Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

datchik-vkl-ventilyatora

Вентилятор охлаждения радиатора является одним из ключевых элементов, спасающих мотор от возможного перегрева. Он должен включаться, когда охлаждающая жидкость имеет слишком высокую температуру и недостаточно охлаждается при прохождении через радиатор. Например, такая ситуация возникает при работе двигателя на холостом ходу или движении автомобиля на низкой скорости, особенно при высокой температуре окружающей среды.

За включение/отключение вентилятора охлаждения отвечает датчик. Он должен срабатывать при высоких температурах, активируя вентилятор. Если этого не происходит, потребуется замена датчика. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как определить, что вышел из строя датчик вентилятора охлаждения радиатора.

Как работает датчик вентилятора охлаждения радиатора

datchik-vkl-ventilyatora

Чтобы понять способы проверки датчика, необходимо сперва разобраться в его принципе работы. Устроен датчик вентилятора охлаждения радиатора очень просто, но он несколько отличается на карбюраторных и инжекторных двигателях.

В карбюраторе в нем имеется два контакта и биметаллическая пластинка. При нагреве биметаллической пластины до определенной при производстве датчика температуры, контакты замыкаются, и через них начинает протекать ток к вентилятору, включая его в работу. На инжекторе система активации датчика практически такая же, за исключением того, что команду на включение отсылает блок управления двигателем, анализируя необходимость активации вентилятора на основе информации, поступающей с нескольких других датчиков.

Датчики на карбюраторных двигателях срабатывают при достижении определенной температуры, и водитель может посмотреть маркировку на корпусе устройства, чтобы определить, в каком температурном диапазоне сработает датчик. Обычно, подобные датчики активируются при температуре от 92 до 97 градусов по Цельсию. Если водитель беспокоится о возможном перегреве двигателя, он может найти в продаже датчик, срабатывающий при более низкой температуре, и установить его. На инжекторных двигателях температура срабатывания датчика прошивается в «мозги» блока управления автомобилем.

Где расположен датчик вентилятора охлаждения радиатора

Производители определяют место для установки датчика срабатывания вентилятора, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Чаще всего его размещают в нижней части радиатора, но порой целесообразнее поместить датчик недалеко от термостата и блока цилиндров.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора

Способы диагностики рассматриваемых датчиков будут отличаться, в зависимости от того, на каком моторе они установлены и как происходит их включение:

    На карбюраторе. Чтобы проверить датчик вентилятора охлаждения радиатора на карбюраторном двигателе, необходимо заглушить автомобиль. Далее находите датчик в подкапотном пространстве и снимаете с него провода, подходящие к разъему. После этого запускаем двигатель и перемыкаем разъемы, с которых были сняты провода. Если вентилятор включился, можно диагностировать поломку датчика.
    Обратите внимание: В ситуации, когда датчик выходит из строя в дороге, чтобы избежать перегрева двигателя, можно подобным образом перемкнуть контакты датчика. При этом важно их изолировать, чтобы они не коснулись корпуса и не вызвали замыкание.
  • На инжекторе. В инжекторном двигателе можно провести компьютерную диагностику датчика. В ряде современных автомобилей предусмотрена отдельная диагностическая ошибка, сигнализирующая, что неисправен датчик вентилятора охлаждения. Если такая ошибка была определена, можно следующим образом провести диагностику датчика на автомобиле. Нужно отсоединить разъем с датчика и подождать несколько секунд. Блок управление обнаружит, что датчик более не подключен и запустит вентилятор.

Выше рассмотрены варианты с полным выходом датчика из строя. При этом возможны ситуации, когда он отказывает частично, например, срабатывает на неправильной температуре. Это также можно проверить следующим способом:

  1. Возьмите тестер, термометр для измерения температуры воды, емкость для нагрева воды, воду и сам датчик;
  2. Далее налейте в емкость воду и поставьте ее разогреваться;
  3. Опустите диагностируемый датчик в воду, чтобы его контакты находились сверху;
  4. Следите по термометру за температурой воды, при этом удерживайте щупы тестера (включенного в режим замера сопротивления – Ом) на контактах датчика;

datchik-vkl-ventilyatora

В зависимости от полученных результатов, можно принять решение об исправности или неисправности датчика. Если он сработал при температуре ниже заявленной, то такой датчик имеет некоторые проблемы, но он сможет предотвратить перегрев двигателя, включив вентилятор заранее. Гораздо опаснее, если датчик срабатывает при температуре выше заявленной, в таком случае его потребуется заменить.

Способы проверки датчика включения вентилятора охлаждения двигателя

Нормальная работа любого двигателя внутреннего сгорания невозможна без надлежащего охлаждения агрегата от нагрева. Критичное повышение температуры приводит к интенсивному износу деталей. Правильность функционирования системы охлаждения зависит от датчика включения вентилятора, снижающего температуру охлаждающей жидкости в радиаторе.

Принцип работы системы охлаждения

В современных автомобилях применяют жидкостное охлаждение. В замкнутом контуре циркулирует жидкость, отводящая тепло от двигателя. Температура нагрева агрегата снижается при прохождении антифриза с водой через капилляры радиатора. Этот узел обдувается электрическим вентилятором охлаждения, повышающим эффективность отбора тепловой энергии в критических ситуациях.

Система комплектуется следующими узлами:

  • радиатором;
  • расширительным бачком;
  • подкачивающим насосом;
  • термостатом;
  • электрическим вентилятором охлаждения;
  • датчиком, который управляет вентилятором и контролирует температуру жидкости;
  • соединительными патрубками;
  • радиатором отопителя;
  • антифризом (охлаждающей жидкостью).

Работу системы регулирует термостат, обеспечивающий охлаждение жидкости. Когда он находится в закрытом положении, антифриз циркулирует по малому кругу, отводя тепловую энергию от головки блока цилиндров. При включении термостата жидкость идёт по большому контуру через радиатор. В этом случае система дополнительно обдувается вентилятором охлаждения после срабатывания от команды датчика.

Для поддержания рабочей температуры двигателя важно обеспечить правильный режим работы вентилятора охлаждения, обдувающего радиатор. Этот узел необходим для дополнительного отвода тепла от радиатора при работе двигателя вхолостую или в момент остановки автомобиля. За включение узла отвечает датчик, реагирующий на степень нагрева охлаждающей жидкости.

При движении агрегат обдувается потоком встречного воздуха. Но когда машина находится в статичном положении при запущенном двигателе, естественного охлаждения недостаточно. Необходим искусственный отвод тепла за счёт обдува вентилятором, включающимся от команды датчика.

Особенности функционирования механизма обдува

1

В случае сбоев в работе этого оборудования возможен перегрев радиатора с соответствующими неблагоприятными последствиями для двигателя. При интенсивной работе охлаждающая жидкость не успеет отдать необходимое количество тепла, что в свою очередь вызовет перегрев мотора.

Система предусматривает датчик включения вентилятора, сигнализирующий о включении агрегата. Конструкция старых автомобилей предполагала принудительную работу устройства для обдува, постоянно пребывающего включённым при запущенном двигателе, без использования датчика. Привод запускался от генератора вместе с помпой.

В современных машинах установлены электрические вентиляторы. Такой узел работает в автоматическом режиме, с включением вентилятора от команды датчика, тарированного с учётом особенностей исполнения двигателей.

Конструкция механизма обдува предельно проста. На валу электродвигателя, работающего от напряжения 12 В, установлена крыльчатка, создающая воздушный поток при вращении. Механизм расположен в крепёжной рамке на радиаторе. Датчик включения вентилятора находится в радиаторе. Он замыкает провод подключения электродвигателя узла обдува.

Срабатывание датчика включения вентилятора с замыканием электрической цепи зависит от температуры охлаждающей жидкости. Когда нагрев антифриза превышает установленную отметку, датчик включает механизм с вентилятором, обдувающим радиатор и дополнительно отводящим тепловую энергию.

В двигателях инжекторного типа работу датчика вентилятора регулирует управляющий блок. Информация с датчика поступает на контроллер, который задействует реле, включающее электрический двигатель.

Причины сбоев в системе охлаждения

При перегреве охлаждающей жидкости в результате проблем с вентилятором автомобиль необходимо экстренно остановить, чтобы проверить систему и установить причину поломки. В противном случае из-за критического повышения температуры возможны серьёзные неисправности двигателя с последующим дорогостоящим ремонтом.

Отказ включения механизма обдува может быть обусловлен:

  • перегоранием предохранителя;
  • сбоями датчика включения, который работает неправильно;
  • плохим контактом (или его отсутствием) в цепи подключения электродвигателя;
  • проблемами с двигателем на вентиляторе;
  • поломкой включающего реле;
  • выходом из строя предохранительного клапана, установленного в расширительном бачке.

Проблемы с предохранителем возникают не на пустом месте. Это устройство перегорает по определённой причине, которую необходимо установить. В противном случае замена ничего не даст. Новый предохранитель точно так же выйдет из строя.

Чтобы доставить машину в сервисный центр при отказе датчика включения вентилятора, необходимо закоротить схему, исключив данный узел. При этом устройство работает непрерывно, что позволит доехать до СТО.

На двигателях инжекторного типа датчик вентилятора отключают, снимая с него разъём. Электронный блок запустит охлаждение в аварийном режиме, пока прибор будет отключен.

Для выявления неисправности тестером проверяют состояние и характеристики электрической цепи, чтобы убедиться в наличии контактов на датчике и других элементах, отсутствии короткого замыкания.

Если не работает вентилятор, отключают питание и пробуют запустить узел от батарейки. Если вентилятор системы охлаждения не включился, значит, электродвигатель неисправен и нуждается в замене.

Чтобы проверить контакты датчика, соединение клемм на вентиляторе, разъём рассоединяют, зачищают стыки и включают узел повторно. Таким способом удаляют пыль и грязь, препятствующие соединению.

При неисправности реле, управляющего датчиком, можно временно подключить соседнее, если у этих элементов сходные параметры. Отказавшую деталь извлекают и внимательно осматривают на предмет внешних дефектов, свидетельствующих о выходе из строя. Вместо сгоревшего реле устанавливают новое.

Если проблема в работе датчика, который управляет вентилятором, и самого узла обдува не выявлена, с большой долей вероятности дело в клапане расширительного бачка. Это устройство поддерживает давление в контуре, превышающее атмосферное, чтобы исключить закипание воды в составе охлаждающей жидкости при нагреве до 100 °C.

Выход из строя клапана при работающем моторе ведёт к уравниванию давления в системе с атмосферным. В результате вода может закипеть, если температура достигнет 100 °C.

Датчик срабатывает при температурной отметке от 105 до 107 °C. В результате отказа клапана механизм обдува не включится при закипании жидкости. В данной ситуации необходима замена крышки с клапаном для нормальной работы датчика.

Возможны более серьёзные проблемы, кроме выхода из строя датчика, связанные с загрязнением каналов в охладительном контуре. Когда забиты капилляры радиатора, эффективность работы этого узла можно проверить, одновременно включив печку. Если она функционирует нормально, дело в радиаторе, который нуждается в замене.

Сложнее, если перекрыты каналы в головке блока цилиндров. Такую неисправность выявить достаточно трудно. Но если жидкость перегревается при видимом отсутствии проблем в работе системы охлаждения двигателя, необходима полная ревизия охладительного контура.

Ещё одна причина – выход из строя подкачивающего насоса. В результате жидкость в системе перестаёт циркулировать, вызывая соответствующие последствия для системы охлаждения.

Чаще всего помпа при работающем моторе заклинивает с обрывом ремня ГРМ. Необходимо заменить механизм новым, чтобы устранить неисправность.

Три способа проверки включения дополнительного охлаждения системы

3

Датчик, включающий механизм обдува, можно проверить тремя способами:

  • замерить показатели напряжения на контактах;
  • убедиться в срабатывании электродвигателя вентилятора охлаждения;
  • нагреть прибор.

В первом случае применяют мультиметр, настроенный на замер постоянного напряжения в пределах 20 В. Щупы подводят к контактам прибора и проверяют полученное значение. При нормальной работе величина должна быть 12 В. Иначе элемент нуждается в замене.

Чтобы удостовериться в выходе из строя прибора, электродвигатель механизма обдува включают напрямую, замыкая контакты. Если он не включится, дело в датчике.

При проверке нагревом прибор демонтируют и увеличивают его температуру, помещая в горячую воду или воздействуя паяльником. Состояние элемента контролируют мультиметром, настроенным на режим прозвонки. При повышении температуры до установленной отметки происходит замыкание контакта, о чём будет сигнализировать контрольное устройство.

Советы и рекомендации

Избежать проблем, связанных с включением вентилятора охлаждения и работой системы в целом, можно, если:

  • следить за нагревом охлаждающей жидкости, проверять синхронность включения вентилятора с достижением установленной температурной отметки, на которую реагирует датчик;
  • не лениться проверить уровень охладителя в бачке и пополнить при возникновении необходимости;
  • избегать возможных утечек, обеспечив герметичность охлаждающего контура;
  • каждый сезон в рамках технического обслуживания промывать крышку расширительного бачка, чтобы очистить предохранительный клапан;
  • регулярно контролировать натяжение приводного ремня в двигателях автомобилей устаревших моделей, где вентиляторы работают принудительно.

Если температура при работающем моторе превысила критическое значение, необходимо остановить машину, проверить датчик, работу системы в целом, чтобы установить причину неисправности.

Надлежащая профилактика и своевременное устранение проблем, связанных с функционированием вентилятора охлаждения в общей работе системы, позволят избежать серьёзных неисправностей. Если вовремя не проверить работоспособность системы и опоздать с принятием мер, возможен выход из строя двигателя, требующий серьёзного ремонта. Но гораздо проще заменить датчик, чем менять или ремонтировать мотор.

Датчик вентилятора охлаждения: устройство, неисправности и ремонт

Датчик включения вентилятора радиатора устройство принцип работы

Подавляющее большинство современных авто оснащается электрическим вентилятором радиатора, который пришел на смену менее эффективным вентиляторам с вискомуфтой. За включение вентилятора, а также изменение скорости работы отвечает датчик вентилятора (датчик температуры включения вентилятора).

В целом, датчики включения вентилятора охлаждения:

  • достаточно надежны;
  • эффективно управляют вентилятором;
  • датчики вентилятора не сложно заменить;

При этом важно фиксировать малейшие сбои в работе данного управляющего устройства, так как нарушения в работе вентилятора охлаждения могут стать причиной перегрева двигателя. Также необходимо знать, как проверить и заменить датчик включения вентилятора. Подробнее читайте в нашей статье.

Где стоит датчик вентилятора

Датчик включения вентилятора радиатора

Датчик включения и выключения вентилятора представляет собой электронно-механическое устройство для включения и управления работой электрического вентилятора охлаждения. Срабатывание датчика происходит на основании замеров температуры охлаждающей жидкости. Такая особенность работы определяет участок, где стоит датчик включения вентилятора

Датчик на радиаторе срабатывает за счет температуры ОЖ. Если жидкость нагревается до 85-110 градусов Цельсия, происходит «замыкание» контактов и осуществляется включение электровентилятора для обдува двигателя.

В результате происходит эффективный отвод тепла. Также датчики не просто включают и выключают вентилятор охлаждения, но и способны менять скорость его вращения. Если нагрев не высокий, скорость будет низкой. При больших нагревах вентилятор работает на максимальных оборотах.

Виды датчиков радиатора

Датчики радиатора

Сегодня на разных автомобилях можно встретить следующие основные виды датчиков:

  1. Восковый датчик;
  2. Биметаллический;
  3. Бесконтактный электронный.

Первый тип основан на герметичном объеме, который заполнен воском или другим телом с похожими свойствами (высокий коэффициент расширения). Биметаллические решения работают на основе биметаллической пластины, тогда как бесконтактные имеют терморезистор.

Восковые и биметаллические датчики контактные, они замыкают и размыкают цепь вентилятора в зависимости от температуры ОЖ. В свою очередь, электронный датчик не замыкает цепь и только измеряет температуру, после чего передает сигнал на ЭБУ. Дальше блок управления включает и отключает вентилятор.

Например, датчик включения вентилятора ВАЗ срабатывает в трех температурных интервалах: 82 -87 градусов, 87 — 92 градуса и 92- 99 градусов. При этом иномарки имеют 4 диапазона, верхний порог составляет 104 — 110 градусов.

Устройство датчика радиатора

Устройство датчика радиатора

Что касается устройства, конструктивно это закрытый латунный или бронзовый корпус с чувствительным элементом внутри. Снаружи имеется резьба, а также электрический разъем. Корпус вкручивается в радиатор через уплотнительное кольцо в том месте, куда поступает горячая жидкость (в области патрубка от блока силового агрегата).

Датчик находится в прямом контакте с охлаждающей жидкостью. Некоторые системы имеют сразу два датчика (вход и выход радиатора) для более точного и гибкого управления охлаждением.

Как проверить датчик вентилятора и выполнить замену

Замена датчика вентилятора радиатора

Если включение вентилятора происходит несвоевременно или мотор постоянно перегревается, возникает необходимость проверки датчика радиатора. Контактные датчики можно проверить своими руками в условиях обычного гаража.

Обратите внимание, первым нужно проверять не сам датчик, а реле вентилятора охлаждения и проводку. Чтобы это сделать, потребуется отсоединить провода на датчик и замкнуть их. Если проводов 3 штуки, поочередно замыкают средний и крайний. В норме вентилятор должен включаться на низкой, а также на высокой скорости. Если произошло включение, провода и реле в норме и нужно проверять датчик.

Какой антифриз выбрать Рекомендуем также прочитать статью о том, как выбрать антифриз для замены в системе охлаждения двигателя. Из этой статьи вы узнаете, что нужно знать о замене антифриза, а также как правильно подбирать антифриз для замены.

Для проверки берется емкость для ОЖ, ключ для снятия датчика и термометр, а также понадобится мультиметр, кастрюля с водой и печка.

  1. Далее с АКБ снимается клемма, выкручивается сливная пробка на радиаторе и сливается жидкость;
  2. Слив жидкость, пробку закручивают обратно, снимаются провода с датчика, после чего ключом нужно выкрутить датчик;
  3. Теперь в кастрюлю наливается вода, чтобы покрыть датчик, после чего кастрюлю ставят на печку и греют воду;
  4. Температуру воды контролируют при помощи термометра;
  5. Параллельно нужно соединить контакты мультиметра и датчика и проверить «замыкание» на разных температурах;
  6. Если контакты не замыкаются или заметны сбои, датчик неисправен и требует замены.

Дальше необходимо проверить уровень антифриза, долить жидкость при необходимости и проверить работоспособность системы (прогреть мотор и дождаться включения вентилятора).

Рекомендации

  1. Важно понимать, что датчик вентилятора является небольшой, но очень важно деталью системы охлаждения. При этом указанный датчик отличается от обычного датчика температуры ОЖ. Если датчик радиатора выходит из строя, результатом может стать критический перегрева мотора или серьезные повреждения системы охлаждения. По этой причине важно следить за точностью срабатывания вентилятора и эффективностью его работы.

Промывка системы охлаждения двигателя Рекомендуем также прочитать статью о том, как промыть систему охлаждения перед заменой антифриза. Из этой статьи вы узнаете о доступных способах промывки, а также на что обращать внимание в рамках выполнения данной процедуры.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения

В каждом современном автомобиле позаботились об хорошей системе охлаждения. Множество различных патрубков, каналов и даже датчиков, которые следят за изменением температуры двигателя. Не зря этому уделяют так много внимания и ресурсов, ведь от качественного охлаждения зависит ресурс мотора. Стоит только перегреть блок и двигатель может моментально заклинить. Поэтому, нужно всегда проверять работоспособность всей системы что бы не попасть на дорогой ремонт. В этой статье мы расскажем Как проверить датчик вентилятора охлаждения, а так же поговорим про принцип его работы и место расположения.

Принцип работы датчик вентилятора охлаждения

На разных марках и классах автомобилей устанавливают разные типы датчиков. На более дорогих — электронные, на бюджетных же машинах — электромеханические.

Электромеханические
МатериалПринцип работы
С биметаллической пластинойДве металлических пластиныПри нагреве, пластины увеличиваются и изгибаются, толкают шток, который замыкает контакты.
С воскомНефтяной воскПри нагреве, объем жидкости увеличивается, и выгибает мембрану. Мембрана в свою очередь толкает шток вверх.

Со временем как пластина так и воск теряют свои свойства, что и приводит к их выходу из строя.К тому же, отремонтировать такие датчики невозможно, они идут в цельном металлическом корпусе.

Электронный датчик

Этот тип датчиков основан на изменении сопротивления при нагреве.То есть, в их корпусе обычно устанавливается терморезистор, который при увеличении и уменьшении температуры меняет свое сопротивление. Прежде всего эти данные считываются «Мозгами» автомобиля, которые и определяют когда нужно включать вентилятор.

Расположение датчика вентилятора

Что бы проверить или на крайний случай поменять данную деталь, нужно знать место его размещения под капотом. В основном, производители, устанавливают его в нижнюю часть радиатора. Но бывают автомобили, в которых он вмонтирован рядом с термостатом или блоком двигателя.

Как проверить датчик вентилятора охлаждения

Ниже будут описаны способы проверки двух выше описанных типов измерительных приборов. Для обоих методов понадобится кипятильник, металлическая емкость с водой, градусник, мультиметр и сам «пациент».

Проверка ДТОЖ

Во-первых, нам нужно налить в ёмкость воду и поставив туда кипятильник начать нагревать жидкость. Сразу же опускаем в тару датчик что бы он нагревался вместе с водой. И для контроля температуры срабатывания, опускаем и градусник.

Как проверить ДТОЖ

Как только вода прогреется до 93-98 градусов, датчик должен сработать (на разных автомобилях эта температура будет различаться). Если же он сработал раньше, позже или вообще не подал признаков жизни — под замену.

Температура срабатывания ДТОЖ

Так как, электромеханические проверяются на прозвон, ставим щупы прибора на контакты и ждем. Как только контакты замкнутся, при достижении температуры, прибор подаст звуковой сигнал.

Электронные проверяются так же, только на сопротивление.То есть, находим в мануале таблицу соответствия сопротивления к температуре и сравниваем. Если при нагреве значения не растут значит датчик пришел в негодность.

Видео



голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как самостоятельно выставить метки ГРМ
Ссылка на основную публикацию