Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Графитная смазка: применение в автомобиле

Графитная смазка: применение в автомобиле

Уход за автомобилем и профилактика всевозможных его неисправностей подразумевает, прежде всего, проверку наличия масел и смазочных материалов во всех рабочих узлах машины, а также их своевременную замену или пополнение. Регулярная замена смазки – основной залог долговечности, как автомобиля в целом, так и его отдельных частей, особенно тех, которые подвержены трению.

Одной из видов смазки, которая применяется в автомобилях, является графитная смазка. В этой статье мы расскажем о том, что это за смазка, какие ее свойства и где она применяется.

Определение графитных смазок

Все виды смазок условно подразделяются на четыре категории:

  • органические;
  • неорганические;
  • углеводородные;
  • мыльные.

Принадлежность к той или иной категории определяется составом загустителя смазки, который также определяет ее основные эксплуатационные свойства. В этом отношении синонимом неорганических смазок являются графитовые смазочные материалы. Кроме того, под «графитными» подразумевают смазки, в составе которых присутствует графит, чаще всего выступающий в роли присадок. Также графитный порошок может применяться в качестве самостоятельной смазки.

Характеристики графита и графитных смазок

Графитная смазка

Сам по себе графит знаком большинству из нас. Это твердое вещество черного цвета, которое отличается достаточно высокими показателями теплопроводности, а также электрической проводимости. Также графит выдерживает высокие температуры без изменения своей структуры, что делает возможным его применение в различных эксплуатационных условиях.

Полезные свойства графита в чистом виде также сохраняются при его добавлении в различные типы смазок. Положительное качество графита заключается в поведении его молекул, которые почти не притягиваются друг к другу, но при этом хорошо соединяются с оксидами металлов. Благодаря этому свойству на поверхности металлических частей, обработанных графитной смазкой, образуется прочно сидящая защитная пленка, способствующая нейтрализации сил трения.

Еще одним преимуществом графитной смазки можно назвать ее высокую стойкость, обусловленную двойным действием. Во-первых, трению препятствует защитная пленка. Во-вторых, даже при разрушении защитной пленки частицы графита сами по себе выполняют функцию антифрикционного вещества, предохраняя детали от трения и его пагубных последствий.

Таким образом для всех видов графитных смазок можно выделить следующие присущие им полезные свойства:

  • невысокая стоимость при достаточно большой эффективности;
  • термостойкость, позволяющая использовать механизмы в широком диапазоне температур;
  • двойное антифрикционное действие (основного смазочного вещества — нефтяного масла и графита, как наполнителя);
  • химическая нейтральность, позволяющая применять смазку для деталей из различных материалов, не опасаясь негативных последствий.

При хранении содержащих графит смазочных материалов рекомендуется избегать попадания на них прямого солнечного света, ухудшающего их антифрикционные свойства.

Читайте также: Применение литиевой смазки в автомобиле.

Применение графитных смазок в автомобиле

Смазки на основе графита можно применять в различных сферах техники, где требуется обеспечить плавное взаимодействие сопряженных металлических элементов. Особенно рекомендовано применять графитные смазки в узлах, работающих под большими механическими нагрузками, а также в период притирки деталей в новых или отремонтированных механизмах

Благодаря вышеперечисленным полезным свойствам графитные смазки эффективно применяются при техническом обслуживании автомобилей. Так как этот смазочный материал способен функционировать при температурах от минус 30 до плюс 120 градусов по шкале Цельсия, то его можно применять практически во всех широтах нашей страны.

Незаменимым помощником автомобилиста являются графитные смазки, используемые в следующих автомобильных узлах:

  • подвески и шаровые опоры;
  • подшипники поворотных кулаков;
  • рулевые рейки и шестерни;
  • крестовины карданной передачи заднеприводных автомобилей;
  • различные резьбовые соединения;
  • аккумуляторные клеммы.

Следует отметить, что в некоторых узлах использование графитной смазки нежелательно, так как частицы графита обладают небольшими абразивными свойствами и могут оказаться причиной преждевременного износа мелких подшипников.

Для вышеперечисленных автомобильных узлов графитные смазки позволяют не только продлить срок службы, но также обеспечить плавное взаимодействие, избавиться от посторонних звуков и шумов, снизить выработку. В резьбовых соединений такая смазка предупреждает коррозию и прикипание, что в свою очередь существенно облегчает разборку узлов и сохраняет ресурс деталей на более продолжительный срок.

Общим правилом применения графитной смазки в том или ином автомобильном узле является следования рекомендациям производителей автомобиля и смазочного материала, а также экспертным мнениям специалистов в данной области. При разумном применении данного вида смазок и автомобиль в целом, и его наиболее уязвимые детали прослужат своему хозяину намного дольше, чем без их использования.

Читайте также: Чем отличается масло 5w40 от 5w30 и какое выбрать?

Графитовая смазка — для чего используется

Графитовая смазка производится посредством повышения густоты нефтяного масла с использованием 2 базовых компонентов: кальциевого мыла и графита. Готовый раствор по текстуре визуально схож с плотной мазью, цвет которой находится в диапазоне от темно-коричневого до черного тона. Этим материалом обрабатываются различные детали и поверхности, выполненные из стали, и характеризующиеся склонностью к появлению окислов.

графитная смазка в тюбике

На металлических изделиях (за исключением благородных сплавов), покрытых составом, образуется графитовая пленка. Прочная взаимосвязь пленочного слоя с окислами объясняется структурой графита, молекулы которого неплотно соединены между собой, при этом между пленками всегда остаются молекулярные частички воздушно-кислородной смеси.

Читайте так же:
Категория С1: какие машины можно водить

Этими же параметрами и обусловлено снижение смазочных показателей графита в безвоздушном пространстве.

Характеристика графитной смазки

Технические свойства графитовой смазки определяются компонентами, присутствующими в смеси.

Предыдущее наименование материала звучит как «графитная УСсА», технология производства которого регламентирована ГОСТ 3333-80.

Более стандартное описание технологии получения состоит в следующем: вязкое масло (продукт нефтепереработки) загущается добавкой в виде кальциевого мыла и измельченного порошкового графита.

Упрощенная версия производства звучит как перемешенный солидол с толченым графитовым порошком.

Второй базовый компонент — это измельченный уголь, представляет собой наполнитель, обеспечивающий заполнение мельчайших полостей поверхности, уменьшая коэффициент трения.

графитная смазка

Для чего применяют

Сфера использования графитовой смазки достаточно большая. Состав применяется не только в автомобильных агрегатах, промышленности, а также популярен для бытового назначения.

В производственной сфере применяется для обрабатывания:

  • Запорных арматурных деталей;
  • Тихоходных подшипников на лентах и конвейерной технике;
  • Подвесок и ходовых деталей установок, специализированном оборудовании, а также для крупно габаритных агрегатов;
  • Осей отрытого или закрытого типа, шкивов и зубчатых передач;
  • Рессор спецтехники и крупно габаритных механизмов;
  • Долот и буровых установок.

В автомобильной отрасли:

  • Для рулевых узлов, кроме элементов с трансмиссионным маслом;
  • Шаровых опорных элементов;
  • Антикоррозийное покрытие контактов электроцепи;
  • Увеличение ресурса эксплуатации шайб в рессорах.

Зачастую смазочные материалы из графита востребованы в автотранспорте для обрабатывания направляющих суппортов.

Когда используется аэрозольный вариант графитовой смазки, то посредством него допускается защищать от окисления диски тормозной системы, барабаны и фланцевые детали ступиц.

графитовая смазка в виде аэрозоля

Такое покрытие предоставляет возможность уменьшить вероятность прикипания металла. Мелкодисперсное распыление средства обеспечивает равномерное распределение в труднодоступных участках, и способствует созданию обезжиривающей пленки. Во время сборочных работ по монтажу узлов — смазочный состав наносят на резьбовое соединение для повышения простоты демонтажа метизов, при последующем сервисном обслуживании автомобильных компонентов.

В быту графитовым раствором покрывают цепи для велосипедов, замки, петли для дверей, и тросовые приводные элементы тормозных систем.

банка графитной смазки

смазка цепи велосипеда графитовой смазкой

Повышенная густота позволяет смешивать смазочный состав с растворителями, что позволяет обрабатывать конструкции со сложной геометрией. Распределенная мазь закрепляется на поверхности, при этом растворитель высыхает. Средство безопасно для покрытия изделий из полимеров, а также для окрашенных материалов.

Плюсы и минусы

Сочетание технических параметров солидола и измельченного графита в готовом смазочном составе обеспечивает следующий перечень характеристик:

  1. Допустимые значение температуры для эксплуатации составляют от минус 20 до + 70 ºС. Для тяжело нагруженных устройств минимальный уровень в некоторых случаях допускается повышать, при условиях обработки участков, на которых трение не значительно понижает КПД оборудования.
  2. Смазочный состав имеет повышенные параметры водоотталкивания. Поэтому материал превосходно подходит в качестве антикоррозийной обработки различных деталей.
  3. Новейшие технологии изготовления графитовых смазок позволяют получать версии, которые обладают широким температурным диапазоном использования. Благодаря чему, модифицированное средство из измельченного графита допускается применять на металлических и полимерных материалах, которые подвергаются охлаждению или нагреву в интервале от минус 40 до + 400 ºС.

К недостаткам графитовой смазки относится ограниченная сфера допустимого применения в механизмах с повышенной точностью размеров деталей и высокой интенсивностью их взаимодействия.

Мелкодисперсные примеси угля в данном варианте становятся абразивными частицами и оказывают негативное влияние на конструктивные параметры, что ведет к преждевременному износу.

Марки и названия графитовых смазок

Среди разновидностей смазочного графита выделяют 4 марки, которые отличаются по технологическим показателям. Вне зависимости от классификации они относятся к кристаллическому типу материала.

  • ГС-1 востребован в качестве антифрикционного элемента, и рекомендован для нанесения на твердые покрытия, которые являются деталями механизмов в космической промышленности, авиастроении. Дополнительным применением таких компонентов является антикоррозийный слой в коллоидно-графитовых препаратах.
  • ГС-2 и ГС-3 отражают примерно одинаковые характеристики, их применяют как дополнительную добавку для изготовления электропроводящих полимеров, графитовых смазочных карандашей и паст, конструкций порошковой металлургии, токопроводящих полимерных лакокрасочных покрытий.
  • ГС-4 благодаря параметрам, востребован при изготовлении консистентных смазочных растворов, используемых в открытых шестереночных элементах прокатных станов. Также данная марка графита служит противофрикционным покрытием в процесс производстве рессор автомобилей и прочих высоконагруженных агрегатов трения.

Графитовые смазки являются востребованным средством, обеспечивающим защиту различных металлических узлов (из меди и стали) от повышенного трения и окисления.

Применение графитовой смазки в автомобиле: свойства и правила использования

Применение графитовой смазки в автомобиле: свойства и правила использования

Графитовая смазка представляет собой неорганический смазочный материал темного оттенка с плотной консистенцией и высокой вязкостью. Визуально она похожа на солидол. В составе имеются растительные жиры, а также нефтяные цилиндровые масляные жидкости, литиевые либо кальциевые мыла, измельченный в порошок графит. Сегодня в статье мы разберем, насколько оправданно применение графитовой смазки в автомобиле, так распространенное среди автовладельцев.

Графитовая смазка: область применения в автомобиле, характеристики

Графитовая смазка

Под словосочетанием «графитовая смазка» подразумеваются разные вещества. Раньше этот термин обозначал неорганическую смазку, в которой использовался графит для загущения. Однако сейчас это же название имеют составы, в которых графит — всего лишь присадка. Итак, под этим термином понимаются:

  • порошок графита, используемый для смазывания трущихся деталей;
  • смазочный состав на основе мыла, содержащий в себе графит;
  • неорганическая суспензия из графита в масляном растворе.
Читайте так же:
Что такое жидкое стекло для автомобиля

Обычно третий вариант — и есть графитовая смазка, и именно ее особенности мы сегодня рассмотрим. Изготавливается этот смазочный материал так: берут вязкое органическое либо синтетическое масло, полученное из нефтепродуктов. Затем загущают его, добавляя графитный порошок (либо кальциевое мыло). Иными словами, солидол смешивают с графитом, чтобы состав обрел требуемые качества.

Основные свойства графитового смазочного состава прописаны в ГОСТ 3333-80.

Графитовый смазочный состав

Характеристика

Значение

Температура, при которой допускается использование состава

от -20 °C до +60 °C. Но применение графитовой смазки допустимо и при более низких температурах в рессорах и прочих малоподвижных узлах автомобиля.

Плотность (грамм на сантиметр кубический)

Пенетрация при температуре 25 °C с перемешиванием (60 двойных тактов)

Коллоидная стабильность, процент выделяющегося масла

Массовая доля воды

Предел прочности на сдвиг при 50 °C

от 100 Па (1,0 гс/см²)

Вязкость при нулевой температуре в среднем градиенте скорости деформации 10 1/с

Предел прочности при 20°C, кг/см²

Температура (в градусах Цельсия):

Продукты окисления смазки

Обозначение по ГОСТ 23258

Применение графитовой смазки в автомобиле распространено среди автовладельцев, потому что она объединяет в себе свойства солидола и графита. Основные свойства этого состава:

  • Возможные температуры применения: начиная от -20 °C и до +70 °C. Если механизм испытывает сильные нагрузки, то минусовая температура может быть и ниже, ведь потери на трении не снизят КПД смазки.
  • Смазочный состав прекрасно отталкивает воду.
  • Предотвращает появление коррозии на элементах автомобиля.

Благодаря новейшим способам изготовления смазочных составов можно выпускать в промышленных масштабах высокотемпературную графитовую смазку с широким диапазоном температур использования, начиная с -40 °C и заканчивая +400 °C.

Область применения графитовой смазки в автомобиле — нанесение на подвижные элементы, которые подвержены образованию коррозии.

Благодаря своим свойствам смазочный состав легко наносится на металлическую поверхность и предотвращает появление коррозии.

Обратите внимание! Применение графитовой смазки в автомобиле исключительно для защиты от коррозии считается малоэффективным, поскольку есть специальные антикоррозийные составы, которые справляются с поставленной задачей лучше.

Если у вас есть графитовая смазка, применение в автомобиле этого состава может служить следующим целям:

Графитовая смазка

  • Защита троса стояночного тормоза машины. Именно здесь все свойства графита будут использованы с максимальной эффективностью. На стояночный тормоз постоянно действуют различные факторы внешней среды, в результате чего возникают механические повреждения. Он находится под влиянием силы трения. В результате натяжение становится слабым, деталь перестает функционировать должным образом. Применение графитовой смазки в автомобиле продлевает срок службы стояночного тормоза. Смазка снижает силу трения, тем самым повышая эффективность работы механизма.
  • Область применения графитовой смазки в автомобиле достаточно широка, ведь ее наносят даже на дверные петли. На некоторых авто со временем маслянистая пленка, нанесенная на петли на заводе при изготовлении машины, исчезает. В результате узлы транспортного средства начинают поскрипывать. Графитовая смазка поможет, если дверные петли слишком тугие и, чтобы открыть автомобильную дверь, вам приходится прикладывать максимум усилий. В подобной ситуации применение графитовой смазки в автомобиле будет оправданно. Смазочный состав предотвратит образование коррозии на дверных петлях, двери будут легко закрываться и открываться.

Производится также смазка, содержащая в своем составе медь, измельченную до состояния пудры. Такое средство не боится повышенных температур. Его наносят на направляющие суппортов. В результате тормозные барабаны и диски не прикипают к фланцам ступиц, срок эксплуатации деталей увеличивается.

Рекомендуем

Преимущества и недостатки применения графитовой смазки в автомобиле

Преимущества и недостатки применения графитовой смазки в автомобиле

Графит — тепло- и электропроводящий материал, он не боится воздействия воды и статического электричества, устойчив к высоким температурам. И состав на основе графита также обладает всеми перечисленными качествами, но они не так ярко выражены.

Применение графитовой смазки в автомобиле обусловлено следующими достоинствами этого смазочного материала:

  • состав химически устойчив, при его нанесении на элементы авто не происходит химической реакции;
  • не боится высоких температур. Состав не испарится, даже если температура поднимется до +150 °C, поскольку в графитовой смазки нет летучих веществ. Эксплуатационные свойства смазочного состава сохранятся в неизменном виде;
  • обладая гидрофобными свойствами, смазка не даст воде попасть на рабочие поверхности;
  • коллоидная стабильность этого смазочного материала повышенна;
  • графитовая смазка не взрывоопасна;
  • наделена отличными смазочными свойствами;
  • улучшает механические показатели, увеличивает срок службы узлов, делая их более устойчивыми к износу и механическим воздействиям;
  • уменьшает число заеданий;
  • не смешивается с маслом, поэтому состав останется на рабочей поверхности, даже если на нее попадет масло;
  • сцепляется с рабочей поверхностью;
  • устойчива к статическому электричеству;
  • графитовая смазка обладает адгезионными и антифрикционными характеристиками.

Одно из главных достоинств состава — высокие эксплуатационные характеристики при низкой стоимости. Однако сегодня в продаже можно встретить множество графитовых смазок с достаточно высокой стоимостью. Но со своей задачей они справляются лучше.

Читайте так же:
Прожив 100 лет, пенсионер решил, наконец, позаботиться об экологии и купил себе электромобиль

Какие минусы есть у графитовой смазки? Ее применение запрещено, если смазываемый механизм должен обладать повышенной точностью работы. Ведь из-за твердых компонентов, которые есть в графите, смазанные элементы будут быстро изнашиваться.

Рекомендуем

Где возможно применение графитовой смазки в автомобиле

Применение графитовой смазки в автомобиле

Графитовая смазка есть практически у каждого автовладельца. Этот универсальный состав стоит недорого, приобрести его можно в любом специализированном магазине.

Этот смазочный материал подходит не только для нанесения на направляющие суппортов, подшипников и тому подобное. Применение графитовой смазки в автомобиле может быть следующее:

  • нанесение на рулевые наконечники, шаровые опоры;
  • использование в качестве антикоррозийного средства на электросоединениях;
  • смазывание рессор в противоскрипных шайбах;
  • нанесение на опоры скольжения;
  • смазывание направляющих суппорта;
  • нанесение между фланцами ступиц и тормозных барабанов;
  • использование в тихоходных подшипниках;
  • защита подвески спецтехники;
  • применение в открытых зубчатых передачах;
  • для увеличения срока службы системы выхлопа.

Применение графитовой смазки в автомобиле оправданно, если необходимо выполнить сборку или отремонтировать различные механизмы. Если сравнивать графитовую смазку с литиевой, первая будут лучше защищать от коррозии.

Опытные автослесари советуют использовать графитовый состав, а не литол для смазывания направляющих. Это позволит вам сэкономить денежные средства и увеличить срок службы механизма. Такая смазка не исчезнет даже спустя длительное время. Применение графитовой смазки в автомобиле для суппортов позволит сделать разборку элементов легкой, при этом обработанная поверхность не заржавеет.

Применение графитовой смазки в автомобиле

Применение графитовой смазки в авто российского производства, детали которого устарели, — обязательная процедура. Только так можно облегчить разборку элементов. Владельцы отечественных автомобилей считают, что на все болтики во время сборки деталей необходимо нанести такой смазочный состав, чтобы последующая разборка прошла легко. Кстати, это правило действует для всех машин, включая иномарки.

Применение графитовой смазки возможно не только в автомобиле, но также и в быту. Благодаря широкому температурному диапазону использования состав подходит для нанесения на любые детали, даже если вы проживаете в регионе с холодным климатом. Смазка защищает поверхность от механического и химического воздействия.

Главное достоинство графитовой смазки — ее характеристики. Кроме того, купить средство можно практически везде. У вас есть автомобиль? Тогда графитовая смазка всегда должна быть у вас. Ведь она сохраняет свои свойства длительное время, не высыхает. Это значит, что элементы авто останутся в идеальном состоянии. Срок их эксплуатации увеличивается, а технические характеристики улучшаются.

Важно! Смазочный состав с графитом должен быть герметично упакован, ведь под воздействием ультрафиолета он портится.

Рекомендуем

Правила применения графитовой смазки в автомобиле

Правила применения графитовой смазки в автомобиле

Применение графитовой смазки в автомобиле возможно при соблюдении правил пожарной и технической безопасности:

  • Смазочный состав не взрывоопасен, воспламенение происходит при температуре +210 °C.
  • Если смазка пролилась, ее необходимо собрать в тару, затем убрать в металлический ящик. Поверхность следует протереть тряпкой.
  • Если случится возгорание, для тушения пожара можно использовать воду, химическую, воздушно-химическую, высокократную пену, а также порошковые составы.

Некоторые владельцы автомобилей интересуются, возможно ли применение графитовой смазки в автомобиле для смазывания ШРУСов. Нельзя однозначно ответить на этот вопрос.

Дело в том, что если у вас недорогой состав российского производства, лучше не применять его, ведь он может испортить шарнир изнутри.

Однако если вы используете дорогостоящий смазочный графитовый состав иностранного бренда, к примеру Molykote BR2 plus, Molykote Longterm 2 plus, Castrol LMX и так далее, тогда ШРУСы смазывать можно. Кроме того, есть составы, предназначенные специально для ШРУСов.

Обратите внимание! Применение графитовой смазки в автомобиле возможно для тихоходных механизмов, где не нужна высокая точность работы.

Возможно ли применение графитовой смазки в автомобиле для нанесения на клеммы аккумулятора?

Применение графитовой смазки в автомобиле

Смазка проводит электроток, но клеммы могут перегреться, ведь удельное сопротивление у смазки высокое. Конечно, вы можете смазать клеммы графитовым составом, однако делать так не рекомендуется. Графитовая смазка защитит поверхность от появления коррозии. Рекомендуется смазывать клеммы аккумулятора другими средствами, которые лучше подходят для этой задачи.

Аккуратно наносите смазочный состав, в составе которого есть графит, ведь он пачкается. Отстирать пятно будет сложно, поскольку в него входит жир, а также графит. Если на вашу одежду попала «графитка», как очистить пятно?

Есть множество способов, как сделать это лучше всего.

Приведем наиболее эффективные методы, позволяющие очистить одежду, на которую попала графитовая смазка. В зависимости от ситуации потребуются разные средства. Учитывайте то, насколько большое загрязнение, сколько времени на одежде держится пятно. Не забывайте про тип ткани, наличие других примесей и тому подобное.

Очистить загрязнение можно с помощью:

  • бензина, идеальный вариант — АИ-98 либо керосин;
  • специальный очиститель против сильных загрязнений;
  • средство для мытья посуды;
  • бесконтактный шампунь, используемый на автомобильных мойках. Его следует нанести на пятно, а затем потереть;
  • теплый раствор мыла. На одежду попало небольшое количество «графитки»? Тогда просто погрузите ее в тазик с водой, в которой растворено мыло, и отстирайте вещь руками;
  • Замачиваем вещь на пару часов, а затем стираем одежду вручную либо в машинке.
Читайте так же:
10 современных автомобилей в стиле «ретро»

Многие автолюбители считают, что отстирать графитовую смазку можно, если включить машинку на максимальную температуру.

Важно! Не все ткани можно стирать на высоких температурах. Одежда может испортиться, и вернуть ей прежний вид будет невозможно. Изучите информацию на ярлычке, там указан допустимый температурный диапазон стирки.

Применение графитовой смазки в автомобиле возможно в течение 5 лет со дня изготовления состава.

Графитовая смазка

графитовая смазка

Графитовая смазка (устаревшее название «графитная смазка УСсА») – трехкомпонентное пластичное вещество темно-коричневого или черного цвета.

Ее назначение – снижение трения в узлах и механизмах за счет образования разделительной смазочной пленки между движущимися деталями в местах, где принудительную циркуляцию масла создать сложно или практически невозможно. Графитовая смазка обеспечивает дополнительную герметизацию, обладает антикоррозионными свойствами, предохраняет детали от износа.

графитовая смазка

Маркировка графитовой смазки

Согласно ГОСТ 23258 – 78 «Смазки пластичные» графитовая смазка имеет обозначение – СКа 2/6-г3, где:

  • С – антифрикционная группа материалов общего применения, предназначенная для снижения износа и уменьшения трения скольжения сопряженных деталей при обычных температурах.
  • Ка – тип загустителя – кальциевое мыло. Нерастворимо в воде, благодаря чему графитовая смазка становится водостойкой.
  • 2/6 – это техническая характеристика,показывающая рекомендуемый температурный интервал, в соответствии с принятыми сокращениями соответствует температуре от -20 о С до +60 о С.
  • г – использование графита в качестве твердой добавки к нефтяному маслу.
  • 3 – коэффициент проникновения частиц графита в нефтяное масло, характеризует густоту смазки.

графитовая смазка

Графитовая смазка выпускается в различном виде, от которого зависит область ее применения. Сфера применения и назначение в зависимости от формы выпуска:

  • пластичная смазка – густое вещество, применяется для кинематических схем с высокой нагрузкой;
  • аэрозольная смазка – содержит тонкодисперсный графит, служит консервантом резьбовых и прочих сборных соединений, подверженных высокой термической нагрузке, уменьшает вероятность прикипания, создает гарантию их раскручивания через 5 – 8 лет;
  • жидкая масляная дисперсия – не содержит загустителя, обладает высокими противозадирными свойствами: предотвращает появление широких или глубоких борозд, которые могут появляться вследствие схватывания или заедания поверхностей при трении.

графитовая смазка

Эксплуатационные характеристики различных видов графитной смазки соответствуют условиям эксплуатации практически любого оборудования.

Как получают графитовую смазку?

Производство графитовой смазки регламентируется ГОСТ 3333 – 80 «Смазка графитная». Технологический процесс состоит из нескольких этапов и выглядит следующим образом:

  • Для изготовления основы применяется минеральное или синтетическое нефтяное масло – смесь высокомолекулярных углеродов с температурой кипения более +300 о С.
  • Загущение масла проводится путем добавления кальциевого жирового или синтетического мыла. Полученная смесь имеет название – солидол.
  • В результате смешивания солидола с графитовым порошком получается конечный продукт – графитовая смазка.

Натуральные и синтетические составляющие солидола сказываются на его характеристиках – органическая смазка имеет более плотную консистенцию и высокое качество, а синтетическая – большую область использования и низкую цену. Степень помола графитового порошка определяет сферу применения смазки.

Состав графитовой смазки

графитовая смазка

Пластичная графитовая смазка состоит из трех основных компонентов:

  • Масло – дисперсионная среда (90% от общего состава). Минеральное масло получается в процессе перегонки нефти при помощи ее дистилляции или удаления взвешенных остатков из гудрона. А переработка нефти или мазута под действием водорода с целью удаления азотосодержащих соединений позволяет уменьшить молекулярную массу конечного продукта – в результате получается масло, по свойствам приближенное к синтетическому, которое характеризуется более высокими характеристиками при эксплуатации.
  • Загуститель – кальциевое мыло. Жировое мыло – результат обработки гашеной известью жирных кислот растительных масел, синтетическое образуется в результате окисления высокомолекулярных углеводородов кислородом воздуха.
  • Графит – дисперсная фаза. Минерал, одна из модификаций углерода. Устойчив к воде, но смачивается маслом. Имеет слоистую структуру, благодаря которой заполняет в деталях неровности любого размера, что существенно снижает коэффициент трения. Стабильно держится на поверхности рабочей зоны, в случае замены смазки подлежит принудительному удалению.

графит

Согласно техническим условиям, разработанным непосредственно на предприятиях, при производстве графитовой смазки допускается использовать дополнительные компоненты или заменять стандартные:

  • Добавление литиевого мыла позволяет увеличить термостойкость до +140 °C.
  • Замена графитового порошка на поляризованный графит, который не смачивается маслом. Это позволяет повысить коэффициент сцепления разнородных поверхностей и существенно снизить трение. Толщина слоя покрытия такой смазкой всего 5 – 20 мкм. Однако при этом важно знать, что поляризованный графит пропитывается водой, а, следовательно, сфера его применения ограничена.
  • В результате замены кальциевого мыла на литиевое одновременно с добавлением порошка меди к графиту получается медно-графитовая смазка. Ее отличительная особенность – высокая механическая стабильность при температуре до +300 °C. При этом она характеризуется высокой эффективностью при защите от коррозии и износа, увеличивает количество скручиваний деталей и способствует предотвращению заклинивания.
  • Добавление дисульфида молибдена к графитовому порошку позволяет расширить сферу применения материала – коэффициент ее эффективности не изменяется при использовании в сухой или влажной среде.
Читайте так же:
Mitsubishi Pajero больше не будет продаваться в России

Кроме того, использование различных присадок, таких как порошок свинца или цинка, позволяет улучшить антикоррозионные и противозадирные качества графитной смазки.

Характеристики графитовой смазки

графитовая смазка

Характеристики смазки установлены ГОСТ 3333 – 80 и дополнительными техническими условиями:

  • обеспечение непрерывной работы оборудования при температуре окружающего воздуха от -20 ℃ до +60 ℃;
  • температура каплепадения смазки +80 ℃;
  • предел прочности сдвига при температуре +50 ℃ – 100 Па;
  • содержание воды в составе – не более 3%;
  • защита от коррозии на стали марки 40, 45, 50;
  • стабильность состава – допускается выпадение нефтяного масла не более 5 % от общего объема;
  • температура вспышки +210 °С;
  • вязкость при 0 °С – не более 100 м 2 /с;
  • плотность – от 1,5 до 1,75 г/см 3 .

По степени воздействия на организм графитовая смазка относится к 4 классу опасности.

Свойства графитовой смазки

графитовая смазка

Технологические свойства графитовой смазки заключаются в следующем:

  • защита от износа, задиров и повреждений,
  • защита от коррозии,
  • устойчивость к лакокрасочным покрытиям и полимерам,
  • обеспечение герметичности,
  • действие в качестве консерванта,
  • теплопроводность, отвод тепла от механизма,
  • электропроводность,
  • устойчивость к влаге,
  • температурная устойчивость,
  • химическая резистентность,
  • высокая адгезия.

Дополнительные свойства смазки определяются техническими условиями и зависят от свойств внесенных присадок.

Где применяется графитовая смазка?

графитовая смазка

Графитовая смазка применяется в различных отраслях промышленности, автомобилестроении и в бытовых условиях для обслуживания следующих элементов:

графитовая смазка

  • опор скольжения и качения;
  • направляющих;
  • резьбовых соединений длительного срока службы;
  • рессор;
  • тяжелонагруженных подшипников;
  • редукторов;
  • контактов аккумулятора;
  • открытых зубчатых передач;
  • колесных гаек, болтов или шпилек;
  • дверных петель и механизмов замков;
  • узлов техники, работающей в условиях повышенного содержания пыли;
  • запорной арматуры;
  • конвейерных механизмов;
  • соединений глушителя;
  • резьбовой части свечей зажигания;
  • цепей.

Кроме того, допускается смазывание окрашенных механизмов и покрытие деталей из различных полимеров.

Марки графитовых смазок

Среди разновидностей графитовой смазки можно выделить:

  • Ойлрайт. Графитная смазка. Предназначена для устранения трения и предотвращения износа в механизмах повышенной нагрузки при температуре от -20 о С до + 70 о С. Высокие противозадирные свойства. Подходит для устранения скрипа. Не повреждает лакокрасочные покрытия, пластмассу и резину. Обладает резким запахом.
  • Смолтехнохим. Смазка графитная. Изготовлена по ГОСТ 3333 – 80 из органического масла и жирового кальциевого мыла. Подходит для механизмов любой степени нагрузки. Обладает антифрикционными и антикоррозийными свойствами.
  • KERRY. Графитная смазка на основе синтетического масла. Обладает повышенной механической стабильностью и антифрикционными свойствами. Устойчива в химически агрессивной среде.
  • Элтранс. Графитовая смазка с высокими показателями адгезии и электропроводимости. Эффективно предотвращает прикипание и окисление деталей. Мелкодисперсный графит не вымывается из узлов даже после выработки состава.
  • Смазка на основе графита и дисульфида молибдена. Интервал температуры от -180 о С до +420 о С. Устойчива к выдавливанию из зоны трения, создает герметичность. Подходит для высоконагруженных узлов и механизмов.

графитовая смазка

Отличительные характеристики смазки, а также рекомендуемые условия применения наносятся производителем на этикетку, что позволяет выбрать подходящую из большого ассортимента.

Плюсы и минусы графитовой смазки

графитовая смазка

Преимуществами использования графитовой смазки выражены в следующем:

  • широкая сфера применения,
  • высокие антифрикционные свойства,
  • антикоррозийные свойства,
  • дополнительная герметизация узлов и механизмов,
  • использование в труднодоступных частях механизма,
  • широкий температурный диапазон применения,
  • устойчивость к агрессивным средам,
  • водоотталкивающие свойства,
  • гарантия раскручивания изделий по резьбе,
  • заполнение мелких повреждений металла,
  • консервационные свойства,
  • многообразие выбора,
  • длительный срок хранения – от 5 лет,
  • низкая цена.

В качестве недостатка следует отметить ограниченность применения в узлах и механизмах повышенной точности – графитовый порошок в этом случае выступает как абразив, что приводит к преждевременному износу оборудования.

Что лучше – графитовая смазка или Литол?

литол

Литол – пластическая смазка, изготовленная на основе органических или синтетических нефтяных масел с применением литиевого мыла в качестве загустителя. Такой состав характеризуется антикоррозионными, термостойкими и высокими адгезионными свойствами. Существенные различия графитовой смазки от Литола заключаются в следующем:

  • Температурный диапазон применения Литола выше – до +130 о С.
  • В процессе эксплуатации графитовая смазка дополнительно герметизирует узлы, тогда как Литол пропускает пыль и накапливает ее в своем составе.
  • Частицы графита из смазки ни при каких условиях самостоятельно не вытесняются в отличие от Литола, который под воздействием высокого давления может полностью высохнуть.
  • В местах плотного прилегания деталей частицы графита заполняют неровности, тем самым снижая коэффициент трения. Литол – однородная смесь, поэтому ее антифрикционные свойства немного ниже.
  • Графитовая смазка обладает электропроводностью, Литол – абсолютно не проводит электричество.

литол

Смешивание Литола и графитового порошка применяется в промышленности для повышения температурного диапазона. Но сфера применения такой смазки ограничена.

Графитовая смазка – достаточно эффективное средство для защиты нагруженных механизмов от износа. Высокие технические характеристики в сочетании с низкой стоимостью обеспечивают ее применение в разных областях промышленности. К тому же добавление специальных присадок существенно улучшает ее качество и расширяет диапазон использования.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию