Как запаять радиатор автомобиля и сберечь ресурс мотора?
Как правильно запаять радиатор автомобиля
Потеря герметичности радиатора является частой неисправностью автомобиля. Во многих случаях ее можно устранить, не заменяя радиатор на новый. Для этого выполняют локальный ремонт поврежденного элемента устройства. Как запаять радиатор, чтобы он восстановил свою работоспособность на длительное время? Рассмотрим основные приемы.
Основные причины потери герметичности радиатора, признаки, особенности ремонта
Потеря герметичности радиатора системы охлаждения может быть связана со следующими причинами:
- Естественный износ. Примерный срок эксплуатации радиатора составляет около 10-12 лет. В процессе износа устройства его внутренняя рабочая поверхность покрывается слоем накипи, отложений, образовавшийся в результате химических и термодинамических процессов. Стенки пластин и трубок радиатора утончаются. Так как в устройстве жидкость находится под давлением, возможны микротрещины, в результате которых жидкость начинает уходить из системы.
Учитывая, что размеры микротрещин небольшие, сильная течь в таком случае не наблюдается. Мокрые следы утечки могут пропадать после охлаждения двигателя и антифриза. Желательно сразу обнаружить последствия и место ухода жидкости. Чем быстрее в этой ситуации будет произведен ремонт, тем меньшее повреждение придется ремонтировать. Можно с успехом ремонтировать холодной сваркой.
- Заправка системы охлаждения водой. Замерзание в холодное время года. При незначительной утечке антифриза многие водители доливают в систему воду в ограниченном количестве. За теплый сезон эксплуатации автомобиля количество таких доливок может быть большим. В результате этого изменяется концентрация и характеристики антифриза. Зимой даже при незначительных отрицательных температурах он может замерзнуть. При этом происходит расширение объема. Радиатор может «разорвать».
Образовавшаяся при этом трещина обычно имеет большие размеры. Она может произойти в месте соединения пластмассовых и металлических элементов радиатора. В большинстве случаев такое повреждение устранить затруднительно.
- Заправка системы охлаждения некачественным антифризом. Избыточное давление. В большинстве современных двигателей охлаждающая жидкость находится под давлением. При этом температура кипения антифриза увеличивается более 100 градусов Цельсия. Это позволяет увеличить КПД двигателя. Если в систему залить некачественный антифриз, он может вскипеть при более низкой температуре. При этом возможно повреждение радиатора. Оно может быть небольшим. В таких случаях лучше применять ремонт методом пайки, так как он обеспечивает лучшие характеристики на предмет устойчивости к повышенному давлению. Пайку нетрудно выполнить в домашних условиях.
- Механическое повреждение. Такая неисправность может быть следствием:
- попадания в область радиатора посторонних предметов;
- ДТП;
- разрушения лопастей вентилятора;
- некачественного ремонта.
В зависимости от места и размеров повреждения для ремонта можно применять методы холодной сварки, пайки.
Выполнение пайки радиатора в домашних условиях
Пайка радиаторов системы охлаждения является классическим методом ремонта. Она применялась еще в начале прошлого века. В то время радиаторы изготавливались из меди или ее сплавов (обычно латунь). Технология пайки в то время была отработана. Медный чайник могли отремонтировать в любом городе. Процесс пайки выполняется при температуре плавления используемого припоя. Для выполнения пайки требуются следующие материалы и инструменты:
- мощный паяльник на 220 Вольт (лучше использовать молоткового типа мощностью 250 или 200 Ватт, при отсутствии – минимум на 100 Ватт);
- наждачная бумага средней зернистости;
- активный флюс;
- припой оловянно-свинцовый ПОС-60 или ПОС -40;
- растворитель для очистки поверхности.
Предварительно ремонтируемую поверхность радиатора очищают от посторонних загрязнений. Далее в случае необходимости для обеспечения доступа к месту пайки аккуратно удаляют охлаждающие ребра. Затем производят чистовую зачистку при помощи наждачной бумаги.
Паяльник (если он новый) предварительно залуживают. Для этого на его разогретое до рабочей температуры жало наносят активный флюс, далее на жало паяльника расплавляют припой. В случае отсутствия активного флюса можно использовать таблетку аспирина. При этом желательно не вдыхать «термоядерные» испарения от таблетки.
Далее активный флюс наносят на зачищенное место. После этого на жало паяльника наносят большую каплю припоя и производят процесс пайки. Он требует наличия небольшого опыта. Возможно, потребуется время, чтобы выполнить качественную пайку.
Особенности пайки алюминиевых радиаторов
В современных автомобилях применяют, в основном, алюминиевые радиаторы. Материал алюминий плохо паяется. Он практически мгновенно после зачистки покрывается слоем оксида, который препятствует пайке. На радиорынках можно найти специальный активный флюс для алюминия. Он значительно облегчает процесс пайки.
Можно при пайке использовать мелкую металлическую стружку. Она наносится на место ремонта в смеси с флюсом. В процессе нанесения припоя стружка царапает поверхность алюминия. Под слоем флюса металл не успевает окислиться, пайка проходит успешно. Следует учитывать, что алюминий мягкий материал, поэтому нельзя прикладывать чрезмерное усилие, чтобы не повредить радиатор.
Сварка, как метод ремонта радиатора
В домашних условиях применять сварку для ремонта радиаторов затруднительно. Для этого требуются особые навыки и специальное сварочное оборудование. В противном случае тонкий металл стенок будет прогорать, и вместо ремонта радиатор может полностью придти в негодность.
Холодная сварка
Под холодной сваркой понимают соединение материалов при помощи специального клея. Обычно это двухкомпонентный клей на основе мастик, эпоксидных составов, металлических порошков для укрепления структуры соединения, присадок.
Технологический процесс ремонта радиаторов практически для всех типов холодной сварки приблизительно одинаков. Предварительно место ремонта очищается при помощи растворителя и наждачной бумаги. Затем компоненты клея тщательно смешиваются (мастика разминается). После этого состав наносится на место ремонта, оставляется в теплое место.
Чтобы увеличить надежность холодной сварки обычно выполняют объемный ремонт. Для этого ограничивают вытекание клея из соседних зон и с обратной поверхности радиатора. Создается своеобразная «чаша», куда заливается клей. Это позволяет увеличить надежность соединения. При тепловом расширении блокируется утечка антифриза.
Особенностями эксплуатации автомобиля после выполнения холодной сварки является необходимость в течение месяца периодического контроля места ремонта. Радиатор в процессе эксплуатации подвергается большим механическим, термическим, химическим нагрузкам. Место склеивания может разрушиться, треснуть, там могут произойти нежелательные химические реакции.
Радиатор в первую очередь отвечает за охлаждение двигателя. Его исправность – непременное условие работоспособности двигателя.
Ремонт радиатора своими руками: паять или менять?
Это относится и к радиатору автомобиля, рассматриваемого как наиболее слабая часть мотора. Его соты со временем будут забиты грязью, попадающей в них из рубашки охлаждения двигателя. И самое главное, что в него на постоянной основе прилетают камни и разного рода мусор, вылетающие из-под колес других автомобилей. В зимнее время года на него оказывают сильное влияние химические вещества, находящиеся в составе смеси для посыпки дорог. Результатом этого может стать протечка радиатора.
Действия при протекании радиатора. После того, как была обнаружена течь радиатора, перед владельцем автомобиля встает вопрос — заменить неисправный радиатор или же попробовать его отремонтировать? Естественно, что приобретение новой детали позволит предотвратить возникновение проблем еще на протяжении нескольких лет. Касательно же ремонтных работ, то современные средства для пайки дают возможность практически полного восстановления вышедшей из строя детали, потратив не это даже меньше третьей части ее общей стоимости.
Еще одним положительным моментом от выполнения ремонта становится то, что если ваш автомобиль зарубежного производства, то заказ запчастей для него может выполняться только за границей, и их доставка может занимать длительное время. Проведение же ремонтных работ может быть завершено за один день.
Но без наличия практических навыков, за это лучше не браться. Попытка устранения проблемы «народными методами» может не только не помочь, но и привести к тому, что его дальнейшее использование будет невозможно. Одним из вариантов может быть закрытие герметиком места течи, но при этом велика вероятность, что им забьются и рабочие соты.
Помимо этого, при попадании частиц герметика в систему охлаждения, они могут забить каналы, ведущие к отопителю и патрубкам, что может вызвать нарушение системы циркуляции воды или другой жидкости для охлаждения. Это намного увеличит стоимость ремонта, так как придется выполнять полную чистку системы и замену охлаждающей жидкости. Но пайка радиатора только отсрочит его замену на некоторое время, в то же время снижая его функции.
Самостоятельный ремонт. После принятия решения о попытке самостоятельного ремонта, необходимо в первую очередь снять радиатор с автомобиля и полностью слить из него всю жидкость. Это сделает ремонт намного более удобным, так как можно будет подобраться ко всем местам, требующим ремонта, и заливка припоя будет производиться равномерно. Для выявления всех поврежденных мест радиатора стоит закрыть его отверстия полиэтиленом и погрузить в воду. Поврежденные места проявят себя выходящими пузырьками.
После того, как они будут обнаружены, радиатор необходимо отмыть от грязи, и до блеска зачистить те места, где планируется проведение работ. Делается это при помощи щетки по металлу, наждачной бумаги и мелкого надфиля. Именно от качества этой работы и будет зависеть успешность соединения припоя и металла, потому очистка должна быть выполнена очень тщательно. По ее окончании зачищенные места обезжириваются ацетоном.
Проще всего производить пайку медных радиаторов, немного более трудоемкими окажутся алюминиевые.
Итог. Пайка получившего повреждения радиатора — дело несложное. Цена такого варианта будет намного меньше, чем при покупке нового. Но его эффективность будет уже не настолько большой, и в полной мере полагаться на его нормальную работу уже не стоит.
Радиатор алюминиевый как запаять: пошаговая инструкция и рекомендации
Большинство современных автомобилей оснащаются алюминиевыми радиаторами охлаждения. Этот металл обладает небольшим весом, неплохими антикоррозионными свойствами, а также имеет отличную теплопроводность. Кроме того, он существенно дешевле меди и латуни, из которых радиаторы изготавливались ранее.
Однако есть у алюминия и недостаток. Если медный (латунный) теплообменник в случае его повреждения можно было без особых проблем починить самому, запаяв проблемный участок привычным способом, то с алюминиевым радиатором подобный номер не пройдет. Все дело в химических особенностях этого металла. Но ничего невозможного нет. В этой статье мы рассмотрим, почему течет радиатор алюминиевый, как запаять проблемную зону и какие средства для этого потребуются.
О некоторых особенностях алюминия
Для изготовления автомобильных теплообменников этот металл был выбран неслучайно. Дело в том, что алюминий и большинство его сплавов имеют оксидную пленку, образующую природный барьер, защищающий от коррозии. Эта пленка обладает высокой температурной и химической устойчивостью. Она активно противостоит обычным флюсам и препятствует нанесению припоя. Разрушить ее можно лишь при помощи механической обработки поверхности и специальных смесей. Именно поэтому сложно восстановить радиатор алюминиевый. Как запаять и, самое главное, как подготовить его к этой процедуре, мы поговорим немного позже, а сейчас давайте рассмотрим основные причины, по которым чаще всего теплообменник выходит из строя.
Основная неисправность
Несмотря на хрупкость конструкции, радиатор может служить годами. Его главными врагами являются некачественная охлаждающая жидкость и посторонние предметы, способные вызвать механическое повреждение. Тосол или антифриз сами по себе не являются слишком активными веществами, способными разрушить защитную оксидную пленку, да и в реакцию с чистым алюминием практически не вступают. Но если охлаждающая жидкость не соответствует предусмотренным химическим стандартам, она способствует коррозионным процессам, в результате чего стенки сот устройства постепенно разрушаются.
Механические повреждения радиатора чаще всего возникают при дорожно-транспортных происшествиях, наезде на бордюры, пни и т.д. Кроме этого, устройство может быть случайно повреждено и во время ремонта автомобиля. В любом случае результат один – течь из пробитой соты. Размер пробоины определяет возможность ремонта. Если теплообменник сильно не пострадал, а размер проблемной зоны составляет несколько квадратных сантиметров, его можно попытаться восстановить. Другого варианта починить радиатор алюминиевый (как запаять его — разберемся далее) не существует.
С чего начать
Ремонт теплообменника начинаем с того, что сливаем охлаждающую жидкость и снимаем устройство с автомобиля. Далее его необходимо промыть чистой проточной водой и высушить. Если повреждения радиатора видимые, и вы уверены, что за их исключением устройство целое, можно приступать к подготовке проблемной зоны к ремонту. Но если точное месторасположение пробоины (трещины) неизвестно или известно примерно, перед тем как запаять алюминиевый радиатор , потребуется более детальная проверка.
Для ее осуществления нам потребуется большая емкость с водой (можно использовать ванну), компрессор или насос. Метод поиска места повреждения аналогичен тому, при помощи которого ищут место прокола шины. Только здесь нам потребуется закрыть крышку устройства, а также все патрубки, кроме одного (самого тонкого). Погружаем устройство в воду и подаем в него воздух при помощи компрессора или насоса. Выходящие пузырьки воздуха укажут на точное расположение места повреждения.
Как и чем запаять или заклеить алюминиевый радиатор
Переходим к следующему этапу. Найдя проблемную зону и оценив масштаб будущей работы, самое время подумать о том, как подготовить к ремонту радиатор алюминиевый, как запаять его правильно и какие средства и инструменты для этого потребуются. Сразу обозначим, что починить автомобильный теплообменник при помощи бытового паяльника и канифоли не получится. Здесь нужны:
- мощный паяльник;
- специальный флюс или плавень;
- припой особого состава;
- пассатижи;
- набор надфилей;
- наждачная бумага;
- ацетон.
Рассмотрим более детально основные инструменты и средства.
Паяльник
Что касается паяльника, он должен обладать мощностью не менее 250 Вт. Только таким инструментом можно как следует прогреть поверхность металла, для того чтобы он мог удачно соединиться с припоем. Можно также использовать паяльники, которые нагреваются при помощи открытого огня. Но лучший вариант – это небольшая газовая горелка (паяльная лампа), работающая на смеси пропана с бутаном. Она без проблем прогреет обрабатываемый участок и расплавит любой припой.
Перед тем как паять радиатор , придется позаботиться и о флюсе. Именно он обеспечивает надежное соединение припоя и ремонтируемой металлической поверхности. Флюс можно либо купить либо изготовить самостоятельно. Приобрести его можно в любом магазине, специализирующемся на продаже радиодеталей. На упаковках российских флюсов, предназначенных для пайки алюминия, обычно имеется соответствующая надпись. Также их название может содержать маркировку Ф-59А, Ф-61А, 34А и др.
Как запаять радиатор автомобиля в домашних условиях , не покупая флюс? Можно ли его сделать самостоятельно? Да, флюс можно приготовить своими руками. Он, конечно, не будет обладать такими же свойствами, как заводской, но со своей задачей справится. Для его изготовления потребуется всего два ингредиента: канифоль и железные опилки.
Чтобы получить более прочное соединение припоя и металла, можно изготовить так называемый плавень. Для этого необходимо смешать следующие вещества в таких пропорциях:
- калий хлористый – 56%;
- литий хлористый – 23%;
- криолит – 10%;
- крупная пищевая соль – 7%;
- натрий сернокислый – 4 %.
Ингредиенты нужно измельчить, смешать и ссыпать в герметичную стеклянную посуду. Хранят плавень в месте, защищенном от прямых солнечных лучей.
Припой
Использовать оловянно-свинцовые припои для пайки алюминия не рекомендуется. И дело здесь не в их составе или прочности. Дело в том, что они не в состоянии обеспечить надлежащую антикоррозионную защиту соединения. Если вы все же решили использовать обычный припой, то перед тем как запаять алюминиевый радиатор, вам придется позаботиться о приобретении специального лака, который впоследствии будет защищать отремонтированный участок от коррозии.
Но лучше сразу купить специальный припой, предназначенный именно для этого металла. Сегодня в продаже можно найти множество составов для пайки алюминия, содержащих серебро, медь, цинк, кремний и т.п. Из недорогих припоев российского производства можно отметить такие смеси, как ЦОП-40 (олово – 60%, цинк – 40%) и 34-А (алюминий – 66%, медь – 28%, кремний – 6%). Процентное содержание цинка в припое определяет прочность соединения и антикоррозионную стойкость. Иными словами, чем его больше, тем лучше.
Как запаять алюминиевый радиатор автомобиля своими руками
Переходим к процессу пайки. Сначала проблемный участок тщательно зачищается надфилем и наждачной бумагой. Если на нем расположены ламели, их нужно аккуратно удалить пассатижами. Дальше место ремонта обезжиривается при помощи ацетона.
Когда подготовка к пайке будет закончена, можно наносить флюс. После этого начинаем прогревать место соединения. Если вы используете газовую горелку или паяльную лампу, следите за тем, чтобы флюс не выгорел раньше времени. Паяльником его наносить проще. Достаточно обмакнуть его рабочий элемент в смесь и перенести ее на обрабатываемую поверхность.
Теперь пришло время нанесения припоя. Лучше, если он будет в виде прутка или проволоки. Припой прикладывается к месту соединения и тщательно прогревается паяльником (горелкой). Когда он равномерно растечется, необходимо дать ему остыть, после чего желательно нанести второй (страховочный) слой. По окончании работ образовавшиеся наплывы можно убрать при помощи наждачной бумаги.
Как запаять радиатор охлаждения
Часто в системе охлаждения автомобилей и отопительной системе квартир устанавливаются алюминиевые радиаторы. В них со временем тоже могут появляться трещины, которые запаять гораздо сложнее, чем на медных устройствах. Дело в том, что на поверхности алюминия и его сплавов образуется очень прочная оксидная пленка, которая мешает припою зафиксироваться на месте повреждения. В этом случае поступают следующим образом:
- Нужно найти место протечки способом, описанным выше. Его следует зачистить наждачной шкуркой. На этом этапе не стоит пытаться удалять оксидную пленку, это не удастся сделать. Место ремонта обязательно нужно обезжирить и высушить.
- В подходящей емкости (лучше использовать специальный жаропрочный тигель) следует расплавить 2 части обычной канифоли и смешать ее с 1 частью железных опилок. Их можно получить с помощью напильника с мелкой насечкой, которым нужно обточить какую-либо железную вещь. Смесь жидкой канифоли с опилками перемешать и остудить. Получится нужный для пайки алюминия флюс. Тигель можно разогревать на кухонной газовой плите или с помощью газовой горелки.
- На подготовленное к ремонту место нанести полученный флюс и тщательно растереть его горячим паяльником по поверхности алюминия в месте нахождения трещины.
- В тот момент, когда канифоль с железными опилками растечется по поверхности трещины, добавляется стандартный припой с теми же опилками. Железные опилки должны разрушить оксидную защитную пленку, и пайка дальше происходит обычным образом.
- Для пайки трещины большого размера используется не стандартный оловянно-свинцовый припой, а сплав олова с висмутом. Для ее получения понадобится керамический тигель или муфельная печь. Соотношение висмута и олова должно равняться 5:95. Припой такого состава можно купить в виде проволоки в магазине. Его марка – ПОСВ-33 и ПОСВ-50.
- Для получения более прочного шва рекомендуется вместо флюса применять плавень, который можно получить самостоятельно. Для этого нужно подготовить хлористый калий (56%), хлористый литий (23%), криолит (10%), поваренную соль (7%) и сернокислый натрий (4%). Все ингредиенты тщательно измельчить и смешать друг с другом. Хранить такую смесь нужно в стеклянной емкости с герметичной крышкой подальше от лучей солнца.
- Готовый плавень наносится на поврежденную поверхность радиатора и прогревается горячим паяльником. Далее проводится обычная пайка с использованием оловянно-висмутового припоя.
После выполнения работы радиатор нужно проверить. Для проверки в него заливают воду, подкрашенную марганцовкой. Если в течение 2 часов не появится подтекание воды, работа полностью выполнена. При выполнении пайки рекомендуется использовать перчатки, так как некоторые компоненты ядовиты. Нужна также хорошая вентиляция помещения.
Как запаять пластик радиатора охлаждения авто
Пайка радиатора охлаждения двигателя считается довольно простой задачей. Впрочем, с ней сможет справиться далеко не каждый из-за недостаточных знаний о том, как запаять радиатор автомобиля собственными силами. Большинство автовладельцев предпочитают отогнать свое авто на станцию технического обслуживания.
Подготовка поверхности
Прежде, чем заклеить пластик на радиаторе машины, понадобится провести полноценную подготовку поверхности к этому процессу. С этой целью нам потребуется очистить ее от жира, пыли и грязи. Слегка смочите ветошь, и очень аккуратно протрите участки пластика вокруг полученной трещины.
Для того, чтобы достичь более качественного эффекта, рекомендуется воспользоваться спиртовым раствором
Важно, что при этом ни в коем случае нельзя переусердствовать. Дело в том, что слишком активное механическое воздействие на поврежденный участок или чрезмерное надавливание на него при очистке чревато тем, что теплообменник повредится еще больше
Готовим клеящую смесь
Теперь нужно позаботиться о том, чем заклеить трещину на радиаторе автомобиля. Так, займемся подготовкой клеящей смеси. Если решено пользоваться исключительно специально предназначенным для таких целей клеем, то его использование будет максимально простым.
Небольшое количество клеящего вещества нужно нанести непосредственно на поврежденный участок. Когда на детали отсутствует определенный кусочек корпуса или нет зазора между двумя половинками, которые образуются из-за трещины, то рекомендуется присыпать жидкую основу порошковым компонентом клея.
Так, если сама трещина является слишком глубокой или отсутствует достаточно большая часть корпуса, необходимо выполнять склеивание в несколько этапов. Следует два или три раза наносить клей на неисправный участок, дожидаясь пока каждый из слоев практически полностью высохнет. Когда образовавшуюся щель получится полностью заполнить сухим градулянтом, рекомендуется его пропитать жидким составом. Так вы сможете быть полностью уверенными в том, что он отлично закрепится на поверхности запчасти.
Холодная сварка
Кроме того, заклеить радиатор автомобиля можно с помощью холодной сварки. Так как она поставляется в виде достаточно густой замазки, достаточно будет нанести ее на шов и подождать полного остывания
Важно, что эта самая замазка должна наноситься аккуратным и ровным слоем, чтобы шов был максимально качественным
Холодную сварку требуется использовать в качестве:
- основного метода восстановления работоспособности;
- дополнительного средства закрепления результата, полученного благодаря пайке или склеиванию.
Нанесенный поверх слоя клея слой холодной сварки позволит надолго сохранить качество ремонта автозапчасти и продлить эксплуатационный срок детали.
Финальный этап
Когда клей окончательно застыл и все основные рабочие этапы завершены, нужно произвести финальную обработку поверхности. Следует добиться того, чтобы образовавшийся шов стал аккуратным и гладким. Для таких целей место спайки понадобится обработать мелкозернистой наждачной бумагой, а в идеале – шлифовальной машинкой.
Таким образом получится избавиться ото всех мелких недостатков, которые не лучшим образом повлияют на дальнейшую эксплуатацию изделия. После того, как такая обработка будет произведена, установите теплообменник обратно на его место.
Проверка на герметичность
Качество ремонта можно проверить при помощи воздуха или воды, накачиваемых в радиатор под давлением. Воздушный способ ранее описан.
Водой под давлением проверить можно только во время отопительного сезона. Для этого с одной стороны батареи ставят заглушку, вторую через кран Маевского подключают к подаче. Немного открутив кран и байпас, заполняют радиатор водой. Для облегчения наблюдений под батареей размещают полосу белой бумаги.
Если через 10-15 минут бумага осталась сухой — течь устранена и радиатор можно подключать к общей системе.
Если нет возможности создать давление, то радиатор заполняют подкрашенной водой и оставляют на несколько часов. Обычно через 3-4 часа течь себя проявляет.
Как найти место протечки в системе охлаждения
Неисправности системы охлаждения выявляют в процессе технического обслуживания и ремонта автомобиля.
Для выявления повреждений радиатор снимают с места установки. Через специальное отверстие сливают теплоноситель в заранее приготовленную емкость. Для слива теплоносителя устройство несколько раз переворачивают и встряхивают.
Для обнаружения протечек используют два основных способа:
- визуальный;
- инструментальный.
Инструментальный метод проводится с помощью различного диагностического оборудования. При обнаружении протечки аппаратура издает световой и звуковой сигнал.
Особенности алюминиевых радиаторов
Алюминий занимает 3 место в мире по распространённости в земной коре. Среди других промышленных металлов он выделяется прочностью, небольшой массой и повышенной теплопроводностью. Высокую устойчивость к коррозии при контакте с окружающей средой обеспечивает оксидная плёнка.
Эти качества сделали алюминий незаменимым при изготовлении изделий с большой площадью и повышенной теплоотдачей. Хорошая пластичность материала расширяет дизайнерские и технологические границы при изготовлении радиаторов отопления. Учитывая, что секции алюминиевых батарей легко удалить или нарастить, их можно поместить в любую нишу и гармонично вписать в изысканный интерьер.
Обладая такими положительными качествами, как быстрая теплоотдача и привлекательный дизайн, алюминиевые радиаторы всё же имеют существенный недостаток — чувствительность к качеству воды и перепадам давления. Из-за этого на батареях часто образуются микротрещины и свищи, провоцирующие протекание жидкости в помещение.
При возникновении течи в батарее появляется необходимость заделки образовавшегося отверстия. Устранить проблему можно путём пайки или проклеивания повреждённого участка. Обычная пайка не подходит, так как защитная плёнка образуется моментально после зачистки обрабатываемого участка и препятствует надёжному соединению припоя с поверхностью радиатора.
Для того чтобы обойти оксидную плёнку алюминия, даже при ремонте такого отверстия, используют флюсы
Для эффективной пайки алюминиевых изделий применяют флюсы, которые обладают следующими качествами:
- Компоненты, входящие в состав средства, растворяют оксидную плёнку и препятствуют её дальнейшему образованию;
- Защищают место пайки от воздействия окружающей среды;
- Не позволяют припою растекаться по поверхности, удерживая его только на обработанном участке;
- Уменьшают натяжение пропаиваемой поверхности;
- Способствуют равномерному распределению припоя по обработанной поверхности.
Флюсы изготавливают на основе:
- Кадмия;
- Цинка;
- Висмута;
- Комбинированных веществ;
- Плавней (изготовленных в домашних условиях).
Промышленные флюсы дорогие, поэтому их часто приготавливают в домашних условиях.
Флюсы для алюминия имеют в своём составе органические и неорганические компоненты, позволяющие разрушать защитную плёнку на металле
Трудности пайки алюминиевых радиаторов
Пайка алюминиевого радиатора паяльником осложняется формой самого изделия. В зависимости от того где случилась поломка, место может быт труднодоступным, обладать поверхностью предрасполагаемой к растеканию металла и так далее. Осложняется все и высокой активностью металла, приводящей к окислам. При разогревании алюминия до нужной температура очень сложно отследить, как хорошо он прогрелся, так как металл почти не меняет цвет в этой время. Это может привести к переплавлению основного металла.
Способы пайки алюминиевых радиаторов
Существует два основных типа пайки, использующегося при работе с алюминиевыми радиаторами. Первым является использование паяльника, что более доступно, но менее эффективно и удобно. Второй способ – пайка алюминия газовой горелкой дает более эффективный результат, но обходится дороже, а также далеко не у всех имеется соответствующая техника, так как она имеет относительно высокую стоимость.
Пайка алюминиевого радиатора газовой горелкой
В качестве флюса при каждом из способов могут использовать в качестве припоя:
- Кадмий;
- Олово;
- Висмут;
- Цинк;
- Комбинированный флюс;
- Специализированные марки для алюминия.
Подготовка к пайке
Пайка алюминиевого радиатора охлаждения начинается с подготовительного процесса. В первую очередь следует заняться поверхностью основного металла. Здесь идет механическая обработка, чтобы снять частички грязи, пыли и прочих ненужных элементов. После этого следует обработать все растворителем. Это может быть бензин, ацетон или что-либо схожее. Эти процедуры должны помочь избавиться от оксидной пленки.
Пайка алюминиевого радиатора автомобиля требует правильного выбора флюса. Если его требуется приготовить самостоятельно, то это следует сделать еще до разогрева металла. В ином случае нужно просто подготовить его на рабочем месте, чтобы удобно было пользоваться.
Пошаговая инструкция по пайке
Когда все подготовительные процедуры завершены, то можно приступать к нанесению флюса на поверхность основного металла. флюсом нужно покрыть практически всю поверхность пайки. Это требуется сделать для того, чтобы максимально изолировать от влияния кислорода из воздуха, так как он приводит к появлению сложно разрушаемых оксидов. Если флюс не жидкий и работа ведется паяльником, то его нужно предварительно расплавить перед нанесением. При использовании газовой горелки его можно плавить уже на основном металле.
После этого берется небольшая часть припоя и наносится на поверхность под температурным воздействием. Расплавленный металл будет сильно растекаться, так что нужно действовать аккуратно и не брать слишком много припоя. Нанесение нужно делать аккуратными круговыми движениями, равномерно распределяя количество материала по всей поверхности. Он должен распространиться не только на проблемном месте, но и захватить близлежащую область.
Пайка алюминиевого радиатора оловом и прочими видами припоев может иметь свои отличительные нюансы, но принцип проведения процедур практически всегда одинаковый. Сложности вызывают крупные сколы и дыры. Их приходится запаивать в несколько проходов. Понемногу на край поверхности наносится металл припоя. Он остывает и после этого наносится еще один слой, постепенно заволакивая все отверстие. Проблема состоит в том, что припой имеет более низкую температуру плавления, чем основной металл и может быстро расплавиться.
Таблица режимов пайки
У каждого припоя есть своя температура плавления, что заставляет мастера подбирать свои температурные режимы для каждого из них. Здесь приведены основные используемые марки: