Autokombi.ru

Авто-портал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как функционирует круиз-контроль в автомобиле?

Как пользоваться круиз-контролем

Круиз-контроль

Круиз-контроль (иногда его называют «автоспид») представляет собой комплексное устройство, позволяющее поддерживать скорость автомобиля на постоянном уровне вне зависимости от качества дороги. Как правило, он полезен при загородных поездках, поскольку в населенных пунктах им пользоваться сложно из-за постоянно меняющейся скорости участников дорожного движения.

Дополнительная функция «автоспида» заключается в экономии топлива, так как водитель во время езды часто то ускоряет транспортное средство, то притормаживает. Соответственно, это приводит к повышенному расходу бензина. Как работает круиз-контроль – один вопрос, но он однозначно уменьшает потребление горючего на 4-7%, а в отдельных случаях даже на большую величину. Кроме того, постоянный скоростной режим положительно сказывается на износе деталей автомобиля, а также уменьшает потребление расходных материалов. Однако у многих автовладельцев часто возникает проблема с использованием такого «контролера», в который входит аппаратная и программная части.

Как активировать круиз-контроль…

Перед тем, как рассказать о том, каким образом можно включить систему, необходимо понять, где находятся ее органы управления. Обычно кнопки располагаются на мультируле, в отдельных случаях водителю приходится задействовать подрулевые переключатели. Также в зависимости от модели автомобиля есть свои, особые нюансы, о которых нужно читать в мануале от производителя. И учтите, что в основном система активируется на скорости движения не менее 40 км/ч.

Как пользоваться круиз-контролем? Для начала его нужно включить. Для этого есть более-менее универсальный алгоритм.

галочкаРазгонитесь до запланированной скорости по трассе.

галочкаНажмите кнопку с иконкой тахометра со стрелкой либо надписью ON. Если система активировалась, то на приборной панели появится такая же картинка белого цвета.

галочкаНажмите кнопку с надписью «SET», и электроника перейдет в нужный режим. Об этом просигнализирует все тот же значок, который изменит белый цвет на зеленый.

галочкаЧтобы изменить поддерживаемый скоростной режим, используйте кнопки с плюсом либо минусом. На сколько километров в час изменит одно нажатие кнопки, зависит от конкретного автомобиля, однако обычно скорость ступенчато меняется на 1-2 км/ч.

…и отключить систему контроля движения

Эта задача решается по-разному: в одних иномарках достаточно нажать на педаль тормоза, и автомобиль автоматически перейдет в режим ручного управления, в других машинах нужно нажать на специальный рычажок или кнопку. Кроме того, если в транспортном средстве установлена АКПП, то для отмены функции регулирования движения следует перевести рычаг в нейтраль.

знак важноВАЖНО! Если на загородной магистрали обледенел асфальт, идет сильный дождь или езда происходит в условиях плохой видимости, включать круиз-контроль весьма не рекомендуется!

Как работает активный круиз-контроль

Описанная выше опция контроля называется пассивной, так как она просто поддерживает заданную водителем скорость. Между тем мировые автогранды сейчас предлагают автомобили, в которых установлена активная система. Ее также называют адаптивной. Активный круиз-контроль – что это? Пример того, как электроника помогает предотвращать столкновение с впереди идущим транспортом.

Система, оснащенная радарами или лазерами, постоянно отслеживает скорость лидера до тех пор, пока тот не сменит полосу движения, и поддерживает равную с ним скорость и безопасное расстояние. А когда впереди идущий автомобиль начинает замедляться, адаптивный круиз сигнализирует об этом водителю, и у того остается больше времени для нажатия на педаль тормоза или поворота в сторону. Кроме того, существуют модели устройств, способные самостоятельно остановить машину.

Как пользоваться круиз-контролем усовершенствованного типа – тема отдельная. Однако по сравнению с пассивной системой он явно выигрывает уже хотя бы потому, что может выполнять свою работу в широком скоростном диапазоне, 30-200 км/ч. Более того, он делает процесс вождения еще безопаснее и удобнее. Однако нужно знать, что при использовании в аппаратной части более дешевых лазеров система при плохой погоде способна не замечать как грязных машин, так и препятствий.

Читайте так же:
Как подобрать аккумулятор к автомобилю: критерии выбора

Что касается радаров, то они очень дорогие, и по этой причине устанавливаются на такие же недешевые автомобили спортивного и представительского классов. Но при всем этом даже самые продуманные устройства способны ошибаться, поэтому внимание водителя к дороге никто не отменял.

Как работает круиз-контроль с механической коробкой передач?

Круиз-контроль на механике для многих может показаться чем-то фантастическим, однако если постараться, установить такую дополнительную функцию можно и на собственном авто. Единственное, о чем стоит сразу подумать, – нужен или нет круиз-контроль на вашем автомобиле? Ведь хотя в целом эта дополнительная функция сильно облегчает процесс управления авто, есть у нее и свои недостатки.

Как работает круиз-контроль с механической коробкой передач?

Можно ли установить круиз-контроль на механике: разбираемся с техническими нюансами.Будет ли полноценно работать круиз-контроль на МКПП?Процесс подключения круиз-контроля на механику, когда он не предусмотрен производителем. Что понадобится для установкиПроцесс установкиСтоит ли использовать круиз-контроль на авто: достоинства и недостатки функции.

Можно ли установить круиз-контроль на механике: разбираемся с техническими нюансами.

Те автолюбители, которые задаются вопросом, есть ли круиз-контроль на механике, вероятнее всего встречали эту функцию только на машинах с автоматической коробкой. Действительно, данная дополнительная функция преимущественно используется только на авто с АКПП, на которых в штатном режиме предусмотрена возможность ее установки.

В таком случае процедура подключения устройства не составит практически никакого труда, поскольку автовладельцу для этого придется всего лишь установить его на предусмотренное производителем место.

Что же касается автомобилей, работающих на механической коробке передач и на которых не была предусмотрена возможность установки круиз-контроля, то на них можно вручную установить универсальное устройство.

ВАЖНО! При покупке круиз-контроля на авто с механической коробкой, отдавайте предпочтение немецким производителям, устройства которых отличаются высокой надежностью. Это позволит Вам избежать непредвиденных поломок круиз-контроля от перегрузок, которые могут возникать из-за неполных совместимостей с авто.

Технически подобная процедура предусматривает дополнительную установку кронштейна и дополнительного троса к педали акселератора, при помощи которого и станет возможным контроль над скоростью автомобиля. Круиз-контроль на механике также предусматривает установку кнопки управления устройством внизу дефлектора.

Однако, зачастую, эта кнопка выключается после каждого нажатия на педаль (к примеру, при обгоне), по причине чего активировать круиз-контроль приходится повторно.

Будет ли полноценно работать круиз-контроль на МКПП?

Работа круиз-контроля на механике практически ничем не отличается от его функционирования при установке на авто с автоматической коробкой передач.

Однако, в таком случае также может присутствовать один недостаток: при попытке выехать на подъем с включенным круиз-контролем, водителю не удастся в автоматическом режиме перейти на пониженную передачу.

Из-за этого, если водитель едет на 5-той передачи механической коробки передач, то без дополнительного нажатия педали газа он вряд ли сможет полностью преодолеть весь подъем.

В такой ситуации проявляется и еще одна особенность круиз-контроля – если скорость автомобиля снижается (что происходит при невозможности выехать на склон), устройство автоматически отключается на 40 км/час, так что водителю в любом случае придется прибегать к механическому управлению педалью газа.

ЭТО ВАЖНО! При наличии на устройстве круиз-контроля кнопки RES, сбрасывать скорость можно путем двойного нажатия на нее. При ее отсутствии добиться снижения скорости можно путем нажатия педали газа и фиксации новой скорости при помощи пусковой кнопки круиз-контроля.

Процесс подключения круиз-контроля на механику, когда он не предусмотрен производителем.

Перед тем, как приступать к установке круиз-контроля, автовладелец обязательно должен убедиться в исправности всех технических узлов своего «железного коня», а также установить на авто хорошую резину. Связано это с тем, что при наличии подобных неисправностей очень опасно позволять автомобилю ехать под автоматическим управлением. Если же все исправно – ездой на круиз-контроле водитель не будет подвергать себя опасности.

Что понадобится для установки

Читайте так же:
Колесная формула автомобилей, автобусов, грузовиков

Для выполнения работы важно заблаговременно подготовить:

ножницы или шило (главное, чтобы они были очень острыми);

набор саморезов (можно использовать и шурупы);

трос для подключения к акселератору (он может идти и в комплекте с устройством);

ВАЖНО! Если на вашем автомобиле присутствует датчик положения педали акселератора, то к нему необходимо будет приобрести дополнительный кронштейн, который также придется одеть своими руками.

В целом вся работа по установке круиз-контроля на механику займет у вас не более часа, однако, следует выделить время и на проверку работы, а также устранение возможных неисправностей. В целом же работа состоит из таких последовательных действий:

Выбираем место для нового устройства. Зачастую автолюбители крепят его около топливного фильтра, что также позволяет соединить круиз-контроль с тормозным шлангом. Вы можете выбрать и другое место для него, главное чтобы оно было сухим, и к нему можно было свободно подвести трос от акселератора (при наличии сильных изгибов троса вы не сможете управлять скоростью).

ВАЖНО! Если не удается пустить трос от акселератора таким образом, чтобы на нем не было изгибов, можно использовать обычную рыболовецкую катушку, по которой он будет свободно загибаться, при этом не переламываясь и не повреждая другие механизмы автомобиля.

Подсоединяем к акселератору второй трос, но не спешите его обрезать. Сначала установите на датчик контроля положения педали газа кронштейн, и только после этого отмерьте нужную длину троса и отрежьте его. После этого второй конец троса можно подсоединять к устройству круиз-контроля.

Чтобы подключить круиз-контроль к автомобилю, необходимо в первую очередь найти провода подключения тахометра, к которым и необходимо подсоединить новое устройство. К проводу тахометра необходимо подсоединить зеленый провод, который отходит от блока управления круиз-контролем. Красный же провод устройства предназначен для подключения к стоп-сигналам.

Устанавливаем кнопку активации/деактивации круиз-контроля. Для ее подключения подсоединяем серый двойной провод. Для полноценной работы кнопки и устройства обязательно протяните массу, которая идет по черному проводу.

Рукоятка управления круиз-контролем должна быть установлена на рулевом колесе автомобиля, для чего его придется разобрать. Если на Вашем авто присутствуют подушки безопасности, их также придется на время снять. Устанавливаем рукоятку на руль и обратно его собираем, не забывая о подушках безопасности.

Осуществляем проверку работы круиз-контроля. Для этого рекомендуем вам проехаться по пустой дороге, где нет движения. Пробную активацию устройства рационально делать на небольшой скорости (но выше 40 км/час), при этом будучи готовым к необходимости контролировать педаль акселератора, если устройство вдруг не сработает.

Стоит ли использовать круиз-контроль на авто: достоинства и недостатки функции.

Принцип работы функции круиз-контроль заключается в том, что система устройства автоматически поддерживает заданную водителем скорость, при этом не требуя механического воздействия ноги на педаль газа.

Для активации круиз-контроля водителю достаточно всего лишь нажать на кнопку устройства, и сразу после этого он сможет убрать ногу с педали и наслаждаться ровной скоростью автомобиля, которая не будет меняться даже при изменении рельефа дороги.

Но это не означает, что водитель не сможет использовать педали при необходимости обгона или остановки. Все это вполне возможно, и даже больше – после вынужденного ускорения или торможения авто все равно вернется на ту же скорость, которая была установлена на круиз-контроле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Современные системы круиз-контроля оснащены не одной кнопкой включения/выключения функции. Вдобавок к ней может устанавливаться кнопка SET, парное нажатие на которую позволит водителю максимально быстро увеличить скорость автомобиля в два раза, при этом, не касаясь ногой к педали газа.

В целом же к преимуществам данной дополнительной функции на авто с механической коробкой передач стоит отнести возможность снять напряжение с ноги при длительной поездке, не требующей динамического управления автомобилем. Таким образом, выезжая на длинную и незагруженную трассу, водитель действительно получает возможность передохнуть.

Читайте так же:
Что делать — при включении зажигания срабатывает вентилятор

Однако рациональность работы круиз-контроля на механике есть только в том случае, если автовладелец постоянно выезжает за город на незагруженные дороги. В городских условиях устанавливать круиз-контроль нет практически никакого смысла, поскольку водитель и так будет постоянно нажимать на педали ногами.

Надеемся, вы смогли ответить для себя на вопрос, стоит ли устанавливать эту дополнительную функцию на свое авто, и сможете четко объяснить другим, что это такое круиз-контроль на механике и как его установить.

Как функционирует круиз-контроль в автомобиле?

Во всех современных авто работой двигателя заведует электронный блок – дозирует топливо, подает искровой разряд и выполняет массу других функций. Благодаря данной новации появилась возможность внедрения автоматизированных систем, помогающих водителю управлять транспортным средством. Если вы задумываетесь о покупке свежей машины возрастом до 5 лет, то стоит предварительно разобраться, что такое круиз – контроль в автомобиле и каким образом электроника повышает комфорт управления.

Спидометр автомобиля с круиз-контролем

Функции системы крейсерской скорости

В процессе движения шофер должен постоянно давить на педаль акселератора. Во время поездок на средние и дальние расстояния это вызывает ощутимую усталость. Длительное удерживание ноги в напряженном состоянии приводит к возникновению болей в мышцах, колене или стопе. Главная задача любой системы круиз – контроля – избавить вас от нажатия на педаль газа и вести автомобиль с заданной скоростью.

Упрощенно принцип действия выглядит так:

  1. Выехав на загородную трассу либо объездную дорогу в черте города, водитель разгоняется до крейсерской скорости и включает кнопку электронного помощника.
  2. Система фиксирует значение скорости и в дальнейшем поддерживает ее, несмотря на изменения рельефа местности (уклоны, подъемы и так далее). Шофер убирает ногу с педали и управляет автомобилем только с помощью руля.
  3. Если нужно кратковременно разогнаться (например, для обгона), достаточно надавить газ, совершить маневр и снова отпустить педаль. Машина вернется к прежней скорости на автомате.
  4. Чтобы вернуться к ручному управлению, следует нажать кнопку отключения режима либо коснуться педали тормоза. На авто, оснащенном механической коробкой передач, действие автоматики прекращает любая из двух педалей – сцепления или тормоза.

Важный нюанс! Электроника, поддерживающая крейсерскую скорость, включается после разгона до 30 или 40 км/ч в зависимости от марки автомобиля. Двигаться медленно система не помогает.

Круиз – контроль позволяет корректировать скорость движения посредством кнопок, расположенных на рулевом колесе либо рычажке. Одно нажатие кнопки «+» разгоняет машину на 1–1,8 км/ч (величина прироста зависит от настроек конкретного блока управления). Соответственно, «минусовая» клавиша замедляет авто аналогичным образом.

Рычажок корректировки крейсерской скорости

По вышеописанному алгоритму работает бюджетная электронная система – пассивный круиз – контроль, устанавливаемый на большинстве легковых авто. Но существует и другая, более продвинутая версия «помощника» – адаптивный круиз – контроль, способная соблюдать дистанцию до впереди идущего автомобиля, «привязываться» к дорожной разметке и даже тормозить перед препятствием. Подробнее работа обеих систем рассмотрена ниже.

Принцип действия пассивного круиз – контроля

Простейшая система поддержания крейсерской скорости включает следующие основные элементы:

  • вакуумный либо электрический привод поворота дроссельной заслонки с тросом;
  • электронный управляющий блок;
  • комплект датчиков;
  • кнопки управления, размещенные на подрулевом переключателе или прямо на баранке.

Примечание. Количество и тип датчиков зависит от конкретной марки авто. Обычно в набор входит измеритель скорости и концевые выключатели педалей тормоза и сцепления.

Контроллер, действующий независимо от основного блока управления двигателем, устанавливается под торпедо. Привод, подключенный к ЭБУ, расположен рядом с дроссельной заслонкой и соединен с ней тросом. Круиз – контроль на «механике» работает по такому алгоритму:

  1. Водитель разгоняет машину до крейсерской скорости, включает автоматику и отпускает педаль акселератора.
  2. Контроллер запоминает значение скорости и подает команду приводу, открывающему дроссель на требуемый угол.
  3. При движении в гору датчик фиксирует замедление авто и передает информацию блоку управления. ЭБУ заставляет привод сильнее открыть заслонку, подача топлива увеличивается и машина сохраняет первоначальную скорость.
  4. На спуске картина противоположная – дроссель закрывается, поскольку автомобиль разгоняется накатом.
  5. Если водитель ускоряет либо замедляет транспортное средство кнопками, заслонка поворачивается приводом на небольшой угол.
Читайте так же:
Как подключить реле регулятор к генератору автомобиля

На механической коробке действие круиз – контроля ограничивается диапазоном скоростей одной передачи. Если по какой-то причине (например, крутой подъем) машина замедляется до 30–40 км/ч, система автоматически деактивируется. Аналогичным образом электроника действует при нажатии на сцепление и переключении передач, поэтому шоферу приходится постоянно возобновлять ее работу.

Схема работы круиз-контроля на МКПП

С автоматической коробкой пользоваться круиз – контролем куда удобнее. Поскольку АКПП меняет передачи в зависимости от давления масла в гидротрансформаторе, то есть, от оборотов двигателя, переключение в процессе ускорения или замедления машины происходит автоматически. Роботизированные коробки, оснащенные электроприводом, получают запрос на включение следующей передачи от контроллера.

На автомобилях, оборудованных электронной педалью газа, дросселем изначально управляет вакуумный либо электрический привод. После активации режима ЭБУ перехватывает управление приводным механизмом и поддерживает курсовую скорость.

Работа адаптивной версии

Продвинутые электронные системы устанавливаются на автомобили, оборудованные автоматической коробкой передач либо вариатором. Помимо перечисленных выше элементов, в работе адаптивного круиз – контроля участвует ультразвуковой радар, привод тормозного механизма и несколько дополнительных датчиков, вмонтированных в кузовные элементы авто.

Как функционирует активный круиз – контроль:

  1. На определенной скорости, превышающей 40–50 км/ч (точное значение зависит от марки и модели авто) водитель активирует автоматику и бросает педаль газа. Нужно совершить дополнительное действие – задать расстояние до препятствия либо двигающейся впереди машины отдельной клавишей. Цифра отражается на дисплее бортового компьютера.
  2. Когда радар фиксирует приближение к какому-либо автомобилю, ЭБУ прикрывает дроссель и замедляет движение, а затем подстраивается под скорость объекта, соблюдая установленную дистанцию.
  3. Если передняя машина затормозит, электроника остановит автомобиль. Чтобы тронуться с места, водителю нужно надавить акселератор или нажать соответствующую клавишу.
  4. Если двигающееся впереди транспортное средство свернет с дороги, круиз – контроль разгонит ваше авто до установленной изначально скорости.

Работа адаптивного круиз-контроля

На неподвижное препятствие система отреагирует торможением до полной остановки. Надо понимать, что просто включить круиз – контроль недостаточно, дорожную обстановку необходимо отслеживать самому. Дальность охвата радара составляет 150–200 м и на высокой скорости данного расстояния может не хватить для торможения. В моменты приближения к статичному препятствию управление должен взять на себя водитель.

В автомобилях бизнес-класса и выше адаптивный круиз – контроль зачастую совмещается с другими полезными системами – распознавание дорожной разметки и знаков, предотвращения столкновения и автоматического управления дальним светом.

Круиз-контроль: современному водителю на заметку

Многие современные транспортные средства оснащаются устройствами и регуляторами, предназначение которых заключается в обеспечении безопасности водителя и пассажиров. Одной из таковых систем является круиз-контроль. В этой статье мы расскажем о принципе работы, а также разновидностях систем.

Описание устройства

Что такое круиз-контроль и какие функции он выполняет? Система круиз-контроля представляет собой устройство, предназначенное для автоматического обеспечения установленной скорости без участия автомобилиста. Как правило, схема круиз-контроля достаточно распространена в автомобилях на Западе, однако в транспортных средствах европейского производства также можно встретить такое устройство.

Принцип работы

Работающий круиз-контроль на мотоцикл или автомобиль с механической коробкой или КПП автомат контролирует скорость транспортного средства с помощью регулировки дросселя. Однако само ограничение скорости осуществляется не в результате воздействия на педаль газа, а с помощью пневматического привода на дроссельный клапан. Непосредственно клапан производит регулировку скорости, а также мощности двигателя, ограничивая подачу воздушного потока в силовой агрегат.

Радиус действия системы на автомобиле Мерседес

Радиус действия системы на автомобиле Мерседес

Что касается схемы, то она не особо сложная. Два троса подсоединяются к шарниру, предназначенному для перемещения дроссельной заслонки — один из них подключен к педали газа, другой — к приводу. Когда круиз-контроль включен, привод осуществляет перемещение троса, подключенному к стержню, выполняющему регулировку дросселя. Когда данный узел находится в рабочей состоянии, он тянет тросик, которые подводится к педали газа, таким образом перемещая его вверх и вниз.

Читайте так же:
Немного теории о колесной базе

Основным управляющим элементом является блок управления или компьютер, установленный обычно за контрольным щитком или в моторном отсеке. Блок управления подсоединен к дроссельному контролю, для чего используются несколько регуляторов. Основным фактором, который влияет на работу узла, является скорость подаваемого импульса, поскольку узлу необходимо успеть получить и обработать его, чтобы выполнить нужное действие.

Использование качественного контроля в автомобиле позволит увеличить скорость транспортного средства и удерживать ее в таком состоянии вне зависимости от нагрузки авто. Также на этот параметр не повлияют ни спуски, ни подъемы на дороге. Кроме того, данный узел считается одним из наиболее важных элементов безопасности.

Подрулевой переключатель системы круиз-контроля

Подрулевой переключатель системы круиз-контроля

Виды круиз-контроля

Различается несколько типов таких устройств:

  1. Пассивная. Пассивный круиз-контроль — это достаточно удобный вариант для дальних поездок, если водитель устает, все время держа ногу в одном положении. Активировав необходимую команду на панели приборов, можно добиться того, что транспортное средство будет двигаться с определенной заданной скоростью. Выбранный скоростной режим не будет самостоятельно изменяться до того момента, пока водитель не нажмет на газ или тормоз — в этот момент узел сразу же отключится. Следует отметить, что после того, как выжатая педаль вновь будет отпущена, узел опять включится в работу и будет поддерживать заданный ранее скоростной режим. Для того, чтоб изменить настройки, применяется ручка круиз-контроля или соответствующие команды на приборной панели. Как правило, изменить конфигурацию системы можно без проблем даже во время движения.
  2. Активная или адаптивная. Активный круиз-контроль — это более усовершенствованный вариант. Система такого типа позволяет удерживать транспортное средство на определенном расстоянии от автомобиля, который идет впереди. Если машина впереди начинает снижать скорость, то адаптивный круиз-контроль включается в работу и воздействует на педаль тормоза. Работа данного узла полностью зависит от функционирования тормозных элементов систем безопасности ЕСП и АБС. В том случае, если один из этих устройств не будет работать, водитель будет предупрежден об этом сигналом на экране (автор видео — Avto-Blogger).

Как пользоваться системой?

Как пользоваться круиз-контролем? В принципе, здесь нет ничего сложного — универсальный круиз-контроль оборудован кнопками активации и деактивации. При активации устройства не возникает каких-либо изменений в работе транспортного средства, но при этом узел полностью контролирует скоростной режим.

Управление системой осуществляется следующим образом:

  1. Чтобы произвести настройку, используется соответствующая кнопка — как правило, это Set или Accel. Когда нажимается эта кнопка, блок управления фиксирует скоростной режим, с которым движется авто и впоследствии его поддерживает. Если еще раз нажать на эту кнопку, скорость транспортного средства увеличится на 1 км/ч. Соответственно, чтобы увеличить параметр на 10 км/час, кнопку необходимо будет нажать 10 раз.
  2. Когда при движении нажимается педаль тормоза, система автоматически отключается. На ручке переключения имеется кнопка Resume — она восстанавливает скорость до следующего нажатия на педаль тормоза.
  3. С помощью кнопки Coast скоростной режим уменьшается на 1 км/час.

Как видите, ничего сложного в управлении системой нет. Круиз-контроль может быть дополнен другими кнопками и функциями, в зависимости от модели и конструктивных особенностей транспортного средства. Перед использованием системы ознакомьтесь с сервисной книжкой.

Видео «Как работает активный круиз на Вольво СХ70»

Как работает система ограничения скорости движения — смотрите на видео ниже (автор видео — Gleb Hoyt).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию