Как проводится ремонт аккумулятора
Восстановление аккумулятора автомобиля своими руками
Описание работы по восстановлению аккумулятора автомобиля: особенности, виды неполадок АКБ, с чего начать ремонт. Видео о восстановлении аккумулятора.
С наступлением холодов нередко у автовладельцев начинает вызывать беспокойство состояние аккумулятора. Но даже если он перестал выдавать требуемый ток, не стоит спешить отправлять этот агрегат на металлолом – как показывает практика, большинство изношенных АКБ после восстановления могут ещё значительное время послужить. При том, что новая батарея стоит отнюдь не мало. Об особенностях ремонта разных типов энергосберегающих устройств речь пойдёт далее.
Что не так с аккумулятором
Автомобильная аккумуляторная батарея обычно представляет собой закрытый пластмассовый контейнер, внутри которого находятся свинцовые пластины – положительные и отрицательные, составляющие гальваническую пару. Как правило, они омываются раствором серной кислоты, также называемым электролитом. На клеммы электродов может поступать ток от зарядного устройства или генератора. Ну, а когда АКБ накопит достаточно амперчасов, она сама становится источником электроэнергии, расходуемой на запуск двигателя, работу приборов и освещение.
Генератор автомобиля в ходе его движения восполняет энергозатраты, но может оказаться, что накопленного тока недостаточно хотя бы для того, чтобы нормально завести двигатель. Что поделать – время берёт своё, и даже при корректной эксплуатации машины пластины аккумулятора изнашиваются.
Однако в большинстве случаев такую АКБ можно восстановить. Способов придания аккумулятору «второго дыхания» существует немало, но для того, чтобы выбрать наиболее применимый, нужно определить причину отказа устройства выдавать нужное количество электроэнергии.
Сульфатация свинцовых электродов
Из всех «болезней» АКБ эта наиболее распространённая. Дело в том, что работа батареи, как правило, сопровождается образованием на её пластинах соляного налёта. Если не доводить аккумулятор до глубокого разряда, то при наполнении его энергией такие отложения растворяются.
Однако причины сульфатации кроются не только в экстремальных разрядах. Её могут вызвать и такие факторы, как частая неполная зарядка или продолжительное пребывание батареи в разряженном виде.
Чтобы выяснить, поражена ли сульфатацией батарея, следует открутить её пробки и осмотреть пластины. Светлый налёт с коричневым оттенком является верным признаком такого процесса. Другими симптомами этой неполадки, которые могут проявляться в том числе и у необслуживаемых кислотных аккумуляторов, являются следующие:
- при зарядке батарея через некоторое время закипает;
- полностью заряженный аккумулятор не в состоянии раскрутить двигатель и садится за несколько минут от обычной лампочки;
- белый налёт на корпусе батареи.
Другие неполадки АКБ
Второй по распространённости неисправностью аккумуляторов является разрушение и осыпание их пластин, что легко выявить по чёрному цвету электролита. Если повреждения серьёзные, то реанимировать такую батарею будет уже проблематично.
Кроме того, соседние пластины могут элементарно замкнуться вследствие их деформации или накопления на дне шлама, образовавшегося от их осыпания. Контакт электродов происходит обычно в одном из блоков аккумулятора. При этом в неисправной банке электролит при зарядке не закипает, или это происходит с задержкой, а напряжение не увеличивается либо растёт еле-еле.
Если же основательно разряженный аккумулятор продолжительное время держать на морозе, то кислотный электролит в такой АКБ может просто замёрзнуть. Способность к восстановлению батареи в этом случае будет зависеть от последствий воздействия на неё низкой температуры.
Ремонт аккумулятора своими руками: с чего начать
На первом этапе восстановления АКБ следует очистить её корпус. Поверхность батареи промывается раствором соды для того, чтобы убрать загрязнения и нейтрализовать электролит, часто попадающий на крышку.
Налёт с клемм аккумулятора снимается некрупной наждачной бумагой. Кстати, именно окисленная поверхность контактов может быть причиной нестабильной работы батареи. Потому после их очистки нелишнем будет испытать автомобильный аккумулятор в действии.
Десульфатация методом заряда-разряда
Для этой цели пригодится встречающееся в продаже автоматическое зарядное устройство «Кедр» или подобное. Такие гаджеты самостоятельно запускают и прекращают зарядку в зависимости от настроек.
Восстанавливаемый аккумулятор предварительно наполняется электроэнергией на всю доступную ёмкость. После чего зарядное устройство с подключённой параллельно лампочкой от поворотного фонаря запускается на 3–5 дней в режиме тренировки, заключающемся в минутной зарядке и десятисекундной разрядке. После такой «раскачки» батарею следует зарядить окончательно.
В этом случае обычное зарядное устройство с фиксированными настройками, выставленными на 14 В и 0,8 А, подключается к аккумулятору на 8–10 часов. По прошествии этого времени вольтметр должен показать результат наполнения АКБ энергией. Сутки даются батарее на отдых, и снова зарядка, но уже с током силой в 2 А, после чего вольтаж с плотностью должны немного увеличиться.
Затем к аккумулятору подключается лампа дальнего света, и в течение 6–8 часов посредством вольтметра контролируется снижение напряжения до 9 В – меньше желательно не допускать. И далее – повтор циклов до получения от АКБ напряжения в 12 В и нормальной плотности электролита:
- зарядка током силой в 0,8 А;
- сутки – на отдых;
- снова зарядка током в 2 А;
- разрядка лампочкой.
В зависимости от состояния аккумулятора, его приведение в чувство таким способом занимает до двух недель.
Замена электролита своими руками
Случается, что субстанция в банках очень старых, давно не использовавшихся аккумуляторов становится мутной или чёрной. Такое же явление возникает и при коротком замыкании, которое можно обнаружить и по отсутствию выделения газа от конкретного контейнера при зарядке. Загрязнённый электролит лучше заменить, а если батарея «коротит» по причине деформации решёток, то для её восстановления требуется физическое вмешательство.
На батареях, где каждая банка установлена отдельно, это делается относительно просто: короткозамкнутый контейнер вскрывается и монтируются новые пластины. Для современных АКБ с элементами, помещёнными в общий корпус, такой ремонт затруднителен, но тоже возможен.
С аккумулятора, подвергшегося короткому замыканию, сначала сливается кислота путём вытягивания её грушей. Можно освободить от жидкости только неисправную банку, но лучше всю батарею, так как свежий электролит ей не повредит. Далее АКБ следует заполнить дистиллированной водой, слегка покачать корпус и осторожно её слить. Переворачивать устройство не стоит, чтобы не засорять пластины шламом. И так до тех пор, пока промывочная жидкость не станет чистой.
Ну, а для эксклюзивного ремонта банки с коротким замыканием припасён более радикальный способ. Так, под ней в днище батареи высверливается небольшое отверстие диаметром 4–5 мм, через которое сливается жидкость вместе со шламом, а сам отсек промывается дистиллированной водой. Затем искусственная дырка заделывается пластмассой с помощью паяльника. Если пластины АКБ окажутся неповреждёнными, достаточно будет добавить электролит по следующему методу:
- Заливка кислоты плотностью 1,28. За двое суток до этого в электролите можно растворить специальную присадку для десульфатации.
- Сутки нужно подождать, чтобы из АКБ вышел воздух.
- Зарядка батареи током 0,1 А до 14–15 В и полного восстановления плотности. При этом нужно проследить, чтобы не было бурного кипения жидкости и сильного нагрева корпуса. В случае чего лучше аккумулятор отключить, дать ему остыть и затем продолжить процесс наполнения АКБ энергией.
- Когда ареометр покажет нужное значение, следует снизить ток на два часа. Если за это время плотность электролита существенно не изменится, зарядка прекращается.
- Разрядка током 0,5 А до 10 В. Если напряжение снизилось до этого значения раньше, чем через 8 часов, цикл повторяется. Иначе батарея просто заряжается до номинальных показателей.
Как извлечь пластины АКБ
Даже если аккумулятор неразборный, заменить пластины в случае короткого замыкания в нём всё же можно. Для этого сверху неисправной банки, предварительно освобождённой от кислоты, обрезается пластик, а перемычки, ведущие к соседним контейнерам, отсоединяются. Блок демонтируется из батареи и хорошенько промывается в воде, избавляясь от остатков электролита.
Дальнейшая задача – отыскать причину замыкания, для чего следует обследовать пластины и диэлектрик. Повреждённые электроды можно заменить аналогичными целыми от другой АКБ.
После устранения неполадки банку нужно промыть, тем самым освободив её от загрязнений, и вернуть на место. Перемычки восстанавливаются, ранее снятая часть крышки батареи монтируется обратно с помощью клея, эпоксидной смолы или пластика, расплавленного паяльником. Заливается электролит, батарея заряжается.
Радикальная переполюсовка
Когда в одной из шести банок аккумулятора происходит значительное снижение напряжения, при зарядке полюса в ней меняют свой знак. Такое явление провоцирует цепную реакцию, приводящую к аналогичным метаморфозам в соседних контейнерах.
Удивительно, но это тот случай, когда отремонтировать изделие помогает искусственно созданная в нём неисправность. Переполюсовка позволяет в значительной степени очистить пластины от сульфатов и восстановить до 80 % первоначальной ёмкости аккумулятора.
Однако столь радикальный подход не следует применять, если:
- цвет электролита в банках – чёрный;
- у аккумулятора имеется короткое замыкание;
- плотность электролита недостаточна.
Конечно, метод переполюсовки иначе как варварским не назовёшь, но если другие способы восстановления аккумулятора не привели к желаемому результату, можно попробовать и такую технологию. Если батарея не работает, хуже для неё уже всё равно не будет.
Итак, сперва из каждой банки аккумулятора ареометром отбирается электролит и определяются показатели этого прибора, исходя из которых оценивается состояние контейнеров. Среди них совершенно неработоспособных обычно оказывается немного – один-два. И восстанавливать ёмкость придётся, по большому счёту, только у этих элементов. Причём, переполюсовку можно провести в домашних условиях, не разбирая батарею.
Основные этапы процесса:
- Разрядка аккумулятора «до нуля» с помощью какой-нибудь нагрузки – например, автомобильной лампочки. Если какое-то напряжение остаётся, применяется короткое замыкание клемм.
- В разрыв клеммы со знаком «минус» зарядного устройства включается балластное сопротивление – например, резистор на 50 кОм, для защиты пластин аккумулятора от короткого замыкания.
- Подключение проводов зарядного устройства к аккумулятору в обратной полярности: положительный – к «минусу», отрицательный – к «плюсу».
- Зарядка аккумулятора током, сила которого составляет 10 % ёмкости АКБ с последующим уменьшением этого значения до 2 А.
- После закипания банок зарядка продолжается ещё два часа.
Заново проверяется плотность электролита. В исправных банках она должна стать меньше, а в дефектных — повыситься. С помощью замыкания клемм аккумулятор подвергается глубокому разряду, после чего батарея подключается к зарядному устройству уже по стандартной полярности и проходит вышеописанный цикл набора энергии. Для надёжного восстановления АКБ рекомендуется провести переполюсовку дважды.
Заключение
Безусловно, восстановить аккумулятор в домашних условиях вполне возможно. Однако следует отметить, что находящаяся в нём серная кислота и образующиеся в этом агрегате газы небезопасны. Потому при выполнении работ, связанных с разборкой АКБ, нужно надевать перчатки, а помещение должно обладать хорошей вентиляцией. И вообще, заниматься ремонтом батареи лучше на свежем воздухе.
Видео о восстановлении аккумулятора:
Описание работы по восстановлению аккумулятора автомобиля: особенности, виды неполадок АКБ, с чего начать ремонт. Видео о восстановлении аккумулятора.
Восстановление 4-летнего автомобильного AGM аккумулятора
В декабре 2019 в лабораторию прибыл аккумулятор Volvo AGM V022A 70А*ч, производство 40-я неделя 2015 года, т.е. 4 года назад. Автомобиль долгое время простаивал, АКБ соответственно разрядилась, после чего был произведён обычный подзаряд, затем автомобилем пользовались.
Для отворачивания пробок можно использовать круглогубцы с изогнутой рабочей частью. Инструмент оставляет на пробке следы, но это неизбежно. Изготовитель, (скорее всего, это Варта или Бош), специально сделал труднооткрываемые пробки, чтобы AGM не путали с обычными наливными АКБ, и чтобы при обращениях по гарантии было видно, не открывались ли пробки.
Стекломаты выглядят суховатыми.
У новой Топлы они выглядят так. (видео с эндоскопа).
Пока делать что-либо с АКБ рано: её температура 10.5 градусов Цельсия. В помещении 21 градус. Подзаряд можно произвести и при такой температуре, но для восстановления нужна температура выше +15 градусов. Ждём, пока аккумулятор прогреется.
Прибор Konnwei KW600 считает АКБ неисправной и подлежащей замене.
Доливаем дистиллированную воду (не водопроводную, дождевую или питьевую, не электролит). В каждую банку этой 70 А*ч АКБ ушло 55-60 миллилитров. Доливать следует до обильного влажного блеска стекломатов, или до зеркала по уровню матов. На фото в углублении виден блеск поверхности жидкости. Ставим пробки на место и начинаем заряд. Можно закрутить пробки не полностью, так как в процессе восстановления может потребоваться ещё добавить дистиллированной воды.
Некоторые AGM и GEL АКБ комплектуются ёмкостями не дистиллированной воды, а со слабым раствором электролита. Это делается потому, что производитель не предусматривает, что с батареей будут производиться сложные десульфатирующие мероприятия.
Если в процессе эксплуатации, когда характеристики АКБ ухудшились, просто долить слабый раствор электролита, будет скомпенсирована потеря воды и кислоты, химически связанной в сульфатах. Часть активных масс останется сульфатированной, а количество и концентрация электролита, соответственно и эксплуатационные напряжения, придут в норму, и АКБ сможет продолжить работу без тревожных сигналов со стороны автоматики контроллеров. После долива и небольшого времени на пропитку стекломатов, АКБ можно сразу вернуть на место работы.
Так можно продлить срок службы дорогой аккумуляторной батареи, и очень хорошо, что производители это предусматривают. Но ещё лучше произвести полный выравнивающий, восстановительный, десульфатирующий стационарный заряд. Так мы восстановим характеристики АКБ, (ёмкость, токоотдачу), в большей мере, и на большее время продлим её жизнь.
Сульфатация не только исключает активные массы и кислоту из полезной обратимой токообразующей реакции Гладстона-Трайба, но и ведёт к разбуханию активных масс, могущему приводить к разрыву сепараторов и коротким замыканиям. Потому правильный подход к эксплуатации свинцовых аккумуляторов — именно десульфатировать, с доливом только дистиллированной воды. Электролит следует доливать в крайних случаях, если присутствует элемент срочности и невозможно произвести десульфатирующие мероприятия.
Заряжать будем программируемым ЗУ Кулон-912. Подробная методика описана в предыдущей статье. Настройки основного заряда следующие: максимальное напряжение 14.7 В, начало снижения тока при 14.6 В. Ток установим очень низкий, 1% паспортной ёмкости. Для 70 А*ч это 700 мА. Это делается потому, что изношенным АКБ свойственен разбаланс. Малый ток позволяет его устранить, и зарядить активные массы наиболее полно.
Ток окончания заряда 50 мА, максимальное время 48 часов, (установить большее время основного заряда ЗУ не позволяет). Включаем заряд, ждём самого минимального тока, который будет достигнут, и выдержим его ещё 12 часов.
▍ Основной заряд подходит к завершению по времени. Ток 0.34 А. Отдано 29.23 А*ч.
▍ Прошло ещё 3 часа. Дальнейшего снижения тока пока не видно. Будем мониторить ещё 4 часа.
Отключаем заряд, сделаем часовую паузу и посмотрим на показания тестера.
Прекрасные показатели, но их можно ещё улучшить. Приступим к дозаряду с повышенным напряжением в два этапа.
Заряжать будем током 1% номинальной ёмкости без ограничения напряжения, для чего установим максимально возможное напряжение Кулона-912 — 16.5 вольт, и ток 700 мА. Ток окончания заряда устанавливаем минимально возможный, время 48 часов.
▍ Прошёл ещё час, напряжение не меняется, даже чуть снизилось до 16.29 В. С этого момента начнём отсчёт двух часов.
Отключаем заряд, утром проверим аккумулятор тестером.
После выравнивающего дозаряда с повышенным напряжением характеристики батареи ещё улучшились.
Стекломаты не потеряли влажного блеска, даже наоборот, выглядят очень мокрыми. При десульфатации из активных масс выделилась серная кислота.
Сделаем контрольный разряд до 11.8 В током 3 А.
Ставим на основной заряд с теми же параметрами, что и в первый раз.
▍ Спустя двое суток заряда током 0.7 А напряжение на клеммах 13.13 В. Ещё за несколько часов напряжение дошло до 14.6.
Подходит к концу этап основного заряда. Влажный блеск стекломатов, пропавший после разряда до 11.8 В, вернулся.
Если бы после заряда наблюдалась сухость матов, потребовалось бы добавить дистиллированной воды в банки.
Плотность электролита по показаниям рефрактометра 1.28.
▍ Спустя ещё чуть более 4 часов, показания напряжения и тока остаются неизменными. Подождём ещё 4 часа, и выключаем заряд.
И сразу переходим к дозаряду тем же током, но без ограничения напряжения. Выдержим максимальное напряжение 2-3 часа, либо если будет достигнут предел Кулона-912, — 16.5 вольт, — дождёмся, когда ток перестанет снижаться в течение 2-3 часов.
▍ Показания не меняются на протяжении 3 часов, выключаем. Дозаряд завершён. Через 8 часов посмотрим на показания тестера.
До начала работ было 10.45. Восстановление завершено.
Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.
Когда требуется и как выполняется ремонт аккумулятора на автомобиле
Владельцы автомобилей по-разному эксплуатируют свои аккумуляторы. Кто-то следит за ними и обслуживает, а другие просто «убивают» их и ставят новый. Соответственно, и срок службы в этих случаях будет разный. Но рано или поздно возникает потребность в ремонте автомобильного аккумулятора. Для тех, у кого есть свободные деньги, это не проблема. Они идут и покупают новую аккумуляторную батарею. А те, у кого с деньгами напряг, пытаются всяческими способами продлить жизнь аккумулятору автомобиля.
Причины выхода аккумуляторов из строя
Основные причины выхода АКБ из строя выглядят следующим образом:
- повреждение корпуса аккумулятора, пластин по разным причинам;
- замыкание пластин АКБ разной полярности по разным причинам;
- разрыв внутренней цепи аккумулятора;
- сульфатация пластин.
Повреждения корпуса и пластин аккумулятора
Одной из основных причин таких повреждений становится механическое воздействие на АКБ. Это может быть сильный удар, падение и так далее. Кроме того, к разрушению корпуса и повреждению пластин может привести замерзание электролита в аккумуляторе (ссылка на материал). Поскольку при замерзании происходит расширение, это вызывает трещины в корпусе и коробление пластин.
Сегодня на форумах можно встретить вопросы о том, как разобрать автомобильный аккумулятор. Современные малобслуживаемые или необслуживаемые автомобильные аккумуляторы разобрать не получиться. Точнее, разобрать можно, но это необратимый процесс, разрушающий АКБ. Разобрать для ремонта и замены банок можно лишь обслуживаемые аккумуляторы старого образца, которые сейчас не выпускаются.
Вернуться к содержанию
Замыкание пластин
Замыкание пластин может быть вызвано следующими причинами:
- заводской брак;
- механическая деформация или замерзание электролита;
- осыпание активной массы электродов;
- повреждение сепаратора.
Разрыв внутренней цепи аккумулятора
Если это произошло при штатной эксплуатации АКБ, то аккумулятор можно сдать по гарантии. При этом он не должен иметь повреждений (следов ударов, трещин, оплавления и т. п.). Если аккумулятор эксплуатируется правильно, то такая неисправность в большинстве случаев является производственным дефектом. Ремонт этой неисправности либо невозможен, либо очень проблематичен. Так, что в этом случае придётся обменивать аккумулятор по гарантии или покупать новый.
Вернуться к содержанию
Сульфатация пластин
Сульфатация пластин представляет собой процесс оседания сульфата свинца (PbSO4) на поверхности положительных и отрицательных электродов. По мере накопления это вещество забивает поверхность активной массы пластин, что приводит к сильному снижению ёмкости АКБ.
Сульфат свинца образуется во время разряда батареи и растворяется при заряде, но процесс идёт не до конца. В результате его часть так и остаётся на электродах в виде белого налёта.
Способы ремонта автомобильных аккумуляторов
Как вы уже поняли из сказанного выше, ремонт аккумулятора автомобиля возможен только при механических повреждениях корпуса (если они носят умеренный характер) и сульфатации (если она не в запущенной стадии).
Вернуться к содержанию
Ремонт аккумулятора при механических повреждениях
Здесь опять можно часто встретить вопрос, а как разобрать автомобильный аккумулятор при ремонте. Никак, его не нужно разбирать. Из аккумулятора с пробитым корпусом надо слить электролит и просушить.
Внимание! Электролит – это водный раствор серной кислоты, которая является едким веществом. Поэтому при работе с электролитом нужно надевать резиновые перчатки и защитные очки для защиты кожи и глаз. При себе держите водный раствор пищевой соды (10%) для нейтрализации кислоты.
Ремонт аккумулятора при сульфатации
Борьба с сульфатацией пластин аккумулятора или десульфатация в основном проводится двумя способами:
- с использованием электрического тока;
- с применением химических реагентов.
Десульфатация с использованием электрического тока
Ниже приводятся основные способы уменьшения сульфатации на пластинах АКБ с использованием зарядных устройств и других приборов:
- проведение нескольких циклов заряд-разряд, называемых контрольно-тренировочными циклами. Аккумулятор сначала заряжается, а затем разряжается в течение 10 или 20 часов. Реально время будет меньше. Просто в зависимости от этого значения выбирается ток разряда АКБ. Разряжаем аккумуляторную батарею до падения напряжения до 10,2 вольта. Затем снова заряжаем аккумулятор и так несколько циклов. Метод годится в тех случаях, когда сульфатация находится в начальной стадии;
- следующий метод достаточно длительного растворения сульфата свинца в дистиллированной воде. Аккумулятор заряжают, затем сливают электролит и заливают туда дистиллированную воду. После этого его ставят на зарядку током 0,1 от номинальной ёмкости. Этот процесс может длиться 2─3 недели. Периодически измеряется плотность раствора. Если все идёт нормально, то она должна медленно повышаться. Через пару недель получившийся электролит снова сливается и заливается дистиллированная вода. Аккумуляторная батарея ставится на зарядку ещё на пару недель. После этого образовавшийся раствор серной кислоты сливается и заливается свежий электролит плотности 1,27 гр./см 3 . Затем АКБ нужно зарядить и она готова к использованию;
- использование различных устройств. В интернете в последнее время появляется всё больше примеров использования таких устройств. Как правило, заказывают в Китае или США. Они предназначены для подачи на выводы аккумулятора импульсного тока. Смысл здесь в том, чтобы посредством переменного тока сбить сульфат свинца с пластин. Однако если аккумуляторная батарея достаточно изношена, есть риск, что вместе с сульфатом свинца будет осыпаться и активная масса. И такие примеры есть. В ряде случаев после использования таких устройств ёмкость АКБ только уменьшалась. Поэтому применять такие «штучки» следует с осторожностью.
Десульфатация с использованием химических средств
Здесь стоит сказать лишь об одном рабочем способе – промывке аккумулятора раствором Трилона В. В состав раствора входит Трилон В — 2% (вес.) и аммиак — 5% (вес.). Из АКБ сливают электролит, промывают дистиллированной водой и заливают раствор Трилона В. Оставляют постоять примерно час. Затем проводится промывка дистиллированной водой, заливается электролит и аккумулятор заряжается. Этот метод можно назвать рабочим, поскольку у многих, кто его попробовал, был положительный результат. Может возникнуть вопрос, как промыть аккумулятор автомобиля. Для этого нужно обзавестись грушей с насадкой. С её помощью откачивается старый раствор и затем заливается новый.
В интернете есть и другие рекомендации: промывать раствором соды, соли и прочих «чудо-добавок». Но, наш взгляд им доверять не стоит, поскольку нет реальных результатов по снижению сульфатации от таких методов. Подробнее о ремонте аккумулятора автомобиля в случае сульфатации читайте в статьях: «Восстановление автомобильного аккумулятора» и «Десульфатация аккумулятора».
Предотвращаем ремонт автомобильного аккумулятора
Чтобы вам не пришлось делать ремонт своего автомобильного аккумулятора и он служил долго, нужно соблюдать следующие рекомендации:
Как восстановить старый аккумулятор автомобиля
Срок жизни автомобильного свинцово-кислотного аккумулятора недолог – обычно 3..5 лет. А стоит он недешево. Поэтому у владельцев возникает логичное желание восстановить неисправный аккумулятор автомобиля. В некоторых случаях починить АКБ вполне реально.
Какие аккумуляторы можно оживить
Оживить можно аккумуляторы, в которых относительно цела активная часть. В процессе эксплуатации пластины подвергаются коррозии, обмазка по этой (и другим причинам) осыпается. Если емкость потеряна из-за этого, батарею восстановить будет очень трудно. Можно, конечно, из двух или трех АКБ сделать одну, отобрав более-менее рабочие пластины и переупаковав аккумулятор, но трудоемкость операций будет очень высока, а вероятность успеха низка – собрать батарею с нужными зазорами сложно.
Поэтому браться за ремонт надо лишь в тех случаях, когда АКБ не полностью изношен. И даже в этом случае надо осознавать, что восстановить аккумулятор со стопроцентной гарантией не получится.
Возможные причины выхода из строя и способы их ремонта
Причины, по которым становится необходимым ремонт неисправной АКБ, могут быть разными. Одни связаны с естественным износом, другие – следствие небрежного отношения к аккумулятору. Способ восстановления работоспособности зависит от характера проблемы. Во многих случаях реанимировать источник автомобильного питания можно в домашних условиях.
Механические повреждения
Механические повреждения обычно возникают при небрежной транспортировке АКБ, в том числе, у продавца.
Повреждения корпуса
При падении аккумулятора или при ударах по нему на его корпусе могут возникнуть трещины или даже проломы. Через них может вытечь электролит, даже – со временем – через самую маленькую щель. Поэтому при покупке батарею надо осмотреть. При обнаружении течей – реальных и потенциальных – от приобретения лучше отказаться.
Если пролом возник во время эксплуатации, его можно попробовать устранить. Латать клеем – не лучший вариант:
- корпус аккумуляторов делают из пластиков, для которых требуются специальные клеевые составы (некоторые пластики не клеятся принципиально, например, полиэтилен);
- при тряске во время движения все равно есть шанс расхождения клеевого шва.
Единственный надежный способ – сварка. Для заплатки надо взять кусочек того же пластика, из которого изготовлен корпус АКБ. Удобно использовать кусочек пылезащитного кожуха или ручки для переноски.
Приваривать заплатку можно мощным паяльником, но лучше – строительным феном, так эффективнее и глубже прогрев. По окончании процесса можно зачистить место сварки – в эстетических целях.
Повреждение клемм
Иногда при падении повреждается клемма. Или отгорает при ненадежном контакте.
Если повреждения и раковины небольшие, их можно заполнить обычным припоем (например, ПОС-60). Потребуется паяльник мощностью не менее 100 ватт, паяльный жир и собственно припой. Еще надо сделать формочку, которая надевается на вывод. Для нее подойдет любой тонкий листовой металл (например, от консервной банки). Форма надевается на остаток клеммы, в нее засыпаются кусочки паяльного жира (можно и канифоли), кусочки припоя – и все это прогревается паяльником. Потом форму надо снять и доработать клемму напильником.
Если повреждения велики, контактный узел придется практически отливать заново. Для этого нужен ответный зажим для клемм АКБ. Он задаст диаметр формы для отливки.
Затем форму надо установить на остаток клеммы. В заранее подготовленной посуде надо расплавить свинцово-оловянный припой (лучше ПОС-30, он прочнее механически). Припой заливается в форму, в которую предварительно можно положить немного флюса.
После остывания и снятия формы клемму также надо доработать напильником.
Структурные повреждения
Внутренние повреждения, возникшие в процессе эксплуатации, обычно требуют разборки батареи. Но в некоторых случаях без этого можно обойтись.
Внутренний обрыв
Обрыв цепи чаще всего происходит в аккумуляторах устаревшего типа. С другой стороны, это является благом, так как они имеют разборную конструкцию, и не надо вскрывать корпус, чтобы найти место дефекта. В современных АКБ это надо будет сделать обязательно.
Обрыв чаще всего происходит из-за естественной коррозии в месте крепления пластин. Дефектную секцию надо отсоединить от батареи, отрезав перемычки и извлечь блок пластин. Восстанавливается соединение пайкой, которая производится с помощью паяльника, мощностью не менее 100 ватт (лучше 200). Паять надо с использованием канифольного флюса и припоя из чистого свинца – оловосодержащие припои неприемлемы.
Замыкание пластин
Этот дефект чаще всего возникает в двух случаях:
- при вырастании слоя осадка на дне банки до уровня нижней кромки пластин;
- при выпадении кусочка свинца (в результате коррозии участка вокруг) и застревании его между пластинами.
Еще один случай – образование проводящих наростов внутри корпуса. Все варианты означают определенную степень износа, сопровождающуюся потерей емкости всей АКБ. А вычислить замыкание можно измерением напряжения на каждом элементе – если есть замкнувшиеся пластины, напряжение на банке будет равно нулю. Также надо обратить внимание – под нагрузкой такая банка будет заметно нагреваться.
Первое, что надо сделать – слить электролит и промыть банку дистиллированной водой. Если дело в осадке, то он удалится, и батарея заработает вновь после заливки свежего электролита.
Если не помогло, придется разбирать элемент. Надо последовательно:
- слить электролит из дефектной секции;
- разрезать пластик;
- отрезать перемычки к соседним банкам;
- извлечь пакет пластин и промыть его водой;
- отыскать замкнутую пару;
- удалить причину, вызвавшую замыкание.
Собирается секция в обратном порядке. Разделенные перемычки припаиваются мощным паяльником, разрезанный корпус восстанавливается с помощью клея. Дальше заливается электролит и батарея заряжается обычным способом.
Можно попытаться восстановить АКБ и без разборки – попробовать выжечь место замыкания с помощью сварочного аппарата постоянного тока. Этот метод применим, если есть возможность разъединить банки. Но этот способ рискованный, и его можно применять в качестве метода последней надежды.
Этот метод очень опасный, лучше его не применять. Но если решение принято, надо отнести АКБ как можно дальше от сварочника, надеть защитную спецодежду и очки – процесс может привести к взрыву.
Сульфатация пластин
Сульфатация – покрытие пластин слоем сульфата свинца – является естественным последствием химических реакций, происходящих в свинцово-кислотном аккумуляторе при последовательных зарядах и разрядах.
В процессе нормальной эксплуатации кристаллы сернокислого свинца образуются при разряде и практически полностью растворяются при разряде. Если стандартный ход химических реакций нарушен, то осаждение сульфата преобладает над растворением, поэтому слой кристаллов нарастает, перекрывая часть поверхности пластин. Кроме того, на образование сернокислого свинца уходит часть серной кислоты, поэтому плотность электролита при этом снижается. Реакции идут нештатно при нарушении условий работы:
- эксплуатация при низких температурах (ниже -10 градусов);
- эксплуатация при высоких температурах;
- повышенная плотность электролита;
- глубокий разряд АКБ (например, вследствие длительного хранения за счет токов саморазряда).
У гелевых батарей и аккумуляторов, изготовленных по технологии AGM, склонность с образованию сульфатного слоя намного ниже, но полностью не исключена.
Заподозрить появление слоя сульфата можно по заметному снижению емкости АКБ (например, по резкому уменьшению времени зарядки от стороннего ЗУ). Убедиться можно, вывернув пробки и осмотрев пластины. Если они покрыты белесым слоем (иногда налет «вылезает» и на клеммы), значит, пришло время проводить десульфатацию. Делать это можно несколькими способами:
- электрохимическим;
- химическим;
- механическим.
Электрохимический метод удаления кристаллов подразумевает зарядку в особом режиме, способствующем растворению сернокислого свинца. Проще всего это сделать, если есть зарядное устройство, в котором этот режим предусмотрен – выдерживать цикл вручную в течение суток практически невозможно (например, 40 секунд зарядки током 4-5 А, 20 секунд разрядки током 1 А).
Другой электрохимический способ ремонта АКБ, не требующий настолько пристального контроля – слить электролит и залить внутрь дистиллированную воду (лучше несколько раз, чтобы промыть осадок и рыхлую часть сульфатного покрытия). Потом заряжать аккумулятор в режиме стабильного тока, не превышающего 0,5 А. Для этого понадобится ЗУ с возможностью ручной регулировки напряжения. В начале процесса он будет около нуля, к батарее надо приложить напряжение около 16 вольт. Кристаллы постепенно начнут растворяться с образованием серной кислоты. Ток будет возрастать, и надо постепенно уменьшать напряжение, чтобы не выйти за границы 0,5 А.
Эта процедура должна длиться так, чтобы аккумулятор получил заряд, соответствующий полной емкости. Так, для АКБ 55 А*ч при токе в пол ампера потребуется 110 часов времени. Потом процесс надо будет прекратить и довести плотность электролита до обычной.
Удалить слой сульфатов можно химическим способом. Он состоит в растворении кристаллов некоторыми веществами, наиболее известный и доступный из которых – «Трилон Б». Для очистки батареи надо сначала приготовить раствор активного вещества согласно инструкции.
Раствор надо готовить в химически нейтральной посуде (пластиковой, стеклянной) – вещество вступает в реакцию с металлом.
Затем надо слить электролит из всех элементов АКБ. Потом можно промыть каждую банку (один раз или несколько) дистиллированной водой для удаления твердого шлама, и , не дожидаясь, пока пластины высохнут, залить внутрь раствор «Трилона Б» не более, чем на час. за это время пройдет химическая реакция с выделением тепла и газов. Возможно выплескивание раствора! По окончании процесса надо снова несколько раз промыть внутреннюю часть банок дистиллированной водой и залить электролит нормальной плотности.
Также в интернете можно найти экзотические способы удаления отложений – например, механический. Для этого надо вскрыть банки, разобрать пластины и удалить образовавшийся слой с помощью инструментов. Самое сложное в данном методе – обратная сборка. Пластины надо собрать так, чтобы не нарушить ширину зазоров (иначе они просто не уместятся обратно) и между ними не возникло замыкания. Это непросто, поэтому эти методом лучше пользоваться тогда, когда другие способы отремонтировать АКБ невозможны или не дали результата.
Можно ли разобрать и восстановить необслуживаемый аккумулятор
«Aliena nobis, nostra aliis» — Ежели один человек построил,
другой завсегда разобрать сможет.
(С)Кинофильм «Формула любви».
Некоторые изготовителя делают свои батареи необслуживаемыми – электролит заливается на заводе и банки герметично закрываются. Но если такой АКБ вышел из строя (или надо извлечь свинец для бытовых нужд), его корпус придется вскрыть. Это несложно – батареи делают из пластика. Но надо соблюдать меры предосторожности – возможно вытекание или разбрызгивание электролита. Как минимум должны применяться защитные очки для глаз и перчатки для кожи рук.
Действия пользователя зависят от цели. Если надо провести замеры электролита, можно просто просверлить отверстия в крышке для каждой банки. Надо найти места запрессовки пробок – как правило, их видно. Сверлить можно прямо по ним.
Если надо получить доступ к пластинам, придется снять лабиринтные уплотнения, которые улавливают испарения электролита. Крышку придется срезать – ножом или ножовкой по металлу. После этого батарея бесповоротно превращается в обслуживаемую и начинает требовать к себе повышенного внимания во время эксплуатации.
Если же просто нужен свинец, надо сделать отверстия для слива электролита, удалить его и разрезать корпус в любом удобном месте.
Как реанимировать автомобильный аккумулятор после глубокой разрядки
Глубоко разряженный аккумулятор в большинстве случаев требует замены. Особенно, если он в таком виде постоял в машине или гараже при отрицательных температурах (ниже минус 10 градусов). Но в интернете можно найти советы зарядить его небольшим током (в пределах 1 А) до минимального напряжения 10,8 вольт, после этого заряжать обычным способом. Вреда от этого совета практически нет. Можно попробовать. Есть отзывы, что в некоторых случаях удается вернуть к жизни севший в ноль аккумулятор.
Советы по эксплуатации
Чтобы продлить период эксплуатации АКБ, в первую очередь, надо относиться к ней бережно, не допуская механических повреждений. Корпус надо содержать в чистоте – это важно. Загрязнения могут быть невысыхающими и обладать электропроводностью. Это часто приводит к образованию дополнительной цепи разряда. Если эта цепь существует длительное время, разряд АКБ ускоряется, и при невнимательном отношении можно неожиданно получить глубокий разряд и снижение срока эксплуатации. Поэтому корпус надо периодически мыть с помощью мыла или других активных средств.
Если предстоит долгое хранение снятой с автомобиля АКБ, ее надо полностью зарядить. Во время хранения надо следить, чтобы напряжение за счет саморазряда не упало ниже 10,8 вольт, или просто периодически заряжать аккумулятор.
После долгого перерыва в работе или после тяжелого пуска двигателя (или нескольких) полезно провести тренировку батареи – цикл разряд-заряд. Сделать это можно вручную или с помощью зарядных устройств, имеющих такой режим.
Видео
Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов
Меры, позволяющие продлить жизнь АКБ, требуют внимательного отношения и определенных усилий. Но эти усилия и затраты времени неизмеримо ниже затрат времени и сил для реанимации неисправного аккумулятора. Да и финансовую экономию они приносят немалую, поэтому лучше предупредить проблему, чем потом ее устранять.