Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое катализатор на автомобиле

Катализатор в автомобиле: что это, его функции и можно ли его убирать

Все современные транспортные средства оборудованы каталитическим нейтрализатором. Большинство автолюбителей, убеждено, что без него машина не сможет исправно функционировать, однако экспериментаторы уверяют, что узел необходимо устранять. Так кто из них прав, а кто вводит окружающих в заблуждение? Разберемся к нашей статье.

Что такое «каталитический нейтрализатор»?

Катализатор – это часть выхлопной трубы, отвечающая за очищение отработавших газов. В процессе сгорания топливной смеси в цилиндрах двигателя образуются углеводороды, оксиды азота, окиси углерода и прочие соединения, которые пагубно влияют на окружающую среду и организм человека. В больших концентрациях они могут даже вызывать образование смога, но такое возможно только в городах-миллионерах.

Катализатор представляет собой расширенную часть глушителя. Внутри нее установлен специальный фильтр, выполняющий, собственно, основную роль. Фильтр состоит из полых и удлиненных ячеек, изготовленных либо из керамических, либо из металлических пластин. Строение каталитического нейтрализатора внутри напоминает пчелиные соты. Именно в этой полости и производится очистка выхлопных газов.

После катализатора на глушителе автопроизводитель устанавливает датчик – лямбда-зонд, который анализирует состав выхлопа после его очистки. Если уровень СО2 высокий, датчик пошлет информацию на ЭБУ, что приведет к информированию водителя о возможных проблемах.

Как работает катализатор?

Принцип работы данного узла достаточно прост:

  • отработавшие газы выходят из цилиндров и попадают в «очистительные соты»,
  • фильтр нагревается докрасна,
  • происходит догорание выхлопа,
  • окислившиеся вещества оседают в ячейки нейтрализатора,
  • отработавший газ выходит из выхлопной трубы.

Для того чтобы запустить процесс очистки, температура внутри катализатора должна быть не ниже 750°С. Горючие вещества покидают цилиндры с недостаточным количеством тепла – 500-550°С. Химические реакции, возникающие при поступлении газов в фильтрующее пространство, разогревают ячейки и приводят к выгоранию вредных веществ.

Почему каталитический нейтрализатор выходит из строя?

Ресурс данного узла достаточно велик – первые 120-150 тысяч километров о существовании катализатора водитель может и не догадываться. Проблемы начинаются тогда, когда на панели приборов загорается ошибка «Check engine». Эта ошибка появляется при выгорании «сот» устройства и невозможности дальнейшей фильтрации газов. При выгорании ячейки уменьшаются в размерах, утрачивают способность накаляться от выходящего из цилиндров тепла, поэтому становятся бесполезны в борьбе с загрязнениями.

Помимо длительной эксплуатации, еще одной причиной выхода из строя каталитического нейтрализатора является низкокачественное топливо. Как правило, ему искусственным путем повышают октановое число, разбавляя специальными добавками. В их составе содержится один из тяжелых металлов – свинец. Его попадание в фильтрующие элементы приводит к критическому повышению температуры внутри сот и их оплавлению. Таким образом, соты начинают загрязняться своими же отложениями, в связи с чем возникает падение эффективности каталитической очистки. Выход здесь один – менять сломанный узел.

Можно ли убрать катализатор и ездить без него?

Каталитические нейтрализаторы активно используются в автомобилестроении, однако их история не так уж стара – инновационная система очистки была изобретена в 90х годах прошлого века. Выпускаемые транспортные средства до этого периода катализатора не имели. Именно поэтому они выбрасывали в атмосферу разрушительное количество вредных примесей. С появлением нейтрализаторов повысилась экологичность моторов, и началась борьба производителей за «зеленое лидерство». Как это часто бывает, у новой технологии оказалось две стороны – хорошая и плохая. Хорошая, конечно же, связана со сниженным количеством вредных выбросов, плохая, увы, – с потерей двигательной мощности. Проблема появилась из-за того, что отработавшие газы не могут беспрепятственно выходить из автомобиля, их «тормозит» фильтр нейтрализатора. От этого двигатель слегка «захлебывается», поэтому не может выдавать большую мощность. По сути, катализатор в машине не просто бесполезен, но и даже чуточку ей вредит.

Почему же тогда при выходе катализатора из строя появляется ошибка «Check engine»? Все просто: засоренный фильтр теряет пропускную способность, отправляя часть выхлопного газа обратно в камеру сгорания. Уже отработавший газ соединяется с горючей смесью и делает последнюю менее эффективной. От этого машина перестает вести себя нормально: пропадает тяга, двигатель начинает троить, в некоторых случаях мотор и вовсе перестает запускаться.

Выход первый: убрать катализатор вообще. Выход второй: заменить его на новый. В первом случае владелец авто получит увеличенную мощность мотора и снижение расхода топлива. Но экологичность его встанет под вопрос.

Даже если вы не относитесь к сторонникам Greenpeace, просто выкинуть каталитический конвертер и поехать дальше не получится. В современных моделях наличие этого агрегата регулируется ЭБУ. И чтобы перестроить порядок работы моторного отсека, придется лезть в «мозги» автомобиля, а это уже «колхоз». Обращаться в сервисные центры с такой проблемой бесполезно, т.к. процедура занимает много времени, требует кропотливой работы и обладает повышенными рисками (при неправильной прошивке мотор и вовсе может больше не запуститься). Проще всего – заменить катализатор.

Цена вопроса

Т.к. конвертер состоит из пластин, имеющих напыления из благородных металлов (чаще всего иридия), его цена не может быть низкой. Для отечественных автомобилей ценник входит в пределы от 10 000 до 20 000 рублей, для иномарок – от 30 000 до 70 000 рублей. Устанавливать его целесообразно в сервисных центрах. Стоимость установки – 3 000-5 000 рублей.

Обратите внимание: на вторичном рынке автозапчастей присутствует огромное множество объявлений о продаже б/у нейтрализаторов. Приобретать их не стоит: чтобы не говорил продавец, это не гарантирует вам работоспособность устройства. А проверить состояние его фильтров без разбора невозможно.

Подведем итог…

Стоит ли снимать исправный катализатор? Нет, т.к. во-первых, от этого страдает окружающая природа и люди, во-вторых, потому что любое вмешательство в работу ЭБУ может превратить любимый автомобиль в безжизненный кирпич. При появлении проблем с катализатором разумно произвести его замену и забыть об этом на ближайшие 150 тысяч км пробега.

Читайте так же:
Замена тормозных дисков своими руками

Для чего нужен катализатор в автомобиле?

Ежегодно меняются и совершенствуются требования по чистоте выхлопа для машин, работающих на базе двигателя внутреннего сгорания. В определенных случаях из-за высоких экологических стандартов нельзя зарегистрировать транспортное средство в определенном государстве, так как система очистки вышла из строя.

Выхлопная система автомобиля в качестве одного из важных компонентов содержит катализатор: он нужен для очистки выхлопных газов. Это позволяет производителю устанавливать стандартную линейку моторов в новые модели автомобилей.

Что такое катализатор

Катализатор – это необходимый компонент системы отвода продуктов сгорания топливно-воздушной смеси в автомобиле. Функционирование элемента базируется на химической реакции нейтрализации тяжелых частиц и опасных газов. У таких автомобилей выхлопные газы не увеличивают показатели смога в городе.

70f11968 f038 4ca2 a7ae 84bcd8fc9a17

Отыскать этот элемент можно в магистрали выхлопной системы. Он размещается как можно ближе к впускному коллектору. Это делается потому, что реакция осуществляется только при высокой температуре. Эффективность функционирования устройства обеспечивается тем, что на выходе из двигателя газы имеют наибольшую температуру.

Устройство катализатора

Катализатор или каталитический нейтрализатор изготовлен в формате колбы из металла, смонтированной после приемной трубы. Внутреннее пространство заполнено керамической вставкой со структурой в виде ячеек. Они имеют вид пчелиных сот. Шестиугольник — это оптимальная форма для распределения множества перегородок, контактирующих с газом, подаваемым от ДВС.

Керамические ребра легированы с использованием драгоценных металлов, например, платины, золота или иридия. Эти сплавы реагируют с горячими газами, присутствующими в выхлопе от мотора. Скорость процесса зависит от нагрева внутри катализатора: чем ребра горячее, тем эффективнее преобразование азотных и углеводородных соединений в азот и углекислый газ. Для полноценной работы катализатора в выхлопной системе установлен детектор кислорода.

Неисправности катализатора и их причины

Блок катализатора в машине бывает в рабочем, нерабочем или полурабочем состоянии. Для водителя о состоянии элемента могут говорить различные сигналы:

  • Снижение КПД двигателя. Если мотор потерял в мощности, авто ускоряется слабее, а динамические показатели снизились, то стоит обратиться к специалисту. Такие симптомы иногда являются предвестниками проблем с другими узлами авто. В случае критической поломки нейтрализатора двигатель заводится плохо и регулярно глохнет. Это связано с возникновением большого сопротивления в выпускном коллекторе, из-за чего падает качество вентиляции цилиндров и появляется новая порция ВТС.
  • Автомобиль потребляет больше горючего. Это связано с попытками блока управления скорректировать проблему за счет подачи более обогащенной топливно-воздушной смеси для стабилизации оборотов коленчатого вала.
  • От выхлопной системы исходят сильные шумы. Этот грохот некоторые путают с прогоранием глушителя. Это является признаком начала разрушения активных элементов внутри катализатора. Куски отваливаются и быстро движутся в корпусе банки, так как не удаляются вместе с выхлопом, издавая громкие звуки из-за ударов. Это хорошо слышно при холодном пуске на повышенных оборотах ДВС.
  • Загорелся Check с индикацией мотора. Это универсальный сигнал, свидетельствующий и об иных неисправностях. В таком случае требуется диагностика для определения кода ошибки и выявления узла – источника сигнала. ЭБУ иногда инициирует оповещение об ошибке, если к ней поступают ошибочные сведения от лямбда-зонда.

Катализатор служит длительное время. Если проводится его должная эксплуатация и полноценное обслуживание вовремя, то он может прослужить столько же, сколько и машина. Этот показатель установлен производителем, а в сопроводительной документации прописан срок службы транспортного средства. Но катализатор иногда намного раньше отрабатывает свой ресурс.

Внезапно катализаторы из строя не выходят. Обычно это следствие определенных ошибок, допускаемых владельцем автомобиля. Обычно они сопряжены с поломками в системе зажигания или топливной подачи. В выхлопной системе оказывается некоторый объем недогоревшего топлива, остающегося в форме нагара на ребрах. При его дожиге в катализаторе происходит накаливание его элементов с последующим разрушением. Такое может случиться из-за износа маслосъемных колпачков на клапанах, в результате чего в коллекторе оказывается не только выхлоп, но и моторное масло.

Предотвратить все это можно посредством проведения периодических проверок системы зажигания автомобиля посредством компьютерной диагностики с целью устранения ошибок в конфигурации мотора. На топливе не рекомендуется экономить. Если качество продукции на заправке сомнительное, то лучше там больше не заправляться.

Как диагностировать работоспособность?

Определить работоспособность катализатора автомобиля можно своими силами либо в сервисном центре. Есть три метода проверки работоспособности данного узла:

  • Осмотр корпуса. При деформации корпуса катализатора можно говорить о частичной либо полной неисправности узла. Катализатор нужно снять и просмотреть на просвет. Определенные модели не допускают осмотра, если корпус не будет вскрыт.
  • Противодавление. Для проверки потребуется манометр и трубка-переходник для присоединения к нему. Манометр монтируется на позицию лямбда-зонда и заводится мотор на 2,5-3 тысячи оборотов на 15 сек. Нормальные параметры давления составляют 0,3-0,35 кг/см2. При значении показателя от 0,5 кг/см2 можно говорить о проблемах с катализатором.
  • Мотор-тестер для диагностики. Этот вариант можно реализовать при использовании специализированного оборудования. Прибор подключается на место свечей зажигания, чтобы снять показатели при старте мотора.

Замена катализатора

Замена катализатора в автомобиле

При выходе из строя катализатора у специалистов сервисных центров обычно есть три предложения для выхода из ситуации:

  • Извлечь старый и установить на его место новый катализатор. Это наиболее простой вариант, но и самый дорогостоящий. Обычно производители монтируют конкретный элемент, точно соответствующий параметрам двигателя. Редко запчасть изготавливается автопроизводителем, обычно этим занимаются сторонние компании. Если заменять катализатор только на оригинальный, то есть имеющий бирку бренда, тогда можно получить отличный результат.
  • Установить универсальный катализатор. Это более дешевый вариант, представляющий собой компромисс между качеством и ценой. Обычно автомобилисты предпочитают такой подход при решении установить новую деталь.
  • Смонтировать пламегаситель. Этот вариант предполагает установку «обманки», которая не дает блоку управления определить, что катализатора нет. Но эта процедура имеет недостаток – в работе двигателя возникают изменения, ведь электроника подстраивает работу с учетом сопротивления от нейтрализатора. Это негативно отражается на чистоте выхлопа.
Читайте так же:
Как проверить реальный пробег автомобиля

Удаление катализатора

Катализатор стоит дорого, так как в нем присутствуют драгоценные металлы. Высокая стоимость компонента становится главной причиной, по которой большинство автовладельцев с испорченными катализаторами принимают решение об их удалении. Если его просто вырезать и поместить на его место отрезок трубы, то наименьшее, что произойдет – двигатель будет постоянно функционировать в аварийном режиме. В современных авто используется ЭБУ, которая не позволит завести машину, так как сразу определит данную проблему.

Поэтому рекомендуется не выполнять процедуру, пока не будет проведена консультация со специалистами.

Грамотное удаление катализатора должно быть таким:

  • Выполняется диагностика с обязательным замером параметров, фиксируемых ЭБУ при исправном нейтрализаторе;
  • Формируется диаграмма правильной работы двигателя при исправном катализаторе;
  • Отключается группа контактов, идущая от катализатора к блоку управления, что снова провести диагностику;
  • На место катализатора в системе устанавливается имитатор, так как требуется создать соответствующее сопротивление;
  • Определяется, что будет установлено на месте этого элемента: просто отрезок трубы либо вспомогательный резонатор;
  • Монтируются «обманки», иные датчики либо проводится перепрошивка ЭБУ.

Одним из важных аргументов в пользу установки нового катализатора становится обязательный техосмотр при пересечении границы с европейскими государствами. При удаленной детали и правильной настройке электроники датчик, поднесенный сотрудником техслужбы к выхлопной трубе, продемонстрирует реальный показатель.

Промывка катализатора

Катализатор – это узел, который не подлежит ремонту, а единственным способом восстановления его работоспособности является замена на новый. Невозможно отремонтировать или восстановить узел, ресурс которого отработан, и делать это не зачем. Это расходная деталь, подлежащая замене.

Но если катализатор забился, то можно продлить его срок эксплуатации посредством промывки. Это можно сделать своими руками. Для этого можно использовать этанол или жидкость для карбюраторов. Для процедуры стоит воспользоваться пластмассовой тарой. Катализатор требуется снять с авто и проступить к очистке.

Соты нужно полить жидкостью, а потом завернуть деталь в ткань и установить на тару вертикально. Спустя полчаса можно промыть соты горячей водой. Далее требуется продуть его для проверки проходимости сот. Если воздух проходит слабо, то процесс повторяется. Когда очистка завершена, можно тщательно просушить узел феном и продуть воздухом.

Итак, не рекомендовано игнорировать даже слабые признаки выхода катализатора из строя. Для максимального продления его срока эксплуатации стоит выполнять элементарные процедуры, даже если их цена кажется высокой.

Что необходимо знать о катализаторе в автомобиле

Сегодня очень много внимания уделяется охране окружающей среды. Одним из немаловажных факторов, влияющих на её загрязнение, считаются выхлопные газы транспортных средств. Производители автомобилей предусмотрели многоуровневую очистку выхлопов от машин, которая включает в себя и наличие так называемого катализатора или нейтрализатора. Противники катализаторов однозначно указывают на очень высокую стоимость этого узла, которая порой составляет до 13% от стоимости всего авто. Другие указывают на важность наличия катализатора для корректной работы транспортного средства. Давайте рассмотрим, что такое катализатор в автомобиле, и так ли он необходим нашим машинам и нам.

Что такое катализатор в автомобиле

Катализатор

Нейтрализатор является одной из составных частей выхлопной системы, которая предназначена для отведения отработанных газов в процессе работы автомобиля. Выхлопы обычно включают в себя множество крайне вредных для всего окружающего веществ типа оксидов азота, окиси углерода и углеводорода. Вот для снижения этих выхлопов и предназначен катализатор.

Катализатор чаще всего находится непосредственно на принимающей трубе, но может располагаться и сразу после неё. Данная деталь состоит из корпуса с теплоизоляцией, в который помещена основа из керамики или метала, выполненная в форме сот. Сверху эта конструкция имеет напыление из сплава, включающего в себя ценные, редкоземельные металлы, чаще всего это платина, иридий, палладий и родий. Конструкция из сот обеспечивает максимально большую площадь соприкосновения выхлопов и напыления выступающего в роли катализатора. Раскалённые газы выбрасываются на соты с напылением, и происходит химическая реакция по нейтрализации вредных веществ. Таким образом, после очистки в атмосферу поступают почти безобидные азот или углекислый газ. Из этого понятно, что назначение катализатора в машине – это максимальная очистка выхлопных газов. Для повышения эффективности очистки нейтрализаторы помещают как можно ближе к выпускному коллектору автомобиля, где выходящие выхлопы имеют наиболее высокую температуру, а при соприкосновении с покрытием из катализатора температура становится ещё выше.

Катализатор как таковой устанавливать необязательно, это вряд ли приведёт непосредственно к поломке, но есть условия, когда его наличие не просто желательно, но и обязательно. К таким условиям мы можем отнести:

  • планируется поездка за рубеж (строго обязательно);
  • машина моложе пяти лет;
  • предстоит самостоятельное прохождение ТО.
  • вы беспокоитесь о сохранении окружающей среды.

Виды нейтрализаторов

Катализаторы различаются по своим функциям, и можно выделить несколько различных типов этих устройств:

  1. Двусторонние. Данный тип устройств наиболее часто применяется в дизельном транспорте. Они нацелены на выполнение следующих функций:
  • провести окисление угарного газа для получения углекислого;
  • окисление углеводородов из отработанного топлива путём преобразования в воду и углекислый газ.
  1. Трёхсторонние. Этот тип устройств появился в 1981 году. Он может выполнять несколько более широкий спектр работы, а именно:
  • преобразовывать окись азота в азот и кислород;
  • производить окисление угарного газа в углекислый;
  • осуществлять окисление несгоревших углеводородов в углекислый газ и воду.
  1. Дизельные катализаторы.
  2. Катализаторы для транспортных средств, осуществляющих работу на бедных смесях.

Все катализаторы можно разделить ещё и на основании материалов, из которых они изготовлены. По этому принципу можно выделить:

  1. Керамические катализаторы. Эти устройства имеют стандартную конструкцию в виде сот, изготовленных из керамики. Рабочая поверхность нейтрализатора покрыта напылением из платины и иридия. Основным преимуществом керамического элемента является его относительно невысокая стоимость, но у такого нейтрализатора имеется и существенный недостаток – он слишком хрупок. Разрушить керамические соты может совершенно незначительный удар. Ударная волна может образоваться и в том случае, если топливо сгорает не сразу, а с небольшой задержкой – происходят хлопок и разрушение сот. Другой причиной разрушения может стать простая вода из лужи, попавшая на разогретый катализатор.
Читайте так же:
Шиномонтаж своими руками

Ещё одна проблема, довольно часто тревожащая обладателей устройств с керамической начинкой, это постоянно образующаяся керамическая пыль. Её можно найти в камере сгорания и даже иногда в цилиндрах двигателя.

  1. Металлические катализаторы. Начинка данных устройств состоит из металлических сот, которые обладают повышенной упругостью. Данное свойство было достигнуто благодаря тому, что металл определённого качества имеет спиралевидную форму. Эта конструкция имеет высокую надёжность и является очень прочной, но, как и керамический вариант, она подвержена разрушению при использовании некачественного топлива и контрафактных жидкостей, которые используются для промывания системы. Вред могут нанести и переобогащённые топливные смеси, и попадание в камеру сгорания антифриза или масел.
  2. Спортивные. Это наиболее прочные и надёжные модели нейтрализаторов, но, к сожалению, и самые дорогие. Спортивные катализаторы тоже изготовлены из металла, но они обладают довольно высокой пропускной способностью. В результате этого автомобили с такими катализаторами и прямоточной системой выведения выхлопных газов получают дополнительную мощность, иногда достигающую 20%.

Столкнувшись со всеми возникающими проблемами относительно обычных катализаторов, многие автомобилисты приходят к выводу, что данное устройство приносит гораздо больше вреда, чем пользы. Но это не совсем так, нейтрализатор просто необходимо вовремя заменять на новый. В таком случае никаких проблем с автомобилем не возникнет, а выбросы газов от отработанного топлива будут наносить не так много вреда окружающей среде.

Важно понимать, что отработавший своё катализатор не подлежит ремонту. При любого рода поломках он требует только замены на новый.

Отработавший своё катализатор

В ситуации, когда возникла потребность в замене устройства, владелец транспортного средства может выбрать наиболее подходящий для него вариант. На любой автомобиль можно установить:

  1. Оригинальную модель. Это особенно актуально для обладателей машин, которые ещё находятся на гарантийном обслуживании. Главным недостатком устройства является его высокая стоимость.
  2. Универсальная. Этот вариант будет стоить практически в два раза дешевле, но свои функции по очистке выхлопов он выполнит хорошо. Само тело катализатора вваривается в систему на место старого устройства. Такой вариант обойдётся примерно в 10 – 15 тысяч и будет наиболее приемлемым для владельца авто.
  3. Пламегаситель. Это наиболее экономичный вариант, но для автомобилей, настроенных на евро 4 или 5, он категорически не подойдёт. Устройство предназначено для стабилизации потока выхлопных газов и исходящих из трубы звуков.
  4. Обманка лямбда зонда. Этот вариант очень дешёвый и предназначен для обмана бортового оборудования. Благодаря такой приставке или специальному датчику на компьютер будет подаваться сигнал правильно функционирующего нейтрализатора, но очистки выхлопов происходить не будет.

Что говорит о необходимости замены нейтрализатора

Существующие сегодня модели нейтрализаторов по большей части имеют запас прочности на прохождение от 100 до 120 тысяч км., но может возникнуть неожиданная потребность в замене и несколько раньше.

Явным признаком окончания срока эксплуатации данного устройства будет выгорание каталитического напыления на соты. В современных моделях автомобилей о данной проблеме сразу же сообщает бортовая система – загорается сообщение об ошибке. В том случае если транспортное средство не новое и не имеет бортового компьютера, о возникновении проблемы данного рода можно судить по следующим признакам:

  • на повышенных оборотах может временно, а иногда и постоянно пропадать тяга;
  • очень плохо заводится машина, требуется долго работать стартером;
  • неожиданно при полном вдавливании педали обороты перестают подниматься выше четырёх тысяч, а иногда и меньше, оборотов, при этом автомобиль требует гораздо больше топлива.

Замена нейтрализатора в машине

Все перечисленные признаки сигнализируют о возникновении проблемы, система ещё работает, но пришло время её замены. Эти проблемы возникают в результате частичного оплавления или разрушения сот и снижения пропускной способности для выхлопных газов. Если проигнорировать данный факт, в скором времени можно столкнуться с ситуацией, когда мотор начинает заводиться с большими проблемами, и даже если заведётся, то очень быстро глохнет – катализатор полностью в нерабочем состоянии. Подтверждением неисправности именно нейтрализатора является тот факт, что из выхлопной трубы перестаёт идти газ при включенном моторе. Наличие газов нужно проверять рукой, поднесённой к отверстию.

Ещё одним сигналом о разрушившемся катализаторе будет грохот под автомобилем. Наиболее явно он слышен во время запуска мотора. Это происходит потому, что устройство уже разрушено, и части керамической начинки под воздействием напоров газов хаотично бьются о кожух.

Почему нейтрализатор может выйти из строя

Каталитическое устройство имеет довольно длительный срок службы, и если разрушение происходит в короткие сроки после начала эксплуатации автомобиля, то у транспортного средства имеются скрытые проблемы с системами питания и зажигания. Перед заменой данного устройства обязательно требуется полная диагностика этих систем.

В том случае, если некорректно работают эти системы, как минимум в одном из цилиндров не происходит полного сгорания топлива, и катализатор вынужден работать в усиленном режиме, дожигая его.

Очень крупные неприятности могут вызвать высоковольтные провода или катушки и свечи зажигания. При нарушении в работе форсунок может переливаться топливо, что тоже влечёт за собой выход из строя катализатора. Если происходит залегание или износ колец и колпачков цилиндропоршневой системы, переливаться и догорать начинает ещё и моторное масло.

Как уже говорилось ранее, керамическая начинка может быть очень легко повреждена при механическом воздействии. Во избежание данной ситуации не помешает установить дополнительную защиту на днище авто.

Разрушение керамического содержимого катализатора чревато попаданием крошек в цилиндры двигателя, где они повреждают стенки и могут даже привести к поломке двигателя. Чтобы не произошло ничего подобного, необходимо следить за состоянием своего транспортного средства и вовремя производить необходимый ремонт.

Можно ли обойтись без катализатора

Этот вопрос решает каждый для себя самостоятельно. Между автомобилистами существуют совершенно противоположенные мнения. Если подытожить все высказывания, можно отметить, что удаление катализатора несёт в себе и положительные, и отрицательные стороны:

  • двигатель работает в полную силу, ему ничто больше не мешает освобождаться от отработанных газов;
  • заметно улучшается динамика транспортного средства;
  • ощутимая экономия денег, особенно это касается оригинальных моделей.
  • повышенное загрязнение окружающей среды;
  • большое количество выделяемого дыма, это особенно заметно при прогревании автомобиля или при начале движения, что называется «на холодную»: в процессе прогревания двигателя дым из трубы становится практически незаметным;
  • усиливается запах выхлопных газов, но это можно почувствовать только, если находиться непосредственно рядом с выхлопной трубой;
  • шум – автомобиль, естественно, становится несколько шумнее – чётче слышен глушитель, но это совсем не критично.
Читайте так же:
Диагностируем тормозную систему своими руками

Таким образом, удалять или не удалять катализатор – решать нужно самостоятельно. В нашей стране на сегодняшний день нет жёстких требований по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. В том случае, если есть планы совершить автомобильную поездку в Европу на собственном автомобиле, решение может быть только одно – каталитический нейтрализатор устанавливать придётся обязательно, в противном случае вы просто не получите разрешение на въезд.

Что такое катализатор и можно ли его удалить?

Каталитический нейтрализатор предназначен для очистки выхлопных газов, выбрасываемых автомобилями в атмосферу. Пока он работает исправно, водители даже не задумываются о его существовании. Однако, если он поврежден или изношен, технические характеристики автомобиля изменяется в худшую сторону, не говоря уже о вреде наносимом природе. Есть несколько вариантов развития событий: заменить, восстановить или демонтировать.

Как поступить правильно? Можно просто удалить катализатор?

  • Что такое катализатор и для чего он нужен
  • Несколько слов о катализаторе
  • Износ
  • Каковы симптомы поломки
  • Что делать, если катализатор изношен или сломан
  • Чем поможет эмулятор лямбда-зонда
  • Как подобрать катализатор
  • Сколько занимает времени и сколько стоит установка катализатора
  • Можно ли удалить катализатор

Что такое катализатор и для чего он нужен

Каталитический нейтрализатор, более известный как катализатор, отвечает за уменьшение выброса вредных химических соединений, выделяемых в выхлопных газах автомобилей и их нейтрализация. Этот узел ходит без замены примерно 100 тыс.км., потом он начинает забиваться, окисляться, разрушаться и мешает работе двигателя.

Его роль очень важна для окружающей среды и для каждого человека. В действительности водителей меньше всего волнует этот вопрос, но когда на панели горит чек, спокойно ездить не возможно. Эта деталь, как и любой другой расходный элемент, подвержена износу и затем требует ремонта или замены. Многие водители вырезают каталитический нейтрализатор из выхлопной системы, чтобы машина начала дышать или выдыхать вредные газы.

Несколько слов о катализаторе

Каталитические нейтрализаторы начали устанавливать в автомобилях примерно в начале 1990-х годов. Их цель состояла в том, чтобы уменьшить количество выхлопных газов, выделяемых при работающем двигателе, чтобы они максимально сгорали и попадали в атмосферу в виде воды и углекислого газа. Все это делалось для того, чтобы в атмосферу проникало как можно меньше отрицательных соединений и загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на все живые организмы — например углеводороды, оксиды углерода или оксиды азота. Сегодня тест Евро-6 со своими жесткими требованиями к выбросам в атмосферу загрязняющих соединений автомобильными двигателями на 95% стал требовательнее по сравнению с лимитами 1992 года. Катализатор — на самом деле неправильное название — он описывает только химический процесс, а не само устройство. Название — реактор или каталитический дожигатель наиболее точное. Однако термин «катализатор» стал настолько общепризнанным, что каждый точно знает, о чем идет речь.

Износ

Эта часть автомобиля изнашивается и также может быть повреждена как любая другая.

износ катализатора автомобиля

Особенный вред автомобильному катализатору наносят:

  • езда на короткие расстояния
  • проблемы с турбонагнетателем
  • проблемысистемой зажигания
  • плохо отрегулированная система ДМРВ

*Этот узел автосистемы достаточно хрупкий и не выносит езды по ямам и ухабам. При ударе керамическая вставка может очень быстро рассыпаться, а значит проходимость всей выхлопной системы значительно упадет. Если такое произошло — все керамические частицы необходимо быстро удалить, чтобы они не повредили другие элементы всей системы.

*На срок эксплуатации влияет не только пробег, но и качество горючего. Наличие в нем большого количества присадок и добавок выжигает систему.

износ катализатора

Каковы симптомы поломки

Правильный диагноз — ключ к правильному решению проблемы. Есть некоторые особенности поведения, которые могут указывать на то, что с катализатором что-то не так.

Как определить забитость катализатора

Вывернуть датчик кислорода, ввернуть манометр и проверить давление. Должно быть менее 0,5 атм (кг/см2).

Если не работает датчик кислорода или вообще вывернут,топливная смесь в двигатель попадает не чистая и засоряет систему.

Звон внутри катализатора.

Пробег более 100 тыс. км.гарантия на 99 %.

  1. падение мощности, вызванное нарушением проходимости выхлопной системы;
  2. машина троит, дергается, плохо разгоняется;
  3. шум во время движения;
  4. металлический шум, исходящий из области выхлопной системы при нажатии на педаль газа;
  5. заметное увеличение расхода топлива;
  6. увеличение в выхлопе содержания CO2;
  7. чек на панели.

Что делать, если катализатор изношен или сломан

Многие водители даже не осознают, что замена катализатора обходится недешево. Цены на новые детали действительно высоки и обусловлены в основном типом материалов, которые использовались при производстве. В первую очередь, это благородные металлы — платина или палладий, которые удорожают катализатор. Стоимость нового катализатора от 3 тыс. руб. не забывайте, что устройства на 1,5 и 1,6 л. мотор требуются разные. Даже если вы думаете о восстановлении, вместо покупки нового элемента вы должны быть готовы хорошенько раскошелиться. Это конечно дешевле, чем в случае с покупкой нового, но затраты значительные. Итак, удалить, заменить новым, поставить проставку или паук.

износ катализатора авто

Удаление катализатора

Сотрудники автосервиса с подозрительной живостью советуют вырезать катализатор и поставить обманку, обязуясь бесплатно утилизировать столь вредную и изношенную деталь.

Читайте так же:
Демонтаж и замена вентилятора печки на «Рено Меган» 2 (3) своими руками

В этом случае катализатор полностью удаляют, а на его места помещают т.н. лямбда зонд. Одновременно происходит «перепрошивка мозгов» автомобиля под стандарт «Евро -2».

Можно установить так же проставку или паука.

Проставка, это обычная пустышка, устанавливается только на моторы 1,5 л и. Не требует перепрошивки мозгов.

4-2-1 — четыре трубы соединяются в две трубы, затем в одну.

4-1 — все трубы сразу соединяются в одну.

Многие автовладельцы предпочитают вырезать катализатор.

удаление катализатора

Чем поможет эмулятор лямбда-зонда

В автомобилях, соответствующих стандарту Евро 3, устанавливаются два лямбда-зонда, первый перед катализатором в выпускном коллекторе, а второй сразу за катализатором. Именно последний зонд вызывает проблемы. В автомобилях, соответствующих нормам выше Евро 3, катализаторов больше — два, а то и три. Столько же лямбда-зондов. Если водитель решил вырезать вставку из катализатора и остался только его корпус, выхлопная система издает глухую неприятную вибрацию. Если двигатель перестает трястись на холостом ходу, но через некоторое время на приборной панели снова загорается индикатор неполадки работы двигателя, горит ошибка (чек). В этом случае нужно перепрограммировать ЭБУ под Евро2, под один датчик кислорода.

Водитель может использовать и другие решения, например, установить специальный винт в выхлопной системе — эмулятор лямбда-зонда. Это решение призвано обмануть зонд, его датчик устанавливается не в выхлопную трубу, а всего на несколько сантиметров над ней. Винт стоит пару сотен рублей, но не всегда решает проблему. Затем придется установить электронный эмулятор второго лямбда-зонда, что предполагает вмешательство в программное обеспечение двигателя.

Каталитический нейтрализатор является полноценным компонентом автомобиля. Его выбивание это внесение изменений в конструкцию. Но не всё так однозначно. Удаление этого элемента чревато последствиями в процессе эксплуатации авто. Но может все пройти и без серьезных последствий для машины и водителя.

1. Проверка технадзором уровня выбросов на дорогах России практически не осуществляется, хотя формально ничем не запрещена и не ограничена.

2. Обнаружить отсутствие катализатора практически невозможно – инспектор ДПС просто не будет даже заглядывать под днище, дабы обнаружить сварные швы или другие признаки выбитого нейтрализатора.

3. Вероятность того, что информация об удалённом катализаторе поступит от оператора техосмотра в ГИБДД, также чрезвычайно низкая. Да даже если и поступит, то это будут данные о превышении содержания вредных выбросов – сам факт удалённого компонента никто не проверяет и не имеет полномочий проверять, поэтому и факт внесения изменений в конструкцию не будет выявлен, а штраф и аннулирование регистрации при этом не могут быть законными.

Как подобрать катализатор

Катализатор можно купить и не оригинальный. Существует много заводов в странах СНГ и ближнего зарубежья, которые делают универсальные катализаторы для автомобилей. Универсальный катализатор для автомобиля, соответствующего стандарту Евро 2, стоит в среднем от 3000 до 10000 рублей, а для автомобиля, соответствующего стандарту Евро 3, от 5000 до 15000 рублей. Это почти в десять раз дешевле, чем покупать новый оригинальный катализатор.

Выбранный механизм должен иметь такой же объем и размер, как и оригинальный. Также, нужно замерить корпус родного нейтрализатора, длину и ширину обратить внимание на форму.

катализатор виды и принцип работы

Он должен иметь ту же (или аналогичную) форму, что и оригинальный каталитический нейтрализатор, установленный на автомобиле (круглый или плоский корпус). Немаловажен и диаметр выхлопных труб — обычно 450, 500 или 550 мм.

При выборе обязательно нужно учесть его пропускную способность. Наиболее важным вопросом является соответствие катализатора мощности двигателя и европейскому стандарту. Например, если катализатор соответствует стандарту Евро 3, он предназначен для автомобиля с бензиновым двигателем объемом от 1 до 1,4 л. При диаметре трубы 45 мм каталитический нейтрализатор имеет форму приплюснутой формы.

Катализатор стоит в выпускном коллекторе

Сколько занимает времени и сколько стоит установка катализатора

Обычная установка универсального катализатора не должна занимать больше часа. Если выхлопная система исправна и дополнительных вмешательств не требуется. Стоимость не высокая, составит от 2500 до 5000 рублей. Однако иногда приходится устанавливать новые крепление и прокладки, а также новые хомуты, если вся выхлопная система уже сильно изношена. Также может оказаться, что крышка глушителя сильно повреждена и ее тоже нужно заменить на новую.

Чтобы отремонтировать весь узел, автомобиль нужно поднять на подъемнике и снять всю выхлопную систему. Особая осторожность требуется при демонтаже лямбда-зонда. Его нужно не только открутить, но и отсоединить ведущий к нему конец кабеля. Шнур обычно проходит внутри салона, а выходное отверстие может находиться под ковровым покрытием, закрывающим центральный туннель.

После демонтажа всей выхлопной системы срезают старый катализатор, затем устанавливают заменитель на его место, регулируют его и закрепляют. Далее монтируется выхлопная система и подключается кислородный датчик.

Что делать со старым катализатором? Существует много компаний, которые их покупают. От продажи можно будет выручить пару тысяч рублей.

Не оригинальные катализаторы не так долговечны как оригинальные, но в хороших условиях их можно использовать несколько лет. Хорошие условия — это те, в которых автомобиль часто эксплуатируется в дальних поездках, у автомобиля эффективная система зажигания (особенно это касается катушек зажигания), и водитель не ездит по глубоким лужам, потому что резкое охлаждение горячего катализатора заставляет корпус сжиматься и крошить его керамическую вставку.

В некоторых автомобилях катализатор находится в выпускном коллекторе. В этом случае замена обходится дороже и водителю достаточно приобрести картридж с катализатором — круглую банку стандартных размеров, без корпуса. Его замена стоит дороже, потому что механику приходится снимать выпускной коллектор и разрезать его, чтобы установить новый картридж.

Видео о плюсах и минусах удаления катализаторов

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию