Autokombi.ru

Авто-портал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этиленгликоль – двухатомный спирт для высококачественных антифризов

Этиленгликоль – двухатомный спирт для высококачественных антифризов

Этиленгликоль (1,2-этандиол, 1,2-диоксиэтан, гликоль) является базовым веществом для изготовления различных антифризов, которые используются в системах охлаждения двигателей транспортных средств.

Этиленгликоль – токсичный двухатомный спирт

Химическая формула данного простейшего многоатомного спирта – С2Н6О2 (иначе ее можно записать следующим образом – НО–СН2–СН2–ОН). Этиленгликоль имеет слегка сладковатый вкус, не имеет запаха, в очищенном состоянии выглядит, как немного маслянистая бесцветная прозрачная жидкость.

Так как он причислен к токсичным соединениям (по общепринятой классификации – третий класс опасности), следует избегать попадания данного вещества (в растворах и в чистом виде) в организм человека. Основные химические и физические свойства 1,2-диоксиэтана:

  • молярная масса – 62,068 г/моль;
  • коэффициент оптического преломления – 1,4318;
  • температура воспламенения – 124 градуса (верхний предел) и 112 градусов (нижний предел);
  • температура самовоспламенения – 380 °С;
  • температура замерзания (стопроцентный гликоль) – 22 °С;
  • температура кипения – 197,3 °С;
  • плотность – 11,113 г/кубический сантиметр.

На фото - этиленгликоль, chemistry-chemists.com

Пары описываемого двухатомного спирта вспыхивают в тот момент, когда его температура достигает 120 градусов. Еще раз напомним, что 1,2-этандиол имеет 3-й класс опасности. А это означает, что его предельно допустимые концентрации в атмосфере могут быть не более 5 миллиграмм/кубический метр. Если же этиленгликоль попадает в организм человека, в нем могут развиться необратимые негативные явления, которые способны привести к смерти. При однократном употреблении вовнутрь 100 и более миллилитров гликоля наступает летальный исход.

Фото отравления этиленгликолем, doctorhiller.com

Пары данного соединения менее токсичны. Так как этиленгликоль характеризуется сравнительно малым показателем летучести, реальная опасность для человека возникает тогда, когда он систематически вдыхает пары 1,2-этандиола. О том, что есть вероятность отравления парами (либо туманами) рассматриваемого соединения, сигнализирует кашель и раздражение слизистой оболочки. Если человек отравляется гликолем, ему следует принять препарат, содержащий 4-метилпиразол (мощный антидот, подавляющий фермент алкогольдегидрогеназы), или этанол (одноатомный этиловый спирт).

Применение гликоля в разных областях техники

Малая себестоимость данного многоатомного спирта, его особые химические и физические свойства (плотность и другие) привели к тому, что он используется весьма широко в различных технических сферах.

Любой автомобилист знает, что представляет собой обычная охлаждающая жидкость для его «железного коня» под названием антифриз – этиленгликоля 60 % + воды 40 %. Такая смесь характеризуется температурой замерзания -45 градусов, очень трудно найти более подходящую жидкость для автомобильных систем охлаждения, несмотря даже и на высокий класс опасности 1,2-этандиола.

На фото - охлаждающая жидкость для автомобиля, doctorhiller.com

В автомобильной отрасли этиленгликоль находит применение и в качестве отличного теплоносителя. Кроме того, он используется в следующих сферах:

  • органический синтез: химические свойства гликоля позволяют с его помощью защищать изофорон и другие карбонильные группы, использовать спирт в виде эффективного растворителя, работающего при повышенных температурах, а также в качестве основной составляющей специальной авиационной жидкости, уменьшающей явление обводнения горючих смесей для летательных аппаратов;
  • растворение красящих соединений;
  • изготовление нитрогликоля – мощного взрывчатого вещества на основе описываемого нами соединения;
  • газодобывающая промышленность: гликоль не позволяет формироваться гидрату метана на трубах, кроме того, он поглощает излишнюю влагу на трубопроводах.

Фото применения этиленгликоля, 900igr.net

Нашел этиленгликоль применение и в качестве эффективного криопротектора. Его используют для производства кремов для обуви, в качестве важного элемента жидкостей для охлаждения компьютерной техники, при изготовлении 1,4-диоксина и разных видов конденсаторов.

Некоторые нюансы производства гликоля

В конце 1850-х годов химик из Франции Вюрц получил этиленгликоль из его диацетата, а чуть позже путем гидратации этиленоксида. Но в то время практического применения новое вещество нигде не нашло. Лишь в 1910-х годах его начали использовать при изготовлении взрывчатых соединений. Плотность гликоля, его иные физические свойства и дешевизна производства обусловили то, что им заменили глицерин, который применялся до этого.

На фото - производство этиленгликоля, ecooil.su

Особые свойства 1,2-этандиола по достоинству оценили американцы. Именно они наладили в середине 1920-х его промышленное изготовление на специально построенном и оборудованном заводе в Западной Вирджинии. В последующие годы гликоль использовали почти все известные на то время компании, занимавшиеся производством динамита. В настоящее время интересующее нас соединение, которое имеет третий класс опасности, изготавливается по технологии гидратации окиси этилена. Существует два варианта его производства:

  • с участием ортофосфорной либо серной кислоты (до 0,5 процентов) при температуре от 50 до 100 °С и давлении в одну атмосферу;
  • при температуре около 200 °С и давлении в десять атмосфер.

Фото производства динамита, alextv.zp.ua

В результате реакции гидратации образуется до 90 процентов чистого 1,2-диоксиэтана, некоторое количество полимергомологов и триэтиленгликоля. Второе соединение добавляют в гидравлические и тормозные жидкости, оно применяется в промышленных системах охлаждения воздуха, из него делают препараты для дезинфекции, а также пластификаторы.

Важнейшие требования ГОСТ 19710 к готовому гликолю

С 1984 года действует ГОСТ 19710, который устанавливает требования к тому, какие свойства (температура замерзания, плотность и так далее) должен иметь этиленгликоль, используемый на предприятиях автомобилестроения и в других отраслях народного хозяйства, где на его основе выпускают разнообразные составы.

По ГОСТ 19710 гликоль (как жидкость) может быть двух типов: первого сорта и высшего сорта. Доля (массовая) воды в гликоле первого сорта должна быть до 0,5 %, высшего – до 0,1 %, железа – до 0,00005 и 0,00001 %, кислот (в пересчете на уксусную кислоту) – до 0,005 и 0,0006 %. Остаток после прокаливания готового продукта не может быть более 0,002 и 0,001 %.

Читайте так же:
Установка момента зажигания – справляемся самостоятельно!

На фото - жидкость гликоль, umps.com.ua

Цвет 1,2-диоксиэтана по ГОСТ 19710 (по шкале Хазена):

  • после кипячения в растворе кислоты (соляной) – 20 единиц для продукции высшего сорта (первый сорт не нормируется по цвету);
  • в стандартном состоянии – 5 (высший сорт) и 20 единиц (первый сорт).

В Государственном стандарте 19710 выдвигаются специальные требования к процессу производства описываемого простейшего спирта:

  • используется исключительно герметичная аппаратура и оборудование;
  • производственное помещение обязательно оснащается вентиляцией, рекомендованной для работы с соединениями, которым присвоен третий класс опасности;
  • при попадании гликоля на оборудование или землю его следует сразу же обильно смывать водной струей;
  • персонал, работающий в цеху по производству 1,2-этандиола, обеспечивается противогазом модели «БКФ» либо иным приспособлением для защиты органов дыхания, соответствующим ГОСТ 12.4.034;
  • возгорания гликоля тушат при помощи инертных газов, специальных пенных составов, а также тонкораспыленной воды.

Фото процесса производства этиленгликоля, eglikol.ru

Готовая продукция по ГОСТ 19710 проверяется различными методами. Например, массовая часть двухатомного спирта и диэтиленгликоля устанавливается способом изотермической газовой хроматографии по технологии так называемого «внутреннего эталона». При этом используются весы для лабораторных исследований (ГОСТ 24104), стеклянная или стальная газохроматографическая колонка и хроматограф с детектором ионизационного типа, измерительная линейка, микрошприц, лупа оптическая (ГОСТ 25706), выпарительная чашка и другой инструмент.

Цвет гликоля устанавливают по стандарту 29131 при помощи секундомера, специального цилиндра, конической колбы, соляной кислоты, холодильного агрегата. Массовая часть железа устанавливается по Госстандарту 10555 по методике сульфациловой фотометрии, остатка после прокаливания – по Госстандарту 27184 (посредством выпаривания полученного соединения в платиновой либо кварцевой емкости). А вот массовая часть воды определяется электрометрическим или визуальным титрованием с использованием реактива Фишера в бюретках емкостью 10 либо 3 кубических сантиметра.

Антифриз – охлаждающая жидкость на основе гликоля

Антифриз на основе простейшего многотомного спирта применяется в современных транспортных средствах с целью охлаждения их двигателя. Его основным компонентом является этиленгликоль (есть составы с пропиленгликолем в качестве основного компонента). Добавками служит дистиллированная вода и специальные присадки, которые придают антифризу флуоресцентные, антикавитационные, антикоррозионные, антипенные свойства.

Главная характеристика антифризов – малая температура замерзания. Кроме того, они имеют низкий показатель расширения при замерзании (по сравнению с обычной водой на 1,5–3 процента меньше). При этом такая специальная охлаждающая жидкость на основе гликоля характеризуется высокой температурой кипения, что улучшает процесс эксплуатации транспортного средства в жаркую пору года.

На фото - антифриз, islab.ru

В целом жидкость для охлаждения автодвигателей на основе гликоля и воды обладает следующими достоинствами:

  • отсутствие вредных добавок (аминов, разнообразных нитритов, неблагоприятно влияющих на природу фосфатов);
  • возможность выбора необходимой концентрации антифриза для качественного предохранения двигателя автомобиля от замерзания;
  • стабильные параметры и свойства в течение всего срока службы;
  • совместимость с теми деталями охлаждающей системы авто, которые сделаны из пластмассы или резины;
  • высокие антипенные показатели.

Фото жидкости для охлаждения автодвигателей, autoposobie.ru

Кроме всего прочего, современные антифризы обеспечивают антикоррозионную защиту металлических сплавов и металлов, имеющихся в двигателе внутреннего сгорания за счет наличия в них особых ингибирующих добавок.

Автохимический ликбез. Из чего состоит антифриз?

Как известно, антифризы состоят из смеси воды, присадок и спирта – метанола, этиленгликоля, пропиленгликоля, глицерина.

Вспомнить курс школьной химии поможет данная статья.

Метанол

Не используется с 20-х годов 20 века из-за ряда недостатков:

— Токсичен для человека. Накапливается в организме. Летальный исход наступает при принятии внутрь 80 мл. В воздухе предельная допустимая концентрация – 5мг/м3

— Вступает в реакцию с алюминием, вызывает быструю коррозию деталей двигателя. Двигатель быстрее ломается.

— В открытых системах охлаждения быстро испаряется, отравляя воздух. Нужно заливать повторно. Если вовремя не пополнить, двигатель перегревался, а вода замерзала и снова ломала двигатель. Нужно было держать постоянную пропорцию.

Токсичен.

Опасный яд. При попадании в организм 10 мл метилового спирта вызывает тяжелое отравление, слепоту, озноб, рвоту.

Tемпература плавления — минус 97 градусов С, Температура кипения – минус 64 градусов С, Теплопроводность – 0,21 при 0 градусах С; 0,182 при 100С Вт/(м*К), Плотность – 0,8 г/м3.

Глицерин

Глицерин исторически использовался в качестве антифриза для автомобильных применений, прежде чем был заменен этиленгликолем, который имеет более низкую температуру замерзания. Хотя минимальная температура замерзания смеси глицерина и воды выше, чем смесь этиленгликоля и воды, глицерин не токсичен и в настоящее время пересматривается для использования в автомобильной промышленности.

Tемпература плавления — -18 град.С., Температура кипения – 290 град.С., Теплопроводность – 0,21 при 0 град.С; 0,182 при 100С Вт/(м*К)., Плотность – 0, 8 г/м3.

Этиленгликоль.

В системе охлаждения может окисляться до 5 органических кислот – муравьиной, щавелевой, гликолевой, глиоксалевой, уксусной. Поэтому используют присадки – азолы, нитриты, силикаты, бораты, чтобы этиленкгликоль не окислялся, и сохранялся pH раствора.

Читайте так же:
Что такое пневмоподвеска и для чего она нужна

Средне токсичен. Требуется утилизация и аккуратное обращение при транспортировке. Из-за сладкого вкуса дети и животные могут проглатывать его. Сложно обнаружить в огранизме. Симптомы отравления – интоксикация, диарея, рвота. При попадании в организм поражает мозг, сердце, легкие и почки. При острой почечной недостаточности смерть наступает в течение 72 часов, если пострадавший не получит надлежащего лечения. Некоторые антифризные смеси этиленгликоля содержат озлобляющий агент горького вкуса, такой как денатоний, для предотвращения случайного или преднамеренного потребления.

Австралия, Великобритания и семнадцать штатов США (по состоянию на 2012 год) требуют добавления горького ароматизатора (бензоат денатония) в антифриз на основе этиленгликоля.

Tемпература плавления — минус 13 град.С., Температура кипения – 193 градусов С. Теплопроводность – 0,242 при 0С; 0,263 при 100С Вт/(м*К). Плотность – 1, 113 г/м3.

Пропиленгликоль.

Коррозионная активность пропиленгликоля ниже, чем у большинства известных водных растворов солей и спиртов, что позволяет предъявлять невысокие требования к сортности стали для оборудования и снизить стоимость используемого оборудования

Нетоксичен.

В пище используется как добавка E1520. Не рекомендуется попадание пропиленгликоля на поврежденную кожу с дерматитом, экземами, аллергиков. При соприкосновении с воздухом окисляется и образует молочную кислоту. В антифриза с пропиленгликолем добавляют присадки, которые стабилизируют pH. Помимо коррозии вызывает биологическое загрязнения. Биологичесакий осадок в виде бактериальной слизи. Которая растет и ускоряет коррозию элементов системы охлаждения. В отсутствие ингибиторов пропиленгликоль может реагировать с кислородом и ионами металлов, создавая различные соединения, включая органические кислоты (например, муравьиную, щавелевую, уксусную). Эти кислоты ускоряют коррозию металлов в системе.

Tемпература плавления — минус 60 град С., Температура кипения – 187 град.С., Теплопроводность – 0,218 Вт/(м*К), Плотность – 1, 036 г/м3.

Также в антифризах присутствуют красители. Для чего они нужны?

Динатриевые флуоресцеиновые красители добавляются к антифризу для отслеживания источника утечек и в качестве идентификатора, поскольку некоторые другие формулировки несовместимы. Краситель добавляется для индикации уровня жидкости в расширительном бачке и мест протечек, а также просто как отличительный признак антифриза на рынке.

В традиционных антифризах этиленгликоль, пропиленгликоль, глицерин: понижают температуру замерзания, повышают температуру кипения.

Но зачем тогда присадки?

• Борат – защищают от коррозии, повышают уровень pH.

• Нитрат – защищают от коррозии алюминий.

• Нитрит – защищают от коррозии чугун и сталь.

• Фосфат – защищают от коррозии, контролируют уровень pH.

• Силикаты – защищают от коррозии алюминий.

• Азолы – защищают от коррозии медь и латунь.

• Кремниевые и блочные полимеры – гасят пену.

Присадки составляют от 3% до 5% антифриза. Определяют стоимость и дополнительные свойства антифриза. Используются для защиты от коррозии, контроля уровня pH и для предотвращения появления пены. На упаковке указывается лишь существенные факторы безопасности при использовании, присадки же хрянятся в секрете. Каждый производитель разрабатывает в секрете. Раствор этиленгкликоля и воды агрессивен к металлам, поэтому добавляют антикоррозийные присадки.

3 основных механизма защиты металла:

• Пассавация металла или армирование пассивного слоя оксида металла. При пассавации поверхностный слой металла переходит в пассивное состояние. На поверхности образуется тонкая оксидная пленка, которая не взаимодействует с водой и не коррозирует.

• Образуется толстый барьерный слой из ингибитора коррозии или продуктов реакции ингибитора и металла.

• Образуется тонкий барьерный слой на поверхности металла через варьирование степени хемосорбции, то есть способности поглощать твердым телом вещества из растворов.

Коррозийные ингибиторы.

В состав большинства антифризов входят коррозийные ингибиторы. Ингибиторы – класс веществ, которые предотвращают или замедляют физиологические или физико-химических процессов. В замкнутой системе этиленгликоль и пропиленгликоль сохраняют свои свойства неограниченно долго. В отличие от этого ингибиторы коррозии постепенно истощаются, их необходимо время от времени пополнять.

Традиционные ингибиторы.

Традиционные ингибиторы – силикаты, фосфаты и нитриты. В Америке используется и то, и то. В Европе силикаты, другие ингибиторы, но нет фосфатов, потому что вода более жесткая в Европе, а фосфаты вступают в реакцию с жесткой воды образуют накипь, отложения солей кальция и магния. . Японцы используют фосфаты и другие, но не силикаты. В Росии используют силикаты и нитриты.

Карбоксилатные ингибиторы.

Состоят из солей карбиновых кислот. Антифризы с карбиновыми ингибиторами расходуются медленней. Карбоксилатные ингибиторы образуют очень тонкий защитный слой только в мечтах появлении коррозии. Не агрессивны к металлам.

Автовладельцы покупают некачественные жидкости для системы охлаждения не из жадности и не по глупости. На прилавке все антифризы выглядят вполне пристойно, да а ценники у них схожие. Разница в цене зависит обычно от аппетита продавца и его маркетинговых уловок (привлекательная реклама, красивая упаковка, рекламные акции), но часто не от содержимого. Чтобы помочь автолюбителям выбрать хорошую жидкость, можно провести очень лёгкий тест.

Как проверить качество антифриза?

Легко! Огнём!

Этот тест настолько прост, что повторить опыт сможет любой желающий. В том числе и производители, у которых возникнут сомнения в результате этого метода: нужно просто проверить, горит продукция или нет.

Читайте так же:
Пневматический гайковерт – универсальный инструмент для автопрома!

Охлаждающая жидкость становится легковоспламеняемой, когда вместо дорогостоящего этиленгликоля производитель использует более дешевые глицерин и метанол. Ведь температура кипения метанола — всего лишь 64 градуса с хвостиком (нормальная охлаждающая жидкость закипает при температуре примерно 108 ºС). И это опасно уже только потому, что такой антифриз может вспыхнуть, случайно угодив, к примеру, на раскаленный коллектор.

Простой подбор автозапчастей

Заказать оригинальные запчасти для иномарок в Auto3N можно в два клика. Подберите в быстром и удобном поиске нужные детали, а мы доставим их в любую точку России.

Ликбез — Охлаждающие жидкости.

Такая важнейшая характеристика автомобиля, как ресурс двигателя, зависит как от конструкции и качества его изготовления, так и от условий его эксплуатации: качества топлива и масел, расходных жидкостей, режимов работы, своевременности и правильности регулировок.

В процессе работы ДВС выделяется энергия, часть которой идет на повышение рабочей температуры. Чтобы избежать перегрева, необходимо рассеивать излишки тепла. В автомобиле данная задача решается при помощи системы охлаждения двигателя, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.

Охлаждающая жидкость является элементом жизнеобеспечения двигателя. По статистике, до 22% поломок двигателя, требующих дорогостоящего ремонта, прямо, а 40% — косвенно связаны c отказом системы охлаждения и нарушением регламента замены охлаждающей жидкости или ее неправильным подбором, приводящим к перегреву двигателя.

Требования к охлаждающим жидкостям
Современный антифриз — это жидкости, работающие при низких температурах в различных установках, требующих дополнительного охлаждения. Например, промышленные теплообменники, системы отопления, двигатели внутреннего сгорания и т.д. Слово «антифриз» происходит от английского Freeze — «замерзать», и буквально переводится как «препятствующий замерзанию».

Автомобильный антифриз обеспечивает стабильность температуры деталей двигателя, защищая его от перегрева, и предотвращает замерзание системы охлаждения при температурах ниже ОоС.

Предъявляемые требования к антифризам:
1. Высокая теплоемкость и теплопроводность (чем выше теплоемкость, тем больше тепла будет отведено от стенок цилиндра и головки блока);
2. Низкая температура замерзания (это безопасная эксплуатация автомобиля при отрицательных температурах);
3. Высокая температура кипения (обеспечивает нормальную работу двигателя в летнее время, неиспаряемость при высоких рабочих температурах);
4. Высокая температура воспламенения (безопасность при использовании);
5. Низкий уровень вспенивания;
6. Отсутствие коррозионного воздействия на конструкционные материалы группы радиатора (медь, припой, латунь) и группы двигателя (сталь, серый чугун, алюминий);
7. Инертность по отношению к резиновым шлангам и уплотнителям;
8. Хорошие смазочные свойства для обеспечения длительной работоспособности подшипников водяного насоса (помпы);

Классификация и состав охлаждающих жидкостей.
Охлаждающая жидкость состоит из воды, основы и специальных присадок, предохраняющих систему охлаждения двигателя от коррозионных процессов и саму жидкость от термохимического разрушения.

Основа антифриза — водно-гликолевая смесь, от которой зависит способность антифриза не замерзать при низких температурах, его удельная теплоемкость, вязкость и воздействие на материалы уплотнений. Комплекс присадок — это набор противокоррозионных ингибиторов, антивспенивающих, моющих и стабилизирующих компонентов. Кроме того, антифризы могут содержать окрашивающие и ароматизирующие вещества.

Развитие технологий производства охлаждающих жидкостей идет по двум путям:
• совершенствование присадок, препятствующих агрессивному влиянию водно-гликолевой смеси на систему охлаждения и
• совершенствование основы охлаждающих жидкостей.

По составу основы охлаждающие жидкости делятся на жидкости на основе моноэтиленгликоля (общепринятое сокращенное название этиленгликоль) и жидкости на основе пропиленгликоля.

ОЖ на основе этиленгликоля.
На сегодняшний день подавляющее большинство автомобильных охлаждающих жидкостей – 90% — представляют собой низкозамерзающие водные растворы этиленгликолей. Но сам по себе водный раствор этиленгликоля химически агрессивен и вызывает коррозию деталей системы охлаждения. Борются с этими проблемами пакетами соответствующих присадок.

Этиленгликоль — это двухатомный спирт. В чистом виде представляет собой ядовитую прозрачную бесцветную маслянистую жидкость с температурой кипения 197 ºС и температурой кристаллизации -11,5°С.
Но этиленгликоль обладает уникальным свойством – по мере разбавления его водой, температура кристаллизации раствора сначала падает, а после — снова возрастает. Путем изменения концентрации этиленгликоля в растворе получают жидкость с необходимой температурой замерзания.

Цвет антифризов
В антифризы добавляют красители, придающие жидкости тот или иной цвет. Изначально гликолевый антифриз бесцветен. Специальных требований к окрашиванию антифризов различных групп не существует. Но среди автомобилистов есть мнение, что основным назначением окрашивания современных антифризов является информирование потребителя об их составе: охлаждающие жидкости нитритной группы должны окрашиваться в синий или голубой цвета, антифризы силикатной группы в зеленый цвет, антифризы карбоксилатной группы — в оттенки красного цвета – от розового до фиолетового.

На самом деле цвет антифриза не имеет отношения к его эксплуатационным свойствам и зачастую является лишь предметом договоренности производителя ОЖ и автопроизводителя. Часто один и тот же антифриз окрашивают в разные цвета для разных потребителей. Так, например, в автомобили Toyota и Daihatsu принято заливать красный антифриз, тогда как в остальные японские автомобили – зеленый.

Первоочередная задача окраски: визуальное определение уровня охлаждающей жидкости, обнаружение утечки и облегчение поиска утечки.

Тосол или антифриз – одно и то же или нет?
Охлаждающая жидкость «Тосол» была специально разработана Государственным Союзным НИИ органической химии и технологии для заливки в отечественные автомобили «Жигули», которые на тот момент являлись прообразом итальянского «Фиата», так как охлаждающие жидкости, существовавшие тогда в нашей стране, для такого класса автомобилей категорически не годились. Само слово является аббревиатурой. Технология Органического Синтеза – это название отдела-разработчика, окончание ОЛ на химическом языке указывает на спиртовую основу продукта.

Читайте так же:
Ремонт рулевой рейки ВАЗ 2109 своими руками

Первоначально были созданы три марки антифриза:- “Тосол-А" — антифриз-концентрат. Буква "А" означает — "автомобильный". "Тосол-А40" — охлаждающая автомобильная жидкость нитритной группы с температурой замерзания не выше минус 40°С. "Тосол-А65" — охлаждающая жидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С. Через несколько лет в том же отделе того же института была усовершенствована технология получения автомобильных "Тосолов" и появилась новая марка "Тосол-АМ" и Тосол-А40М. Буква "М" означала "модернизированный". Все названные марки тосолов не рекомендуется применять в двигателях с алюминиевыми головками блока цилиндров.

Сейчас Тосолами принято называть отечественные охлаждающие жидкости. Под них был разработан государственный стандарт, последняя версия которого относится к 1989 году.

Смазывающие свойства.
Иногда можно услышать предположения, что в антифризы добавляют специальные присадки для придания им смазывающих свойств. Это вымысел. Никаких специальных «смазывающих» присадок в охлаждающих жидкостях не существует. Смазывающие свойства обеспечиваются базовым компонентом антифризов – этиленгликолем или пропиленгликолем.

«Резерв щелочности».
Среди автомобилистов распространено мнение, что такой показатель, как «резерв щелочности» является показателем количества и качества присадок в охлаждающей жидкости. Понятие «резерв щелочности» есть, но оно имеет смысл только для традиционных охлаждающих жидкостей, содержащих в качестве ингибиторов фосфаты или бораты. К таким жидкостям относится традиционный Тосол, для которого, в принципе, и был написан ГОСТ 28084-89, в котором «резерв щелочности» составляет не менее 10 единиц. Современные карбоксилатные охлаждающие жидкости не имеют в своем составе ни фосфатов, ни боратов, поэтому их «резерв щелочности» может быть любым, в том числе и нулевым.

Смешивание антифризов.
• Смешивать можно антифризы одного типа.
Категорически нельзя смешивать антифризы традиционной технологии и карбоксилатные. Смешивание традиционных и карбоксилатных ОЖ приводит к: выпадению нерастворимого осадка, образованию гелей и накипи, активизации коррозионных процессов, окислению и вспениванию ОЖ.

• В остальных случаях смешивание антифризов разных типов не рекомендуется, так как это разбалансирует пакеты присадок и последствия этого будут труднопредсказуемы. В любом случае, чтобы правильно ответить на вопрос, можно ли смешать антифриз (касается тех случаев, когда приобретается жидкость для доливки в систему), нужно сначала выяснить, антифриз какого типа был залит в систему (не имеется ввиду цвет антифриза), а потом только давать ответ.

Вспениваемость антифриза.
Ошибочно считается, что охлаждающая жидкость должна обладать «антипенными» свойствами, чтобы не пениться в радиаторе автомобиля. На самом деле норматив на «вспениваемость» связан не с автомобилями, а с автозаводами. Пена может быть помехой на автосборочном конвейере при заправке охлаждающей жидкости в двигатели автомобилей, или при скоростной разливке антифризов в канистры во время производства.

Пожалуй на этом всё. Кто дочитал до конца молодец, если появятся вопросы — пишите в комменты, надеюсь эта информация будет полезной.
Следующий пост "Ликбеза" будет по тормозным или трансмиссионым жидкостям.

Этиленгликоль

Этиленглико́ль (гликоль; 1,2-диоксиэтан; этандиол-1,2), HO—CH2—CH2—OH — простейший представитель полиолов (многоатомных спиртов). В очищенном виде представляет собой прозрачную бесцветную жидкость слегка маслянистой консистенции. Не имеет запаха и обладает сладковатым вкусом. Токсичен. Попадание этиленгликоля или его растворов в организм человека может привести к необратимым изменениям в организме и к летальному исходу [1] .

Содержание

История открытий и производства

Этиленгликоль впервые был получен в 1859 французским химиком Вюрцом из диацетата этиленгликоля омылением гидроксидом калия и в 1860 гидратацией этиленоксида. Он не находил широкого применения до Первой мировой войны, когда в Германии его стали получать из дихлорэтана для использования в качестве замены глицерина при производстве взрывчатых веществ. В США полупромышленное производство начато в 1917 году через этиленхлоргидрин. Первое крупномасштабное производство начато с возведением завода в 1925 году около Южного Чарлстона (западная Вирджиния, США) компанией «Carbide and Carbon Chemicals Co.» К 1929 году этиленгликоль использовался практически всеми производителями динамита. В 1937 кампания Carbide начало первое крупномасштабное производство, основанное на газофазном окислении этилена до этиленоксида. Монополия компании Carbide на данный процесс продолжалась до 1953 года.

Получение

В промышленности этиленгликоль получают путём гидратации оксида этилена при 10 атм и 190—200°С или при 1 атм и 50—100°С в присутствии 0,1—0,5 % серной или ортофосфорной кислоты, достигая 90% выхода. Побочными продуктами при этом являются этиленгликоль, триэтиленгликоль и незначительное количество высших полимергомологов этиленгликоля.

Применение

Благодаря своей дешевизне этиленгликоль нашёл широкое применение в технике.

  • Как компонент автомобильных антифризов и тормозных жидкостей, что составляет 60 % его потребления. Смесь 60 % этиленгликоля и 40 % воды замерзает при −45 °С. Коррозионно активен, поэтому применяется с ингибиторами коррозии;
  • В качестве теплоносителя в виде раствора в автомобилях, в системах жидкостного охлаждения компьютеров;
  • В производстве целлофана, полиуретанов и ряда других полимеров. Это второе основное применение;
  • Как растворитель красящих веществ;
  • В органическом синтезе:
    • в качестве высокотемпературного растворителя.
    • для защиты карбонильной группы путём получения 1,3-диоксалана. Обработкой вещества с карбонильной группой в бензоле или толуоле этиленгликолем в присутствии кислого катализатора(толуолсульфоновой кислоты, насадке Дина-Старка образующейся воды. Например, защита карбонильной группы изофорона

    Ethylene glycol protecting group.png

    1,3-диоксоланы могут быть получены также при реакции этиленгликоля с карбонильными соединениями в присутствии триметилхлорсилана [2] или комплекса диметилсульфат-ДМФА [3] 1,3-диоксалана устойчивы к действию нуклеофилов и оснований. Легко регенерируют исходное карбонильное соединение в присутствии кислоты и воды.

    • Как компонент жидкости «И», используемой для предотвращения обводнения авиационных топлив.
    • В качестве криопротектора
    • Для поглощения воды, для предотвращения образования гидрата метана, который забивает трубопроводы при добыче газа в открытом море. На наземных станциях его регенириуют путём осушения и удаления солей.
    • Этиленгликоль является исходным сырьём для производства взрывчатого веществанитрогликоля.

    Этиленгликоль также применяется:

    • при производстве конденсаторов
    • при производстве 1,4-диоксана
    • компонент в составе систем жидкостного охлаждения компьютеров
    • как теплоноситель в системах чиллер-фанкойл
    • в качестве компонента крема для обуви (1—2 %)
    • в составе для мытья стёкол вместе с изопропиловым спиртом

    Очистка и осушение

    Осушается молекулярным ситом 4А, полуводным сульфатом кальция, сульфатом натрия, Mg+I2, фракционной перегонкой под пониженным давлением, азеотропной отгонкой с бензолом. Чистота полученного продукта легко определяется по плотности.

    Таблица плотности водных растворов этиленгликоля, 20°С

    Концентрация %30354045505560
    Плотность, г/мл1,0501,0581,0671,0741,0821,0901,098

    Меры безопасности

    Этиленгликоль — горючее вещество. Температура вспышки паров 120 °C. Температура самовоспламенения 380 °C. Температурные пределы воспламенения паров в воздухе, °С: нижний — 112, верхний — 124. Пределы воспламенения паров в воздухе от нижнего до верхнего, 3,8- 6,4 % (по объему). Требования безопасности Этиленгликоль горюч, по степени воздействия на организм относится к веществам 3-го класса опасности. Этиленгликоль токсичен. Летальная доза при однократном пероральном употреблении составляет 100—300 мл этиленгликоля (1,5-5мл на 1 кг массы тела) [4] . Имеет относительно низкую летучесть при нормальной температуре, пары обладают не столь высокой токсичностью и представляют опасность лишь при хроническом вдыхании. Определённую опасность представляют туманы, однако при их вдыхании об опасности сигнализируют раздражение и кашель. Противоядием при отравлении этиленгликолем являются этанол и 4-метилпиразол (англ.  Fomepizole ) [5] .

    См. также

    Примечания

    1. Monograph on the Potential Human Reproductive and Developmental Effects of Ethylene Glycol
    2. SYNTHESIS 1983, No 3,pp 203—205
    3. Liebigs Annalen Chemie 1979, pp 1362—1369
    4. Medline.Ru — Отравления этиленгликолем и его эфирами
    5. Flomenbaum, Goldfrank et al.Goldfrank’s Toxicologic Emergencies. 8th Edition. — McGraw Hill, 2006. — С. 1460, 1465. — 2170 с. — ISBN 0071437630

    Ссылки

        (рус.)   (рус.)   (рус.)   (рус.)
    • Нефтехимия
    • Гликоли
    • Продукция основного органического синтеза
    • Климатическое и холодильное оборудование

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое «Этиленгликоль» в других словарях:

    этиленгликоль — этиленгликоль … Орфографический словарь-справочник

    ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ — НОСН2СН2ОН, вязкая бесцветная жидкость, tкип 197,6 .С. Применяется в производстве полиэтилентерефталата, полиуретанов, взрывчатых и душистых веществ, как компонент антифризов … Большой Энциклопедический словарь

    этиленгликоль — сущ., кол во синонимов: 1 • спирт (101) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    этиленгликоль — – моноэтиленгликоль – НО–СН2 –СН2 –ОН – химическое вещество – двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость, с температурой кипения 197 град С, плотностью при 20 град С = 1,112 1,113 г/см3.– основа тосола и антифризов… … Автомобильный словарь

    этиленгликоль — ЭГ 1, 2 этандиол Формулы: С2Н6О2 эмпирическая НО СН2 СН2 ОН структурная [ГОСТ 27244 93] Тематики волокна химические Обобщающие термины технология получения полиэфирных волокон Синонимы ЭГ … Справочник технического переводчика

    Этиленгликоль — ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ, HOCH2CH2OH, вязкая бесцветная жидкость, tкип 197,6°C. Применяется в производстве полиэтилентерефталата, полиуретанов, взрывчатых и душистых веществ, как компонент антифризов. Токсичен. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ — (СН20Н)2 простейший двухатомный спирт, хорошо растворяется в воде, ядовит; получают из (см.). Широко применяется в смеси с водой как антифриз, в производстве пластмасс, искусственного волокна, для хим. синтезов (растворителей, взрывчатых веществ… … Большая политехническая энциклопедия

    этиленгликоль — НОСН2СН2ОН, вязкая бесцветная жидкость, tкип 197,6°C. Применяется в производстве полиэтилентерефталата, полиуретанов, взрывчатых и душистых веществ, как компонент антифризов. * * * ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ, НОСН2СН2ОН, вязкая бесцветная… … Энциклопедический словарь

    этиленгликоль — etilenglikolis statusas T sritis chemija formulė HOCH₂CH₂OH atitikmenys: angl. ethylene glycol rus. этиленгликоль ryšiai: sinonimas – 1,2 etandiolis … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

    Этиленгликоль — этандиол 1,2, HOCH2CH2OH, простейший гликоль (См. Гликоли), бесцветная вязкая жидкость со сладким вкусом; tпл 12,3°С, tkип 196°С, плотность 1,113 г/см3 (20°С); смешивается во всех соотношениях с водой, спиртом, ацетоном, плохо растворим в … Большая советская энциклопедия

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию