Autokombi.ru

Авто-портал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коробка передач робот (РКПП) — плюсы и минусы

Преимущества и недостатки роботизированной коробки передач

Покупатели при выборе автомобиля большое значение уделяют коробке передач, помимо других его характеристик. Естественно желание людей — ездить с комфортом.

В последнее время современные технологии представляют вниманию новые способы управления автомобилем. На смену механики приходит автоматика. Одним из новшеств является роботизированная коробка переключения передач.

Что это такое и как работает?

Роботизированной коробкой передач считается механическая КП, которая имеет автоматизированные функции управления сцеплением и переключением передач. По другому ее называют коробка-робот. Такие коробки имеют электрический или гидравлический привод сцепления и передач. Зависит от конкретного производителя.

Стоит для начала разобраться, как работает роботизированная коробка передач. Принцип её работы такой же, как у механической. Различие в том, что работой сцепления и выбором передач занимаются сервоприводы (актуаторы). В составе которых находится электромотор с редуктором и исполнительный механизм. Также есть и гидравлические актуаторы.

как работает

1 — блок управления; 2 — сервопривод сцепления; 3 — сервопривод переключения передач; 4 — датчик частоты вращения первичного вала.

В чем заключаются основные особенности управления роботизированной коробкой передач?

Роботизированная коробка передач имеет свои особенности управления. К основной можно отнести следующий фактор: управление производится путем использования специального блока на электронной основе, который воздействует на два актуатора.

схема работы системы

Первый сервопривод отвечает за сцепление, а второй руководит работой синхронизаторов, которые отвечают за включение нужных передач. Этот подход позволяет освободить водителя от нажатия на педаль сцепления. Все функции берет на себя электроника.

Работа умной коробки может осуществляться в:

  • автоматическом;
  • ручном режимах.

При автоматическом, смена передач происходит по команде компьютера, который учитывает многие показатели (обороты двигателя, скорость, данные систем ABS, ESP и других). При ручном режиме, человек с помощью рычага селектора или подрулевых переключателей подает команду на переключение.

Видео: принцип работы сцепления и переключения передач на роботизированной коробке передач.

Плюсы и минусы использования роботизированной коробки передач

Появилась такая возможность управления коробкой передач относительно недавно, но при этом довольно быстро приобрела своих приверженцев. Ведь ездить на роботизированной коробке передач по отзывам некоторых — удобно и комфортно.

Но, использование роботизированной коробки передач имеет свои плюсы и минусы, как и любой другой вариант. Естественно, о них следует знать, при выборе варианта управления. Выявить такие моменты позволили многочисленные тестирования коробки-робота.

Плюсы использования агрегата:

  1. Конструкция этой коробки передач весьма надежна. Основой ее остается механика, которая испытана временем и изучена. Вместе с этим по надежности она превосходит вариаторную и автоматическую системы.
  2. Считается, что использование роботизированной коробки передач способствует экономии топлива. Такая экономия может составлять до 30 процентов.
  3. Коробка робот требует использования меньшего количества масла, достаточно 2-3 литров, тогда как вариатору требуется порядка 7 литров. Все это приводит к большей экономии средств.
  4. Число передач соответствует количеству передач механической коробки.
  5. В основе роботизированной коробки переключения передач та же самая механика. Это дает дополнительную возможность свободного и простого ремонта, который может произвести практически любой автомобильный слесарь. Поэтому проблем с ремонтом не возникнет, по крайней мере, большую часть распространенных поломок можно ликвидировать быстро и качественно в обычной автомастерской.
  6. Ресурс сцепления увеличен почти на 40 процентов, если сравнение производить с механикой. Это весьма существенная разница. Причем дело не только в экономии, но и в повышенной безопасности.
  7. В условиях города, когда возникают постоянные пробки, и на крутых подъемах весьма кстати будет функция ручного переключения передач, которая присутствует в коробке-роботе. Эта функция позволяет вспомнить о обычной механике, по которой многие автовладельцы скучают.

Наряду с достоинствами имеются и недостатки данного вида коробки передач. К ним можно отнести:

  1. Главным недостатком многие автовладельцы считают невозможность перепрограммировать агрегат, с целью увеличить динамику или сэкономить ресурсы. Это также не позволяет подстроить коробку передач под свой стиль езды. Следует привыкнуть к манере работы определенной конструкции, чтобы использовать ее с удобством. Но русские умельцы находят выход из любой ситуации. После срока гарантийного использования автомобиля они просто меняют прошивку в блоке электронного управления.
  2. Скорость переключения передач робота несколько снижена, реакция замедленная. Это связано с некоторыми издержками программирования, как в любом автомате.
  3. При поездке по городу, в условиях пробок и по неровной местности необходимо переключаться на ручное управление. Иначе происходит быстрый износ сцепления и срок эксплуатации роботизированной коробки передач существенно снижается.
  4. В некоторых случаях при переключении передач можно ощутить рывки. Это объясняется тем, что не сбрасывается газ перед моментом переключения. Устранить эту неприятность можно, если нажимать педаль газа не полностью.
  5. На горке зачастую размыкается сцепление — это объясняется его перегревом. Поэтому для подъемов также лучше использовать ручной режим переключения.

Видео: как правильно ездить на роботизированной коробке передач.

Советы по выбору

Прежде чем покупать автомобиль с коробкой-роботом, стоит собрать как можно больше информации по работе конкретной модели. Некоторые из них имеют постоянные, ставшие уже нормой «глюки». Например, «задумчивость» некоторых роботов составляет около 2 секунд¸ то есть переключение передач происходит с определенным опозданием.

Читайте так же:
Какие амортизаторы лучше газовые или масляные

К проблемам можно отнести и излишнюю индивидуальность агрегатов. Даже одинаковые роботизированные коробки передач могут существенно отличаться. Такие серьезные отличия «лечатся», как правило, с помощью перепрошивки. Причем не стоит надеяться, что все само пройдет, лучше сразу обратиться к специалисту.

Но не всё так сумрачно. Например, по отзывам о роботизированной коробке передач Лада-Гранты больше половины владельцев этого автомобиля довольны таким вариантом управления. Считая, что с ним машина экономичнее и быстрее.

Видео: на АВТОВАЗе запущено производство LADA Granta с роботизированной КПП (АМТ).

Заключение . Думаю, что будущее все-таки за вариатором, а робот не приживется, к тому же он проигрывает и автомату. А вы, как думаете.

Роботизированная коробка передач: стоит ли довериться роботу

Роботизированная коробка передач

Коробка передач

Прогресс не стоит на месте, а желание человека сделать свой быт более удобным, подталкивает его на все новые изобретения. Стараясь облегчить жизнь водителя по многочисленным пробкам, производители автомобилей постоянно совершенствуют свои детища, применяя всевозможные новшества. Вот и к механической коробке передач на автомобиле придумали автоматическое сцепление. Сложив совместно понятия автомат и механика, конструкторы получили устройство под названием роботизированная коробка передач, совместившее в себе плюсы и минусы обоих агрегатов.

Роботизированная коробка передач

Роботизированная коробка передач

Устройство роботизированной коробки

Многие автовладельцы полагают, что роботизированная коробка представляет собой обычный автомат с какими-то особенностями. Но это не так. За основу конструкции разработчики взяли механическую коробку, более надежную, чем автоматическая, добавив к ней специальные устройства, отвечающие за выжим сцепления с переключением передач.

В обычной механике переключением передачи с выжимом сцепления заведует непосредственно водитель. Он самостоятельно, ориентируясь на дорожную ситуацию используя педаль сцепления с рычагом КПП, выбирает необходимую передачу согласно времени ее включения. Изобретатели решили исключить водителя из этой цепи, доверив все действия автоматике и компьютеру. Установив узлы-актуаторы, они сделали возможным автоматическое переключение роботизированной коробки, основой которой осталась механика.

Роботизированная механическая коробка передач, совместила положительные моменты постой механики и автомата — топливную экономичность, простоту ремонта и прочее с возможностью езды в автоматическом режиме без использования педали сцепления. При этом она сохранила возможность ручного управления при помощи рычага или подрулевых переключателей по принципу Типтроника.

Принцип работы

Коробка робот работает при помощи узлов-актуаторов. Получая информацию о скорости движения, оборотах двигателя, датчиков ABS и ESP с бортового компьютера и действуя через свою механическую часть, они выжимают сцепление, перемещают синхронизаторы в коробке, выбирая необходимую передачу. Сервопривод, ответственный за сцепление, приняв необходимую команду, рассоединяет первичный вал с двигателем. В это время второй сервопривод, выбрав нужную передачу, включает ее. После включения первый актуатор восстанавливает сцепление, и автомобиль продолжает движение.

Устройство роботизированной коробки передач

Устройство роботизированной коробки передач

Сервоприводы, которые имеет робот, могут быть двух видов — электрические и гидравлические. Электрический представляет собой шаговый электродвигатель, перемещающий через редуктор свою исполнительную часть. Гидравлический привод воздействует через гидроцилиндр, получающий команды от электронного блока управления. Поэтому его еще называют электрогидравлическим.

Плюсы и минусы роботизированной коробки передач

  1. Коробка робот, выполненная на базе механики, обладает высокой надежностью по сравнению с автоматом и вариатором;
  2. Рабочий объем роботизированной коробки значительно меньше автоматической, и, значит, меньше количество используемого масла;
  3. Сцепление робота имеет увеличенный на 30 процентов ресурс;
  4. Почти все модификации имеют функцию переключения передач вручную по принципу Типтроника на автомате;
  5. Робот дешевле при производстве и ремонте по сравнению с вариаторной и автоматической коробками;
  6. Роботизированная коробка передач весит намного меньше, чем автоматическая, что дает ей преимущество для установки на малолитражные автомобили;
  7. Позволяет снизить расход топлива при равных условиях по сравнению с использованием всех остальных видов коробок передач.

Помимо достоинств робот имеет следующие недостатки:

  1. Коробка передач робот с электрическим сервоприводом обладает значительной задержкой переключения, достигающей 2-х секунд, которая вызывает дискомфорт при разгоне и динамичной езде;
  2. При использовании гидравлического привода применяется тормозная жидкость, которая постоянно находится под давлением, ускоряя процесс переключения до 0,05 секунды. Но гидравлический привод существенно дороже в устройстве, он повышает энергонагруженность мотора, являясь уделом дорогих автомобилей или спорткаров;
  3. На обычном роботе отсутствует возможность адаптации под стиль езды водителя. Если автомат может подстроиться, то робот поддерживает только один стиль, который установлен как прошивка в блоке управления.

Преселективная коробка передач. Движение в верном направлении

Из-за своих недостатков коробка переключения передач робот была встречена первыми покупателями довольно негативно. Основная претензия была в том, что робот работает с рывками во время движения. Но конструкторы, видя перспективу конструкции в ее простоте и дешевизне, не отказались от производства, продолжив поиски решения.

Для исправления ситуации, с целью избежать задержек переключения, производители предложили использовать коробку с двумя независимыми сцеплениями. Такое решение позволило полностью избавиться от рывков и задержек, увеличив динамику автомобиля, добавив комфорт водителю с пассажирами.

Читайте так же:
Как работают механический, электрический, центробежный нагнетатели воздуха

Audi с роботизированной коробкой передач

Audi с роботизированной коробкой передач

Первыми, кто начал серийно выпускать такие устройства, были Ауди и Фольксваген, начавшие устанавливать коробки DSG и S-Tronic на свои автомобили с 2003 года.

Двойное сцепление дало возможность включать последующую передачу при уже включенной передаче, переходя на нее без перерыва в работе коробки, сохранив тягу в полном объеме. Поэтому другое название коробки с двойным сцеплением — преселективная, что означает предварительно выбранная.

Если обычная коробка в устройстве имеет по одному первичному и вторичному валу, то такая получила в свою конструкцию их по два, предназначенных для четных и нечетных передач. При этом первичные валы вставлены один в другой по принципу матрешки, соединяясь с двигателем каждый отдельным многодисковым сцеплением.

При включении первой передачи на одном из вторичных валов в начале движения замыкается первое сцепление, автомобиль трогается. Умная электроника, понимая, что дальше должна быть вторая замыкает следующую шестерню на другом вторичном валу, но второе сцепление остается при этом разомкнутым, не внося конфликта в работу коробки. Как только необходимая скорость будет достигнута, произойдет одновременное выключение первого сцепления с включением второго. И так далее. При торможении процесс аналогичный, только в обратную сторону. Получается, что у такой коробки одновременно включены две передачи, что еще раз подтверждает ее название преселективная.

Скорость переключения преселективной коробки робота очень высока, превышающая по своим показателям скорости работы некоторых спортивных автомобилей. Например, робот серийного Гольфа имеет скорость переключения 8 миллисекунд, что меньше времени моргания глаза, а у Феррари Энзо роботизированная коробка переключается за 150 миллисекунд. Почувствуйте разницу, как говорят.

Достоинства и недостатки

Совместив лучшее от всех разработок, коробки передач с двойным сцеплением стали экономичнее и быстрее обычных механических. При этом они более комфортны для пассажиров, чем другие. Обладая малыми габаритами, роботы предпочтительнее в использовании для малолитражных автомобилей по сравнению с автоматическими коробками.

Но несмотря на обилие плюсов, есть значительные минусы. Недостатками преселективной коробки является ее сложность ремонта при высокой стоимости производства. До недавнего времени также была проблема при передаче большого крутящего момента, но сейчас она уже решена.

Подводя итоги

И сегодня многие именитые производители, такие как Ауди, Фольксваген, Опель, Фиат, и даже Порше признали перспективность этого направления, все больше склоняясь к использованию роботов в массовом производстве. Учитывая все положительные моменты при удешевлении производства, роботизированные коробки скоро полноценно войдут в жизнь автомобилистов, значительно потеснив механику с автоматом.

Роботизированная коробка передач (РКПП): плюсы и минусы, устройство и как ездить

Роботизированная коробка передач (РКПП)

В современном автомобилестроении используется 4 основных типов КПП: механические (МКПП), автоматические (АКПП), с вариатором (CVT) и роботизированные (РКПП). Все КПП имеют свои достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при приобретении автомобиля. Настоящая статья рассматривает принцип действия, устройство и приемы вождения автомашин с РКПП, или, как их часто называют – с роботом. С момента появления первых роботов не прошло еще и 20 лет, тем не менее, они завоевывают заслуженную популярность у значительной части автовладельцев.

Принцип действия робота

РКПП представляет собой симбиоз МКПП с манипулятором, который автоматически, с помощью механизмов сервоприводов, осуществляет функции переключения передач и управления сцеплением. Водитель из этого процесса исключается.

Устройство роботизированная коробка передач (РКПП)

Устройство РКПП

Робот, как правило, содержит три стандартных узла:

  • механическую коробку на базе серийно выпускаемой;
  • электромеханические или гидравлические сервоприводы сцепления и переключения передач;
  • электронный контроллер и информационные датчики.

Как работает Роботизированная коробка передач (РКПП)

Сама коробка мало отличается от обычной: конструкция и внутренняя «начинка» заимствуются от серийной, только дорабатывается корпус и некоторые посадочные поверхности для закрепления на них сервоприводов (актуаторов).

Один из актуаторов заменяет рычаг переключения МКПП, другой включает и выключает сцепление. Совместной работой их управляет контроллер, непрерывно анализирующий поступающую от датчиков информацию. Он сам, по заложенному программой алгоритму, выбирает ступень передачи и производит необходимые манипуляции.

Сцепление роботизированной коробки передач

При ручном управлении ступень устанавливается селектором или подрулевыми рычагами. Основой электромеханического сервопривода служит электродвигатель и редуктор. Гидропривод содержит управляемые электрогидравлическими клапанами или шаговыми электромоторами гидроцилиндры. У обоих типов приводов существует кинематическая связь с исполнительными механизмами (вилкой перемещения шестерен и «лапкой» сцепления), выполненная в виде прямолинейно перемещающихся рейки или штока. Гидропривод дороже электропривода, но обладает повышенной надежностью и быстродействием, благодаря чему гидравлика переключает ступени с меньшими провалами скорости.

По конструкции сцепления РКПП подразделяются на однодисковые и двухдисковые. Однодисковое практически целиком повторяет применяемое в МКПП, разница заключается только том, что оно состыковано с сервоприводом. Неприятная особенность действия такого механизма в том, что переключение ступеней сопровождается заметными толчками. Причина их появления в том, что актуатор переключает шестерни после довольно продолжительного промежутка времени, отведенного на гарантированное расцепление дисков. Этот эффект ощутимо ослабляется, если разгон производить плавно, нажимая педаль газа не более, чем наполовину.

Читайте так же:
Установка светодиодных и кластерных ангельских глазок, в чем разница и какие лучше

Однодисковое сцепление роботизированной коробки передач (РКПП)

В двухдисковом сцеплении задействовано две пары дисков, работающих независимо. Ведущих валов в коробке тоже два, конструктивно они размещены один в другом. Каждый вал подключается к двигателю через свою дисковую пару. На внешнем размещены шестерни четных передач, а на внутреннем – нечетных и заднего хода.

Двухдисковое сцепление роботизированной коробки передач (РКПП)

Разгон с таким сцепление происходит в следующей последовательности:

  1. включается первая ступень и первая пара дисков, после чего начинается движение;
  2. одновременно с шестерней первой передачи подключается и шестерня второй, но ее дисковый пакет еще разомкнут, поэтому разгон происходит на первой ступени;
  3. затем, по мере набора оборотов, контроллер принимает решение повысить передачу, посылает сигнал на размыкание первого и замыкание второго пакета – происходит практически мгновенное переключение вращения с вала на вал.
  4. аналогично происходит смена третьей, четвертой и последующих передач;

Торможение происходит в обратной последовательности.

Режимы работы РКПП

Режим устанавливается переводом селектора в соответствующее положение, обозначенное буквами латинского алфавита:

  • «А/М» (или «Е/М») – это основной режим: движение вперед, аналогичен режиму «D» для АКПП. В положении «А» (Автомат) функции управления выполняет контроллер, положение «М» (Механика) соответствует ручному управлению, электроника выполняет только контроль и защиту от неправильных действий водителя;
  • «R» – задний ход. В это положение селектор должен устанавливаться после полной остановки машины;
  • «N» — в нейтральном положении шестерни в РКПП размыкаются, передачи вращения на колеса не происходит. Нейтраль необходимо включать во время длительных остановок для продления срока службы сцепления;
  • «+», «» — ручная установка ступени. Производится импульсным переводом селектора в сторону увеличения или уменьшения номера ступени.

Дополнительные режимы

На некоторых моделях применяются режимы, расширяющие возможности использования РКПП.

  • «W» – так называемая «снежинка»: применяется для поездок по скользким, обледенелым дорогам, устраняет пробуксовки за счет плавного разгона;
  • «S» — «спорт», применяется для форсированного вождения.

Роботизированная коробка передач — Плюсы и Минусы

Все типы КПП имеют свои отличительные особенности, достоинства и недостатки, которые важно учитывать при выборе автомобиля.

Недостатки, присущие РКПП

  1. у коробок с однодисковыми сцеплениями (КОДС) при переключении ступеней проявляются ярко выраженные рывки и толчки.
  2. в связи с отсутствием «ползучей скорости» у КОДС, начало движения может сопровождаться откатом в сторону уклона, это усложняет трогание с места, особенно для начинающих водителей. У КДДС такого недостатка нет, откат отсутствует;
  3. оба типа коробок для уменьшения износа дисков сцепления требуют при остановках длительностью свыше минуты (заторы на светофорах, посадка и высадка пассажиров и т.д) установки в нейтраль. В АКПП благодаря наличию гидротрансформатора этого не требуется, машина удерживается на месте нажатием на педаль тормоза;
  4. ресурс сцепления и актуаторов. У КОДС он невысокий – около 100 000 км, у КДДС, при умеренном стиле вождения до 150 000, но это гораздо ниже, чем у АКПП. Сервоприводы с электроприводом имеют сложное устройство и низкую ремонтопригодность, поэтому почти все автосервисы их просто заменяют новыми. Гидроприводы допускают поэлементную разборку, вследствие чего их ремонт обходится дешевле;
  5. зимой, при температурах ниже -20°С, для электрогидравлических актуаторов обязательно требуется предварительный прогрев, иначе загустевшее масло просто не позволит включить передачу.

Достоинства роботизированной коробки передач

  1. в динамике КДДС отличаются плавностью разгона, сравнимым с АКПП;
  2. РКПП имеют режимы управления, аналогичные автоматам – это сильно облегчает адаптацию водителей, привыкшим к АКПП;
  3. расход топлива для КОДС такой же, как у МКПП, а за счет отсутствия гидротрансформатора этот показатель лучше, чем у АКПП. У КДДС энергетика еще выше за счет оптимизированного переключения передач. При длительном спуске можно установить нейтральное положение и скатываться за счет набранной скорости и естественного уклона. Это дополнительно позволяет экономить горючее. Существуют РКПП с гироскопическим датчиком горизонта, которые сами размыкают диски при продолжительном спуске;
  4. при ручном управлении контроллер следит за тем, чтобы действия водителя укладывались в заложенные алгоритмы, он не допустит резкого переключения передачи сразу через ступень, а выполнит его с учетом соответствия частоты вращения двигателя выбранной передаче;
  5. во время движения можно легко менять Автомат на Механику и обратно. Это очень удобно для городского цикла с загруженными магистралями, пробками, светофорами и в условиях холмистой местности.
  6. роботы имеют меньший вес, чем АКПП;
  7. цена, стоимость ремонта и обслуживания тоже существенно ниже.

Рычаг роботизированной коробки передач (РКПП)

Как правильно ездить на роботизированной коробке передач

Теперь, когда получены основные сведения о РКПП, остается усвоить еще несколько простых правил и всегда им следовать.

  1. для устойчивой и правильной работы робота в Автомате водитель должен стараться выжимать педаль газа плавно и не более, чем на половину. Если требуется быстрый старт, то лучше выполнять его в ручном режиме. Для торможения — снова вернуться в Автомат;
  2. чтобы избавиться от рывков во время разгона с КОДС нужно научиться сбрасывать газ пред самым переключением скорости;
  3. перед началом подъема в Автомате следует предварительно затянуть ручник. Затем действовать так же как с МКПП: плавно выжимать газ, одновременно отпуская ручник. Такой прием позволит избежать отката для коробок, не имеющих «ползучей скорости», в частности, для КОДС. Если коробка оснащена датчиком горизонта, то при подъеме она сама автоматически установит необходимые пониженные передачи; Для спуска в Автомате требуется только снять машину с тормоза, дальнейшее торможение двигателем с ограничением скорости коробка выполнит самостоятельно.
  4. зимой и при протяженном подъеме лучше сразу установить Механику и начинать двигаться с первой передачи. Особенности РКПП таковы, что частота вращения двигателя должна находиться в диапазоне 2500 — 5000 об/мин, подниматься с малой скоростью, в «натяг», не получится;
  5. при парковке автомобиля дождаться полной остановки, установить нейтраль, вытянуть ручник и выключить зажигание;
  6. нежелательно движение с пробуксовкой по глубокому, рыхлому снегу или грязной дороге. Выбираться из такой ситуации нужно пытаться в ручном режиме. Следует иметь в виду, что интенсивные пробуксовки могут сбить калибровки механизмов сервоприводов. Если самостоятельно выехать сразу не получается, то не стоит выбираться «раскачкой», целесообразнее прибегнуть к посторонней помощи или эвакуатора;
  7. по мере эксплуатации происходит износ дисков сцепления, из-за этого рывки и толчки при переключениях становятся ощутимее. Диагностировать наступление этого момента можно по такому признаку: при переводе селектора из положения «N» вперед, начинает чувствоваться слабый рывок. Для устранения этого явления нужно периодически производить так называемую адаптацию точек схватывания сцепления. Эта операция производится в специализированных сервисных центрах, имеющих специальные средства для «закачки» скорректированной программы в контроллер коробки.
Читайте так же:
Выбор типа зимней резины: шипованная и фрикционная

Как выбирать автомобиль с РКПП для покупки

И, в заключение, несколько слов о том, какая категория водителей отдает предпочтение именно этому типу коробок. При выборе человек учитывает много факторов, определяющих для него потребительскую стоимость автомашины. Сюда входит цена, экономичность, затраты на ремонт и эксплуатацию, надежность, дизайн, комфортность и удобство управления. Нет способа количественно учесть важность этих характеристик, который мог бы однозначно отдать предпочтение той или иной КПП.

Автомобиль с роботизированной коробкой передач (РКПП)

И все-таки можно приблизительно составить среднестатистический «портрет» автовладельца, для которого РКПП подходит наилучшим образом. Вот основные моменты:

  1. с учетом того, что межремонтный пробег РКПП обычно не превосходит 100 000 км, для владельца должен быть достаточным годовой пробег в пределах 5 – 10 тыс. км. При такой интенсивности срок эксплуатации составит 10 – 20 лет, чего хватит с лихвой для кого угодно;
  2. владелец должен быть приверженцем спокойного, умеренного стиля вождения, наиболее отвечающего конструктивным особенностям РКПП;
  3. автомобиль должен использоваться на хороших дорогах, он не предназначен для поездок по сложным туристическим маршрутам с непредсказуемым качеством или даже с полным отсутствием дорожного покрытия;
  4. эксплуатировать автомобиль выгоднее всего в небольших и средних по численности районных и областных городах, где нет особенно интенсивного движения, пробок, заторов, но достаточно хорошие автодороги;
  5. не должно быть большой удаленности от автосервисов;
  6. при приобретении автомашины на вторичном рынке, стоит оценить его пробег: если он превышает 50 000 км, то логично, чтобы цена учитывала затраты на предстоящий ремонт коробки.

Подводя итог всему сказанному, можно с некоторым приближением утверждать, что наилучшим вариантом РКПП будет для:

Плюсы и минусы роботизированной коробки передач

Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 21 августа 2018 .
Категория: Автотехника.

С 2015 года ВАЗ заявил, что автомобили серии Priora будут оснащаться роботизированными коробками передач, так же как и многие иномарки. Хоть подобное решение и по сей день не настолько популярно среди отечественных автовладельцев, многие уже оценили преимущества подобных систем. Вес такого «робота» составляет порядка 35 кг, а сам агрегат позволит эксплуатировать машину в более агрессивных условиях с меньшими проблемами. Например, РКПП позволяет запустить мотор при температуре порядка -40 градусов, тогда как автоматическая система (АКПП) справляется с этой задачей только до -25 градусов.

Коробка робот

Однако не только эти преимущества требуют внимания. Сегодня производители предлагают намного больше вариантов более оптимальных технических решений. Тем не менее многие приверженцы коробок «автомат» и «механики» отмечают и негативные стороны роботизированных систем. Поэтому стоит подробнее разобраться в принципе работы таких РКПП, их плюсах и минусах.

Что такое РКПП

По сути «робот» представляет собой стандартную механическую коробку передач, в которой отсутствует рычаг КПП и сцепление. Вместо этого в ней установлены сервоприводы (также их называют актуаторами). Благодаря им информация о движении авто (скорости и прочих показателях) преобразуется в цифровой формат, который активирует движение шестерней и валов. Один сервопривод отвечает за включение и отключение сцепления, а другой перемещает шестеренки в самой КПП. Таким образом, отпадает необходимость использования педали сцепления и ручного переключения передач, что значительно облегчает вождение авто.

Читайте так же:
Фактический ресурс двигателя Тойота Королла 1.4, 1.6

Однако есть несколько разновидностей таких конструкций. РКПП может быть оснащена:

  • Электроприводом. Такие коробки передач стоят дешевле и могут устанавливаться даже на самые бюджетные авто. В этом случае управление осуществляется за счет электромотора, редуктора и исполнительного механизма. Это приводит к более низкому быстродействию подобных систем.
  • Гидравлической системой. В таких устройствах за переключение передач отвечают цилиндры, которые подталкиваются за счет силы электромагнитных клапанов. Гидравлические «роботы» больше похожи на классический «автомат». Передачи переключаются быстрее, чем в случае с обычным электроприводом. Кроме этого машина едет более плавно, без рывков. РКПП с гидравликой устанавливаются преимущественно на дорогие автомобили.

Принцип работы РКПП

Так как, роботизированные КПП по своему принципу работы схожи с «коробками автоматами», у многих водителей возникает дилемма касательно того, какое устройство лучше выбрать. В этом вопросе многое зависит от условий эксплуатации и других факторов.

Преимущества и недостатки «автомата»

Если говорить о плюсах автоматических систем, то к ним можно отнести:

  • Более легкое и простое управление.
  • Пониженные нагрузки на двигатель (данное преимущество становится более явным, если сравнивать с МКПП, где для переключения скорости требуется большее количество оборотов мотора).
  • Пониженные нагрузки на ходовую часть авто.

К минусам стоит отнести:

  • Более высокий расход топлива.
  • Плохую динамику разгона (если сравнивать с МКПП).
  • Уменьшенное КПД.
  • Больший расход масла.
  • Медленное переключение передач.
  • Риск скатывания авто, если машина находится на склоне.

Таким образом, «автомат» во многом лучше «механики», однако на пятки АКПП активно наступает роботизированная система.

Преимущества и недостатки «роботов»

Если говорить о плюсах более современных решений, то стоит выделить:

  • Высокую экономичность (в этом плане РКПП не уступает «механике»).
  • Низкое потребление масла и меньшие затраты на обслуживание и ремонт.
  • Быстрое переключение передач.
  • Меньший вес.
  • Повышенную динамику.
  • Большую надежность (так как современная РКПП изготовлена на основе проверенной временем МКПП, такие агрегаты служат дольше «автоматов»).
  • Меньшее пространство, которое система занимает под капотом.
  • Более низкую стоимость производства и ремонта.
  • Меньший расход топлива.

РКПП в авто

К недостаткам стоит отнести:

  • Слишком резкое переключение передач (водитель каждый раз ощущает небольшой рывок).
  • Задержка при переключении передач во время движения задним ходом.
  • Необходимость установки рычага в нейтральное положение при каждой остановке.
  • Значительное понижение ресурса работы КПП каждый раз, когда происходит пробуксовка.

Данные минусы во многом зависят от модели «робота». Например, в некоторых дешевых моделях задержка между переключением передач может доходить до 2 секунд. Как правило, такие проблемы наблюдаются в устройствах, оснащенных электрическими переключателями. Кроме этого, от системы с электроприводом не приходится ждать адаптивной подстройки в зависимости от стиля вождения авто.

Если же установлена гидравлическая система, то скорость переключения ступеней увеличивается. Однако такие агрегаты не только стоят дороже, но и требуют постоянного удержания тормозной жидкости под давлением. Это приводит к общему понижению мощности самого двигателя. Поэтому рациональнее устанавливать такие системы в машинах «Премиум» класса или более мощных ТС.

Современная система

Также скорость переключения КПП этого типа во многом зависит от ее разновидности в зависимости от того, сколько сцеплений установлено в «роботе». Например, первые роботы были оборудованы только одним сцеплением. Такие системы, как раз, и создают эффект кивающей головы водителя и пассажиров, из-за того, что машина начинает дергаться при переключении КПП. Однако, если речь идет о более современных преселективных моделях, в которых присутствует два сцепления, то в этом случае провалов тяги удается избежать.

Такие коробки называются DCT (Dual Clutch Transmission). Более современные версии называются DSG (Direct Schalt Getrieb). Они представляют собой шестиступенчатые КПП, разработанные Volkswagen. Благодаря наличию двух валов (один внутри другого) удается значительно сэкономить время переключения передач (не более 8 миллисекунд на реакцию системы) и избежать рывков. Сегодня такие системы встречаются во многих иномарках.

Таблица марок с роботом

Однако и тут не обошлось без негативных нюансов. Дело в том, что даже если водитель приобретает преселективную модель, то в этом случае управление КПП осуществляется исключительно за счет электрики. Поэтому при езде в сложных условиях (когда ТС часто замедляется и разгоняется) появляется риск перегрева дисков сцепления. Кроме этого, преселективные системы пока что слишком дорогие в ремонте. Хоть механическая основа и отличается высокой надежностью, в случае проблем с прошивкой блока управления может произойти серьезный сбой.

Тем не менее РКПП постоянно совершенствуются. Например, те, кто предпочитает более агрессивную езду, могут приобрести «робот мокрого типа». В этом случае вероятность перегрева сцепления снижается.

В заключении

Исходя из всего вышесказанного становится очевидно, что роботизированные системы являются очень перспективным развитием. Такие КПП обладают большим количеством плюсов и помогают значительно сэкономить на эксплуатации авто. Однако все зависит от условий езды и мощности силового агрегата. Поэтому выбирать такие системы нужно очень внимательно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию