Неисправности катализатора, и методы диагностики
Как проверить катализатор ELM327 или любой диагностикой
На этой странице покажу, как можно проверить катализатор при помощи ELM327 либо KKL VAG-COM 409.1, или любым другим диагностическим адаптером.
Главная цель любого диагноста заключается в том, чтобы поставить верный диагноз автомобилю. А главная цель хорошего диагноста – сделать то же самое, но только не откручивая ни одной гайки и, по возможности, даже не открывая капот.
Именно этим мы сейчас и займемся.
Наша задача – оценить состояние каталитического нейтрализатора на эффективность и пропускную способность. Короче, проверить его работоспособность и не забит ли он. Причем, сделать это не снимая его с автомобиля.
Я покажу, как проверить катализатор при помощи адаптера KKL VAG-COM 409.1 и программы Chevrolet Explorer.
А также при помощи адаптера ELM327 и программы для смартфона Car Scanner (на видео)
Но Вы можете использовать любой сканер и любую программу. Смысл один и тот же.
Как выбрать и купить диагностический адаптер, смотрите на странице Адаптеры для диагностики автомобиля
Диагностика катализатора
Оценить состояние катализатора можно не только визуально, но и программными методами.
Для этого подключаемся к диагностическому разъему автомобиля и запускаем любую диагностическую программу. В моем случае будет использована программа Chevrolet Explorer
Из всего многообразия параметров нам необходимо всего два:
📌 Абсолютное давление во впускном коллекторе
📌 Показания датчика кислорода, который установлен после катализатора (ДК2)
Как проверить наличие катализатора и его состояние
Итак, первая проверка заключается в проверке эффективности катализатора. Также такой проверкой можно проверить установлен ли, вообще, катализатор на автомобиле. Возможно предыдущий владелец его удалил и добросовестно утаил этот факт при продаже автомобиля. А удаленный катализатор на небольших пробегах является тревожным сигналом по нескольким причинам, но наиболее важных две:
📌 Были проблемы с двигателем, вследствие чего катализатор вышел из строя
📌 Авто было в ДТП и катализатор пострадал физически
В общем, отрываем диагностическую программу и смотрим за показаниями датчиков кислорода
📢 Внимание! Проверки проводить на холостом ходу прогретого двигателя
Как мы видим, сигнал ДК1 имеет пилообразную форму, а сигнал ДК2 имеет ровную линию с напряжением около 700-800 мВ.
Если мы видим подобную картину, значит катализатор на автомобиле установлен и хорошо работает.
Теперь смотрим другой график
В данном случае сигнал ДК2 частично повторяет сигнал первого датчика кислорода. Это означает, что катализатор скорее всего установлен, но уже имеет низкую эффективность. Его необходимо удалять или заменять, пока он не начал сыпаться и его крошки не попали в цилиндры и не натворили там делов… Это относится к коллекторным катализаторам.
📍Справка. Коллекторный катализатор устанавливается в непосредственной близости к выпускному коллектору и находится очень близко к выпускным клапанам. А так как выхлопные газы имеют пульсирующий характер движения, то продукты распада катализатора могут попадать в цилиндры двигателя.
Вот еще похожие случаи
В данных ситуациях сигнал ДК2 полностью повторяет сигнал первого датчика. Это означает, что катализатор полностью вышел из строя, либо его там уже нет.
Вот такая простая проверка всего лишь одного параметра позволяет многое узнать о катализаторе автомобиля.
🔺 Примечание. Если вместо ДК2 установлена обманка, тогда данная проверка почти не имеет смысла. Поэтому посмотрите, установлен ли ДК2, нет ли у него какой-либо проставки и не было ли вмешательства в его проводку.
Забитый катализатор. Как проверить катализатор на забитость
Для проверки прогреваем мотор и смотрим параметр “Абсолютное давление во впускном коллекторе”
Оно должно составлять 28-33 кПа на холостом ходу прогретого двигателя
Теперь открываем дроссельную заслонку и повышаем обороты. Давление должно снизиться до 22-24 кПа
Если Вы наблюдаете такую же картину, значит катализатор и выхлопная система не забиты.
Вот пример забитого катализатора
Как мы видим, дроссельная заслонка открыта полностью (на данном авто предел открытия 70%. это Шевроле Лачетти 1.6), а давление во впускном коллекторе поднялось до атмосферного – 99 кПа. Это означает, что мотору очень тяжело. Также можно обратить внимание на то, что обороты не поднимаются выше 4000, хотя педаль газа выжата в пол. Это означает, что выхлопная система забита.
🔺 Примечание. Не спешите сразу приговаривать катализатор. Обойдите авто и посмотрите, возможно кто-то пошутил и заткнул выхлопную трубу. Или, двигаясь задним ходом, нагребли снега в выхлоп.
Как проверить катализатор. Видео
Я также записал видео, где кратко показал проверку катализатора при помощи адаптера ELM327.
Вот так, всего лишь пара параметров позволяет проверить катализатор даже не открывая капот
Катализатор: принцип работы, причины неисправностей и способы диагностики
Ни для кого не секрет, что каталитический нейтрализатор уже много лет устанавливается на многих автомобилях. В двух словах, он предназначен для улучшения показателей экологичности движка. Но со временем он забивается частицами выхлопа, которые отлагаются внутри него. Автовладельцы замечают неисправность и предпринимают определенные действия для устранения проблемы. С одной стороны, вопрос простой, как и само решение. С другой – сложный, так как выявление симптомов, причин и принятие необходимых исправлений требует знаний.
Прежде всего, каталитический нейтрализатор нужен для преобразования газов CO, O2, NO2, выходящих из двигателя при сгорании топлива, в безопасные – H2O (вода), CO2 (углекислый газ), N2 (азот). Это основное его назначение. Работает это так. Из камеры сгорания выходят отработанные газы под температурой 500-550 градусов. Далее они заходят в соты катализатора, где газы еще больше разогреваются, примерно до 750-900 градусов. В результате происходит химическая реакция циркулирующих вредных газообразных веществ с благородными металлами (палладий, платина и другие), нанесенными на мелкие керамические ячейки секций катализатора, которые принято называть «сотами». Первые распадаются на безопасные. У катализатора есть свой срок. В среднем он составляет 150-200 тысяч км пробега. Но при исключении неблагоприятных факторов при использовании автомобиля эту цифру можно увеличить.
Причин неисправности катализатора много, рассмотрим их
- Основной причиной считается использование топлива низкого качества, а также неисправности топливной системы.
- Каталитический нейтрализатор плохо переносит отклонение в пропорциях рабочей смеси.
- Часто обедненная смесь будет вызывать перегрев катализатора.
- Использование излишних присадок, повышающих температуру выхлопных газов, способствует преждевременному выходу из строя (оплавлению) рабочей части катализатора.
- Железосодержащие присадки в свою очередь могут покрывать частицами активную поверхность, что грозит прекращением окислительно-восстановительных реакций.
- Если во впускной тракт проникает масло, что бывает из-за износа поршневой группы (ЦПГ), оно будет оседать в ячейках и запекаться, препятствуя нормальной работе нейтрализатора.
- Плохой прогрев двигателя, особенно в зимнее время также не благоприятен для катализатора.
- Негативное влияние оказывает контакт с холодной водой во время водных переправ.
- Сильный механический удар может повредить соты катализатора.
- Неоригинальная прошивка датчиков кислорода негативно скажется на дальнейшей работе двигателя, а затем и катализатора.
Неисправный катализатор меняется на новый. Но периодическая диагностика и опытная расшифровка симптомов нестабильной работы двигателя позволит сэкономить средства и время. Как узнать, в каком состоянии находится катализатор? Есть несколько признаков, по которым это можно определить.
Признаки забитого (неисправного, оплавленного, разрушенного) катализатора
- Загорается индикатор Check Engine на приборной панели.
- Ухудшается разгонная динамика автомобиля.
- При резком старте и погружении педали газа в пол, двигатель начинает «пинаться». Сопровождается это соответствующим звуком.
- Увеличивается расход топлива. И это логично. При попытке добиться больших оборотов двигателя, которые так и не увеличиваются, приходится чаще давить на педаль.
- Слышится дребезжание расколовшихся ячеек катализатора.
- Мотор не может запуститься.
- В салон проникает неприятный запах выхлопных газов.
При засоренном катализаторе газы возвращаются в цилиндры. Создается противодавление. Это крайне негативно сказывается на мощности двигателя. Конечно, может сработать датчик, но бывают случаи и нередкие, что Check Engine молчит. Бывают случаи, когда ячеистая структура оплавляется, появляются образования похожие на капли, или она вовсе осыпается. Это значит, что необходима замена, катализатор работать уже не будет. Цена нового варьируется в районе от 5 до 30 тысяч рублей. Она зависит от марки авто. Дороже на иномарках, где необходимо два катализатора. Автовладелец должен знать несколько способов проверки состояния катализатора.
Как проверить катализатор?
- Можно провести простой тест на забитость даже в домашних условиях. Заводим двигатель, включаем «нейтралку», подносим руку к выхлопной трубе (можно на всякий случай одеть перчатку) и закрываем отверстие глушителя. Если через три секунды удерживания идет сильное давление воздуха из глушителя, то все в порядке. А если отдачи нет, то катализатор вышел или уже выходит из строя. Проходимости газам нет, а значит, катализатор неисправен.
- На СТО могут предложить способ проверки без разбора с помощью противодавления. На место датчика кислорода закручивается специальный шланг (идеально подходит тормозная трубка с резьбой), на конце которого устанавливается манометр с делениями до 1 кг/см3. Если взять больше, то стрелка будет лежать в начале делений и двигаться не будет. Далее заводим двигатель и наблюдаем за стрелкой манометра. Естественное давление в районе от 0,35 до 0,5 кг/см3 при 2500 оборотах двигателя. Если оно превышает эти показатели, то катализатор неисправен.
- Мини-эндоскоп может быть полезен. Его нужно просунуть в отверстие верхнего датчика кислорода и осмотреть ячеистую структуру.
- Простой демонтаж даст более ясную картину, но только в том случае, если секции катализатора не прикипели к корпусу.
- Варианты решения проблемы неисправного катализатора разнообразны, но у каждого свой случай. Качество топлива на сегодня улучшилось. Раньше при стандарте ЕВРО 2 катализатор быстрее портился. Количество вредных газов возрастало, также росло противодавление. Датчик это фиксировал (на тот момент он был один) и посылал сигнал на электронный блок управления (ЭБУ). Загоралась лампочка, происходила корректировка зажигания. Из-за этого топливо подавалось обедненное, автомобиль не тянул. Из-за дороговизны катализатор просто-напросто удаляли. При этом ухудшалась экологичность, звук выхлопа, а неприятный запах иногда проходил в салон авто. Когда разработали ЕВРО 3, появились два датчика кислорода: до катализатора и после на пути следования выхлопных газов. Путь выбивания ячеек уже ничего не давал. Автолюбители и механики стали искать иной способ и нашли.
Альтернативы катализатору
- (перепрошивка) ЭБУ позволяет отключить нижний датчик, который установлен после катализатора, путём программирования под стандарт ЕВРО 2. Но это в том случае, если попадётся хороший специалист и правильно установит прошивку.
- Обманку, которая представляет собой некий металлический чехол для датчика с небольшим отверстием. Оно в свою очередь, сокращает показания вредных выбросов. На ЕВРО 4 и ЕВРО 5 такая обманка не работает.
- Обманка со встроенным мини-катализатором. Сами понимаете, такая стоит меньше, поэтому выгоднее всего. Цена доходит до 2 тысяч рублей.
- Электронная обманка – другое творение автоумельцев. Ее работа направлена на ЭБУ. Но она не гарантирует абсолютной корректности.
- Простое выбивание катализатора относится к старым и проверенным способам.
- Установка пламегасителя. Он сделан из нержавеющей стали. Предназначается для снижения температуры газов и выполняет роль резонатора. Плюс его в альтернативе дорогому катализатору, увеличение мощности двигателя примерно на 3%. Минусы – ухудшение экологии, нагрев частей, стоящих после него, неверная корректировка подачи топлива (решается с помощью способов выше). Срок службы пламегасителя от 5 до 10 лет.
- Установка усовершенствованного коллектора по системе «Паука 4-2-1».
- Замена на новый катализатор.
В итоге нужно понять главное, каталитический нейтрализатор – это полезная деталь, способная снизить степень загрязнения окружающей среды выхлопными газами. Безусловно в «наших» реалиях с использованием топлива низкого качества, а также в условиях высоких нагрузок и отсутствии надлежащего сервисного обслуживания, каталитический нейтрализатор может доставить массу неудобств рядовому автомобилисту. Однако в данной ситуации это больше «наша проблема» нежели проблема инженеров, которые его придумали. Поскольку данная деталь не предусматривает халатного отношения, а также использования некачественного топлива. При надлежащей эксплуатации и соблюдении простых несложных правил, можно предотвратить преждевременный выход из строя данной детали.
Этих правил не так уж много, поэтому их легко запомнить:
- Не забывайте прогревать двигатель;
- Не давайте высоких оборотов сразу после старта;
- Используйте только качественное топливо и моторное масло;
- Проводите периодическую проверку катализатора на противодавление;
- Бережно эксплуатируйте свой автомобиль, избегайте повышенных нагрузок.
В случае появления ошибки Check Engine и «диагнозе» забитый катализатор, не тяните с ремонтом. Доверьте это специалистам, независимо от того какую из альтернатив катализатору вы выберете. У меня все. Благодарю за внимание, буду признателен за вклад в развитие проекта, посредством репоста данной статьи, а также ее распространения в соц. сетях при помощи кнопок расположенных ниже. Всем пока, заходите почаще, здесь еще много всего интересного!
Как проверить катализатор на забитость своими руками
До выхода из строя катализатора мало кто из владельцев авто, далеких от ремонта, задумывался о предназначении этого устройства. Но именно эта деталь в автомобиле играет роль «воздухоочистителя», нейтрализуя негативные продукты горения путем превращения их в менее опасные для человека и природы газы.
Когда катализатор выходит из строя, проблема заключается не только в увеличении выброса вредных веществ, но и в снижении его «полезности» для автомобиля. Не заметить это сложно, однако, немногие из водителей сразу понимают, с чем связано странное «поведение» их машины. Зная, как проверить катализаторы, собственники авто могут сэкономить часть средств на услугах мастера.
Почему ломается катализатор
Рано или поздно любая деталь в автомобиле выходит из строя. Но такой полезный элемент, как катализатор, который ежедневно пропускает через себя сотни вредных веществ и примесей, обычно не доживает до своего «срока службы». Причин для этого несколько:
Езда по плохим дорогам. К сожалению, у российских автовладельцев катализаторы выходят из строя в разы чаще, чем у их иностранных «коллег». И причиной тому является плохое дорожное покрытие. Налетая каждый раз на ямы, выбоины и прочие дорожные сюрпризы, машина невольно «подпрыгивает». Все несвойственные естественному процессу езды автомобиля приключения негативно сказываются на катализаторе. Его решетки – фильтрующие сетки, через которые проходят крупные частицы пыли, грязи, продуктов горения, от резких скачков могут попросту деформироваться. Это приведет к немедленному выходу из строя самого элемента, что повлечет за собой ремонт или замену неисправной детали.
Некорректный уровень масла. Расходные жидкости, которые обеспечивают плавную и безопасную работу металлических деталей в авто, должны быть всегда в идеальном состоянии. Иначе есть риск, что при их избытке или недостаче машина начнет вести себя странно. Когда уровень масла в двигателе выше, чем положено, избытки могут попадать на решетки катализатора. Это рано или поздно приведет к разрушению деталей.
Дешевое топливо. Производители авто советуют всем владельцам не экономить на топливе, а использовать именно то, что рекомендовано техническими характеристиками. Но не все автолюбители стремятся придерживаться правил. Экономия, идущая во вред рекомендациям производителя, со временем приводит к серьезным проблемам с транспортным средством. Одним из наиболее явных «симптомов» того, что дешевое топливо негативно сказывается на работе автомобиля, является выход из строя катализатора.
Естественный износ. Катализаторы, как и другие запчасти на автомобиль, имеют определенный срок службы. У надежных иномарок, владельцы которых аккуратно эксплуатировали свой автомобиль, катализаторы исправно работают на протяжении 100-120 тыс. км пробега. Собственникам дешевых моделей приходится обращаться за заменой этого элемента уже через 50-70 тыс. км пробега.
Агрессивная манера вождения. Пожалуй, это причина, по которой может поломаться не только катализатор, но и ДВС, шины, трансмиссия, да и экстерьер самого автомобиля рискует прийти в негодность. Тем, кто выжимает педаль «в пол» без веских причин, приходится обращаться в автомастерские в разы чаще.
Негативное влияние на катализатор может оказывать и проблема с двигателем, некорректно подобранное автомобильное масло или производственный брак. Что бы ни привело к поломке этой детали, следует знать варианты, как проверить состояние катализатора.
Признаки неисправного катализатора
Катализатор ломается довольно часто, так как этот элемент в автомобиле играет роль основного фильтра. Чтобы не пришлось беспокоиться о том, ремонт каких запчастей потребуется немедленно, владельцы транспортных средств должны знать, как проверить катализатор. К счастью, при любых проблемах с этим элементом автомобиль будет наглядно демонстрировать свои неполадки.
Конечно, все модели машин уникальны между собой. А потому сломанный катализатор в различных марках будет вести себя по-своему. Но есть общие черты, которые замечали все владельцы машин, хотя бы раз столкнувшиеся с такой проблемой.
В целом, неисправный катализатор в большинстве случаев проявляет себя следующим образом:
Появление сигнала на приборной панели. Увидев значок «Check engine», водитель сразу должен обратить внимание на всю систему работы выхлопа. Но этот признак не может на 100% свидетельствовать о том, что проблема заключается в катализаторе. Но именно этот элемент из всех запчастей, формирующих правильную систему выхода выхлопных газов, ломается чаще других. Причем значок «Check engine» может загореться, если проблема связана не с конкретно самим катализатором, а со связующими элементами.
Низкая динамика. Машина, которая не имеет явных признаков неисправности, должна разгоняться в соответствии со своими техническими характеристиками. Если владелец транспортного средства стал замечать, как его автомобиль слишком медленно набирает скорость, а со временем и вовсе не может «выжать» ранее достигнутый скоростной предел (например, в 120 км), вероятной причиной такого ослабления является проблема с катализатором. Это, кстати, наиболее явный признак его засорения.
Появление лишних шумов. Конечно, машина не может работать полностью бесшумно. Но если появились странные звуки, которых раньше не было слышно после заведения двигателя, это может быть связано с забившимся катализатором.
Запах сероводорода. Этот показатель не может гарантировать, что проблема связана именно с катализатором. «Аромат» сероводорода специфичен для многих проблем, в том числе с двигателем, трансмиссией. А потому при возникновении неприятного запаха из-под капота следует обратить внимание, нет ли других признаков, характеризующих наличие определенной проблемы с автомобилем.
При возникновении сразу нескольких признаков вероятность того, что элемент вышел из строя, довольно высока. В такой ситуации следует знать, как проверить катализатор на забитость своими руками. Это поможет избежать дополнительных растрат при обращении в автомастерские.
Проверка катализатора: советы автолюбителям
Существует несколько вариантов, с помощью которых можно определить состояние катализатора. Этот элемент играет важную роль в авто, а потому его работа не должна останавливаться ни на минуту.
Если катализатор вышел из строя, его не обязательно менять на новый и тратить до 100 000 рублей за замену. В ряде случаев достаточно заменить несколько элементов. Но о таких тонкостях знают только те водители, которые умеют распознавать признаки неисправного катализатора и самостоятельно проверять его состояние.
Как проверить, забит ли катализатор:
Снять деталь и разобрать ее по частям. Самый действенный способ, с помощью которого можно уточнить не только реальное состояние запчастей, но и узнать, какие детали подлежат немедленной замене, а что можно почистить или отремонтировать. К сожалению, этот вариант нельзя назвать самым удобным. В некоторых моделях автомобиля катализатор прикреплен настолько сильно, что удалить его собственными силами будет невозможно. В такой ситуации владельцам машины ничего не остается, как обращаться в автомастерские, чтобы решить эту проблему. Некоторые умельцы умудряются использовать болгарку, срезая «намертво» скрепленные элементы. Если нет должного опыта в ремонте транспортных средств, от такой затеи лучше сразу отказаться.
Использовать мотор-тестер. Этот вариант считается наиболее быстрым и оптимальным. Он не требует от собственников серьезных познаний в ремонте или устройстве транспортных средств, а потому довольно часто используется для выполнения этой задачи. Применение этого варианта основывается на следующих моментах: вместо свечи в цилиндр ставится датчик. Он должен измерить давление. Далее просматриваются результаты осциллограммы (кривой электропроцессов). Результаты не должны превышать 200 кПа. Иначе владельцу транспортного средства придется задуматься о замене катализатора. Использование мотор-тестера – один из наиболее простых способов, как проверить катализатор на забитость, не снимая деталь.
Измерить противодавление. Такой вариант используется теми, кто имеет хотя бы минимальные познания об устройстве своего автомобиля. Но при должном понимании сути процесса провести эту процедуру может даже новичок. Вариант предусматривает измерение давления в выпускной системе. Для этого необходимо использовать манометр, который с помощью переходника следует установить вместо кислородного датчика. Далее потребуется измерить показатели, которые демонстрирует датчик. Они должны быть не ниже 0,3 кгс/см² (если брать за средние показатели 2500 об/мин). Любое отрицательное отклонение свидетельствует о том, что катализатор пора менять или реставрировать.
Если не получилось оценить состояние катализатора своими силами, следует обратиться в надежную мастерскую. Это проще, чем пытаться самостоятельно осуществить ремонт или замену ценной детали. При отсутствии навыков есть риск навредить авто еще больше, что может повлечь увеличение стоимости за ремонт катализатора на сумму до 100 000 рублей.
Как проверить катализатор?
Когда машина перестает нормально набирать скорость или загорается указатель Check Engine, потребуется проверка катализатора. В нем могут забиться, либо полностью разрушиться соты. Также может быть повреждена бобина. Для проверки катализатор можно полностью снять или воспользоваться способом без его снятия. Сложность данного способа заключается в том, что для работы с манометром нужен помощник, самостоятельно не справиться.
Причины удаления катализатора
При первых же проблемах в работе катализатора, владельцы подержанных авто задумываются об удалении данного элемента. Поводов для этого может быть несколько.
Причины, по которым многие демонтируют катализаторы:
одни предполагают, что катализатор может отказать в самый неподходящий момент;
вторые думают, что довольно сильно потрёпанный отечественным бензином, он не дает двигателю «дышать полной грудью»;
третьи полагают что, если удалить лишнее сопротивление на выпуске, можно получить прибавку мощности двигателя, а также уменьшить расход топлива.
Но, к сожалению, большинство автолюбителей, которые залезли под капот с ломом, ждёт не очень приятный сюрприз — и это ЭБУ (блок управления двигателем). Данный блок заметит, что отсутствуют изменения выхлопных газов до и после катализатора и выдаст ошибку.
Существует возможность обмануть блок, но можно его и перепрошить (в данном материале данный способ упомянут не будет). Для каждого случая существует свой метод (эти вопросы обсуждаются на автомобильных форумах).
Рассмотрим корень зла — состояние «каталика». А стоит ли его удалять? Большинство автолюбителей ориентируются по своим ощущениям: автомобиль стал плохо тянуть, «я уверен, что катализатор забился и он причина», и т.д. Переубеждать упёртых я не буду, а здравомыслящие читают дальше. Итак, всего-то нужно проверить состояние катализатора, а уже исходя из его состояния, будем делать вывод о необходимости его удаления или замены, но чаще всего их удаляют, из-за их стоимости.
Проверка катализатора
Осмотр катализатора на просвет и забитость
Итак, возник вопрос, «Как проверить катализатор?». Самый действенный и простой метод — демонтировать катализатор и осмотреть его. При обнаружении серьезных повреждений, можно выполнить ремонт катализатора.
Снимаем катализатор и смотрим, в каком состояние находятся соты в целом — забитость сот можно проверить на просвет, а для этого пригодится источник света. Но не все так просто, как кажется. Иногда, при длительной эксплуатации, крепление катализатора прикипает так сильно, что снятие катализатора может превратиться в долгое и увлекательное занятие (лично я, две задних гайки крепления откручивал 3 часа, в итоге открутить их не вышло — пришлось распилить пополам!). Работа крайне неудобная, потому что работать нужно снизу автомобиля.
Основные признаки и способы проверки катализатора не забит ли он
Есть еще несколько способов проверки катализатора:
- можно замерить выхлоп на содержание вредных веществ (при неисправном катализаторе содержание вредных веществ значительно увеличивается по сравнению с исправным катализатором);
- еще можно проверить противодавление на выпуске (признаком забитого катализатора является повышенное сопротивление и как следствие давление).
Для объективной оценки состояния нужно совместить оба этих способа.
Проверка катализатора на противодавление
Ниже описан способ проверки состояния катализатора создаваемому противодавлению.
Для этого, перед катализатором нужно вварить отборочные штуцеры для отбора отработавших газов. Целесообразно вваривать штуцеры с резьбой и формой канала, эти штуцеры похожи на штуцеры тормозных трубок. После завершения измерений, в эти штуцеры ввинчиваются пробки-заглушки.
Пробки-заглушки желательно изготовить из латуни — это обеспечит им свободное откручивание в процессе эксплуатации. Для измерений в штуцер нужно ввернуть тормозную трубку длиной 400-500 мм, задача которой рассеивать избыточное тепло. На свободный конец трубки надеваем резиновый шланг, к шлангу подцепляем манометр, его диапазон измерений должен быть до 1 кг/см3.
Обратное давление можно измерить при разгоне автомобиля с полностью открытой заслонкой дросселя. Давление определяют по манометру во время разгона, при росте оборотов, все значения записывают. В случае, если значения обратного давления при работе с полностью открытой заслонкой в какой-либо области оборотов превысят 0,35 кг/см3, это значит, что выпускной системе необходима доработка.
Этот метод проверки катализатора желаемый, однако, в реале вварка штуцеров дело довольно таки мутное. Поэтому я делал так: выкрутил лямбду, которая стоит перед катализатором и через переходник вставил манометр. (Манометр желательно использовать поточнее до 1 кг/см3).
В роли переходника я использовал резиновый шланг, который подогнал по размеру ножиком, (не забывайте, что герметичность важна).
Так выглядит инструмент профессионального обслуживания
Сам я замерял при помощи шланга.
- Запускаем двигатель и смотрим снимаем показания манометра (это противодавление на выпуске).
- Садим помощника за руль, он поднимает обороты до 3000, снимаем показания.
- Помощник опять поднимает обороты, но уже до 5000, снимаем показания.
Двигатель перекручивать не нужно! 5-7 секунд вполне достаточно. Не нужно использовать манометр меряющий до 3 кг/см3, так как он может даже не почувствовать давление. Максимум манометра 2кг/см3, лучше 0,5 (иначе погрешность может быть соизмерима с величиной измерения). Я пользовался не совсем подходящим манометром, но при этом максимум был 0,5кг/см3, максимум во время моментального увеличения оборотов с ХХ до 5000 (манометр дёрнулся и упал на «0» ). Так вот — это не считается.
А по уму, два этих метода можно совместить так:
1) выкручиваем лямбду, стоящую перед катализатором;
2) вместо этой лямбды вкручиваем штуцер;
3) к штуцеру прикручиваем кусок тормозной трубки (есть с накидными болтами);
4) на конец трубки надеваем шланг, и просовываем его в салон;
5) ну, а дальше, как в первом случае;
С другой стороны подсоединяем к манометру, диапазон измерения которого до 1 кг/см3. Нужно проследить, чтобы шланг не соприкасался с деталями выпускной системы.
Давление определяют по манометру во время разгона, при росте оборотов, все значения записывают. В случае, если значения обратного давления при работе с полностью открытой заслонкой в какой-либо области оборотов превысят 0,35 кг/см3, это значит, что выпускной системе необходима доработка.
6) из-за нефункционирующей (выкрученной лямбды начнет гореть чек), после того, как лямбда будет установлена на место, чек погаснет;
7) предел 0,35 кг/см3 используется для тюнингованных автомобилей, а для нормальных автомобилей, на мой взгляд, допуск можно расширить до 0,5 кг/см3.
Если диагностика катализатора показывает повышенное сопротивление проходу выхлопных газов, значит необходимо катализатор промыть, если промывка невозможна, то катализатор придется заменить. А если замена не целесообразна экономически, тогда удаляем катализатор. Подробнее о диагностике катализатора противодавлением можно узнать узнать из видео ниже: