Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нагрузочная вилка – своевременное обнаружение неисправности АКБ

Что такое нагрузочная вилка и как ею проверить АКБ?

Батарея машины с низким зарядом принесёт немалые хлопоты по его восстановлению. Чтобы этого избежать, автовладельцам приходится регулярно обслуживать АКБ. Нагрузочная вилка — это прибор, который путем анализа характеристик аккумулятора позволяет оценить его работоспособность. Чтобы сделать правильный выбор и грамотно применить аппарат, надо выяснить что он из себя представляет и как работает.

Принцип действия и устройство

как выглядит нагрузочная вилка

Основная функция этого инструмента заключается в контроле напряжения. Измерение производится как под нагрузкой, так и при разомкнутой цепи ЭДС. Если разобраться, что такое нагрузочная вилка технически, то она включает вольтметр, резистор, выполненный в виде спирали сопротивления, к которым подсоединены два щупа. Выглядит эта конструкция, как небольшой металлический короб с проводами и зажимами: С помощью тестеров определяются и другие параметры. Их количество зависит от укомплектованности конкретного аппарата. Для чего нужна и какую информацию может дать нагрузочная вилка:

  • измерить выходное напряжение генератора, но не всегда;
  • проверить степень заряда;
  • определить как долго аккумулятор сохраняет резерв электроэнергии;
  • узнать ресурс АКБ;
  • выяснить есть ли замыкание между пластинами;
  • оценить сульфатацию пластин и другие второстепенные параметры состояния источника питания.

Зажимы позволяют подключить прибор к клеммам автомобильной батареи или другим элементам электрической цепи. Принцип работы аппаратов, укомплектованных амперметром, подойдёт и для измерения силы тока. Но главная отличительная черта — это количество спиралей. Каждая обладает сопротивлением 0,1-0,2 Ом и рассчитана в 100 А. Когда она одна, можно проверять уровень заряда АКБ малой ёмкости, если две — большей. Также устройство разных моделей отличается по следующим характеристикам:

  • диапазон работы вольтметра;
  • температура эксплуатации;
  • проверочная сила тока;
  • точность измерений;
  • предназначение: для щелочных или кислотных аккумуляторов.

Тестеры создают такую же нагрузку, которая возникает во время запуска. Даже самая простая модель подходит для проверки аккумулятора ёмкостью до 190 А*ч. Этого хватает для анализа работоспособности АКБ большинства типов транспортных средств — от легковых до грузовых. Для любых условий можно найти оптимальную модель, благодаря их широкому ассортименту и многообразным дополнительным функциям.

Обзор, стоимость и правила подбора нагрузочных вилок

При покупке аппарата надо определиться с особенностями самой АКБ. Например, с тем как устроена батарея в плане соединения банок – внутреннего или внешнего. Первой подойдёт нагрузочная вилка с выносными контактами. Второй – с заострёнными, закреплёнными на корпусе. Когда требуется проверять аккумулятор небольшой ёмкости, подойдёт аппарат с токовой нагрузкой 100 А, если большей – 100/200 А. Далее представлено сколько стоят и чем отличаются самые популярные модели.

МодельДиапазон напряжений, ВТок нагрузки, АЁмкость АКБ, А*чОсобенностиЦена, руб
ВН-10-1510015-190Повторный и короткий режимы работы2500-3500
НВ-010-15100/20015-190Рабочая температура от -30 до +60°С точность 2,5%600-850
НВ-020-15100/20015-240точность 2,5%1000-1500
НВ-030-16100/20015-240точность 0,5%, рабочие режимы переключаются кнопками2100-2900
НВ-040-32при 12 В – 50 при 24 и 3 В – 10015-240Может тестировать отдельные части АКБ точность 0,5%, рабочая температура от -20 до +60°С2100-2300
НВ-Б3-0-3100до 500Не проверяет батарею целиком, укомплектована вольтметром М10001М3900

Таблица 1. Обзор с сравнение разных моделей нагрузочных вилок

У некоторых моделей указано две цифры в графе «сила тока». Что такое нагрузочная вилка с параметром 100/200 А? Это значит, в конструкции их резисторов предусмотрено по две спирали, которые включаются или по одной, или обе, при определённой ёмкости. У НВ-01 сила тока 100 А проверяется при 100 А*ч, 200 А – 190 А*ч. У НВ-2 и НВ-3 при 190 А*ч и 240 А*ч, соответственно. Чаще всего измерительный прибор стоит от 1500 до 3 тыс. рублей. Такой аппарат подойдет для проверки батарей, напряжение которых составляет 12 В, а ёмкость не превышает 190 А*ч. Если тестер нужен для простейшего контроля АКБ, тогда подойдёт самый экономная модель НВ-01, цена которой приблизительно 900 рублей. Стоимость более навороченных нагрузочных вилок для проверки аккумуляторов не превышает 4,5 тыс. рублей.

Как пользоваться нагрузочной вилкой: краткая инструкция

Измерение тестером делится на два шага. Сначала считывают показания вольтметра без нагрузочного сопротивления, затем включив его. Результаты сравниваются, на этом основании делаются выводы о состоянии АКБ. Первая процедура проходит с подключением к обеим клеммам. Во второй значение получают только через 5 с работы измерительного прибора.

  • Клеммы аккумулятора должны быть очищены от окиси.
  • Подключение к источнику питания более 6-10 секунд негативно влияет на состояние вилки, вплоть до её неисправности.
  • Измеряют напряжение в отключённой от автомобиля батарее, которая не работала в течение шести и более часов. Такое же время должно пройти после того, как мотор заглушили.
  • Проверка осуществляется только при нормальном уровне электролита. При его недостатке доливается дистиллированная вода.
Читайте так же:
Законен ли штраф за нарушение предписаний временного дорожного знака
ЭтапПоказания вольтметра, ВСтепень заряженности АКБ, %
Первый (без нагрузочного тока)Больше 12,7100
12,575
12,350
12,125
меньше 11,9
Второйбольше 10,2100
9,675
9,050
8,425
меньше 7,8

Таблица 2. Проверка АКБ нагрузочной вилкой. Показания и что они значат.

Особенности измерения под нагрузкой

Местонахождение пробок АКБ

Применение нагрузочной вилки для проверки источника питания автомобиля при подаче тока ограничено. Во-первых, использование этого метода допустимо, только когда тестирование при разомкнутой цепи показало заряд аккумулятора 100%. Во-вторых, его нельзя часто повторять, так как это пагубно сказывается на состоянии батареи. Есть ряд важных условий при проведении процесса.

  • Пробки банок в аккумуляторе должны быть завёрнуты.
  • Соединение штыря и отрицательно заряженной клеммы сопровождается появлением искры.
  • Измерения повторяются с перерывами не менее пяти минут. За это время должны остыть контакты, нагревающиеся при операции.
  • В процессе сильно нагревается минусовой зажим прибора, поэтому по завершении его трогать нельзя.

Зная как работает нагрузочная вилка, можно определить ряд характеристик АКБ и других элементов ЭДС. Использование требует соблюдения мер безопасности как во время, так и после процесса. В противном случае появляется риск навредить здоровью человека и состоянию батареи. Количество разных показателей во многом зависит от конкретной модели. Правильный выбор последней позволяет найти оптимальный вариант для проверки аккумулятора с любоыми характеристиками и в самых тяжёлых условиях.

Технология проверки АКБ нагрузочной вилкой

Технология проверки АКБ нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка – проверочный инструмент, создающий нагрузку, которая имитирует нагрузочный ток (мощность), потребляемый стартером в моменты запуска двигателя автомобиля.

Подготовка

Отключите АКБ от бортовой сети вашей легковой машины. Снимать батарею полностью с её посадочного места в автомобиле незачем: на качество проверки это не влияет. Дайте АКБ постоять без нагрузки при нормальных условиях (комнатная температура). Если батарея – кислотная, негерметичная, то переместите её, например, в помещение кладовой или прихожую квартиры. Интервал выдержки аккумулятора – не менее 7 ч. Идеальный вариант в летнее время – провести утреннее испытание, после вчерашней поездки должно пройти не менее нескольких часов. Зимой, когда температура низкая, не следует проводить испытания на улице или в неотапливаемом гараже. Перед проведением проверки отвинтите пробки аккумулятора, если его конструкция предполагает их наличие.

Убедитесь, что уровень электролита приемлемый. При понижении уровня, когда часть воды разложилась на водород и кислород, которые затем улетучились сквозь микрощели между крышками или специальные спускные клапаны, долейте дистиллированной воды. Отчистите клеммы КБ от грязи и слоя подкисленного металла.

Для исключения потерь на дополнительное сопротивление, которое создают грязевая и окисная плёнки, следует зачистить и клеммы, и выводы АКБ.

Если вы не хотите купить промышленную вилку для проверки нагрузочных показателей аккумулятора, опасаясь низкого качества производителя, то сделать подобное устройство можно и самостоятельно. Например, таким устройством может быть самодельный прожектор на основе сверхмощных и суперъярких светодиодов, изготовленный в виде квадратной матрицы (такие часто устанавливают, например, на футбольных стадионах), подключённый к такому же по мощности источнику бесперебойного питания, преобразующему 12 В постоянного тока в 220 В переменного.

Новички часто используют в качестве эквивалентного резистора кусок толстой нихромовой спирали сечением не менее 1 мм2, помещённую в кварцевую трубку из-под электрического обогревателя, отработавшего свой срок. Сечение проводов при этом должно быть не менее 20 мм2 – примерно как кабель сварочного инвертора или подстанции. Если под рукой не оказалось спирали, то такую скрутку можно изготовить из проводов, взятых из старой электротехники, к примеру, от вышедшего из строя источника бесперебойного питания, настольного ПК и так далее.

При покупке вилки проверьте её соответствие заявленным параметрам. Попросите продавца проверить её на тестовом (не новом) аккумуляторе, который может быть, к примеру, принесён из сервисного центра. Промышленные нагрузочные устройства, не изготовленные домашним мастером своими руками, обладают корпусом и внешним исполнением, отдалённо напоминающим сварочный инвертор.

Наиболее дорогие вилки оснащаются амперметром на сотни ампер или даже на один килоампер, сопротивление прибора настолько мало (благодаря сверхмощному щупу сопротивлением в единицы миллиом), что обмотка амперметра практически не пострадает: более 99,99% тока, протекающего через вилку, проходит как раз через него.

При изготовлении амперметра, рассчитанного на ток в сотни ампер, и испытательных вилок мастера руководствуются законом Ома для участка электрической цепи.

Проверка без нагрузки

Выполнив подготовку по предыдущей инструкции, подключите нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Нагрузка должна быть на устройстве (вилке) обесточена. Красный провод (или оранжевый) подсоединяют на «плюс», синий (фиолетовый, чёрный) на «минус». Нагрузочная вилка – портативное приспособление, снимать АКБ с машины не следует, когда на улице достаточно тепло (не менее +20).

Читайте так же:
Выставление угла опережения зажигания своими руками

Завинтите пробки, если они есть на АКБ. Удостоверьтесь, что вольтметр показывает допустимое напряжение (порядка 12,6 вольт). Показания до 12,9 вольт демонстрируют полный заряд, 12,3… 12,6 – три четверти заряда, 12,1… 12,3 – половина, 11,8… 12,1 – четверть, 11,5… 11,8 – АКБ полностью разряжена. Случай, при котором напряжение стремится к 13 вольтам, идеален для проведения нагрузочного испытания.

Как проверить под нагрузкой?

Нельзя включать переключатель нагрузки в положение «1», когда вилка ещё не подключена: провода могут оплавиться, а клеммы – отгореть. К «минусовому» выводу АКБ подключается «крокодил», к «плюсовому» – штырьковый вывод, причём он не накидывается на «плюс», как «минусовая» клемма, а лишь касается его. Это делается для того, чтобы было легко разорвать цепь через 5 секунд. Включив выключатель нагрузки, вы столкнётесь с искрением, связанным с прохождением околопредельных токов через эквивалентное сопротивление, в роли которого выступает низкоомный шунт.

Измерения снимаются на 5-й секунде проверки, затем вилка отключается – во избежание порчи АКБ. Дело в том, что ток в 150… 400 А такой же, как и у стартера в процессе тех первых секунд, за которые двигатель должен завестись. Если превысить этот интервал, то провода и эквивалентный резистор вилки может накалиться и стать причиной ожога человека, проводящего испытания. В большинстве случаев напряжение, не опустившееся при проведении испытаний ниже 9 вольт, сообщает о пригодности АКБ для дальнейшего использования. Иначе – аккумулятор негоден для запуска двигателя, его стоит отправить в утиль либо использовать для питания гораздо более маломощных приборов и устройств, например, аварийного освещения в гараже или дома.

Проверка уровня заряда по падению напряжения производится по следующей схеме: при 9,6 В она составляла три четверти (до включения нагрузочной вилки), при 9 – половину от штатного номинала, при 8,4 – четверть. Однако четверть заряда может быть расценена как остаточная ёмкость в четверть номинала при значительном износе, половина заряда – соответственно, как половина ёмкости (износ АКБ заметно меньше). При резком падении напряжения до 7,8 В аккумулятор полностью разряжен.

Если в ближайшее время напряжение не вернётся на уровень хотя бы 12,6 В, то аккумулятор считается неисправным (например, разложилась одна «банка» из шести имеющихся). Разрушенная «банка» выступает как добавочный резистор – эквивалентное сопротивление, из-за которого получить штатное напряжение невозможно. Мастера, выяснив, какая банка разрушилась, вскрывают промежуточные выводы – и закорачивают её. Получившийся доработанный аккумулятор, сохранивший 5 из 6 емкостей, работающих в штатном режиме, не может исправно завести авто. Однако использовать АКБ, фактически лишённую одной «банки», как аккумулятор для фонаря-прожектора, можно.

Пластины, не полностью превращённые в сульфат свинца, не осыпавшиеся до конца, но деформировавшиеся и закоротившиеся, создают внутреннее замыкание, из-за которого порченная ёмкость не может на своих выводах выдать напряжение порядка 2… 2,1 В.

Как правильно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Как правильно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Аккумуляторная батарея обеспечивает надежный запуск автомобиля и бесперебойную работу всех электрических систем. Для надежной эксплуатации устройства необходимо регулярно контролировать уровень заряда. В арсенале каждого автомобилиста для этой цели должна присутствовать нагрузочная вилка.

Нагрузочная вилка: назначение и конструкция

Нагрузочная вилка – очень простой и полезный прибор, который можно приобрести в каждом магазине запасных частей и аксессуаров для автомобиля или сделать самостоятельно.

Назначение

Нагрузочная вилка применяется для диагностики автомобильного аккумулятора. Устройства бывают:

  • обычные, которые используют для проверки АКБ напряжением 12 вольт;
  • универсальные, с их помощью можно тестировать накопители напряжением 24 вольта.

Проверка АКБ нагрузочной вилкой позволяет точно и своевременно контролировать состояние батареи: уровень ее заряда и работоспособность в целом.

Справка. Этот метод измерения заряда источника энергии самый точный из всех существующих.

С помощью высокочастотного вольтметра нагрузочной вилки можно проверить исправность генератора транспортного средства.

Внимание! Чтобы не стать жертвой недобросовестного продавца, при покупке автомобиля на вторичном рынке надо обязательно провести проверку аккумулятора нагрузочной вилкой.

Как устроена нагрузочная вилка

Существует большое разнообразие моделей этого измерительного прибора. Они различаются наличием дополнительных узлов и количеством функций.

Читайте так же:
Спортивный распредвал (тюнинг): какой выбрать?

Обычная вилка для проверки аккумулятора состоит из следующих основных деталей:

  1. Металлического корпуса.
  2. Цифрового или аналогового вольтметра.
  3. Одного или двух резисторов, создающих нагрузку и выполненных в форме спирали.
  4. Толстого провода с клеммой типа «крокодил», который присоединен к положительному выходу.
  5. Металлического штыря или щупа, который подключен к отрицательному выходу.

На задней стенке прибора находятся специальные гайки. Они предназначены для подключения нагрузочных резисторов. Для тестирования аккумулятора автомобиля маленькой емкости подключают одну спираль, в противном случае используют оба сопротивления.

Справка. Возможности нагрузочной вилки резко возрастают, если в ее состав включен амперметр. Такие модели позволяют измерять большое количество самых разных параметров и характеристик электрической части автомобиля.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Правильно проверить заряженность батареи прибором довольно просто, при желании эту процедуру сможет освоить каждый автолюбитель. Главное выполнить ряд условий и следовать инструкции. Проверка состояния источника питания осуществляется в два этапа: без нагрузки и под нагрузкой.

Подготовка к тестированию АКБ

Чтобы получить корректные результаты, надо обязательно выполнить следующие требования:

  1. Прибор переносной. Организовать снятие показаний можно и под капотом автомобиля, не вынимая аккумулятор. Главное соблюсти температурный режим: измерение должно проходить при температуре +20ºС – +25ºС. В противном случае, устройство придется перенести в отапливаемое помещение. Холодный аккумулятор проверять нельзя.
  2. Источник питания надо отсоединить от автомобиля.
  3. После последней работы двигателя должно пройти как можно больше времени, но не менее семи часов. Удобно делать измерения после ночного перерыва.
  4. У обслуживаемого АКБ пробки необходимо открутить.
  5. Следует проверить уровень электролита, при необходимости требуется пополнить дистиллированной водой.
  6. Клеммы АКБ должны быть чистыми, без следов коррозии и окисления.

Алгоритм проверки без нагрузки

Выполнив выше перечисленные условия, можно приступить к тестированию. Название первого метода говорит само за себя: снятие показаний происходит без включения сопротивления:

  • положительный вывод нагрузочной вилки – кабель с клеммой – присоединяется к плюсу аккумулятора;
  • щуп – отрицательный вывод прибора – касается минуса АКБ;
  • по табло или шкале вольтметра фиксируют уровень напряжения;
  • по таблице определяют уровень заряда.

Таблица соответствия напряжения батареи на холостом ходу степени ее заряда выглядит следующим образом:

Значение напряжение, Вольт12,6–12,912,3-12,612,1-12,311,8-12,111,5-11,8
Заряд, %100755025

Обследование с нагрузкой

Проверка с нагрузкой применяется только для устройств, показавших стопроцентный заряд на первом этапе и довольно редко, поскольку может навредить аккумулятору.

Выполняются следующие действия:

  • на основании инструкции по эксплуатации прибора подключается нагрузка;
  • как и в первом случае, нагрузочная вилка подключается к клеммам источника энергии: плюс к плюсу, минус к минусу;

Внимание! При касании щупом полюса АКБ происходит сильное искрение, так как в месте соединения протекает ток большой величины. Это нормальное явление.

  • показания при проверке под нагрузкой снимаются на пятой секунде, вилку необходимо немедленно отключить;
  • если аккумулятор исправен и уровень его заряда больше половины, значение напряжения должно превышать 9 вольт.

Если показания меньше необходимого, надо повторить эксперимент после полного заряда накопителя. Отсутствие изменений говорит о неисправности устройства. АКБ следует утилизировать.

Оценить степень заряженности можно по таблице соответствия:

Значение напряжение, Вольт>10,29,698,4<7,8
Заряд, %100755025

Внимание! При проверке с применением нагрузки металлические детали (щуп и спирали) очень сильно нагреваются. Следует быть аккуратным, чтобы не получить ожог.

Популярные модели

Производители предлагают большое количество самых разнообразных моделей нагрузочных вилок. Устройства различаются по следующим параметрам:

  • конструкция;
  • диапазон измерения;
  • максимальная сила измеряемого тока;
  • величина нагрузки;
  • тип обслуживаемого аккумулятора, кислотный или щелочной АКБ;
  • наличие дополнительных функций, например, возможность проверки отдельных банок АКБ.

Самые распространенные модели их параметры и характеристики:

  1. Орион НВ-01 – очень простая маленькая модель, мелкая шкала дает большую погрешность в 2,5%. Прибор пригоден к работе в широком диапазоне температур от -30ºС до +60ºС, измеряет напряжение от 0 до 15 Вольт, нагрузка 100/200 Ампер.
  2. Орион НВ-02 – усовершенствованная модель предыдущего образца. Имеет более надежный и добротный корпус, провод толще, сама клемма мощнее.
  3. Орион НВ-03 – это самая востребованная модель, которую можно отнести к разряду профессиональных устройств. В отличие от предыдущих, прибор имеет цифровой вольтметр и две спирали по 100 Ампер, умеет сохранять в памяти выполненные измерения. Работает вилка на стандартном напряжении 12 Вольт в диапазоне 0 – 16 Вольт,
  4. Орион НВ-04 – самое мощное устройство из ранее представленных. Прибор рекомендован для сервиса грузовых автомашин, может проверять АКБ на 12 и на 24 Вольт, позволяет тестировать отдельные элементы по 2 Вольта, имеет высокую точность– 0,5%. Орион НВ-04 – модель, работающая в широком диапазоне температуры (от -20ºС до +60ºС) и напряжения до 32 Вольт.
Читайте так же:
Как правильно прокачать сцепление: прокачка сцепления своими руками без посторонней помощи

Каждый автолюбитель, должен знать, как правильно пользоваться нагрузочной вилкой, и иметь в своем арсенале незамысловатый, но очень полезный прибор. Нагрузочную вилку можно недорого купить или смастерить самостоятельно. В любом случае, она выручит неоднократно.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Обычно состояние автомобильной аккумуляторной батареи (АКБ) проверяют замером напряжения на клеммах и измерением плотности электролита. Но оба варианта позволят лишь узнать уровень заряда, но ничего не скажут о степени изношенности АКБ и ее способности держать нагрузку. Тем не менее способ качественной оценки изношенности и исправности есть. В этой статье мы поговорим о нагрузочной вилке для аккумулятора, узнаем принцип ее работы и научимся пользоваться этим прибором.

Что такое нагрузочная вилка и для чего она предназначена

Нагрузочная вилка (НВ) для проверки аккумулятора автомобиля – специальный прибор, позволяющий проверить состояние АКБ и узнать, может ли батарея «держать» нагрузку. Ведь нормальное напряжение на клеммах – не показатель. Если АКБ сильно изношена, то даже при нормальном напряжении на клеммах и полной зарядке под нагрузкой она «сдуется» – напряжение упадет, а ни о каком пуске и речи идти не будет.

Важно! Кроме того, если батарея заведомо исправна, то при помощи вилки довольно точно можно оценить степень ее заряда. Именно эту функцию прибора почему-то большинство считают основной, но основное назначение нагрузочной вилки – проверка исправности АКБ.

Есть и еще одно назначение у этого прибора. С его помощью можно проверить исправность генератора и стартера. Но об этом чуть позже.

Конструкция и принцип работы

Конструктивно прибор представляет собой вольтметр, помещенный в корпус с ручкой. Внутри этого же корпуса расположен один или несколько резисторов, имеющих различное сопротивление. Один из выводов вольтметра (обычно положительный) сделан гибким и оснащен зажимом типа «Крокодил». Второй вывод обычно имеет вид жесткого острого штыря, хотя в некоторых конструкциях и второй вывод тоже гибкий.

нагрузочная вилка

Подключив к положительной клемме аккумуляторной батареи гибкий вывод и коснувшись жестким выводом отрицательной, мы можем измерить напряжение АКБ без нагрузки. Если теперь при помощи выключателя подключить параллельно вольтметру то или иное сопротивление, мы нагрузим батарею. Нагрузочный ток будет зависеть от сопротивления выбранного резистора или их группы , которые подключаются параллельно. Теперь мы имеем возможность измерить напряжение на батарее под нагрузкой. На рисунке ниже представлена электрическая схема простейшей НВ с двумя сопротивлениями.

Электрическая схема нагрузочной вилки

Контакты «А» и «В» подключаются к клеммам АКБ с соблюдением полярности. Если в приборе используется вольтметр с нулем в середине шкалы, полярность можно не соблюдать. Сопротивления R1 и R2 подключаются каждый со своим переключателем. Благодаря такой конструкции можно получить 3 разных тока, подключая сопротивления R1, R2 или одновременно R1 и R2.

Есть вилки с еще более простой и удобной конструкцией, не требующей коммутации нагрузочных резисторов при помощи неудобных винтовых соединений. Схема такого решения приведена ниже.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Из схемы хорошо видно, что прибор имеет один общий гибкий вывод «А» и два штыря. При помощи «В» мы измеряем напряжение без нагрузки. Если необходимо провести измерение под нагрузкой, то нажимаем на кнопку S и касаемся клеммы выводом «С». Теперь кнопка подключает вольтметр к выводу «С» и отключает от «В», чтобы избежать поломки прибора при неправильном подключении (“В” вместо “С”). Поскольку ток через вольтметр составляет доли миллиампер, кнопка может быть маломощной, но, правда, она должна быть на переключение.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Единственный, пожалуй, недостаток такой конструкции – резистор всего 1, а значит, нагрузить батарею можно только одним фиксированным током. Это существенно снижает возможности диагностики, хотя большинство моделей все же комплектуются несколькими резисторами, которые можно подключать при помощи винтов.

Существуют и более сложные приборы с электронным вольтметром, амперметром, плавной регулировкой нагрузочного тока и даже принтером! Тем не менее принцип работы всех этих приборов независимо от их сложности один и тот же.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Какими они бывают

А теперь посмотрим, какие существуют нагрузочные вилки (тестеры аккумуляторов), как они могут выглядеть и каким функционалом обладать. Не будем делить их на «лучше/хуже» – тут все зависит от поставленных задач и личных предпочтений. Мы же просто посмотрим, что предлагает нам мировая промышленность.

Читайте так же:
Сигналы светофора и регулировщика – ориентируемся без ошибок
Нагрузочная вилка НВ-01

Недорогой прибор со стрелочным вольтметром. Прост в использовании, позволяет проверить 12-вольтовую аккумуляторную батарею на холостом ходу и под нагрузкой фиксированным током в 100 А.

Вымпел 100а НВ-01

Благодаря довольно высокой точности вольтметра (2.5%) может быть использован для проверки генератора. Пригоден для тестирования свинцово-кислотных АКБ любого типа емкостью до 190 А-ч с открытыми выводами секций. Ориентировочная стоимость – 750 р., производство Россия.

Нагрузочная вилка НВ-03

Вилка оснащена цифровым вольтметром с выводом на ЖК-дисплей и отличается повышенной точностью измерения (0.5%). Позволяет измерять напряжение на ненагруженной батарее и под нагрузкой 100 или 200 А.

НВ-03

Пригоден для проверки исправности генератора и стартера (по просадке напряжения при пуске двигателя). Подойдет для тестирования 12-вольтовых свинцово-кислотных аккумуляторов емкостью от 15 до 240 А-ч. Ориентировочная стоимость – 2 800 р., производство Россия.

Нагрузочная вилка НТА-23175

Это устройство имеет три резистора с различными показателями сопротивления и предназначено для проведения теста одной секции АКБ (1.2 или 2 В). Коммутируя сопротивления, можно произвести установку разрядного тока в 0, 25, 50, 75, 100, 125, 150, 175 А. Коммутация резисторов производится при помощи гаек-“барашков”.

НТА-23175

Вилка оснащена стрелочным вольтметром с нулем посередине шкалы и не требует соблюдения полярности подключения. Точность измерения составляет 1.5%. Подходит как для кислотных АКБ, так и для щелочных емкостью от 35 до 900 А-ч. Ориентировочная стоимость – 7 300 р., производство Россия.

Нагрузочная вилка Н-2004

Прибор оснащен высокоточным цифровым вольтметром (точность до 0.01 В) и позволяет проверить состояние как 12-ти, так и 6-вольтовых аккумуляторов. Шестивольтовые АКБ можно нагрузить током 133 или 240 А, двенадцативольтовые – 226 или 480 А.

Вилка Н-2004

Устройство имеет защиту от короткого замыкания, переполюсовки, искрообразования, перегрева. Предназначено для использования совместно со свинцово-кислотными аккумуляторами любого типа емкостью от 9 до 500 А-ч. Ориентировочная стоимость – 4 200 р., производство Россия.

Цифровой тестер Вымпел ВА – 101

Это уже, пожалуй, не просто нагрузочная вилка, а настоящий диагност, и в этот обзор он попал из-за своего широкого заявленного функционала. Благодаря встроенному микроконтроллеру прибор самостоятельно выбирает разрядный ток исходя из емкости и состояния АКБ и выводит отчет о результатах проверки на дисплей.

ВА – 101

Заходим в полностью русифицированное меню, указываем емкость батареи, выбираем вид теста и подключаем устройство к АКБ. Микроконтроллер сам выберет ток, проведет все измерения и создаст отчет, который можно посмотреть на встроенном дисплее или по интерфейсу USB перенести на ПК для распечатки, накопления и дальнейшей обработки (диск с ПО в комплекте).

получение результата

Еще одна интересная функция, которая может быть полезной – проверка работоспособности генератора при различных оборотах двигателя. Благодаря этой функции можно оценить состояние щеток, реле-регулятора, выпрямительного моста и самого генератора.

Как проверить аккумулятор нагрузочной вилкой

Тестер может работать со свинцово-кислотными аккумуляторами напряжением 12 В и емкостью от 10 до 200 А-ч. Ориентировочная стоимость – 3 200 р., изготовлено в Китае.

Как правильно пользоваться нагрузочной вилкой

Прежде чем проверить аккумулятор нагрузочной вилкой, определимся, какими характеристиками она должна обладать. Их немного:

  • вилка должна быть рассчитана на рабочее напряжение тестируемого аккумулятора или секции (2, 6, 12, 24 В и т. д.);
  • ток нагрузки примерно (но необязательно точно) должен соответствовать емкости тестируемой АКБ;
  • вилка должна быть рассчитана для работы с тем типом аккумуляторов (щелочной, кислотный, гелевый и пр.), что и у нас.

Если нужный инструмент есть в наличии, можно начать проверку. Перед тестированием выдерживаем АКБ без нагрузки минимум 6-7 часов. Именно поэтому проверку нагрузочной вилкой обычно делают утром, после ночной стоянки. Только в этом случае испытания покажут реальное положение дел.

Полезно! Перед проверкой совсем необязательно полностью отключать АКБ от автомобиля, которому это может совсем не понравиться. Может заблокироваться магнитола, слетят установки бортового компьютера и, возможно, случатся иные неприятности. Потребление в 40-80 мА, скажем, системой охраны и бортовым компьютером в спящем режиме – это не нагрузка для батареи емкостью 60 А-ч.

Перед тестированием не нужно полностью заряжать АКБ, как многие утверждают. Проверить состояние и исправность аккумуляторной батареи можно при любом уровне ее заряда. Просто сначала замеряем напряжение на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки, чтобы примерно выяснить уровень заряда нашей АКБ. Полученный результат сравниваем с данными из первой колонки нижеприведенной таблицы.

Таблица соответствий напряжений АКБ под нагрузкой и без со степенью заряда

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию