Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как проверить лямбда-зонд своими руками?

Как проверить лямбда зонд мультиметром

Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 20 декабря 2016 .
Категория: Автотехника.

Лямбда зонд – это датчик концентрации О2 (или проще говоря – кислородный датчик), позволяющий оценивать объем несгоревшего кислорода, содержащегося в отработанных газах. Эти показатели крайне важны, так как благодаря поддержанию определенных пропорций топлива и воздуха, происходит наиболее эффективное сгорание топливовоздушной смеси. Самым лучшим соотношением считается 14,7 частей кислорода на 1 часть бензина. Если это соотношение будет нарушаться, то смесь будет бедной или, наоборот, обогащенной, что, в свою очередь, скажется на расходе топлива и мощности мотора.

Лямбда зонд в автомобиле

Хоть внешне датчик кислорода и не выглядит, как «жизненно важная» деталь, он выполняет очень важную функцию, поэтому любая неисправность лямбда зонда, «симптомы» которой мы рассмотрим, должна быть незамедлительно исправлена.

Признаки и причины неисправности лямбда зонда

Согласно статистике датчики кислорода выходят из строя постепенно, поэтому выявить его неисправность можно, если вовремя обратить внимание на следующие «симптомы»:

  • Обороты на холостом ходу начали падать или «плавать».
  • Автомобиль дергается, а после запуска мотора слышны нехарактерные для двигателя хлопки.
  • Снизилась мощность мотора и при нажатии на педаль газа наблюдается замедленная реакция.
  • Двигатель сильно перегревается, а расход топлива увеличился.
  • Изменился запах в выхлопной трубе (выхлопные газы стали более токсичными).

Неисправный лямбда зонд

В результате вышедшего из строя датчика качество топливной смеси, попадающей в камеру сгорания, ухудшается, из-за чего нарушается отлаженная работа двигателя. Причин для этого может быть множество:

  • Неправильная работа цепи накала или пониженная чувствительность наконечника датчика.
  • Низкокачественное топливо с высоким содержанием железа, свинца, частиц нефтяного распада и прочих вредных включений. Все эти вещества налипают на платиновые электроды, что приводит к неисправности датчика.
  • Проблемы с системой подогрева лямбда зонда. Если подогрев перестал функционировать как нужно, то датчик кислорода будет выдавать неточные данные.
  • Перегрев корпуса регулятора. Такое происходит, если неправильно установить угол опережения зажигания.
  • Изношенные маслосъемные кольца. В этом случае в выхлопную трубу попадает моторная жидкость, которая воздействует на лямбда зонд.
  • Если часто производится многократный запуск двигателя.
  • Использование герметиков (особенно силиконовых) для установки лямбда зондов.
  • Нарушен уровень компрессии в цилиндрах двигателя. В этом случае горючая смесь сгорает неравномерно.
  • Забитые бензиновые форсунки двигателя.

Лямбда зонд с системой подогрева

Если вы заметили, что не работает лямбда зонд, симптомы не стоит игнорировать, так как в противном случае вы обеспечите себе много проблем с автомобилем. Дело в том, что большинство современных машин, оснащены блоком аварийной блокировки, который может сработать в самый неудачный момент. Однако невозможность дальнейшего передвижения – это еще не самое страшное. Если датчик разгерметизируется, то из строя выйдет система впрыска и вам придется оплатить дорогостоящий ремонт более серьезного узла.

Поэтому рекомендуется периодически проверять состояние лямбда зонда. Сделать это можно самостоятельно.

Проверка датчика кислорода

Обычно диагностика лямбда зонда производится с помощью вольтметра и омметра или мультиметра, который заменяет сразу оба эти тестера. Чтобы проверить накальную спираль регулятора необходимо отсоединить от колодки контакты 3 и 4 разъема (обычно это коричневый и белый провода) и подключить к их зажимам концы тестера. Если сопротивление спирали составляет не меньше 5 Ом, то это хороший знак.

Мультиметр для диагностики датчика кислорода

Также проверка лямбда зонда мультиметром позволяет узнать чувствительность наконечника датчика кислорода. Чтобы узнать термоэлектрические параметры элемента необходимо включить и прогреть двигатель до 70-80 градусов. После этого:

  • Доведите обороты двигателя до 3000 и удерживайте этот показатель на протяжении 3 минут, чтобы датчик разогрелся.
  • Соедините минусовой щуп тестера (сигнальный провод) с массой машины, а второй – с выходом лямбда зонда.
  • Проверьте показания тестера, данные должны варьироваться от 0,2 до 1 В и обновляться до 10 раз за секунду.
  • Резко нажмите на педаль акселератора и отпустите ее, если мультиметр покажет значение в 1 В, а потом резко упадет на ноль, то лямбда зонд в порядке. Если данные на тестере не скачут при нажатии и отпускании педали, а показатели составляют порядка 0,4 – 0,5 В – это свидетельствует о необходимости замены датчика.

Если напряжения вообще нет, то, скорее всего, причина неисправности кроется в проводке, поэтому «прозвоните» мультиметром все провода, которые идут от выключателя зажигания к реле.

Показатели мультиметра

Полезно! Чтобы более точно уточнить характеристики чувствительности лямбда зонда потребуется профессиональное оборудование – осциллограф.

Если ваш автомобиль оснащен «умной» бортовой системой, то обратите внимание на сигнал «Check Engine», который может выдать следующие ошибки:

  • 0130 – свидетельствует о том, что датчик выдает неверный сигнал.
  • 0131 – очень слабый сигнал датчика.
  • 0133 – лямбда медленно откликается.
  • 0134 – нет вообще никакого отклика.
  • 0135 – неисправность нагревателя лямбды.
  • 0136 – заземление второго датчика замкнуло.
  • 0137 – второй датчик выдает очень низкий сигнал.
  • 0138 – через-чур высокий сигнал второй лямбды.
  • 0140 – обрыв зонда.
  • 1102 – невозможно считать показатели, так как сопротивление элемента слишком низкое или вовсе отсутствует.
Читайте так же:
Черный дым из выхлопной трубы дизеля

Однако перед тем как проверить датчик кислорода лямбда зонд (видео этого процесса представлено ниже) с помощью специального тестера, обратите внимание на его внешний вид. Если на него налипли вещества, которые препятствуют его полноценной работе, то возможно удастся ограничиться ремонтом этого элемента.

Как отремонтировать лямбда-зонд

Ремонт лямбда зонда своими руками выполнить довольно просто, для этого необходимо определить, в каком именно узле произошел сбой.

Если проблема связана с контактами цепи, то в первую очередь необходимо найти место разрыва и проверить, не окислились ли контакты. Сигнал может, элементарно, не идти от блока управления. Поэтому проверьте питание лямбды. Если контакты элемента окислились их необходимо обработать WD40.

Если на корпусе зонда образовалось много нагара, то может потребоваться чистка всех частей системы. И тут возникает закономерный вопрос, чем промыть лямбда зонд. Дело в том, что обрабатывать платиновые электроды и керамический стержень наждачной бумагой категорически запрещено. Поэтому необходимо использовать специализированные средства, предназначенные для растворения ржавчины.

Для очистки датчика необходимо выполнить следующие шаги:

  • Демонтируйте лямбда зонд, предварительно нагрев его корпус до 50 градусов.
  • Снимите защитный колпачок.
  • Замочите датчик в ортофосфорной кислоте на 30 минут (она справится даже с самыми сложными отложениями).
  • Ополосните лямбду в воде, высушите и установите элемент обратно. Не забудьте смазать резьбу датчика специальным средством для создания полной герметичности (но только не используйте силиконовый герметик).

Очистка лямбда зонда

Так как стоимость датчиков колеблется от 1000 – 3000 рублей за один элемент, то вполне разумно попробовать осуществить ремонт лямбда зонда своими руками (видео смотрите ниже), а уже потом приступать к установке нового элемента.

В заключении

Системы автомобиля очень чувствительны и нуждаются в постоянной диагностике и профилактических работах. Чтобы лямбда зонды и другие элементы работали исправно, не экономьте на хорошем топливе, ведь чаще всего именно некачественный бензин приводит к быстрому выходу из строя важных рабочих элементов.

Как проверить лямбда зонд тестером с 4 проводами

Современный автомобиль – это электромеханическая система, которая состоит из множества деталей и узлов, что связаны между собой совокупностью различных датчиков. Эти датчики поддерживают рабочее состояние авто и обеспечивают его продуктивную работу. Сегодня в этой статье мы будем вести речь про датчик кислорода (лямбда зонд). В частности ответим на вопрос как проверить лямбда зонд с 4 проводами тестером. Это самый распространенный тип датчика и он весьма важен.

Перед тем, как приступать к изучению и тестированию работоспособности ЛЗ мы рекомендуем кратко изучить его конструктивные особенности, виды и принцип действия.

avto-datchiki

Что такое лямбда зонд, принцип действия и его виды

Итак, датчик воздуха – это небольшое устройство, которое установлено в выпускном коллекторе любого современного автомобиля и служит для оценки концентрации остаточного кислорода в отработавших газах. Благодаря показаниям этого устройства компьютерный блок вашего автомобиля получает данные на основе которых производит приготовление горючей смеси. Лямбда зонд учитывает остаточную концентрацию кислорода в сгоревшем топливе и подает сигнал на электронику о том, что вновь поступающую горючую смесь нужно либо обогатить, либо обеднить воздухом. Разумеется то, что при любой неисправности лямбда зонда может пострадать работоспособность двигателя машины.

Помни! Для сгорания 1 кг. смеси топлива и воздуха, необходимо затратить около 15-ти кг. кислорода.

Устройство лямбда зонда

Современный датчик воздуха представляет собой небольшое конструктивное устройство внутри которого имеется ряд взаимосвязанных деталей.

Конструкция лямбда зонда

  1. Металлический корпус на котором имеется резьба. Она предназначена для фиксации датчика в посадочном отверстии;
  2. Изолятор изготовленный из керамики;
  3. Уплотнитель в виде кольца;
  4. Проводники;
  5. Защитная оболочка с отверстием для вентиляции;
  6. Контакт;
  7. Керамический наконечник;
  8. Электрический нагреватель;
  9. Отверстие для выпускного газа;
  10. Стальная оболочка.

Как правило, начало измерений отработавших газов наступает при температуре 310-400 градусов. Именно при такой температуре специальный наполнитель в датчике обретает электропроводимость. Пока температура не достигла нужного значения, электронный блок управления автомобиля берет показания с других датчиков, а уже потом с лямбда зонда. Особенность его работы заключается в том, что выхлопные газы и атмосферный воздух разделены емкостью с токогенерирующим составом. В следствии определенных химических воздействий на эту емкость со стороны выхлопа и со стороны воздуха возникает разница концентрации кислорода на основе чего вырабатываться электрический потенциал. Значения этого потенциала отправляются на блок управления автомобилем.

Читайте так же:
Как правильно настроить зеркала в автомобиле

Все датчики кислорода делятся на четыре типа в зависимости от количества проводов в их конструкции:

1. Однопроводные;
2. Двухпроводные;
3. Трехпроводные;
4. Четырехпроводные.

Виды лямбда датчиков

Все вышеперечисленные лямбда зонды бывают узкополосные и широкополосные.

Основные причины неисправностей лямбда-зонда и последствия его поломки

После того, как мы определились с понятием и особенностями работы датчика кислорода, можно сделать вывод, что он играет ключевую функцию в нормальной работе двигателя внутреннего сгорания. Так что же может привести к поломке лямбда зонда и выхода его из строя? Существуют два аспекта в этом вопросе: внешние факторы и внутренние о которых читайте ниже.

  • Протекание в корпус датчика охлаждающей жидкости или же тормозной;
  • Уход за датчиком средствами, которые не предназначены для таких целей;
  • Некачественное топливо с чрезмерным содержанием свинца;
  • Перегрев датчика, который также случается при использовании плохого топлива.

После того, как лямбда зонд вышел из строя ваш автомобиль начнет подавать определенные признаки:

  • Существенные рывки при движении;
  • Чрезмерные расход топлива;
  • Плохая работа катализатора;
  • Плавающие обороты двигателя;
  • Излишки токсических отходов в отработавших газах.

Серьёзность всего вышеперечисленного должна наталкивать водителя на проверку лямбда зонда практически каждые 10 тыс. км. Его полная замена желательна после каждых 40 000 км пробега.

Проверка лямбда зонда с 4 проводами тестером. Методы проверки ЛЗ

Итак, мы подошли к тому вопросу, который волнует каждого автолюбителя: как же проверить датчик лямбда зонд в домашних условиях? Для этого вам понадобится обычный тестер (мультиметр) или вольтметр.

Лямбда зонд 4 провода

Первым делом необходимо прогреть двигатель, после чего произвести замеры сопротивления на проводах подогревателя. Как правило, это два белых провода полярность между которыми можно не соблюдать. Нормальное сопротивление между ними должно равняться от 2 до 10-ти Ом. Если это значение другое, то следовательно датчик неисправен.

График напряжения лямбда зонда

Идем далее. Теперь нужно минусовой провод тестера подключить на корпус двигателя. При этом плюсовой контакт подключите к сигнальному проводу самого датчика. Как правило это будет черный провод. На прогретом двигателе нажмите на педаль газа и наберите обороты до 3000 об/мин. Удерживайте педаль в этом положении около трёх минут. В это время производится прогрев лямбда зонда. Теперь вы можете проверить включение датчика кислорода.

Напряжение между корпусом двигателя и сигнальным (черным проводом) детали должно колебаться в районе от 0,2 до 1 вольта. За каждые прошедшие 10 секунд времени датчик должен включаться около 10-ти раз. В тех случая когда тестер будет показывать 0,4-0,5 вольта и не будет производиться включение, то можно сделать вывод о неисправности лямбда зонда.

Также вам нужно знать о том, что при резком нажатии на педаль газа тестер должен показывать напряжение около 1 вольта. При резком отпускании педали – ноль вольт.

Как проверить лямбда зонд: способы проверки

Строение кислородного датчика

В отличие от карбюраторных, инжекторные двигатели более экономичны. В любом случае, все ТС оснащены датчиками разного назначения. Если профессиональные автовладельцы разбираются в них, то новичкам приходится сложно. К примеру, датчик остаточного кислорода влияет на смесеобразование. Он, как и любой элемент системы, иногда ломается. Рассмотрим, как проверить лямбда зонд на работоспособность, что для этого нужно сделать, и с помощью каких средств.

Лямбда зонд — это?

Прежде чем понять, как проверить лямбда зонд, необходимо узнать, что это. Как было уже сказано, λ-зонд измеряет концентрацию кислорода в выхлопе. Замеры воздуха проводятся нестандартно. Можно сравнить этот датчик с дыхательной системой человека.

Устройство находится в выпускном коллекторе и принадлежит выхлопной системе авто. При поломке оно провоцирует множество негативных факторов: большой расход топлива, сильный выхлоп, нестабильность работы «движка». Если водитель заметил, что мотор стал менее мощным, то в первую очередь нужно проверить λ-зонд.

Всего в автомобиле может быть от одного до четырех зондов. Они нужны для определения высокой точности анализа выхлопа. Если прибор показывает высокое содержание кислорода, значит, следует увеличить количество топлива, и наоборот.

Читайте так же:
Виниловые наклейки на авто – индивидуальность и практическая польза

Многие спрашивают, как проверить работу лямбда зонда, если их два? В этом случае проверке подвергаются оба. Зачем в машине два датчика? Первый из них анализирует оптимальный состав смеси, а второй проверяет корректность работы катализатора. Датчики могут быть установлены под днищем авто или под капотом. Если водителю нужно знать их точное расположение, то рекомендуется заехать в СТО и попросить снимок дна с отметками зондов.

Нужно понимать, что время от времени датчики выходят из строя. И избежать проблем не получится. Ошибочно полагать, что маленький лямбда зонд не требует к себе внимания. Средняя продолжительность их жизни, при езде на российском бензине, составляет от 40 тыс. до 100 тыс. пробега. Чтобы увеличить срок службы, нужно заливать качественное топливо без примесей. При выходе из строя водителю придется менять детали на новые. Стоимость датчиков на Ваз составляет до 2000 рублей. Для иномарок цена выше, самый бюджетный вариант предлагается минимум за 3500 рублей.

Принцип работы датчика

Сегодня на автомобилях могут использоваться разные виды «кислородников». Чтобы понять, как проверить работает ли лямбда зонд, нужно изучить его принцип работы. Сам датчик состоит из нагревательного элемента, нескольких электродов и электролита. Функционирование λ-зонда простое, но имеет свои нюансы.

Чтобы прибор определил «неправильность» показаний, ему нужно полученные результаты с чем-то сравнить. Поэтому он замеряет сам воздух и газы, оставшиеся после сгорания топливовоздушной смеси (ТВС). Результаты измерений передаются в виде импульсов на ЭБУ. Здесь в работу вступают электроды, которые проводят замеры, вступая в реакцию с кислородом и выхлопом. Импульс отправляется на ЭБУ, где тот сравнивает результаты с данными «в памяти».

Сейчас на многих авто выхлопная система оснащена двумя датчиками. Они и замеряют остаточный кислород, и оценивают эффективность работы нейтрализатора. Благодаря этой системе окружающая среда не так сильно загрязняется. Но если автовладелец пару раз заправит авто низкокачественным топливом, то нейтрализатор сломается. Даже если соблюдать все правила по эксплуатации системы, нейтрализатор все равно может стать неисправным, т.к. он имеет определенный рабочий ресурс.

Разновидности

Много кислородных датчиков

Как проверить датчик лямбда зонд своими руками? Этот вопрос интересует многих, но для самостоятельной диагностики нужно разбираться в видах λ-зондов.

Самым востребованным видом считается циркониевая модель. Она работает по принципу гальванического элемента. Наконечник покрывают экраны из платиновых электродов. Если датчик не прогреется до определенной t°, то он не сможет правильно функционировать.

Титановые модели схожи с циркониевыми. Их рабочая t° составляет 700 градусов. Предусмотрено обязательное наличие нагревательного элемента. Данный датчик имеет сложную конструкцию. Его установка обходится дорого, поэтому широкого распространения не имеет.

Существует широкополосный датчик, который отличается от титанового и циркониевого двумя камерами. В измерительной камере поддерживается состав газов. Насосная камера ликвидирует излишки кислорода из обедненной смеси и, наоборот, пополняет богатую смесь кислородом извне.

Признаки неисправности

Чтобы понять, как проверить датчик лямбда зонд, необходимо знать все признаки неисправности. Водитель должен насторожиться, если заметит странности в работе двигателя. Поломка может образоваться в любой момент по следующим причинам:

Изнашивание элементов системы.

Разгерметизация корпуса авто.

Попадание воздуха (газов) внутрь топливной системы.

Отсутствие связи с ЭБУ.

Нестабильные холостые обороты.

Перегрев датчика по разным причинам и пр.

Указанные в списке признаки говорят о том, что идет медленное «угасание» работы λ-зонда.

Первое время датчик работает нерегулярно, то есть сигналы для ЭБУ не передаются. Показатели меняются, колебания расширяются, при этом качество бензина снижается, заставляя «движок» дергаться. После этого владелец слышит хлопки в моторе, на панели приборов мигает соответствующий значок. Датчик, переставая работать, будет сообщать об этом. Если игнорировать «симптомы», мощность авто снизится настолько, что движок будет издавать сильные хлопки.

Если двигатель перегреется, то система сломается окончательно. Это будет самым страшным последствием. Некоторые авто оснащены системой, которая блокирует «движок» при неисправном датчике. Водитель рискует застрять посреди дороги. Ему потребуется вызывать эвакуатор.

Причины неполадок

Проверка лямбда зонда не требуется на протяжении 100 000 км пробега. Но существует несколько причин, которые могут сильно сократить срок службы датчика. После этого водителю точно придется искать информацию, как проверить лямбда зонд своими руками.

Перечислим главные причины неполадок:

машинаНеисправности цепи. Проблема возникает в разных вариациях: обрыв проводов, повреждение цепи, изоляции. Как только это произойдет, λ-зонд перестанет функционировать до момента разогрева выхлопных газов до рабочей t.

Читайте так же:
Инжектор на ВАЗ 21099 – все особенности устройства

машинаЗамыкание. При замыкании датчик ломается окончательно. Водителю придется менять его на новый, поскольку он неремонтопригодный.

машинаЗагрязнение. Датчики загрязняются естественным образом и перестают правильно передавать информацию. По этой причине эксперты советуют регулярно менять датчик, не дожидаясь его полного выхода из строя.

машинаТермический перегруз. Он возникает, когда появляются проблемы с зажиганием. Датчик начинает работать в критических для него условиях, постепенно ломаясь.

машинаМеханические повреждения. Возникают по большому ряду причин, начиная от ударов после ДТП, заканчивая неправильным ремонтом.

Если во время установки датчиков были использованы герметики, вулканизирующиеся при высоких t, то это не убережет зонд от поломки. Тоже самое ждет деталь при попадании на наконечник всяких технологических жидкостей.

Проверка диагностическим прибором

Мастер проверяет лямбда зонд

Вопрос, как проверить датчик кислорода лямбда зонд, возникает, когда двигатель начинает показывать водителю на появившиеся неисправности. Диагностировать поломку можно быстро, используя специальный сканер. Компьютерная диагностика не только покажет неисправность, но и укажет, какая она. Точность проверки составит 90%. Если после проверки выяснится, что ошибка именно в λ-зонде, то его придется заменить. Но бывают ситуации, когда прибор ни при чем, и проблема скрывается в другом элементе.

После проведения диагностики рекомендуется все равно осмотреть датчик кислорода, даже если сканер указал на другую ошибку. Иногда водители меняют датчик на новый, но потом видят, что неполадка осталась. Для подтверждения ошибки следует обратиться в специализированный автоцентр.

Проверка мультиметром

Многих водителей интересует, как проверить лямбда зонд на работоспособность мультиметром, и сделать это правильно. Для начала нужно провести диагностику нагревательного элемента и только потом переходить к лямбда зонду.

Нагревательную составляющую проверяют тестером. Сначала прибор подключают к контактам нагревателя, предварительно переключив его в режим замера сопротивления. После этого проводится прозвон контактов. Если элемент исправен, то прибор покажет значение сопротивления меньше 10 Ом. Если эта цифра больше, значит, устройство не работает.

Для диагностики мультиметром потребуется подключить его к сигнальному проводу, проводу нагревателя и датчику. Если напряжение полностью отсутствует, следует провести прозвон проводов.

Проверка вольтметром

Как проверить кислородный датчик на работоспособность вольтметром? Сделать это еще проще, чем кажется. Для начала водителю нужно завести двигатель и довести обороты до 3000. После этого идет проверка показаний при 2 В. Устройство должно демонстрировать напряжение 0,55В. Автовладелец должен то повышать, то снижать обороты. Прибор при этом должен демонстрировать до 0,8-1 В или до 0,4 В или еще ниже. Если информация меняется в динамике, значит, зонд работоспособен. Если колебания слабые или вовсе отсутствуют, значит, кислородник неисправен. Требуется замена.

Ремонтные работы

После того, как автовладелец понял, как проверить лямбда зонд в домашних условиях, ему нужно произвести ремонтные работы. Сделать это можно самому, либо обратившись к мастерам. Если решено проводить ремонт самостоятельно, то необходимо следовать инструкции.

гаечный ключСначала требуется определить, где именно произошла поломка. Если неисправность возникла с контактами цепи, то придется отыскать область разрыва. Вместе с этим нужно проверить контакты на предмет окисления, питание лямбды. При окислении проводится обработка.

гаечный ключВ случае, когда корпус зонда полностью покрыт нагаром, требуется чистка элементов. Обработку проводят специальными средствами, которые растворяют отложения. Нельзя применять наждачки и щетки.

Датчики стоят не так дорого, поэтому рекомендуем попробовать самостоятельный ремонт. Если починить неисправности не удалось, то остается заменить детали.

Заключение

Многие водители сталкиваются с проблемами, возникающими после неполадки лямбда зонда. Как проверить кислородный датчик на работоспособность, мы рассмотрели в статье. Сделать это можно несколькими способами, используя специальные приборы. Также автовладелец может воспользоваться компьютерной диагностикой. Неисправный датчик требует замены, и игнорировать поломку нельзя.

Некоторые водители пытаются отключить зонд, но это приводит к массе негативных последствий. К примеру, увеличивается расход топлива. Также со временем на клапанах, в катализаторе и поршнях появляется нагар. Ни одному автомобилисту не хочется подвергать себя опасности.

—>Автозапчасти и СТО —>

Кислородный датчик – устройство, предназначенное для фиксирования количества оставшегося кислорода в отработавших газах двигателя автомобиля. Он расположен в выпускной системе вблизи катализатора. На основе данных, полученных кислородным датчиком, электронный блок управления двигателем (ЭБУ) корректирует расчет оптимальной пропорции топливовоздушной смеси. Коэффициент избытка воздуха в ее составе обозначается в автомобилестроении греческой буквой лямбда ( λ ), благодаря чему датчик получил второе название – лямбда-зонд.

Все современные автомобили оборудованы датчиками кислорода (лямбда зонды). Они являются очень важной составляющей системы впрыска топлива на инжекторных двигателях. При выходе из строя лямбда зонда, увеличивается расход топлива причем в разы. у меня мотор 1,6 кушал 20 литров на 100 км пробега. Для проверки лямбды не достаточно иметь простой мультиметр, так как сигнал с датчика на переходных режимах меняется практически мгновенно, и тестер просто не успевает его измерить. Поэтому было принято решение, сделать простой недорогой тестер, специально для проверки датчиков кислорода. В качестве индикации служит линейка из 10 светодиодов которая позволяет оперативно контролировать выходной сигнал с датчика и определить его исправность.

Читайте так же:
Как произвести замену крана печки на автомобиле «Шевроле Нива»

Как самостоятельно проверить кислородный датчик - лямбда-зонд?

Внимание! датчики кислорода бывают одно, двух, трех и четырех проводные! Однопроводные очень старые модели с ними все понятно масса и сигнальный провод. В двух проводных датчиках черный провод сигнал, а серый масса. Трех проводные имеют 2 белых провода подогрев, черный сигнал, масса берется с коллектора. Четырех проводной датчик также как 3х проводной 2 белых подогрев, черный сигнал, серый масса.

Тестер для проверки лямбда-зонда своими руками

Схема тестера для проверки лямбда зонда довольно проста, ее сердце микросхема-генератор LM3914, которая может работать в 2х режимах, бегущая полоса или бегущая точка. на входе стоит делитель который настроен на входное напряжение 0-1 V, каждый светодиод 0,1 V. Чего как раз достаточно практически для всех типов зондов, обычно диапазон лямбда зондов 0-0,9 V.

Схема тестера для проверки кислородного датчика

Настройка заключается в подстройке делителя напряжения на входе тестера, подстроечным резистором. Для этого нужен регулируемый блок питания и мультиметр. Необходимо выставить напряжение 0,5 V на блоке питания и добиться загорания 5 и 6 светодиодов. т.е. средина светодиодной линейки, далее поднимаем напряжение до 0,9 V и смотрим чтоб горел предпоследний светодиод. На этом настройка окончена.
Все собрано на печатной плате размером 31 х 27 мм. светодиоды подключены проводами. Питается устройство от 3х батареек типа ААА.

Печатная плата
Печатный монтаж тестера кислородного датчика

Что касается корпуса, здесь на усмотрение. Кто что придумает, так он и будет выглядеть.

Конечно же есть и другие варианты схем такого тестера, собраны они также на микросхеме-генераторе LM3914:

Схема тестера для диагностики лямбда-зонда

Схема тестера для проверки кислородных датчиков

Если внимательно присмотреться к схеме каждого варианта, можно найти небольшие различия включения микросхемы, здесь выбирать только Вам!

Кислородный датчик можно проверить также простым мультиметром, зная основные параметры работы датчика.

Переводим режим мультиметра в измерение постоянного напряжения в пределах «20 В». Включаем зажигание автомобиля, но не заводим двигатель. На приборе должно быть значение «0,45 В». Это нормальное показание, опорное напряжение в норме.

Если оно отсутствует или сильно занижено, значит, блок управления двигателем не выдает необходимого опорного напряжения на лямбда-датчик. Он правильно работать не будет. Нужно искать проблему в ЭБУ мотора.

В случае двухпроводной лямбды может отсутствовать «земля» на сером проводе. Возможен обрыв на нем или блок управления не «присылает» минус – проблемы в электронике блока. Чтобы в этом убедиться, можно минусовый щуп мультиметра подключить к «минусу» аккумулятора. Если на приборе покажутся заветные «0,45 В», значит нет «массы» в ЭБУ.

Проверка кислородного датчика мультиметром

Проверяем работоспособность активного элемента лямбда-зонда

Щупы прибора оставляем в таком же положении. Заводим мотор автомобиля, даем ему немного прогреться. Показания мультиметра должны изменяться приблизительно в течение 1 секунды от 0,1 до 0,9 В. Если они неизменные, то датчик неисправен.

Показания прибора при работающем двигателе не меняются, значит лямбда не работает!

Чтобы сильнее убедиться в работоспособности лямбды, можно снять с ресивера вакуумный шланг, то есть увеличить количество воздуха во впускном коллекторе после ДМРВ (датчика массового расхода воздуха), тем самым обеднить смесь. Показания мультиметра должны измениться, то есть, границы амплитуды изменения напряжения поменяются.

Обманка кислородного датчика (лямбда-зонда)

Есть категория автолюбителей, предпочитающих обход различных электронных узлов автомобиля. Обманка всё решит! Здесь выскажу своё личное мнение.

Зачем отключать или выводить из работоспособности целые узлы автомобиля, превращая его в Жигули? Покупаем сразу простейший автомобиль и не морочим никому голову!

Тем не менее, приведём варианты обманок кислородного датчика

Обманка кислородного датчика

Схема обманки лямбда зонда

Как видим по схемам обманок, они типовые. Но, покупая хороший автомобиль, нужно предполагать расходы на его содержание и обслуживание. Такие варианты отключения датчиков ни к чему хорошему не приводят!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию