Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Делаем дезинфекцию кондиционера автомобиля самостоятельно

Чистка автокондиционера и его дезинфекция

Антибактериальная чистка автокондиционера (дезинфекция) своими руками

Чистка автокондиционера и его дезинфекция являются неотъемлемой частью подготовки к летнему сезону автомобиля оборудованного кондиционером или климат-контролем. Все автокондиционеры требуют к себе постоянного внимания и ухода. Главные неисправности автомобильных кондиционеров – это отсутствие холода и неприятный запах из системы вентиляции.

Для антибактериальной чистки автомобильных кондиционеров существует много специальных средств, которые можно приобрести в каждом автомагазине. Но насколько они эффективны, и как ими правильно пользоваться?

В этой статье мы расскажем о том, как и чем лучше проводить чистку автокондиционера, и о правилах ухода за системой кондиционирования в машине. А внизу страницы смотрите видео о дезинфекции автомобильного кондиционера своими руками недорогим средством, купленным в аптеке.

Но для начала предлагаем разобраться с тем, почему нужно периодически чистить автокондиционер и проводить его антибактериальную обработку.

Для чего нужна антибактериальная чистка автокондиционера

Для чего нужна антибактериальная чистка автокондиционера

Чтобы понять, зачем нужно регулярно чистить и дезинфицировать кондиционер в машине, давайте сперва разберемся с тем, как он устроен и работает.

Система автокондиционера заполнена хладагентом. Под высоким давлением, нагнетаемым компрессором, хладагент поступает в испаритель (теплообменник, находящийся в салоне), где из жидкого состояния он становится газом, при этом резко охлаждаясь.

На ледяном испарителе конденсируется влага, которая смешивается с пылью находящейся в потоке воздуха, обдувающего испаритель. Со временем грязь накапливается, и в ней появляются плесень, грибки и бактерии.

Для того чтобы снизить до минимума количество грязи и пыли, поступающих с воздухом в систему вентиляции и кондиционирования, в автомобилях существуют специальные салонные фильтры.

Но кроме грязного воздуха в салоне автомобиля, кондиционеру могут угрожать и другие опасности:

  • Дорожная грязь попадает в пространство между радиатором охлаждения двигателя и радиатором автокондиционера (конденсатором). Это ведет к нарушению охлаждения компрессора кондиционера и его поломке с последующим дорогостоящим ремонтом.
  • Грязь является еще и причиной коррозии алюминиевых деталей автокондиционера. Любая микротрещина может привести к утечке хладагента, что опять-таки приведет к необходимости ремонта системы кондиционирования в машине.

Таким образом, своевременная чистка и антибактериальная обработка автомобильного кондиционера помогут продлить срок его службы и не допустить появление многих неисправностей.

Порядок чистки автокондиционера и его дезинфекции

Порядок чистки автокондиционера и его дезинфекции

Наиболее оправдано (как с точки зрения рациональности, так и удобства эксплуатации) проводить чистку автокондиционера один раз в год весной перед наступлением летней жары. Все работы можно выполнять своими руками, благо, особой квалификации для этого иметь не нужно.

Процесс чистки автомобильного кондиционера состоит из трех основных этапов:

  1. Замена салонного фильтра;
  2. Чистка элементов системы кондиционирования сжатым воздухом;
  3. Обработка автокондиционера антибактериальным составом (дезинфекция).

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

Замена салонного фильтра. Выше мы уже писали о важности частой замены фильтра салона – он предотвращает скопление грязи и пыли на испарителе кондиционера, появление которых может привести к появлению плесени и грибка.

Многие автопроизводители советуют менять фильтр салона раз в 30 000 км, но в наших условиях и на наших дорогах это нужно делать не реже чем раз в год или при пробеге 10 000 км.

Фильтры салона бывают обычными и угольными. Считается, что последние лучше задерживают мелкую пыль и запахи с улицы, но и стоят они дороже обычных.

Сама процедура замены салонного фильтра не вызывает особых сложностей даже у начинающих автолюбителей. Для этого нужно в инструкции по эксплуатации автомобиля найти место установки фильтра в машине, затем отверткой открутить винты крепления крышки фильтра, извлечь старый фильтрующий элемент и на его место установить новый.

Чистка элементов системы кондиционирования сжатым воздухом. В качестве источника сжатого воздуха вполне сгодится автомобильный компрессор для подкачки шин. Но если у вас найдется любой другой компрессор, например, строительный – будет еще лучше.

  • Сначала сжатым воздухом обдувается радиатор охлаждения автокондиционера (конденсатор). Обычно он находится в моторном отсеке за радиатором охлаждения двигателя. Струей воздуха с ребер конденсатора сдувается вся налипшая грязь и пыль.
  • После этого воздухом продувается решетка пластикового воздухозаборника (находится под лобовым стеклом автомобиля) и воздушные дефлекторы в салоне автомобиля. Эта операция позволит удалить пыль, которая там скапливается и не выходит с потоком воздуха естественным путем.
Читайте так же:
Определяем реальный расход топлива Hyundai Solaris на 100 км по отзывам автовладельцев

Дезинфекция автокондиционера. Так обычно называют обработку системы кондиционирования специальным антибактериальным составом.

В основе практически всех средств для антибактериальной чистки автокондиционеров лежит мыльный хлоро-спиртовой раствор, образующий пену при разбрызгивании. Наносят его при помощи трубки через выход воздухозаборника или дренажное отверстие. Через дренаж потом должна же вытекать и грязь.

Имейте в виду, что при сильном загрязнении испарителя аэрозоль лишь убивает бактерии, при этом среда их появления (грязь) остается, поэтому запах сырости обязательно вернется в салон автомобиля снова. Предупредить загрязнение испарителя может только регулярная замена салонного фильтра.

Таким образом, если вскоре после антибактериальной чистки автокондиционера в салоне машины появился сильный запах сырости, то, скорее всего, помочь в таком случае может лишь снятие испарителя кондиционера и его мойка-чистка. Но без соответствующего опыта и оборудования с такой работой справиться своими руками не получится.

Видео-инструкция: дезинфекция автокондиционера своими руками (дешевым средством из аптеки)

Как сделать, чтобы кондиционер холодил, как новый. Полная инструкция

Моем конденсатор и радиатор (главные «грязеприемники»)

Конденсатор системы кондиционирования стоит перед радиатором системы охлаждения, а потому первым принимает на себя удары камней, потоки грязной воды, тополиный пух и листья. Жидкая глина, которая может попасть на конденсатор после езды по грунтовке, быстро каменеет под воздействием тепла и превращается в слой теплоизоляции. Воздух перестает свободно проходить к радиатору системы охлаждения… Прощай, прохлада в салоне! Здравствуй, перегрев двигателя!

К хроническому перегреву мотора приводит и грязь, скопившаяся в пространстве между конденсатором и радиатором двигателя. Там порой образуется «пылевая» прослойка, по плотности и структуре напоминающая войлок.

Где лучше мыть?

Вариант 1. На обычной мойке (неэффективно)

Сильная струя воды способна загнуть тонкие алюминиевые пластины конденсатора. А по-другому достать струей до радиатора сквозь конденсатор не получится.

Вариант 2. У официального дилера (цены кусаются)

Официалы обычно снимают теплообменники с автомобиля перед мойкой. Операция потребует замены охлаждающей жидкости, заправки системы кондиционирования и обойдется более чем в 20 000 рублей.

Вариант 3. В специализированном сервисе по обслуживанию кондиционеров (лучше всего)

Теплообменники промывают с помощью специальных насадок, вводимых между ними. Грязь с конденсатора вымывается в сторону бампера, а из радиатора — в моторный отсек. (Хотя, конечно, все зависит от конфигурации передней части автомобиля.)

Может, помыть конденсатор кондиционера самостоятельно?

Да, если готовы снимать передний бампер и радиатор системы охлаждения. Конденсатор можно промыть и не отсоединяя от него трубки.

Чистим воздухозаборник — избавляемся от вони в салоне

У большинства автомобилей забор воздуха в систему отопления, вентиляции и кондиционирования осуществляется из пространства между капотом и ветровым стеклом. Там находится ниша — короб воздухопритока (часто в ней же размещается привод стеклоочистителей).

Воздух в это пространство попадает через большие щели или прорези. Через них же в короб летят листья и семена — за год накапливается прилично. Листва гниет — неприятный запах проникает в салон при работе вентилятора климатической установки. А еще листья попадают в крыльчатку вентилятора, шумят и засоряют воздуховоды.

Читайте так же:
Как устроен автомобильный генератор

Как очистить короб воздухопритока?

На большинстве автомобилей нужно снять поводки дворников и демонтировать пластмассовую накладку, состоящую из двух частей и закрепленную несколькими пистонами. Это можно сделать самостоятельно или в сервисе.

Короб воздухопритока стоит очищать раз в год. А отверстие в щите моторного отсека, сквозь которое осуществляется забор воздуха, лучше заклеить сеткой с ячейками (как у сетки против комаров). Заводскую сетку устанавливают лишь у некоторых автомобилей премиум сегмента и, например, выпускаемых фирмой Toyota.

Зачем чистить автомобильный кондиционер и какой способ лучше?

На СТО вам скажут, что в испарителе кондиционера могут скапливаться вредные микроорганизмы, и будут правы. Дело в том, что на холодном испарителе конденсируется влага из воздуха, основная часть которой стекает под машину через дренажное отверстие. Однако остатки конденсата остаются внутри климатической установки и вместе с теплом от моторного отсека образуют рай для развития грибов (в простонародье — плесени) и бактерий.

Эти проблемы не зависят от того, какая у вас система — с ручным управлением или полноценный климат-контроль — ведь испаритель имеется в любом случае.

Чем опасны плесень и бактерии в системе вентиляции?

Помимо неприятного запаха они могут провоцировать аллергические реакции, воспаление слизистой оболочки, насморк, кашель и одышку. Некоторые микроорганизмы являются канцерогенами, а еще любителей прохлады пугают легионеллой — бактерией, вызывающей легионеллез, опасный вид пневмонии.

Мы взяли для испытаний два автомобиля и попросили эксперта экологической лаборатории взять пробы из глубины воздуховодов и провести анализ. В обеих обнаружились грибы.

Владельцы машин об этом даже не подозревали, ведь ни кашля, ни других симптомов у них не было. Почему? Иммунитет! Организм здорового человека в состоянии противостоять многим патогенным микроорганизмам, к тому же в салон регулярно поступает свежий воздух с улицы. Но специалисты утверждают — от плесени вред для здоровья все равно есть. А если вы аллергик или регулярно возите в машине детей, об антибактериальной обработке стоит задуматься тем более.

Как чистят кондиционер и сколько это стоит?

В сервисах используют профессиональную установку, которая превращает дезинфицирующую жидкость в мелкодисперсную взвесь. Устройство устанавливается в салоне, климатическая система включается в режим рециркуляции, и дезинфицирующий «туман» начинает проходить через «внутренности» кондиционера.

Стоимость профессиональной обработки у официальных дилеров может отличаться на порядок: у массовых марок такая процедура обойдется около 1200 рублей, а на станции премиального бренда — в десять раз дороже.

Еще один способ профессиональной обработки, который набирает популярность в последнее время, основан на использовании так называемого «сухого тумана». Эта технология пришла от клининговых компаний, занимающихся дезинфекцией и удалением запахов из различных помещений. Принцип здесь тот же — создать как можно более мелкие частички, которые проникают в труднодоступные места. Только генерируются эти частички не с помощью ультразвука, а путем подачи антибактериальной жидкости из форсунки на нагревательный элемент, где и происходит мгновенное испарение. Средний размер капель «сухого тумана» — около 15 микрометров.

За обработку климатической системы «сухим туманом» просят от 700 до 1500 рублей в зависимости от размера автомобиля.

Можно ли почистить кондиционер самостоятельно?

Профессиональный аппарат для чистки кондиционера стоит около 40 000 рублей. Многие производители автохимии предлагают альтернативу — средства для самостоятельной дезинфекции, продающиеся в автомагазинах. Они делятся на два типа: аэрозольные и пенные. Из иностранных производителей подобные средства предлагает, к примеру, Liqui Moly и Sonax, из отечественных — Step Up и «Супротек». Стоимость — от 400 до 1000 рублей.

В составе указаны различные спирты, аммониевые соединения, хлориды, фенолы и многое другое. По информации, полученной нами от Московского городского центра дезинфекции, эти вещества действительно используются при борьбе с вредными микроорганизмами.

Читайте так же:
Компрессоры для автомобиля. Особенности выбора

Инструкция к пенному средству гласит, что часть его при помощи трубки нужно подать прямо внутрь воздуховодов вентиляции, а часть — непосредственно на испаритель. Добраться до него непросто, но можно попробовать вставить трубку в дренажное отверстие под капотом. Через некоторое время пена превратится в жидкость, а систему вентиляции потребуется просушить, включив печку и вентилятор. Остатки средства при этом могут вылететь из дефлекторов, попасть на сиденья и другие детали салона. В общем, этот способ кажется нам наименее аккуратным.

Гораздо меньше возни с аэрозольным средством. Достаточно просто убрать из салона все вещи, перевести «климат» в режим рециркуляции, поставить баллончик между передними и задними сиденьями и активировать его. Само собой, окна и двери автомобиля должны быть закрыты. Таким образом система вентиляции будет гонять антибактериальную взвесь через себя, включая воздуховоды и испаритель. По идее, капельки должны осесть на деталях «климата» и дезинфицировать их.

Кстати, такую нехитрую аэрозольную дезинфекцию предлагают некоторые «гаражные» сервисы.

Важный момент, который нужно держать в голове при работе с аэрозольным средством, касается салонного фильтра. Дело в том, что на многих автомобилях воздух проходит через фильтр даже в режиме рециркуляции, поэтому если его не удалить, то сравнительно крупные частицы аэрозоля просто осядут на фильтре и процедура потеряет смысл. Мы в своих испытаниях использовали чистящие средства, которые, если верить инструкции, не требуют демонтажа салонного фильтра. В случае с другими средствами эта операция может потребоваться. Читайте инструкцию или перестрахуйтесь, удалив салонный фильтр перед чисткой системы вентиляции.

И конечно, не забудьте по окончании тщательно проветрить автомобиль.

Безопасны ли антибактериальные чистящие средства для здоровья?

За безопасность антибактериальных баллончиков, которые попадают на прилавки магазинов легально, переживать не стоит, поскольку выпускать и продавать их можно только после получения свидетельства о государственной регистрации, которое выдает Роспотребнадзор. Для этого делается исследование химического состава, токсикологическая экспертиза и проверка эффективности. Во время испытаний в специальных стерильных боксах проверяется действие средства на микроорганизмы в воздухе и на различных поверхностях. Положительное заключение выдается, если средство убивает как минимум 95% паразитов. И это не обман! В лабораторных условиях дезсредства действительно работают. Но одно дело, когда аэрозоль распыляется в пустой камере, и совсем другое — в автомобиле со сложной системой вентиляции с множеством патрубков и заслонок. Распыл просто может не добраться до всех зараженных мест.

Испытание: недорогое средство очистки против профессионального устройства

В одном из автомобилей мы использовали российское аэрозольное средство, в другом — профессиональную установку бельгийской компании.

В составе аэрозоля заявлен изопропиловый спирт, 2-фенилфенол, катионные поверхностно-активные вещества плюс эфирное масло эвкалипта. В составе антисептика, который использовался в профессиональной установке, — четвертичная аммониевая соль, алкилдиметилы, хлориды и изопропиловый спирт.

Конечно, исходные условия двух экспериментов изначально не совсем одинаковы: двух машин с абсолютно одинаковыми загрязнениями кондиционера быть не может. Пробы из воздуховодов это подтвердили. Каким средством чистить первый автомобиль, а каким — второй, решил жребий.

Автомобиль № 1. Испытание аэрозоля

Перед испытанием мы поменяли салонный фильтр на новый, но демонтировать его не стали, поскольку в инструкции к аэрозолю об этом ничего не сказано: «средство разработано для самостоятельного использования и не требует специальных знаний, навыков или инструментов».

Активируем баллончик, он распыляется около семи минут, в течение которых вентиляция гоняет через себя антибактериальную смесь, десять минут проветриваем, готово!

Читайте так же:
Самостоятельное приготовление электролита для АКБ

Проба до чистки показала, что в этом автомобиле были грибы пенициллы, кладоспориумы и немного аспергиллов. Проба после чистки — увы, аэрозоль справился только с аспергиллами, «пощадив» другие грибы. То ли активное вещество не смогло просочиться в труднодоступные места, то ли просто осело на фильтре.

Автомобиль № 2. Испытание профессионального устройства

По заявлениям производителя, размер частичек генерируемой взвеси — всего пять микрометров, и они спокойно проходят через фильтрующий элемент. Перед испытанием мы, как и при первом тесте, сменили салонный фильтр на новый.

Ставим прибор перед сиденьем переднего пассажира. Включаем рециркуляцию, запускаем установку, и через пять минут весь салон заполняется дезинфицирующим туманом. Десять минут отводим на работу, еще десять — на проветривание. Дело сделано.

Каков же результат? Если до обработки во втором автомобиле мы выявили пенициллы и незначительное количество аспергиллов, то после — почти ничего!

Профессиональная антибактериальная обработка оказалась эффективнее любительской. Если хотите очистить систему кондиционирования своего автомобиля самостоятельно, то скорее всего придется повторить процедуру с баллончиком несколько раз, но эффективнее и, возможно, даже дешевле воспользоваться профессиональной антибактериальной обработкой.

Однако имейте в виду — никакая обработка не поможет при сильно загрязненном испарителе, на котором есть, например, крупные очаги плесени. В этом случае придется разбирать салон.

Простые средства для дезинфекции и самостоятельного ремонта автомобильного кондиционера

После аномально теплой зимы и лето обещает быть весьма жарким! А значит, пора провести профилактику кондиционера, поубивав в нем скопившиеся колонии опасных микроорганизмов, порождающих неприятный запах и легочные заболевания. А также восстановить уровень хладагента и перекрыть утечки!

Пенная очистка

Затхлый запашок из кондиционера рано или поздно появляется в салоне любого автомобиля – хоть бюджетного, хоть премиального. Ибо система кондиционирования воздуха устроена на всех машинах примерно одинаково. Главный элемент, на котором, собственно, и выделяется столь желанный в жару холод, – это испаритель, специальный радиатор, идентичный по размеру радиатору печки, установленный глубоко в недрах торпедо. Через него продувается воздух, выходящий в итоге охлажденным. Однако при работе испарителя на нем постоянно оседает и скапливается пыль, а процесс охлаждения заставляет конденсироваться на его поверхности капли влаги из атмосферного воздуха. В результате мы имеем постоянно влажную пыль, в которой, как тыквы на навозной куче, обильно плодятся бактерии, микрогрибки, плесень. Зловонные продукты их жизнедеятельности мы вдыхаем, пока кондиционер не вышел на полную мощность и в течение некоторого времени после его выключения.

Помочь справиться с этими напастями может регулярное обеззараживание системы кондиционирования, но под ним многие ошибочно понимают лишь забрызгивание специальной ароматизирующе-антисептической пены в заслонки воздушных дефлекторов в салоне… Тогда как основная проблема кроется в загрязненном испарителе – чистить и дезинфицировать нужно в первую очередь именно его! Вот только подобраться к нему сложно – как косвенно, через систему вентиляции, так и напрямую, планомерно разбирая торпедо. Но способ есть. Отсек испарителя можно целиком заполнить специальной очистительной пеной через дренажное отверстие, имеющееся на каждой машине с кондиционером. Доступ к трубочке дренажа можно получить под капотом или снизу, из смотровой ямы или с эстакады.

Именно на чистку испарителя через дренаж и рассчитан американский пенный аэрозоль StepUp SP5152. С помощью длинной трубки содержимое пол-литрового баллона полностью закачивается в отсек испарителя, где эффективно размягчает и смывает с поверхности испарителя всю грязь и пыль. И губит 100 % микробов, оставляя дезинфицирующую пленку на поверхностях на будущее! Весь процесс занимает примерно 20 минут, затем еще столько же потребуется на вентиляцию салона при включенной рециркуляции, после чего кондиционер работает как новенький – без запаха и с изначальной эффективностью, часть которой «съедала» ухудшающая холодоотдачу пыльная шуба!

Читайте так же:
Шевроле Ланос 1.5, 1.6 расход топлива на 100 км

Простые средства для дезинфекции и самостоятельного ремонта кондиционера

Регулярное освежение

Как уже было сказано, вместо промывки испарителя многие часто ограничиваются пшиканьем антисептических средств в дефлекторы системы вентиляции. Без очистки испарителя этот метод бесполезен, но в довесок к нему – наоборот! Ведь многочисленные и протяженные каналы подачи воздуха вентилятором/отопителем тоже накапливают на своих стенках пыль, которая в сырую погоду напитывается влагой из воздуха, интенсивно прогоняемой по ним. Эта влага способствует быстрому развитию бактерий – хотя и не служит столь мощным источником вони, как непосредственно испаритель. Поэтому каналы вентиляции тоже следует обеззаразить. Кстати, эта процедура весьма полезна и тем автомобилям, которые… не обладают кондиционером!

Для санитарной обработки каналов вентиляции на автомобиле у американской марки StepUp есть особый аэрозоль SP5150N. Этот 128-миллилитровый баллончик очень легок и прост в применении: нужно извлечь из отсека воздушный фильтр салона, плотно закрыть все двери и окна, включить вентилятор на высоких оборотах, включить режим рециркуляции воздуха и, установив баллон на пол рядом с сиденьем переднего пассажира, нажать на клапан (он сам зафиксируется в открытом положении). Затем покинуть салон и закрыть дверь. Далее даем средству минут 5–10 поработать, сами же спокойно наблюдаем снаружи. Как и пенный очиститель испарителя, SP5150N не только убивает микроорганизмы «здесь и сейчас», но и на долгое время формирует для них неблагоприятную среду. Такую процедуру имеет смысл делать для профилактики каждую весну.

Простые средства для дезинфекции и самостоятельного ремонта кондиционера

Устранение утечек фреона

В герметичной и замкнутой системе кондиционера утечки хладагента недопустимы. Но с возрастом машины они рано или поздно появляются – теряют эластичность резиновые колечки на стыках шлангов и трубок, появляются микроскопические точечные отверстия и микротрещинки в испарителе. Чаще всего первые утечки не фатальны, и кондиционер начинает просто медленно терять производительность, слабее холодить и требовать дозаправки – поначалу раз в год, потом раз в сезон… Бесконечные пополнения количества фреона – накладны, поиск места ничтожной утечки – непрост, да и в возрастных системах этих мест может быть немало, и ремонт выльется в замену едва ли не всех элементов… Подобное, безусловно, нерентабельно, поэтому для исправных, но теряющих герметичность кондиционеров существует уникальное средство от бренда Hi-Gear – HG9547 – герметик американского производства. HG9547 подходит для любых систем, заправленных массовым и распространенным хладагентом R-134a, и способен устранять утечки в кондиционерах, теряющих после заправки до 400 граммов в сутки – то есть текущих весьма интенсивно! Стоимость «Герметика автомобильного кондиционера» от бренда Hi-Gear сопоставима со стоимостью одной дозаправки кондиционера фреоном. Но воспользоваться герметиком более выгодно, потому что после применения этого препарата утечек больше не будет, и дальнейшая дозаправка фреоном уже не потребуется.

Баллон HG9547 – это небольшая емкость на 128 граммов фреона R-134a, в котором растворены специальные присадки, полимеризующиеся при контакте с воздухом на выходе из неплотностей. Носик баллона имеет штуцер, подходящий к штуцеру заправки автомобильных кондиционеров с R-134a, поэтому его достаточно просто присоединить на вентиль низкого давления, и состав из флакона перейдет в систему, которая может быть как полностью, так и частично пустой. Содержимое баллончика доведет объем хладагента в системе до работоспособного состояния, включенный кондиционер разгонит препарат по системе, а добавленные в состав присадки быстро загерметизируют утечки. Если система до применения герметика была полностью пустой, то после герметизации потребуется дозаполнить ее хладагентом до штатного давления.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию