Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронные ПТС не так уж и совершенны — найдены первые недочёты

Электронный ПТС: распространенные проблемы и пути их решения

Активная фаза учений военных России и Таджикистана стартовала у границы с Афганистаном.

Афганистан, Таджикистан, армии мира, армия и флот РФ, учения.

НТВ.Ru: новости, видео, программы телеканала НТВ

  • Электронный ПТС: распространенные проблемы и пути их решения
  • Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате
  • Москвичка нашла свою угнанную машину и осталась без прав
  • Момент взрыва на рязанском заводе
  • «Дико и непонятно»: каскадер прокомментировал трагедию на съемках фильмах с Болдуином
  • В Петербурге прививать от коронавируса начали на почте
  • Секс за деньги и романы с олигархами: Волочкова прошла тест на полиграфе
  • «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
  • Убийство на съемках фильма: полиция выясняет, кто заряжал пистолет Алека Болдуина
  • Пенсионерка из Омска 35 лет живет в железной бочке
  • Видео со съемочной площадки, где Алек Болдуин застрелил кинооператора
  • Четырехлетний мальчик едва не задушил ровесника в детском саду
  • Путин объяснил, почему он против обязательной вакцинации
  • Друг Азизы назвал имя убийцы Игоря Талькова
  • «Они не выдерживают этих смертей»: число умерших от заставляет врачей плакать
  • Россияне купили квартиру прожившей 35 лет в бочке пенсионерке
  • В Петербурге разбушевался атлантический шторм

На все новые и ввозимые в Россию автомобили теперь выдают только электронные паспорта. Владельцы и дилеры спорят, кто должен вносить изменения в документ и платить за это. В итоге вместо радости от покупки — скандалы и споры в судах.

Электронный ПТС содержит номер, статус паспорта, идентификационные признаки транспортного средства. В документе больше информации, чем прежде, — от технических данных до аварий и замены масла.

Основные данные о машине может получить любой желающий за 250 рублей по номеру техпаспорта или машины. Подробная информация бесплатно доступна собственникам, если они вписаны в документ.

Однако дилеры не всегда вписывают новых владельцев машины в ПТС. Они ссылаются на постановление правительства, согласно которому сведения о собственнике не входят в число обязательных и вносятся по желанию, но не уточняют, чье это желание.

Многие салоны отправляют клиентов в ГАИ, но инспекторы никого вписать не могут: это право продавца. И цепочка обрывается сразу на заводе, который не указывает собственником дилера, а тот — покупателя. Разработчикам системы приходится решать такие споры самим.

Илья Минкин, генеральный директор организации «Электронные паспорта»: «Обращайтесь, пожалуйста, на наш сайт. Мы со всеми связываемся, отрабатываем. Да, это не 100 процентов, потому что уже есть и судебный опыт».

Оператор электронных паспортов предлагает свое решение: вписывать владельца через МФЦ, но это лишнее время. Проще до покупки спросить дилера, является ли он собственником и вписывает ли покупателей. Если нет — найти другого продавца.

А в полиции успокаивают: владелец указан в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Процедура постановки на учет не меняется, данные электронного паспорта инспектор сам найдет в базе электронных паспортов, как и страховщики при оформлении ОСАГО. Но пока к новшеству доверия мало.

Электронный ПТС задуман как документ будущего — его не подделать, не потерять, в нем не закончатся пустые графы. Менять бумажный документ на цифровой никто не обязан. Но по желанию можно обратиться в пункт техосмотра или в испытательную лабораторию. Цена услуги — 600 рублей. Тем, кто не хочет расставаться с привычным паспортом, но нужна замена, оформят бумажный дубликат.

Электронные ПТС

Суть в следующем. Купил тигуан в октябре 2019 года. Стал счастливым обладателем электронного птс в довесок. ОД дал выписку из ЭПТС, которую благополучно оприходовали в ГИБДД.
Не так давно заработал портал электронных паспортов, на который можно попасть через учётную запись госуслуг, там хранятся все эптс и можно самостоятельно сделать выписку.

Написал в фольксваген, получил аналогичный ответ, что они понятия не имеют, кто это должен делать.
Также все твердят, что эптс не имеет ни какой юридической значимости, типа справочные данные. Все что значимое, это договор купли продажи и СТС.

Примерно такая же ситуация. Сначала общался с представителем elpts.ru, который объяснил, что в моём ЭПТС нет записи о новом собственнике, и нужно обращаться к дилеру. С дилером и по почте, и по телефону несколько раз общался, они запрашивали уточняющую информацию у Фольксваген Груп Рус. Те всем отвечают отпиской с цитированием подпункта б пункта 2 постановления правительства РФ 1212от 5 октября 2017 года.
В общем, дилер (Германика Фили) развёл руками и сказал, что у него лапки (нет возможности внести данные о собственнике, т.к. это право не делегировало им Фольксваген Груп Рус).

Позвонил на горячую линию Фольксваген Груп Рус, там как стихотворение начали зачитывать то же самое (видимо, вопрос уже частый, в скрипты прописали). Посоветовали обратиться через форму на сайте volkswagen.ru. Туда подготовил большое сообщение, с упоминанием и новости на сайте elpts.ru, и письма Минпромторга о том, что производители/дилеры не должны препятствовать реализации права, и отдельно попросил не тыкать в этот самый подпункт б пункта 2 того самого постановления, и всё-всё-всё расписал, приложил.
Подождал. Вот полчаса назад ответили. Ровно той же самой отпиской про подпункт б пункта 2 того самого постановления.

Чуть позже приложу всё, что получилось по этому вопросу найти. Возможно, кто-то умеет читать между строк и подскажет, на что ещё можно обратить внимание в переписке с Фольксваген Груп Рус.

  • #10
rimidalv
Новичок
  • #11

При регистрации в ГИБДД проблем не было. Только спросили, есть ли копия этой выписки из ПТС. Сказал, что нет, единственный экземпляр. Сделали копию и отдали "оригинал".

Но и ГИБДД не вносит эти сведения, по которым портал ЭПТС даёт или не даёт доступ к просмотру ПТС в выборке, видимо.
В любом случае, та процедура, о которой говорил сотрудник портала, не была выполнена.

Читайте так же:
Замена рулевой рейки или ее ремонт – теперь мы умеем всё!

А вот есть ли какие-то записи, в том числе, возможно и запись о регистрации в ГИБДД, а в дальнейшем и о прохождении ТО и прочие пометки, и возможность сделать самостоятельно выписку для показа, например, покупателю через несколько лет при продаже ТС, как раз, скорее всего, и можно увидеть в этой расширенной выписке. Доступ к которой портал даёт, только если есть запись о собственнике, и при регистрации данные (почта, телефон, ФИО) совпадут с теми, которые записаны в ПТС.

Проблема не в том, что записи нет на каком-то портале, её нет в ПТС. А портал просто предоставляет доступ к разным услугам, в том числе и предлагает сделать выписку из ПТС (если есть доступ к нему, то есть есть запись о собственнике в этом ПТС совпадает с теми данными, под кем авторизован текущий пользователь портала).

  • #12
rimidalv
Новичок
  • #13

Да нет, это копия выписки из ПТС, которая датирована ещё за 2-3 месяца до покупки. Видимо, когда с завода уходила и выписывался этот ЭПТС, сразу и выписку сделали. Выглядит, как бумажка, распечатанная на обычном лазерном принтере с немного уставшим картриджем.
Именно Фольксваген Груп Рус не внёс эти данные. О чём в переписке неоднократно сам пишет, и ссылается на то, что они и не собираются это делать. Ниже их ответ. Просто как под копирку, даже на уточнение, что с регистрацией в ГИБДД всё ок, и вопрос вообще не об этом, и отдельным уточнением о том, что не нужно этим постановлением махать

lutov
Заинтересовавшийся
  • #14

Проверил свой ПТС на elpts.ru
Простым поиском (без регистрации) пишет, что да, такой ПТС существует.
Зарегистрировался, зашел в личный кабинет, поиск по моим ПТС ничего не выдал.

Зашел в личный кабинет налоговой — всё норм, я собственник, налог капает.
Либо этот сервис проверки ПТС глючный либо так и должно быть для кредитного авто. х.з.

А у вас кредит или нет?

Hekser
Новичок
  • #15

Проверил свой ПТС на elpts.ru
Простым поиском (без регистрации) пишет, что да, такой ПТС существует.
Зарегистрировался, зашел в личный кабинет, поиск по моим ПТС ничего не выдал.

Зашел в личный кабинет налоговой — всё норм, я собственник, налог капает.
Либо этот сервис проверки ПТС глючный либо так и должно быть для кредитного авто. х.з.

А у вас кредит или нет?

Всё аналогично. Крудита нет. Нашел такую информацию:
"Минпромторгом России предписано организациям-изготовителям и их официальным представителям (дилерам) о необходимости соблюдения прав нового собственника (покупателя) автомобиля о внесении сведений о нем в электронный паспорт в случае его волеизъявления"

  • #16

То есть по птс информация о новом собственнике не будет внесена ни при первичной покупке, ни при вторичной. И количество владельцев при проверке теперь не выявить?
Я всегда полагал, что Эл.птс должен стать как раз прозрачным документом, в который вносится вся информация.

Добавлено через 5 минут
И ещё, а как же проверка на вшивость недобросовестных од?
Предполагалось же, что при продаже авто первому собственнику и при оплате ФГР всей суммы за автомобиль в эл птс вносится информация о новом собственнике.
Гибдд должна проверить сей факт и отказать в регистрации, ведь автомобиль предположительно не оплачен дилером в полном объёме.

rimidalv
Новичок
  • #17

Как и говорил, общался с поддержкой elpts.ru, дилером и фольксваген груп рус.

Вот что говорит сотрудник поддержки elpts.ru:

Переписка на сайте elpts.ru/ 15 июня 2020 г.

14:33 Сотрудник поддержки cайта Elpts.ru, консультант: Здравствуйте! Я могу вам чем-то помочь?

14:33 Вы:
Здравствуйте. Возвращаюсь к проблеме, нет ЭПТС в моём ЛК. Во время приобретения ТС у дилера не была проведена процедура внесения данных о собственнике. Обращался к дилеру с этим вопросом, они ответили, что они знают о том, что должны это делать по запросу, но сделать не могут, т.к. им это право не делегировала головная организация (импортёр). В новости от 20 марта на вашем сайте написано, что Минпромторгом России предписано организациям-изготовителям и их официальным представителям (дилерам) о необходимости соблюдения прав нового собственника (покупателя) автомобиля о внесении сведений о нем в электронный паспорт в случае его волеизъявления. Не подскажете ссылку на нормативный акт или какой-то другой документ, который это подтверждает, и на который можно будет сослаться, когда буду обращаться в головную компанию (импортёр)? Потому что, со слов дилера, они заняли позицию "это не обязательно и делается на добровольной основе, мы это не хотим делать"

14:44 Сотрудник поддержки cайта Elpts.ru, консультант: В соответствии с правилами формирования дополнительных сведений, носящих информационный характер, указываемых в разделе «иные сведения, носящие информационный характер» электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2017 № 1212, дополнительные сведения о собственнике транспортного средства (шасси транспортного средства) — физическом лице, предоставляемые на добровольной основе, вносятся в электронные паспорта, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», с согласия этого лица на обработку персональных данных, которое оформляется в письменном или электронном виде по форме согласно приложению к правилам.

14:45 Сотрудник поддержки cайта Elpts.ru, консультант: Согласно договору Администратора «Систем электронных паспортов» (АО «Электронный паспорт») и организации, уполномоченной организацией-изготовителем на реализацию изготовленной ею продукции, а также уполномоченной представителем иностранного изготовителя на реализацию продукции, изготовленной иностранным изготовителем (Официальный Дилер), установлены взаимно принятые обязательства, а именно:
Внесение в электронный паспорт транспортного средства сведений о последующем собственнике транспортного средства производится при условии, если Официальный Дилер является текущим собственником транспортного средства, указанным в электронном паспорте транспортного средства, а данные о последующем собственнике имеются в Системах.

Читайте так же:
Стабилизаторы поперечной устойчивости – чтобы легко преодолевать повороты!

14:45 Сотрудник поддержки cайта Elpts.ru, консультант: Официальный Дилер обязуется:
— при получении Услуги, связанной с внесением сведений о последующем собственнике, в случае отсутствия данных последующего собственника в Системах, вносить их. Данные о последующем собственнике – физическом лице, вносятся в АС СЭП в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» с согласия этого лица на обработку персональных данных в письменном виде по форме, согласно приложению к Правилам, в котором дополнительно указывается, что обработка персональных данных включает в себя в том числе передачу (предоставление, доступ) персональных данных лица Российскому союзу автостраховщиков и страховым организациям
— обеспечить внесение в АС СЭП достоверных сведений. В случае выявления фактов внесения недостоверных сведений в электронный паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) – провести их корректировку.

14:45 Сотрудник поддержки cайта Elpts.ru, консультант: Со своей стороны, Администратор автоматизированной системы «Систем электронных паспортов» (АО «Электронный паспорт») предоставляет дилеру Услуги в соответствии с условиями настоящего Договора.
Вместе с тем, Официальный Дилер несет ответственность перед Администратором и иными лицами за причиненный им вред при осуществлении Официальным Дилером полномочий по внесению в электронный паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) сведений в соответствии с настоящим Договором, в том числе за достоверность внесенных в АС СЭП данных о последующем собственнике.

С учетом изложенного Вы в праве обратиться к дилеру за получением услуги по внесению сведений о собственнике в ЭПТС.
В случае отказа в предоставлении данной услуги вы можете обратиться к организации-изготовителю на горячую линию.

Настоящим информируем Вас, что сведения о собственнике транспортного средства отнесены Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2017 г. № 1212 «О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства» к Дополнительным сведениям, носящим информационный характер, указываемым в разделе «Иные сведения, носящие информационный характер» электронного паспорта транспортного средства (п. 1 Дополнительных сведений).

В соответствии с подп. б) п. 2 указанного Постановления Правительства, данные дополнительные сведения представляются на добровольной основе.

В связи с этим, ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» не вносит сведения о последующих собственниках в ЭПТС, и такое не внесение не может являться основанием для отказа в совершении регистрационных действий.

И как уже выше говорилось, в новости на том же elpts.ru говорится следующее:

Собственно, вопрос, где изъявить эту волю и как вразумить представителей Фольксваген Груп Рус, что это их обязанность, а не "хотим сделаем, хотим — не сделаем"?

Также к сообщению приложил то самое письмо Минпромторга в адрес организаций-изготовителей, одним из адресатов которого является Фольксваген Груп Рус.

После этого написал в форму на volkswagen.ru с указанием всех фактов и просьбой объяснить как можно совершить то, что требуется, и желательно без отсылок к подпункту б пункта 2 того самого злосчастного постановления 1212.
На что получил точно такую же отписку:

Настоящим информируем, что ООО «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» не вносит сведения о последующих собственниках в ЭПТС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2017 г. № 1212 «О некоторых вопросах, связанных с введением в Российской Федерации электронного паспорта транспортного средства и электронного паспорта шасси транспортного средства». Согласно Постановлению такие данные относятся к Дополнительным сведениям, носящим информационный характер, и указываются в разделе «Иные сведения, носящие информационный характер» электронного паспорта транспортного средства (п. 1 Дополнительных сведений).
Обращаем внимание, что в соответствии с подпунктом б) п. 2 указанного Постановления Правительства, дополнительные сведения представляются на добровольной основе. В связи с этим невнесение информации о собственнике не может являться основанием для отказа в совершении регистрационных действий.

Электронный ПТС: как пользоваться и что с ним не так

За пять месяцев после отказа от бумажных ПТС в России выдали уже 2,2 млн электронных паспортов транспортного средства. Создатели системы говорят об удобстве электронного документа, невозможности его потерять и более быстром оформлении автомобиля при постановке на учет. Кроме того, ЭПТС — инструмент прозрачности сделки при последующей перепродаже машины.

Однако за первые месяцы работы системы обнаружились и сложности — например, собственников автомобилей часто не указывают в электронном документе. Мы поговорили об этом с управляющим директором АС «Система электронных паспортов» Борисом Ионовым, а заодно выяснили, что еще важно знать собственнику автомобиля с ЭПТС, кто может выдавать документы и что не так в целом с этой системой.

По аналогии с бумажным ПТС в электронном аналоге содержится вся информация об автомобиле: его масса, мощность мотора, самые важные технические характеристики, VIN-номер, а также данные о пробеге. Однако в отличие от бумажного документа в ЭПТС также можно вносить сведения о прохождении техосмотра, информацию об ограничениях, наложенных на автомобиль, а также данные об изменении в конструкции.

Статьи 10 декабря 2020 У машин из Японии большие проблемы из-за ЭПТС. На Дальнем Востоке коллапс
How to 4 августа 2020 Россия переходит на электронные ПТС. Что с ними не так?

Читайте так же:
Флокирование салона автомобиля – роскошный салон своими руками!

Система подразумевает, что в ЭПТС можно будет увидеть данные о том, находится ли автомобиль в залоге у банков, а также информацию от судебных приставов и данные из ГИБДД о том, вносились ли изменения в конструкцию. Однако пока всей этой информации в ЭПТС еще нет.

«Судебные приставы пока не проявили интереса к работе системы. Они все еще не определили, какую пользу может принести работа с ЭПТС. Поэтому могу сказать, что сотрудничество с судебными приставами сейчас находится на зачаточном уровне. Что касается данных об изменениях в конструкции, то тут тоже не все пока получается. Есть технические сложности по доработке внутренней системы ГИБДД. Сейчас эту информацию добавляют фактически в ручном режиме», — объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов.

За время работы системы был обнаружен серьезный недочет. А точнее, неверное трактование постановления правительства некоторыми участниками процесса работы с ЭПТС. Это уже привело к большому количеству жалоб и вопросов от собственников автомобилей.

Дело в том, что согласно постановлению правительства об ЭПТС, данные о собственнике вносят в документ добровольно, то есть только с согласия на обработку персональных данных.

«Но некоторые производители и дилеры это интерпретируют по-другому. Они слово «добровольно» равняют со словом «необязательно», то есть не хотят вносить сведения о собственнике. И многие покупатели оказались в непростой ситуации, потому что не видят себя в электронном паспорте. Хотя, конечно, нет ничего сложного в том, чтобы получать всю информацию о данных из ЭПТС через личный кабинет», — уточнил Ионов.

По его словам, причины такого поведения дилеров в том, что они не хотят заниматься лишней работой, тратить дополнительное время на оформление и авторизацию собственников. Кроме того, направление, которое было выбрано для занесения собственников, — это авторизация через портал Госуслуг. И иногда дилер не может внести собственника, потому что у него нет аккаунта на Госуслугах.

«Но чаще всего дилер просто ничего не говорит собственнику, и данные о нем в ЭПТС не попадают. Бывают такие случаи, что дилеры отказывают собственникам в просьбе внести информацию. Если дилер этого не сделал, то это могут сделать в МФЦ. Но и там пока не проявляют активности по работе с системой ЭПТС. В связи с этим мы уже отправили письмо в Минпромторг, чтобы предоставить уполномоченным организациям возможность также вносить сведения о собственнике, если дилер этого не сделал. Сейчас эти вопросы в проработке, они требуют вмешательства госорганов», — объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов».

Если автомобиль новый, то электронный паспорт на него заводит производитель автомобиля, которого и указывают в качестве собственника. После этого машину покупает дилер — информация об этом также появляется в ЭПТС. Далее, по задумке разработчиков, в системе должно появиться имя конечного покупателя, вносить его может дилер или МФЦ, но и те, и другие делают это не всегда. В ближайшее время, возможно, появится еще ряд уполномоченных на это организаций.

Если же новые машины, произведенные за границей, ввозят в Россию, то оформлением занимаются официальные импортеры, то есть российские представительства автомобильных марок. И, наконец, если автомобиль приобретен в другой стране в частном порядке, то оформить электронный ПТС может испытательная лаборатория. Такая схема покупки популярна на Дальнем Востоке с праворульными машинами. В первый же месяц отказа от бумажных бланков там произошел коллапс: в ГИБДД перестали принимать бумажные документы, и сотни автомобилистов были вынуждены срочно искать лаборатории.

«Большинство крупнейших автопроизводителей и многие импортеры сразу и без проблем перешли на ЭПТС. Единственные, кто затянул — это были автомобили, ввозимые в частном порядке. Поэтому были небольшие сложности с этим переходом во Владивостоке. Но на сегодня все уже урегулировано и оформляется в штатном режиме в лабораториях», — пояснил Борис Ионов.

Кроме того, по его словам, страны Таможенного союза пока не проявляют большой активности, чтобы полноценно работать с системой. «Коллеги из Беларуси активно подключились, остальные ведут работу в этом направлении, но пока еще не все гладко», — пожаловался Ионов.

Сегодня схема ввоза автомобиля в Россию следующая: гражданин ввозит машину и сразу едет в испытательную лабораторию, где проводят оценку соответствия. Там же выдают свидетельство о соответствии конструкции всем требованиям безопасности. После этого лаборатория оформляет ЭПТС. Потом подаются документы в таможню и проходит процедура электронного декларирования, причем услугу можно получить удаленно. Таможенники проводят расчет платежей и утилизационного сбора, фиксируют оплату. Тогда ЭПТС получает статус действующего, после чего можно идти в ГИБДД и ставить машину на учет.

Как объяснил управляющий директор АС «Система электронных паспортов» Борис Ионов, еще одна сложность связана с нестыковками ЭПТС и внутренней базы данных ГИБДД. По его словам, последнюю уже давно пора обновить, а сотрудников необходимо обучать работе с электронными паспортами, так как нередки ситуации, когда инспектор не может разобраться в системе или сомневается из-за каких-то сбоев и просто отказывает в регистрации, хотя с ЭПТС все в порядке.

«Опытный сотрудник разберется, а неопытный просто откажет. Бывает такое, что в выписке ЭПТС указана одна информация, а подтянулась в базу ГИБДД другая. Внутреннюю базу давно надо обновлять и нам пообещали, что все будет готово в мае. Сейчас происходит так, что даже если все правильно, но у сотрудников ГИБДД возникают сомнения, то им проще отказать, чем разбираться. Поэтому вывод такой: нужно направлять инспекторов на разъяснения, обучать», — объяснил Борис Ионов.

Читайте так же:
Гудит АКПП на скорости: основные причины

Несмотря на все недочеты работы системы, собственники, которые приобрели машины после 1 ноября, уже отметили удобство ЭПТС. В отличие от бумажного паспорта, электронный невозможно потерять, а также не надо делать дубликаты, что всегда вызывает сомнения при перепродаже. Также в электронный документ можно вносить подробную информацию, не боясь, что в нем закончится место. Сотрудники ГИБДД уже начали быстрее обрабатывать данные при регистрации. А при продаже автомобиля информация о новом собственнике вносится моментально, что автоматически избавляет продавца от штрафов за проданную машину.

ЭПТС замедленного действия

Для начала уточним, что переход с бумажного на электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) был запланирован давно: еще в августе 2014 года Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение «О введении единых норм паспорта ТС, паспорта самоходной машины и других видов техники и об организации систем электронных паспортов». 22 сентября 2015 года Коллегия Евразийской экономической комиссии утвердила «Порядок функционирования систем электронных паспортов». Окончание переходного периода с бумажных ПТС на электронные было намечено на ноябрь этого года. Но по техническим причинам срок был продлен — в том числе и потому, что портал, созданный под крылом госкорпорации Ростех, время от времени сбоит: администрация регулярно выкладывает график «технических работ», предупреждая, что проведение операций в указанный промежуток времени ведет к потере данных.

Между тем по состоянию на 9 декабря 2020 года в России оформлено более 1,68 миллиона ЭПТС, с ежедневным приростом в несколько тысяч. Белоруссия отказывается от бумаги не так активно — только 4620 ЭПТС, а вот Казахстан, Киргизия и Армения, входящие в Евразийский экономический союз, пока вовсе не начали выдачу ЭПТС. К слову, попутно с ЭПТС был начат переход и на электронное Одобрение типа транспортного средства — сертификата, позволяющего продавать машину в России: на начало декабря выдано уже более тысячи новых ЭОТТС. Как и ЭПТС, электронный сертификат на автомобиль можно получить в любой из указанных стран, и действует он также на территории всего ЕвразЭС. Напомним, что все страны ЕвразЭС попутно образуют и единую таможенную зону, где товары перемещаются беспошлинно.

Итак, все ЭПТС хранятся в «Автоматизированной системе электронных паспортов», и разработчики утверждают, что в отличие от бумажного ПТС электронный документ «нельзя потерять». Данные, представленные в ЭПТС, делятся на две группы — основные и дополнительные. Первая состоит из 13 пунктов и содержит сведения о типе транспортного средства и его отличительных признаках. Здесь же указан и статус документа. Скажем, если за автомобиль не уплачен утилизационный сбор, значит, у ЭПТС будет «незавершенный» статус. Если все данные внесены и утильсбор уплачен, ЭПТС становится «действующим». Если меняется тип транспортного средства, документ становится «погашенным», если автомобиль утилизируют — «утилизированным», и в крайнем случае ЭПТС могут аннулировать, если данные внесены некорректно.

Владельца забыли!

А как же собственник транспортного средства — записан ли он в ЭПТС? Да, записан, но не в основной, а в дополнительной части! То есть автомобиль может сменить нескольких хозяев, а в ЭПТС может быть отмечен только первый в череде владельцев — организация, которая и оформила ЭПТС. В случае с покупателями автомобилей Volkswagen и Skoda — это юридическое лицо «Фольксваген Груп Рус», включающее калужский завод VW, а также представительства брендов Volkswagen, Skoda и Audi. Однако не возникнет ли проблем при первой же перепродаже машины? Дилеры на запросы автомобилистов наперебой выдают ответы, похожие один на другой: «Информация о собственнике в ЭПТС носит информационный характер, то есть не является юридически значимой, не принимается во внимание при регистрации транспортного средства в ГИБДД, при защите интересов в судах и не несет юридических последствий». Основным документом для регистрации автомобиля в ГИБДД теперь становится Договор купли-продажи.

Теперь давайте посмотрим, кто владеет автомобилем до того, пока он не будет приобретен в салоне дилера: здесь картина разнится от бренда к бренду. В пресс-службе Kia нам сообщили, что в ЭПТС на их автомобили первым собственником числится завод-изготовитель. Напомним, что все Kia, продающиеся в России, собраны на предприятии «Эллада Интертрейд» (дочерняя структура «Автотора»). Вторым после завода-изготовителя собственником машины Kia становится представительство Kia, то есть «Киа Моторс Россия и СНГ». Третьим идет официальный дилер Kia, и лишь четвертым — конечный покупатель. Такая же длинная цепочка возникает и по автомобилям Peugeot, Citroen и Opel, собранным на заводе «ПСМА Рус» в Калуге, хотя, в отличие от «Kia-Автотора», сборка в Калуге не контрактная: PSA владеет двумя третями в этом предприятии.

Между тем не всегда российский завод-изготовитель идет первым собственником. К примеру, в ЭПТС на автомобили Mazda первым хозяином числится «Мазда Мотор Рус», а вовсе не завод «Мазда-Соллерс» во Владивостоке. То же самое — по BMW: пресс-служба немецкого бренда сообщает, что первым хозяином идет не «Автотор» или его дочернее предприятие, где собирают BMW для России, а представительство «БМВ Русланд Трейдинг», которое и продает машину дилеру. В российской пресс-службе Porsche нам уточнили, что «Порше Руссланд» выпускает и оформляет ЭПТС с 1 декабря 2020 года. Далее на основании дилерского соглашения прописывает в ЭПТС второго собственника — дилера, третьим становится покупатель. Пресс-служба Toyota: «”Тойота Мотор” оформляет ЭПТС на импортируемые и произведенные автомобили. В этих ЭПТС “Тойота Мотор” фигурирует как первый владелец независимо от места их сборки». В общем, мы видим, что у каждого бренда сформирована своя цепочка собственников, последним из которых и становится конечный покупатель.

Читайте так же:
Машина заводится и сразу глохнет

Так говорил Минпромторг

И вот с конца прошлого года в Минпромторг стали массово поступать жалобы от новых владельцев Volkswagen, Skoda, Lada, Renault, Nissan, данные по которым не были занесены в ЭПТС в раздел «Иные сведения, носящие информационный характер». Проще говоря, в паспорте транспортного средства владельцем оставалась фирма, которая выпустила ЭПТС. Как вы уже поняли, для новых автомобилей, официально реализованных в России, это или завод-изготовитель, или импортер. Министерство сначала исправно отвечало возмущенным владельцам, а затем выпустило разъяснение за подписью замминистра Александра Николаевича Морозова, который, собственно, и отвечал в Минпромторге за переход с бумажного на электронный ПТС.

Министерство опирается на два документа: «Правила формирования дополнительных сведений, носящих информационный характер, указываемых в разделе “Иные сведения, носящие информационный характер” электронного паспорта транспортного средства» и Федеральный закон «О персональных данных». В документе сказано: «Если лицо, изъявляет желание на внесение данных о себе в электронный паспорт и добровольно предоставляет для этого необходимые сведения, содержащие в том числе и персональные данные, а также дает согласие на обработку своих персональных данных, такие данные (сведения) должны быть внесены в электронный паспорт». Так, отлично, а кто должен вносить? Читаем далее: «сведения о последующем собственнике вносятся в ЭПТС совместно прежним и новым собственником». Далее — самое интересное. «При наличии желания нового (последующего) собственника внести данные о себе в ЭПТС, отказ прежнего собственника (например, организации-изготовителя, дилера, продавца) в выполнении таких действий нарушает права нового собственника в части, касающейся закрепленных законодательно принципов добровольного, свободного и обоснованного волеизъявления субъекта права». И наконец: «защита нарушенных прав может быть осуществлена новым собственником в судебном порядке». Тем же документом Минпромторг информировал «дилеров и иных лиц, уполномоченных на продажу производимой техники, о необходимости соблюдения прав нового собственника».

Ну уж если Минпромторг рекомендует недовольным идти в суды, грех не сходить, вот только к кому предъявлять претензии? Для начала уточним, что о своем желании быть прописанным в качестве собственника покупатель должен сообщить продавцу лично. При этом если в ЭПТС в качестве владельца уже прописан дилер — это однозначно ответственность дилера, что попутно с разъяснением Минпромторга нам подтвердили в пресс-службах перечисленных брендов. BMW: «Третьим владельцем автомобиля BMW становится покупатель, назначение которого как нового собственника находится в зоне ответственности дилера». Toyota: «Дилер может внести данные конечного покупателя в ЭПТС, если этот дилер подключен к “Системе электронного паспорта” и конечный покупатель дал согласие на внесение своих данных в ЭПТС. Насколько нам известно, большинство дилеров вносят данные конечных покупателей в ЭПТС с их согласия». Mercedes-Benz: «При переходе права собственности от АО “Мерседес-Бенц РУС” в рамках сделки купли-продажи компания вносит информацию о новом собственнике в систему электронных паспортов по его желанию». В случае немецкого бренда — это важное уточнение, потому что представительство «Мерседес-Бенц РУС» еще и продает машины физическим лицам.

Наиболее подробный ответ мы получили от коммерческого директора «Мазда Мотор Рус» Марины Занаревской: «У дилера есть техническая возможность внесения конечного клиента в ЭПТС только после полной оплаты автомобиля поставщику и только по желанию клиента. Клиенту (физическому или юридическому лицу) необходимо самостоятельно и предварительно пройти процедуру саморегистрации на портале “Системы электронных паспортов”, чтобы дилер имел возможность найти его в СЭП (по ИНН или СНИЛС) и сменить собственника (с дилера на клиента)». А вот наш собеседник в представительстве Chery уточнил, что не в курсе, вносит ли дилер данные покупателя как собственника, или нет: «Для этого дилер должен иметь отдельный ПК и спецоборудование. Не знаю, сколько наших дилеров это делает».

Итак, резюмируем. Если вы купили автомобиль и хотите числиться в ЭПТС как владелец — сообщите о своем желании дилеру и предоставьте все необходимые данные. Если дилер откажет со ссылкой на то, что он не подключен к СЭП или что его самого не прописал владельцем импортер или представительство, — смело грозите судом, потому как, согласно приведенному выше разъяснению Минпромторга, вносить следующего владельца должен предыдущий. Кстати говоря, на сайте Минпромторга в общем доступе размещен документ с длинным названием: «Реестр уполномоченных органов (организаций) и организаций-изготовителей, включаемых в национальную часть единого реестра уполномоченных органов (организаций) государств — членов Евразийского экономического союза и организаций — изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники». В этом перечне мы видим все автомобильные представительства.

В завершение пройдемся по ответам пресс-служб тех брендов, на которые покупатели жаловались за невнесение их данных как владельца. В Renault нам сообщили, что «”Рено Россия” подключена к системе электронного паспорта и работает с ее функционалом в полном объеме. Компания вносит всю необходимую информацию о продаже автомобиля дилеру». Как мы понимаем, фраза «необходимую информацию» не означает внесение данных в поля «Иные сведения, носящие информационный характер». Между тем некоторые покупатели еще летом самостоятельно решили с Renault этот вопрос. Из пресс-службы Lada нам ответили: «Мы ничего не вносим и не управляем электронным ПТС». Что касается «Фольксваген Груп Рус», с которого и началась история этого материала, пресс-служба подтвердила нам, что «в настоящее время не вносит данные последующих собственников», и от дальнейших комментариев отказалась.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию