Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Действия в случае заноса и сноса авто

Действия в случае заноса и сноса авто

Совсем не обязательно быть гонщиком профессионального уровня, дабы знать, что делать в случае заноса на дорогах. Рассмотрим предпосылки потери контроля над автомобилем, а также все возможные способы выхода ситуации, когда начался снос либо занос автомобиля.

Разница между сносом и заносом

С точки зрения физики, занос – это приложение к задней оси силы перпендикулярно направленной прямолинейному движению. Именно такой вектор приложения силы в скольжении разворачивает автомобиль вокруг своей оси. При этом обязательно присутствует разница коэффициента сцепления задних и передних осей. Говоря простыми словами, во время заноса корма автомобиля пытается обогнать носовую часть.

Немного иную природу имеет снос. Подобное явление возможно только у передней оси. В случае сноса автомобиль не меняет вектор своего движения вслед за поворотом рулевого колеса. Виной этому становится потеря колесами поворотной оси сцепления с дорожным покрытием. При сносе автомобиль даже несмотря на полностью вывернутые колеса может лишь немного отклониться от прямолинейного вектора.

Когда нужно быть наготове

Лишь в редком случае потеря контроля над автомобилем может быть следствием непредвиденных обстоятельств (к примеру, разрыв шины при движении на большой скорости). В большинстве случаев такое явление имеет конкретные предпосылки:

  • слишком большая скорость на входе в поворот;
  • игнорирование условий дорожного покрытия. Чаще всего водители допускают такую ошибку на дорогах в зимнее время либо в период листопада. В такое время большая вероятность, находясь в дуге поворота, попасть на обледенелый либо засыпанный мокрыми листьями участок. Резкая смена коэффициента сцепления с дорожным полотном неминуемо приведет к скольжению одной либо сразу двух осей;
  • неправильное педалирование. Резкое нажатие на газ в заднеприводном авто может спровоцировать занос ровно так же, как и «удар» по тормозам при прохождении поворота в случае переднеприводного автомобиля;
  • неправильная работа рулем. Слишком активные, дерганые движения рулем могут спровоцировать занос либо снос передней оси. Повторяющиеся повороты в разные стороны могут стать причиной ритмичного заноса, когда каждая последующая смена направление движения увеличивает центробежные силы, действующие перпендикулярно к прямолинейному движению.

Основа основ

Даже идеальное понимание теоретических принципов выхода из заноса и борьбы со сносом не поможет вам, если не придерживаться нескольких простых правил:

  • удобная посадка и правильное положение рук на руле. Последний фактор особенно важен, так как в возвращении контроля над авто важна каждая доля секунды;
  • концентрация, которая соизмеряется дорожными обстоятельствами. Не стоит отвлекаться от дороги, если вы двигаетесь в условиях плохой видимости или скользкого дорожного покрытия.

Авто с ведущей задней осью

В случае заноса заднеприводного автомобиля порядок действий следующий:

  1. необходимо ударить по сцеплению и принять ногу с педали газа. Если в авто установлена АКПП, достаточно просто отпустить педаль акселератор. Работой ногами вы способствуете возвращению сцепления задних колес с дорожным полотном;
  2. в тот же момент необходимо начать выворачивать руль в сторону заноса. Если вас разворачивает по часовой стрелке, руль необходимо крутить в противоположную сторону.

Передний привод

Для переднеприводного авто порядок действий следующий:

  1. выкрутить руль в сторону заноса;
  2. ни в коем случае не отпускать газ; соизмерив усилие, можно даже прибавить колесам тяги. Сила, которую необходимо применить, будет зависеть от степени развития заноса. В начальной стадии развития достаточно будет даже 30% хода педали. Для преодоления глубокого заноса педаль необходимо вжимать до пола.

Суть манипуляций в том, чтобы начать выполнение которых нужно молниеносно, в том, чтобы ведущей осью вытащить автомобиль из заноса.

Скольжение полноприводного автомобиля – наиболее сложная из представленных ситуация. Проблема заключается в том, что с педалью акселератора связаны сразу все колеса. При этом каждое колесо получает свою порцию крутящего момента от двигателя. Зависит этот фактор сразу от нескольких параметров: типа полного привода, настройки дифференциала, выбранного водителем режима управления системой 4х4, наличие интеллектуальных систем стабилизации и прочих. Каждый внедорожник либо кроссовер в этом плане индивидуален.

Точных рекомендаций, которые сработали б в 100% экстремальных ситуаций, дать водителям авто с полным приводом невозможно.

Единственное условие, которое сохраняет свою верность – вращение руля в сторону заноса. А вот с газом нужно быть особенно аккуратным. Профессионалы рекомендуют нажимать педаль акселератора ровно настолько, чтобы не потерять тягу на колесах. Добавлять газ, как мы это сделали бы в случае переднеприводного авто или, наоборот, отпустить полностью, управляя машиной с ведущей задней осью, нельзя.

Как не допустить динамический занос

Главная ошибка многих водителей – запоздалая реакция на поведение автомобиля. Даже для опытных водителей скольжение не является обычной ситуацией, поэтому они не только часто теряются, но и делают все с опозданием.

Среагировав на скольжение и пытаясь поймать заднюю часть авто, водитель выкручивает руль в сторону заноса. Автомобиль выпрямляется. Именно этот момент наиболее ответственный. Выпрямляясь, машина обладает инерционной силой, которая теперь будет провоцировать занос, но уже в обратную сторону. Для того чтобы не допустить такое, возвращать руль в «нулевое» положение нужно незадолго до того момента, как машина выпрямиться. На переднеприводном авто в такие моменты можно даже слегка приотпустить газ, чтобы позволить колесам зацепиться за дорогу.

Читайте так же:
Как заряжать автомобильный аккумулятор

Сделать это достаточно сложно, поэтому даже хорошему водителю для этого может потребоваться несколько приемов. Важно, чтобы амплитуда поворота руля при каждой последующей попытке поймать заднюю часть авто была меньше предыдущей. Только в таком случае вам удастся вернуть контроль над машиной.

Забыть о тормозах

Нажимать на тормоза – это то, что ни в коем случае делать нельзя. Почему? – спросите вы. Если машину начало заносить, нажатие на тормоза спровоцирует дополнительную разгрузку задних колес. Это приведет к еще большей потере сцепления задней оси с дорогой.

Стоит признать, что для едва не для 90% водителей на дорогах, нажатие на педаль тормоза – практически инстинктивное движение. Чтобы не усугубить ситуацию, вдавив инстинктивно тормоза, первое время вам нужно периодически напоминать себе об этом правиле. Лучше всего закрепить его практикой.

Теперь вам известны способы прекращения заноса, но что делать, когда колеса вывернуты, а автомобиль продолжает «сунуть» прямо?

Вам придется избавиться еще от одного пагубного инстинкта. Большинство водителей, не ощущая отклика от авто при повороте рулевого колеса, начинают выкручивать руль еще на больший угол. Делать нужно диаметрально противоположное – немного уменьшить угол поворота руля. Нажимать на газ в этот момент категорически запрещено.

Если в момент начала сноса была нажата педаль газа, ее нужно в прямом смысле бросить. Так вы немного пригрузите поворотную ось. Также можно легко нажать педаль тормоза. Если на авто не установлена система АБС, ее работу можно имитировать прерывистыми нажатиями на педаль. Важно не допустить блокировку колес ведущей оси.

Как только машина начнет поворачивать, можно опять немного довернуть руль. Таким способом вы сможете нащупать грань сцепление колес с дорожным полотном, побороть снос и не допустить занос автомобиля.

Практические занятия

Даже идеальное понимание теории не поможет вам адекватно действовать в экстренной ситуации. Главный ключ – практика. Вам необходимо научиться чувствовать автомобиль, ощущать силу инерции, чтобы адекватно работать педалями и рулем.

Начинать такую практику лучше всего зимой, так как сухое покрытие будет сильно изнашивать узлы и агрегаты вашего автомобиля. Для практики вам нужно найти пустынный участок дороги, где вы могли бы без лишних опасений попробовать спровоцировать занос, снос либо скольжение всех четырех колес. Разумеется, отточить приемы контраварийного вождения можно и на специализированных курсах.

Занос автомобиля: действия при сносе и заносе на разном приводе

Скользкая дорога (мокрый асфальт, снег или ледяная корка на дороге) не обеспечивают нормальное сцепление колес автомобиля с полотном. Такой автомобиль становится трудноуправляемым. Занос или снос машины являются наиболее часто встречающимися проблемами с управлением.

Сам по себе занос или снос не является критической проблемой. Однако, в зимнее время именно из-за этого возникает большинство дорожно-транспортных происшествий. Естественно, что водители интересуются тем, как избежать потери управления, что является ее причиной, и как следует действовать, когда потери устойчивости автомобиля на дороге избежать не удалось.

Это не является простой задачей, так как включает в себя несколько составляющих:

• Максимально быстро классифицировать тип заноса или сноса
• Принять решение о последовательности действий
• Избегать неправильных маневров

Снос передней оси автомобиля

Проблема усложняется также и тем, что для разных типов потери устойчивости и управляемости необходимо предпринимать различные действия. Ниже будут рассмотрены наиболее типичные ситуации.

Снос передних колес

Сносом передних колес называют их боковое скольжение при прохождении поворотов или при экстренном маневрировании. Он возникает из-за отрицательного уклона дороги на повороте, сильного бокового ветра, неправильно накачанных колес, использования шин со стертым протектором, прохождения поворотов на слишком большой скорости и т.п.

При этом автомобиль движется по инерции под углом к передним колесам, так как их сцепления с дорогой оказывается недостаточно для компенсации этой силы. Проще говоря, при повороте руля машина при сносе передней оси продолжает двигаться прямо. Если при этом водитель начинает экстремальное торможение, то автомобиль становится полностью неуправляемым и часто вылетает либо на полосу встречного движения, либо на обочину.

Эта проблема характерна для заднеприводных и полноприводных машин, у которых передние и задние колеса имеют разнонаправленную тягу, что способствует произвольному изменению траектории прохождения поворота. Высокопрофильные покрышки, которыми часто оснащаются внедорожники, только усугубляют снос передних колес.

Опытные водители рекомендуют применять следующие приемы при боковом скольжении передних колес:

Читайте так же:
Правила выбора аккумулятора для авто

• Тормозить двигателем, переключаясь на пониженную передачу
• Использовать плавное подтормаживание для переноса основного усилия тяги на переднее наружное колесо (при этом важно избегать блокирования колес из-за резкого торможения)
• При достаточной ширине полосы движения вернуть руль в исходное положение, а затем вновь начать поворачивать, но без резких движений

Занос с небольшой амплитудой

Занос переднеприводного автомобиля

Автомобиль заносит на скользкой дороге из-за резких маневров, сильного бокового ветра, неровностей дорожного полотна, резкого нажатия на педаль акселератора и др. Если во время движения возникает занос с небольшой амплитудой, то стабилизировать автомобиль с задним приводом достаточно просто. Для этого необходимо быстро повернуть рулевое колесо в ту же сторону, куда автомобиль заносится, не меняя положение рук на руле (тем же хватом).

Смысл данного маневра состоит в том, чтобы передние колеса выровнять параллельно направлению движения. При этом следует уменьшить обороты двигателя. Такие действия приводят к образованию на задних колесах малого тормозного эффекта. После выравнивания руль возвращается в первоначальное положение. Если это не сделать, то возникнет маятниковое колебание ведущего моста – ритмичного заноса (о нем чуть ниже).

Переднеприводный автомобиль из заноса выводится еще проще. Достаточно добавить оборотов двигателя и ведущие передние колеса должны сами «вытянуть» машину из заноса.

Полноприводные машины нуждаются в выравнивании рулем, как и заднеприводные. Однако, после сброса оборотов, необходимо сразу же нажать на педаль акселератора, чтобы передние ведущие колеса имели достаточно тяги.

Занос с большой амплитудой

Если автомобиль не стабилизируется при заносе с небольшой амплитудой, возникает глубокий занос, при котором угол траектории достигает больших значений. Общий порядок действия такой же, как и при заносе с небольшой амплитудой. Впрочем, имеются и некоторые особенности:

• Рулем следует работать быстро обеими руками, располагая их боковых секторах, «докручивая» одной из рук, не меняя хвата «баранки»
• При рулении необходимо отыскивать угол, при котором уравновешивающая стабилизация будет максимальной
• Попеременно нажимать педаль газа и тормоза, что содаст нагрузку на ведущую ось и управляемые колеса

Критический занос

Занос заднеприводного автомобиля

Характерная особенность критического заноса — это уравновешивание проложенных сил к автомобилю. При этом он на короткое время теряет управляемость. После этого машина или выравнивается сама, или начинает вращаться. Устойчивость автомобиля в этот момент является критической. Поперечную устойчивость можно восстановить следующими действиями:

• Быстро вращая руль двумя руками, на боковых секторах захватывая его перекрестно
• Быстро вращая руль одной рукой, перекатывая хват по тыльной стороне кисти или ладони (эффективно для грузовых автомобилей и автобусов, у которых рулевое колесо расположено горизонтально)
• Быстро выруливая с помощью одной руки (вторая рука выполняет «подкрут»)

Вращение автомобиля

Нередко даже принятые меры результата не приносят, и машина начинает вращение на дороге. В этом случае главное ни в коем случае не тормозить, а, работая рулевым колесом, довернуть в сторону вращения. Дождавшись, когда машина не будет находиться поперек дороги или под углом к ней (т.е. развернувшись на 180, 360, 540, 720 и т.д. градусов), нажать на педаль акселератора, сделав «полицейский разворот» и еще добавить оборотов. Эта техника является достаточно сложной даже для опытного водителя.

Ритмический занос

Ритмическим заносом называют поперечное раскачивание задней оси с усилением амплитуды, которое происходит из-за резонанса колебаний. Возникает он при попытке выполнить несколько маневров, которые имеют противонаправленный характер — например, резкое вращение руля в обе стороны при объезде препятствия, обгоне или вынужденном маневре.

Выровнять машину можно резким рывком руля, когда она входит во второй импульс заноса с правильным дросселированием для компенсации импульсов вращения. При этом водителю следует действовать осторожно. Если же руление или дросселирование выполнить не вовремя, то ситуация только усугубится.

Боковое скольжение

Занос полноприводного автомобиля

Когда в заносе автомобиль начинает боковое скольжение, водителю необходимо, прежде всего, снизить его скорость. Для этого можно использовать управляемый боковой удар о снежный бруствер. Если машина имеет задний привод, касание следует рассчитать задним крылом или боковой поверхностью одного из задних колес. Переднеприводный автомобиль «ударять» нужно в районе переднего крыла или колеса. На полноприводном автомобиле «контакт» проводится по всей боковой поверхности (следует учесть, что высоко сидящий полноприводный внедорожник, может при этом перевернуться).

Заключение

С учетом того, что потеря устойчивости и управляемости автомобиля на дороге происходит, как правило, из-за ошибок водителя, главной возможностью предотвращения этой проблемы является выбор оптимального режима движения в данных дорожных условиях и своевременное реагирование на переход в движение по неуправляемой траектории.

Занос и снос автомобиля: что делать?

zimniy-drift-zanos-avtomobilya

Для начала давайте разберемся, чем занос отличается от сноса. Заносит заднюю ось автомобиля, а сносит – переднюю.

Занос задних колес автомобиля может произойти на дороге с любым покрытием – мокрым, сухим, на грунтовке. Может случиться как в повороте, так и при движении по прямолинейной траектории.

Читайте так же:
Срок службы аккумулятора автомобиля: как продлить

Обычными причинами такого заноса бывают:

  • различное давление воздуха в шинах (колеса накачаны неодинаково — на одной оси колеса с различным давлением);
  • неравномерное распределение груза в багажнике, на крыше автомобиля или в прицепе, что нарушает аэродинамические характеристики автомобиля;
  • износ протектора шин;
  • слишком быстрое включение сцепления;
  • попадание под колеса камней, щебня, мерзлых кусков грунта;
  • резкое торможение и чрезмерно высокая скорость на скользкой дороге;
  • слишком большая скорость на поворотах;
  • резкие манипуляции рулевым колесом;
  • высокая скорость на неровной дороге;
  • неравномерное торможение колес;
  • разрыв шины.

Занос может быть чрезвычайно опасен. Если при заносе колесо автомобиля во время бокового скольжения упрется в бордюрный камень или неровности обочины, то может легко произойти опрокидывание, даже если скорость движения невысока.

Чтобы выйти из заноса следует быстро повернуть руль в сторону, в которую заносит заднюю часть автомобиля, но не на слишком большой угол, так как автомобиль может занести в противоположную сторону.

В момент заноса нельзя тормозить – колеса заблокируются и скольжение усилится!

Нельзя выключать сцепление и резко бросать педаль газа – торможение двигателем только усилит занос.В начале заноса нужно даже немного увеличить обороты двигателя.

При выводе автомобиля из заноса не ждите полного прекращения скольжения задних колес — едва почувствовав эффект от поворота руля, начинайте обратное вращение, чтобы предотвратить занос в другую сторону.

Применяйте правильную технику ускоренного руления – именно для таких случаев она и нужна Чем раньше принять меры по выходу из заноса, тем быстрее и проще он будет ликвидирован.

Снос передних колес автомобиляпроисходит по следующим причинам:

  • из-за неоправданно высокой скорости при поворотах на скользкой, мокрой и грязной дороге (где низок коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием);
  • за счет низкого коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием на песчаных, щебеночных, старых, выезженных асфальтобетонных дорогах.

При небольшом уменьшении подачи топлива (сбросе газа) сцепление колес с дорожным покрытием восстанавливается. Можно использовать торможение стояночным тормозом (быстро включить и выключить), при этом произойдет блокировка задних колес автомобиля и, когда они уйдут в занос, автомобиль развернется в нужном направлении.

Для вывода автомобиля из заноса и сноса рекомендуется выполнение следующих действий.

  • Если амплитуда заноса невелика, то для выхода из него достаточно руления двумя руками без перехватов с основным усилием тянущей руки.
  • В глубоком заносе автомобиль стабилизируется резким рулением двумя руками на угол около 60°, а затем доворотом рулевого колеса до 120° одной рукой.
  • Чтобы вывести из заноса переднеприводнîй автомобиль, можно быстро нажать и отпустить педаль сцепления, а затем резко прибавить газ.
  • На переднеприводном автомобиле после сброса газа и поворота рулевого колеса в сторону заноса для возвращения управляемости нужно быстро повернуть руль назад и прибавить газ. Если же доворачивать рулевое колесо переднеприводного автомобиля до упора в критической ситуации, то управляемость ухудшится.
  • Доворачивание руля переднеприводного автомобиля в критической ситуации до упора только ухудшает управляемость. Запомните углы поворота руля, увеличение которых приводит к потере управляемости.
  • Если предстоит скользящий боковой удар передним колесом переднеприводного автомобиля с реечным рулевым механизмом о рельс, камень и т.п., крепко держите руль, разведя локти в стороны.
  • На ледяной площадке на разных скоростях вызывайте занос машины и учитесь выходить из него. Этот опыт очень пригодится.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Дай газу!

Советы экспертов по поведению на заснеженной дороге

Что делать, если машину повело на дороге боком? Чем отличается занос от сноса? Как правильно перестраиваться на снежной каше? Как быть, если под колесами лед, но надо затормозить? Объясняют опрошенные «Автопилотом» эксперты.

— В повороте машину внезапно начинает нести боком. Какое типичное поведение водителя в этой ситуации и как нужно себя вести в действительности, чтобы выровнять автомобиль?

Существует несколько видов скольжений:

Снос (эффект недостаточной поворачиваемости): боковое скольжение передних колес. Вопреки сложившимся стереотипам снос может проявляться на автомобилях с любым типом привода. Автомобиль, скользя передними колесами, движется либо прямо, либо по более пологой траектории. Причина сноса — высокая скорость

Траектория движения машины в результате cноса
Траектория движения машины без cноса

Как с этим бороться?

Школа вождения BMW Driving Experience: Главное правило в данной ситуации — не доворачивать руль. Независимо от массы, класса и типа привода автомобиля ваши действия одинаковые. Необходимо отпустить газ и уменьшить угол поворота руля, чтобы восстановить сцепление с полотном.

Компания «Автодром—Тренинг» (контраварийная подготовка): Первое инстинктивное желание довернуть руль в поворот и является самой главной ошибкой. Довернув руль в поворот и тем самым уменьшив пятно контакта передних управляемых колес, водитель фактически лишает автомобиль возможности повернуть. Вслед за этим следует вылет машины наружу поворота, при правостороннем движении из левого на обочину, а из правого — на обочину.

Читайте так же:
Зависимость плотности аккумулятора от факторов

Первое инстинктивное желание довернуть руль в поворот и является самой главной ошибкой

В реальности нужно уменьшить угол поворота передних колес, то есть плавно вернуть руль ближе к прямому положению передних колес или, другими словами, чуть-чуть убрать руль от поворота. Плавно и чуть-чуть — два ключевых слова. Это активная реакция на снос. И отпустить на мгновение педаль газа (закрыть газ) — это пассивная реакция на снос. Что происходит в этот момент? Благодаря закрытому газу часть веса автомобиля смещается на передние колеса (по аналогии с полной тарелкой супа, которую вы несете к своему столу и вдруг неожиданно замедляетесь). Передние колеса дополнительно прижались к поверхности, задние — разгрузились. Убирая руль от поворота (применяя обратное руление), вы заставляете заднюю ось автомобиля соскользнуть в занос (потерять устойчивость). Получается, что, повернув влево, попав на снос и убирая руль от поворота вправо, вы заставляете автомобиль повернуть влево, но уже за счет задних поскальзывающихся колес.

ПОЧЕМУ И КАК МЫ СКОЛЬЗИМ

Школа вождения BMW Driving Experience: Нести автомобиль боком может по-разному. Важно понимать, что именно происходит с автомобилем, причем на уровне тактильных и вестибулярных ощущений. Не допустить или решить возникшую проблемную ситуацию можно только в том случае, когда обладаешь необходимым комплексом рефлекторных ответов. Надо понимать, что страх может оказать парализующее воздействие. Кроме того, в экстренной стрессовой ситуации моторика, повинуясь инстинкту самосохранения, работает совершенно однозначно — всплывают или врожденные, или автоматические действия. В худшем случае водитель вцепится в руль, чтобы сохранить первоначальное положение тела в кресле, ведь мозг воспринимает происходящее как угрозу падения. Водители с большим стажем при возникновении боковых скольжений в подавляющем большинстве случаев применяют паническое рефлекторное торможение. Однако это по-прежнему не поможет справиться с заносом.

Компания «Автодром-Тренинг» (контраварийная подготовка): Знаний об особенностях использования сил трения, качения, массы и прочих физических величин при экстремальных ситуациях обычный автолюбитель не имеет. Проявление инстинкта самосохранения человека всегда действует решительно и без предварительного согласования с разумом человека! Соответственно, при сносе автомобиля (передние колеса повернуты, машина едет прямо) автолюбитель мгновенно нажмет педаль тормоза и будет стремиться отвернуть автомобиль от внезапного препятствия путем решительного вращения рулевого колеса. Иными словами, просто соскользнет по прямой с передними колесами, повернутыми «в упор». Хотя наблюдается и более простая стрессовая реакция неподготовленного автолюбителя — просто нажатие на педаль тормоза

Занос (эффект избыточной поворачиваемости): боковое скольжение задних колес и, как следствие, уход автомобиля с траектории боком (еще это можно назвать модным словом «дрифт»). В этом случае автомобиль вращается вокруг передних колес

Траектория движения машины в результате заноса
Траектория движения машины без заноса

Как с этим бороться?

Школа вождения BMW Driving Experience: Передние колеса должны смотреть туда, куда нужно ехать. Если задняя часть автомобиля начинает скользить влево, то и колеса относительно корпуса нужно поворачивать влево, учитывая при этом скорость развития и величину угла заноса. Как только автомобиль начал стабилизироваться, то есть задняя часть в обратном заносе начала возвращаться в исходное положение, угол поворота управляемых колес нужно уменьшать в соответствии с положением кузова. Угол поворота колес должен быть равен углу заноса.

ПРИЧИНЫ ЗАНОСА

Очень важно следить за скоростью, с которой вы движетесь. Бывают ситуации, особенно зимой, когда и на 20 км/ч не удается быстро справиться с заносом. А на 40 км/ч скорость развития и амплитуда заноса будут вчетверо большими, на 80 км/ч при прочих равных занос будет развиваться уже в 16 раз быстрее, чем на 20 км/ч. Кинетическая энергия автомобиля растет согласно квадрату скорости.

Компания «Автодром—Тренинг» (контраварийная подготовка): Следует запомнить простые «золотые правила», универсальные для всех типов провода:

— торможение не поможет справиться с заносом, а это значит, что педаль тормоза должна быть исключена из управления;

— педаль акселератора (педаль газа) является ключевым элементом управления;

— рулевое колесо — это своего рода компас автомобиля, а значит, следует четко знать, на какой угол и в какую сторону повернуты передние колеса автомобиля. Далее важна работа педалью газа. Если не рассматривать особенности трансмиссий и вариантов полного привода, то действия акселератором для выхода из заноса следующие:

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Задний привод: отпустить педаль газа и быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Как только автомобиль прекратит развитие заноса, руль нужно вернуть в положение, соответствующее прямолинейному качению передних колес. Прямое положение передних колес и педаль газа, нажатая до «тяги» (исключающая пробуксовку ведущих колес) — залог стабилизации автомобиля с любым типом привода.

Читайте так же:
Виды полиролей для машины, технология применения

ВАЖНЫЙ НЮАНС

Передний привод: быстро повернуть рулевое колесо в сторону заноса и при помощи педали газа дать кратковременную пробуксовку на ведущие колеса, чтобы разрушить развитие заноса, затем приотпустить педаль газа в режим тяги на ведущие колеса, то есть без пробуксовки колес. Нужно четко понимать, что пробуксовывающие передние ведущие колеса с большой угловой скоростью — это подобно заблокированным колесам (педалью тормоза), а в этом случае также развивается снос автомобиля, а значит, снова теряется способность к управлению автомобилем.

Полный привод: Независимо от распределения крутящего момента между осями алгоритм действий одинаковый — педаль газа ни в коем случае отпускать нельзя, в противном случае автомобиль может вообще развернуться на 180 градусов. При реакции водителя на занос газ должен быть тянущий и колеса должны вращаться на пределе проскальзывания. Руль в идеале должен находиться в прямом положении. Особенность полного привода — все действия с минимальным опережением. А эта величина опять же вычисляется путем многократных повторений в условиях безопасного автодрома.

Боковое скольжение обеими осями

Школа вождения BMW Driving Experience: Снос передней оси одновременно с заносом задней — еще более сложная ситуация на дороге. Возможно бесконечное количество вариаций — снос может быть активнее заноса и наоборот. Автомобиль вообще может бесконтрольно вращаться с произвольным движением по вектору скорости. Основная трудность в том, что у водителя не остается или почти не остается рычагов воздействия на автомобиль, которые можно было использовать при борьбе с одиночными сносом или заносом.

Фото: Toyota Motor

— Я перестраиваюсь для обгона из ряда в ряд через снежный вал-кашу. Как это правильно делать, чтобы избежать неожиданного заноса?

Школа вождения BMW Driving Experience: Перестроение из ряда в ряд через снежные переметы требует повышенного внимания. Автомобиль, упираясь в снежный вал в фазе перестроения и разгона, может получить значительный боковой увод (наиболее ярко выражен на заднеприводных автомобилях), который, как правило, приводит даже не к заносу, а к бесконтрольному вращению автомобиля вокруг вертикальной оси с дальнейшим движением по вектору скорости.

Школа вождения Jaguar Experience: Если взять пример большой заднеприводной машины, то необходимо в этом случае держать ровно газ, не делать резких движений рулем. В случае с тяжелым полноприводным внедорожником можно незначительно добавлять газ.

Компания «Автодром-Тренинг» (контраварийная подготовка): Подобный маневр может стать причиной заноса автомобиля, если вы отпускаете педаль газа, выполняя поворот руля! Методика для всех приводов принципиально не отличается. Убедившись, что нет никаких посторонних автомобилей и есть запас для маневра, начинаем поворот рулевого колеса в сторону перестроения и при этом педалью газа поддерживаете равномерную тягу на ведущих колесах! Если резко отпустите газ (испугавшись ощущения вязкости при вхождении колесами в кашу) — это все может вызвать занос или даже вращение. Стремитесь выполнять преодоление каши на прямых колесах, а изменение курса делать до вхождения в снежную кашу и после выхода из нее. Важно не делать резких движений рулевого колеса!

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

— Торможу, но не тормозится: под колесами лед. Есть ли способ как-то затормозить или минимизировать ущерб?

Школа вождения BMW Driving Experience:Можно попробовать сманеврировать. Путь объезда (если речь идет о движении на скоростях выше 40–50 км/ч) всегда короче, чем тормозной путь. Но если не уверены, что способны справиться с заносом после маневра, от этого шага лучше отказаться и тормозить до полной остановки. Если ситуация критическая, можно применить контактное скользящее торможение об отбойник или бордюр. Безусловно, лучше не допускать возникновения экстренной ситуации. Необходимо следить за дорогой и обстановкой в целом, как можно раньше планировать свои действия и чувствовать предельные возможности автомобиля и шин на покрытиях с разным коэффициентом сцепления.

Компания «Автодром-Тренинг» (контраварийная подготовка): Для всех видов привода автомобиля и типов трансмиссии важно понимать, что сорвавшийся на льду в скольжение с заблокированными колесами автомобиль превращается в неуправляемый снаряд! Влиять на снижение ущерба водитель не может в этом случае. Вспоминаем «золотое правило». Соответственно, тормозите на грани срыва колес в скольжение (прерывисто), если нет системы ABS. Если же есть такая система, то ABS разблокирует каждое конкретное колесо в момент скольжения, и ваша задача удерживать нажатие на тормозную педаль с максимальным усилием. При этом система ABS позволяет одновременно маневрировать, не прекращая экстренного торможения! А ваша главная задача — уйти, увести автомобиль от катастрофического столкновения, спасти водителя и пассажиров! Ориентируйтесь по ситуации и избегайте столкновения с встречным транспортом, избегайте переворачивания, избегайте жесткого прямого удара в стены и т.д.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию