Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дополнительное охлаждение АКПП

Система охлаждения АКПП. Варианты дополнительного охлаждения.

Добрый день, Уважаемые читатели нашего блога!
Эта статья продолжает серию материалов по системе охлаждения АКПП.

Уточняем. Наша задача — НЕ ДАВАТЬ КОНКРЕТНЫХ СОВЕТОВ ПО ПЕРЕДЕЛКЕ! Рассказываем — как все устроено и какие есть варианты.

В серии статей, посвященных системе охлаждения АКПП и перегреву мы рассказываем об устройстве системы охлаждения, а также — какие бывают варианты модификации штатной системы охлаждения.

Итак, как бороться с перегревом. Наверняка многие слышали про возможность установки дополнительного радиатора но и здесь не всё однозначно. Давайте разберём всё по порядку.

Для начала — вспомним, что схема охлаждения АКПП включает в себя — теплообменник (ТО). Для дальнейшего понимания важно понимать что теплообменник может быть — 1. внешний, С ТРУБКАМИ ПОДВОДА масла (встроенный в радиатор охлаждения антифриза или вынесенный отдельно). 2. внешний, но БЕЗ трубок подвода масла (закреплен на корпусе АКПП). 3. штатный внешний радиатор (обычно с дополнительным термостатом, но об этом позже). Конструкция теплообменника важна для понимания возможных дальнейших переделок.

Итак, основным способом уменьшения температуры масла в АКПП — является установка ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАДИАТОРА.

Кратко про радиатор. Есть два основных типа дополнительных радиаторов — трубчатые и пластинчатые. Отличаются характеристиками. Обычно трубчатые дополнительные радиаторы различают по количеству рядов (трубок) и по размеру. Могут быть 2х, 4х, 6-и и т.д. — рядные и при этом — еще и разной длинны и ширины. Чем больше рядов или больше площадь — тем больше теплоотдача. Также для улучшения характеристик теплоотдачи в трубку радиатора может быть вставлен завихритель.
Трубчатый радиатор — более дешевый, но имеет хуже теплоотдачу, но при этом — меньшее гидравлическое сопротивление. Пластинчатый -более дорогой, с лучшей теплоотдачей но бОльшим гидросопротивлением.
Далее — примеры трубчатых радиаторов.

Также радиатор может быть пластинчатый. Далее — примеры пластинчатых радиаторов.

Радиатор закрепляется перед основным радиатором охлаждения. Радиатор закрепляется с помощью отдельных кронштейнов или — пластиковыми стяжками — к сотам основного радиатора. От радиатора отходят две трубки (маслостойкая резина). Трубки крепятся к радиатору винтовыми хомутами. Также надо понимать — слишком длинные трубки и большой радиатор могут создавать излишнее гидравлическое сопротивление потоку.
Техническое примечание. "обычная" бензомасло-стойкая резина не совсем подходит для подключения внешнего радиатора. Т.к. температура масла доходит до 100 град. Желательно использовать специальные шланги, именно для подключения охлаждения акпп.
Подбор радиатора. Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Поставить слишком большой — масло будет иметь слишком низкую температуру. Поставить слишком маленький — получим обратную ситуацию. Самый простой выход — доверится рекомендациям специализированных сервисов или магазинов или производителя — при подборе характеристик радиатора. Для каждого типа коробки при средне — похожих условиях эксплуатации могут быть рекомендованы определенные типы радиаторов.
Можно воспользоваться рекомендациями производителя для каждой марки авто.

Подключение. Это, пожалуй, ключевой момент. В зависимости от конструкции штатного теплообменника, используются разные способы подключения дополнительного радиатора.

1. Варианты подключения доп.радиатора для внешнего ТО, С ТРУБКАМИ ПОДВОДА масла. К штатному ТО подходят две трубки — "подвод" масла и "обратка" . На схеме подключения это видно.. Дополнительный радиатор подключается В РАЗРЫВ "ОБРАТКИ". Т.е. надо найти подходящее место стыка например трубки со штуцером на этой линии, разъединить и подключить через соотв. переходники — два шланга к дополнительному радиатору. Таким образом, масло проходит через штатный ТО, затем через дополнительный радиатор и возвращается в АКПП. На схеме видно, что именно охлажденным масло смазываются шейки валов, втулки, планетарки и далее масло сливается в поддон.
Ниже — схема стандартного подключения

Ниже — рекомендуемая схема подключения доп.радиатора.

Такая схема — сама простая для подключения и в основном — используется при внешнем штатном теплообменнике на трубках. Для правильного подключения нужно определить — какая линия является "обраткой".

Недостатком такой схемы подключения можно признать: дополнительный радиатор подключен ПОСТОЯННО. И, например, в зимний период при температуре на улице -20 масло будет в любом случае проходить через внешний доп. радиатор и дополнительно охлаждаться. Слишком холодное масло (ниже +50-60) может ухудшить работу коробки как и слишком горячее (масло должно иметь нормальную рабочую температуру ок +90)).
Чтобы избавиться от этого недостатка, в систему дополнительного охлаждения дополнительно можно установить — ТЕРМОСТАТ. Задача термостата — автоматически контролировать температуру масла. При низкой температуре, масло из штатного ТО сразу возвращается в АКПП. При нагреве свыше +80 термостат начинает открываться и пускает часть масла через доп.радиатор. Таким образом происходит автоматическое поддержание температуры масла в рабочем диапазоне (от +80 до +100).

Но и при установке термостата — есть принципиальный возможный недостаток. Термостат может ЗАКЛИНИТЬ. А может и не заклинить 🙂 Проверить и "увидеть" это оперативно — сложно. Помним, что внешнего датчика температуры масла АКПП — нет (если только не проверять температуру масла самостоятельно и регулярно).
В любом случае установка внешнего радиатора одновременно с установкой термостата — это самое "красивое" решение по организации дополнительного охлаждения для АКПП.
Надо отметить, что большинство штатных внешних радиаторов АКПП (если на машине установлен именно внешний радиатор) устанавливаются вместе с термостатом. Термостат может быть смонтирован на корпусе радиатора или отдельно. Для примера — вот схема охлаждения АКПП АУДИ Q7 3.0 с внешним радиатором. . Термостат установлен отдельно на трубках. Масло попадает из АКПП в термостат и далее — ИЛИ возвращается в АКПП (для быстрого первоначально прогрева масла в коробке) ИЛИ поступает во внешний радиатор для охлаждения.

Читайте так же:
Действие знака «Остановка запрещена» – зона без остановок!

Для мощной версии Q7 с мотором 6.0 предусмотрена схема с двумя радиаторами — внешним теплообменником и внешним радиатором. При начале работы масло проходит через внешний теплообменник, далее в термостат и возвращается в коробку. После прогрева, масло из термостата поступает уже во внешний радиатор для дополнительного охлаждения.

Т.о. схема с внешним теплообменником на трубках, дополнительным радиатором и термостатом — пожалуй самая правильная. При этом "держим в уме" вопрос надежности термостата. Но с другой стороны, даже при заклинивании термостата, остается работать со штатным теплообменником, что не выведет АКПП из строя.

В заключении отметим. Для техно маниаков — есть промежуточный вариант. Вместо термостата можно установить ручной трёхходовый кран переключения. На зимний период — отключать на постоянно внешний радиатор, а на летний период — подключать. Несложные действия два раза в год позволят не переохлаждать масло в зимний период и не перегреть коробку в летний.

К стати. Именно термостат AUDI (оригинал или аналог от MAHLE) часто устанавливают при монтаже дополнительного радиатора. Также можно приобрести термостат от других производителей.

2. Вариант — установка доп.радиатора на коробки — с внешним теплообменником, установленным на корпусе АКПП. При таком вариант, обычно, штатный теплообменник полностью демонтируют. Трубки антифриза соединяют или глушат. Чтобы подключить внешнее охлаждение, на корпус АКПП устанавливается дополнительный переходник — пластина со штуцерами. Одной стороной пластина соединяется с штатными отверстиями в коробке (отверстия выхода и входа масла, через уплотнительные колечки). На другой стороне на пластине закреплены штуцеры. К ним и подключаются трубки к внешнему радиатору. Для каждого типа АКПП — есть своя переходная пластина.
Примеры переходных пластин для разных типов АКПП:

Дополнительное охлаждение АКПП

установка Дополнительного охлаждения АКПП

Надежность АКПП обусловлена, во многом, продуманной системой ее охлаждения. Самые надежные трансмиссии те, у кого с завода уже стоит дополнительное охлаждение. Показательный пример — линейка Toyota Land Cruiser. Немецкие производители к этому пока только еще приходят.

Основные компоненты

Для установки дополнительного охлаждения требуются: радиаторы, переходники, шланги, термостаты.

Переходники (либо тройники) необходимы для трансмиссий, оборудованных теплообменником. Это позволяет «запитаться» от коробки, чтобы пустить масло на радиатор.

переходник на дополнительное охлаждение АКПП

Шланги (патрубки) требуются для подачи трансмиссионной жидкости на радиатор.

шланг на дополнительное охлаждение АКПП

Шланг для патрубков охлаждения АКПП

При установке радиаторов производства Hayden наш техцентр не применяет шлангов, входящих в комплект. Особого доверия к ним нет. Мы закупаем свои проверенные патрубки.

То же самое касается и штатных хомутов, поставляемых к радиаторам Hayden – мы перестраховываемся и устанавливаем хомуты другого производителя.

патрубок на дополнительное охлаждение АКПП

Патрубки и хомуты из комплекта радиатора Hayden

Подобные опасения небеспочвенны – если оборвет, либо лопнет шланг, то из трансмиссии выгонит все масло. Тогда коробка «обречена» на перегрев и полный выход из строя.

Радиаторы по составу алюминиевые. Самые большие 5-секционные. Далее по уменьшению идут 4-3-2-секционные радиаторы. В зависимости от автомобиля подбирается их размер. Также можно комбинировать охлаждение из нескольких радиаторов, например 5-ти и 2-х секционный и т.д. Исходить надо из самого автомобиля и испытываемых нагрузок на трансмиссию.

Помимо Hayden применяются изделия других производителей, если требуется, например, радиатор более мощный с точки зрения теплоотведения (например, медный). Широкое использование именно Hayden обусловлено невысокой ценой и приемлемым качеством.

радиатор на дополнительное охлаждение АКПП

Применяемость дополнительного охлаждения АКПП.

Процедура применяется абсолютно для всех автомобилей, оснащенных коробкой-автомат. Единственное ограничение, это наличие переходников на патрубки. Для редких моделей автомобилей переходников может просто не быть.

Основное распространение дополнительное охлаждение АКПП получило на трансмиссии 09G. На них установлен теплообменник, который убирается и на его место ставится переходник. К переходнику подводятся патрубки, идущие к радиатору.

переходник на дополнительное охлаждение АКПП 09G

Переходники на АКПП 09G

4 собственных переходника применяются для вариаторов Jatco (Nissan). Разные теплообменники – разные переходники.

У роботизированных трансмиссий Powershift и DSG теплообменника нет, либо охлаждение выведено на основной радиатор охлаждения ДВС. Если коробка-робот имеет отдельную емкость для мехатроника и механической части – смысла устанавливать дополнительное охлаждение нет никакого. Если же сцепление и мехатроник находятся в одной масляной ванне, тогда поставить допохлаждение можно.

Нужно ли ставить термостат на АКПП?

Об этом спрашивают многие автовладельцы. Наш техцентр категорически против установки термостатов и всегда старается убедить клиентов против такой установки. Если клиент настаивает – монтаж термостата будет производиться под ответственность самого клиента на его страх и риск.

Термостат работает следующим образом. При запуске автомобиля и холодной АКПП термостат закрыт. При движении автомобиля и постепенном прогреве коробки термостат открывается и подает масло на радиатор. Если термостат заклинил в закрытом положении, на радиатор масло не идет – происходит перегрев АКПП. Как правило, термостаты заклинивают в закрытом положении.

Когда ломается термостат на охлаждение ДВС, это становится сразу видно по показаниям температуры двигателя на панели приборов, а также по долгому прогреву автомобиля. Поломку термостата на АКПП Вы никак не определите! Каких-либо датчиков температуры у трансмиссий нет. Исключение – небольшая часть роботизированных трансмиссий.

Читайте так же:
Демонтаж и замена вентилятора печки на «Рено Меган» 2 (3) своими руками

Если термостат заклинил – подача масла на радиатор отсутствует. Коробка начинает жутко перегреваться. В результате – капитальный ремонт АКПП. А когда этот термостат сломается, никто не знает. Большинство производителей термостатов – это Китай.

Таким образом, благими намерениями установки охлаждения АКПП с термостатом можно только навредить!

установить дополнительное охлаждение АКПП 09G

Обслуживание системы охлаждения АКПП.

Средний срок службы дополнительного охлаждения — около 5 лет. Потом могут появляться подтеки на стыках в месте крепления патрубков. Соединения контура охлаждения утрачивают герметичность. В этом случае, можно либо переобжать, либо вовсе заменить шланг.

В системе охлаждения АКПП – очень большое давление. Если, что называется, «рванет» – за несколько минут выйдет все масло. Поэтому периодически следует осуществлять визуальный контроль за шлангами и радиаторами охлаждения АКПП на предмет течи. Также каждые 5-6 лет следует обновлять радиаторы и патрубки. Как, собственно, и на обычные радиаторы автомобиля.

Для профилактики можно каждые 2 года демонтировать и промыть радиатор охлаждения АКПП.

Поможет ли установка допохлаждения устранить неисправность АКПП?

В большинстве случаев, это не поможет избавиться от имеющихся неполадок по коробке. Если есть рывки/пинки при переключении, скорее всего потребуется ремонт мехатроника/гидроблока. И наличие дополнительного охлаждения уже для отремонтированного гидроблока будет несомненным плюсом.

В условиях пробок АКПП нагревается до 110-120 градусов Цельсия. Наличие дополнительного охлаждения понизит данную температуру до 90-100 градусов. То есть охлаждение снимает с трансмиссии порядка 20 градусов и перегрев будет не таким губительным для автомата.

По статистике нашего техцентра около 30% клиентов после ремонта трансмиссии сразу устанавливают на нее дополнительное охлаждение. Еще 20% клиентов ставит охлаждение не сразу после ремонта, а чуть позже, например, ближе к лету, либо когда настанет черед менять масло в АКПП. То есть в 2 этапа: сначала — ремонт коробки, затем уже — установка охлаждения.

Если остались вопросы – пишите комментарии под данной статьей, либо звоните напрямую нашему мастеру. Телефон указан в разделе «Контакты». Также через любой мессенджер можно отправить мастеру фотографии запчастей, кодов ошибок и т.п., либо также позвонить и проконсультироваться по любому вопросу.

желтый-человек

Один Ответ

Нормальная тема, стоит ставить… Авто купил от первого владельца уже с такой штукой, Ниссан Кашкай, вариатор Джатко. По словам бывшего владельца, он работник автосервиса и чинит эти коробки, его слова — с таким охлаждением ходить будет долго … пробег на авто чуть за 250 т.км. Коробку и двигатель не ремонтировал, все родное. Правда как в статье пишут, шланги и радиаторы не менял… нареканий не было…

Система охлаждения АКПП и установка дополнительного универсального радиатора

Радиатор АКПП служит для охлаждения постоянно движущихся и трущихся механизмов коробки. Без него невозможно представить нормальную работу коробки передач. Так как трансмиссионная жидкость разогревается в АКПП до 80 градусов, а летнее время температура поднимается еще выше. Поэтому не всегда хватает наличия одного стандартного радиатора в АКПП.

Дополнительный радиатор

Нормальная рабочая температура АКПП

В технических документах к любой коробке передач сказано, что нормальной рабочей температурой трансмиссии считается диапазон от 60 до 90 градусов по Цельсию. Достигается он за счет установленной системы охлаждения в АКПП. Если бы не было аппарата охлаждения, то температура во время работы коробки автомат не опускалась бы ниже 100 градусов.

Установлен дополнительный радиатор на коробку

Хоть ATF стали полностью синтетическими, но при сильном разогреве они не могут сохранять свои смазочные свойства в течение длительного времени.

Схема охлаждения автоматической коробки

Схема системы охлаждения любого АКПП следующая:

  • насос. Этот агрегат создает давление в системе и перекачивает масло от движущихся частей коробки в специальный бункер;
  • маслоприемник. Это и есть тот самый бункер. Состоит из прямоугольного тела с патрубками по обоим сторонам. Он обычно располагается внутри радиатора или внизу поддона. Благодаря такому местоположению жидкость эффективно охлаждается;
  • фильтр. Обычно изготавливается из металлической сетки, реже из синтетического материала. Служит для очистки жидкости от частичек износа движущихся механизмов.

Так, как охлаждается коробка автомат за счет пассивного охлаждения через радиатор автомобиля, то опытные автовладельцы советуют устанавливать дополнительные устройства охлаждения. Об остальных причинах установки дополнительного радиатора АКПП в следующем блоке.

Причины для установки дополнительного радиатора АКПП

Причинами для сооружения дополнительного агрегата охлаждения АКПП служат следующие признаки:

  • масло в АКПП перегревается и теряет свои свойства;
  • фрикционы бывают мягкими и твердыми. Мягкие детали от перегрева размягчаются. Мягкие фрикционные диски уже не могут нормально взаимодействовать с планетарными шестернями. В результате передачи скоростей перескакивают или, наоборот, пропадают. А также мягкие фрикционы от перегрева быстро разрушаются;
  • часто выходят из строя соленоиды. Это тоже является одной из причин воздействия высокой температуры. Если в прошлые годы соленоиды изготавливались полностью из металла, то теперь добавляют примеси пластика. Поэтому соленоиды стали часто гореть;
  • горит проводка. Из-за высокой температуры плавятся провода.

Если охлаждение АКПП слабое, то вышеперечисленные причины могут быть только началом разрушения коробки передач. Поэтому установка дополнительного радиатора на АКПП необходимо, если автовладелец не желает менять коробку передач ежемесячно.

Старые автоматы и отдельный радиатор охлаждения

Старые автомобильные коробки передач намного выносливее нынешних. Также на старых АКПП устанавливались масляные радиаторы охлаждения АКПП отдельно от системы охлаждения двигателя. Он обдувался вентилятором от радиатора для мотора. Поэтому охлаждение было лучше и АКПП могли пройти без перегрева более сотни тысяч километров.

Читайте так же:
Как отличить коробку автомат от робота: внешние отличия или отличия по режимам

На данный момент ситуация изменилась. Автомобилям, которые работают в тяжелых условиях, требуется установка дополнительного радиатора.

Радиатор охлаждения встроенный в основной радиатор

Продаются специальные встроенные аппараты охлаждения. Они состоят из самого устройства для охлаждения и трубки, которая омывается антифризом или другой охлаждающей жидкостью от системы охлаждения двигателя. Эта трубка имеет внутри перегородку, которая не дает охлаждающей жидкости для двигателя и маслу смешиваться.

Такие устройства вполне подходят для ДВС до 3-х литров. Однако если объем двигателя превышает эту цифру, то мотор является высокотемпературным. А это значит, что он может чувствовать себя нормально при 105 градусах. Для АКПП такая температура не рекомендуется.

Другим минусом является площадь трубки, встроенной в агрегат. Она слишком маленькая. Поэтому автовладельцу не избежать перегрева. Если для новой машины такой площади будет достаточно, то после проезда сотни тысяч километров, на стенках трубки образуется налет и грязь. Вместе со сменой масла и фильтра автовладельцу придется менять и чистить систему охлаждения двигателя.

Поэтому выходом из этого положения является установка дополнительного радиатора АКПП.

Установка дополнительного радиатора

Проблемы с нагревом АКПП возникают у владельцев таких автомобилей, как Шевроле и ему подобных. Потому что рабочая температура двигателя у этих автомашин достигает 115 градусов. А коробка передач не имеет отдельного радиатора охлаждения масла автоматической КПП. В результате автомат автомобиля, еще не проездив свои законные 60000 километров, начинает пинаться, терять набор скорости, и автовладелец получает полуразрушенную коробку в ремонте.

В таком случае АКПП этого автомобиля спасет установка универсального радиатора АКПП. У машины перестанет нагреваться автомат, когда двигатель автомобиля набирает обороты выше положенных узлов, при которых трансмиссионная жидкость будет оставаться при оптимальной температуре. Увеличится длительность выработки механических деталей, а значит от ремонта и до ремонта автомобиль будет набирать положенное количество километража.

Дополнительные радиаторы подбираются после диагностики на СТО. Необходимо узнать насколько происходит прогрев в коробке, чтобы подобрать максимально точный аппарат.

Установка дополнительного радиатора охлаждения АКПП. За и против.

Существует устойчивое мнение о том, что в большинстве автомобилей система охлаждения ATF АКПП недостаточна. Особенно когда автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, под большими нагрузками или в жаркую погоду, установка дополнительного радиатора охлаждения просто необходим и значительно продляет ресурс АКПП. Хотелось бы с ходу развеять этот миф!

Начнем с того, что оптимальный диапазон рабочих температур АКПП находится между 80 С и 120 С, что приблизительно на 20% выше, чем у двигателя. Для удерживания стабильной рабочей температуры система охлаждения АКПП организована таким образом, что ATF охлаждается в специальных блоках, совмещенных с системой охлаждения двигателя, и происходит за счет омывания антифризом со стабильной температурой 90-95 С тонкостенного радиатора, через который прогоняется ATF, что позволяет ее не переохлаждать при низкой температуре внешней окружающей среды. Заметим, данный фактор в данном случае – сохранение надлежащего параметра жидкотекучести масла.

В случае переохлаждения возникает загустение ATF и сразу две проблемы:

  1. густое масло плохо смазывает втулки и уплотнения на суппортах, поскольку с трудом проникает в тонкие зазоры
  2. густое масло образует тонкую пленку на фракционных элементах, препятствую быстрому ее выдавливанию при сжатии пакета сцеплений и как следствие повышенное скольжение и пробуксовку, а при температурах ниже -30 С вообще теряет свои свойства.

Все вышеперечисленное вызывает сильный износ и поломку АКПП в конечном итоге. В дополнение хотелось бы сказать, что штатная система охлаждения АКПП рассчитана с тройным запасом по отводу избыточного тепла, а в полностью исправленной АКПП его столько образовываться просто не должно. Так что же получается… дополнительный радиатор вредит работе АКПП? Конечно же, нет, но лишь в том случае, если дополнительный радиатор установлен правильным образом.

Установка дополнительного радиатора АКПП в стандартном варианте

Установка дополнительного радиатора охлаждения АКПП

Многие фирмы специализируются на установке дополнительных радиаторов охлаждения АКПП. В обычном варианте это происходит следующим образом: трубки, подающие ATF в систему охлаждения, обрезаются, дополнительный воздушный радиатор устанавливается вместо стандартной системы на клипсах между передней решеткой и радиатором охлаждения двигателя и закольцовывается дополнительными резиновыми шпагатами к обрезанным трубкам, затягиваясь стандартными хомутами для бензобаков. В результате радиатор дает максимальное охлаждение ATF, обдуваясь встречным потоком свежего воздуха. Как следствие температурный режим АКПП остается без стабилизации, и в холодную погоду АКПП будет просто замерзать. В дополнение нужно сказать, что здесь нельзя применять обычные гидравлические или пневматические шланги, даже маслобензостойкие, т.к. при температуре 100 С и давлении 3-4 атм. в контуре, они просто лопаются как воздушные шарики. Применять можно только термостойкие гидравлические шланги высокого давления с внутренней металлической оплеткой, такие как используются в тормозной системе грузовиков. Но они очень жесткие и практически не сжимаются обычными хомутами, поэтому всегда велик риск того, что они соскочат с неразборчиво либо нужно применять специальные мощные хомуты.

Правильная система дополнительного охлаждения АКПП выглядит следующим образом: в простейшем варианте дополнительный радиатор подключается не вместо штатной системы, а последовательно с ней, причем в контур он врезается перед штатной системой. В этом случае если в дополнительном радиаторе ATF переохладится, то в штатной системе подогреется. Правда эта схема не гарантирует исключение возможности переохлаждения АКПП.

Читайте так же:
Почему гудит бензонасос

Установка дополнительного радиатора АКПП в профессиональном варианте

Дополнительный радиатор ставится параллельно штатной системе охлаждения, также ставится термостат, который при превышении температуры будет перебрасывать поток ATF через более производительный дополнительный радиатор (аналогично системе охлаждения двигателя с большим и малым контуром и термостатом). К сожалению, не существует стандартных масляных термостатов для легковых автомобилей, поэтому либо его придется конструировать самостоятельно, что крайне сложно, либо использовать систему от большегрузных грузовиков и тягачей. Но там она рассчитана на большой объем масла, в этих условиях отрабатывает нечетко. Как вариант можно сделать систему на температурном датчике, неразборчиво блоке и двух электромагнитных клапанах, один из которых открывается, а другой закрывается при определенном значении температуры. Здесь опасность в том, что если оба датчика неразборчиво зависнут в закрытом положении, АКПП мгновенно выйдет из строя из-за недостатка смазки и перегрева.

Вывод из всего вышесказанного состоит в том, что смысл установки дополнительного радиатора есть лишь в том случае, если автомобиль эксплуатируется в критически нестандартных условиях (на гонках, в постоянной жаре, с чрезмерной нагрузкой).

Кулер для АКПП: какой взять?

В статье вы найдёте ответы на вопросы: когда вашей автоматической коробке передач жизненно необходим маслокулер, и как правильно его подобрать….

В статье вы найдёте ответы на вопросы: когда вашей автоматической коробке передач жизненно необходим маслокулер, и как правильно его подобрать.

Наш технический гуру Михаил как-то сказал: «Стоковый автомобиль хорош и бесподобен до тех пор, пока вы не начинаете использовать его в иных условиях и другом климате, нежели он задумывался». Согласимся с ним. Повышенные нагрузки, холод, жара, высокая влажность сокращают ресурс. А если техника не самых юных лет, то ей приходится несладко вдвойне.

ЧЕК-ЛИСТ: ВЫЯСНЯЕМ, СИЛЬНО ЛИ ГРЕЕТСЯ АВТОМАТ

Проверьте, справедливо ли для вас следующее:

Живёте в регионе с жарким летом и/или холодной зимой (сибиряки, привет!)

Российский климат сильно отличается от того же японского. Всеми нами любимые JDM авто (англ. Japanese Domestic Market — японский внутренний рынок) и в страшном сне не видели таких перепадов температур, какие бывают на территории России.

Часто совершаете поездки по горной местности или бездорожью

Затяжные подъёмы как и весёлое гряземесительство могут «вкипятить» автомат на раз-два.

Принимаете участие в заездах или соревнованиях

В любом, даже любительском автоспорте техника работает в экстремальном режиме. Фанатам дрифта на автомате посвящается.

Агрессивно водите

Резкие и частые разгон и торможение сокращают срок службы всех узлов и механизмов. И коробка передач не исключение.

Буксируете прицеп

Любая буксировка заставляет трансмиссию прилагать дополнительные усилия.

Используете неоригинальное масло

Любая коробка передач, в том числе контрактная греется гораздо меньше пока в неё залито оригинальное масло. После смены марки ATF (англ. Automatic transmission fluid — жидкость для автоматических трансмиссий) тепловой режим хоть слегка, но неизбежно меняется. С ростом пробега увеличиваются внутреннее давление и потери. Через какое-то время автомат начинает греться. Иногда температура достигает 150-160 градусов Цельсия, масло теряет свои свойства, и необходима полная его замена. А мы об этом даже не подозреваем — ведь датчиков температуры на большинстве АКПП не предусмотрено.

Если хотя бы один раз вы сказали: «Да, это про меня» — пора озадачиться дополнительным охлаждением.

ПОМОГАЕМ ШТАТНОЙ СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ АКПП

Почти у всех серийных автомобилей система охлаждения автоматической трансмиссии в стоке представлена теплообменником типа «жидкость-жидкость». Он интегрирован в нижний, «холодный» бачок основного радиатора, где и происходит теплообмен через охлаждающую жидкости двигателя.

В условиях жаркого лета большинства российских регионов этого бывает недостаточно. Наши сибирские коллеги провели простой эксперимент. В тридцатиградусное пекло они делали замеры температуры антифриза и масла в автомате. Вот какие получились цифры:

Верхний патрубок радиатора: 100°С

Нижний патрубок радиатора: 82°С

Масло в автомате: 115°С

❗Важно: рабочий диапазон большинства АКПП — 70-93°C❗

Устраняется проблема перегрева выносным радиатором типа «воздух-жидкость», который отдаёт излишки тепла потоку набегающего воздуха.

В запасе у AJS припасён хороший выбор для любых ситуаций. Рассмотрим все решения от незначительных повышений температуры до тяжёлых случаев.

Трубки-теплообменники из алюминия

Хороши, когда ваша АКПП греется лишь слегка. Вместительны, обладают высокой тепловой инерцией, поэтому оптимальная температура в них сохраняется продолжительное время. Кулеры Dual style c выходами на одну сторону (как на фото) монтировать проще всего. Добавляем «жижи», ставим в обдуваемое место и забываем про небольшие перегревы.

На заметку: наши покупатели, выступающие в разных автоспортивных дисциплинах рассказали, что применяют такие теплообменники для охлаждения топлива.

Специализированные масляные радиаторы для АКПП

Подойдут, если повседневный автомобиль вы используете в чуть более жарких или чуть более сложных условиях. Например: по работе часто приходится мотаться через горные перевалы или строите дом и возите в прицепе тяжёлые стройматериалы.

Просты в производстве и рассчитаны на невысокое давление до 3 кгс/см2, поэтому очень доступны. В установке просты: подключаете вразрез штатных шлангов автомата и монтируете внахлест на штатный радиатор. Достаточно маслобензостойких шлангов и фитингов, чтоб соединить магистрали.

На заметку: Такие радиаторы отлично справляются с повышениями температуры на редукторах, гидроусилителях руля и прочих нагруженных агрегатах. Диаметр штуцеров 9,5 мм удобен для монтажа на японские автомобили.

Читайте так же:
Что такое климат контроль в автомобиле

AJS выпускает три типа:

серия 400

Трубка-теплообменник дополненная сотами воздушного охлаждения. Простая и доступная, она предполагает крепление на тело основного радиатора или кастомную рамку. Эффективно справляется с небольшими повышениями температуры на всех типах трансмиссий

Конструкция подобна серии 400, но жёстче за счёт рамки вокруг. Такие можно ставить обособленно, немного поколдовав с кронштейнами.

Топовые масляные радиаторы по производительности и комфорту при установке. Российский производитель тюнинга Taiko специально для этой серии выпустил комплект для установки вентилятора.

Это работает, когда радиатор сложно поставить в хорошо обдуваемом месте.

Масляные радиаторы, спроектированные для ДВС

Когда производительности трансмиссионных радиаторов недостаточно, на выручку приходят те, что изначально предназначены для охлаждения ДВС. Разница в конструктиве не такая уж большая, и никто ведь не запрещает нам их использовать в трансмиссии, правда?

Они намного эффективней:

🔧 больше проходное сечение и площадь обдува

🔧 выдерживают давление до 10 кгс/см2

Чтобы продлить срок эксплуатации АКПП и увеличить ресурс масла, такие девайсы устанавливают любители активной манеры вождения и те, кто не представляет свою жизнь без гонок.

Мы несколько лет помогаем автоспортсменам и всем неравнодушным бороться с перегревом трансмиссии, и вот самые ходовые варианты:

Вдохновлены моделями бренда Mishimoto. За счёт вытянутой формы и расположением выходов на одном торце эти кулеры удобно устанавливать, когда пространство ограничено. Соты узкие, европейского типа, стойкие к механическим повреждениям. Сверху покрыты полимерным составом.

❄ Trust Style

Пожалуй, лучшие в своём классе. Выполнены по мотивам радиаторов GReddy — лёгкие, производительные и при этом доступные. Их неспроста выбирают те, кто увлекается офф-роуд покатушками: в условиях бездорожья заср@нный радиатор радиатором не назовёшь, а Trust Style хорошо моется за счёт крупных ячеек ядра.

К радиаторам больших размеров есть диффузоры

Помимо вышеперечисленных моделей из нашего ассортимента обратите внимание на радиаторы с толщиной ядра 32 и 42 мм

Возможно, мастера из Поднебесной подсмотрели их конструкцию у Mitsubishi. Почему мы так думаем? Да просто на Delica и Pajero/Montero ранних годов выпуска на охлаждении трансмиссии работают очень похожие кулеры. Эти машины задумывались концерном для любых дорог, и сделаны толково. Берите их опыт на вооружение.

ПОДКЛЮЧАЕМ ПРАВИЛЬНО

Вы уже наверняка определились какой кулер приобретать. Выбрали, купили. Окей. Теперь нужно грамотно объединить его с системами автомобиля.

Начните с видео-инструкции из вашей любимой рубрики «КАК ПОДКЛЮЧИТЬ?» на Youtube канале AJS. Там наглядно смоделирован процесс охлаждения. Всё объясняется без заумностей и научных терминов. Здесь мы тоже расскажем простым языком.

Правильней всего подключать последовательно. Сперва пропускаем ATF через штатный теплообменник, далее направляем её в новый масляный радиатор, а затем обратно в автомат.

Любители фен-шуй добавляют между штатным теплообменником и радиатором термостат.

Он поддерживает температурный режим и обеспечивает правильную работу трансмиссии. Вот так это работает:

Когда термостат закрыт, масло ходит по малому кругу: нагревается в штатном теплообменнике и возвращается в автомат. Термостат полупроточного типа, поэтому 20% потока всегда идет через большой круг — это препятствует шоковому охлаждению при полном открытии. Как только температура масла достигает 85 градусов, клапан полностью открывается и маслокулер работает в полную силу.

При покупке шлангов берите в расчёт величину давления и убедитесь, что они маслобензостойкие.

Выбирайте армированные шланги в металлической или нейлоновой оплётке для ответственных мест. Не экономьте, если даёте технике серьёзные нагрузки.

Для подключения большинства автомобилей подойдут фитинги-переходники с резьбы папа AN10 на М10 либо на М8.

Берём немного обычного крепежа, и через 15-20 минут всё готово без изобретательства и запиливания кронштейнов.

ВООРУЖАЕМСЯ СОВЕТАМИ ОПЫТНЫХ ТЮНЕРОВ

Любому радиатору нужен обдув. Чем больше его будет, тем лучше.

Оставьте штатную систему охлаждения при радиаторе двигателя. Теплообменник есть теплообменник. В холодные зимы он помогает подогреть автомат для адекватной работы.

Подключите заранее датчик температуры ATF датчик температуры ATF. Как правило, c помощью такого девайса его ставят в разрыв шланга, либо в поддон.

Второй вариант предпочтителен, ведь показывает температуру внутри коробки передач.

Учитывайте объём масла в автомате. У переднеприводных модификаций он небольшой (4-6 литров), его можно быстро выстудить массивным радиатором. Версии с задним приводом и 4WD укомплектованы развитыми трансмиссиями, способными переварить большую мощность и нагрузки. Заправправочная ёмкость около 8 литров. Маленький радиатор серии 400 для них — как слону дробина. Выбирайте размер побольше или взгляните в сторону радиаторов для ДВС

Любителям дрифта на автомате рекомендуем самые производительные кулеры с ядром Trust Style или Euro. Помогут не потерять тепловой режим даже в моменты, когда едешь на все деньги.

Старые автоматические коробки вроде AISIN А340 сильно греются ввиду возраста. Уделите им больше заботы — ставьте масляные радиаторы двигателя.

И НАПОСЛЕДОК

Теперь, когда вы знаете о кулерах всё ну или почти всё, выбрать подходящий не составит труда. Оцените цели использования машины и условия, в которых она ездит: возите телегу на дачу, буксируете катер, штурмуете перевалы, учавствуете в соевнованиях или любительских покатушках. Учтите местный климат. Конечно, выбор — штука очень личная. А если нужен совет эксперта, всегде можете рассчитывать на опыт AJS.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию