Диагностируем шаровую своими руками
Проверка шаровых опор
Как проверить неисправность шаровой опоры автомобиля? Как долго можно ездить с поврежденным пыльником? К чему может привести стук в колесах при поворотах?
Зачем нужно проверять исправность шаровой опоры?
Начнем не с того, где располагается и зачем вообще нужна шаровая опора, а с того, к чему может привести эксплуатация транспортного средства с неисправной деталью.
Самой обычное явление, которое вы не один раз наблюдали на дорогах – это обрыв, в результате которого авто становится неуправляемым, ведь исчезает связь рычага подвески и поворотного кулака. Результат – автомобиль с вывернутым колесом, деформированным крылом, а то и еще и дверью, стоит на обочине и ожидает эвакуатора.
Единственная радость – это то, что такое происходит всегда или при незначительной скорости или сразу после начала движения. Реже обрыв случается и на трасе при попадании колеса в ямку и от тяжелых последствий может спасти только опыт и мастерство водителя.
Как проверить шаровую опору
Как видите, с шаровой шутки плохи и опора нуждается в постоянном контроле работоспособности. На какой ресурс рассчитана деталь сказать затруднительно. Она может прослужить как 15 000, так и все 120 000 км пробега. Все зависит исключительно от условий эксплуатации.
Наиболее слабым местом опоры является пыльник, защищающий узел от попадания грязи и влаги. Достаточно небольшой трещины на его поверхности, и сырая грязь, оказавшаяся в шарнире, спровоцирует коррозию со всеми вытекающими последствиями.
Повредить механически пыльник довольно проблематично – он расположен так, что ему не страшны дорожные камешки и пыль. Другое дело, если вы при работе с подвеской случайно повредили резину. Еще более вероятно обычное пересыхание материала со временем. В этом случае небольшие трещины очень скоро превращаются с бреши приличного размера. Чтобы чувствовать себя за рулем спокойно – проверяйте пыльники шаровых опор при каждом удобном случае.
Износ шаровой – это, по сути, образование люфта вследствие зазора между шаровым наконечником пальца и корпусом. Чем он больше, тем больше биение, которое приводит, в конечном счете, к разрыву. Зазор появляется по следующим причинам:
• естественный износ – не бывает вечных деталей:
• большие динамические нагрузки при скоростном движении по неровной дороге;
• повреждение пыльника;
• отсутствие смазки (если она там должна быть).
Как понять, что шаровая опора неисправна?
• При езде по неровному дорожному покрытию на малой скорости слышен стук.
• В поворотах приходится прилагать дополнительное усилие, и слышен скрип.
• Машина перестала устойчиво ехать по прямой. Передние колеса начали вилять.
• Шины изнашиваются неравномерно.
Если вышеперечисленные признаки имеют место, значит с подвеской не все в порядке. Не обязательно это вызваны исключительно изношенными шаровыми опорами – нужно провести полную диагностику, чтобы привести транспортное средство в полный порядок. Как это делается?
Проще и надежнее всего обратиться на станцию технического обслуживания или в сервисный центр. Специальный стенд выявит все слабые места, и вы получите самую полную консультацию с соответствующими рекомендациями.
Если возможности посещения СТО нет, то придется воспользоваться дедовскими способами. Попросите помощника раскачивать кузов, а сами в это время прислушивайтесь к звукам в подвеске. Если есть еще один помощник, то одного посадите на место водителя и попросите нажать на педаль тормоза. В это время второй участник диагностики должен раскачивать кузов. Вы же тем временемя кладете ладонь на все шаровые опоры (верхнюю и нижнюю) и методом пальпации пытаетесь проверить наличие люфта.
Проверка шаровой опоры
В конструкции каждого автомобиля есть подвеска (соединительное звено между кузовом автомобиля и дорожным покрытием), в которой есть такая деталь, как шаровая опора, которую не все знают, как проверить. Шаровая опора — это, соединяющее колесо и рычаг подвески, подвижное устройство, обеспечивающее управление колесом.
Шаровая опора — это
Шаровая опора — это шарнир, который соединяет ступицу колеса с рычагом подвески. Основная функция этого устройства в конструктивном строении машины — это обеспечивание возможности свободного перемещения колеса по горизонтали и недопущение перемещения колеса по вертикали. Шаровые устройства устанавливаются не только на ступицы колес, но и в развальные рычаги, в рулевые трапеции и в газовых упорах крепления капота.
Раньше, шаровые опоры были шкворневого типа. Минусы его были в том, что он давал возможность колесу двигаться только по одной оси, из-за чего таким автомобилем было тяжеловато управлять. К тому же, его надо было часто смазывать.
Конструкция шаровой опоры
Устройство данного вида подвижного связующего звена не так уж сложна.
- 1-корпус;
- 2-высопрочная износостойкая металлическая вставка;
- 3-сферическая деталь «яблоко» (принимает основные нагрузки);
- 4-кольцо стопорное (фиксатор яблока и высокопрочной вставки);
- 5-наконечник конической формы (соединительный элемент поворотной цапфы колеса и сферы);
- 6-пыльник резиновый (защищает от пыли и влаги), под пыльником тугоплавкая смазка;
- 7-резьба конического стержня (служит для болтового соединения с поворотной цапфой);
- 8-фланец с отверстиями для болтовых соединений, который выполнен литым с корпусом 1 шаровой опоры (служит для крепления на рычаге подвески).
Благодаря такой конструкции, в которой есть сферической формы деталь, устройство может вращаться в трех плоскостях. В отличие от шаровых опор шкварневого вида, не требует смазки.
Классификация шаровых опор:
- Разборной конструкции.
- Не разборной. Изготавливается литым с рычагом.
Способ обнаружения неисправностей для них один.
В зависимости от качества дорог, на которых эксплуатируется автомобиль, зависит и срок службы шаровых опор. Если «забить», то есть не менять вовремя, тем более, если появились признаки неисправности, то это может привести к поломке на дороге. Бывают случаи, когда колесо полностью падало.
Неисправности шаровой опоры
- Появился стук на поворотах.
- Появилось биение руля (руль сильно вибрирует).
- Появился неравномерный износ протектора. Это из-за торцевого биения колеса.
- Развал-схождение разошелся или не правильно сделан. При этом протекторы резины изнашиваются неравномерно только с одной стороны.
- Увеличение нагрузки на колеса. Руль тяжелее крутить.
- Во время торможения автомобиль отклоняется в сторону. При этом могут быть слышны щелчки в подвеске.
Перечисленные признаки неполадок не обязательно относятся к проблемам с шаровыми опорами, это может быть связано с другими деталями узла подвески.
Как самому проверить шаровую опору
Не всем нравится обращаться в сервисный центр и делать диагностику. Для самостоятельной проверки нужны следующие условия и инструменты:
- Подъемник, смотровая яма или эстакада. Можно из ям и подъемников.
- Домкрат и противооткатные устройства (башмаки). При отсутствии автомобильного подъемного устройства домкрат обязательно.
- Монтировка с плоским концом. Такой, чтобы его легко можно было просунуть между поворотной цапфой и самой шаровой.
- Подпор размером от защиты картера до земли.
- Набор ключей гаечных.
- Съемник шаровых опор или молоток и бензин.
Всегда соблюдаем технику безопасности. На мягком грунте такие ремонтные работы не проводим.
Есть несколько видов подвесок. Одним из распространенных видов является подвеска макферсона. В такой подвеске шаровые устанавливаются только снизу.
Есть еще такие конструкции подвескок: двухрычажная, многорычажная, адаптивная, подвеска «ДЕ ДИОН», задняя зависимая схема подвески, задняя полузависимая подвеска, подвески джипов и пикапов, подвески грузовых авто.
Если подвеска двухрычажная, то шаровая будет и сверху, и снизу.
Проверка шаровых опор своими руками:
- Визуальный осмотр. Если пыльник треснутый или вообще оторвался, то рекомендуется заменить шаровую опору. Можно и сэкономить заменив или установив новый пыльник, но неизвестно сколько песка и абразивных частиц попало в внутрь.
- Домкратом или подъемником приподнять машину и подложить заранее приготовленную опору. Далее, медленно опустить авто на опору, чтобы появилась нагрузка на шаровую опору. Колесо должно быть в воздухе и свободно вращаться.
- Взять колесо двумя руками сверху и снизу, и покачать по вертикали. Если люфт есть, то это может быть износ сайлентблоков, износ шаровой опоры, ослабление подшипника ступицы.
- Взять монтировку и плоской стороной вставить между поворотной цапфой и рычагом подвески. Аккуратно давить на монтировку и смотреть, есть ли люфт на шаровой.
- Если есть признаки неисправности, надо открутить гайку шаровой. Наконечник шаровой может проворачиваться вместе с гайкой. Для удержания используем монтировку.
- Съемником или ударным инструментом демонтируем шаровую. Если нет съемника, надо ударять по посадочному месту наконечника молотком. Кстати, можно сделать съемник своими руками, например, для снятия сайлентблоков. Так как наконечник конусный, то при резких небольших ударах, он высвобождается. Я лично, когда менял на ВАЗ 2106 шаровую, тихонько постукивал молотком, в соединение побрызгал бензин (если есть, можно ВД-40) и шаровая сама упала.
Видео
В этом видео показывается подробно по устройство шаровой, для чего она служит и т.д.
Здесь показывается наглядно, как работает шаровая опора в движении. Как проводить диагностику подвески самому. Диагностика рулевых наконечников и шаровых. В этом видео, как проверить подвеску. Проверка и замена шаровой на автомобиле FORD FOCUS 2 / ФОРД ФОКУС 2.
Диагностируем шаровую своими руками
Шаровая опора является одним из слабых мест подвески авто, последствия ее выхода из строя очень плачевные. Сегодня мы расскажем вам как самостоятельно можно диагностировать шаровую опору своего авто и установить по проявившимся симптомам диагноз.
Диагностика и ремонт рычагов шаровой
Чтобы начать диагностику шаровой опоры, в самом начале необходимо снять колесо. Затем нужно отвернуть снизу резьбовую пробку – и глубиномером измерить расстояние — если оно более 11,8 мм, опору ничего уже не спасет, ей место на свалке. В противном случае – при ударе верхний корпус шарнира может лопнуть по трещинам и шар вылетит вон!
Конец рычага шаровой опоры — это очень хлипкая ее часть, именно здесь чаще всего появляются трещины, ведущие к серьезным последствиям. Трещины могут возникнуть и возле проушин для сайлент-блоков, и в средней части. Своевременно увидеть эти трещины — это аннулировать заказ на аварию. Порой трещину выдает характерная полоска ржавчины, пропитавшей тонкий слой подсохшей грязи. Можно попытаться установить неисправность и следующим образом — облить рычаг соляркой, после вытереть его насухо и наложить слой жидкой глины, спустя пару дней нужно осмотреть высохшую глину — солярка, проникшая раньше в трещины, обязательно проявится. Помните, дотошность – залог успеха в этом деле. Трещины могут привести к поломке рычага, результатом которой будет то же самое, что и при вырывании шаровой.
А вот если рычаг сломается около сайлент-блока, то колесо станет плохо держать курс, и при малейшем толчке, будь то во время торможения или же при наезде на кочку, отклоняться в сторону. Особо опасно ездить с такой поломкой на большой скорости – вы рискуете внезапно оказаться на полосе встречного движения, в глубоком кювете и так далее.
От усталости ломаются и верхние рычаги шаровой. После длительной эксплуатации возможно и на них найти трещины.
Ремонт поперечной балки передней подвески
Частенько ломается и основа передней подвески – поперечная балка, которая поддерживает двигатель автомобиля и соединяет между собой лонжероны с брызговиками. Если вы обнаружили трещину, которая успела разойтись на пару миллиметров, автомобиль необходимо немедля отгонять на СТО, в противном случае — болты с гайками вылетят из старой нижней полки лонжерона, мотор наклонится, ось нижнего рычага опустится, колесо приобретет отрицательный развал и… последствия будут плачевными!
Иногда поперечная балка может сломаться посередине, после этого половинки, загруженные двигателем и нижними рычагами, раскачиваются, деформируя и ломая лонжероны. Вкупе с этим в зоне двигателя разрушаются и другие детали кузова.
На высокой скорости наиболее опасна поломка балки возле болтов крепления оси нижнего рычага, которая грозит тем, что во время даже не слишком сильного толчка на какой-нибудь очередной кочке, нижний рычаг вырывает болт, стягивающий шаровую, и автомобиль в этот момент отклоняется в сторону, удержать его на заданном курсе будет крайне трудно.
Поперечную балку обычно ремонтируют сваркой, но сварщик обязательно должен быть толковым, ведь ему нужно не просто вернуть балке прочность, но и восстановить ее чертежные размеры. В противном случае, после ремонта не исключены проблемы с геометрией передней подвески.
Естественно, выходят из строя и другие детали: стабилизатор поперечной устойчивости, пружины и т. д.. Некачественная пружина выдает себя просадкой машины, развалившийся стабилизатор – большими кренами на поворотах и скрежетом, а амортизатор, намотавший 15–20 тысяч километров на наших дорогах, не отличающихся отличным полотном, редко когда сохраняет и хотя бы половину былых характеристик, и нуждается в замене.
Вот лишь небольшой список симптомов серьезных болезней шаровой опоры и их последствий. Также периодически мы советуем проводить полную диагностику подвески автомобиля. Помните, что легче предупредить нежели лечить, таким образом, вы не только сэкономите свои время и деньги, но и сможете избежать более серьезных потерь.
Как проверить шаровую опору: способы
Водители задаются вопросом, как проверить шаровую опору, особенно, когда обнаружились какие-то неисправности и их нужно срочно устранить. Также проверка необходима после покупки новой шаровой. Существует большое количество способов самостоятельной «диагностики». Методы схожи друг с другом, но для каждого типа детали предусмотрен свой. Рассмотрим типы шаровых опор и самые правильные методы их проверки.
Типы шаровых опор
Шаровая опора — деталь, соединяющая колесную ступицу с рычагом подвески.
В конструкционной системе автомобиля данный элемент предназначен для свободного перемещения колеса по горизонтали и в то же время для блокировки его перемещения по вертикали.
Актуальные на сегодня шаровые опоры подразделяются на:
Однорычажные — их конструкция состоит из колес со ступицей, которые удерживаются на стойке в верхней части, а в нижней имеют опору на рычаг, контактирующей с шаровой. Обычно эта конструкция используется на машинах бюджетного класса.
Многорычажные — конструкция предполагает присутствие двух рычагов и, соответственно, двух шаровых опор.
Шкворневого типа опоры были раньше, но имели массу недостатков. Во-первых, их приходилось смазывать. Во-вторых, они не давали колесам перемещаться не по одной оси. Из-за этого машина управлялась водителем тяжело.
Когда стоит провести проверку?
Проводить проверку шаровой опоры нужно тогда, когда есть подозрения на возникновение неполадок.
Перечислим самые распространенные:
Стук — если от передних колес в момент езды по бездорожью доносится стук.
Виляние — если возникает своего рода «виляние» машины при езде по ровной поверхности.
Скрип — если водитель в момент поворота руля слышит странные скрипы.
Износ — если было замечено, что передние покрышки изнашиваются неравномерно, а именно большему износу подвергнуто колесо с неисправной шаровой.
Если обнаружился хотя бы один из этих признаков неисправности, рекомендуем заняться проверкой шаровых. Сделать это стоит как можно быстрее, поскольку неисправности носят в себе угрозу для пассажиров.
Методы
Диагностика шаровой опоры возможна в самостоятельном «режиме». Это актуально для тех, кто не имеет возможности попасть в сервис на диагностику.
Для работы потребуются:
Подъемник со смотровой ямой. Но есть один популярный метод, который позволяет обойтись без этого.
Домкрат. Он станет заменой подъемнику.
Гаечные ключи.
Монтировка.
Съемник шаровых опор.
В сети представлены подробные инструкции по проверке, включающие в себя информацию о размерах гаечных ключей и о типах съемников. Однако мы не будем указывать эти данные, поскольку они отличаются для разных марок автомобилей. Все перечисленные инструменты подбираются водителем самостоятельно, исходя из особенностей его машины.
Проверка нижней шаровой
Проверка шаровых опор, особенно нижних, осуществляется по тому же принципу, что и проверка верхних. Но окончательный результат «диагностики» будет лучше, если водитель воспользуется подъемником или монтировкой.
Для начала стоит подготовить монтировку и домкрат. Авто устанавливают на подъемнике или загоняют над ямой.
С помощью домкрата необходимо вывесить колесо, которое требуется проверить. Это проделывают в случае использования эстакады.
Если водитель решил воспользоваться подъемником, то нужно поднять его до определенной высоты.
Плоскую сторону монтировки прокладывают между рычагом опоры и цапфой.
Качают монтировку в обе стороны так, чтобы шаровой палец перемещался вертикально.
У исправного шарнира отсутствует люфт. Если люфт обнаружится, значит, опоре необходима замена. Все те же самые действия проделывают с другой стороны, поскольку опоры изнашиваются парно.
Проверка верхней шаровой без подъемника
Больше всего водителей интересует, как проверить шаровую опору без подъемника, ведь не у каждого есть возможность им воспользоваться. Как было сказано выше, проверка проходит аналогичным образом, что и в предыдущем пункте.
Для начала придется с помощью домкрата поднять колесо, требующее диагностики. Далее следует под опору поместить упор так, чтобы нагрузить ее. Если деталь действительно исправна, колесо останется подвешенным и будет спокойно вращаться без каких-либо посторонних шумов. Если ощущается биение и стуки, значит, опора неисправна и ее требуется заменить.
У некоторых моделей машин существует диагностическое отверстие в подвеске. Именно оно помогает измерить расстояние от опоры до пальца. Для того, чтобы проводить диагностику таким образом, водителю нужно знать значения расстояний. Для измерения потребуются специальные приборы, а также техническая документация.
Проверка пыльника
Во время диагностики шаровых требуется уделить особое внимание пыльнику. Эта деталь изготовлена из резины. Она выполняет защитную роль, то есть предотвращает попадание внутрь жидкости, грязи. Пыльник считается расходным материалом, поэтому его следует время от времени заменять. В зимнее время года в результате морозов, а также при механических воздействиях на нем появляются трещины. Внутрь трещин попадает песок и грязь, поэтому поверхность разрушается, смазочное вещество вымывается.
Мы советуем перед диагностикой шарниров всегда смотреть на состояние пыльника, проверять смазку и присутствие трещин. При наличии повреждений стоит заменить пыльник на новый без промедлений. Именно из-за порванной детали происходит снижение ресурса шаровой. В процессе замены не следует игнорировать набитие пыльника смазкой.
Из-за поврежденного пыльника страдает работа шаровой. Для ее проверки придуман еще один метод. Он подойдет тем, у кого в машине опора находится в вертикальном положении, т.е. жидкость попадает сверху и остается внутри, как «в бутылке».
Если добраться до опоры крайне сложно, необходимо воспользоваться обычным шприцом для инъекций. В шприц набирают жидкое масло, иголкой протыкают пыльник и заливают масло туда. Далее необходимо провести сравнение стуков до заливки и после. Если разница стала сразу заметна, значит, опоры действительно вышли из строя и их нужно заменить. Многие беспокоятся, что через проткнутое отверстие начнет попадать вода. Это не произойдет, поэтому можно не переживать за дырочку от иглы.
Проверка новой шаровой
К сожалению, вышедшие из строя шаровые нельзя отремонтировать. При этом детали для авто, даже выпущенные только с завода, не всегда имеют отличное качество. Это касается деталей неизвестных китайских компаний и не только. Тоже самое происходит и с новыми шаровыми опорами. Мы рекомендуем проверять товар после покупки визуально. Чтобы было проще разобраться с этим, следуйте представленным ниже советам.
Легче всего проверить деталь путем ее переворачивания вниз. Шаровая считается сломанной или некачественной в случае, если верхний конец пальца перешел вниз. Не стоит смотреть на то, что в ней отсутствует люфт. Со временем он гарантированно появится. Вместе с этим советуем дергать палец в разные стороны. Люфт, конечно же, должен отсутствовать, а также перемещение даваться с трудом.
Иногда можно приобрести такую шаровую, в которой пальцы будут ходить туго. У хорошей детали, после сдвига пальца в сторону, остается довольно плавный и легкий ход. Если она все равно продолжает туго двигаться, то рекомендуем не приобретать товар.
Некачественные детали также выдает тавотница (пресс-масленка), либо сделанное место под нее. Чаще всего это можно увидеть на китайских опорах. Почему не стоит покупать товар? Дело в том, что пресс-масленка морально устарела. У оригинальных изделий ее попросту нет.
В самую последнюю очередь при проверке шаровой уделяют внимание пыльнику. Он должен быть целый, без царапин и трещин. Лучше всего будет, если на нем окажется большое количество смазки. При желании автолюбитель сможет самостоятельно набить смазочное вещество.
Заключение
Мы выяснили, что проверить шаровые опоры можно разными способами, и даже без «участия» подъемника. Также при покупке новых деталей стоит обратить внимание на их качество. Не стоит покупать опоры с треснутым пыльником, с наличием пресс-масленки, а также с маленьким количеством смазки.