Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронный ПТС: что это такое

Как жить с электронным ПТС. Инструкция

C 1 ноября в России перестанут выдавать бумажные паспорта транспортных средств — страна перейдет на электронный учет автомобилей. С декабря прошлого года электронные ПТС (ЭПТС) уже более 2000 ЭПТС. Но как ими пользоваться?

Электронный паспорт — это запись в базе данных, которая имеет свой уникальный 15-значный номер. Также существует понятие выписки из паспорта — распечатки, внешне отчасти напоминающей привычный бумажный паспорт, но не являющейся официальным документом. Получить бумагу можно для того, чтобы иметь перед глазами первичные сведения о машине, а также номер ЭПТС, который можно проверить на портале системы электронных паспортов.

Принципиальных отличий при постановке на учет машины с ЭПТС нет. При покупке нового автомобиля нужно получить у дилера договор купли-продажи, в котором будет прописан номер ЭПТС. Также дилер выдаст распечатку выписки из реестра ЭПТС, но эта бумага не имеет юридической силы и не требуется для совершения регистрационных действий.

Договор купли-продажи с номером ЭПТС позволяет оформить полис ОСАГО, а все данные на машину страховщик получит через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия. Получив полис ОСАГО, владелец автомобиля вправе обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД, где будет достаточно предоставить договор купли-продажи и страховой полис. Информацию о машине инспектор получит по VIN-номеру или номеру электронного паспорта. После регистрации машины собственнику выдадут СТС, в котором вместо номера ПТС будет вписан ЭПТС.

Если бумажный ПТС при покупке машины в кредит остается у банка, то в случае с электронным этого не происходит. Однако все данные, включая информацию о кредите или залоге, хранятся в электронной системе, к которой имеют доступ не только сотрудники ГИБДД, но и потенциальные покупатели этой машины на вторичном рынке.

Изменить или удалить данные о кредите невозможно, а отказ предоставить покупателю доступ к сведениям в любом случае должен быть основанием для отмены сделки. Точно так же электронный паспорт хранит информацию о том, что автомобиль куплен в лизинг, работал в такси или участвовал в ДТП.

Информация в электронный паспорт вносится методом пополнения и не может корректироваться. Первичные данные вносит изготовитель или импортер, следом госорганы дополняют информацию различными административными сведениями, например, об уплате утилизационного сбора. Дилер вносит данные о собственнике, ГИБДД — о регистрационном учете и выданных номерных знаках. В дальнейшем пополнять сведения будут операторы техосмотра, страховщики и сервисные станции.

Для того, чтобы переоформить автомобиль на другого человека, собственник машины должен изменить запись о владельце в ЭПТС. Технически это можно осуществить тремя способами. При наличии электронной подписи у действующего собственника сделку можно провести на портале системы электронных паспортов. Второй вариант предусматривает идентификацию владельца через портал госуслуг. А при отсутствии доступа к интернету переоформить машину можно при личном визите в местный центр госуслуг или МФЦ.

Оформить электронный паспорт вместо бумажного можно у уполномоченных операторов техосмотра, список которых опубликован на сайте Минпромоторга. Эти компании в состоянии квалифицировано идентифицировать автомобиль, имеют техническую возможность отправить запрос в ГИБДД и подтвердить легитимность регистрационных действий. Если никаких препятствий нет, оператор оформит электронный паспорт. В ином случае он обязан подать сведения в компетентные органы.

Похожая процедура предусмотрена для оформления автомобиля, самостоятельно ввезенного из-за пределов государств-членов Евразийского экономического союза, но в этом случае придется обратиться в одну из аккредитованных испытательных лабораторий. Стоимость оформления ЭПТС в любом случае составляет 600 рублей.

До 1 ноября 2019 г. в России действует переходный период, в течение которого оформляются как бумажные, так и электронные паспорта. С ноября бумажные ПТС на новые автомобили выдаваться не будут. Владельцы бумажных документов смогут и дальше пользоваться ими, как и прежде, причем никаких обязательств по замене на электронный паспорт не вводится.

Использование электронного паспорта сокращает пакет документов, защищает собственника от их потери и мошеннических действий, а автоматизация процесса помогает сэкономить время и исключить ошибки. Бумажный паспорт содержит 21 поле, а электронный имеет от 90 до 150 полей, где содержится больше данных о характеристиках и комплектации машины. В процессе эксплуатации запись будут пополнять данные о собственниках, страховках, обслуживании, наличии ограничений, участии в ДТП, и эту информацию невозможно будет удалить.

Кроме того, электронный паспорт может неоднократно менять статус, и все эти изменения остаются в нем навсегда. Например, паспорт может быть утерянным, аннулированным, погашенным, исправленным, незавершенным и так далее. Наконец, переоформление машины, то есть смена собственника, происходит мгновенно и исключает получение чужих штрафов за проданный автомобиль.

Электронный ПТС: как это работает?

Электронный ПТС: как это работает?

Игорь Владимирский

Уже в июле нынешнего года для новых автомобилей начнут выдавать электронные паспорта транспортных средств. Зачем понадобилось менять привычные бумажные документы — и как внедрение ЭПТС отразится на жизни российских автовладельцев?

Н ынешний стандарт бумажного паспорта транспортного средства (ПТС) появился в 1993 году и стал бесспорным благом для автовладельцев. После развала СССР в страну хлынул поток иномарок, с разгулом преступности начало расти число угонов, а единственным документом на автомобиль тогда был техпаспорт, в который заносили не только основные сведения о машине (марку, модель, цвет, VIN и так далее), но также регистрационные данные (госномер, имя владельца и адрес регистрации) и отметки о техосмотре. Если автомобиль угоняли вместе с техпаспортом, хозяин оставался ни с чем. Поэтому в ГАИ создали новый стандарт, который предусматривал уже три разных документа, хорошо знакомых сегодняшним водителям: паспорт транспортного средства (он хранится дома), свидетельство о регистрации (его нужно возить с собой) и талон техосмотра (его не так давно заменили диагностической картой, которая тоже должна лежать дома).

Читайте так же:
Можно ли устранить угар моторного масла, заменив его

Нынешний ПТС на защищенной бумаге формата А4 выдается либо заводом-изготовителем (для автомобилей российской сборки), либо таможенной службой (для импортных машин). А в случае утери или при отсутствии свободных полей в оригинальном документе дубликат можно оформить в отделении ГИБДД.

Так выглядит нынешний бумажный Паспорт транспортного средства

Изначально ПТС включал сведения об автомобиле, его нынешнем и предыдущих владельцах, а также регистрационные данные. Однако с годами документ оброс множеством дополнений — это отметки об изменениях в конструкции, о значительных механических повреждениях после аварий (которые потребовали ремонт и замену номерных деталей) или об изъятии ПТС, штамп об уплате утилизационного сбора и так далее. На документе нынешнего формата этим записям уже тесно, да и гаишники не в восторге от необходимости работать со второстепенными данными.

Толчком же к созданию нового стандарта оказалось образование Евразийского экономического союза: ПТС должен стать единым в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Армении. Вдобавок это упростит экспорт машин между этими странами, ведь сейчас, например, на автомобили Geely белорусской сборки, которые идут в Россию, нужно оформлять отдельные национальные ПТС — и у дилеров долгое время были с ними проблемы.

А чтобы окончательно избавиться от бумажной волокиты, новый стандарт ПТС сделали электронным.

В августе 2014 года государства — члены Таможенного союза (тогда это были Россия, Белоруссия и Казахстан) заключили «Соглашение о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов». Разработчиком и оператором была назначена новоиспеченная компания АО «Электронный паспорт», созданная в структуре госкорпорации Ростех.

Поскольку формат не ограничен площадью бумаги, электронный ПТС будет включать более 150 полей, львиную долю которых в случае с «легальными» моделями займут данные из Одобрения типа транспортного средства (ОТТС), а для подержанных машин, ввезенных из-за границы, будет использована информация из СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). На первых порах вносить данные из базы Росстандарта придется вручную, хотя для каждой новой модели это нужно делать только один раз: сведения сохранятся в реестре ЭПТС для оформления последующих паспортов. А ближайшей осенью должна быть готова система электронных ОТТС, информация из которых будет подтягиваться в ЭПТС автоматически по номеру VIN. Это положит конец опечаткам в названиях машин и закроет лазейку с подтасовками паспортных данных (например, за определенную мзду можно было занизить указанную в ПТС мощность двигателя, чтобы платить меньше налогов).

В ЭПТС, как и в бумажном аналоге, будут данные об уплате утилизационного сбора, полисе ОСАГО и «особые отметки» о внесенных в конструкцию изменениях. А автоматизация, например, попросту не допустит постановку на учет автомобиля без отметки об утилизационном сборе.

Так выглядит электронный паспорт в системе оператора: информация о машине разделена по тематическим разделам. Примерно таким же ЭПТС увидят собственники автомобилей, когда заработает доступ через портал Госуслуг

Но вдобавок заложены новые возможности, и это — самое интересное!

Электронный паспорт позволит вносить данные о пройденном техосмотре и регламентном ТО, случившихся ДТП и произведенном ремонте. С указанием даты и текущего пробега! То есть в перспективе должен получиться некий аналог американской системы Carfax, которая хранит историю эксплуатации миллионов автомобилей. Такой массив данных поможет сделать вторичный рынок куда более цивилизованным и сильно облегчит жизнь покупателям бэушек! А для нечистых на руку продавцов, напротив, станет костью в горле.

Правда, вся эта радость будет доступна только при выполнении ряда условий, на что могут потребоваться годы. Речь о списке лиц, допущенных к внесению изменений в ЭПТС.

По умолчанию работать с паспортами смогут заводы-изготовители, таможенная служба и ГИБДД. Ограниченный доступ будет у операторов техосмотра, официальных дилеров и их сервисных центров, а также страховых компаний: они смогут редактировать только поля в рамках своей компетенции. А в перспективе к этому списку присоединятся независимые сервисные станции, включенные в реестр страховщиков и допущенные к ремонту по ОСАГО.

Читайте так же:
Замена подвесного подшипника карданного вала и крестовины на ВАЗ 2101-2107 своими руками

Оператор ЭПТС обещает, что отбор компаний, допущенных к работе с паспортами, будет строгий (за это отвечает Минпромторг), причем каждое изменение в ЭПТС должно сопровождаться электронной подписью (впоследствии можно узнать, кто именно внес ту или иную правку). С другой стороны, никто в нашей реальности не отменял всякие фирмы-однодневки, которые закроются сразу после оформления сотни фиктивных ремонтов. Не говоря о том, что в стране есть масса левых автосервисов, которым даром не нужна работа с ЭПТС, — и они с радостью «отремонтируют» любую машину, не оставляя за собой электронных следов. Но легализация этого рынка — отдельный разговор, не связанный с паспортами автомобилей. Важно, что начало положено. И понятно, что сервисную историю нельзя будет вписать задним числом, то есть все ДТП и легальные ремонтные работы, сделанные до оформления электронного паспорта, останутся вне поля зрения системы.

Как же получить электронный ПТС? В случае с новыми автомобилями их, как и прежде, будут оформлять заводы-изготовители и таможенные службы. У дилеров машины окажутся с уже готовым ЭПТС, а его номер будет прописан в договоре купли-продажи. Для импортируемых в частном порядке подержанных машин ­паспорт оформят испытательные лаборатории, которые также выдают СБКТС.

Для уже находящихся в эксплуатации автомобилей менять бумажный ПТС на электронный необязательно. Но если хочется, то это можно сделать у оператора техосмотра или в ГИБДД при смене собственника. При этом бумажный документ окажется недействительным.

Распечатать электронный паспорт, чтобы хранить его дома «на всякий случай», нельзя. Но можно сделать выписку из него: она представляет собой сформированный файл с кратким перечнем сведений, который можно распечатать. По соглашению АО «Электронный паспорт» с автопроизводителями выписку из ЭПТС вместе с договором купли-продажи будет выдавать дилер при передаче автомобиля клиенту. Осенью должна появиться возможность сделать выписку через ­онлайн-портал ­госуслуг или в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Выписка из ЭПТС. Она формируется в виде файла, который можно сохранить на персональном устройстве или распечатать

Введение ЭПТС уже неоднократно откладывалось, в последний раз — до 1 ноября 2019 года. По официальной версии — из-за неготовности других стран Евразийского экономического союза: полностью готовы к использованию электронного паспорта только Россия и Киргизия. Белоруссия и Казахстан обещают закончить все формальности уже в ближайшее время, а главный тормоз — Армения, которая даже до конца не легализовала у себя единый технический регламент. Однако в России решено ввести так называемый переходный период и начать оформление электронных паспортов в июле этого года. В том числе для того, чтобы выявить подводные камни, некоторые из которых известны уже сейчас.

Например, трудности касаются персональных данных. Как известно, бумажный паспорт транспортного средства обязательно содержит информацию о собственнике. Но с 2006 года в стране действует Федеральный закон «О персональных данных», согласно которому пользователи имеют право не указывать информацию о себе в цифровом формате ПТС, причем без объяснения причин. Чем это грозит?

Простой пример. Новую машину угоняют по пути из автосалона в страховую компанию за полисом ОСАГО (да, ездить без полиса нельзя, но российская реальность устроена иначе). На учете в ГИБДД она еще не стоит, в страховых базах ее нет, а электронный ПТС не содержит данные о владельце. Злоумышленники тут же делают на угнанную машину договор купли-продажи (именно он юридически считается главным документом, подтверждающим право собственности) в свободной форме и официально ставят ее на учет в ГИБДД — например, на ­фирму-однодневку. Настоящий владелец за это время может даже не заметить пропажу! Но доказывать, что он не верблюд, придется именно ему.

Абсурдность ситуации понимают и разработчики ЭПТС, и страховщики, и автопроизводители. Еще в феврале Российский союз автостраховщиков (РСА) и оператор системы электронных паспортов транспортного средства предложили правительству сделать обязательным внесение персональных данных владельца в электронные ПТС. Однако решение до сих пор не принято. А пока пренебрегать персональными данными все же не стоит.

У страховщиков есть и другие опасения. Согласно пункту 3 статьи 15 закона об ОСАГО от 25.04.2002 N40-ФЗ, при заключении договора ­ОСАГО требуется предоставить ПТС. Об электронном ПТС или выписке из него ничего, конечно, не говорится. Равно как и о возможности для страховщика самостоятельно проверить подлинность данного документа. И получается, что страховые компании вполне законно смогут отказывать в заключении договора ОСАГО при отсутствии привычного бумажного ПТС. А если в электронном паспорте еще и не указан владелец, могут возникнуть сложности со страхованием новых машин, поскольку представление договора купли-продажи (или иного аналогичного документа, подтверждающего право собственности) законом об ОСАГО не предусмотрено, а определить собственника и территорию преимущественного использования по-другому невозможно.

РСА и оператор ЭПТС уже договорились, что к 1 сентября 2018 года будет налажен обмен сведениями через государственную Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Но до этого времени информацию о транспортном средстве, необходимую для оформления полисов ОСАГО, страховщикам на свой страх и риск якобы придется получать из выписки ЭПТС. Нарушая закон об ОСАГО.

Читайте так же:
Металлический стук в двигателе на холодную

Плачут и автопроизводители, ведь для работы с электронными ПТС им приходится серьезно перестраивать свой собственный документооборот, а это время и деньги. Хотя и они понимают, что в итоге переход на ЭПТС — благо.

За первый месяц оператор планирует выдать лишь несколько тысяч этих документов, причем только на новые автомобили (в среднем у нас ежемесячно продается 150 тысяч таких машин), которые уйдут в корпоративные парки. Сужая круг собственников, оператору будет легче устранить внезапные проблемы. Постепенно доля электронных паспортов будет расти, а 1 ноября 2019 года выдача бумажных ПТС должна прекратиться. Но если учесть, что замена старых паспортов электронными добровольна, то, по оценкам, даже к 2028 году ЭПТС будет только у 75% автопарка страны.

В будущем АО «Электронный паспорт» планирует коммерциализацию проекта. Подобно тому, как это происходит в американском Карфаксе (и некоторых существующих российских сервисах), любой желающий сможет за небольшую плату проверить перед покупкой историю приглянувшейся машины. Но до тех пор придется просить владельца продаваемого автомобиля показать электронный ПТС — точно так же, как сейчас предъявляют бумажный паспорт. Впрочем, одно преимущество нового стандарта уже очевидно: потерять виртуальный паспорт невозможно.

Что с безопасностью? Базы данных ЭПТС будут храниться на серверах с высокой степенью защиты — вроде той, что используют банки и госорганы. И хотя все так или иначе страдают от хакерских атак, взломать ЭПТС с кондачка не получится. В конце концов, привыкли же мы к платежным банковским картам и сопутствующим онлайн-сервисам.

Словом, начинание благое — и бояться электронных паспортов на автомобили не стоит. Ждем внедрения и надеемся, что оно не будет «кривым».

В России отменяют бумажные ПТС. Что делать автовладельцам

Бумажные ПТС меняют на его электронную версию

Переход страны на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) начался еще три года назад, но до сих пор покупатель новой машины имел выбор: оформлять бумажный ПТС или его электронную версию. С ноября 2020 года альтернатива останется лишь у тех, кто меняет бумажный ПТС из-за его утраты и порчи. Что касается вводимых в эксплуатацию машин, им теперь положен только ЭПТС. Мы собрали ответы на наиболее популярные вопросы об основном автомобильном документе, который больше нельзя пощупать.

Чем ЭПТС отличается от ПТС?

Паспорт технического средства — это бумажный документ, в котором фиксировались регистрационные данные автомобиля, сведения о владельцах и масса другой информации. Его не нужно путать с СТС (свидетельством о регистрации), которое мы возим с собой — ПТС можно было хранить дома.

Классический ПТС уходит в прошлое. Но запрета на его использование нет, и принудительного перевода на ЭПТС не будет — новость касается лишь покупателей новых или импортируемых машин

ЭПТС — это защищенная электронная запись в базе данных компании АО «Электронный паспорт» (входит в госкорпорацию «Ростех»), содержащая значительно больше информации — примерно полей и граф. Помимо традиционных сведений, ЭПТС включает «историю болезни» автомобиля, например данные о прохождении техобслуживания или кузовных ремонтах.

Какие документы получит на руки автовладелец при регистрации?

В управлении ГИБДД Челябинской области объяснили, что, во-первых, это свидетельство о регистрации (СТС), которое, как и прежде, необходимо возить с собой. Во-вторых, по желанию владельцу могут оформить выписку из ЭПТС, которая включает следующие данные: VIN, номера узлов и агрегатов, год выпуска, параметры силового агрегата, экологический класс, максимальную массу, территорию регистрации. Персональных данных владельца выписка не содержит, но они могут быть добавлены по желанию. Кроме того, они есть в свидетельстве о регистрации.

Так выглядит выписка из ЭПТС

Фото: АО «Электронный паспорт»

Выписку можно получить и самостоятельно, например через портал госуслуг или в МФЦ. Выписка выполняет роль памятки и особой юридической значимости не имеет. При всех регистрационных действиях используется ЭПТС, хотя на первых порах выписку могут использовать, например, страховые при оформлении ОСАГО.

Сколько стоит ЭПТС?

Предельный тариф за его выдачу — 600 рублей. Стоимость бумажного ПТС — .

Сколько ЭПТС уже выдано?

К началу ноября 2020 года в России выдано 1,4 миллиона ЭПТС. К концу охват должен составить три четверти автопарка страны, или около единиц.

Кто имеет доступ к ЭПТС?

В первую очередь это автозаводы и таможенная служба, которые выпускают ЭПТС на конкретный автомобиль — проще говоря, делают в базе данных первую запись, копируя сведения из ОТТС (для новых машин) или СБКТС (для подержанных). Полный доступ к базе имеет также ГИБДД.

Поскольку ЭПТС содержит информацию практически о всех действиях с машиной, включая ее страхование, ремонты, обслуживание и так далее, ограниченный допуск к базе получили страховые компании, операторы техосмотра и официальные дилеры. Но они могут редактировать только поля, касающиеся оказываемых ими услуг. Например, страховщик может внести в ЭПТС данные о новом страховом полисе ОСАГО.

Читайте так же:
Что значит надпись «-1,3%» на наклейке под капотом машины

Насколько защищен ЭПТС от взлома и манипуляций?

Это покажет лишь практика. Система представляет собой закрытую сеть серверов, сделанную по аналогии с банковскими базами данных. Вероятно, со временем обнаружатся те или иные бреши, с другой стороны, и подделка бумажных ПТС, равно как и VIN автомобиля, поставлена на поток. В целом причин считать ЭПТС более проблемными, чем бумажные, пока нет. Например, в случае, если кто-то попытается внести изменения в ЭПТС, владелец получит уведомление.

Часть данных, которые берутся из ОТТС или СБКТС, также будут некорректируемыми, то есть ошибки с названием модели, ее полной массой или мощностью должны быть сведены к минимуму.

Но человеческий фактор всё равно не исключен: часть данных будет вноситься вручную

Фото: Александр Файрузов

Впрочем, определенные тревоги связаны с тем, что доступ к ЭПТС имеет достаточно большой круг ведомств и фирм. Например, к официальным дилерам со временем добавятся одобренные Минпромторгом автосервисы, которые также смогут вносить информацию о прохождении техобслуживания или кузовном ремонте после ДТП. Какие-то манипуляции в этой области вполне вероятны (как в интересах владельца, так и против него). Чтобы их исключить, Минпромторг будет следить за компаниями, допущенными к работе в системе. Любые изменения в ЭПТС будут подтверждаться электронной подписью сотрудника или организации, которые их производят.

Можно ли узнать по электронному паспорту аварийную историю машины?

Один из самых ценных аспектов ЭПТС — он может хранить информацию практически обо всех проблемах автомобиля. Скажем, исключить тайную продажу машины, находящейся в залоге у банка, что сулит большие проблемы. В ЭПТС есть поля, отражающие историю ДТП и крупных ремонтов, плюс все записи отражают пробег автомобиля, что осложнит скрутку одометра.

Проблема в том, что расширенный функционал будет доступен только в перспективе. Так, в ГИБДД нам сообщили, что в настоящий момент информацию об авариях в ЭПТС инспекция не вносит.

Чтобы ЭПТС стал аналогом американской системы CarFax, помимо подключения к «Электронному паспорту» сотен компаний по ремонту и обслуживанию машин, необходимы юридические последствия за искажение (или игнорирование) информации о тех же ДТП. Кроме того, даже если эта информация начнет вноситься повсеместно, пройдет не один год, прежде чем наработается достаточный массив данных. Так что этот аспект ЭПТС — на вырост.

Электронный ПТС: что это такое

Недавно в РФ было принято решение о переходе на электронный формат оборота документов, что существенно облегчит ряд регистрационных и других процедур. Практически все владельцы автомашин уже знают, что «первой ласточкой» этого процесса станет перевод всех ПТС в странах ЕврАзЭС в цифровой вид. Если вы ещё не знаете, что такое электронный ПТС, какие преимущества он обеспечивает и как его получить, эта статья будет вам полезна.

Что такое электронный ПТС

Любой документ в настоящее время может быть представлен в цифровом виде, но если для большинства из них это означает всего лишь отсканированную либо фотокопию бумажного документа, с паспортом транспортно средства дело обстоит совсем по-другому. Электронный ПТС, или как его еще называют ЭПТС, не предполагает равноправного сосуществования со своим бумажным двойником: оформляя его, автовладелец тем самым отказывается от старого бумажного документа.

Вся информация хранится лишь в электронном виде, и доступ к ней может быть получен при использовании соответствующих технических средств. Сведения, однажды внесённые в электронную систему, будут храниться в ней в течение всего времени эксплуатации авто, постепенно накапливаясь и формируя подробную историю машины.

Вначале предполагалось, что цифровые паспорта вступят в силу с начала второго квартала 2017 года, однако по объективным причинам их ввод в текущий документооборот был отложен на год. С начала июля 2018 года все транспортные средства, производимые на автозаводах и ввозимые в страну из-за рубежа, будут получать ЭПТС, а не бумажный паспорт.

Как выглядит электронный ПТС

обычный бумажный ПТС

Обычный бумажный ПТС, который будет заменен электронной версией.

Де факто ЭПТС – это запись в базе данных ГИБДД, в которой содержится вся информация о транспортном средстве: технические данные, сведения обо всех владельцах и способах приобретения, авариях, ремонтах, заменах узлов и т.д. Доступ ко всем этим сведениям получает лишь текущий владелец. Все остальные заинтересованные лица могут после подачи запроса узнать лишь о статусе документа, который может быть:

  • незавершённым, т.е. находящимся в стадии оформления;
  • действующим;
  • погашенным, присваиваемым при переделке конструкции машины;
  • аннулированным, означающим, что авто отсутствует на территории стран ЕврАзЭС либо не прошло таможенные процедуры при въезде;
  • утилизированным после снятия с учёта по причине непригодности к дальнейшему использованию.

На текущий момент собственник получает на руки бумажную распечатку, в которой содержатся ограниченные данные о ТС. Доступ к полной информации могут при необходимости получить сотрудники налоговой службы, полиции, ФСО и ряда других госслужб, а также страховая компания при оформлении полиса.

Читайте так же:
Как открыть и завести автомобиль, если сел аккумулятор

Для чего вводят электронные ПТС

По сравнению с бумажным документом у электронного ПТС имеется ряд очевидных достоинств, причём как с точки зрения представителей власти, так и для владельца автомобиля.

  • Электронный паспорт ни при каких обстоятельствах не будет потерян или изношен, а значит, его не придётся восстанавливать.
  • В электронном документе хватит места для любого числа собственников машины, бумажный же паспорт приходится менять после заполнения всех граф, отведенных на информацию о новых владельцах.
  • В ЭПТС заносятся все сведения, имеющие отношение к правовому статусу ТС, его техническому состоянию, авариях и ДТП, в которых оно побывало, имеющихся страховых полисах и т.д. Фактически, при необходимости можно проследить всю историю машины.
  • Единая электронная база, в которой хранятся все ЭПТС, действует на территории всех стран, входящих в ЕврАзЭС – России, Казахстана, Белоруссии, Армении, Киргизии. Информация о любом транспорте, купленном или ввезенном на территорию одной из этих стран, становится общедоступной по мере е занесения в базу.
  • Проверив статус машины, можно отказаться от сомнительной сделки и сохранить свои средства, если авто находится в банковском залоге, под арестом, не прошло таможенную процедуру и т.д.
  • Доступ налоговых служб к ЭПТС упростит для них расчёт налоговых и таможенных выплат, которые причитаются с владельца авто.

Владельцу машины теперь не нужно будет возить с собой бумажный документ. Достаточно предъявить сотруднику ГИБДД распечатку из цифрового паспорта, чтобы он ввёл данные в систему и провёл полноценную проверку.

Как оформить и получить электронный ПТС

В настоящее время получение электронных паспортов на машину носит добровольный характер: покупая новое авто, владелец может оформить ПТС в электронном или в бумажном виде. Такое положение продлится до июля 2018 года, когда оформление бумажных паспортов будет полностью прекращено. Оформляя электронный паспорт транспортного средства, автовладелец тем самым аннулирует действие бумажного документа.

Чтобы получить ЭПТС, достаточно написать заявление в любом ближайшем отделении ГИБДД, и уже через сутки процедура занесения паспорта на машину в электронную базу данных будет выполнена. Автовладелец имеет право получить на бумаге выписку из своего электронного паспорта, в которой указывается:

  • VIN машины или шасси;
  • название модели, марка и категория машины, а также цвет её кузова;
  • номера основных узлов – кузова, двигателя, шасси;
  • год выпуска;
  • техническая информация о силовом агрегате;
  • экокласс машины;
  • максимальная масса;
  • регистрационная территория.

Более подробные и разносторонние сведения хранятся только в электронном виде.

Переход на электронные паспорта не является обязательным для автовладельцев, уже имеющих на руках бумажный паспорт. Оба формата предполагается использовать наравне, и бумажные паспорта будут выходить из обращения исключительно по естественным причинам.

Читайте также: Что такое ПТС автомобиля и для чего он нужен.

Электронный или бумажный паспорт – что выбрать?

На данный момент у автолюбителей есть возможность выбрать один из вариантов, обычный бумажный или электронный ПТС. И большинство покупателей машин предпочитают получать именно бумажные, а не электронные паспорта. Часто это связано с тем, что большинство государственных служб и коммерческих организаций оказались неподготовленными к использованию электронных ПТС, причём в первую очередь это касается производителей и продавцов авто-мототехники. В настоящее время далеко не все из них оформляют электронные паспорта на продаваемую технику.

Не спешат переходить на электронную систему и госслужбы, в том числе те из них, кого нововведение должно касаться напрямую, т.е структуры МВД и таможенной службы. Недостаточно хорошо работает программное обеспечение для доступа к Системе электронных паспортов, а в ряде региональных отделений вообще отсутствует возможность перевода ПТС в электронный формат. К тому же, наличие на руках выписки из ЭПТС не позволяет идентифицировать владельца, так как в ней не указывается фамилия собственника. Впрочем, как показывает практика, эти проблемы так или иначе будут решены если не к самой дате всеобщего перехода на ЭПТС, то вскоре после неё.

Гораздо больше проблем для автовладельцев возникает при обращении в коммерческие структуры. Так, многие банки для оформления кредита требуют предъявить бумажный паспорт машины, и при его отсутствии процентная ставка по займу существенно повышается. Далеко не все страховые компании работают с электронными паспортами, и при оформлении ОСАГО у собственника машины могут возникнуть проблемы, несмотря на то, что «автогражданка» тоже может оформляться в электронном виде. Поэтому многие автоюристы советуют не спешить с оформлением ЭПТС, пока ещё возможно получать паспорт на машину в бумажном виде.

Читайте также: Что значит дубликат ПТС и как он выглядит.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию