Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как менять щетки генератора самому

Простой способ замены щеток генератора

Простая замена щеток на генераторе может избавить владельца транспорта от больших затрат. Автомобильный преобразователь механической энергии в электрический ток часто подвергается высоким нагрузкам и поэтому выходит из строя, что вызывает недозаряд аккумулятора и соответствующие проблемы.

Тут спешить с ремонтом или установкой нового узла не стоит, тем более стоит он немало. Целесообразнее сначала проверить расходники — графитовые стержни, снимающие напряжение с коллектора. Они со временем истираются, и вызывает неисправность всего узла.

Когда нужно менять щётки: основные признаки

Речь идет про поверхностную диагностику, когда демонтировать узел необязательно.

Определить неисправность графитовых угольков можно, обратив внимание на характерные признаки:

  • автомобильная оптика неожиданно отключается и тускло светит, даже когда обороты двигателя высокие;
  • резко снижается ток бортовой сети — напряжение меньше 12 В;
  • осложняется запуск стартером — в некоторых случаях двигатель вообще не получается завести;
  • аккумулятор разряжается после поездки, особенно на длительные расстояния;
  • на панели приборов не отключается и горит лампочка АКБ.

Каждый из этих симптомов может прямо указывать на истирание стержней. Остается только удостовериться в этом, измерив остаточную длину графитовых элементов. Если она будет меньше 5 мм, то в первую очередь надо поменять щетки на генераторе.

Щетки генератора

Щетки генератора

В сложных условиях работы автомобиля — частые выезды на бездорожье, обильные дожди и грязь, преимущественное передвижение в черте города — ресурс графитовых стержней резко снижается. Особенно быстро повреждаются элементы, сделанные из соединений меди, бронзы или алюминия.

Как проверить щётки генератора

Рассмотрим самый простой способ на примере 90-амперового генератора Ауди:

  • снять преобразователь с автомобиля;
  • положить его торцом на ровный стол, задней частью вверх (на стол ложится обгонная муфта);
  • вывернуть крестовой отверткой крепежи регулятора напряжения;
  • вытащить регулятор (таблетку, шоколадку);
  • проверить остаточную длину щеток.

Регулятор напряжения

Регулятор напряжения

Надо просто измерить длину щеток линейкой. Если она меньше 0,5 см, то такие элементы работать нормально не будут. Стержни должны выступать из посадочного места хотя бы на ноготь пальца руки. Можете просто приложить ноготь и проверить — если будет короче, то надо установить новые стержни.

Определение длины щеток

Определение длины щеток

Теперь о том, как проверить стержни на сопротивление, используя АКБ. Кроме аккумулятора нужна контрольная лампа и провод с мамочкой. Последний соединяется одним концом на плюсовую клемму батареи, а другим — проводится на одну из щеток. Регулятор напряжения ставится на минусовую клемму АКБ. Затем щуп контрольной лампы следует приложить к угольку так, чтобы она выдвинулась. Если индикатор ярко загорится, значит, элемент рабочий. Напротив, отсутствие реакции или тусклое свечение укажет на проблему — такие элементы желательно заменить.

Дополнительно рекомендуется измерить диаметр токосъемных колец — в норме величина должна быть в пределах 1,5 см. Обязательно осмотрите контактные поверхности, на которых не допускается выработки и другого брака. Если кольца сильно изношены, их надо заменить в том числе.

Как поменять щётки на генераторе

Замена щеток сводится к простым действиям:

  • отсоединением их от контактов в регуляторе — стержни бывают штатно припаяны к посадочным местам;
  • установкой новых элементов с обязательным припаиванием;
  • проверкой свободного перемещения установленных стержней.

Возможен и другой способ, подразумевающий замену щеточного узла генератора целиком.

Часто во время снятия щеток обнаруживается нарушения контактов. Например, они залипают из-за грязи и отложений. В этом случае достаточно будет очистить места — продуть сжатым воздухом или обработать подручными средствами.

Читайте так же:
Ошибки Гидроника и их исправление

Таким образом, чтобы заменить изношенные щетки на генераторе, нужно иметь под рукой следующие инструменты:

  • ВД-40 — это средство поможет очистить грязь и прокисшие соединения;
  • крестовая отвертка для снятия шоколадки;
  • несколько гаечных ключей или головок, чтобы снять узел.

Безусловно, надо подготовить комплект новых щеток. Если таблетка заменяется целиком, то потребуется новый регулятор с графитовыми стержнями.

Как заменить щетки на снятом генераторе

Если генератор демонтировать с автомобиля, то замена щеток пройдет намного проще. Надо будет лишь очистить посадочное место таблетки от грязи, затем отпаять графитовые стержни. Еще надо в обязательном порядке зачистить все соединения и проверить, насколько упруги пружины. Если они ослабли, то лучше поставить новые. Также рекомендуется отполировать контактное кольцо.

Установка новых щеток осуществляется в обратном порядке — они припаиваются и ставятся на место. Мастера рекомендуют одновременно заменить и подшипники генератора, так как редко они к этому времени остаются целыми.

Установка щеток

Установка щеток

Ну и самый сложный процесс — инсталляция генератора на свое место. Здесь не всегда получается отрегулировать натяжение ремня. А если этого сделать не удастся, то привод будет проскальзывать на роликах.

Можно ли заменить щетки без снятия генератора

На многих автомобилях замена графитовых стержней возможна без снятия генератора. Главное — чтобы таблетка была в удобном месте, и до нее можно было достать рукой. Работа должна начинаться с отключения аккумулятора, чтобы не повредить электрооборудование.

  • открыть капот;
  • скинуть силовой провод с преобразователя напряжения;
  • отсоединить вход контрольной лампы;
  • демонтировать пластиковую крышку генератора на защелках — она предусмотрена на многих автомобилях;
  • снять таблетку с щетками;
  • измерить длину стержней;
  • отпаять старые угольки, если они изношены;
  • зачистить контакты;
  • припаять новые элементы;
  • проверить их свободное перемещение в регуляторе;
  • поставить на место регулятор и закрепить;
  • подключить АКБ;
  • завести машину.

Защелка крышки генератора

Защелка крышки генератора

Если автомобиль оснащен кондиционером, то свободного места под капотом останется мало. Однако и в этом случае необязательно демонтировать генератор. Можно отсоединить только корпус воздушного фильтра и отвести в сторону (убрать на крайний случай). Этот прием поможет обеспечить пространство для маневров — главное, чтобы рука прошла между двигателем и радиатором.

Таким образом, заменить щетки вы сумеете сами — вовсе не нужно выбрасывать старый узел и покупать новый. Только обязательно придерживайтесь инструкции, внимательно осматривайте новые элементы — сегодня брака встречается довольно много, особенно среди китайских товаров.

Как лучше заменить щетки генератора

Ремонт генератора во многих случаях не требует узкоспециализированного инструмента и может быть выполнен своими руками. Чтобы замена щеток генератора произошла успешно, обязательно наличие базового уровня знаний в электротехнике. В общеобразовательных целях перед началом ремонта рекомендуем ознакомиться с принципом работы генератора автомобиля.

Характер неисправности

В конструкции генератора медные либо меднографитовые щетки используются для подвода напряжения к коллекторным пластинам. Соответственно, сила электромагнитной индукции, возникающая при протекании тока по обмотке якоря, зависит от качества контакта между щетками и коллекторными пластинами.

устройство генератора переменного тока

Поскольку якорь в процессе работы постоянно вращается, происходит истирание и уменьшение длины щеток (в значительно меньшей степени изнашиваются и сами пластины). Для компенсации износа в щеткодержателе предусмотрены пружины, которые прижимают щетки к коллекторным пластинам. Но когда износ становится критическим, усилия пружин недостаточно для хорошего контакта, что приводит к падению протекающей в цепи силы тока.

Читайте так же:
Киа Спортейдж 3 замена масла в АКПП

Симптомы

БезымянныйПодобная неисправность ведет лишь к одному последствию – падению напряжения зарядки генератора. На исправном автомобиле генератор должен выдавать не менее 14 вольт, но о критическом износе щеток вы можете узнать лишь после того, как на щитке приборной панели загорится лампочка критического уровня зарядки АКБ. Говорит это о том, что питание бортовой сети автомобиля происходит от аккумулятора, а не от генератора. Косвенным признаком износа может быть трудный запуск двигателя после простоя. Ситуация характерна для морозного времени года, когда увеличивается величина саморазряда АКБ. Изношенные щетки генератора приводят к снижению уровня зарядки. Запуски холодного двигателя, частые поездки на короткие дистанции с множеством включенных потребителей (печка, фары, дворники, обогрев зеркал и т.д.) приводят к тому, что генератор с изношенными щетками не успевает подзарядить АКБ.

Способы замены

  1. Заменить щетки в сборе с реле-регулятором напряжения (шоколадка). Как известно, поддержание зарядки на одном уровне осуществляется регулировкой напряжения, подаваемого на обмотку якоря генератора. Для надежного контакта выводы щеток крепятся к контактам реле-регулятора напряжения методом пайки. Для упрощения ремонта автомобиля чаще всего щетки, щеткодержатель и реле-регулятор продаются в сборе. Преимущество метода комплектной замены в его простоте. К примеру, низка стоимость узла в сборе для многих автомобилей ВАЗ делает отдельную замену щеток весьма нецелесообразным занятием.
  2. генератор автомобиляЗаменить щетки отдельно. Для этого придется удалить старые щетки и припаять на их место новые меднографитовые изделия (разумеется, для ремонта своими руками потребуется паяльник, флюс, припой и базовые навыки пайки). Как и в случае с комплектной заменой, целесообразность метода во многом зависит от стоимости новых стержней. Суть не только в высокой цене на детали генераторов многих иномарок, но и в том, что на некоторые модели (особенно это касается старых малосерийных авто) купить реле-регулятор со щетками в сборе попросту невозможно. Устранить проблемы с зарядкой предлагается покупкой нового генератора. В таком случае замена изношенных элементов единственный способ сохранить немаленькую сумму. При желании поменять щетки генератора своими руками вы можете столкнуться с отсутствием в продаже новых деталей для вашей модели генератора. В таком случае следует подобрать подходящие по размеру меднографитовые щетки от другого автомобиля. Для правильной работы важна длина стержней (не должна быть меньше, чем у новых либо немного изношенных оригинальных стержней) и длина медного гибкого контакта. Новые щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателе. На самом деле форма новых стержней не имеет особого значения, так как они отлично поддаются обработке надфилем.
Можно ли заменить без снятия генератора

Произвести замену без снятия генератора с автомобиля можно только в том случае, если в подкапотном пространстве достаточно места для того, чтобы снять реле-регулятор напряжения. Деталь находится за задней крышкой генератора. Осмотрите место установки генератора, чтобы понять, можно ли будет воспользоваться ключами, отвертками для снятия задней крышки и самого реле. Возможно, генератор достаточно будет лишь открутить, чтобы повернуть в удобное положение, что будет кстати, если для его снятия необходим демонтаж других агрегатов. К примеру, на Лада Приора с кондиционером генератор удобней всего демонтировать, если снять правую фару.

Инструкция по замене

  • Снимите минусовую клемму АКБ.
  • Отсоедините основную плюсовую клемму генератора, разъем регулятора напряжения и минусовую клемму, если в этом есть необходимость. В некоторых моделях авто обороты двигателя считываются с вывода W на генераторе, в обратном случае контакт может быть не подключен либо отсутствовать вовсе.
  • Если замена производится со снятием генератора, ослабьте сервисный ремень и открутите болты крепления (подробно о замене, установке и натяжении ремня можете прочитать в статьях: «Что делать, если свистит ремень генератора» и «Натяжка ремня генератора»).
  • Открутите болты крепления задней крышки.
  • Открутите реле-регулятор напряжения. Если был выбран метод комплектной замены, вам остается установить новую деталь и собрать все элементы в обратной последовательности. В любом из случаев рекомендуем как минимум проверить подшипники генератора, состояние коллекторных пластин. Если выработка пластин в пределах нормы, перед установкой новых щеток зачистите поверхность до блеска мелкозернистой наждачной бумагой.
Читайте так же:
Реальный расход топлива Toyota Tundra на 100 км пути

Пайка новых стержней

  • Сточите напильником по максимуму припой, удерживающий гибкий контакт старой щетки.
  • Направьте реле-регулятор щетками вниз и нагрейте паяльником место пайки.

Будьте готовы к тому, что щетка под воздействием пружины после отпаивания вылетит из своего посадочного места.

  • Заготовьте небольшой кусок тонкой медной проволоки.
  • Расширьте шилом либо круглым надфилем отверстие в контактной площадке.
  • Припаяйте медную проволоку к гибкому контакту.
  • Установите пружину и протяните медную проволоку в отверстие, чтобы следом вытащить гибкий контакт щетки.
  • Прижмите щетку, чтобы она не вылетела, и отпаяйте направляющую проволоку.

Удерживая щетку на достаточном расстоянии от края посадочного места, припаяйте гибкий контакт к контактной площадке. Предварительно контакты нужно хорошо облудить, а лишнюю длину гибкого контакта при необходимости откусить. После припаивания стержни должны двигаться в посадочной шахте без заеданий.


Как самостоятельно заменить щетки генератора?

Автомобильный генератор оборудован ротором с коллекторным узлом, позволяющим подводить напряжение возбуждения при помощи угольных подвижных контактов. При обгорании или износе деталей нарушается работоспособность источника тока. Проверка и замена щеток генератора не требует использования специального инструмента и проводится владельцем самостоятельно.

Щетки генератора

Когда пора менять генераторные щетки?

Основные признаки выхода из строя щеток на генераторе:

  • самопроизвольное отключение электрических приборов при работающем двигателе;
  • снижение яркости свечения или мигание контрольных ламп и штатной светотехники;
  • падение напряжения в бортовой сети при работе силового агрегата;
  • появление посторонних звуков (шуршания или писка) при работе генератора;
  • включение контрольного индикатора отсутствия зарядки (лампа находится в комбинации приборов);
  • быстрый разряд аккумулятора при движении автомобиля.

Расположение детали

Элементы подачи напряжения к обмоткам ротора находятся на задней части электрической машины. Щеточный блок крепится к корпусу генератора винтом или гайкой.

Подвижные графитовые стержни прижимаются к коллекторным кольцам, а выводы подсоединены к диодному мосту и к регулятору напряжения. Сверху электрические компоненты закрываются крышкой из пластика, предотвращающей попадание пыли и воды на контакты.

Способы замены щеток

Ремонт узла осуществляется по 2 методикам:

  • со снятием оборудования;
  • без проведения демонтажа.

Замена щеток

Методика восстановления узла зависит от компоновки агрегатов в моторном отсеке и от состояния резьбовых соединений. Если на стальных элементах имеется налет ржавчины и окислов, то рекомендуется снять электрическую машину.

Детали обрабатываются специальной жидкостью, в противном случае происходит слизывание граней гаек или ломается тело болта.

Перед тем как заменить щетки на генераторе, необходимо подготовить:

  • гаечные ключи или головки (размер и тип зависят от модели автомобиля);
  • отвертки с плоским и крестообразным жалом;
  • комплект новых деталей (подбирается по каталогу в зависимости от модификации электрической машины);
  • баллон с жидкостью WD-40, позволяющей откручивать загрязненные или заржавевшие резьбовые соединения.
Читайте так же:
Почему бензин уходит из карбюратора за ночь

На снятом генераторе

Алгоритм обслуживания узла на примере автомобиля ВАЗ-2113 с 8-клапанным силовым агрегатом:

  1. Заглушить мотор, включить 1-ю передачу и затянуть рычаг стояночного тормоза.
  2. Открыть капот, от корпуса АКБ отсоединяется отрицательный кабель (идет на кузов машины).
  3. Ослабить затяжку болта в нижней опоре.
  4. Отсоединить коммутационные кабели.
  5. Отвернуть гайку регулятора натяжения приводного ремня, а затем с помощью монтажной лопатки аккуратно сдвинуть генератор в сторону блока двигателя.
  6. Удалить приводной ремень, отвернуть болт крепления кронштейна натяжения к блоку цилиндров.
  7. Выкрутить нижний болт, удерживающий электрическую машину на моторе.
  8. Уложить оборудование на верстак, демонтировать пластиковую крышку, которая удерживается на защелках.
  9. Демонтировать корпус регулятора напряжения, который крепится на винтах с крестообразной головкой. Узел крепится к обмоткам при помощи быстросъемной колодки.
  10. Снять щетки, детали подлежат замене при остаточной длине графитовых элементов менее 5 мм.
  11. Установить новые детали и произвести сборку в обратной последовательности. Отрегулировать натяжение ремня, а затем запустить силовой агрегат и проверить работу электрических приборов. Если на машине установлен бортовой компьютер, то прибор показывает напряжение в бортовой сети.

Генератор

Снятие генератора на других автомобилях может потребовать демонтажа корпуса воздушного фильтра или воздуховодов. На некоторых машинах иностранного производства используются автоматические натяжные приспособления, корпус электрического прибора жестко прикручивается болтами к блоку цилиндров.

Владельцу необходимо ослабить натяжение ремня, а затем снять его со шкива. На автомобилях Toyota электрические компоненты закрыты металлическим кожухом, закрепленным гайками.

Под крышкой находятся щеточный блок, диодный мост и блок управления зарядкой (оснащается алюминиевым радиатором). После снятия щеток осматриваются коллекторные кольца, если на деталях имеется выработка, то потребуется снять ротор для исправления дефекта. После сборки и установки проводится проверка напряжения в бортовой сети при заглушенном и заведенном двигателе.

Непосредственно в авто

Замена щеточного узла без демонтажа генератора возможна при условии свободного доступа к задней крышке электрической машины. Подобная конструкция встречается на автомобилях отечественного или импортного производства с атмосферными моторами простой конструкции (с 2-мя клапанами на цилиндр). Например, чтобы поменять узел на «классических» машинах ВАЗ, потребуется снять провод с минусовой клеммы аккумулятора, а затем демонтировать кабели от корпуса генератора.

При помощи короткой отвертки отвернуть винт крепления и вынуть изношенный узел. Проблемой является коррозия резьбовых соединений, нанесение жидкости WD-40 ситуацию не исправляет, поскольку из-за стесненного пространства невозможно приложить усилие к инструменту. Кроме того, на установленном генераторе невозможно корректно проверить состояние коллекторных колец. Новые щетки при контакте с поврежденным коллектором изнашиваются за 500-1000 км пробега, после чего генератор вновь выходит из строя.

На некоторых автомобилях доступ к генератору возможен со стороны днища машины (например, на Лада «Калина» с 16-клапанным мотором). Владельцу необходимо демонтировать защитные щитки, работы производятся из смотровой ямы или на подъемнике. После демонтажа проводов и защитного экрана требуется отвинтить крепления регулятора напряжения, а затем извлечь щеточный узел. Для замены колец коллектора требуется снятие генератора.

Щетки генератора – как самостоятельно заменить данный элемент?

Щетки генератора являются важным элементом автомобильной системы подачи электротока и его отвода. Без их участия генератор автомобиля не сможет вырабатывать напряжение.

Щетки генератора – информация об элементе

Интересующие нас щетки изготавливаются из графита, поэтому их часто называют угольными. Они используются не только на авто с двигателем внутреннего сгорания, но и на самых разнообразных механизмах и машинах, оснащенных электрическим двигателем (станки, грузоподъемные аппараты, городской общественный транспорт и так далее). Самыми распространенными считаются щетки ЭГ-4.

Фото щеток генератора, drive2.ru

Эта марка подходит для установки на многие машины разных лет выпуска, так как она имеет стандартные эксплуатационные параметры. Реже используются другие изделия (например, ЭГ-61), которые характеризуются высоким запасом прочности за счет их пропитки особыми композициями.

Читайте так же:
Концентрат антифриза — как правильно разбавлять

На фото - щетка генератора ЭГ-4, aktivenergo.ru

Генератор и щетки на него на отечественных автомобилях находятся под правой передней фарой вашего «железного коня». Найти их несложно. Достаточно открыть капот, чтобы увидеть генератор – на поверхность выходит его обмотка и две крышки, внешне похожие на консервные банки.

Когда нужно менять щетки генератора?

При плановых ТО мелким элементам генератора внимания, конечно же, никто не уделяет. Именно по этой причине поломка его щеток всегда становится неожиданностью для водителя. Специалисты советуют через 50 тысяч километров пробега (либо один раз в четыре года) обязательно проверять их исправность и функциональность, и тогда никаких проблем с эксплуатацией генератора не возникнет.

Фото - где находятся щетки генератора, automn.ru

Примечательно, что проверить щетки (и при необходимости поменять их) вы можете без демонтажа достаточно-таки громоздкого генератора. Кроме того, о потребности заглянуть под капот авто и проверить графитовые щетки вам могут просигнализировать следующие симптомы:

  • непредсказуемое отключение электронных устройств в транспортном средстве, происходящее по непонятным причинам;
  • снижение освещенности салона машины и внешних источников света;
  • снижение напряжения;
  • разряжающийся неоправданно быстро автомобильный аккумулятор, который, к тому же, затем очень трудно (а иногда и невозможно) зарядить.

На фото - как проверить щетки генератора, avto-life.com

Любой из указанных симптомов говорит автомобилисту о том, что ему, вероятнее всего, требуется снять старые щетки и установить вместо них новые. Проверить старые изделия на функциональность вы можете очень просто. Следует откинуть от АКБ «минус», снять регулятор напряжения и визуально оценить, на какую высоту выдаются из своего «укрытия» интересующие нас графитовые детали. Щетки нужно срочно поменять в том случае, когда их высота составляет менее пяти миллиметров.

Замена щеток генератора – от А до Я

Сразу скажем, что данная операция очень простая и не требует от водителя особых умений. Сначала, как уже было сказано, требуется откинуть «минус» с аккумуляторной батареи, затем демонтировать регулятор (он располагается по отношению к генератору с противоположной стороны), после чего выполнить следующие действия:

Фото - как снять щетки генератора, kakprosto.ru

  • Тщательно очистить от сажи и пыли гнездо держателя, а также прижимные пружины и контактное кольцо. Эта операция выполняется при помощи щетки с мягким ворсом. Иногда может потребоваться и притирка графитовых щеток к коллектору при помощи стеклянной мелкой шкурки (ее зернистость должна быть около 100).
  • Установить новые изделия и убедиться в том, что они свободно перемещаются в щеткодержателе.
  • В обратном порядке собрать узел, а затем подсоединить к АКБ ранее окинутый провод.

Если же вы купили сборную конструкцию (регулятор плюс щетки), ее монтаж также не вызывает никаких проблем.

На фото - замена щеток генератора, masteravaza.ru

Отключаете «минус», с «плюсового» провода снимаете колпачок, сделанный из резины, после чего демонтируете блок, открутив гайку-крепеж. Затем нужно будет удалить пластиковый кожух и снять три пружинных фиксатора, располагающиеся по периметру блока. Используя крестовидную отвертку, раскручиваете щетки вместе с регулятором напряжения, а все провода, ведущие к нему, отсоединяете. Монтируете приобретенную сборную конструкцию на освободившееся место. Операция завершена!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию