Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эксплуатация тормозных суппортов

Обслуживание тормозных суппортов от «А» до «Я»

Наверное, в сети Интернета, о суппортах рассказано все, но в свою очередь, я хочу поделится своими личными знаниями и наблюдениями, которые вам помогут правильно обслуживать тормозные суппорта и отсрочить внезапный ремонт.

Теоретическая часть

Тормозным суппортом называется механизм, в котором установлены колодки, прижимающий их к тормозному диску во время нажатия на педаль тормоза. С виду это массивная и грубая железная “штука”, по факту — нежный механизм, страдающий от агрессивного воздействия окружающей среды и требующий смазки и ласки.

Работа суппорта банальна и проста: при нажатии на педаль тормоза, через главный тормозной цилиндр, жидкость поступает к суппорту и под давлением выталкивает поршень, прижимая колодки.

В зависимости от конструкции, поршень суппорта может быть один и более. Если суппорт однопоршневой, то этот самый поршень давит только на внутреннюю колодку, а скоба, двигаюсь за счет направляющих, прижимает внешнюю колодку — это и называется плавающая скоба. Данная конструкция пользуется спросом многие десятилетия, однако у нее присутствует главный недостаток — неравномерный износ тормозных колодок за счет разности усилия на них.

При установке поршней с двух сторон, скоба именуется фиксированной. Здесь отсутствует проблема неравномерного износа колодок, хотя эффективность торможения, практически одинакова. Проблема неравномерного износа возникает у 4-х поршневых суппортов, где один поршень подклинивает и колодка перекашивается.

Как колодки возвращаются на место?

В свое время я также задавался таким вопросом, однако ответ оказался прост — благодаря наличию манжеты, поршень суппорта немного отходит назад, и колодки слегка отодвигаются от диска, но это расстояние вы не увидите глазом. Это с одной стороны играет в пользу безопасности, ведь для торможения понадобится значительно меньше времени, особенно когда миллисекунды играют жизненоважную роль; с другой стороны при малейшем заклинивании поршня колодки будут стираться неравномерно, позже появится характерный скрип.

На дорогих автомобилях используются специальные разводящие пружины, как на Porsche Cayenne (на фото ниже), но таких удобств лишено абсолютное большинство авто. Итак, какие проблемы и ситуации могут возникать в процессе эксплуатации с тормозными суппортами?

Проблемы тормозных суппортов

Коррозия

Большинство проблем с суппортами появляются на фоне обильной коррозии, причем не только внешней. Почему суппорта ржавеют? Главная причина кроется в попадании грязи, пыли, воды и реагентов под пыльники и направляющие скобы. В теории, эти места всегда наполнены смазкой, однако в ходе эксплуатации смазка смывается, и получается абразив. В результате подвижность деталей постепенно ухудшается вплоть до клина.

Кстати, ржавый поршень часто не получается демонтировать, даже прибегая разработке при помощи пресса, 200 килограмм усилия бывает недостаточно для сдвига с мертвой точки. Соответственно под действием тормозной жидкости поршенек не сдвинется и подавно.

Чем оборачивается обильная коррозия направляющих суппортов и поршней?

Первым делом начинается перекос колодок, то есть неравномерный износ, из-за чего торможение происходит со скрипом, а тормозной путь увеличивается многократно. Особенно это ощутимо зимой, и еще когда подключаются в работу системы ABS и ESP, которые начинают “сходить с ума”.

Итак, если поршенек заклинил, вы это ощутите характерным шелестом колодки к диску, при отпущенной педали акселератора автомобиль быстрее тормозит. Отсюда и повышенный расход топлива, но не это самое страшное.

В данном случае вы можете застать экстремальный перегрев тормозного диска, приводящий к немедленной его деформации, после чего придется менять комплект тормозных колодок и дисков, а также по полной программе обслужить суппорта, что всегда выливается в немалую сумму.

За годы работы на СТО я много раз сталкивался с грубым пренебрежением обслуживания тормозных систем. Здесь и случаи, когда приходилось менять суппорт в сборе из-за обильной и глубокой коррозии внутренней части суппорта, а также при сильном износе скобы.

Многие вообще забывают о том, что тормозную жидкость необходимо менять. Дело в том, что тормозная жидкость гигроскопична, а наличие всего 4% воды приводит к закипанию, если при этом удастся затормозить — вам крупно повезло.

Чем я пользуюсь при обслуживании тормозных систем

Здесь не будет рекламы, а лишь мои рекомендации, основанные на личном опыте. Смазка — лучший друг суппорта. При наличии свежей смазки суппорт работает эластично и эффективно за счет невозможности попадания пыли и воды во внутрь механизма. Для смазки направляющих суппортов я использую смазку фирмы Bosch (артикул 5000000150), тюбик, объемом 100 мл, которого хватает надолго, и стоит недорого, всего 350 рублей.

Перед сборкой суппорта я под давлением воздуха выбиваю куски грязи и продукты коррозии, после пользуюсь очистителем карбюратора (лично я пользуюсь фирмой Lavr), тем самым очищая и обезжирить полость суппорта для поршенька.

В качестве ремонтных комплектов (не реклама) более 5 лет пользуюсь фирмой Frenkit. Качество ремкомплектов, включая направляющие пальцы и поршни, меня устраивает, да и цена относительно мировых брендов, явно выигрывает. Если вдруг нет в наличии Frenkit, то смело рекомендую использовать комплекты MasterKit и Autofren. Учтите, что в ремонтных комплектах суппорта всегда должна быть смазка для манжет!

Как продлить жизнь суппортам

Снова мои рекомендации, основаны на опыте:

Не пренебрегайте покраской суппортов высокотемпературной краской.

Каждое ТО производите обновление смазки суппортов.

Каждые 50 000 комплексно обслуживайте суппорта с заменой манжет.

Раз в два года меняйте тормозную жидкость, во избежание коррозии тормозных поршней.

Используйте смазку по назначению, и ни в коем случае не обрабатывайте тормозные системы медной смазкой. (что в крайнее время я встречаю часто).

Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию тормозных суппортов

По просьбе соавтора/корректора ( sergeisergeevich ) — выкладываю на всеобщее обозрение.

Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию тормозных суппортов
Инструкция носит рекомендательный характер, основанный на многолетнем опыте технического обслуживания, ремонта и анализа неисправностей тормозных систем внедорожников Isuzu/GM начиная с 90-х годов выпуска и до окончания их производства.
Целью инструкции является обеспечение надёжной работы тормозных суппортов на весь период их эксплуатации.
Отступление от порядка и правил, изложенных в настоящей инструкции, приводит к утрате гарантийных обязательств и сокращению срока службы узлов и элементов тормозной системы.
Максимальная эффективность и работоспособность тормозной системы обеспечивается при соблюдении следующих условий, которые необходимо выполнить при монтаже и установке тормозных суппортов:
— тормозные диски не имеют биений при вращении, выработки, превышающей номинальный допуск (толщина рабочей поверхности передних тормозных дисков должна быть не менее 24 мм, толщина рабочей поверхности задних — не менее 16 мм); тормозные диски не имеют биений, ранее не подвергались перегреву, заклиниванию, либо используются новые тормозные диски.
— тормозные диски имеют ровную рабочую поверхность без коррозионных буртиков, волн и глубоких выбоин по обоим краям поверхности прилегания к ним тормозных колодок, либо используются новые тормозные диски.
— плоскость прилегания тормозных колодок на тормозных дисках не имеет выбоин, выступов, волн, глубоких царапин, эксплуатационного дисбаланса.
— поверхность фрикционного материала тормозных колодок ровная, с допустимым и равномерным износом (остаточная толщина фрикционного материала не менее 1/3 от исходной) и с чистым пазом (прорезью на поверхности фрикционного материала), либо используются новые тормозные колодки.
— пружинные подкладки тормозных скоб в точках контакта с тормозными колодками (входят в комплект поставки тормозных колодок) обработаны медной смазкой и не имеют коррозии, ям и выбоин, либо установлены новые пружинные подкладки на весь срок службы тормозных колодок. С новыми тормозными колодками устанавливаются новые пружинные подкладки.
— главный тормозной цилиндр (ГТЦ) и вакуумный усилитель тормозов, тормозные шланги и тормозные магистрали находятся в исправном состоянии, перепуск тормозной жидкости между передним и задним тормозными контурами в ГТЦ, в клапане-регуляторе тормозных усилий (Aisin для Европы) или в пропорциональном клапане Isuzu (США, Япония и пр.) отсутствует.
— клапан-регулятор тормозных усилий исправен, удален или заменен на исправный пропорциональный клапан от Isuzu.
— тормозная жидкость в тормозной системе новая и чистая (без видимых примесей и заметных изменений цвета жидкости), соответствует типу тормозной жидкости DOT 4, воздух из тормозной системы удален, тормозная система герметична, утечки тормозной жидкости отсутствуют.
— педальный узел тормозной системы находится в исправном состоянии, движение педали тормоза происходит в пределах допустимого свободного хода и без заеданий и люфтов в пределах рабочего хода педали.
— установка тормозных суппортов произведена с соблюдением всех правил монтажа и с применением материалов, перечень которых определён ниже.

Читайте так же:
Расшифровка аукционного листа

Конструкция тормозного механизма

На рис.1 :
1 и 3 — направляющие стержни (опорные болты).
На них удерживается тормозной суппорт (4) в опорном кронштейне (6). Для откручивания используется ключ (головка) на 17 (передние суппорта) или 14 (задние суппорта).
2 — тормозной шланг.
4 — тормозной суппорт в сборе. В нём находится подвижный поршень (отсутствует на схеме), который под действием гидравлических тормозных сил способен прижимать тормозные колодки к тормозному диску.
5 — пружинные подкладки тормозных колодок. Служат для предотвращения "болтанки" тормозных колодок в тормозной скобе в свободном состоянии, когда колодки не прижаты к тормозному диску, а также для беспрепятственного поперечного перемещения колодок в в тормозной скобе в процессе работы тормозной системы.
6 — тормозная скоба, крепится к ступице двумя болтами под ключ (головку) на 22.
7 — тормозные колодки с подкладками (теплоизоляционными и противошумными пластинами) в сборе.
Смазки и жидкости, допускаемые к применению для технического обслуживания и ремонта тормозных суппортов:
(в порядке убывания качества и предпочтения)
внутренние поверхности тормозного суппорта и поверхность поршня суппорта (монтажная смазка, применяемая при сборке суппорта и установке поршня)
ATE — 03.9902-0501.2;
GM — 19 70 505;
Opel — 90295751
Behem Berulub — FE16
направляющие стержни тормозного суппорта, полости тормозных скоб под направляющие стержни, гофрированные пыльники направляющих стержней тормозного суппорта
Niglube RM/MZ 101616 EX (цвет — оранжевый)
Febi 31942 (цвет — кремовый)
Fuchs Renolit LX-PG2
Molykote G-3407
TRW/Lucas PFG-110
пыльник поршня тормозного суппорта
Toyota 08887-01206
Seiken CF 301
точки контакта основания тормозных колодок с пружинными подкладками скобы тормозного суппорта
COMMA CE500G
ATE 03.9902-1002.2

Применение других смазок, а также смазок, не соответствующих производимым видам работ, может повлечь нарушение работоспособности узлов тормозной системы, сокращение срока их службы и прекращение действия гарантийных обязательств.
Сроки и интервалы обслуживания тормозных суппортов.
В условиях обычной эксплуатации автомобиля оптимальный период обслуживания тормозных суппортов — не реже одного раза в год или каждые 30 000 км пробега.
После этого пробега необходимо очистить и промыть полости тормозных скоб, пыльники направляющих стержней и направляющие стержни от внешних загрязнений и продуктов окисления, заменить смазку в полостях скоб и направляющих стержней.
В условиях регулярного движения по бездорожью оптимальный период обслуживания тормозных суппортов — 6 месяцев, независимо от пробега автомобиля.
Последовательность выполнения работ:
Удалив пыльники направляющих стержней тормозного суппорта, и вынув направляющие стержни из тормозной скобы, необходимо очистить их от загрязнений и возможной коррозии. Также необходимо очистить их посадочные места и рабочие поверхности в тормозной скобе.
Заполнить заново смазкой пыльники направляющих стержней и их посадочные места и рабочие полости в тормозной скобе, смазать направляющие стержни.
Смазка вносится в полость тормозной скобы и равномерно распределяется по ней подручным инструментом. Тормозные стержни равномерно покрываются смазкой по всей рабочей поверхности и в месте прилегания пыльников. Избыток смазки вместе с воздухом выдавливаются во время сборки, при постепенном и плавном закручивании направляющих стержней тормозного суппорта в тормозную скобу.
Собрать суппорт и, установив тормозные колодки, закрепить тормозной суппорт на ступице, удалить излишки смазки снаружи суппорта и удалить излишки воздуха из-под гофрированных пыльников, не допустив их раздувания.
Снять и осмотреть пружинные подкладки под тормозные колодки на предмет потертостей и выработки в посадочных местах тормозных колодок. При обнаружении повреждений, выработки и иных дефектов, пружинные подкладки необходимо заменить. При установке пружинных подкладок необходимо убедится в плотности их посадки на тормозной скобе суппорта. Болтанка пружинных подкладок на тормозной скобе недопустима.
Очистить тормозные колодки и прорези на поверхности фрикционного материала от загрязнений и продуктов износа. Тормозные колодки следует заменить при обнаружении их неравномерного износа или перекоса фрикционной поверхности относительно поверхности тормозного диска.
Заменить смазку в опорных точках пружинных подкладок тормозной скобы, предварительно удалив старую.
Проверить состояние пыльника тормозного поршня на отсутствие повреждений снаружи, при необходимости добавить смазку под пыльник. Добавление смазки допустимо с помощью медицинского шприца без иглы, не демонтируя поршень из суппорта. Использование для снятия пыльника с поршня острых предметов категорически запрещено из-за риска повреждения пыльника. Допустимо использование компактной лопатки с гладкими, скругленными и затупленными концами из неметаллов (дерево, пластик). В случае обнаружения повреждения пыльника поршня, его необходимо заменить.
Гарантийный срок на комплект тормозных суппортов составляет от 1 года до 3-х лет в зависимости от комплектации.
Срок службы комплекта тормозных суппортов мастерской Vehidreamer (rebuild) составляет от 3-х до 7 лет в зависимости от комплектации, условий эксплуатации и регулярности технического обслуживания в соответствии с настоящей инструкции.
Внимание!
Повторное использование старых и изношенных пружинных подкладок вызывает перекос тормозных колодок, их неравномерный износ. Перекос тормозных колодок происходит в момент прекращения действия тормозного усилия на тормозной поршень (отвод колодок). Это создаёт условия для последующего перекоса тормозного поршня в тормозном суппорте в условиях активного торможения, что сокращает срок службы суппорта и вызывает преждевременный износ рабочей поверхности поршня и внутренней поверхности корпуса суппорта.
Использование тормозных колодок сомнительного качества и с отсутствующими теплозащитными и противошумными пластинами сокращает срок службы тормозных колодок, тормозного диска и тормозного суппорта.
Установка некачественных тормозных колодок в посадочных пазах которых присутствуют заусенцы от высечки или высечка произведена некачественно и неравномерно — недопустима. От установки таких тормозных колодок необходимо воздержаться или произвести их механическую доработку для обеспечения их подвижности на тормозной скобе (особенно характерно для задних тормозных суппортов).
Пренебрежение данными условиями ведет к преждевременному износу тормозных колодок, тормозного диска, и, как правило, вызывает избыточный нагрев тормозного диска из-за постоянного подклинивания тормозных колодок в тормозном суппорте.
После истечения 3-х или 5-ти лет эксплуатации требуется расширенное сервисное обслуживание тормозных суппортов с полной их разборкой, оценки технического состояния и принятия решения о возможности и целесообразности их дальнейшей эксплуатации.
Срок проведения расширенного сервисного обслуживания зависит от условий эксплуатации автомобиля (климат региона, город, трасса, бездорожье и пр.) и его среднегодового пробега.
Данная процедура подразумевает изъятие тормозного поршня из тормозного суппорта для осмотра и оценки технического состояния его скользящей поверхности (зеркала), удаления продуктов окисления тормозной жидкости из полости под поршнем, промывки и тщательного осмотра всех изнашиваемых элементов (манжеты, пыльники и пр.).
Также необходимо уделить внимание состоянию канавки в суппорте под пыльником поршня, удерживаемым упорным кольцом.
Непригодные к дальнейшей эксплуатации детали суппорта необходимо заменить. Перед сборкой суппорта необходимо тщательно очистить от коррозии все посадочные места корпуса тормозного суппорта и тормозной скобы суппорта.
В процессе технического обслуживания и ремонта, для обеспечения эффективности работы тормозной системы следует использовать детали и ремкомплекты производителей, выпускающих качественную продукцию.
Процедура проводится единовременно на всех тормозных суппортах!
В крайних случаях допустимо производить данную работу раздельно для передней и задней оси автомобиля (по контурам) с небольшим промежутком времени между ними.
При отсутствии необходимого опыта, навыков и инструмента рекомендуется доверить эту работу специалисту и (или) получить консультацию у поставщика (производителя).

Читайте так же:
ПДД о двух сплошных

Эксплуатация тормозных суппортов

Важнейшей составляющей тормоза автомашины принято считать суппорт тормозной. Несмотря на то что все элементы решают четко отведенные им задачи, именно на суппорт возлагается вся ответственность за эффективное торможение. Как известно, основное предназначение данного элемента – прижимать колодки тормоза к диску. Из статьи вы узнаете, как выглядит устройство суппорта, как проводится диагностика неисправностей элемента и ремонт этого компонента тормозной системы.

Одно только то, что тормозная система отвечает за безопасность людей, делает ее важнейшим комплексом в автомобильной конструкции. Этой системе крайне важно уделять внимание регулярно, а с ремонтом затягивать вообще опасно.

Как устроен суппорт

Как и было сказано выше, основной миссией данного элемента является подвод к дискам тормоза определенных усилий, приводящих к остановке транспортного средства. Многим это кажется вполне обычным и простым на первый взгляд делом, но все гораздо сложнее.

Сам суппорт представляет собою довольно хитрую систему. Да и что тут удивительного: сравнительно маленький по размерам компонент останавливает мчащийся на бешеной скорости автомобиль или мотоцикл. Вдумайтесь, какой функциональной должна быть система, чтобы исключить различные ошибки торможения и обеспечить безопасность водителя и пассажиров.

Рассмотрим ниже, как выглядит остановка транспортного средства в случае исправной и хорошо смазанной детали.

  • Водитель нажимает на педаль, создавая тем самым необходимое для передачи на поршневую систему тормоза давление.
  • Суппорт держит стопоры впритык к диску, четко и равномерно.

принцип работы тормозного суппорта

Важно понимать, что система стискивает диск с обеих сторон, обеспечивая эффективное удержание колодок.

На какой бы скорости не ехала машина, под действием трения замедляется вращение колес. Безусловно, это очень полезное свойство, только вот получается и негативный эффект, связанный с физикой и ее законами. Дело в том, что энергия никогда не уходит впустую. В данном случае она просто изменяется.

Примечание. Энергия, если речь заходит об этой системе, становится тепловой и нагревает тормозную жидкость, колодки и сам суппорт. Это априори говорит о том, что последний должен быть прочным (чтобы выдерживать тепловые нагрузки) и с другой стороны обладать достаточной теплоотдачей (чтобы передавать тепло эффективно и быстро).

Читайте так же:
Преимущества и недостатки зеркальной тонировки

Проблемы

Рассмотрим популярные виды неисправностей.

  1. В первую очередь, когда речь заходит о неисправностях суппорта, эксперты и опытные автомобилисты выделяют скрип. И действительно, скрип может свидетельствовать о наличии трения, разрушающего, пусть не сразу, весь механизм.
  2. Вторая неисправность связана с разрывом поршневого пыльника. В результате этого внутрь проникает грязь, ссаживающая изнутри цилиндро-поршневую группу, и способствующая возникновению коррозии и заклина.

Скрип может быть вызван наличием перекошенных либо поставленных неправильно колодок. Довольно часто колодки ставятся неумелыми руками наоборот, их просто путают местами.

Что касается разрыва пыльника, то причиной для этого становятся чисто механические вещи. К примеру, если диски изнашиваются из-за постоянных и чрезмерных нагрузок, а владелец автомобиля этого не замечает, или просто нет времени и средств поставить новые.

смазки для суппортов

Продлить срок эксплуатации суппорта тормозного способна только хорошая смазка. Речь идет не про обычные тормозные смазки направляющих, а про специальные. Последние рассчитаны на то, чтобы устранять не только последствия высоких температурных нагрузок, но и воздействия со стороны соле-грязевого состава.

Проверка суппортов

Крайне важно своевременно проводить диагностику нормального функционирования элементов. Ниже приведена инструкция, описывающая передний суппорт (его проверку и восстановление).

Задача стоит следующая:

  • Разобрать суппорт.
  • Очистить его, в том числе и от старой смазки.
  • Смазать новой особой смазкой.
  • Диагностировать резиновые манжеты (пыльники) на их целостность. Если что, заменить без промедления.

Чтобы получить доступ к тормозному механизму спереди, надо поставить машину на подъем.

kak-opredelit-iznos-tormoznyh-kolodok-ili-kakova_5

  • Колесо снимается.
  • Откручивается нижний болт, фиксирующий корпус элемента к скобе.
  • После этого корпус откидывается вверх.
  • Снимаются колодки (если они изношены, заменяются на новые).
  • Верхний болт, держащий фюзеляж, выворачивается и фиксируется к какому-нибудь элементу подвески (трубку жидкости отсоединять пока не нужно!).
  • Откручиваются также болты, фиксирующие хомут суппорта. Сам хомут, рельсы и штифт колодок тоже снимается.
  • Из корпуса снимается поршень.
  • Теперь пришло время отсоединить трубку с жидкостью, соединенную с корпусом суппорта. Магистраль надо плотно закупорить ботом М12 или чем-нибудь еще, чтобы предотвратить вытекание жидкости.

В итоге на чистом и ровном рабочем столе будут находиться фюзеляж суппорта и хомут. Они тоже разбираются до последнего. Обеспечив доступ ко всем внутренним элементам деталей, надо их тщательно проверять.

Внимание. Частенько «закисают» направляющие суппорта, из-за чего при торможении автомобиль уводит в сторону.

На все это надо обращать внимание. Закисшие направляющие хорошо очищать до блеска с помощью различных жидкостей. В идеале на «внутренностях» системы суппорта не должно быть никаких царапин, грязи и задиров.

схема смазки суппортов

Схема смазывания универсальной смазкой

Еще правильнее заменить проблемные компоненты внутренней системы на новые. Более всего это касается пыльников, уплотнителей цилиндра и других мелких, но очень важных деталей.

Механизм задней оси

Разобрать задний суппорт будет гораздо сложнее. Объясняется данный факт тем, что задний элемент имеет многосложное строение, так как дополняется, в отличие от переднего, еще и механизмом стояночного тормоза.

Устройство суппорта

В остальном характер функционирования элемента схож с передним. ТЖ способствует выталкиванию поршня, который прижимает колодки к колесному диску.

Пошаговый алгоритм по снятию заднего суппорта (подготовительные операции те же, что и у переднего).

  1. Демонтируется защита элемента.
  2. Шплинт, который соединяет трос стояночного тормоза с суппортным механизмом, извлекается.
  3. Отсоединяется трубка жидкости, как и в случае выше, закупоривается.

Пример поврежденного поршня

Пример поврежденного поршня

Остальные манипуляции аналогичны вышеописанным. Надо все хорошенько проверить, зачистить или поменять. Рекомендуется поршень суппорта, который частенько со временем ржавеет, обработать специальной пастой на основе абразивов. Можно также пройтись шкуркой, но очень мелкой.

Не упустите

По направляющим тоже хотелось бы дать совет. Суппорт должен свободно перемещаться по ним, нигде не должно заклинивать. В данном случае важна правильная и регулярная смазка, чистка и диагностика на предмет механических дефектов направляющих.

Функцию тормозного суппорта невозможно недооценить только ввиду того, что он выполняет активную роль. А диски и колодки принято считать пассивными компонентами тормозной системы.

Профилактика тормозных суппортов

Профилактика тормозных суппортов

От правильного функционирования тормозной системы напрямую зависит безопасность передвижения на автомобиле. Думаем, не стоит говорить, что как любой другой ответственный узел тормоза нуждаются в проведении периодической профилактики. Наиболее подверженными внешнему воздействию являются суппорта. В нашей сегодняшней статье мы расскажем о том, как провести их обслуживание самостоятельно, не прибегая к помощи мастеров из автосервиса.

Для чего нужны тормозные суппорта?

Функциональное назначение суппортов состоит в подведении колодок к тормозному диску. Это происходит под давлением тормозной жидкости, которое многократно возрастает во время нажатия водителем педали тормоза. Гидравлика давит на поршни, в результате чего они приводят в действие колодки, заставляя их плотно зажимать диск. Далее свою работу выполняет сила трения, превращающая кинетическую энергию вращения в энергию нагревания. Во время работы температура суппортов постоянно меняется, то разогреваясь, то охлаждаясь. Именно поэтому данные элементы должны иметь качественную теплопроводность, исключающую их деформацию в результате высокотемпературного воздействия.

Профилактика тормозных суппортов. Что входит в понятие профилактики?

Для качественной работы суппортов, а также сохранения полноценной работоспособности других элементов тормозов, необходимо проводить периодическую профилактику. В основном, она заключается в разборе и смазывании основных направляющих. Стоит обращать внимание на целостность резиновых уплотнителей. Они предохраняют суппорты от попадания дорожной грязи внутрь цилиндров, исключая появление царапин на рабочих поверхностях.

Требуется анализировать и качество смазывающих материалов. Ни графитовые смазки, ни литол для этого не годятся. Для этих целей применяется специальная термоустойчивая паста, надежно оберегающая суппорты от излишнего износа. Такая смазка не подвергается воздействию высоких рабочих температур, полностью сохраняя свои рабочие свойства.

Как проверить состояние и провести профилактику передних тормозных суппортов?

Для проведения намеченных работ вам потребуется подъемник или смотровая яма. Все действия нужно проводить в следующей последовательности:

  1. Поддомкрачиваем машину и снимаем с неё соответствующее колесо. Это облегчит доступ к интересующему нас узлу.
  2. Откручиваем нижний болт и затем поднимаем корпус суппорта. После этого можно удалить тормозные колодки из своих посадочных мест.
  3. Далее необходимо открутить верхний крепежный болт, сохраняя подключенным подающий тормозную жидкость шланг. Выкручиваем болты, закрепляющие скобу к кулаку, после чего мы получаем возможность снять её вместе с фиксирующими частями.
  4. Следующим шагом требуется достать поршень. Сделать это не составит никакого труда. Просто надавите на педаль тормоза, после чего гидравлика сама выдавит поршень наружу. Именно для этой цели шланг и требуется сохранять подключенным.
  5. Отсоединяем и плотно закупориваем тормозную жидкостную магистраль. Для этого подходит использование болта М12, либо применение плотного зажима.
  6. Снимаем пыльник, кольцо уплотнения и скобу. По сути, суппорт полностью разобран и готов к профилактическим мероприятиям. Вам нужно внимательно проанализировать места, нуждающиеся в чистке и смазывании. Как правило, это направляющие, подвергающиеся сильному окислению. С помощью специальной жидкости очищаем всю грязь и осматриваем все детали на предмет наличия механических повреждений — царапин. Их быть не должно.

Перед проведением работы обязательно купите специальный ремкомплект, в состав которого входит новое уплотнительное кольцо, поршневые пыльники, защитные резинки направляющих, а также специальная смазка. Использовать старые части не рекомендуется, даже если они полностью целые.

Сборку суппортов нужно производить в порядке, обратном перечисленному. Делать это необходимо очень аккуратно, не забывая обильно смазывать поршни тормозной жидкостью.

Профилактика задних суппортов

Обслуживание задних суппортов осложняется применением несколько иной конструкции, подразумевающей наличие механизма стояночного тормоза. Он устанавливается внутри цилиндра суппорта. Полностью приводить алгоритм действий не будем. Он аналогичен работам на передних суппортах. Расскажем лишь об интересующих нас частностях.

  • Во-первых, после снятие колеса вам обязательно нужно извлечь шплинт, соединяющий трос ручного тормоза с основным тормозным механизмом.
  • В-вторых, следует помнить, что поршни, встроенные в систему задних тормозов, не вытаскиваются, а выкручиваются. Для их изъятия потребуются плоскогубцы.

В остальном, ничего необычного нет. Разбирайте суппорт, вынимайте колодки, снимайте пыльники, скобу, очищайте все это от грязи и внимательно осматривайте целостность каждого компонента. Не забудьте все хорошенько смазать, а затем все собирайте обратно.

Как часто необходимо проводить профилактику тормозных суппортов?

В конце статьи скажем, что проводить профилактику суппортов слишком часто не нужно. При качественной работе защитных пыльников, её периодичность должна составлять раз в 2-3 года. После проведения описанных нами процедур суппорты будут работать идеально, но при условии, что вы все сделали правильно. Отдельно напомним, после каждого обслуживания требуется прокачать тормозной контур для удаления из гидравлической жидкости пузырьков воздуха.

Спасти тормоза: все об обслуживании суппортов

Спасти тормоза: все об обслуживании суппортов

Не тормозят, подклинивают, греются… В какой-то момент тормоза, раньше радовавшие четкостью работы, начинают подкидывать неприятные сюрпризы. Все из-за того, что данным узлом большинство автомобилистов начинает заниматься лишь при появлении проблем, хотя это стоило бы делать гораздо чаще, убежден наш сегодняшний эксперт. Имя и фамилию по понятным причинам просил не называть, зато пообещал наглядно продемонстрировать, что такое обслуживание тормозов в его понимании.

Главный враг — коррозия

— Давайте не будем забывать, что тормоза в принципе работают в очень жестких условиях. При активных торможениях диски могут разогреваться до 600 градусов! Остальным деталям суппорта достается меньше, но они тоже постоянно испытывают нагрев/охлаждение, к тому же дисковые тормоза подвержены воздействию воды, грязи, соли, песка…

Понятно, что рабочий цилиндр суппорта изначально защищен пыльником плюс стоит уплотнительное кольцо (манжета). Но со временем и на самом цилиндре, и на поршне может появиться коррозия. Да, одна из причин — вода и грязь, которые попадают через поврежденный пыльник (мы ведь резинки проверяем нечасто). Но из-за постоянных нагревов/охлаждений может возникать конденсат, а еще могут начать коррозировать выступающие края цилиндра и поршня. Вот как здесь — видишь этот «грибок»? В общем, по тем или иным причинам возникает коррозия, поверхность цилиндра повреждается.

Сначала поршень начинает ходить с заметным усилием, со временем эта проблема прогрессирует, что отражается на качестве работы всей системы. Ты жмешь на педаль тормоза, а она тугая, ты давишь сильнее, а «тормозов нет» или они срабатывают нормально через раз. Здесь цилиндр в очень хорошем состоянии, поэтому в данном случае я ограничусь тем, что запущу туда устранитель ржавчины, потом применю специальную смазку, и все будет хорошо. Но так, малой кровью, удается решить вопрос далеко не всегда.

Замена или восстановление?

Если проблему запустить, поршень вообще заклинивает в цилиндре, и здесь уже заменой ремкомплекта, состоящего, по сути, лишь из резинок (пыльников и манжет), не отделаешься — нужно как-то восстанавливать поверхность цилиндра, менять поршень. Решение проблемы зависит от конструктивных особенностей суппорта, модели автомобиля, запущенности вопроса. Как минимум придется доставать (покупать или вытачивать) новый поршень, как максимум — восстанавливать или покупать б/у или новый суппорт.

Последний вариант самый дорогой. Как правило, люди предпочитают искать «бэушку» или обращаются в мастерские за ремонтом или восстановлением своих деталей — так получается в разы дешевле. Оно и понятно: новый оригинальный или хороший лицензионный суппорт на недорогую массовую модель вроде Opel Astra H обойдется в 3-4 миллиона рублей, б/у будет стоить примерно 0,5 миллиона, но все равно потребует переборки и установки ремкомплекта, так что восстановление все равно обойдется дешевле.

Восстанавливая суппорт, ты, считай, получаешь, новую деталь. Меняются поршни, направляющие, пыльники и манжеты, а старым остается только корпус, который тщательно очистили (как правило, предпочитают пескоструить) и нанесли новое защитное покрытие.

Есть нюансы…

Все может выглядеть красиво: и колодки, и диски, и суппорты — а тормоза «подклинивают»! Начинаешь разбираться — и находишь причину.

Если слесарь на станции при замене колодок не провел процедуру полной очистки (с двух сторон!) этих «направляшек», то получается, что колодка просто заклинивает в определенном положении и не тормозит. Чтобы колодка прижалась к диску, надо на педаль создать дополнительное усилие — гораздо выше того, что положено изначально.

Я так уверенно отверткой сейчас орудую, потому что диски все равно менять. Почему? Они покоробились, бьют при торможении. И я подозреваю почему.

С некоторыми автомобилями есть такой интересный момент: правый диск отличается от левого, соответственно у них и номера разные. Кто это знает, тот заказывает один правый диск и один левый. Ну а кто не знает, выбирает любой из них и заказывает два одинаковых (правых или левых) диска.

Эти диски вентилируемые, воздушные каналы в них расположены под определенным углом. Если правый диск поставим слева (и наоборот), то предусмотренного охлаждения не будет, при жестких торможениях запросто может случиться перегрев. А потом начинают говорить: плохие запчасти…

Вот сейчас возьмем новые диски, очистим их от смазки специальным средством — и будет все красиво! Особых нюансов при установке диска на ступицу нет, главное, чтобы привалочная плоскость была ровной и чистой.

Главное — смазка!

Почему закисают направляющие суппортов? Как и в случае с цилиндрами, из-за порванных пыльников внутрь попадает вода и грязь. А еще из-за того, что старая смазка вырабатывает свои свойства или же вместо специальной высокотемпературной смазки использовалась обычная, например графитовая. По-хорошему надо минимум раз в полгода обслуживать тормоза: разбирать, направляющие очищать и смазывать заново — не ждать, когда колодки закончатся.

Здесь суппорт находится в хорошем состоянии: видно, что за машиной следили. Я также обращаю внимание на наличие трещин, коррозию, геометрию скоб, ведь иногда люди ездят с «кривыми» тормозами в самом прямом значении этого слова! Из-за больших нагрузок при торможениях (например, на коммерческих автомобилях, ездящих с перегрузом) скобу ведет, направляющие начинают подклинивать. Их подтачивают, хорошенько смазывают, но по-хорошему надо менять саму погнутую скобу!

Сначала я полностью удаляю смазку: на пальцах — просто тряпкой, из самих направляющих — при помощи «химии» (растворителя ржавчины), также чищу специальной щеткой. Жидкости и времени не жалею: надо, чтобы все было вычищено.

И начинаем шуровать, выгонять оттуда всю старую смазку и грязь. Это все нужно вычищать таким образом, чтобы затем щетка или тряпка оставались чистыми. Затем берем смывку и с ее помощью вымываем и одновременно обезжириваем поверхность. Все, здесь у нас почищено.

Для направляющих применяю специальную высокотемпературную консистентную смазку. Именно такую, а не графитовую, как используют некоторые слесари. Мы ведь помним, при каких температурах работают тормоза? Обычная смазка их не выдержит, и в итоге мы еще быстрее получим «закоревшие» направляющие и заклинивающие тормоза.

Излишки смазки убираем — они тут ни к чему. Смазка гигроскопична: как и тормозная жидкость, со временем она накапливает в себе влагу. А это, как мы помним, источник коррозии.

Это ведь тормоза!

Сейчас обработаем скобу напильником, а затем и направляющие тормозных колодок почистим. Почему это важно, я уже говорил.

Часто колодка изнашивается неравномерно, например, из-за того, что заклинивает нижнюю направляющую, ведь именно на нее стекает вся грязь, она закоревает. И начинается: нижняя часть перестает двигаться, колодка прижимается только верхней частью.

Соответственно получаем неравномерный износ под углом. Когда полностью стирается накладка, колодка начинает пилить диск металлом — все, он попадает под замену, так как растачивать его в таком случае бесполезно. Это не моя прихоть: если металлическая часть колодки начнет резать диск, по условиям технической эксплуатации он подлежит замене.

Ну вот, теперь все собираем — что у нас получилось? С задними тормозами тот же принцип работы: разбираем, чистим, смазываем, регулируем «ручник». Есть небольшие нюансы, но в целом все то же самое.

«Газировка» не сработает

После замены колодок и дисков систему прокачиваем. И первые 200 километров надо проехать аккуратно. Понятно, что эффективность появится через километр-другой. Но важно, чтобы все работающие детали, образно говоря, встали на свои места, колодки приработались к дискам.

Замену тормозной жидкости надо производить раз в два года. И это максимальный интервал! Если машина эксплуатируется жестко, тормоза часто нагружаются, лучше вообще сократить срок до года. А если тормоза хотя бы раз перегревались — однозначно замена! Если жидкость вскипает, она становится как газировка — с крохотными воздушными пузырьками, которые уже никак не удалить. В обычных режимах, возможно, это не так заметно и не скажется на работе системы. Но если придется резко затормозить, ты с удивлением узнаешь, что тормозов-то у тебя и нет! Ты будешь изо всех сил жать на педаль до упора, а машина будет останавливаться кое-как!

Послесловие

Когда автомобиль приходит из Европы, тормоза всегда срабатывают одинаково хорошо. А потом ты какое-то время поездишь здесь, поменяешь колодки, диски, и эта четкость куда-то пропадает. И все кивают на плохие запчасти. А все куда проще: тормозами надо периодически заниматься!

Я не видел, чтобы хоть на какой-нибудь станции с тормозами столько возились. Только когда уже поршни в цилиндрах или направляющие конкретно подклинивают, тогда за них основательно берутся. Если все с большего более-менее работает, то их особо никто и не трогает: поменяли колодки, проверили, что все вроде работает, ну и ладно.

Это только кажется, что ты тратишь впустую время и деньги. Но давай рассуждать так. Во-первых, у тебя всегда есть тормоза, которые работают качественно, надежно, в любую погоду. Во-вторых, если говорить о быстрых машинах с мощными тормозами, там суппорты стоят хороших денег. Дешевле приезжать каждые полгода на разработку тормозов, чем затем попасть на замену суппортов из-за заклинивших цилиндров. Лучше ведь ездить с рабочими тормозами!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию