Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как заменить электролит в аккумуляторе самостоятельно

Меняем электролит аккумулятора своими руками

Каждый автолюбитель знает, насколько важной для автомобиля является нормальная и правильная работа машинного аккумулятора. Но далеко не каждому известно, как уберечь его от преждевременного износа, а тем более как попытаться его восстановить. Если вы заметили, что ваш автомобильный аккумулятор очень часто начал разряжаться и подзарядки не приносят никакого результата, то это значит, что пришло время его реанимировать – залить новый электролит. На самом деле это не должно вас пугать, так как заменить электролит в АКБ можно самостоятельно. Замена электролита в аккумуляторе представляет собой довольно трудоемкое задание, которое, в первую очередь, требует повышенной безопасности.

Зачем и когда меняется электролит

Прежде всего стоит развеять один миф, согласно которому электролит (ЭЛ) в свинцово-кислотной обслуживаемой батарее нужно периодически менять. Это абсолютно неверно. При правильной эксплуатации аккумулятора электролит, залитый при изготовлении батареи (точнее, при её вводе в эксплуатацию), служит весь срок и утилизируется вместе с АКБ. Единственные действия, которые требуются от автолюбителя – контроль плотности и уровня рабочей жидкости в банках и при необходимости доливка дистиллированной воды.

Но это в идеале. На практике существует множество ситуаций, требующих замены ЭЛ. В такие ситуации входят:

  • мутный электролит;
  • при полной зарядке АКБ плотность в секциях низкая;
  • большой саморазряд;
  • эксплуатация с «сухими» секциями (уровень электролита ниже верхнего среза пластин);
  • произошло замерзание рабочей жидкости.

Наиболее распространённым случаем является помутнение ЭЛ. Обычно помутнение указывает на то, что в устройство изначально был залит состав низкого качества, или в процессе эксплуатации доливалась плохая вода (к примеру, из-под крана или топлёный лёд из холодильника). «Порча» электролита может произойти и при неправильной или длительной эксплуатации. К примеру, при больших токах заряда/разряда с пластин может осыпаться диоксид или сульфат. То же самое происходит и со временем.

Чем грозит мутный электролит? При подобной проблеме обычно наблюдаются потеря ёмкости батареи (два раза покрутил и разрядился), плохой набор даже при зарядке внешним ЗУ, большой саморазряд. Но даже если при мутном электролите подобные неприятности не наблюдаются или проявляются слабо, раствор надо менять, пока не стало слишком поздно.

Здесь стоит отметить, что при сильном осыпании пластин может произойти замыкание электродов в секции. В этом случае замена электролита скорее всего не поможет. И ещё одно: вся нижеприведённая инструкция относится только к обслуживаемым батареям и абсолютно не касается необслуживаемых аккумуляторов, замена кислоты в которых вообще не производится.

Для чего меняют электролит в аккумуляторе

За новый аккумуляторный электролит автомобиль и его электросистема «скажут» только спасибо. Однако замена должна быть осуществлена грамотно, это исключит риск возникновения проблем в дальнейшем. Если же провести процедуру без ошибок, не придётся покупать новую аккумуляторную батарею.

Daewoo , Kia , Opel , Peugeot

Плотность электролита в аккумуляторе автомобиля должна составлять 1,28 г на куб. см. Рекомендуется добавлять в жидкость полезные присадки, расщепляющие сульфаты. Пользоваться батареей после замены жидкости можно не раньше, чем через 96 часов. За это время воздух полностью выйдет из аккумулятора, а добавленные присадки успеют раствориться.

Специалисты это прекрасно знают, поэтому оставляют аккумулятор у себя на несколько суток. Однако если владелец батареи требует скорой услуги, он должен понимать, что могут быть последствия и в этом кроме него никто не будет виноват.

Обратная зарядка

Для того, чтобы реанимация аккумулятора автомобиля прошла успешно, потребуется достаточно мощный источник напряжения с напряжением не менее 20 В и силой тока – около 80А. Далее потребуется открыть пробки и провести обратную зарядку путем подсоединения плюса зарядного устройства к минусу аккумулятора, а минус источника питания к плюсу прибора.

Во время этого процесса устройство кипит, но это вполне нормально. Заряжают батарею около 30 мин., затем сливают электролит, прибор промывают кипятком и заливают новый католит. Следующим шагом потребуется подключить обычное зарядное устройство с током до 15А и заряжать аккумулятор в течение суток.

Инструкция замены

Конечно же, первым делом необходимо снять автомобильный аккумулятор с автомобиля при помощи ключа. Что бы работать с ним было приятнее, очистите его поверхность от пыли и грязи.

Замена электролита в аккумуляторе производится при комнатной температуре. Когда такое условие создано, можно приступать к процессу замены электролита. Снимаются крышки с банок, которые являются вместилищем для электролита, чтобы его слить. Замена происходит при помощи резиновой груши, которая является очень удобным средством для удаления электролита из банок. Здесь все просто: сдавили грушу, опустили ее носик в банку и отпустили грушу. Таким образом она всасывает в себя отработанный материал. И такие действия выполняются, пока весь отработанный материал не будет удален. Важно придерживаться правил безопасности. Не допускайте попадания капель жидкости на открытые участки тела.

После того, как банки очищены, их необходимо промыть с помощью дистиллированной воды. Мыть нужно тщательно, чтобы удалить оставшийся старый электролит, можно даже немного потрясти аккумулятор. После обработки водой в середину банок засыпается пищевая сода, которая находится там на протяжении трех часов и потом сливается. Следующим веществом для обработки является раствор поваренной соли, которым заполняют банки на час. После того, как раствор удалили, можно считать, что банки чистые.

Берем новый электролит и заполняем им банки по определенный уровень, при этом используем воронку. Теперь необходимо подождать некоторое время, пока с батарей не удалиться воздух. Потом добавить специальные присадки, которые удалят излишек сульфатов. Этот процесс удаления длиться около двух дней, поэтому лучше не торопиться приступать к следующему действию. Следующее, что необходимо сделать – это зарядить и разрядить аккумулятор при помощи зарядного устройства. Ток, подаваемый на заряд, должен быть не более 0.1 ампера. Полная зарядка будет тогда, когда напряжение покажет 2.4 вольта на каждой секции.

Читайте так же:
3 причины, почему в автомобиле пахнет бензином

После этого нужно батарею разрядить и потом снова зарядить. Таким образом делается специальный прогон аккумулятора для того, чтобы восстановить оптимальную емкость. В том случае, когда батарея неразборная, применяется вышеупомянутая дрель. Необходимо ею просверлить отверстия в банках, чтобы слить электролит. Пластмасса нужна для заваривания этих отверстий при помощи горелки. Замена электролита в аккумуляторе на этом завершается. Теперь ваш аккумулятор работает как новенький, но нельзя сказать точно, сколько лет он сможет проработать еще.

Принцип работы

Прежде чем говорить о замене электролита, необходимо понять, как работает аккумулятор и для чего этот самый электролит в нём вообще нужен.

Стандартная современная автомобильная батарея состоит из шести отдельных и абсолютно независимых секций (банок), электрически соединённых последовательно. Каждая из банок имеет наборы положительных и отрицательных пластин, которые расположены вертикально и чередуют друг друга.

Анодные (отрицательные) пластины выполнены из диоксида свинца. Катодные (положительные) – из металлического свинца. Набор пластин погружён в водный раствор серной кислоты, который и является электролитом.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, посвящённую тому, как подобрать аккумулятор на автомобиль.

Также советуем внимательно изучить статью нашего специалиста, в которой он подробно рассказывает о зарядке автомобильного аккумулятора.

Ещё один популярный вопрос, интересующий автомобилистов, заключается в том, как зарядить гелевый аккумулятор. Об этом можно узнать из нашей статьи.

Конструкция одной секции свинцово-кислотного аккумулятора, где:

  • крышка секции;
  • корпус секции;
  • придонная призма;
  • пакет анодных и катодных пластин с сепараторами;
  • анодный вывод;
  • набор анодных пластин;
  • пластина-сепаратор;
  • катодный вывод;
  • набор катодных пластин.

В процессе разряда аккумулятора диоксид свинца разлагается кислотой и оседает на катоде в виде сульфата. При этом расходуется серная кислота, плотность электролита уменьшается. Во время зарядки происходит обратный процесс – восстановление диоксида и серной кислоты за счёт сульфата. Очевидно, что электролит является важнейшим компонентом батареи и от его качества напрямую зависит эффективность и долговечность самой АКБ.

Здесь стоит оговориться, что существуют аккумуляторы с тремя секциями, имеющие рабочее напряжение 6 В. Конструкция и принцип работы таких батарей аналогичны двенадцативольтовым. Отличие их составляет только количество секций и, как следствие, выходное напряжение.

Аккумуляторы на 24 В практически не выпускаются (только для спецтехники). В автомобилях с таким напряжением бортовой сети обычно используют два 12-вольтовых аккумулятора, соединённых последовательно.

Какие инструменты понадобятся?

Для проведения замены потребуются такие инструменты:

  • ареометр для проверки электролита;
  • резиновая груша или шприц;
  • воронка;
  • защитные перчатки;
  • ветошь;
  • ёмкость для слива.

Можно ли реанимировать необслуживаемые АКБ

Как зарядить старые банки

Если произошло замыкание пластин, восстановить старый аккумулятор автомобиля поможет десульфатирующая присадка. Ее вливают в электролит и оставляют раствор на двое суток, только после этого жидкость заливают в АКБ. Следующий шаг – измерение плотности электролита. Если она осталась на том же уровне – батарею заряжают и разряжают несколько раз. Через 2-3 ч. заново следует померять плотность. При завышенном показателе – доливают воду, при пониженном – серную кислоту. Затем снова проводят зарядку.

Восстановить необслуживаемый аккумулятор при многочисленных замыканиях между пластинами невозможно.

Одной из причин того, что устройство село, является его неправильное хранение. Дело в том, что на сильном морозе, разряженные банки моментально замерзают. При этом происходит замерзание не только пластин, но и корпуса.

  • проведение десульфации с помощью присадок;
  • заклейкой трещин на корпусе;
  • ремонтом клемм.

Если требуется провести более сложный ремонт АКБ, необходимо сначала разобрать аккумулятор. Для этого потребуется снять крышку – она может защелкиваться в пазиках, которые расположены на корпусе, или закреплена методом горячей прессовки.

Как и зачем делают замену электролита в аккумуляторе (АКБ)? 6 полезных советов

Аккумуляторная батарея (АКБ) является одним из основных агрегатов любого автомобиля, но, к сожалению, служит она относительно недолго – несколько лет. Тем не менее, существует немало методов возвращения к жизни «уставшей» АКБ, среди которых есть и замена электролита в аккумуляторе автомобиля. Эта относительно простая и недорогая процедура. При соблюдении некоторых технологических тонкостей, пусть и не гарантированно, но достаточно часто приводит к положительным результатам.

Принцип работы

Прежде чем говорить о замене электролита, необходимо понять, как работает аккумулятор и для чего этот самый электролит в нём вообще нужен.

Стандартная современная автомобильная батарея состоит из шести отдельных и абсолютно независимых секций (банок), электрически соединённых последовательно. Каждая из банок имеет наборы положительных и отрицательных пластин, которые расположены вертикально и чередуют друг друга.

Анодные (отрицательные) пластины выполнены из диоксида свинца. Катодные (положительные) – из металлического свинца. Набор пластин погружён в водный раствор серной кислоты, который и является электролитом.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, посвящённую тому, как подобрать аккумулятор на автомобиль.

Также советуем внимательно изучить статью нашего специалиста, в которой он подробно рассказывает о зарядке автомобильного аккумулятора.

Ещё один популярный вопрос, интересующий автомобилистов, заключается в том, как зарядить гелевый аккумулятор. Об этом можно узнать из нашей статьи.

Устройство батареи

Конструкция одной секции свинцово-кислотного аккумулятора, где:

  • крышка секции;
  • корпус секции;
  • придонная призма;
  • пакет анодных и катодных пластин с сепараторами;
  • анодный вывод;
  • набор анодных пластин;
  • пластина-сепаратор;
  • катодный вывод;
  • набор катодных пластин.

В процессе разряда аккумулятора диоксид свинца разлагается кислотой и оседает на катоде в виде сульфата. При этом расходуется серная кислота, плотность электролита уменьшается. Во время зарядки происходит обратный процесс – восстановление диоксида и серной кислоты за счёт сульфата. Очевидно, что электролит является важнейшим компонентом батареи и от его качества напрямую зависит эффективность и долговечность самой АКБ.

Читайте так же:
Что такое коленвал и почему без него не обойтись?

Здесь стоит оговориться, что существуют аккумуляторы с тремя секциями, имеющие рабочее напряжение 6 В. Конструкция и принцип работы таких батарей аналогичны двенадцативольтовым. Отличие их составляет только количество секций и, как следствие, выходное напряжение.

Принцип работы аккумулятора

Зачем и когда меняется электролит

Прежде всего стоит развеять один миф, согласно которому электролит (ЭЛ) в свинцово-кислотной обслуживаемой батарее нужно периодически менять. Это абсолютно неверно. При правильной эксплуатации аккумулятора электролит, залитый при изготовлении батареи (точнее, при её вводе в эксплуатацию), служит весь срок и утилизируется вместе с АКБ. Единственные действия, которые требуются от автолюбителя – контроль плотности и уровня рабочей жидкости в банках и при необходимости доливка дистиллированной воды.

Но это в идеале. На практике существует множество ситуаций, требующих замены ЭЛ. В такие ситуации входят:

  • мутный электролит;
  • при полной зарядке АКБ плотность в секциях низкая;
  • большой саморазряд;
  • эксплуатация с «сухими» секциями (уровень электролита ниже верхнего среза пластин);
  • произошло замерзание рабочей жидкости.

Наиболее распространённым случаем является помутнение ЭЛ. Обычно помутнение указывает на то, что в устройство изначально был залит состав низкого качества, или в процессе эксплуатации доливалась плохая вода (к примеру, из-под крана или топлёный лёд из холодильника). «Порча» электролита может произойти и при неправильной или длительной эксплуатации. К примеру, при больших токах заряда/разряда с пластин может осыпаться диоксид или сульфат. То же самое происходит и со временем.

Чем грозит мутный электролит? При подобной проблеме обычно наблюдаются потеря ёмкости батареи (два раза покрутил и разрядился), плохой набор даже при зарядке внешним ЗУ, большой саморазряд. Но даже если при мутном электролите подобные неприятности не наблюдаются или проявляются слабо, раствор надо менять, пока не стало слишком поздно.

Замена рабочей жидкости в аккумуляторе

Итак, если вы всё же решились, самое время разобраться, как правильно заменить электролит в аккумуляторе. Но, прежде чем начать, необходимо приготовить все необходимые инструменты и принадлежности.

Для работы вам понадобятся:

  • готовый электролит (2.5 — 3 л для батареи ёмкостью 60 А/ч, плотность 1.28 г/см 3 );
  • дистиллированная вода (5 — 10 л);
  • кислотостойкая тара для слива старого раствора;
  • ветошь;
  • кислотостойкая воронка (пластик, стекло);
  • резиновая груша;
  • ареометр;
  • зарядное устройство для АКБ;
  • вольтметр постоянного тока (тестер).

Замена электролита

Поскольку вы собираетесь работать с серной кислотой, особое внимание необходимо уделить средствам индивидуальной защиты. В обязательном порядке нужны:

  • защитные очки;
  • резиновые перчатки;
  • проточная вода, мыло.

Подготовка и слив

Это, пожалуй, самая ответственная операция. От того, насколько тщательно и аккуратно вы всё сделаете, будет зависеть жизнь «пациента». Все работы нужно производить при комнатной температуре. Отсоедините батарею от клемм авто и перенесите её на стол или верстак. Тщательно очистите поверхность устройства от пыли и кислоты при помощи ветоши, смоченной в растворе соды.

Поскольку АКБ уже работала, с её пластин начал осыпаться диоксид и свинец, которые выполнены в виде пористой вмазки. Это нормальное явление и батарее не вредит, поскольку всё оседает на дне секции, оснащённом специальными придонными перегородками – призмами (см. фото конструкции). Но стоит вам перевернуть батарею, как вся эта красота окажется между пластинами и вызовет замыкание – АКБ можно выбросить.

В 90 % случаев слитый таким методом аккумулятор придется выбросить.

Единственный вариант – отсос жидкости при помощи груши. На все рекомендации типа «просверлить дно и слить» отвечайте категорическим «нет». Во-первых, сверля дырки в днище батареи и стоя, простите, враскоряку, вы рискуете повредить сверлом пластины. Во-вторых, просверлив-таки отверстие, вы получите порцию токопроводящей и едкой кислоты на руки и в лицо, а, главное, на электроинструмент, который тут же попытается убить вас током. В-третьих, придонные призмы не дадут слить осадок, делая операцию абсолютно бесполезной.

Подготовка и слив электролита

И, наконец, высверленные в дне дырки вам никакими силами и ухищрениями не удастся надёжно заварить, заклеить, замазать (нужное подчеркнуть). Буквально через неделю эксплуатации вся серная кислота окажется в аккумуляторном отсеке авто со всеми вытекающими последствиями.

Итак, установите АКБ на ровную поверхность, открутите крышки секций и при помощи резиновой груши откачивайте кислоту, сливая её в приготовленную ёмкость. По мере уменьшения уровня потихоньку и аккуратно наклоняйте аккумулятор, продолжая отбор жидкости. Как только угол наклона батареи достигнет 45°, слив можно считать законченным.

В качестве груши можно использовать ареометр.

Промывка АКБ

Старая кислота слита, а значит, пора разобрать вопрос, как промыть аккумулятор и заменить электролит. Установите АКБ горизонтально и при помощи той же груши заполните все секции дистиллированной водой до нормального уровня. Сделайте паузу минут на 10 — 20, пусть вода вымоет кислоту из пористого диоксида пластин.

Покачайте батарею, чтобы слегка взбаламутить осадок, и слейте воду так же, как до этого кислоту. Обратите внимание на то, что нужно именно покачать и ни в коем случае не трясти! Снова заливайте (естественно, чистую воду), ждите. Потом покачивайте и сливайте, повторяя операцию до тех пор, пока жидкость не станет визуально чистой. На этом этап промывки можно считать оконченным.

Заливка и зарядка

Осталось залить свежий электролит и зарядить батарею. В качестве рабочей жидкости лучше использовать готовый раствор серной кислоты с водой, который продаётся как «Электролит аккумуляторный». Раствор уже имеет нужную плотность и гораздо удобнее в плане безопасности (читайте о том, как проверить плотность электролита в аккумуляторе).

Заливка и зарядка

Заливку электролита можно произвести как при помощи воронки, так и грушей или ареометром. Для этой операции вам понадобится от 2.5 до 5 л раствора в зависимости от ёмкости аккумулятора. При этом уровень раствора в банках должен быть таким, чтобы на 4 — 5 мм скрыть пластины. По окончании процедуры слегка покачайте батарею, чтобы удалить пузырьки воздуха, и убедитесь, что уровень существенно не изменился (по необходимости долейте).

Читайте так же:
Диагностика неисправностей и ремонт топливных форсунок своими руками

Почему наливать так мало, а не до рекомендованного производителем уровня? Дело в том, что электролит, купленный в магазине, имеет плотность 1.27 — 1.28 г/см 3 и предназначен для заливки сухозаряженного аккумулятора. Поскольку ваша батарея в той или иной мере разряжена, после смены кислоты вам придётся её заряжать. Но в процессе зарядки плотность повышается, а значит, её придется понижать до нормы, разбавляя дистиллированной водой. Как раз для этой воды вы и оставили место.

Теперь АКБ нужно оставить на 2 — 3 часа для пропитки пластин кислотой, после чего его можно ставить на зарядку. Заряжать АКБ нужно током, который в 10 — 15 раз меньше номинальной ёмкости батареи. К примеру, если ваша АКБ имеет ёмкость 60 А/ч (указано на корпусе), то ток зарядки будет составлять 4 — 6 А.

Зарядка

В процессе зарядки постоянно контролируйте напряжение на батарее и уровень электролита в каждой секции. Если пластины в какой-либо из банок оголились, долейте в неё дистиллированной воды. Как только напряжение на АКБ, стоящей на зарядке, поднимется до 14.7 В, процесс прекращают. Пусть теперь ваша батарея пару часов отдохнёт. Напряжение на ней снизится примерно до 12.6 В, это нормальное явление. Вот теперь можно измерить плотность в каждой секции и в зависимости от показаний ареометра довести уровень раствора до нормального дистиллированной водой либо электролитом.

Что необходимо знать при работе с АКБ

Эксплуатируя или обслуживая аккумулятор, необходимо соблюдать хоть и простые, но обязательные правила:

  1. Делая электролит самостоятельно, необходимо лить кислоту в воду, но ни в коем случае не наоборот. Вода имеет меньшую плотность и разбрызгивается с поверхности кислоты.
  2. При попадании электролита на кожу его необходимо смыть большим количеством воды с мылом и смазать место поражения любым кремом.
  3. Если раствор попал в глаза, немедленно промойте их сначала большим количеством воды, буквально подставив открытый глаз под струю, затем раствором фурацилина (1 таблетка на стакан воды) и обязательно обратитесь к врачу. Ни в коем случае не промывайте глаза борной кислотой из автомобильной аптечки – она служит для совершенно других случаев!
  4. При попадании кислоты на одежду или обувь не поленитесь и сразу же застирайте это место с большим количеством мыла. Если вы не сделаете этого, через несколько часов ткань и даже кирзовая кожа рассыплются в пыль.
  5. Не заряжайте аккумулятор в закрытых помещениях. Во время зарядки из банок выделяется водород и кислород, которые взорвутся при первой же искре не хуже бомбы. Обязательно откройте ворота гаража или используйте вытяжку. Ну и, конечно, не пользуйтесь спичками для подсветки и не курите.
  6. Не переворачивайте аккумулятор при транспортировке, даже если вы везёте его на утилизацию. Пробки секций негерметичны, а серная кислота разъедает почти всё, что угодно.

Безопасность при замене электролита

Вывод

Итак, операция по замене электролита в АКБ, как вы убедились, совсем несложная. Тем не менее, если даже по прочтении этого материала вы так и не поняли, как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля, то видео на эту тему, в которых все операции можно наглядно посмотреть, в сети великое множество. Просто наберите в любом поисковике интересующий вас вопрос и добавьте слово «видео».

Как заменить электролит в автомобильном аккумуляторе

Хотя АКБ и не относится к автомобильным расходникам, служит он относительно недолго, не более 4-5 лет, а стоит дорого. Для многих автовладельцев расходы на замену аккумулятора уступают только тратам на резину, изымая немало средств из семейного бюджета. Между тем имеется немало рецептов, как продлить жизнь батарее, и замена электролита – один из них.

Процедура недорогая, выполнить её по силам и начинающему автомобилисту, но при наличии соответствующих знаний, которыми мы и хотим поделиться с читателями.

Замена электролита

В каких случаях нужно менять электролит

Многие автомобилисты убеждены, что со временем электролитическая жидкость в батарее портится, поэтому периодически нежно производить замену электролита в аккумуляторе. Это расхожий миф. Если АКБ эксплуатируется правильно, он не нуждается в замене на протяжении всего срока эксплуатации аккумулятора. А вот регулярно проверять его плотность и уровень – да, нужно, а при необходимости доливать, в большинстве случаев – дистиллированной водой.

Ингредиенты электролита

Но, как известно, идеальных людей не существует, и автовладельцев это касается тоже. А значит, вполне могут встретиться ситуации, требующие выполнения процедуры замены ЭЖ. Перечислим эти случаи:

Пластины свинцово кислотного аккумулятора

  • сильное помутнение электролита;
  • после выполнения полной зарядки плотность остаётся низкой;
  • присутствует значительный саморазряд батареи;
  • эксплуатация АКБ с оголёнными пластинами;
  • электролитическая жидкость замёрзла (при отрицательной температуре окружающего воздуха).

Чаще всего полная замена электролита требуется при его помутнении, которое свидетельствует, что или изначально был залит раствор кислоты плохого качества, или вы неоднократно доливали в аккумулятор не дистиллированную, а обычную неочищенную воду из крана или иного источника. Электролит может загрязниться и по причине неправильной эксплуатации АКБ. Например, по причине осыпания пластин, которое является следствием постоянного перезаряда батареи (или просто указывать на старость источника электроэнергии).

Загрязнённая жидкость – это неизбежное нарастание аккумуляторных проблем, включая увеличение саморазряда, ухудшение набора ёмкости, её потеря. Если вы вовремя замените электролит полностью, всех этих проблем удастся избежать, продлив ресурс АКБ.

Длительная езда с оголёнными пластинами неизбежно приведёт к их осыпанию и помутнению ЭЖ. Но имеется и второе опасное последствие – замыкание электродов, и тогда вопрос, поможет ли замена электролита, зависает в воздухе. Вполне может случиться, что будет уже поздно и АКБ придётся сдавать в утиль.

Отметим, что всё вышесказанное касается только обслуживаемых батарей. Надо ли менять электролит на необслуживаемом аккумуляторе, ясно и так, вы просто не сможете выполнить эту операцию.

Читайте так же:
Подбор дворников для автомобиля своими силами

Необходимые материалы и оборудование

Если вы поняли, что без замены раствора серной кислоты не обойтись, позаботьтесь о том, чтобы у вас были следующие принадлежности и материалы, необходимые для выполнения этой операции:

Ареометр

  • около 3 литров электролита нужной консистенции (плотностью 1,28 г/см 3 );
  • 6-10 л дистиллированной воды;
  • ветошь;
  • резиновая груша;
  • воронка из кислотостойкого пластика;
  • ареометр;
  • тара для слива кислотного раствора;
  • зарядное устройство;
  • измерительный прибор (вольтметр, мультиметр).

Поскольку при замене электролита в автомобильном аккумуляторе вам придётся иметь дело с химически агрессивной жидкостью, нужно позаботиться и о собственной безопасности, для чего потребуются защитные очки, плотные резиновые перчатки и старая одежда, которую будет не жалко, если на неё попадёт серная кислота.

Как правильно поменять электролит в домашних условиях самостоятельно

Затруднения могут возникнуть ещё на этапе слива старой жидкости, а ведь если она была загрязнена, аккумулятору потребуется промывка, так что назвать операцию по замене тривиальной никак нельзя.

Подготовка, слив старого электролита

Не следует относиться к этой операции спустя рукава. Чем аккуратнее вы выполните её, тем лучше будут итоговые результаты.

Требования довольно простые. Работать нужно в помещении с комфортной для вас температурой. Корпус аккумулятора нужно предварительно очистить от грязи, кислоты и пыли, делать это нужно смоченной в содовом растворе ветошью.

Главное правило, которое вы должны усвоить, следующее: сливать электролит методом переворачивания аккумулятора категорически запрещено!

Слив электролита

Дело в том, что по мере эксплуатации батареи на её дно осыпаются с электродов свинец и его диоксид, нанесённые на пластины в виде пористой обмазки. Это естественный процесс, а чтобы этот мусор не навредил батарее, на её дне имеются специальные секторальные перегородки, именуемые призмами. Там они и скапливаются. Но когда вы перевернёте АКБ, всё это содержимое может оказаться на пластинах, вызвав их закорачивание, и тогда аккумулятор уже не спасти.

Как утверждает статистика, переворачивание аккумулятора при замене электролита в 90% случаев приводит к его полному выходу из строя. Так что единственная правильная технология – использование резиновой груши.

В сети можно встретить и советы, что можно просверлить дно батареи и безопасно слить раствор кислоты. Во-первых, ни о какой безопасности речи не идёт: вы рискуете вылить порцию кислоты на себя и на электроинструмент. Во-вторых, есть риск повредить пластины, да и убрать осадок таким способом тоже не получится. Наконец, дырку нужно будет каким-то образом заделать, причём абсолютно надёжно – в противном случае вся серная кислота, пускай и разбавленная, в скором времени окажется в моторном отсеке.

Так что правильная последовательность действий следующая: откручиваете пробки, откачиваете грушей с длинным горлышком жидкость из каждой секции в заранее приготовленную кислотостойкую ёмкость. Поскольку груша вряд ли сможет достать до дна, в конце нужно будет аккуратно наклонять корпус, и когда наклон достигнет 45°, вам удастся удалить весь электролит.

Промывка АКБ

Итак, кислоту мы слили, но как избавиться от мусора, накопившегося на дне батареи, и заодно на пластинах? Ответ очевиден: промывкой АКБ!

Промывка АКБ

Для начала заливаем в батарею содовый раствор до уровня, когда пластины будут спрятаны под жидкостью. Ждём около часа, время от времени плавно покачивая АКБ из стороны в сторону, чтобы вода вымыла всю кислоту из пористого материала электродов вместе с мусором. Удаляем жидкость описанным выше способом.

Затем заливаем чистую воду и даём отстояться минут 15-20, сливаем. Если она грязная, повторяем процедуру до тех пор, пока не получим относительно чистую воду. Последний раз заливаем дистиллированную воду, и это будет завершающий этап промывки.

Заливка нового электролита, зарядка батареи

А теперь рассмотрим, как заменить электролит в аккумуляторе правильным способом. В любом автомагазине продаётся готовая жидкость, которая так и называется – «Электролит аккумуляторный». Это уже разбавленная дистиллированной водой кислота с нужной плотностью.

Электролит

Для заливки используем воронку. Количество необходимого раствора зависит от ёмкости АКБ, обычно это 3-5 литров.

Заливать нужно так, чтобы жидкость находилась выше верхней кромки пластин на 2-3 см. Когда вы это сделайте, аккуратно покачайте корпус батареи из стороны в сторону, чтобы удалить остатки воздуха, и если нужно, долейте электролит.

Поскольку батарея не новая, заряжать аккумулятор после полной замены электролита нужно обязательно. Но нужно учесть, что залитая жидкость имеет плотность 1,28 г/см 3 , и после зарядки она повысится, то есть кислоты станет больше. А значит, нужно будет долить немного дистиллированной воды, следя при этом, чтобы не превысить рекомендованный производителем уровень – в противном случае придётся немного электролита откачать.

Зарядка АКБ

Оставляем батарею на несколько часов, чтобы пластины пропитались кислотой, и только после этого можем приступать к зарядке.

Сколько необходимо заряжать аккумулятор, зависит от выбранного способа. Если у вас ЗУ с возможностью регулировки силы тока, то выбираем значение равное 10% от ёмкости АКБ, то есть для 60-амперного аккумулятора это будет 6 А.

По мере зарядки следите за напряжением на клеммах аккумулятора и не допускайте длительного кипения электролита. Процедуру можно считать завершённой, когда напряжение на батарее поднимется до 14,7 В.

Таблица заряда

После нескольких часов передышки снова измеряем плотность электролита, и если она повысилась сверх нормативного значения, разбавляем жидкость дистиллированной водой.

Читайте так же:
Как проверить машину на юридическую чистоту перед покупкой

Вот мы и разобрались, как менять электролит в обслуживаемом аккумуляторе. Осталось изучить меры безопасности при выполнении этой процедуры, это важно!

Правила работы с электролитом при его замене

Они не сложны, но от этого зависит ваше здоровье и целостность аккумулятора и помещения, в котором проводятся работы:

Кислота в воду

  • если вы предпочитаете делать электролит своими руками, помните, что при смешивании жидкостей лить нужно кислоту в воду, а не наоборот! В противном случае вода вместе с кислотой будет сильно разбрызгиваться;
  • если электролит попал на кожу, нужно оперативно смыть его мыльной водой, после чего смазать пострадавшее место защитным кремом;
  • при попадании кислоты в глаза нужно немедленно промыть их проточной водой и закапать раствором фурацилина (таблетка на 200 мл жидкости), после чего не мешкая обратиться к врачу;
  • при попадании кислоты на одежду спасти её вряд ли удастся, а вот кожаную обувь можно попытаться быстро промыть мыльной водой, но даже в этом случае следы кислоты останутся;
  • заряжать нужно в проветриваемом помещении или при открытых воротах гаража;
  • не используйте открытый огонь, а также источники тепла возле заряжаемого аккумулятора.

При переноске батареи с автомобиля или в автомобиль не допускайте её переворачивания – пробки АКБ негерметичны.

Как видите, замена электролита – операция несложная, но требующая неукоснительного соблюдения технологий на всех этапах, от слива и промывки электролитической жидкости до подзарядки аккумулятора.

Как правильно поменять электролит в аккумуляторе

Замена электролита

Исправность аккумулятора является одним из основных условий беспроблемной эксплуатации автомобиля. Бывают случаи, особенно зимой, когда емкость аккумулятора резко падает, и владельцу приходится бежать за новой АКБ в магазин. Не всегда такие траты оправданы. Если батарея не старше 5 лет, то можно попытаться восстановить его при помощи полной замены электролита.

Можно ли поменять электролит в аккумуляторе

Споры на этот счет по-прежнему ходят. Заменить электролит в аккумуляторе несложно, хотя и есть некоторые особенности. При должной сноровке поменять раствор можно самостоятельно даже в необслуживаемой батарее.

Электролит в бутылках

Некоторые уверяют, что замена не даст должного результата, а батарея прослужит лишь пару дополнительных месяцев. Другие отмечают, что способ действенный и аккумулятор после замены продержится от года до двух при правильно проведенной процедуре. В любом случае, попробовать стоит, ведь стоимость электролита несоизмерима с ценой на новый аккумулятор.

Причины полной замены электролита

Важно понимать, что далеко не во всех случаях помогает полная замена электролита. Прежде чем приступить к процедуре стоит изучить причины, требующие замены раствора:

  1. Изменилась плотность. Косвенным признаком изменения плотности может быть нехарактерный цвет раствора. Для проверки плотности следует использовать ареометр. Перед замером нужно полностью зарядить АКБ. Плотность раствора в нормальной батареи должна быть в пределах от 1,25 до 1,27 г/см3.
  2. Помутнение электролита. Такие изменения наблюдаются с некачественным раствором, который был разбавлен обычной, а не дистиллированной водой. Также причиной может быть сульфатация пластин.
  3. Новый аккумулятор быстро теряет заряд (вплоть до полного разряда в течение суток). Обычно это связано с недостаточной концентрацией серной кислоты в растворе.
  4. Одна из ячеек не содержит раствора.
  5. Электролит был подвержен заморозке.
  6. Часть раствора испарилась из-за плохой герметизации (наблюдается у обслуживаемых моделей АКБ).

Подготовка к замене электролита

Важно! Если пластины аккумулятора осыпались или присутствует замыкание на одной из ячеек, то замена раствора не поможет. В данном случае восстановление работоспособности возможно только после замены пакета пластин в ячейке. Это достаточно сложная процедура и требует специального оборудования.

Меры предосторожности

В процессе работы с электролитом и постановки батареи на зарядку нужно использовать резиновые перчатки, защитный фартук, очки и обувь, устойчивую к кислотам.

Помещение должно хорошо проветриваться. В нем запрещено хранить или принимать еду. Также не допускается курить вблизи раствора, поскольку пары водорода могут легко воспламениться.

Заливать раствор необходимы с использованием стеклянной посуды. Серная кислота, содержащаяся в растворе, даже при небольших концентрациях прожигает одежду и наносит химические ожоги.

Важно! При попадании электролита на одежду или кожу требуется немедленная обильная промывка водой. После, кислоту нужно нейтрализовать пищевой содой.

Слив электролита

Как заменить электролит в аккумуляторе самостоятельно

В процессе замены следует полностью слить жидкость из всех ячеек АКБ и выполнить промывку дистиллированной водой.

Сливать раствор рекомендуется снизу батареи, чтобы исключить ее переворачивание. Избегать этого следует, дабы осадок не поднялся и не замкнул пакет в ячейке. Нужно аккуратно просверлить 3-миллиметровое отверстие во дне батареи. Объем слитой жидкость в среднем составляет 2 литра. После того как будет выполнена промывка необходимо запаять просверленные отверстия.

Для запайки следует использовать только кислотостойкий пластик или герметик. Подойдет часть корпуса непригодного аккумулятора или его пробки. После запайки нужно залить свежий электролит плотностью 1,27-1,28 г/см3 и провести процедуру зарядки.

Проверка

Как заряжать аккумулятор после замены электролита

После заполнения батареи нужно подождать от 2 до 5 часов до окончания реакции и стабилизации плотности. Время ожидания зависит от емкости. Заряжать следует током, силой не более 2 А в автоматическом режиме зарядного устройства. После окончания зарядки батарея будет готова к использованию.

Метод доступен практически каждому, но стоит понимать, что аккумулятор после такой реанимации не может заменить новый. Этим способом следует пользоваться, чтобы выкроить время до покупки батареи. При этом важно помнить, что полная разрядка восстановленного аккумулятора приведет к глубокой сульфатации, реанимация после которой будет невозможна.

Остались вопросы о том, как менять электролит или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию