Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости

Как читать этикетку моторных масел

Если вы впервые пришли в магазин за моторным маслом, не исключено, что у вас голова пойдет кругом от обилия информации на этикетках. Как в них не запутаться и на что обращать внимание в первую очередь – в нашем материале.

Ключевые показатели моторных масел

Моторное масло ADDINOLНа этикетке моторного масла указывается вся необходимая для выбора информация. Главное – правильно ее прочитать

Для начала необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и выяснить требования автопроизводителя к маслам для данной конкретной модели и комплектации.

В случае партнерства завода-изготовителя машины и бренда масла может быть указано даже наименование определенного продукта. Надо понимать, что такие настойчивые рекомендации – не более чем маркетинг, а вот предъявляемые требования в виде допусков, вязкости и т.п. действительно важны для корректной работы агрегатов.

Если хочется глубже разобраться и понимать, почему то или иное масло подходит или не подходит, самому выбирать нужное масло, требуется понимать, что:

  • в составе масла есть основа и присадки – что это означает, читайте в статье «Из чего складывается стоимость моторного масла».
  • один из ключевых показателей масла – вязкость;
  • не менее важны допуски международных ассоциаций (API, ILSAC, ACEA) и самих OEM (автопроизводителей).

Вязкость моторного масла

Этот параметр указывает на то, насколько густым является масло при низких и высоких температурах. Вязкость определяется по классификации SAE. В соответствие с ней масла делятся на 3 группы:

  • зимние – например, SAE 5W или SAE 20W;
  • летние – например, SAE 30 или SAE 40;
  • всесезонные, универсальные – например, 5W-30.

Конкретно зимнее или летнее масло сейчас в продаже практически не встречается. Гораздо больший спрос – на всесезонное. Такое масло можно залить летом и смело ездить на нем до весны.

На что указывает маркировка с двумя числовыми показателями? Разберем на примере класса 5W-30.

Буква W – от слова «winter» (зима). Цифра за ней отмечает степень морозостойкости. Чем ниже число, тем меньше масло густеет при отрицательных температурах. А значит, сокращается время (Oiling Time) между запуском двигателя и присутствием масла в каждой, необходимой для смазывания и защиты точке агрегата.

Вторая цифра в маркировке – это вязкость масла, которую определили при температуре 100 °С. Чем больше число, тем гуще масло при рабочей температуре двигателя.

В таблице ниже можно посмотреть, как соотносится класс масла по вязкости с диапазоном температур:

Ряд вязкости масла

Класс

Температурный диапазон

Кроме показателя вязкости на этикетках обычно ставятся маркеры по международно принятым классификациям ACEA, API и ILSAC и специальным допускам автопроизводителей. Они учитывают назначение моторного масла и особенности его эксплуатации. Например, для какого типа двигателя оно применимо, какие задачи решает, каким негативным явлениям противодействует.

Характеристики моторных масел по ACEA, API, ILSAC и/или специальным допускам.

Ранее мы уже писали о классификации моторных масел (ссылка на статью «Классификация моторных масел») по различным маркировкам, но для полноты информации воспроизводим эти данные здесь.

Классификация ACEA

Моторное маслоДаже универсальное масло должно подходить к определенным условиям эксплуатации

Маркировка АСЕА является основополагающей для европейского автопрома. С ее помощью определяются основные задачи масла в двигателе: сокращение расхода топлива, и/или защита двигателя, и/или сокращение выбросов в атмосферу и т. п. Требования к маслам достаточно строгие и предусматривают, в частности, стойкость масляной пленки при высокой температуре и скорости сдвига (HTHS), долю в общем объеме продукта некоторых химических элементов (фосфор, сера и т. п.), испаряемость масла, щелочное число и т. д.

По АСЕА выделяется 3 группы масел:

  • A и B – для легковых бензиновых и/или дизельных моторов;
  • C – для моторов с системами нейтрализации выхлопных газов;
  • E – для высоконагруженных грузовых дизелей.

После латинской буквы в классе указывается число: 1, 2, 3, 4 или 5. Чаще всего в продаже можно найти универсальные масла, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков. В таких случаях на этикетках используются следующие маркировки:

  • А1/В1 – для моторов, которым требуется масло с пониженной вязкостью при высоких температурах и энергосберегающими свойствами.
  • А3/В3 – для современных двигателей с удлиненным интервалом замены. По рекомендации производителя такое масло может подходить для применения в течение года или при повышенных нагрузках на мотор.
  • А3/В4 – для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Продукты с отличной защитой двигателя и моющими свойствами.
  • А5/В5 – для двигателей, которым требуются маловязкие, энергосберегающие, всесезонные масла с увеличенным интервалом замены. Со сниженным потенциалом по стойкости масляной пленки на разрыв (HTHS), направленные на экономию топлива .

На сегодняшний день в обиходе в основном A3/B4 и A5/B5. Категорически не рекомендуется использовать масло со сниженным HTHS (A1/B1 и А5/В5) в моторах, требующих от масла максимальной защиты.

Классификация API

Американская классификация моторных масел API делит масла на 2 группы по предназначению:

  • S – бензиновые двигатели;
  • С – дизельные двигатели.

Кроме С или S в маркировке ставится еще одна латинская буква, которая показывает степень качества масла по возрастающей. В классе масла для дизельных моторов также может стоять число 2 или 4. Оно показывает, что масло предназначено для 2- или 4-тактного двигателя соответственно.

Заливка моторного маслаВ отличие от европейской ACEA, американская API предъявляет менее строгие требования к эксплуатационным характеристикам масла

По API (American Petroleum Institute) классификации, действующими классами являются:

Масла для легковых автомобилей и бензиновых двигателей

  • SP (RC) – для моторов с 2021 года выпуска;
  • SN (Plus, RC) – для моторов до 2020 года выпуска;
  • SM – для моторов до 2011 года выпуска;
  • SL – для моторов до 2004 года выпуска;
  • SJ – для моторов до 2002 года выпуска.

Масла новой категории API SP превосходят свойства моторных масел категорий API SN и API SN PLUS по следующим пунктам:

  • Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
  • Защита от износа цепи ГРМ:
  • Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
  • Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
  • Более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака.
Читайте так же:
Ремонт ГУР своими руками

Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять масла предыдущих категорий API.

Масла для коммерческой техники и дизельных двигателей

  • FA-4 – первое масло в категории API для коммерческой техники со сниженным ради топливной экономичности HTHS (стойкость масляной пленки на разрыв).
  • CK-4 – для современных дизельных ДВС
  • CJ-4 – для мощных двигателей до 2017 года выпуска с пониженным содержанием вредных веществ в выхлопе (уровень серы в дизтопливе – не более 0,0015 %);
  • CI-4 (Plus) – для высокооборотистых моторов до 2004 года выпуска с системой рециркуляции выхлопных газов на дизеле с содержанием серы не более 0,5 %;

Как правило, масла с маркировкой API – универсальные. Такие отмечаются двойным сочетанием, например SN/CF. Особенно экономные масла отмечаются специальным маркером ЕС1 или ЕС2.

Классификация ILSAC (International Lubricant Specification Advisory Committee)

Эта маркировка моторного масла разработана комитетом, объединяющим Ford, General Motors, Chrysler и JAMA (Japan Automobile Manufacturers Association), который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла. На практике ILSAC более значим для владельцев японских легковушек с бензиновыми моторами. Для «американцев» классы ILSAC соответствуют указанным выше классам API.

На сегодняшний день классификация ILSAC использует два действующих стандарта – GF-5 (SN) и GF-6 (SP).

OEM (автопроизводители) допуски моторных масел

Современные моторные масла проходят тестирование не только на соответствие общепринятым международным стандартам, но и дополнительные моторные тесты крупнейших автоконцернов. О том, что масло отвечает самым строгим требованиям OEM (производителя), указывает так называемый допуск.

Самые распространенные примеры допусков можно найти в этой статье.

Выбираем масло правильно

Разметка этикетки маслаПример разметки на этикетке моторного масла

При покупке необходимо четко понимать, какое масло подойдет к конкретному типу двигателя. Таким образом, обращать внимание нужно на:

  • соответствие показателей вязкости и полученных маслом допусков той информации, которую автопроизводитель указал в руководстве по эксплуатации как минимальные требования.
  • бренд производителя масла – важный критерий для определения гарантированного качества продукта. Например, если производитель обладает богатой историей и сильной репутацией, открыто делится информацией, помогает выбрать нужный товар – он заслуживает доверия;
  • реноме и отзывы в интернете продавца – наличие большого количества положительных оценок и длительной деятельности в одной и той же сфере гарантирует оригинальность продукта.

Стоит ли доверять автоматическим сервисам подбора масла? Да, если они ориентируются на требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации и указывают нужное масло. Так, на сайте ADDINOL вы можете воспользоваться онлайн-сервисом подбора масла: достаточно задать марку, модель и комплектацию своего автомобиля, чтобы получить рекомендацию по всем маслам, подходящим именно вашей машине.

Что произойдет, если ошибиться и выбрать масло неправильно? Последствия могут быть, различными:

  • Если масло со слишком большим зимним индексом по SAE использовать в условиях крайне низких температур, автомобиль просто не провернет замерзшую массу и не заведется.
  • Использовав излишне жидкое масло, при рабочей температуре можно столкнуться с излишним угаром.

Но в итоге каждого неправильного подбора моторного масла, на самом деле, стоит чрезмерный износ преждевременный выход из строя двигателя и/или его навесного оборудования.

Подробно последствия неправильного выбора масла мы рассмотрим в одной из следующих статей.

Классификация моторных масел

Необходимо тщательно подбирать моторное масло, которое можно без опаски залить в мотор своего авто. Рассмотрим технические показатели автомобильных моторных масел и найдем подходящий вариант для каждого транспортного средства согласно требованиям sae, api и acea.

Классификация моторных масел

Предназначение автомобильных масел – надежная защита и охлаждение двигателя, удаление продуктов неполного сгорания топлива, износа, уменьшение коэффициента трения. Их виды, а также густота должны соответствовать конструктивным особенностям двигателя, благодаря чему обеспечивается устойчивая и бесперебойная работа.

Моторные масла, их виды и описание

Виды моторного масла по составу

По составу различают такие виды моторного масла:

  1. Автомасло на минеральной основе является конечным результатом переработки сырой нефти, которую предварительно очищают от всевозможных примесей. Имеет густую консистенцию. Лучший вариант для моторов, автопрогон которых превышает 100 тыс. км. Среди недостатков минерального масла можно отметить низкий эксплуатационный температурный диапазон. Отличается дешевизной и простотой изготовления, если сравнивать с аналогами на синтетической либо полусинтетической основе.
  2. Полусинтетическое моторное масло изготавливается путем растворения специальных присадок, составляющих 30–50 % общего объема. Благодаря своим характеристикам моторное полусинтетическое масло намного лучше минерального и поэтому оно является оптимальным вариантом.
  3. Синтетическое масло для двигателя получается после переработки сырой нефти. Этот процесс позволяет получить такой материал, который будет соответствовать требуемым свойствам и качеству. Хорошая текучесть, возможность применения в различных диапазонах температур – вот отличительные черты масел на синтетической основе. К тому же в процессе эксплуатации они не теряют своего первоначального состава, соответственно срок службы у них больший, нежели у минеральных либо полусинтетических аналогов.

Большинство водителей уверены, что течь появляется из-за негативного влияния синтетики на уплотнения и сальники. Это не так. Не имеет значения, какое масло вы используете, но если какое-либо уплотнение изношено, течь вскоре проявит себя. Если отдельно рассматривать конкретный вариант, то синтетика начнет протекать быстрее, чем минералка и полусинтетика. Всему виной – хорошая текучесть.

Вязкость масла

Виды масел по сезону применения

От показателя густоты зависит, в каком температурном режиме его нужно применять. Классификация автомасла плотно связана с этим параметром. Показатели вязкости влияют на запуск мотора, надежно защищая его детали от перегрева. Поэтому все моторные масла делятся на летнее, зимнее и всесезонное.

Летнее моторное масло должно быть достаточно густым, чтобы обеспечить сохранность мотора машины во время работы при повышенной температуре. Нежелательно применять подобное автомобильное масло, если мотор эксплуатируется в зимнее время, при морозе. Такому режиму соответствуют различные минеральные и синтетические смазки.

Зимнее отличается текучестью благодаря снижению показателя густоты. Такое масло легко движется по каналам, обеспечивая необходимую смазку и пуск двигателя в зимний период. Однако зимний вариант категорически не рекомендуется применять в жаркий период, при высокой температуре окружающей среды, так как смазка просто не сможет выполнять заданные функции. Синтетика – вот описанная категория.

Читайте так же:
Срок давности штрафов ГИБДД

Спектр использования всесезонных автомобильных масел для двигателя широк. Сюда входят материалы на полусинтетической и синтетической основе. В зависимости от температурных перепадов окружающей среды, изменяется и показатель вязкости. Со временем всесезонные аналоги могут вытеснить летний и зимний варианты, потому что отпадет необходимость менять их каждый сезон.

Классификация моторного масла

Сегодня имеется несколько систем классификации масел. Они маркируются по-своему. Ниже будут описаны самые распространенные.

Классификация по SAE

Разделение по требованиям сообщества автомобильных инженеров (sae) является самым распространенным и плотно связано с показателем вязкости. Это самый важный параметр. Именно от густоты зависит нормальный запуск мотора, а также надежная защита всех деталей и механизмов.

На сегодняшний день действует классификация SAE J 300 APR 1997-го года. Она определяет значение максимальной вязкости для зимних видов масел при низких температурах. А минимальные берутся для 100 градусов. У летних смазок пределы вязкости приняты для 100°С, а минимальные показатели – для 150°С.

Сегодня широко распространены всесезонные моторные смазки. Зимние и летние аналоги встречаются значительно реже. Наверное, каждому водителю приходилось встречаться с такими обозначениями: 5W–40, 5W–30. Что же обозначает эта маркировка моторного масла?

Так маркируются всесезонные нефтепродукты по sae. Буква W, от слова Winter (зимний), означает низкотемпературный индекс вязкости (вязкость при температуре -40). Он показывает, с какой скоростью движется по каналам нефтепродукт при минимальных температурах, и чем этот показатель ниже, тем лучше:

  • 20W – масло используется при температуре до -15 -10 градусов;
  • 15W – до -20 -15 градусов;
  • 10W – до -25 -20 градусов;
  • 5W – до -30 -25 градусов;
  • 0W – до -35 -30 градусов.

Всё это зимние классы. А летних, по SAE, существует пять – 20, 30, 40, 50 и 60. Именно их обозначает второе число, стоящее после тире в маркировке всесезонного масла. Высокое значение этой величины по sae обозначает способность мотора транспортного средства работать на предельных температурах и оставаться защищённым именно этой смазкой.

Максимальное значение индекса вязкости – 60. Поэтому маркировка sae 5W–40 обозначает, что всесезонная смазка можно использовать летом при температуре окружающей среды до +35 +40 градусов, а зимой – до -30 -25 градусов.

Глядя таблицу квалификации автомобильных масел по SAE, которая приведена ниже, проще выбрать то, которое будет соответствовать вашим климатические условия.

Следует обратить внимание на бытующее среди большинства автомобилистом мнение, что у синтетического нефтепродукта вязкость 5W–40, полусинтетического – 10W–40, у минерального – 15W–40. Это неверно, так как производители изготавливают синтетику таких классов: 20W–60, 10W–40 и 15W–50. При этом качество будет 100 %-е. Итак, вязкость не влияет на его состав.

Стоит отметить, что, руководствуясь классификацией SAE, стоит выбирать всё же те масла, которые предлагаются автопроизводителем. Многие бренды указывают все нужные сведения по этому поводу в инструкциях по эксплуатации и сервисных книжках. И при техобслуживании стоит требовать, чтобы в вашу машину заливали только то масло, которое соответствует рекомендациям компании по SAE и другим показателям.

Классификация моторного масла по API

Классификация по api делится на две категории: S и C. В первой категории находятся все смазки, используемые бензиновыми двигателями легкового транспорта, микроавтобусов и легких грузовых машин. Ко второй относятся смазки, используемые дизельными моторами тяжелых грузовиков, автобусов и специальной техники.

Sae oil

Стоит отметить, что для дизельных двигателей легковых автомобилей категория api не определена. Зачастую такие смазки обозначаются C/S и могут использоваться как в дизельных, так и в бензиновых двигателях.

При этом какая буква стоит в числителе, а какая в знаменателе имеет значение: первая считается основной, второй говорит о возможности использования материала для моторов и других типов – например, API SM/CF. И всё же категории типа api S/C рекомендуются для применения в бензиновых моторах, а C/S – в дизельных.

Также есть разделение по классам качества, подходящим для автомобилей разного года выпуска. Например, бензиновые двигатели могут использовать следующие виды масел с классификацией по API:

  • SN, подходящий для авто выпуска позже 2010 года;
  • SM – стандарт, утвержденный в 2004 году и рекомендуемый для современных силовых агрегатов;
  • SL, подходящий для моторов с 2000 года;
  • API SJ – продукт для двигателей не старше 20 лет;
  • SH – для использования в моторах с 1994 года;
  • SG, применяющийся для ещё более старых автомобилей, выпущенных в 1980-х годах. Является последним из ещё выпускающихся масел по классификации API.

Для силовых агрегатов, работающих на дизтопливе – своя классификация:

  • Один из новейших классов API СJ-4, подходит для двигателей с высокой нагрузкой машин, выпущенных после 2007 года;
  • CI-4, класс с повышенными требованиями к качеству (в особенности, к содержанию сажи и высокотемпературному окислению). Предназначен для современных дизельных агрегатов;
  • CH-4, применяется в четырёхтактных двигателях, работающих в высокоскоростных режимах;
  • API CG-4, рекомендуемый для грузовиков и автобусов;
  • CF-2 – смазки для двухтактных двигателей;
  • API CF-4, для моторов, выпускаемых с 1990 года.

Классификация масел по ACEA

ACEA представляет собой ассоциацию европейских автопроизводителей, выдвигающих особые требования к экологической составляющей использования масел. В её состав входят такие известные компании как БМВ, «Даймлер», «Пежо», «Ситроен», «Рено», «Фольксваген», «Тойота» и «Форд». Поэтому, покупая один из автомобилей этой марки, вы можете столкнуться с требованием пользоваться конкретным видом смазки.

Допуски моторных масел

Классификация моторных масел, действующая на сегодняшний день, создана ACEA ещё в 2004 году. Она объединяет смазки для всего легкового транспорта, работающего на бензине или дизтопливе, в одну категорию.

Однако, специально для старых авто, которым могут не подходить новые материалы, их производители иногда ставят дополнительно старые классы по ACEA, 2002 года. И, имея в своём распоряжении старую машину, стоит обращать внимание на обе маркировки.

Обозначения в классах АСЕА нужны для того, чтобы определить, к какому двигателю они лучше подходят. На сегодняшний день таких категорий всего три:

  • А/В – для дизельных и бензиновых агрегатов легкового транспорта (A – для моторов, работающих на бензине, B – для дизтоплива);
  • С – новый класс по ACEA, предназначенный для автомобилей, созданных для соответствия самым последним нормам по выхлопам Euro-4 и более поздних редакций;
  • Е – масла для тяжелого транспорта.
Читайте так же:
Почему АКПП встает в «аварию»

Если расписать смазки по категориям, которые могут встретиться водителю обычного легкового авто, стоит отметить следующие классы:

  • ACEA A1/B1, для автомобилей с возможностью использования смазочных материалов, снижающих трение и маловязких при высоких скоростях сдвига и температурах. Подходят далеко не всем автомобилям;
  • A3/B3 – серия, стойкая к механическому разрушению и использующаяся в форсированных моторах, а также в обычных двигателях при превышении интервала замены масел или эксплуатации в тяжёлых условиях (например, постоянных поездках);
  • ACEA A3/B4, для моторов высокой мощности с системой непосредственного впрыска;
  • A5/B5 – продукт для высокопроизводительных силовых агрегатов, где допускается применение снижающих вязкость масел.
  • ACEA С1, стойкие к разрушению и используемые в машинах с трёхкомпонентными катализаторами и сажевыми фильтрами. Обладают пониженной зольностью и содержанием фосфора, что повышает эксплуатационный срок фильтров и экономит топливо;
  • C2, продукция с теми же характеристиками, что и C1, но подходящая для транспорта с мотором, где возможно применение снижающей трение смазки;
  • ACEA C3, для экологичных моторов, укомплектованных сажевыми фильтрами и агрегатами нейтрализации;
  • C4 – масла для силовых агрегатов, соответствующих повышенным требованиям Euro для выхлопов и требующих пониженной концентрация фосфора, золы и серы.

Рекомендации по выбору масла в двигатель

Прежде чем правильно подобрать моторное масло необходимо ознакомиться с техническими характеристиками транспортного средства. На что необходимо обратить внимание при выборе качественного моторного масла?

О качестве автомобильного нефтепродукта не судите по его консистенции. Цвет может изменяться зависимо от входящих в него добавок. Кстати, добавление присадок сказывается на свойствах описываемого нефтепродукта. Можно улучшить одни свойства, но в то же время ухудшить другие. В нем уже содержится набор присадок, необходимых для нормальной работы мотора.

Потемнение материала говорит о прекрасных моющих способностях. При этом он прекрасно удерживает продукты неполного сгорания топлива.

На упаковке указываются лишь наставления по режиму температурного использования, а не наставления.

Нельзя смешивать автомобильные нефтепродукты на разных основах.

Если необходимо заменить масло – промойте двигатель.

Сегодня изготавливается большое количество моторных нефтепродуктов отечественного и зарубежного производства. Опасайтесь подделки! Приобретайте материал у производителя или его официальных представителей.

Допустим, если самостоятельный выбор описанного материала для автотранспорта невозможен, то можно воспользоваться специальными службами, которые специализируются на его подборе по марке авто. Таких служб на просторах Интернета огромное количество.

Также помните, что современные моторы очень чувствительны к нефтепродуктам, поэтому к их подбору следует отнестись со всей ответственностью.

Стандартные индексы масел
Классификация моторного масла по SAE, API и ACEA

Обычно параметры масла, рекомендуемого для двигателя, указываются в сервисной книжке или инструкции по эксплуатации автомобиля. Выбор марки масла – субъективное решение каждого владельца машины. Практически всегда под брендом фирмы-производителя предлагается широкая линейка различных масел. То, которое следует заливать в вашу машину, придется определять по буквам и цифрам индекса сорта масла.

Чтобы правильно выбрать масло, следует знать, что существенным из многочисленных параметров моторного масла считается его вязкость. Сильнее всего она меняется в зависимости от температуры окружающей среды и температуры деталей работающего двигателя, на которые попадает масло. Сразу отмечу: индикаторов температуры масла двигателя на большинстве автомобилей нет, в комбинации приборов присутствует только указатель нагрева охлаждающей жидкости, и его показания водители принимают за «температуру двигателя». Но температура охлаждающей жидкости прогретого мотора стабильна и практически у любых моделей двигателей должна составлять около 90 °С. Температура масла при разных условиях работы мотора существенно меняется и в зависимости от скорости и интенсивности движения может доходить до 140–150 °С. На упаковке масла указывают рекомендуемый температурный диапазон применения.

В основе действующей международной системы обозначения моторных масел лежат стандартные индексы, присвоенные по американским классификациям SAE и API (например, SAE 5W40 SL) и по европейскому стандарту качества ACEA (например, Е6-2005). Как это понимать?

Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. По ней определяют рекомендуемый диапазон температур, в котором масло должно работать в двигателе. В классификациях АРI (Американский институт нефти) и ACEA (Европейская классификация эксплуатационных свойств масел) сформулированы минимальные базовые требования, согласованные производителями двигателей и моторных масел.

Применение масел разных классов вязкости в зависимости от температуры окружающей среды по SAE

Густое и жидкое SAE

За аббревиатурой SAE в маркировке масла следуют числа, разделенные буквой W и тире, например, 10W-40. В данном случае 10W – это показатель низкотемпературной вязкости. Первое число указывает на минимальную температуру воздуха, при которой возможен холодный пуск двигателя. Число 10 соответствует температуре не ниже –30 °С (от цифры перед W нужно отнять 40). Это минимальная температура масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения. Если в вашем регионе температура воздуха зимой редко опускается ниже –20 °С, то вам подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии ваши стартер и аккумулятор. Если они старые, то мотор легче будет завести при –20 °С на масле 0W-30, чем на 15W-40.

Второе число после W обозначает высокотемпературную вязкость (в данном случае это 40). Это скорее технический параметр – сборный показатель уровня минимальной и максимальной вязкости масла при рабочих температурах 100–150 °С.

Существует заблуждение, что высокая вязкость при высоких температурах улучшает характеристики двигателя. Неоправданное применение «тропических» или «спортивных» масел с высокой вязкостью может привести к потере мощности и быстрому износу, так как движущимся механизмам двигателя придется «бороться» со слишком густым маслом. Так что экспериментировать с маслом, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля, не следует. А для автомобилей с большим пробегом и изношенным мотором, у которого увеличены зазоры в сопряжениях, как раз иногда резонно выбирать более вязкие масла (например, 10W-40 – для зимы и 20W-50 – для лета).

API по качеству

Нередко API в обиходе называют классификацией качества моторных масел. Прежде всего эта классификация разделяет моторные масла на два вида: рассчитанные на бензиновые и дизельные двигатели. Для каждого из этих видов предусмотрен определенный набор свойств автомасел каждого класса.

Читайте так же:
Что такое Бесступенчатая коробка передач или Вариатор

На этикетке информация о классе по системе API предоставлена в таком виде: API SJ, API CF-4 или API SJ/CF-4. Первая буква обозначает вид масла: «S» – бензиновое, «C» – дизельное. Если моторное масло можно применять в обоих типах двигателей, то ему присваивают оба класса – для дизельных и бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы разделены дробью, например, API SJ/CF-4. При этом первым ставится тот класс масла, который предпочтительнее применять. То есть в данном случае основное назначение автомасла для бензиновых двигателей, но при этом возможно его использование и в дизелях.

Вторая буква означает именно класс качества масла. Буквы используются по возрастанию от начала латинского алфавита, и чем дальше находится буква, тем более высокий и современный класс имеет данное масло. Например, класс API SM появился 30 ноября 2004 года, и к нему относятся масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. Класс API SL – это моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года. Применяются в многоклапанных, турбонаддувных моторах, работающих на обедненных смесях топлива, соответствующих современным требованиям по экологии и энергосбережению.

Далее классы масел по API определяются по годам выпуска двигателей. Здесь уместно сделать поправку, что в автопроме США существует понятие модельного года. Поэтому даже для европейских автомобилей классы API можно определять с поправкой на год начала выпуска модели конкретного двигателя, а для моторов российских марок эта система носит условный характер.

Итак, API SJ – это масла для использования в бензиновых моторах после 1996 года выпуска. К классу API SH относятся моторные масла бензиновых двигателей, произведенных с 1994 года. Этот класс принят в 1992 году для масел, рекомендуемых с 1993 г. Класс API SG – «бензиновое» масло для двигателей выпуска с 1989 года. Для старых бензиновых моторов выпуска 1980–1989 годов по этой классификации предназначены масла класса API SF. И, наконец, есть еще более старые классы (SA, SB, SC, SD) – это уже масла для двигателей олдтаймеров.

Теперь обратимся к моторным маслам для дизельных двигателей. Класс API CI-4 был введен в 2002 году. Соответствующие ему моторные масла применяют в современных дизелях с различными видами впрыска и наддува. Появление этого класса связано с внедрением новых жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов для двигателей, выпускаемых с 1 октября 2002 года. Класс API CH-4 введен 1 декабря 1998 года. К нему относятся масла, рассчитанные для четырехтактных дизелей, которые эксплуатируют в высокоскоростных режимах.

Полезно обратить внимание на класс API CG-4, представленный в 1995 году. Такие моторные масла рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовиков и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и при повышенных нагрузках.

Специфический класс API CF-2 (CF-II) введен в 1994 году. К нему относятся автомасла, предназначенные для двухтактных дизельных моторов, которые эксплуатируются в тяжелых условиях. В более распространенный класс API CF-4 попадают моторные масла для четырехтактных дизельных моторов, выпущенных с 1990 года. Основное назначение масел этого класса – дизели сверхмощных тягачей и автомобилей, которые используются для дальних поездок по автомагистралям.

Особые условия ACEA

Новую классификацию моторных масел ACEA можно считать европейским аналогом американской классификации API. Ее самая свежая редакция принята в 2004 году, когда моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА были объединены в одну категорию.

Буквами А/В обозначаются моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.

Литерой С обозначен новый класс масел для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro 4 (в редакции 2005 года). Такие моторные масла совместимы с сажевыми фильтрами. На сегодняшний день существует три класса в этой категории: С1-04, С2-04, С3-04.

Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с момента введения классификации в 1995 году. В 2004-м в нее добавлены два новых класса Е6 и Е7 и исключены два других, признанные устаревшими.

В классификациях АРI и ACEA сформулированы минимальные базовые требования к маслу. При этом каждый изготовитель техники имеет право выдвигать собственные дополнительные требования к тем моторным маслам, которые он рекомендует для двигателей своих автомобилей. Поэтому, решая, что заливать в двигатель, прежде всего внимательно изучите заводскую инструкцию или сервисную книжку своей машины, каталоги продукции производителей масла и маркировку на канистре.

Что такое индекс вязкости моторного масла

Что такое индекс вязкости моторного масла

Автомобилистов часто волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Ведь у каждого есть свой индекс вязкости моторного масла. Чем руководствоваться в данном в данном случае. Ответ на данный вопрос будет дан ниже.

Что такое вязкость моторного масла?

Вязкость моторного масла – возможность масляной пленки задерживаться на стенках узлов двигателя, гарантируя этим качественное смазывание. Тем самым недопущение прямого контакта рабочих поверхностей, делая минимальное трение между ними. Таким образом, масляная пленка обеспечивает возможность деталям мотора долго служить, не изнашиваться и не допускать трения при высоких температурах.

Что такое вязкость моторного масла?

Однако, вязкость – это не постоянный параметр. Т.е. вязкость моторного масла изменяется пропорционально перепаду температур.

Стоит помнить требования:

  1. Слишком низкая вязкость может способствовать повреждению узлов мотора, по причине трения метал о метал.
  2. При слишком большой вязкости узлам мотора достаточно затруднительно двигаться относительно друг друга. Густую жидкость сложнее прокачать по масляным каналам, приводит к недостаточной смазке и увеличению расхода горючего.

Узнать необходимую вязкость можно в техническом описании в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто.

Автосервисы в Москве по замене моторного масла:

Станция метро: Алтуфьево

«МИКА», Москва, ул. Лобненская, дом 17

На что влияет индекс вязкости моторного масла

Индекс вязкости моторного масла – незаменимый параметр, обеспечения качественной работы мотора. Некоторые автовладельцы не интересуются этим, поэтому возникают трудности и различные поломки, в результате залива неподходящей жидкости.

Читайте так же:
Перекрестки равнозначных дорог

Индекс вязкости моторного масла напрямую оказывает влияние на возможность жидкости находится на стенках мотора при изменении температуры.

На что влияет индекс вязкости моторного масла

Характеризует показатель жидкого состояния с повышением температуры.

Тем самым, чем ниже индекс, тем в более жидкое состояние переходит, таким образом, формируется тонкая масляная пленка. Большая вероятность того, что из-за ненадлежащей толщины пленки, увеличится изнашивание узлов. На практике, низкий индекс смазывающей жидкости вызывает тяжелый пуск мотора при низких температурах, либо большой износ при высоких температурах.

Автосервисы часто заливают дешевые масла вместо оригинальных. Чтобы этого избежать, кликните на любой из мессенджеров ниже, и узнаете 5 простых способов как избежать обмана 👇

Высокий индекс — широкий диапазоне температур, за счет чего обеспечивается качественное функционирование мотора и необходимая толщина масленой пленки.

Расшифровка индекса вязкости моторного масла

Стандарт SAE

Для квалификации смазывающих средств по определенным параметрам введен международный стандарт SAE. Указывается этикетке тары с моторной жидкостью.

Масла квалифицируются на зимние, летние и всесезонные. Такая квалификация приводится в технической литературе, так и в описаниях производителей. На самом же деле, в продаже, в большенстве, всесезонные.

Стандарт SAE

  1. Летние масла обозначаются как SAE 20.
  2. Зимние SAE 20W.
  3. Индекс вязкости всесезонного моторного масла выглядит следующим образом *w-**, где * — это цифры (10W-40).

Расшифровка индекса вязкости моторного масла

Рассмотрим это подробнее всесезонные.

  1. Буква w, это первая буква английского слова «winter» (с английского — зима). Цифры в индексе имеются слева и справа от «w». Таким образом, буква «w» обозначает, что данное моторное масло можно применять в любое время года. Такое масло более распространено на рынке. Летний вид масла будет иметь иное обозначение.
  2. Слева, отображают зимний параметр. Что это значит? Чем меньше цифра, тем более на низкую температуру рассчитано моторное масло. Рассчитывается достаточно просто. За основу берется значение 40. Если моторное масло 10w, то от значения слева от w вычитается 40, в итоге получаем -30C. Что и является максимально допустимой температурой, при которой моторное масло будет гарантированно прокачано в моторе.
  3. Цифры справа от «w» означают диапазон изменения вязкости масла. Таким образом, указывают на кинематическую вязкость в полностью разогретом моторе. Измеряется в сантистоксах. 1 сСт (сантистокс) – это вязкость воды при 20 градусов тепла. Вязкость с цифрой 40 будет от 13 до 16 сСт. Таким образом, чем выше цифры, тем более вязкой станет жидкость в нагретом моторе.

Цифры после тире с температурой в летний период никак не связаны. Многие автомобилисты считают, что цифры отображают температуру в летний период, для которого подходит масло. И это ошибочное мнение. Т.к. в разогретом двигателе масло достигает температуры свыше 100C.

Стандарт API

Стандарт API

Здесь квалификация немного иная. Обозначение содержит две буквы латинского алфавита:

  1. Первая S либо C. Для бензинового и дизельного двигателя, соответственно.
  2. Вторая характеризует класс качества. Чем ближе буква к концу алфавита, тем выше качество.

API для бензиновых моторов:

  • SC – авто до 1964 г.
  • SD – авто до 1964-1968 гг.
  • SE – авто до 1969-1972 гг.
  • SF – авто до 1973-1988 гг.
  • SG – авто до 1989-1994 гг.
  • SH – авто до 1995-1996 гг.
  • SJ – авто до 1997-2000 гг.
  • SL – авто до 2001-2003 г.
  • SM – авто после 2004 г.

API для дизельных моторов:

  • CB – авто до 1961 г.
  • CC – авто до 1983 г.
  • CD – авто до 1990 г.
  • CE – авто до 1990 г., для двигателя с турбиной.
  • CF – авто с 1990 г., для двигателя с турбиной.
  • CG-4 – авто с 1994 г., для двигателя с турбиной.
  • CH-4 – авто с 1998 г.
  • CI-4 – современные авто, для двигателя с турбиной.
  • CI-4 plus – значительно выше класс.

Таким образом, для бензиновых двигателей (годом выпуска после 2004 г) высшим классом качества считается моторное масло SM, а для дизельных (современные автомобили) CI – 4 plus.

Если вы собираетесь производить замену моторного масла, то следует идти по возрастающим характеристикам, но только лишь пару пунктов. Например, с SJ переходить на SL. Но никак нельзя переходить с SD на SL, т.к. масло может оказать слишком агрессивным.

Стандарт ACEA

  1. С А1 по А5 – моторное масло для бензиновых моторов
  2. С В1 по В5 – для дизельных двигателей.

Стоит знать, что А5 и В5, по данному стандарту, обладают низкой вязкостью, предназначены исключительно для определенных моторов.

Что лучше: высокая или низкая вязкость?

Что лучше: высокая или низкая вязкость?

Что случится с двигателем, если во время прогрева, в мороза, если вязкость моторного масла окажется слишком высокой, вполне очевидно. Увеличение силы трения приведет к увеличению температуры двигателя до тех пор, пока вязкость не станет оптимальной. Ничего плохого в этом нет, однако мотор будет работать при более высокой температуре, чем было рекомендовано производителем. Соответственно, способствует более быстрому износу узлов мотора. Возникает большая вероятность поломки. Касаемо автоматических коробок передач, стоит учесть, что придется производить частичную замену масла акпп чаще, т.к. повышенная температура увеличивает расход масла в двигателе.

Намного хуже, если залить жидкость вязкостью ниже, чем это требуется. То, что мотор может заклинить при высоких оборотах, вполне реально.

В заключение…

Чем старее авто, тем быстрее изнашиваются узлы двигателя. Выходит так, что жидкость с малой вязкостью уже не сможет обеспечить необходимую смазку и покрытие масляной пленкой узлов. Поэтому и нужно переходить на более вязкие моторное масла.

В заключение.

Руководствуясь данной статьей, можно определить, что наиболее оптимальный индекс вязкости моторного масла для моторов, проработавшие более 75% своего ресурса, будет для лета 15w-50, для зимы 0w или 5w. Для более новых авто, с малым пробегом лучше всего подойдет масло с индексом 5w-20 либо 5w-30.

Если статья оказалась полезной для Вас — расскажите о ней своим друзьям!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию