Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маркировка моторных масел – секреты обозначений

Маркировка моторных масел – секреты обозначений

Огромное количество моторных масел, которые предлагает рынок, способно окончательно сбить с толку начинающего водителя. Однако во всем этом разнообразии есть система, которая поможет определиться с покупкой. Итак, маркировка масел – изучаем и выбираем.

Основа маркировки – коэффициент вязкости

Моторные масла, доступные всем автолюбителям, можно поделить на две основные группы: синтетические и минеральные. Прежде, чем углубиться в детали, поговорим о важнейшей характеристике, которая непосредственно указана в маркировке – о коэффициенте вязкости. Эту характеристику считают одной из наиболее важных.

Фото коэффициентов вязкости моторных масел, prado-club.ru

Определяется коэффициент температурным пределом и механической работой двигателя. При низких температурах окружающей среды вязкость не должна быть меньше допустимой черты, необходимой для запуска двигателя – сердцу автомобиля нужно легко и плавно запускаться, а масляному насосу легко циркулировать по системе. При больших температурах коэффициент вязкости также не должен превышать показатель, который указан в сервисной книге автомобиля – масло образует на деталях пленку, которая защищает элементы от изнашивания.

На фото - температурные пределы для масел с разным коэфициентом вязкости, monolith.in.ua

Если вязкость будет слишком низкой (жидкое масло), автомобиль быстрее попадет в ремонтную мастерскую из-за износа. Если же этот показатель будет чересчур большой (слишком густое), то внутри двигателя возникнет большее сопротивление, увеличится расход топлива и уменьшится мощность. При подборе масла нет единых для всех рекомендаций. Владельцу автомобиля необходимо учитывать климат региона, в котором автомобиль находится, пробег машины и состояние двигателя.

Синтетическое и минеральное – что же лучше?

Химические характеристики минерального масла очень зависят от температуры и прочих погодных условий, поэтому требуют добавления в свой состав присадок. Их коэффициент вязкости напрямую зависит от больших механических и тепловых нагрузок. Свойства синтетического масла не так привязаны к температурным режимам – этот показатель связан с химическим синтезом, который стабилизирует свойства состава.

Это дает ему возможность быть жидким на морозе и густым в летнюю жару, на что указывает маркировка синтетического моторного масла.

Фото маркировки синтетического моторного масла, autocentre.ua

Синтетические составы за счет гибкого коэффициента вязкости меньше изнашивают детали, лучше сгорают и оставляют после себя минимум различных отложений. Несмотря на все эти качества, синтетические масла следует менять с той же частотой, что и минеральные. «На глаз» хорошее масло определяют после долгосрочной работы двигателя – если оно потемнело в процессе эксплуатации, это означает, что состав хорошо промывал детали двигателя, препятствуя износу деталей.

На фото - таблица сравнения синтетических и минеральных масел, motornoe.com

Есть и третий тип – полусинтетическое масло. Чаще всего, его применяют для автомобилей, которые попали в переходной период между введением синтетических составов вместо минеральных. Полусинтетические достаточно популярны в среде автомобилистов, поскольку они не зависят от сезонных температур.

Что означает маркировка – расшифровка моторного масла

Существует несколько видов маркировки, каждая из которых имеет свою историю и долю на рынке. Расшифровка всех аббревиатур и обозначений маркировки моторных масел позволит водителю без труда ориентироваться в выборе.

  • SAE – классификация, принятая Американским обществом автомобильных инженеров. Маркировка моторных масел по классификации SAE занимает лидирующие позиции на рынке.
  • API – классификация Американского института нефти, отличается принципом разделения масел на две категории в зависимости от типа двигателя.
  • ACEA – тип маркировки, введенный Европейской ассоциацией автомобильных производителей в 1996 году. Базируется на европейских методах испытаний, но также использует и общепризнанные методы из двух предыдущих классификаций.

Итак, по порядку. Если вы видите обозначения от SAE 0W до SAE 20W, то в ваших руках масло строго для зимнего пробега – буква W означает «winter», что переводится, как «зима». Оно отличается более низким коэффициентом вязкости. Если же в маркировке указано только одно число, без дополнительных буквенных обозначений (от SAE 20 до SAE 60), перед вами классический летний состав, предназначенный только для теплого времени года. Как вы видите, коэффициент вязкости у таких составов SAE на порядок выше, чем у зимних.

Фото расшифровки маркировки моторных масел по SAE, vybratauto.ru

Полусинтетические составы SAE имеют в маркировке сразу две цифры – для зимнего и для летнего сезонов. К примеру, для двигателей, у которых большой срок эксплуатации, лучше всего подойдет масло типа SAE 15W-40, SAE 20W-40. Данные числа очень хорошо характеризуют вязкость масла и позволяют выбрать оптимальное для каждого двигателя в отдельности. Не стоит экспериментировать с заменой одного типа масла SAE на другое, особенно это касается любителей полусинтетического типа масел. Это может привести к очень плачевным последствиям, вроде быстрого износа двигателя и потери важных механических характеристик.

Перейдем к стандартам API. Согласно требованиям Ассоциации, производители выпускают составы отдельно для бензиновых типов двигателей с буквенным обозначением S, и отдельно для дизельных, обозначаемых буквой C. К символу S добавляют одну из букв от A до L. SL – наиболее качественный тип смазочных составов для машин, эксплуатируемых в особо сложных условиях. Сегодня Ассоциация выдает лицензии только на производство не ниже категории SH.

Дизельные масла имеют 11 подкатегорий от СА до СH. Лицензии выдаются на производство составов не ниже качества СF. В дизельных подгруппах в маркировке также встречается цифра, которая указывает такт работы двигателя. Например, для двухтактных моторов существуют масла CD-II, CF-2, для четырехтактных – CF-4, CG-4, CH-4.

На фото - расшифровка маркировки моторных масел по API, kedar.ru

Европейская классификация АСЕА делит масла на три категории:

  • для бензиновых двигателей, имеют маркировку «А»;
  • для дизельных типов двигателей легковых авто, с маркировкой «В»;
  • для дизельных типов двигателей грузовых авто, с маркировкой «Е».

Считается, что масла данной классификации рассчитаны на более длительный пробег двигателя. Также они позволяют экономить расход топлива. Особенно их рекомендуют для двигателей новых автомобилей. Масла с маркировкой А1, А5, В1, В5 – более энергосберегающие, А2, А3, В2, В3, В4 – обычные.

Это значит, что промывка изначально не предназначена для длительного использования, т. к. внутренние детали сильно изнашиваются даже на холостых оборотах. Если повысить обороты или ещё хуже, ездить с залитой в двигатель промывкой, износ будет ещё сильнее, независимо от основы такого масла. Если моторное масло на синтетической основе по многим характеристикам превосходит «минералку», то с промывкой это не так. Поэтому особого смысла в переплате и покупке синтетическое промывки нет.

Во многих автосервисах активно предлагают дополнительно к замене масла промыть двигатель. Причем для этого могут использоваться, в том числе так называемые «пятиминутки», которые добавляют в мотор. Но перед тем, как потратить лишние деньги на подобную услугу следует учитывать, что процедура необходима не во всех случаях.

Если силовая установка работает ровно, без посторонних звуков, а после слива отработки нет явных следов загрязнений и посторонних включений, а также если будет заливаться свежее масло той же марки и того же типа, то промывка не нужна. Кроме того, если автомобиль обслуживается согласно регламенту и используются качественные ГСМ, то смысла покупать промывочное масло тоже нет, достаточно пару раз сменить масло раньше срока на 3-4 тысячи километров пробега.

Помывку лучше приобрести в специализированных магазинах, так как и среди этих товаров встречается немало контрафакта, особенно если речь идёт о продукции известных производителей. Для отечественных автомобилей оптимальным выбором будет промывочное масло от Лукойл или Роснефть. Этого вполне достаточно, недорогое масло, а если все делать согласно инструкции, то и проблем не будет.

Маркировка моторных масел: что написано на этикетке?

Маркировка моторных масел: что написано на этикетке?

На этикетке моторного масла автовладельцы ищут, прежде всего, рекомендации о возможности использования продукта конкретно для их автомобиля. Чаще всего максимум, что они могут найти – это сведения о допусках данного масла к применению в двигателях других марок. Однако это еще не означает, что масло пригодно для использования только в указанных на этикетке моделях.

Читайте так же:
Развал-схождение колёс своими руками + ВИДЕО

Отсутствие полной информации усложняет выбор моторного масла для тех, кто еще не научился читать «между строк». Полезные сведения о разновидности, качественных характеристиках, предназначении продукта следует искать в соответствующих наборах символов и букв. Часть информации можно почерпнуть, зная вид базового масла и наименование продукта.

Наименование масла

Фирма-изготовитель и название моторного масла присутствуют на этикетке всегда. А при покупке люди часто ориентируются на бренд.

Виды моторных масел

От основы моторного масла зависят его эксплуатационные свойства. Масла разделяют на минеральные, синтетические и полусинтетические, что определяется способом получения базового масла. Таблица, представленная ниже, хорошо иллюстрирует эту классификацию.

Минеральные моторные масла

Продукт высшего качества

Масло универсальное (для смешанного парка)

Многокомпонентное моторное масло

Полусинтетические масла/масла на синтетической основе

Моторное масло с 30-процентным включением синтетических компонентов.

Моторное масло, содержащее до 50 % синтетических компонентов.

Моторное масло, выполненное с включением более 50 % синтетических компонентов

Синтетические моторные масла

Синтетическое моторное масло , содержание синтетических компонентов в котором равно 100%.

Классификация моторного масла по SAE

Как правило, это единственное из буквенно-цифровых обозначений масла, в котором автолюбители хорошо ориентируются. Стандарт SAE разработан Society of Automotive Engineers – обществом автомобильных инженеров – и обозначает индекс вязкости масла. От значения вязкости зависит прочность масляной пленки, образующейся между трущимися элементами двигателя.

Если раньше по классу вязкости масла определялся и его тип (минеральное и пр.), то сегодня SAE устанавливает только диапазон вязкостно-температурных значений его применения. Согласно последней редакции классификации масел по параметру вязкости SAE J300, действующей с 1997 года, моторные масла разделяются на летние (SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60) и зимние классы (SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W, SAE 25W).

Свойства масел по классификации SAE подтверждаются соответствующими испытаниями. По их итогам дается информация о предельном значении температуры моторного масла, при котором возможно прокручивание двигателя с помощью стартера и прокачивание масла насосом при запуске холодного двигателя.

Так, при классе вязкости по SAE – 0W – проворачиваемость стартером возможна при -30 °С, а прокачиваемость насосом – при -35 °С. Если класс вязкости равен 5W – то предельные значения будут равны -25 °С и -30 °С. При классе вязкости 10W – температурные параметры будут -20 °С и -25 °С. При 15W – минус 15 °С и минус 20 °С. При 20W – минус 10 °С и минус 15 °С. При 25W – минус 5 °С и минус 10 °С.

Классификация моторного масла по API

Система API была разработана Американским Институтом Нефтепродуктов, чтобы классифицировать моторные масла, предназначенные для автомобилей определенного возраста и типа двигателя.

В соответствии с классификацией API масла разделены на 3 эксплуатационные категории:

  • S (Service) – бензиновые двигатели;
  • C (Commercial) – дизельные двигатели;
  • EC (Energy Conserving) — энергосберегающие масла.

Каждая из категорий содержит группы масел, соответствующие определенным качественным показателям и году выпуска автомобиля. При этом каждой группе масла присваивается дополнительная латинская буква, помимо основной, по алфавиту. И чем она дальше от начала алфавита, тем лучше свойства масла.

Так, к первой категории масел по шкале S относятся смазочные материалы для бензиновых двигателей (перечислены действующие и условно действующие группы):

  • SM – масла для бензиновых двигателей 2004 года выпуска и старше;
  • SL – масла для бензиновых двигателей 2001 года выпуска и старше;
  • SJ – масла для всех существующих бензиновых двигателей, выпущенных в 1996 году и позднее (заменяют масла предыдущих категорий, обладают максимальным уровнем эксплуатационных свойств);
  • SH – масла для бензиновых двигателей 1993 года и старше (условно действующая группа, дополнение к категориям API C (API CG-4/SH).

Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG сегодня признаны недействительными, потому что являются устаревшими, однако в некоторых странах масла данных групп все же выпускаются.

К категории С относятся следующие масла для дизельных двигателей (перечислены действующие группы):

  • CJ-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателей 2006 года выпуска и старше (по качеству превышают масла CI-4, CI-4 Plus, CH-4, CG-4, CF-4);
  • CI-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателях 2002 года выпуска и старше;
  • CH-4 – масла для быстроходных четырёхтактных двигателей 1998 года выпуска и старше;
  • СG-4 – масла для двигателей быстроходной дизельной техники 1995 года выпуска и старше (заменяет масла CD, СЕ и CF-4 категорий);
  • СF-4 – масла для быстроходных четырехтактных дизельных двигателей как с турбонаддувом, так и без него, начиная с 1990 года выпуска;.
  • CF-2 – масла для двухтактных двигателей 1994 года выпуска и старше;
  • CF – масла для внедорожной техники, оснащенной двигателями с разделительным впрыском 1994 года выпуска и старше.

Моторные масла категорий API СA, API СB, API СC, API СD, API СD-II, API СЕ сегодня признаны недействительными, потому как являются устаревшими. Тем не менее, в некоторых странах они еще выпускаются. Универсальные масла, которые могут использоваться и в бензиновых, и в дизельных силовых агрегатах, обозначаются, например, API SJ/CF.

Масла, прошедшие тестовые испытания и получившие лицензию по API, маркируются специальной логограммой, по которой можно узнать необходимые важные сведения о свойствах конкретного продукта. В верхней части указано обозначение масла по API. В нижнем – является ли масло энергосберегающим.Энергосберегающие масла имеют знак ЕС (Energy Conserving) – он стоит после класса API.

Римские цифры, расположенные после букв ЕС, говорят об уровне экономии топлива (от 0,5 до 3 %). Как правило, энергосберегающее масло имеет также низкое значение вязкости – ее класс указывается в центральном круге логограммы. Если нет надписи «Energy Conserving» в нижней части логограммы или нет аббревиатуры EC в марке продукта, то это свидетельствует об отсутствии у масла энергосберегающих качеств.

Классификация масла по ACEA

Помимо SAE и API, действует и другая классификация – ACEA. Ассоциация европейских производителей автомобилей установила более жесткие требования классификации масел, действуя в соответствии с экологическими требованиями стран Евросоюза. ACEA разделяет смазочные материалы на классы и категории. Для обозначения классов используются латинские буквы А, В, С, Е, указывающие на то, в каких типах двигателя может применяться масло. Цифры, стоящие рядом с буквой, свидетельствуют о свойствах масла. Чем цифра больше, тем выше эксплуатационные качества продукта.

Согласно последней редакции ACEA 2004 года, буквами А/В маркируются масла, предназначенные для бензиновых и дизельных двигателей. В данную категорию масел входят все существовавшие до 2004 года классы А и В (А – для бензиновых, В – для дизельных двигателей). Сегодня в категории А/В существует 4 класса A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5. В настоящее время действует еще одна категория моторных масел – она обозначается буквой С (в редакции 2005 года).

Масла С, к которым относятся С1, С2, С3, С4, созданы специально для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих ужесточенным требованиям к экологичности выхлопных газов Euro-4. Данные масла совместимы с сажевыми фильтрами и катализаторами нейтрализации отработавших газов. Кстати, эти нововведения и стали причиной изменений в классификации ACEA.

В категорию Е входят масла, предназначенные для применения в нагруженных дизельных двигателях тяжелого транспорта. Данная категория существовала с момента введения классификации в действие (с 1995 года), а в 2004 году она претерпела лишь небольшие изменения. Сегодня масла в пределах данной категории делятся на классы Е4, Е6, Е7, Е9.

Читайте так же:
Принцип работы гидрокомпенсаторов клапанов

Приведем описание классов по их предназначению.

  • А1/В1 – масла, стойкие к деструкции. Применяются с увеличенным сроком замены в бензиновых и дизельных двигателях как легковых, так и легких грузовых автомобилей, разработанных с учетом использования маловязких масел при высокой скорости сдвига и высокой температуре.
  • А3/В3 – масла с высокими эксплуатационными свойствами, стойкие к деструкции. Предназначены для использования в высокофорсированных дизельных и бензиновых силовых агрегатах легковых и легких грузовых автомобилей, а также для применения с увеличенным сроком замены согласно рекомендациям производителей или для всесезонного применения маловязкого масла.
  • А3/В4 – масла, отличающиеся стойкостью к деструкции и высоким уровнем эксплуатационных свойств. Предназначены для высокофорсированных бензиновых и дизельных силовых агрегатов с непосредственным впрыском топлива.
  • А5/В5 – масла, стойкие к деструкции. Их назначение – применение с большим сроком замены в высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателях легких автомобилей, в которых допускается использование маловязких масел при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
  • С1 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, в которых необходимо использовать маловязкие масла, снижающие трение, содержащие наименьшее количество серы и фосфора, а также отличающиеся малой сульфатной зольностью и динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с.
  • С2 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, в которых необходимо использовать маловязкие масла, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 2,9 мПа•с.
  • С3 – масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработавших газов. Предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей легких автомобилей, которые оборудованы сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, где требуется использование масел с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) минимум 3,5 мПа•с.
  • Е4 – масла, применяемые в дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Используются в двигателях без сажевых фильтров и других силовых агрегатах согласно рекомендациям автопроизводителей.
  • Е6 – масла, применяемые в дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Масла Е6 прямо рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрами и работающих на малосернистом дизельном топливе. Актуальны для двигателей с системой рециркуляции отработанных газов, с сажевыми фильтрами или без них, а также для силовых агрегатов, оснащенных системой избирательного каталитического восстановления.
  • Е7 – масла, используемые в высокооборотных дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться в двигателях без сажевых фильтров, а также в некоторых силовых агрегатах, оснащенных системами рециркуляции отработанных газов и избирательного каталитического восстановления.
  • Е9 – масла, используемые в высокооборотных дизелях, соответствующих требованиям Euro-1, Euro-2, Euro-3, Euro-4 и Euro-5 по токсичности выхлопных газов и работающих в тяжелых условиях эксплуатации. Могут использоваться в двигателях с сажевыми фильтрами и без них, а также в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции отработанных газов и избирательного каталитического восстановления. Масла Е9 прямо рекомендованы для силовых агрегатов, оснащенных сажевыми фильтрами и работающих на малосернистом дизельном топливе.

Допуски производителей

Допуски автопроизводителей к применению моторного масла в определенных типах двигателя выдаются на конкретный продукт после проведения ряда испытаний. Данный процесс достаточно длительный и дорогостоящий для изготовителя смазочных материалов – все издержки по получению допусков включаются в себестоимость продукта, что способствует удорожанию масла.

Тем не менее, выгода для покупателя очевидна: покупая масло с отметкой о допуске применения продукта в двигателе конкретного автомобиля, автовладелец может быть уверен: качество товара соответствует требованиям автопроизводителя. Кроме того, масла, получившие соответствующие допуски, имеют, как правило, увеличенные сроки замены, а это ведет к значительной экономии.

Страна-изготовитель масла

На этикетке моторного масла не всегда можно найти информацию о производителе. В этом случае необходимо изучить штрих-код.Иногда код, указанный на этикетке, не соответствует стране-производителю. Одной из причин может быть то, что фирма зарегистрирована не в своей стране, а там, куда осуществляется экспорт продукции. Другая причина – продукция была выпущена на дочернем предприятии. Третья – масло изготовлено по лицензии предприятия другой страны. И четвертая – учредителями компании являются юридические лица разных государств.

Дата изготовления масла

Гарантийный срок хранения моторного масла составляет 5 лет. Дата изготовления указывается на канистре методом тиснения в том случае, если тара была изготовлена в одном технологическом процессе с маслом.

Что означают числа и буквы на канистре с моторным маслом

Вот в чем разница между синтетическим и минеральным моторным маслом, и вот что означают цифры на бутылке с маслом

На днях я отогнал свою машину на плановое ТО. Замена масла, колодок, проверка подвески и ремней. Стараюсь проводить технический осмотр автомобиля не раз в 15 тыс. км, как того советует автопроизводитель, а чаще – раз в 10 тыс. км. Главным образом это продиктовано износостойкостью моторного масла, которое я покупаю для своего автомобиля, и качеством бензина.

Несмотря на исключительно положительные отзывы относительно марки масла и полное доверие к точке его продажи, а также тот факт, что почти всегда заправляюсь на фирменных заправках в границах Москвы и соседней области, предпочитаю превентивно заменять отработанный расходный материал, не дожидаясь негативных последствий. Но какое масло лить в свой автомобиль? Что означают эти загадочные цифры и буквы на этикетке: 5W, 5W-30, 10W, 15W и так далее? И можно ли заливать синтетическое моторное масло вместо минерального? С этими вопросами мы сегодня и разберемся. *

*Мы прекрасно осведомлены, что тема заезжена и уже многократно и многогранно рассмотрена, в том числе и на страницах нашего интернет- издания 1GAI.RU, но новичков за рулем, несмотря на автомобильный кризис, становится с каждым годом все больше, им эта информация и посвящена.

Давайте начнем с основ. В автомобильных двигателях используют масло для смазки всех движущихся внутренних частей. Без масла детали терлись бы металл об металл, вызывая тем самым непоправимые повреждения.

Дикое трение вызывало бы накопление тепла в элементах мотора, которые очень быстро раскалились бы, приведя к расширению металла и так называемому «клину» двигателя. Иными словами, его просто-напросто заклинило бы. Такое случается, причем силовой агрегат клинит достаточно быстро – от 5 до 15 минут работы – и привет, капремонт! Некоторые везунчики на двигателе без масла умудряются проехать до 50-70 км и не заклинить мотор, но даже это приводит к таким плачевным последствиям, что без серьезного квалифицированного ремонта не обойтись.

Единственный выход из ситуации – обильно залить все трущиеся детали тягучим, скользким маслом. Но, оказывается, оно бывает разное и не каждая марка масла подходит для того или иного автомобиля.

Вязкость масла как один из самых важных критериев

Ключевые критерии, которые мы используем для оценки масла, – это вязкость. Понятие «вязкость моторного масла» простыми словами можно определить уровнем его текучести, толщиной защитного слоя, остающегося на металлических поверхностях двигателя. Например, черная патока обладает высокой вязкостью, а вода – низкой вязкостью. Понятно?

В двигателе мы, по сути, хотим, чтобы масло обладало двойственными качествами, по своей природе взаимоисключающими. Мы желаем, чтоб оно могло легко поступать к критически важным частям силового агрегата при запуске автомобиля, но при этом защитный слой смазки должен оставаться достаточно обильным во время работы двигателя при экстремально высоких температурах, защищая поверхности от истирания.

Читайте так же:
Замена воздушного фильтра на машине своими руками

Проблема в том, что масло на нефтяной основе на самом деле не работает так – по крайней мере, не без некоторой помощи.

Что означают цифры на упаковке моторного масла?

Общество инженеров-автомобилестроителей (Society of Automotive engineers, США) придумало систему измерения вязкости масла при помощи численного ряда. Для понимания физических свойств масла применяется тест, в котором масло должно протечь через отверстие определенного сечения. Чем дольше масло протекает, тем выше будет число и тем более вязким (липким) будет масло. Таким образом, более высокие числа означают более высокую вязкость.

Иногда это число в английской специализированной технической литературе называют «весом» масла. Базовые масла могут иметь только один номер – скажем, масло SAE 30. Эти масла имеют большую тягучесть в холод и становятся более текучими (часто значительно), когда разогреются. Такие показатели, чтоб вам было понятно, будут препятствовать легкой прокачке холодной смазки масляным насосом, но при рабочей температуре разогретое масло не сможет обеспечить толстую масляную пленку. И то и другое – нехорошо.

Более сложные составы масел, подходящие для большинства автомобилей, используют моторные масла с двумя числовыми обозначениями, например такими: 5W-20 или 10W-40. Вот что означают эти цифры:

Итак, первое число, в данном случае «5», – это показатель того, насколько вязким является данное масло, когда оно находится в холодном состоянии*.

*Поскольку эта система измерения была придумана американскими специалистами, за точку отсчета берется 0°F (-17.78 °C). В зависимости от сорта масла температура может быть ниже.

Данный показатель важен нам потому, что с помощью него мы сможем определить, насколько загустеет масло при определенной температуре окружающего воздуха, когда мы запустим холодный автомобиль с утра пораньше.

Чем меньше будет первая цифра, тем меньше масло будет густеть на морозе и тем лучше оно будет с первых секунд защищать трущиеся части двигателя.

Приводим сравнительную табличку масел и их температурных режимов работы.

Типы масел, рассчитанные на использование при минусовой температуре

Масло 0W может использоваться при температурах до -35-30 °C

Масло 5W может использоваться при температурах до -30-25 °C

Масло 10W может использоваться при температурах до -25-20 °C

Масло 15W может использоваться при температурах до -20-15 °C

Масло 20W может использоваться при температурах до -15-10 °C

Типы масел, рассчитанные на использование при плюсовой температуре

Масло с первым числом 30 может использоваться при температурах до +20-25 °C

Масло с первым числом 40 может использоваться при температурах до +35-40 °C

Масло с первым числом 50 может использоваться при температурах до +45-50 °C

Масло с первым числом 60 может использоваться при температурах до +50-55 °C

Буква на канистре моторного масла

Здесь все просто: буква «W» обозначает, что вы держите канистру с «зимним» маслом. «W» – сокращение от английского слова «winter». Если буквы нет, значит, перед вами летний вариант, рассчитанный на плюсовые температуры. Смотрите вторую таблицу выше.

Число с конца

Следующее число означает вязкость масла при прогретом работающем двигателе. Оно, разумеется, будет выше.

P. S.Масла с разной вязкостью разрабатываются на основе «базового» моторного масла путем добавления различных присадок для работы масла при прогретом двигателе и защите его компонентов на протяжении долгого времени без смены смазывающего материала.

Можно ли ездить на «зимнем» моторном масле с литерой «W» летом?

По сути, разделение масел на «зимние» и «летние» сейчас стерлось. Да, производители выпускают виды смазок, рассчитанные на летнее или зимнее использование, по градации температур (вновь смотрим на таблицы выше), но они рассчитаны на максимально высокие или низкие температуры.

К примеру, живет человек в Дубае, где средняя температура летом – плюс 32 градуса. Зачем ему покупать зимнее жидкое масло, если двигатель автомобиля и так будет прогрет до 25 градусов, даже если не будет заведен? Гораздо дольше прослужит и лучше будет защищать критичные точки соприкосновения в двигателе более густой летний вариант.

Возьмем Москву. У нас средняя температура в летний сезон за последние 10 лет не поднималась выше 17 градусов Цельсия. Зимой средняя температура не перешагивала ниже 6 градусов ниже нуля. В наших погодных условиях во всей средней полосе России, судя по информации с форумов, автовладельцы обычно льют масло 5-30 (от -30-25 до +20-25) или 5-40 (от -30-25 до +35-40) круглый год и не прогадывают.

Но если вы живете на севере страны или, наоборот, на юге, посмотрите на среднюю температуру в вашем регионе, скажем, через Википедию и при подборе масла отталкивайтесь от этих показателей, используя таблицу, приведенную выше в этой статье.

Если все еще есть сомнения, обратитесь к квалифицированным специалистам на СТО, они подскажут, какое масло подобрать.

Синтетика против обычного минерального масла. Какое заливать?

Синтетические масла отличаются от обычных, минеральных масел тем, что обычные масла – это очищенный продукт сырой нефти, а синтетические масла – продукт, получаемый путем дополнительной дистилляции (очистки) на молекулярном уровне. Это помогает отделить примеси от масла и позволяет изготовителю «подгонять» требуемый набор молекул в конечном продукте.

Выполнение всего этого молекулярного жонглирования известно как процесс Фишера-Тропша и выходит за рамки данной прикладной статьи. Но именно с помощью него получают масло с гораздо лучшими механическими свойствами при экстремальных температурах.

Что касается того, какое масло вы должны использовать для своего автомобиля, скажем так: лучше всего на это ответит сам автопроизводитель, который в мануале конкретно описал типы моторных масел, предпочтительных для конкретной модели автомобиля с конкретным типом двигателя .

Из гаражных рассказов автомобильных старожилов я понял, что для более старых и простых двигателей чаще используется смазка погуще. Что касается современных машин, то здесь принцип один: открываем инструкцию по эксплуатации и смотрим, какое моторное масло подойдет для автомобиля.

Отметим также и тот широко известный факт, что синтетическое масло делает свою работу лучше «минералки» даже после того, как оно практически отработало свой ресурс. Также «синтетика» способна изменять вязкость по отношению к номинальным показателям, на что обычное масло не способно.

Скажем пару слов о возможности перехода с минерального на синтетическое масло. Мол, нельзя такого делать: забьются масляные каналы, масло свернется, синтетика потеряет свои свойства после того, как вы зальете его в двигатель после минералки. На самом деле заменять масло одного типа другим можно. Но! Делать этого не стоит по фундаментальным причинам. Современные автомобильные двигатели не перенесут долива или полной смены на «минералку», не рассчитаны они на нее. Итог – преждевременный выход из строя и дорогостоящий ремонт. А старые моторы иногда настолько «дырявые», что масло сочится из всех щелей. Дорогой «синтетики» на них не напасешься.

Кстати, если произошла чрезвычайная ситуация и у вас нет другого масла в магазине, кроме минерального (что очень маловероятно), бывалые автомеханики советуют лучше долить его даже в современный двигатель, чем ехать до места починки с минимальным уровнем масла в картере. Потом масло следует заменить на новое.

Дорогие моторные масла с большим количеством добавок, оно того стоит?

Ответ читайте выше. Толк будет, только если мы будем применять моторное масло в современном двигателе и при экстремальных температурных режимах в обе стороны – от большого минуса к серьезному плюсу.

Маркировка моторных масел и их расшифровка

Маркировка моторных масел

Расшифровывать маркировку разных моторных масел, нанесенную на упаковку, обязательно должен уметь каждый водитель. Ведь маркировка масел моторных, расшифровка обозначений является безусловно важными для водителей знаниями. От выбора смазочного материала во многом зависит долговечная и стабильная работа двигателя любой модели транспортного средства. Из-за того, что масла работают в диапазоне высоких температур и, как правило, под высоким давлением, к их качеству предъявляются особые требования.

Читайте так же:
Датчик уровня топлива Матиз, Ланос и Нексия – как заменить самостоятельно?

Маркировка смазочных материалов

Маркировка смазочных материалов содержит в буквенных и цифровых обозначениях необходимую для водителей информацию, поэтому следует уметь правильно ее расшифровывать. Для упрощения и упорядочивания процедуры выбора автомобильного смазочного материала для конкретной модели транспортного средства применяются специальные стандарты. Все общепризнанные производители масел классифицируют свою продукцию по общепринятым стандартам:

  • SAE;
  • API;
  • ACEA;
  • ГОСТ.
  • ILSAC;

Все производители автомобильного масла имеют стабильную, сложившуюся за годы работы, хорошую репутацию, а также свою долю мировых продаж. Расшифровка этих обозначений помогает считывать необходимую информацию при выборе смазочного материала для конкретного автомобиля. В Российской Федерации чаще всего используются четыре вида:

  • API;
  • SAE;
  • ACEA;
  • ГОСТ.

Автомобильные смазочные материалы делятся на 2 класса, которые зависят от типа используемого двигателя автомобиля. Кроме этого производителями масел выпускается универсальный тип, подходящий по своим свойствам к обоим типам двигателей. Эти данные всегда нанесены на упаковке.

Любой автомобильный смазочный материал состоит из основы минерального масла с добавлением химических присадок. От выбора вида масла зависит долговечность и стабильность работы автомобильного двигателя. Основа может быть получена от переработки нефтяных продуктов или же искусственным путем.

Поэтому масла по своему химическому составу делятся на:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические;

На упаковке со смазочными материалами вместе с маркировкой обязательно указан также химический состав.

На упаковке указывается:

  1. Класс вязкости, согласно классификации SAE, принятой мировыми производителями.
  2. Классификация API.
  3. Классификация ACEA.
  4. Допуски производителей.
  5. Штрих-код.
  6. Номер партии.
  7. Дата производства.
  8. Специальные категории автомобильного масла.

Чтобы более понятно все объяснить следует разобраться в классификация разных моторных масел.

Самой важной характеристикой, всегда указываемой на упаковке, является коэффициент вязкости смазки согласно классификации SAE. Этот международный стандарт регламентирует вязкость выпускаемых смазочных материалов при работе в разных температурных режимах — от сильной жары до очень низких отрицательных температур, указывая при этом гранично допустимые значения.

Согласно стандарту SAE при обозначении используют формат ХW-Y, первое число означает минимальный температурный режим, при котором двигатель без каких-либо затруднений функционирует стабильно.

Второе число обозначает максимально допустимые значения температуры. Чем выше этот показатель, тем гуще становится масло при рабочем нагреве двигателя, и наоборот.

Тип маслаТемпературный диапазон
5W30-25 +20°С
5W40-25 +35°С
10W30-20 +30°С
10W40-20 +35°С
15W30-15 +35°С
15W40-15 +45°С
20W40-10 +45°С
20W50-10+ 45°С
SAE300 +45°С

Именно поэтому смазочные материалы принято делить на три разных вида:

  1. Зимние. Этот вид масла отличается большей текучестью и позволяет без проблем, запускать двигатель при низких температурах. Согласно классификации SAE в маркировке обязательно присутствие буквы «W». В летнюю жару это автомобильное масло не может обеспечить оптимальную смазывающую пленку, а также необходимое давление по причине большой текучести при использовании в высоких температурных режимах.
  2. Летние. Эти смазочные материалы применяются только при плюсовых температурах. Вязкость достаточно высокая, при жаре детали двигателя хорошо смазываются. В холодную пору запуск двигателя с использованием этого масла невозможен. При расшифровке моторного масла это обязательно нужно учитывать.
  3. Всесезонные масла. Эти масла пользуются огромной популярностью у автолюбителей. Так как двигатель автомобиля работает на данном типе масла одинаково хорошо как в жару, так и зимнее время года.

Классификация автомобильного масла по API

Классификация API моторных масел пользуется заслуженной популярностью среди автолюбителей и профессиональных водителей. Согласно этой международной классификации учитывается:

  1. Тип двигателя.
  2. Режим работы.
  3. Эксплуатационные свойства смазочного материала.
  4. Условия применения.
  5. Год выпуска.

Спецификацией предусмотрен раздел смазочных материалов на категории являющиеся абсолютно разными:

  • категория «S» — применяется в двигателях, использующих в качестве топлива бензин;
  • категория «C» — применяется в дизельных моторах.

Расшифровка маркировки API

Классификация масел по API не сложная. Необходимо просто запомнить буквенные и цифровые обозначения:

  1. Аббревиатура EC означает, что масло является энергосберегающим.
  2. Римские цифры показывают тип применяемого в двигателе топлива.
  3. Буква S означает, что масло применяется в двигателях, работающих на бензине.
  4. Буква C указывает о его применении в дизельных двигателях.
  5. Обозначение масла с буквенными символами: чем выше в алфавитном порядке находится буква, тем выше класс смазочного материала.
  6. Универсальное масло обозначается с использованием косой линии.
  7. Цифра в конце маркировки API означает количество тактов двигателя.

Классификация автомобильного масла по API

Классификация масел по API в таблице

Год введения1980198919941997200120042010
API масла для бензиновых двигателейSFSGSHSJSLSMSN

Благодаря маркировке моторных масел, а также классификации водители смогут без проблем подобрать именно то масло, которое подойдет для их модели автомобиля и именно тех свойств, какие необходимы.

Классификация моторных масел: маркировка моторных масел, расшифровка и характеристики

Каждый автолюбитель знает, что залог эффективной и стабильной работы двигателя внутреннего сгорания – использование качественной моторной смазки. Но широкое разнообразие защитного материала порой вводит в заблуждение и затрудняет выбор. Классификация моторных масел призвана облегчить поиск нужной жидкости.

Попробуем разобраться, какие классификации существуют и о чем их маркировка может поведать автолюбителю.

Классификация моторных масел по химической основе

Первым делом разберемся, какие бывают моторные масла по химическому составу. Выделяют три основные группы автомасел: минеральные, полусинтетические и синтетические.

Сравнение синтетики и минералки

Минеральные полностью состоят из натуральных ингредиентов. Они производятся путем прямого перегона нефтепродуктов. Их использование рационально в новых двигателях, не предназначенных для работы в условиях сильных перегрузок. Минералка идеально подходит для умеренного климатического пояса, где сезонные температурные перепады практически не заметны. Такая особенность объясняется невозможностью масла поддерживать стабильное рабочее состояние в высоко- и низкотемпературных условиях: при отрицательных температурах минеральная основа подмерзает и перестает равномерно циркулировать в силовой установке, при положительных — обретает высокую текучесть и быстро испаряется. Периодичность замены такого масла варьируется в пределах 5-7 тысяч километров пробега (при условии, что автомобиль не подвергается большим перегрузкам). Основные преимущества таких автомасел заключаются в доступности и их низкой стоимости. Отрицательной стороной, помимо невозможности использования жидкости в условиях повышенных нагрузок, является большое скопление вредных для окружающей среды примесей, содержащихся в выхлопных газах. Обозначение минеральной основы на этикетках канистр указывается редко.

Этапы производства моторного масла

Синтетическая основа состоит из ингредиентов, которые не встречаются в чистом виде в природе. Процесс производства синтетики подразумевает проведение сложного молекулярно-химического синтеза, направленного на повышение эксплуатационных свойств защитного материала. Такое масло не оставляет нагара и не загрязняет рабочую смесь. Более того, в его составе присутствуют моющие присадки, которые бережно очищают двигатель от грязи и сажи. Если вы привыкли к спортивному стилю вождения или проживаете в регионе, славящемся резкими температурными перепадами, то «баловать» своего железного друга лучше качественной синтетикой. Она не разжижается, не густеет от времени и климатических скачков, а позволяет повышать ресурс мотора там, где обычная минералка уже полностью бы «потеряла над собой контроль». Периодичность замены синтетики может доходить до 15 тысяч километров пробега. При этом ее использование допустимо как в новых, так и старых силовых агрегатах. О том, что жидкость в канистре относится к синтетике, информирует соответствующая надпись на этикетке.

Определяющим параметром при выборе моторной жидкости по химической основе должно выступать техническое состояние мотора.

Классификация моторных масел по SAE

Характеристики моторных масел напрямую зависят от степени их вязкости. В связи с этим была разработана международная классификация моторных масел SAE. Она позволяет создавать градацию автомобильных жидкостей на основании степени их текучести и устойчивости к высокотемпературным условиям.

Читайте так же:
Двухвальная КПП: как устроена и работает

Согласно такой классификации, все автомасла разделяются на три группы: зимние, летние и всесезонные.

Рекомендованные температуры использования масел

Обозначения зимней группы включают в себя цифру и букву W рядом с ней. Сама цифра идентифицирует низкотемпературный предел, до достижения которого ГСМ сохраняет свои потребительские свойства. Буква W символизирует зимнее время года. Такие жидкости имеют высокую степень текучести, которая позволяет им мгновенно распределяться по рабочей поверхности холодного мотора, обеспечивая ему легкий запуск. При температурах выше 0 градусов по Цельсию использовать такую жидкость нельзя – перегрев вызовет еще большую текучесть, в результате чего жидкость просто начнет просачиваться сквозь сальники и прокладки, оставляя двигатель без должной защиты.

Летнее моторное масло в своей маркировке содержит только двузначные цифры. Данные цифры условно обозначают высокотемпературный предел, после достижения которого наступает ухудшение технических параметров масла. Летняя группа имеет высокую степень вязкости, что позволяет предотвращать чрезмерную текучесть ГСМ в условиях положительных температур. При температуре ниже 0 происходит увеличение индекса ее тягучести, поэтому использование летнего масла в зимний период попросту невозможно.

Зная, какая расшифровка у моторных масел, вы сможете безошибочно распознавать их на прилавках автомагазинов.

Классификация моторных масел по API

Маркировка моторных масел по классификации API выполняет сразу три роли:

  1. Она информирует автовладельца о том, к какому типу двигателя применима жидкость.
  2. Сообщает об эксплуатационных характеристиках моторного горюче-смазочного материала.
  3. Предупреждает, в двигателях какого года выпуска может использоваться такая смазка.

Маркировка моторных масел состоит из следующих обозначений:

Стандарт API

  • буквенный код ЕС (может не прописываться), стоящий после наименования классификации API, указывает, к какому классу энергосберегающих моторных жидкостей относится данный продукт.
  • римская цифра после аббревиатуры информирует о возможности экономии топлива.
  • буквы «С» или «S» подразумевают дизельные и бензиновые движки, соответственно.
  • после букв «С» или «S» идут буквы от А до N, характеризующие класс качества моторной жидкости. И чем дальше классификатор удален от начала алфавита, тем выше качество горюче-смазочного материала.

Классификация моторных масел по API

Узнать, что означают буквенные коды классификации моторных масел API, можно из приведенной ниже таблицы.

Классификация моторных масел по ACEA

Еще одна классификация моторных масел была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей. Стоит отметить, что производители моторных жидкостей перед стартом продаж нового продукта на европейском рынке должны в обязательном порядке получить сертификат ACEA.

На емкостях двигательной жидкости можно найти обозначения с буквами А, В, С или Е:

Работа моторного масла

  • Буква «А» означает, что применение масла рассчитано на бензиновый двигатель.
  • Буква «В» говорит о том, что заливается жидкость в дизельные моторы легковых автомобилей.
  • Буква «С» указывает на использование масла в двигателях (бензиновых и дизельных), с установленным катализатором.
  • Буква «Е» означает, что ГСМ применим для грузовых авто, оснащенных дизельной силовой установкой.

Помимо буквы в маркировке ACEA присутствуют также и цифры.

Выделяют десять основных классов моторных продуктов по классификации ACEA:

  • А1/В1 — данная группа используется в тех моторах, которые допускают использование масловязкой защитной пленки при высокой температуре и высокой скорости сдвига.
  • А3/В3 — основными свойствами данного класса являются большой межзаменный интервал, высокая устойчивость к деструкции и мгновенная адаптация к температурным перепадам. Такие преимущества позволяют использовать масла второй группы в моторах, подвергающихся регулярным перегрузкам.
  • А3/В4 — третья группа также обладает высокими техническими характеристиками, с той лишь разницей, что используются такие масла в высокофорсированных бензиновых установках и дизельных агрегатах с непосредственным впрыском топливной смеси.
  • А5/В5 — отличительная особенность ГСМ четвертого класса — значительная экономия топлива.
  • С1 — масла, обладающие высокой степенью экологичности. В их составе содержится низкое содержание серы и фосфора, что существенно снижает токсичность выхлопных газов.

Вязкость моторного масла

  • С2 — моторные масла группы заливаются в моторы, оборудованные сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Благодаря уникальности масляного состава, ресурс данных деталей, при использовании жидкостей с маркировкой С2, существенно увеличивается. Также происходит значительная экономия топливного расхода.
  • С3 — группа масел, предназначенная для современных силовых агрегатов, отвечающих последним нормам экологической безопасности.
  • С4 — класс ГСМ, разработанный в 2004 году. Согласно требованиям ACEA, заливается масло с классификатором С4 в движки Euro-4. Из положительных сторон стоит отметить низкое содержание вредных примесей и способность повышать ресурс трехкомпонентного катализатора автомобиля.
  • Е6 — моторные масла девятого класса обладают не только высокой стойкостью к механической деструкции, но и «имеют отличный иммунитет» перед старением. Заливать такую жидкость нужно в дизельные моторы грузовых автомобилей, эксплуатирующихся в условиях больших перегрузок. Несмотря на постоянные температурные перепады, ГСМ отлично сохраняет свои потребительские свойства и эффективно защищает мотор от износа.
  • Е7 — класс, применимый в моторах дизельных «грузовиков», отвечающих требованиям Euro-1, 2, 3 и 4.

Классификация моторных масел по ILSAC

Ilsac — классификация, разработанная инженерами Америки и Японии. Она включает пять групп моторных масел, технические характеристики которых соответствуют классификации API:

  • маркировка GF-1 в настоящее время не используется. Соответствует классификатору API SH, т.е. предназначена для двигателей, выпущенных с 1995 по 1996 гг.,
  • маркировка GF-2 является аналогом API SJ, т.е. моторное масло данного стандарта может заливаться в мотор, выпущенный в период с 1997 по 2000 гг. Вязкостные характеристики группы соответствуют маслам 0W-20 и 5W-20,
  • маркировка GF-3 — «отражение» API SL. Использование ГСМ с таким классификатором допустимо в движке, произведенном с 2001 по 2003 гг.,
  • маркировка GF-4 соответствует API SM, т.е. подходит для двигателей, выпущенных после 2004 года,
  • маркировка GF-5 является аналогом API SN и предназначается для современных автомобильных моторов, оборудованных новейшими системами нейтрализации выхлопных газов.

Моторное масло, заливаемое в турбированный двигатель, по классификации Ilsac имеет маркировку DX-1.

Классификация моторных масел по ГОСТ

В соответствии с ГОСТ 17479.1-85, обозначение моторных жидкостей включает в себя заглавную букву «М», цифры, характеризующие класс кинематической вязкости ГСМ, и заглавные буквы, указывающие на принадлежность смазки к той или иной группе по эксплуатационным параметрам.

Бренды моторных масел

Для обозначения зимних автомасел используются цифры 3, 4, 5, 6; для летних — 6, 8, 10, 12, 14, 16,20 и 24. При этом, чем больше цифра, тем выше вязкость защитной пленки. Универсальные смазки в своей маркировке имеют показатели обоих сезонов, прописанные через дробную черту (например, 3/8).
ГОСТом предусмотрено 6 групп, классифицируемых по сфере использования. Обозначения включают в себя букву А, Б, В, Г, Д или Е и цифру. Индекс 1 подразумевает применение в бензиновых силовых установках, индекс 2 — в дизельных. Если рядом с буквой отсутствует числовой показатель, значит, средство является универсальным для всех моторов.

Расшифровка моторных масел может о многом сказать автолюбителю. Главное, запомнить основные параметры, по которым в дальнейшем будет произведен выбор качественного материала.

Следует помнить, что, несмотря на огромное количество рекомендаций в сфере применения того или иного вида моторной смазки, основное предпочтение следует отдавать требованиям производителя транспортного средства. Перед тем, как выпустить модель в продажу, компании-производители опытным путем подбирают наиболее эффективный горюче-смазочный материал, способный продлить эксплуатационный период силовой установки.

Какими бы ни были моторные масла, их характеристики могут отрицательно повлиять на состояние двигателя вашего средства передвижения. Поэтому прежде, чем ставить эксперименты на своей машине, загляните в ее руководство по эксплуатации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию