» электролитической жидкостью, это значит, что периодически нужно будет проверять ее плотность и уровень. Время от времени придется доливать в аккумулятор дистиллированную воду. Обслуживаемые АКБ всегда имеют доступ к отсекам, и уровень жидкости нужно проверять в каждом из них.

Для чего требуется доливка дистиллированной воды? Дело в том, что у всех жидких автомобильных батарей в процессе работы происходит постепенное снижение уровня электролитической жидкости, а процент серной кислоты, наоборот, становится больше, потому что вода испаряется. Это называется повышением плотности электролита. Именно оно оказывает негативное влияние на качество функционирования батареи. Если в течение от одного до трех месяцев жидкость испаряется до критического уровня (в аккумуляторе ее становится мало, и свинцовые пластины могут оголиться), следует проверить регулятор уровня напряжения на предмет его исправности. В норме сильное падение уровня жидкости наблюдается, как правило, в течение 2-4 лет после того, как началась интенсивная эксплуатация аккумулятора после его приобретения.

Скорость, с которой испаряется жидкость внутри аккумуляторных «банок», зависит от многих факторов:

  • уровень качества самих АКБ;
  • неправильная эксплуатация аккумуляторных батарей;
  • исправность электрического оборудования автомобиля;
  • погодные условия и режимы поездок.

Проверка напряжения

Как видите, обслуживаемая автомобильная батарея требует к себе особого отношения. Кроме того, в процессе эксплуатации АКБ, раз в два-три месяца настоятельно рекомендуется проверять ее показатель напряжения, который в норме составляет от 12 до 12,8 В. При этом, важно помнить о том, что если U становится ниже 11,6 В, ваш аккумулятор срочно нуждается в полной зарядке с помощью подходящего к нему зарядного устройства.

При эксплуатации аккумуляторных батарей жидко-кислотного типа важно также помнить о том, что скорость саморазряда у них достаточно высока по сравнению с более дорогостоящими современными аналогами. Она может достигать 10-14% в месяц, а после того, как длительность службы АКБ превышает 2 года, саморазряд становится больше, как минимум, в три раза. Если ваша батарея долго не используется, не забывайте о ее регулярной подзарядке. Хотя бы раз в 2 месяца.

О выборе правильного ЗУ

Если применяемое зарядное устройство имеет зарядное U ниже, чем 13,8 вольт, аккумулятор постоянно будет недозаряженным. Это может быстро привести к тому, что называется «хроническим недозарядом», в результате которого КПД аккумулятора и его емкость падают. Поэтому всегда следует использовать только подходящее зарядное устройство.

Помните о том, что эксплуатация батарей при постоянном заряде не больше 50-60 процентов очень быстро приведет к потере емкости, потому что активная масса электродов внутри АКБ будет подвержена ускоренному оплыванию.

Как стареет жидко-кислотная АКБ

Чем старше становится аккумулятор вашего автомобиля, тем больше будет процент его естественного износа со временем:

  • Сечение главных элементов конструкции электрода со знаком «плюс» станет значительно меньше, что приведет к повышению сопротивления внутри аккумулятора. Новая батарея имеет гораздо меньшее сопротивление, вследствие чего и разрядное напряжение у нее намного выше.
  • Если эксплуатация АКБ осуществляется постоянно и долго, емкость ее постепенно снижается. Потому что уровень активных веществ, которые участвуют в электрохимических преобразованиях, снижается.
  • Со временем будет увеличиваться расход дистиллированной воды в процессе обслуживания аккумулятора. Через год воды потребуется в 1,5 раза больше, а через два года — в 2-3 раза больше.

Советы по эксплуатации

Для того чтобы ваша жидко-кислотная батарея работала как можно дольше, следует соблюдать несколько правил и руководствоваться следующими показателями:

  • Проверяйте плотность электролита в каждом отсеке АКБ. В норме она составляет 1,27 гр/см 3 .
  • Показатель U в разомкнутой электрической цепи при замерах мультиметром не должен опускаться ниже 12,5 вольт.
  • Следите за надежным креплением батареи в машине.
  • Если аккумулятор сильно разряжен, позаботьтесь о том, чтобы как можно скорее приступить к его полноценной зарядке.
  • Не злоупотребляйте короткими и нерегулярными «подзарядками», снижающими емкость АКБ.
  • Все работы по обслуживанию жидко-кислотной батареи выполняйте в защитных перчатках.
  • Помните о взрывоопасности жидкой кислоты и не заряжайте такой аккумулятор вблизи источников открытого огня и при высоких температурах.
  • Регулярно проверяйте состояние клемм на предмет загрязнений и белого налета в виде окисей тяжелых металлов. Почему окисляются клеммы аккумулятора, читайте здесь →

Своевременная проверка аккумулятора убережет вас от неприятных сюрпризов и продлит его срок службы.

Особенности применения гелевых автомобильных аккумуляторов

Безусловно, эксплуатация гелевых аккумуляторов может показаться гораздо более простой, если сравнивать ее с дешевыми «кислотниками».

С одной стороны это, действительно, так. Поскольку внутри такого источника тока находится не жидкость, а гель, он более безопасен в применении и не подвержен взрывоопасности. Гелевую АКБ при необходимости можно положить на бок и повернуть любой стороной, и с ней ничего не случится.

Срок эксплуатации у гелевых батарей намного больше. К тому же, они не требуют никакого обслуживания внутри: им не нужна заливка дистиллированной воды и регулярная проверка внутреннего состояния «банок». Поэтому возникает вопрос — не лучше ли сразу заплатить тысяч 10 или 15, чтобы «не париться» лишний раз?

С одной стороны, преимущества гелевых АКБ очевидны. Однако при эксплуатации аккумулятора этого типа необходимо соблюдать ряд определенных предписаний, иначе «посадить» дорогостоящий аккумулятор можно в два счета.

Если вы приобретаете гелевую АКБ, исправность бортовой сети вашего автомобиля и его составляющих, связанных с аккумуляторным питанием, должна находится на самом высоком уровне:

  • Ток должен подаваться стабильно и точно.
  • Напряжение во всех частях бортовой электросети автомобиля не должно быть скачкообразным. Если оно «скачет», аккумулятор сразу же может необратимо выйти из строя.
  • Генератор и реле-регулятор должны работать исправно, поддерживая напряжение в гелевой батарее не больше цифры в 14,4 В.
  • Что касается реле-регулятора, многие опытные автомобилисты рекомендуют сразу установить в машину запасное реле в случае приобретения гелевой АКБ. Если одно реле вдруг «накроется», другое, в данном случае, спасет батарею.
  • Следует сразу же приобрести зарядное устройство, желательно с автоматическим режимом зарядки гелевых аккумуляторов.
  • Если вдруг напряжение в АКБ становится выше 14,4 вольт (это уже критический показатель), обязательно должен сработать регулятор напряжения.

Как видите, несмотря на все положительные характеристики и внешние удобства эксплуатации аккумулятора такого типа, гелевые батареи очень капризны и также требуют особого к себе отношения. Только в несколько ином виде. Ради них водителю придется еще дополнительно потратиться на приведение в идеальный порядок бортовой сети автомобиля.

Читайте так же:
Как определить состояние свечи зажигания

Особенности применения щелочных батареек

Как бы удивительно это ни выглядело, но эксплуатация никель-кадмиевых аккумуляторов, иными словами, обычных батареек, на которых работают электроинструменты и прочие бытовые приборы, тоже имеет свои тонкости и особенности. Их обязательно следует знать для того, чтобы элементы питания правильно вырабатывали свой ресурс.

При эксплуатации никель-кадмиевых батареек нужно иметь в виду то, что им свойственен так называемый «эффект памяти». Если такие аккумуляторы подвергать частой и не очень длительной подзарядке, а также подключать к ним ЗУ, когда разряд их происходит не полностью, они как бы «запоминают» тот уровень заряда, который у них оставался, и работают не в полную силу. Поэтому у пользователя может сложиться впечатление, что АКБ вышли из строя. Но это не так.

Чтобы избавиться от «эффекта памяти» и возвратить никель-кадмиевым батарейкам хороший уровень емкости, их обязательно следует «прогнать» с помощью нескольких циклов «заряд-разряд». Не злоупотребляйте быстрыми подзарядками и не бойтесь оставлять их разряженными. Такие элементы глубоких разрядов не боятся.

Никель-металлогидридные, или Ni-MH аккумуляторы, напротив, не любят глубоких разрядов и подвержены влиянию перепадов температур.

Если вы храните такие батарейки долго без применения, а потом вдруг появилась необходимость ими воспользоваться, они не подведут вас и будут работать полноценно, даже если вы не пользовались ими несколько месяцев. Потребуется только небольшая подготовка их к работе: восстановите их емкость, зарядив и разрядив несколько раз.

Срок хранения никель-кадмиевых аккумуляторов с периодическим их применением может составлять до пяти лет. Хранить их нужно в теплом и сухом месте, желательно отдельно от электроинструмента или иного бытового прибора.

Когда речь заходит о понятии «щелочные аккумуляторы» с применением никелевых соединений, некоторые пользователи часто путают никель-металлгидридный аккумулятор с никель-кадмиевым. Они отличаются между собой главным образом тем, что Ni-Cd элементы — самые неприхотливые в эксплуатации, редко перегреваются, и их «старение» происходит очень медленно, что очень выгодно для пользователя.

Особенности применения литий-ионных и Li-pol батареек

Эксплуатация литий-ионных аккумуляторов также имеет свои особенности. При этом, правила эксплуатации Li-Ion и литий-полимера фактически идентичны, учитывая то, что современные технологии помогли устранить технические недостатки всей литиевой «линейки».

Как известно, первые Li-Ion батареи были довольно опасными и часто взрывались — главным образом, при перегреве. Сейчас все аккумуляторы этого типа снабжены контроллером уровня напряжения, который не позволяет U подниматься выше требуемого.

Для того чтобы продлить срок службы литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, соблюдайте следующие несложные рекомендации:

  • Всегда следите за тем, чтобы заряд Li-Ion или Li-полимерных аккумуляторов составлял, как минимум, 45%. Литий не любит глубокого разряда и очень к нему чувствителен.
  • Поддерживайте этот показатель заряда стабильно, не уменьшайте его.
  • Частые подзарядки таким батарейкам, вопреки распространенному мнению, не повредят. Главный плюс любого литий-ионного и li-pol аккумулятора состоит в том, что ни у тех, ни у других нет «эффекта памяти».
  • Не допускайте их перезаряда или перегрева: они довольно чувствительны.
  • Новым Li-Ion аккумуляторам можно провести несколько циклов «заряд-разряд». Но не с целью убрать «эффект памяти», а для того, чтобы откалибровать их контроллер для его правильной и четкой работы. Подробнее о калибровке аккумуляторов читайте здесь →

Эксплуатация аккумулятора любого типа имеет особенности и нюансы, которые пользователь всегда должен иметь в виду. Это поможет больше узнать как об автомобильных аккумуляторах, так и о самых обычных батарейках, вникнуть в суть их работы и продлить срок их службы при использовании.

Особенности технического обслуживания аккумуляторной батареи

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи автомобиля

Беспроблемность эксплуатации аккумулятора автомобиля во многом будет зависеть от правильности ухода за АКБ. Автовладельцу необходимо обеспечить своевременное и правильное обслуживание аккумуляторных батарей, поскольку это поможет ему исключить какие-либо проблемы с транспортом. Такая машина будет заводиться даже в самый сильный мороз, а сам аккумулятор прослужит максимально долго, не доставляя каких-либо хлопот автовладельцу.

Устройство аккумулятора

На современных автомобилях используются аккумуляторы различных типов. Они могут отличаться своей конструкцией, принципом работы, показателями емкости и напряжения. У распространённых свинцово-кислотных моделей имеются пластины из свинца, которые залиты электролитом. Корпус АКБ выполняется из прочного герметичного пластика, не подверженного воздействию кислот, и отличается максимальной долговечностью.

Конструкция аккумулятора у легковых автомобилей подразумевает наличие шести герметичных активных пластин с изоляцией из пластмассового сепаратора. Электроды выполнены из устойчивых к кислотам свинцовых сплавов, что и позволяет гарантировать низкий уровень саморазрядки. В продаже также можно найти комбинированные и гибридные батареи, которые отличаются простотой конструкции и имеют доступную стоимость.

Разновидности АКБ

На сегодняшний день в автомобилях используется несколько разновидностей аккумуляторов, которые обеспечивают беспроблемный пуск двигателя. Такие аккумуляторы могут отличаться конструкцией, показателем мощности и стоимостью:

Обслуживание аккумуляторов

  1. Сурьмянистые модели подразумевают частое вскипание электролита, что потребует от автовладельца постоянного пополнения жидкости, которую требуется дополнительно разводить дистиллированной водой. Несмотря на простую конструкцию и необходимость постоянного контроля уровня электролита, такие аккумуляторы пользуются популярностью на рынке, что объясняется их доступной стоимостью и отличными эксплуатационными характеристиками.
  2. Малосурмянистые разновидности — это модификация простейшей батареи, которая позволяет снизить расход электролита, что существенно упрощает уход за АКБ. Отсутствие сурьмянистой основы у такой модификации избавляет автовладельца от необходимости постоянного контроля и восполнения электролита. Однако при эксплуатации таких кальциевых батарей могут возникать определенные проблемы с зарядкой. Соответственно, потребуется на регулярной основе проверять заряд и выполнять подзарядку батареи.
  3. Гелевые аккумуляторы появились на рынке относительно недавно и быстро стали пользоваться популярностью у покупателей. Вместо жидкого электролита внутри корпуса таких батарей находится плотная гелевая масса. В качестве изоляторов применяется специальный пористый материал из активных элементов. Эксплуатация таких батарей не представляет сложности, а сам аккумулятор с легкостью выдерживает длительную работу. У него не наблюдается осыпание пластин и отсутствует потеря эксплуатационных характеристик при длительной вибрации.

Любой аккумулятор требует соответствующей подзарядки, правильной эксплуатации и обслуживания АКБ. Только так можно будет обеспечить беспроблемность эксплуатации техники, а автовладелец будет всегда уверен в своей машине, которая заведется даже в самый сильный мороз.

Правильный выбор

Как ухаживать за аккумуляторами

Залогом беспроблемной эксплуатации аккумулятора станет правильный выбор батареи. Необходимо позаботиться о том, чтобы показатели емкости и номинального пускового тока полностью соответствовали характеристикам автомобиля. Корпус батареи не должен иметь механических повреждений, не допускается наличие на клеммах кальциевого налета.

Также не рекомендуется экономить и приобретать АКБ на рынке, поскольку там получить необходимую гарантию будет невозможно. Лучше всего покупать батареи в специализированных магазинах, где автовладелец будет полностью уверен в оригинальности той или иной модели аккумулятора и при этом получит на эксплуатацию необходимую гарантию качества.

Аккумуляторы сегодня продаются уже полностью заряженными, поэтому после покупки какой-либо дополнительной подзарядки АКБ не потребует. А вот если показатель напряжения у нового аккумулятора ниже 12 В, это может свидетельствовать о браке и наличии каких-либо проблем с батареей. От покупки АКБ с низким начальным зарядом следует отказаться.

Нелишним будет дополнительно приобрести пуско-зарядное устройство. Предпочтение следует отдавать импульсным моделям, которые позволяют не только быстро заряжать батарею, но и обеспечивают тонкую корректировку напряжения, позволяя безопасно подзаряжать АКБ. В будущем такое устройство станет гарантией беспроблемной эксплуатации аккумулятора и всего автомобиля.

Читайте так же:
Можно ли нарушать правила дорожного движения, если необходимо уступить дорогу автомобилю с мигалкой

Регулярность технического обслуживания

Автовладельцам рекомендуется производить осмотр и сервис аккумулятора раз в три-четыре месяца. Также необходимо проводить дополнительный осмотр и проверку батареи с наступлением холодов, когда на неё приходится повышенная нагрузка. Техническое обслуживание АКБ автомобиля подразумевает выполнение следующей работы:

  1. Проверка напряжения на клеммах.
  2. Осмотр корпуса на наличие механических повреждений.
  3. Проверка электролита через мерное окошко.
  4. Дополнительная подзарядка батареи.

Если автовладелец пренебрегает необходимостью регулярного технического обслуживания аккумулятора, в конечном счёте происходит разряжение батареи и появляется окисление на клеммах. Также может упасть уровень электролита, что приведет к выходу из строя свинцовых пластин. В итоге автомобиль откажется заводиться и придется менять аккумуляторную батарею.

Правила безопасности

Технические параметры аккумуляторов

При выполнении ремонта и обслуживания АКБ необходимо следовать соответствующим правилам и мерам безопасности. При осмотре аккумулятор не рекомендуется переворачивать и класть на бок. Работа выполняется в резиновых перчатках, дополнительно можно использовать защитные очки. Особенно аккуратно следует работать с электролитом и кислотой, которые, попав на кожу, могут вызвать раздражение и аллергию.

Правильная зарядка

Раз в год потребуется демонтировать аккумулятор и в условиях гаража или дома провести его подзарядку соответствующим пусковым устройством. Можно использовать как покупные пуско-зарядные устройства, так и изготовленные своими руками выпрямители. Современные зарядные устройства отличаются простотой в использовании, поэтому с самостоятельной зарядкой батареи справится каждый автовладелец.

Большинство модификаций зарядных устройств имеет полностью автоматический режим, что существенно упрощает подзарядку, а вся работа контролируется автоматикой. При использовании самостоятельно изготовленных выпрямителей необходимо по мере набора ёмкости уменьшать рабочий ток, что предупредит закипание электролита.

Контроль напряжения на клеммах

Автовладельцу необходимо с регулярностью раз в 2—3 месяца проверять напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Этот показатель должен находиться в пределах интервала 12,6—12,9 В. Если отмечается падение заряда ниже 12 В, необходима дополнительная подзарядка АКБ. Для проверки напряжения используют мультиметры или нагрузочные вилки.

Текущий ремонт

В процессе эксплуатации аккумулятора автовладелец может столкнуться с необходимостью ремонта АКБ. Признаками поломки батареи являются:

Как заряжать аккумулятор

  • проблемы с пуском двигателя;
  • существенное падение напряжения на клеммах;
  • появление выраженного кальциевого налета на клеммах;
  • падение уровня электролита;
  • повышенная сульфатизация.

При появлении проблем с контактными клеммами и наличии на них налета следует зачистить контакты мелкозернистой наждачкой и сильней затянуть фиксирующие зажимы на высоковольтных проводах.

Если отмечается снижение напряжения, следует подзарядить батарею, одновременно проверив уровень электролита. Если после такой зарядки АКБ также продолжает терять заряд, аккумулятор следует заменить.

При падении уровня электролита следует через соответствующие заливные отверстия долить в аккумулятор чистый дистиллят. Использовать для повышения уровня электролита обычную воду из-под крана запрещается. Чистый дистиллят можно купить в специализированных магазинах автозапчастей.

Корпус батареи необходимо осмотреть на наличие повреждений. Если пластик пробит и через него вытекает электролит, ремонт аккумулятора невозможен. В этом случае его необходимо заменить. Именно поэтому следует обращаться с батареей предельно аккуратно, не допуская ее механических повреждений.

Десульфатация батареи

Правила использования аккумуляторов

Под сульфатацией аккумулятора принято понимать естественный процесс, при котором из-за химической реакции свинец в пластинах начинает выпадать в осадок, что приводит к проблемам с емкостью АКБ. Существуют эффективные методы десульфатации, которые подразумевают несколько циклов заряда и разряда батареи. Для такой десульфатации аккумулятор снимают с автомобиля и в домашних условиях проводят его полную подзарядку. После этого нагрузочной вилкой или другими аналогичными приспособлениями полностью разряжают батарею и снова выполняют ее подзарядку.

Проверка плотности электролита

Обслуживание автомобильных аккумуляторов

Проблемы с аккумулятором могут возникать по причине недостаточного уровня электролита и потери жидкостью своей плотности. Для проверки показателей плотности электролита следует использовать ареометры, которые можно приобрести в магазинах автозапчастей. При наличии расхождений с оптимальными показателями плотности следует долить в АКБ дистиллят или кислоту, что позволит улучшить характеристики электролита.

Залогом беспроблемной эксплуатации автомобильного аккумулятора станет техническое обслуживание аккумуляторной батареи автомобиля. Автовладельцу необходимо на регулярной основе выполнять проверку напряжения на клеммах, контролировать уровень электролита и осматривать корпус на наличие механических повреждений. Такой уход не представляет какой-либо сложности, а автовладелец будет полностью уверен в своём автомобиле.

Автомобильная аккумуляторная батарея: особенности эксплуатации, обслуживание

Что главное, как мне кажется, должен знать рядовой владелец “железного коня» об аккумуляторе:

— аккумулятор требует обслуживания. Есть аккумуляторы необслуживаемые. Где, скажем, электролит гелиевый. Но в этом случае нужно руководствоваться инструкцией изготовителя.

— основные причины, по которым аккумулятор приходится менять — потеря емкости.

Это происходит при эксплуатации и не зависит от желания владельца. Расхожая фраза среди автолюбителей: — ". аккумулятор слабый, не держит. ".

— Что же он должен держать? Заряд конечно. Причиной тому может быть, сульфатация пластин, осыпание активной массы. А это отработанный ресурс, старость. Старость можно приблизить неправильной эксплуатацией. Те аккумуляторы, которые выпускались лет 20 назад, отличаются от тех, что мы имеем сейчас. Технологии изменились, то же изготовление пластин, наполнение активной массы в эти пластины, присадки различные к электролиту и т.д. Поэтому, если раньше аккумуляторщику не нужно было читать маркировку, он мог по размеру аккумулятора сказать его емкость, сейчас по размерам определяя емкость можно ошибиться наверняка. И похожий по размерам на 60-ку, может спокойно иметь емкость близкую к 100 Ачас. Да и производители разные. И каждый в борьбе за качество пытается улучшить свое изделие.

Стартерные батареи подвергаются глубоким разрядам

Для того чтобы устранить последствия этих разрядов, аккумулятор должен периодически обслуживаться и заряжаться. Если аккумулятор имеет пробки, значит,

в нем периодически должен проверяться уровень и плотность электролита. Как периодически? Ну, хотя бы при переходе с весенне-летней на осенне-зимнюю эксплуатацию. Иными словами: «сезонное обслуживание». Не мешает так же посматривать и за состоянием аккумулятора, проводить внешний осмотр. Клеммы, верхняя крышка. Ну, по клеммам понятно. По крышке — иногда она "потеет". появляется белый налет, это хорошо видно особенно в теплое время года.

Такое должно насторожить. Многие аккумуляторы сейчас имеют достаточно прозрачный корпус, на некоторых есть даже отметки минимального уровня электролита. Ну, а там, где корпус непрозрачный, придется воспользоваться стеклянной трубочкой.

Пробки банок выкручиваются, трубочка вставляется в банку до момента упора в пластины. Затем верхнее отверстие закрывается пальцем, и трубочка вынимается из банки. Оставшийся столбик электролита в трубочке скажет вам об уровне его выше пластин. Он должен быть 8 -10мм. Если в трубочке меньше уровень — это нехорошо, если вообще нет- это очень плохо, если больше — то это тоже нехорошо, поговорка о каше и масле здесь некорректна. Если с уровнем все ясно — переходим к плотности.

ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА

Плотность электролита должна измеряться при температуре 20 град . С Почему именно при этой: потому что все расчетные таблицы сделаны для этой температуры. А дальше есть таблицы, которые вносят поправки, если температура отличается. Я попробую усреднить эти значения по климатическим районам. Условия так определим — электролит в аккумуляторе до зарядки и после. Условно возьмем три климатических зоны:

Север,- где температура — 40 обычное явление

Центр,- где может быть до -30

Юг,- где – 5 скажем уже холодно

Так вот, для Севера Плотность электролита залитого в аккумулятор перед зарядкой -1,27,после -1.29, для Центра это будет 1.25,после1.27, для Юга -1.23, после1.25 г/см. куб.

Плотность электролита после заряда повышается и после заряда ее нужно обязательно проверять. Если плотность в какой – либо из банок после заряда не возросла (даже в одной) — можете готовиться к затратам на покупку нового аккумулятора.

Читайте так же:
Крутящий момент двигателя – как сделать мощнее свой автомобиль?

При пониженной плотности аккумулятор не наберет нужную емкость при зарядке и будет быстро разряжаться, а зимой просто замерзнет и даже может лопнуть корпус.

При высокой плотности вроде бы все наоборот, но повышенная сульфатация пластин, быстренько приведет аккумулятор в негодность.

Зарядка аккумулятора

Теперь о заряде аккумулятора. Видов заряда кислотных аккумуляторов существует несколько. И применяются они в зависимости от конкретных условий. Сказать о них можно многое.… Но вот я думаю, нужно ли. Поэтому я скажу об основных, приемлемых для автолюбителя, а об остальном бегло и в общем…

Исхожу из того, что кто-то, прочитав эту информацию, захочет вдруг «оживить» старый аккумулятор, стоящий под верстаком в гараже. Ну, если не получится — ладно, все равно не выбросит.… Но дело в том, что зарядка аккумулятора требует соблюдения мер безопасности.

А некоторые виды зарядки, мягко говоря, далеко не безопасны и при их проведении нужно не только знать, что творишь, но и соблюдать дополнительные меры предосторожности. Да и зарядные устройства разные бывают. Каждый автолюбитель когда-нибудь приобретал новый аккумулятор. О способах и местах приобретения подробно говорить не будем. Но замечу только одно, уже во многих городах продают аккумуляторы, давая гарантию. Но при одном условии — вы приезжаете на своем авто, они проверяют исправность системы зарядки на автомобиле и устанавливают аккумулятор.

Зачем это делается. Есть неисправные. И если напряжение на зарядку аккумулятора будет выдаваться больше или будет обнаружена утечка при выключенном зажигании, (о сигнализации они знают) -гарантии никакой вы не получите. Ну, это на автомобиле, но вы решили обслужить свой аккумулятор, слили старый электролит, промыли, залили новый правильной плотности, и теперь осталось зарядить. Существует в продаже множество видов различных зарядных устройств. Нужно просто подобрать то, которое вам подходит. У нас есть зарядное устройство, которое сочетает в себе ручной и автоматический режим заряда и имеет защиту от перегрузки и короткого замыкания.

Ручной режим используем, когда нужно зарядить либо аккумулятор большой емкости, либо несколько одновременно.

Чем определяется ток нормального заряда аккумулятора. Выходным напряжением с зарядного устройства и внутренним сопротивлением аккумулятора, которое изменяется при его разряде и заряде. Нет, есть еще условия, но я их опускаю и в физику процесса не углубляюсь. Так вот, ток выставляется по прибору, (поскольку сопротивление вашего аккумулятора вы не знаете),- равным десятой части емкости вашего аккумулятора. Иными словами, если емкость равна 45А/ч, то нормальный ток заряда 4,5А. Вот с него вы и начинаете заряд. По мере заряда ток будет уменьшаться, т.к. аккумулятор будет заряжаться, и внутреннее сопротивление его будет возрастать.

Пробки на аккумуляторе должны быть открыты.

По мере зарядки вы заметите, что температура электролита будет повышаться.

Вообще, при зарядке аккумулятор периодически нужно «щупать за бочок», горячим он быть не должен.

В противном случае зарядку нужно немедленно прекратить.

Через некоторое время электролит начинает «закипать».

Закипает он не в прямом смысле (не как вода в чайнике). Начинается процесс электролиза, с выделением водорода и кислорода. Этот процесс напоминает кипение, по звуку. Нужно обратить внимание вот на что:

на «нормальном» аккумуляторе этот процесс в банках начинается одновременно (с небольшой разницей во времени). Но могут быть варианты. Какая-то банка может «закипеть» намного раньше остальных. Вот это и есть баночка, которая потеряла часть емкости, и нормальный зарядный ток для нее становится становится не нормальным, а больше. Может оказаться банка, которая не закипела, а остальные уже готовы. Тоже плохо. Возможная причина понятна. В любом случае после заряда нужно проверять напряжение и плотность электролита.

Были случаи, когда человека отвлекали или просто по невнимательности при замене электролита в одну или несколько банок вместо разбавленного электролита заливалась вода. И последнее, если вы решили это все делать сами, обязательно прочтите меры безопасности. Стеклянные банки, конечно, посуда хорошая и даже многоцелевая, но для приготовления электролита непригодная и опасная. Лучше уж использовать соответствующую пластиковую или эбонитовую тару. После смешивания кислоты с водой электролиту нужно дать остыть, и после этого уже замерять плотность. А лучше всего брать уже готовый расфасованный. Ну, это если есть где взять.

Теперь о напряжении. Автомобильный аккумулятор имеет 6 банок, соединенных последовательно. Напряжение одной заряженной банки 2,4В . Значит общее должно быть 14.4В.

Ну и о недозаряженном аккумуляторе. Вот я сегодня завел утром машину, приехал на работу. Померил напряжение на аккумуляторе — 12,86 В.

Ехать мне 4 км, ну и прогрев около трех минут. Температура воздуха утром была -17. Ночью не знаю. Машина ночует возле дома под открытым небом. Ну, наверное, процентов 85 от заявленной величины все же есть. Как вы считаете – нормальный аккумулятор? Емкость аккумулятора 45Ач. А теперь представим, что у меня стоит аккумулятор с емкостью 60Ач. ток заряда у этого аккумулятора будет другой. И времени на его заряд нужно больше. Да, я получу выигрыш во времени. Будет, разряжается дольше,… а заряжаться. А потом что с ним делать? Нет, можно конечно его снимать и ставить на зарядку… но, а в итоге свой срок он не выслужит, состарится быстро. И емкость он потеряет из-за постоянного недозаряда и сульфатации пластин. Чем опасна сульфатация… да тем, что, покрывая пластины налетом, выводит из процесса часть или полностью активную массу, которой заполнены пластины.

И об активной массе. Она может выпадать из пластин и оседать на дне банки. Этот процесс идет в ходе эксплуатации аккумулятора. И через какое- то время аккумулятор приходит в негодность, так как теряет емкость. Но есть вариант и жестче. Это когда владелец не обслуживает аккумулятор. А на его дне скапливается достаточно большое количество токопроводной грязи. И однажды попав на кочку — машина вдруг глохнет…

Происходит «закорачивание» пластин аккумулятора грязью.

Происходит резкое снижение внутреннего сопротивления аккумулятора, и какие последствия могут быть — зависит не от одного фактора.

Но спрогнозировать можно. И если все «срослось» в этот момент- стоимость ремонта будет значительно выше стоимости нового аккумулятора… и не одного его, обратите внимание. Поэтому, при замене электролита (обслуживании) — аккумулятор нужно мыть, убирать из него эту грязь. Работа скажу вам, требующая терпения.

Далее: аккумулятор, как многие заметили, располагается, как правило, в моторном отсеке, но даже если и в другом месте, он все равно находится внутри кузова. И обязательно имеет крепление. Он не должен болтаться и подпрыгивать при колебаниях кузова автомобиля при движении.

Почему, догадались ?- это будет способствовать осыпанию активной массы, какие бы там технологии при заполнении ею пластин не применялись. Это уже механическое воздействие.

И еще. Если вас просят дать аккумулятор, для того чтобы «пускануть» свою машину, и вы решили помочь — посмотрите что за машина.

Мотор может оказаться дизельным. О «прикуривании» разговор совсем отдельный. Так вот на дизелях аккумуляторы ставят помощнее, а иногда два параллельно,… а иногда два последовательно соединенных.… Да и токи пусковые разные. Так что сократить своему «другу» жизнь можете резко…. Вот теперь про активную массу все.

Читайте так же:
Самые выдающиеся масл-кары и хот-роды Chevrolet с выставки SEMA 2019

Теперь о зарядах. То, что было описано в начале, я кое-что не написал, допишу сейчас. Когда вы заряжаете нормальным зарядным током – при понижении тока по мере заряда аккумулятора вы изменяете выходное напряжение, поддерживая нужное значение тока. И так до окончания зарядки аккумулятора. Это будет заряд «нормальным зарядным током» Или как сейчас встречается название «постоянным током». Мне не совсем нравится это определение, поскольку у некоторых может вызвать неправильное толкование…

Данный вид заряда предпочтительно разбить на два этапа. Нормальным током довести напряжение на аккумуляторе до 14.4 В, соответственно и плотность, а затем уменьшить ток заряда в два раза и дать ему «покипеть» 2 часа.

Существует и «восстановительный заряд», опять же говорю, как учили меня, сейчас есть определение «уравнительный заряд». Но дело не терминологии, а в сути. Это тот же нормальный заряд, но по времени он длится больше – три часа. При достижении нормального напряжения и плотности электролита. Этот вид заряда позволяет устранить последствия глубоких разрядов и снизить сульфатацию электродов.

Есть еще другие виды зарядов. Они применяются тогда, когда есть ограничения во времени и требуется решать какие-либо задачи. Когда на срок службы аккумулятора уже никто не смотрит. Токи заряда и время при их проведении совершенно другие. Ток заряда может выбираться из расчета до 70% от емкости аккумулятора, время при этом значительно сокращается… Жизнь аккумулятора тоже. Опасные факторы, возникающие при зарядке, тоже проявляются быстро. Это заряд – «ускоренный», «форсированный». Но рядовому автолюбителю он вряд ли понадобится. Был еще в свое время один вид заряда… но тогда аккумулятор можно было разобрать, вынуть из него более или менее пригодные банки , собрать их в один корпус…. Или хорошенько промыть аккумулятор, развести электролит соответственной плотности, выполнить заряд…

Короче говоря, заставить аккумулятор какое-то время еще «послужить». После этого он просто выбрасывался. Причины, по которым я не описываю эти виды заряда, надеюсь, понятны.

Что же происходит на автомобиле? Заряжается ли там аккумулятор? Думаю, что нет. Подзарядка идет. А вот заряд, в том смысле как он должен быть – нет. Подзарядка это не очень хорошо для аккумулятора. Хотя для обеспечения работоспособности — приемлема. Вот поэтому обслуживание должно быть. Да, не написал, при зарядке температура электролита не должна быть больше 45-50град. Если температура растет — выключать немедленно.

В заключение хочу вот что сказать…

Так уж получилось, что в автомобиле выделились некоторые устройства, которые уверенно зачислили в разряд «пасынков». Аккумулятор тому яркий пример. Ну, стоит он себе там и пускай стоит. Нужен — то всего лишь для запуска.… Ну, музыку послушать на отдыхе.… Ой, ли. Сюда же можно и стартер отнести, и генератор…

Вспомните хоть одного человека, который провел ТО или приехал и попросил провести ТО перечисленных агрегатов. Стартер «ходит»- пока крутит, генератор пока напряжение выдает…

О каких там щетках или чистке коллектора речь… о смазке вообще вспоминают, когда подшипникам конец приходит. Кстати, когда загорается индикация в виде аккумулятора, то сразу говорят – «зарядка пропала». Зарядка-то зарядка, только правильнее будет сказать — «система электропитания автомобиля перешла на питание от аккумулятора» — считай режим аварийный.

И пульсации он сглаживает, и генератору «помогает», а не только запуск и прослушивание музыки. И место в системе электропитания автомобиля у него свое, достойное.

Обслуживание автомобильного аккумулятора

аккумулятор

Аккумуляторная батарея отвечает за выработку электрической энергии, необходимой для работы важных устройств машины. А поскольку, без аккумулятора невозможно представить эксплуатации автомобиля, очевидной становится значимость его исправной работы.

Эта статья – это краткая инструкция о том, что включает в себя правильное обслуживание автомобильного аккумулятора, поскольку грамотный и своевременный сервис АКБ дает возможность использовать ее весь срок службы без особых проблем.

Энергетический баланс

Показатели, имеющие отношение к энергетическому балансу – это емкость аккумулятора, необходимая мощность для питания потребителей тока, генератор, обороты холостого хода.При этом, сам аккумулятор отвечает за накопление. Он может аккумулировать и отдавать электрическую энергию.

Для достаточного уровня заряда АКБ необходим стабильный подзаряд от генератора автомобиля. Если количество энергии, отдаваемой аккумулятором, превышает количество, принимаемой АКБ, то батарея постепенно становится «пустой».

Правила энергетического баланса:

  1. Сбалансированные соотношения между получаемой энергией и отдаваемой при разрядке – это успешные факторы для поддержания здорового энергетического баланса.
  2. Установка дополнительных потребителей тока могут нарушить устойчивость энергетического баланса.
  3. Основными параметрами, определяющими энергетический баланс, являются общее количество тока, используемого потребителями и индивидуальные условия движения автомобиля.

Оптимальные условия нагрузки

благоприятные условия баланса энергии

Благоприятной нагрузкой для АКБ автомобиля является та, при которой происходит его зарядка. При этом, энергии, вырабатываемой генератором достаточно как для потребителей, так и для автомобильного АКБ.

Например, при движении машины в течение долгого времени, его генератор вырабатывает достаточное количество тока для освещения дороги, работы навигационной системы и т. д., а оставшаяся энергия потребляется для зарядки.

Неблагоприятные условия нагрузки

не благоприятные условия баланса энергии

Работа двигателя на низких оборотах, например, при движении по городу в прохладную погоду при низкой температуре воздуха, с большим количеством включенных потребителей тока: подогрев сидений, противотуманные фары, обогрев зеркал и стекол, приводит к недостаточности вырабатываемого тока генератором.

С целью компенсации недостатка тока, энергия дополнительно расходуется из автомобильного аккумулятора. С течением времени, такая схема приводит к разряжению АКБ.

Критичным условием такой ситуации может служить снижение способности АКБ принимать зарядную энергию при очень низких температурных условиях.

Периодический разряд (например, включение функций Coming Home/Leaving Home, работа систем после отключения двигателя) при очень низких температурах не компенсируется.

Высокая температура

повышение температуры акбВысокий температурный режим служит фактором, оказывающим прямое воздействие на химические процессы, протекающие в АКБ, а именно, он является их ускорителем. Важно отметить, что увеличение температуры на 10 градусов влечет за собой удвоение скорости реакций.

Мощность аккумулятора имеет тенденцию к снижению и это происходит из-за уменьшения вязкости вещества электролита. При этом, показатель емкости увеличивается.

Повышение температуры оказывает отрицательное влияние на пластины электродов, в результате чего на решетках усиливается коррозия.

Воздействие высокого температурного режима отражается на аккумуляторе неблагоприятно и влечет, вызванный химическими процессами, саморазряд АКБ.

Низкая температура

Эффект от действия химических реакций в условиях низкой температуры такой – вязкость серной кислоты увеличивается. Химические процессы протекают не так активно. Происходит повышение внутреннего сопротивления аккумулятора. В дальнейшем, это отражается на эффективной емкости АКБ, и носит все более отрицательный характер при понижающейся температуре.

Иными словами, в морозы есть вероятность того, что стартер автомобиля не сможет вращаться с нужной частотой и двигатель не заведется, поэтому номинальная емкость аккумулятора не должна иметь слишком низкие показатели.

машина зимой

Холодный пуск двигателя

Холодный пуск представляет собой большую и неблагоприятно сказывающуюся на аккумуляторе, нагрузку. Сам факт увеличения силы нагрузки возникает в результате:

  1. Низкие температуры в холодное время года оказывают прямое влияние на вязкость масла в моторе автомобиля – она повышается, что в свою очередь увеличивает сопротивление прокручиванию двигателя.
  2. Показатель внутреннего сопротивления увеличивается при отрицательных температурах, в результате этого отдаваемая мощность батареи снижается.
  3. В холодное время года, аккумулятор заряжается не в полном объеме.

Для эксплуатации АКБ при холодном пуске двигателя на максимальной мощности, необходимо, чтобы он был в хорошем состоянии. Для этого перед началом зимнего сезона рекомендуется проверить его основные параметры.

Еще один значимый пункт — регулярный уход за АКБ, если речь идет об обслуживаемом, то нелишним будет проверка уровня электролита. Если на генератор идёт отдельный ремень, то иногда надо проверять его натяжение. При первых признаках разряда рекомендуется своевременная подзарядка батареи.

Читайте так же:
Наклейки на автомобиль (оклейка, поклейка)

Берегите аккумулятор

При отрицательных температурах нагрузка на АКБ сказывается наибольшим образом, для запуска мотора требуется большая мощность. При этом стоит учесть факт: для восстановления заряда аккумуляторной батареи требуется некоторое время, так как замерзшее вещество электролита медленно циркулирует внутри пластин. Из-за такой особенности в случае первого неудачного запуска двигателя, повторный запуск рекомендуется через несколько минут. В случаях, когда водитель беспрерывно пытается запустить стартер в холодную погоду, АКБ тратит огромное количество энергии, в результате – полностью разряжается.

Визуальный осмотр

До замеров основных параметров, правильное обслуживание автомобильного аккумулятора стоит начать с осмотра внешнего состояния АКБ. Его можно оценить по следующим параметрам:

Состояние корпуса

Необходимо обратить внимание на наличие сколов и трещин на моноблоке, это может повлечь вытекание жидкого вещества АКБ – электролита. Так как содержимое батареи представляет собой агрессивное химическое соединение, попадание его на детали автомобиля может привести к их повреждению.

Устройство крепления АКБ

На срок работы аккумулятора большое влияние может оказать вибрация при движении автомобиля, которая возникает из-за недостаточно хорошего крепления АКБ. Такой фактор может послужить причиной выхода из рабочего состояния решеток электродов, и в итоге к опасности взрыва аккумулятора.

Недостаточно надежное крепление АКБ в автомобиле может привести к снижению безопасности при аварии. Так, если аккумулятор не закреплен при помощи прижимной планки, это может повлечь за собой повреждение его корпуса.

Необходимо обратить внимание на то, что на корпусе аккумулятора к крепежному выступу должна плотно прилегать прижимная планка и сидеть в специально предусмотренных выемках – фиксаторах. Здесь, как вариант дополнительной прочности, следует установить переходную планку.

крепёжная планка аккумулятора

На некоторых типах аккумуляторов фиксирующие элементы находятся ,с одной стороны, на других – с обоих. Специально установленные выступы на крепежной планке удерживают корпус аккумулятора от смещения.

Полюсные выводы

Нарушение состояния полюсных выводов может стать причиной плохого контакта между данными соединениями.

проверка контакта аккумулятора

Неправильная посадка клемм и слабая затяжка на выводах может стать опасностью нагревания и возгорания кабелей, соединяющих эти элементы.

Отслеживание достаточности уровня электролита

отслеживание уровня электролита

Проверка уровня электролита и поддержание его на правильном уровне служит залогом долгосрочной эксплуатации АКБ. Недостаточный уровень электролита становится причиной снижения показателя емкости, потому что обсыхают верхние части электродов.

Такая ситуация усугубляет состояние электродов в том, что прогрессирует коррозия деталей аккумулятора, и в итоге может повлечь опасность взрыва.

Таким образом, как только снижается количество электролита в АКБ, необходимо это исправить, долив дистиллированную воду.

Избыток вещества электролита в корпусе АКБ может привести к его вытеканию из моноблока и попаданию на расположенные рядом детали автомобиля.

При визуальной проверке электролита через корпус АКБ необходимо контролировать одинаковый уровень во всех гальванических элементах, разница в 10 мм и больше свидетельствует о внутренней неисправности аккумулятора.

Необслуживаемые аккумуляторы

В аккумуляторных батареях такого типа следить за уровнем электролита нет необходимости, соответственно открывать корпус такой АКБ не допускается. Для контроля предназначен индикатор, который говорит о том, что срок службы АКБ истек.

индикатор аккумулятора

В аккумуляторной батарее с прозрачным корпусом уровень вещества отслеживается с помощью отметок «максимум» и «минимум».

В АКБ со стекловолоконным наполнителем указатель уровня отсутствует, такие АКБ обычно имеют чёрный корпус, поэтому проверить уровень электролита невозможно.

Проверка работоспособности аккумулятора

Показатель работоспособности АКБ можно оценить по величине тока, который способен отдавать аккумулятор в полностью заряженном состоянии в течение определенного времени при установленном температурном режиме.

Нормативами установлено значение тока на полюсных выводах, соответственно, данный показатель не должен опускаться ниже нормы.

тестер аккумулятора

Оценить уровень напряжения можно при помощи тестера АКБ. При такой проверке нет необходимости отсоединения аккумулятора от автомобиля. Этот тест сможет показать насколько пригодна аккумуляторная батарея для автомобиля в течение своего гарантийного срока.

Такой тест можно проводить один раз, а повторять после 100% подзарядки АКБ.

Заряд аккумулятора

При каких условиях можно заряжать аккумулятор

Если показания работоспособности аккумулятора определились таким образом, что требуется его зарядка, нужно соблюдать следующие условия: хорошая проветриваемость помещения, температура аккумулятора соответствует 10 градусам Цельсия, при повышении температуры электролита до уровня 55 градусов процедуру нужно прекратить. Нарушение последнего может привести к перегреву или даже закипанию электролита, отчего могут покоробиться пластины, в итоге это приведёт к выходу из строя АКБ. Необходимо помнить, что попытки ускорения заряда аккумулятора могут привести к ее повреждению. Для необслуживаемых АКБ основным показателем во время зарядки считается напряжение.

Приборы для заряда аккумулятора:

  1. Зарядное устройство (ЗУ).
  2. Автоматическое зарядное устройство.
  3. Адаптер для заряда аккумулятора.

Как зарядить аккумулятор

зарядное устройство аккумулятора

ЗУ должно обеспечивать напряжение заряда 16–16,6 В. Батареи заряжают двумя способами: постоянным током или напряжением.

При зарядке постоянным током необходимо каждые 1–2 часа контролировать его величину. Такой заряд производят током равным 10% ёмкости аккумулятора в течении 20-ти часов. Для АКБ ёмкостью 45 А/ч ток заряда составляет 4,5 А, эту величину тока необходимо поддерживать на протяжении всего времени заряда.

В конце заряда АКБ может возникать повышенное выделение газа, для минимизации этого эффекта, а также для повышения степени заряженности АКБ необходимо ступенчатое уменьшение тока. При достижении напряжения 14,4 В ток уменьшают в два раза, на примере ёмкости в 45 А/ч, до 2,75 А, при напряжении 15 В его снова уменьшают в два раза, до 1,38 А.

АКБ считается заряженным если напряжение и ток не меняются в течении одного, двух часов, обычно это соответствует напряжению в 16,3-16,4 В.

При зарядке постоянным напряжением скорость заряда зависит от величины напряжения:

  • при 14,4 В потребуется до 32 часов заряда;
  • при 15 В потребуется до 28 часов;
  • при 16 В потребуется до 25 часов;

На полную зарядку АКБ в течении суток необходимо напряжение в 16,4 В.

В момент включения ЗУ ток заряда может достигать 50 А и больше, для избегания такого большого зарядного тока ЗУ ограничивает его до 25 А.

По мере приближения полного заряда напряжение на выводах АКБ повышается до 14,4 В, а ток заряда уменьшается до нуля, что позволяет осуществлять заряд в полностью автоматическом режиме без участия человека.

Уделите внимание глубоко разряженному аккумулятору

Если АКБ установлена на автомобиле при его хранении, то следует ожидать так называемого саморазряда аккумуляторной батареи при наличии постоянного действующего потребителя электрического тока.

Показатель, при котором аккумулятор соответствует состоянию глубоко-разряженного, равно плотности электролита не выше 1,14 г/см 3 что примерно соответствует напряжению в 11,9 В.

Такие батареи необходимо заряжать пониженным током 1–2 А или напряжением 12–13 В, так как при больших значениях батарея не сможет набрать свою полную ёмкость. При зарядке необходимо следить чтобы ток заряда не повысился до 5% от номинальной ёмкости батареи, например, для 45 А/ч ток должен составлять не более 2,25 А.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию