Неисправности рулевого управления – как найти поломку?
Общие неисправности рулевого механизма
Какие бывают симптомы неисправности агрегатов, причины возникновения и пути их устранения:
1. Отсутствует усилие на рулевом колесе в обе стороны
Причина: Износ рабочих частей насоса
- Замена насоса
- Недостаточный уровень жидкости в бачке
- Долить жидкость в бачок
- Слабая натяжка ремня
- Регулировка натяжки ремня
- Износ ремня
- Замена ремня
2. Пропадает усилие на рулевом колесе в центральном положении
Причина: Кольцевой износ в корпусе силового цилиндра
- Замена рулевой рейки
3. Угол поворота руля не соответствует углу поворота колес. Автомобиль «бросает» по дороге
Причина: Скручивание торсионного вала распределителя
- Замена распределителя
- Замена рулевой рейки
- Неправильная регулировка рулевой рейки
- Регулировка рулевой рейки
- Изношены детали ходовой части
- Замена изношенных деталей
- Изношены крестовины рулевого вала
- Замена крестовины
4. «Закусывание», скрипы в работе агрегата в одну сторону
Причина: Изгиб вала
- Замена поперечного вала
- Замена рулевой рейки
5. Пропадает усилие на рулевом колесе в одну сторону
Причина: Кольцевой износ в корпусе распределительной части
- Замена рулевой рейки
6. Рулевое колесо плохо возвращается (не возвращается) в центральное положение
Причина: Износ червячной шестерни распределителя, либо зубчатого сектора вала и как следствие чрезмерная затяжка поджимки вала
- Замена рулевой рейки
- Неправильная регулировка рулевой рейки
- Регулировка рулевой рейки
Устройство рулевого управления
7. Самопроизвольный поворот рулевого колеса
Причина: Выход из строя распределителя рулевой рейки
- Замена рулевой рейки
8. Тяжелый руль при быстром вращении
Причина: Попадание воздуха в систему
- Замена сальников и маслопроводов
- Снижение производительности насоса, падение давления
- Замена насоса
- Слабая натяжка ремня
- Регулировка натяжки ремня
9. Посторонние звуки (шум, визг)
Причина: Попадание воздуха в систему
- Замена неисправных сальников и маслоотводов
- Засорен фильтр бачка
- Замена бачка
- Деформация шлангов
- Замена шлангов
- Снижение производительности насоса, падение давления
- Замена насоса
- Понижение уровня жидкости в бачке
- Устранение причины протекания, долив жидкости
10. Понижение уровня гидравлической жидкости
Причина: Износ сальников и уплотнителей рейки или насоса
- Замена вышедшего из строя узла
- Разгерметизация соседних масляных магистралей
- Замена уплотнителей
11. Вибрация рулевого колеса при движении
Причина: Нарушена балансировка колес
- Балансировка колес
- Нарушена регулировка развал/схождения
- Регулировка развал/схождения
12. Люфт, стук в системе рулевого управления
Причина: Изношены детали ходовой части
- Замена изношенных деталей
- Изношены крестовины рулевого вала
- Замена крестовины
- Неправильная регулировка рулевой системы
- Регулировка рулевой рейки
13. Стук в рулевой рейке с передачей вибрации на рулевое колесо
Причина: Неправильная регулировка рулевой рейки
- Регулировка рулевой рейки
- Изношены детали ходовой части
- Замена изношенных деталей
Ремонт распределителя (составляющая рулевого механизма)
Ремонт распределителя представляет собой замену верхнего гидравлического сальника и внутреннего сальника высокого давления плюс колец для уплотнения. Шлифуется вал распределителя на специализированном станке. Если в составе распределительной составляющей рулевого механизма имеется кольцевой износ, который образуется уплотнительными кольцами от того, что система долгое время эксплуатировалась, то производится гильзование корпуса.
Ремонт рулевой рейки
Ремонт подразумевает под собой замену оригинального ремонтного комплекта рейки, а конкретно: сальников высокого давления, колец для уплотнения распределителя и поршня вала, колец для уплотнения из резины, опорных втулок из пластика и вставок поджимки вала. На специализированном станке шлифуется поверхность вала.
Ремонт и регулировка рулевой рейки
Ремонт с восстановлением вала осуществляется в тот момент, когда на плоскость вала рулевого механизма начинает воздействовать коррозия, то есть деталь ржавеет. От того, что это происходит, рабочая кромка сальников высокого давления приходит в негодность. Для осуществления высококачественного ремонта следует провести следующие процедуры:
- Вал отшлифовать на специальном станке, ликвидировать следы ржавчины;
- Поверхность нарастить смягчающим баббитом;
- Нанести на поверхность хром и отполировать её.
После проведения всех операций достигается требуемый размер вала и идеальная чистота поверхности.
Капремонт (если есть стук в рулевой рейке)
Капремонт осуществляется, если отверстия между зубчатым сектором рейки и червячной шестерни распределителя создают появление люфта в функционализации рулевого механизма. Это можно понять по стуку в рулевой рейке в обычном положении передних колес при движении по плохой дороге. Капремонт включает в себя реализацию всех операций ремонта, плюс производится обновление деталей поперечного вала, гайки поджимки сбоку, поджимки сбоку вала в сборе, гайки распределителя снизу, пыльников рулевых тяг и специальных трубок высокого давления. В некоторых случаях возможно восстановление рулевых тяг.
Неисправности рулевого управления
Рулевое управление — сложный и сбалансированный комплекс взаимосвязанных агрегатов и элементов. Если в рулевом управлении автомобиля что-то вышло из строя или работает некорректно, водителю сложнее управлять транспортными средством и растет риск попасть в ДТП.
Нас обеспокоил тот факт, что в Украине неисправности рулевого управления ежегодно становятся причиной 7% дорожно-транспортных происшествий. Корень зла — в незнании водителями признаков, которые сигнализируют о поломках в рулевом управлении.
Чтобы исправить ситуацию и обезопасить вас от неожиданных проблем в дороге, в данной статье мы расскажем:
- как понять, что рулевое управление автомобиля неисправно;
- как по признакам определить тип неисправности и найти сломанный агрегат или деталь;
- что нужно делать, если рулевое управление автомобиля работает некорректно.
Классификация поломок по характерным признакам
- Полностью пропало усилие на руле:
- износилась роторная пара насоса ГУР — заменить роторную пару или агрегат;
- в бачке низкий уровень жидкости — проверить гидравлическую систему на течь, заменить изношенные элементы, долить жидкость в бачок до оптимального уровня (между отметками MIN и MAX);
- кольцевая выработка корпуса распределителя — расточить и загильзовать корпус распределителя;
- износилась катушка золотникового механизма — заменить катушку или золотниковый механизм.
Оптимальный уровень жидкости в бачке ГУР
- Пропадает усилие, когда руль находится в центральном положении.
Признак сигнализирует о гидроударе в силовом цилиндре рейки. Гидроудар — процесс, во время которого от езды по пересеченной местности и ухабистой дороге поршень штока рейки бьет по корпусу цилиндра и образует кольцевую выбоину на внутренней стенке корпуса.
Каталог рулевых реек
Решение — заменить корпус рейки или агрегат.
- Колеса с запозданием реагируют на повороты руля:
- выработались центральные зубья штока рейки или износился червячный вал распределителя — заменить изношенный шток/”червяк” или рейку в сборе;
- нарушилось положение передающего механизма рулевой рейки (шток-”червяк”), некорректная регулировка передающего механизма — отрегулировать положение элементов передающего механизма;
- износилась крестовина рулевого вала колонки — заменить крестовину или рулевой вал в сборе.
Износ червячного вала и штока рейки
- Руль “закусывает” и стопорит, водитель слышит скрип при повороте в одну из сторон:
- деформировался (изогнулся после ДТП) шток рейки — заменить шток или рейку;
- износился редукционный клапан насоса ГУР, задиры в посадочном месте клапана — заменить клапан или насос в сборе;
- поршень бокового поджима перетянут и слишком сильно прижимает шток к червячному валу распределителя — отрегулировать положение элементов.
- Пропадает усилие на руле при повороте в одну из сторон.
Признак сигнализирует о кольцевой выработке в корпусе золотникового механизма. Проблема появляется в рейках в результате естественного износа корпуса распределителя. Решение — расточить и загильзовать корпус распределителя.
Загильзованный корпус распределителя
- Руль не возвращается в нейтральное положение или возвращается с опозданием.
Проблема появляется, когда передающий механизм отрегулирован неправильно, а точнее — перетянут и элементы передающего механизма рейки слишком сильно прижаты друг к другу. Чтобы решить проблему, нужно ослабить поршень бокового поджима, а затем отрегулировать положение штока и “червяка” золотникового механизма.
- Руль самопроизвольно поворачивается и болтается из стороны в сторону:
- если рулевое управление с гидроусилителем, то значит вышел из строя торсион золотникового механизма — заменить торсион или золотниковый механизм;
- если рулевое управление с электроусилителем, то проблема с датчиками ЭУР — откалибровать или заменить датчики электроусилителя;
- Руль тяжелеет при быстром вращении:
- в систему попал воздух — проверить целостность уплотнений и соединений, сальников и уплотнительных элементов, заменить непригодные элементы;
- насос не создает нужное давление — если проблема в рабочей паре, заменить ротор и статор, а если неисправность затронула весь насос, то заменить агрегат в сборе;
- приводной ремень плохо натянут — отрегулировать натяжение ремня и положение приводных роликов (шкивов).
Износ лопастей ротора — причина, из-за которой насос не создает нужное давление
- Водитель слышит посторонний шум, визг, свист, гул:
- в систему попал воздух — проверить целостность уплотнений и соединений, сальников и уплотнительных элементов, заменить непригодные элементы;
- износилась роторная пара или опорный подшипник насоса ГУР — заменить изношенные элементы или узел в сборе;
- засорился фильтр бачка ГУР — заменить бачок;
- деформировались шланги — заменить непригодные элементы;
- насос не создает нужное давление — если проблема в рабочей паре, заменить ротор и статор, а если неисправность затронула весь насос, то заменить агрегат в сборе;
- приводной ремень слабо натянут или износился — отрегулировать или заменить ремень;
- в бачке ГУР снизился уровень жидкости — проверить рулевое управление на течь, заменить изношенные элементы, долить жидкость в бачок до оптимального уровня (между отметками MIN и MAX).
- Уровень жидкости в бачке ГУР постоянно уменьшается:
- износились сальники и уплотнительные элементы в рулевой рейке или насосе — заменить непригодные элементы;
- разгерметизировалась одна из гидравлических магистралей — заменить уплотнительные элементы и элементы неисправной магистрали.
- Руль вибрирует во время езды по неровностям:
- нарушилась балансировка колес — сбалансировать колеса автомобиля;
- нарушился развал/схождения — отрегулировать развал/схождение.
- Руль люфтит и/или стучит.
- износились элементы ходовой — заменить непригодные комплектующие и узлы;
- износилась крестовина рулевого вала — заменить изношенный элемент или вал в сборе;
- некорректная регулировка рейки — отрегулировать положение штока и червячного вала.
- Рулевая рейка стучит и одновременно вибрирует руль.
- некорректная регулировка рейки — отрегулировать положение штока и червячного вала;
- износились элементы ходовой — заменить непригодные комплектующие и узлы;
- выработались зубья передающего механизма — заменить шток рейки и “червяк” распределителя, при серьезных повреждениях заменить рейку в сборе;
- разболтались или износились рулевые тяги и наконечники — заменить изношенные и неисправные детали.
Изношенный и новый рулевые наконечники
ВАЖНО! Первое действие водителя, который обнаружил неисправность или заметил характерные признаки поломки рулевого управление, — обратиться в специализированное СТО по ремонту рулевого управления. Преимущества СТО “Мастер Сервис”:
- профессиональные, квалифицированные и опытные специалисты узкого профиля. Каждый механик специализируется на определенном типе агрегатов и знает все о поломках конкретной группы узлов;
- специализированное и высокоточное оборудование для диагностики и ремонта;
- полный спектр услуг по ремонту и диагностике рулевого управления;
- гарантия качества. Гарантийный срок любой услуги — полгода или 20 тысяч километров пробега.
Рассмотрим подробнее как ремонтируют самые распространенные неисправности в специализированных СТО “Мастер Сервис”.
Ремонт золотникового механизма (распределителя)
Если вышел из строя золотниковый механизм рейки, в первую очередь неисправный агрегат дефектуют (проверяют) на диагностическом оборудовании. Мастер находит причину неисправности, разбирает агрегат и меняет комплектующие. Элементы золотникового механизма мастер меняет по необходимости.
Если вал распределителя поржавел, но глубина коррозии незначительная, токарь шлифует элемент. Если ржавчина глубоко въелась в вал или элемент сильно износился, мастер меняет червячный вал на новый.
Если в корпусе распределителя есть кольцевой износ, токарь на координатно расточном станке растачивает внутреннюю стенку корпуса распределителя, а затем с помощью пресса запрессовывает гильзу. Процесс называют “гильзовка корпуса рейки”.
Реставрация вала рулевой рейки
Ржавчина на рулевой рейке — частая проблема украинских автомобилей, которая связана с повышенной влажностью и невнимательностью водителей. Влага и грязь попадает на шток рейки через трещины в пыльниках. В результате шток ржавеет и агрегат выходит из строя.
Перед ремонтом мастер разбирает и проверяет состояние всех элементов рейки, после чего меняет комплектующие агрегата. Если повреждения на штоке незначительные, токарь шлифует элемент на станке. При глубокой коррозии, шток меняют на новый. Если ржавчина повредила корпус рейки и другие элементы, выгоднее заменить агрегат в сборе.
Ржавчина на штоке рейки
Капитальный ремонт рулевой рейки
Капремонт рейки нужен, когда зубья передающего механизма износились, а между штоком и “червяком” распределителя образуется существенный люфт. В этом случае мастер:
- разбирает агрегат с помощью специализированных инструментов;
- меняет комплектующие;
- меняет изношенный шток и “червяк” распределителя;
- проверяет состояние золотникового механизма, при необходимости — меняет изношенные элементы или распределитель в сборе;
- собирает и проверяет отремонтированный агрегат на диагностическом стенде.
Регулировка рулевой рейки
Если передающий механизм рулевой рейки люфтит, но шток и “червяк” распределителя в порядке, скорее всего причина в неправильной регулировке рейки. Мастер проверяет состояние агрегат и, если остальные элементы не повреждены, регулирует положение штока рейки с помощью поршня боковой поджимки. В конце агрегат проверяют на люфт и отсутствие течи с помощью специализированного оборудования.
Ремонт насоса ГУР
Неисправности насоса гидроусилителя отражаются на работе всего рулевого управления. Если сломался насос, агрегат снимают с автомобиля, разбирают и проверяют состояние всех элементов насоса — роторной пары, редукционного клапана, опорного подшипника, верхней и нижней маслозаборных пластин насоса, уплотнительных элементов.
Изношенные детали меняют, затем насос собирают и проверяют на гидравлическом стенде, который имитирует работу автомобиля. Если повреждения серьезные и агрегат неремонтопригодный, мастер предложит заменить насос на новый.
Что-то насос стучит, с чего бы это?
Большой выбор рулевых реек
Надеемся, это руководство поможет вам вовремя заметить неисправности рулевого управления и своевременно их устранить. Со своей стороны советуем внимательно следить за состоянием рулевого управления автомобиля, регулярно проходить техобслуживание и покупать только сертифицированные запчасти и агрегаты. Безопасных и спокойных вам поездок!
Профилактика и устранение неисправностей рулевого управления
По статистике к наиболее распространенным причинам ДТП относятся всевозможные неполадки рулевого управления, а также неправильная регулировка этой системы. Чтобы избежать аварийных ситуаций, необходимо принимать профилактические меры, предупреждая неисправности. А если все-таки возникнут неполадки, устранять их нужно как можно скорее.
По статистике к наиболее распространенным причинам ДТП относятся всевозможные неполадки рулевого управления, а также неправильная регулировка этой системы. Чтобы избежать аварийных ситуаций, необходимо принимать профилактические меры, предупреждая неисправности. А если все-таки возникнут неполадки, устранять их нужно как можно скорее.
Конструкция и принцип действия рулевой системы
Назначение рулевой системы – управление поворотом колес, именно от нее зависит направление движения ТС. Основные ее элементы:
- привод (система тяг, соединенных шарнирами);
- рулевой механизм (механический редуктор);
- дополнительный усилитель (используется в грузовиках и ряде новых моделей легковых автомобилей).
Рулевой механизм преобразует вращательные движения, которые совершает водитель, в поступательные движения привода, передающего энергию этих движений колесам. При этом водителю не нужно особо напрягаться, вращая руль, поскольку его легкое воздействие многократно усиливается системой. Исправная система рулевого управления позволяет точно контролировать направление движения и при необходимости быстро его менять, а вот ее неисправности чреваты утратой контроля.
В современных моделях автомобилей в основном используется система рулевого управления реечного типа. Рулевое колесо через вал колонки соединяется с неподвижной шестерней, а та – с подвижной зубчатой рейкой, которая является элементом тяги (рулевой трапеции). Реечная система проще и надежнее, поскольку в ней меньше промежуточных звеньев, реже используется червячная передача.
Дополнительный усилитель делает конструкцию системы более сложной и совершенной. Он гасит толчки и вибрации, повышая комфортность поездки, и облегчает управление, помогая водителю выбрать оптимальное положение руля. Усилители рулевого управления бывают электромеханическими и гидравлическими (ГУР). Последний вариант, состоящий из насоса, бачка, исполнительного механизма и контрольного клапана, более прихотлив в обслуживании, но именно он устанавливается на большинстве моделей.
Распространенные неисправности системы рулевого управления и их причины
Рулевое управление – сложная система, разные ее элементы могут изнашиваться, выходить из строя. Нарушение соединения отдельных элементов также приводит к неполадкам в ее работе. Каждая проблема может объясняться рядом причин.
Тугое вращение, заедание, недостаточно плавное движение рулевого колеса могут спровоцировать:
- засорение фильтра, клапана насоса и других элементов привода или пробуксовка его ремня;
- деформация ряда деталей (стойки, подшипников, шарниров, тяг);
- неправильная регулировка зазоров и креплений в системе редуктора и привода;
- недостаток масла в картере;
- проблемы в ходовой части – если колеса установлены под неправильным углом или покрышки слабо накачаны, это тоже сказывается на вращении руля.
Увеличение люфта (свободного хода) руля в ряде случаев устраняется путем регулировки зазоров подшипников, шарниров, подтягиванием креплений. Если же регулировка не помогает, причина может крыться в износе таких деталей, как:
- шарнир наконечника тяги;
- подшипник вала;
- передающая пара шестерня-рейка.
Нарушения в работе гидроусилителя обычно проявляются посторонним шумом или подтеканием рабочей жидкости. В первом случае причина может крыться в:
- пробуксовке ремня;
- износе подшипника, установленного на вале насоса;
- снижении уровня рабочей жидкости.
К подтеканию жидкости приводят:
- нарушение герметичности усилителя вследствие износа пыльника;
- повреждение шлангов или ослабление их крепления.
Утечка масла из картера рулевого механизма вызвана износом прокладок, сальников, ослаблением крепления крышки.
В системе рулевого уплотнения есть множество креплений: рулевые тяги и поворотные рычаги крепятся гайками, кронштейн и рулевой механизм – болтами, нижней фланец, шаровая опора и другие элементы имеют свою систему креплений. Все они в процессе эксплуатации могут ослабевать, вызывая посторонние шумы и другие неполадки. Самопроизвольное откручивание гаек предотвращается за счет установки шплинтов, но шплинтовка тоже может нарушаться. Большинство деталей рулевого управления подвержено износу, в особенности шарниры и подшипники, подверженные значительной нагрузке. Их износ проявляется биением рулевого колеса, шумами, стуками, увеличением люфта и другими нарушениями нормального функционирования системы рулевого управления.
Профилактика неполадок
Проблемы в работе системы рулевого управления проще предотвратить, чем устранять. Поломки системы могут спровоцировать:
- интенсивная эксплуатация транспортного средства на плохих дорогах в сочетании с агрессивной манерой вождения;
- использование дешевых рабочих жидкостей низкого качества;
- замена изношенных комплектующих низкосортными аналогами.
Система рулевого управления, как и любая другая система автомобиля, нуждается в регулярной диагностике и квалифицированном сервисном обслуживании.
Состояние рулевого управления тесно связано с ходовой частью, рабочими характеристиками колес и состоянием подвески. На нем могут негативно сказываться:
- неправильная балансировка колес, неотрегулированное схождение;
- падение давления в шинах и их чрезмерный износ;
- износ и повреждения элементов подвески и ходовой части в целом (деформация поворотных кулаков, рычагов, износ ступичного подшипника).
Для продления службы системы рулевого управления необходимо:
- не перегружать ее;
- использовать качественные расходные материалы, рекомендованные производителем;
- соблюдать сроки ТО и обращаться к специалистам;
- проводить регулярное обслуживание и своевременный ремонт ходовой, следить за состоянием покрышек;
- регулярно проверять надежность креплений, шплинтовку, обновлять смазку, регулировать зазоры;
- менять детали при критичном износе, не дожидаясь выхода системы из строя.
Следует помнить, что у системы есть предельный срок службы и даже при самом тщательном уходе рано или поздно ее придется ремонтировать или менять целиком.
Как устранить неисправности рулевого управления
При серьезных неполадках в системе рулевого управления лучше обратиться в сервис, ведь от функционирования этой системы зависит безопасность движения. Но ряд неисправностей можно устранить самостоятельно.
- Если тугой ход рулевого колеса связан с падением давления в покрышках, их нужно незамедлительно накачать.
- Если уровень масла в картере ниже требуемого, следует его долить. При выявлении утечки –подтянуть болты, фиксирующие крышку, заменить уплотнительные прокладки, сальники.
- Увеличенный люфт можно попытаться устранить путем простой регулировки величины свободного хода с помощью специальных винтов, обеспечивающих прижатие элементов.
- При заедании рулевого колеса или увеличении люфта проверяются зазоры в подшипниках ступиц, шарнирах, червячном зацеплении (в системах с червячным редуктором). Зазоры регулируются, ослабляются или подтягиваются крепления, устраняются люфты заклепочных соединений или меняются разболтавшиеся заклепки, по мере необходимости наносится смазка.
- При неисправностях гидроусилителя по необходимости доливается рабочая жидкость, заменяются пыльник и шланги, регулируется их крепление. Могут понадобиться замена изношенных деталей, регулировка натяжения ремня, обновление смазки.
Если не помогают регулировка креплений и зазоров и другие меры, следует произвести ревизию деталей, демонтировать и заменить сильно изношенные или поврежденные. Можно использовать качественные запчасти б/у, поставляемые компанией JapZap с разборок.
- Рулевые тяги обычно заменяются не целиком. Используется ремкомплект, включающий в себя наконечники, шкворни, шарниры, втулки. Довольно часто приходится осуществлять замену рулевых наконечников. При кажущейся простоте этой операции могут возникнуть затруднения, связанные с прикипанием деталей, в этом случае поможет специальный съемник.
- Ремонт рулевой рейки желательно доверить профессионалам. После замены вышедших из строя деталей производится ее регулировка. При масштабных повреждениях рейку лучше поменять полностью. Если в системе используется ГУР, после ремонта или замены рулевой рейки обязательно выполняется замена рабочей жидкости.
- Наиболее сложная задача – ремонт рулевой колонки. Она демонтируется, разбирается, осматривается. Если вышли из строя отдельные детали, можно использовать ремкомплект, а при большом объеме повреждений колонку целесообразнее заменить. Отремонтированная или новая колонка устанавливается на место и закрывается кожухами.
Исправность рулевого управления крайне важна для безопасности движения. Регулярная диагностика и обслуживание этой системы с использованием качественных расходников помогут избежать серьезных поломок. Если поломка все же произошла, необходим незамедлительный ремонт: в зависимости от характера повреждений отдельные узлы системы можно ремонтировать или заменять целиком. Если поломки достаточно серьезные и вашей квалификации не хватает для их устранения, следует обратиться к специалистам, ведь управлять автомобилем после кустарного ремонта очень опасно.
Неисправности рулевого управления
Устранение неисправностей рулевого управления без ГУР
Увеличенный свободный ход рулевого колеса возможен по следующим причинам: наличие зазоров в шарнирах рулевых тяг передних колес, нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ, износ втулок или оси маятникового рычага, ослабление крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага. Для определения зазоров в шарнирах рулевых тяг рекомендуется одному человеку резкими движениями поворачивать рулевое колесо вправо-влево, а второму на ощупь или визуально выявлять зазоры, прижав пальцы к двум деталям, соединяемым шарнирами.
Если одна деталь соединения перемещается, а другая неподвижна, то имеется люфт; если же перемещаются обе детали одновременно, то люфта нет . Определить люфт в шарнирных соединениях можно также перемещением тяги руками в продольном направлении. Если, например, продольная тяга перемещается вместе с сошкой, то люфт в шарнирном соединении отсутствует. Обнаруженный даже малый зазор в шарнире необходимо устранить (заменить шарнир).
Нарушение регулировки зацепления червяка и ролика или повышенный их износ также определяются при резком покачивании рулевого колеса (вправо-влево от среднего положения) по возникновению при этом стуков в рулевом механизме. Можно это сделать и непосредственно, покачивая рукой сошку рулевого привода. Устраняется неисправность регулировкой зацепления червяка и ролика, а в случае их большого износа — заменой деталей.
Износ втулок или оси маятникового рычага определяется по скрипу и стукам при повороте колес вправо и влево, а также при непосредственном покачивании маятникового рычага вверх и вниз. Устраняется неисправность подтяжкой гайки оси маятникового рычага или заменой изношенных деталей. Ослабление крепления картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага устраняется подтяжкой соответствующих болтов и гаек.
Тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме может быть из-за неправильной регулировки бокового зазора в зацеплении червяка, чрезмерной затяжки подшипников червяка, увеличенного износа ролика или червяка, погнутости рулевых тяг, недостаточного количества масла в картере рулевого механизма, загустевания смазки при низкой температуре воздуха, пониженного давления в шинах передних колес.
Если при движении автомобиля ощущается тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме, то, прежде всего, необходимо проверить давление воздуха в шинах и смазку в картере рулевого механизма. Затем проверить состояние рулевых тяг. Если тяги погнуты — их надо выправить или заменить, а затем обязательно отрегулировать схождение колес. Если заедание не исчезло — нужно разобрать рулевой механизм и заменить изношенные и поврежденные детали. Стуки в рулевом управлении имеют те же причины, что и увеличенный свободный ход рулевого колеса. Их определение и способы устранения были рассмотрены выше.
Течь смазки из картера рулевого механизма может происходить вследствие износа сальника вала сошки или червяка, ослабления крепления крышки картера или повреждения прокладок. Дефект устраняется заменой изношенных сальников или поврежденных прокладок, протяжкой болтов крепления крышки.
Обслуживание системы рулевого управления с ГУР
На автомобилях с гидравлическим усилителем рулевого управления люфт измеряют при работающем двигателе. Как правило, рулевой механизм с гидроусилителем обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации автомобиля.
Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на автомобиле можно продолжать, хотя для поворачивания рулевого колеса в этом случае потребуется прикладывать значительно больше усилий, чем даже на автомобиле без гидроусилителя. Причиной полного отказа гидроусилителя чаще всего является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня – он может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на рулевом колесе. Обычно это заметнее всего при трогании автомобиля с места, когда колеса повернуты до отказа.
Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость только указанной в руководстве по обслуживанию марки. Учтите, что жидкость, предназначенную для АКПП, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей.
Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Так как жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следите также за чистотой жидкости. Грязная или просроченная жидкость быстро разрушит насос и уплотнения гидросистемы, расположенные на реечном механизме, что потребует потом дорогостоящего ремонта. Замена жидкости требуется редко. Если же вы хотите слить жидкость, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть рулевое колесо из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы.
Специальное отверстие для слива жидкости обычно отсутствует. Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. Как правило, при этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Проще всего сделать это следующим образом. Запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое.
По мере прокачивания гидросистемы уровень жидкости в бачке будет понижаться. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока он не стабилизируется. После этого долейте жидкость до требуемого уровня и закройте крышку, предварительно проверив, не засорено ли в ней вентиляционное отверстие (если оно имеется).
Наиболее частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание жидкости через подшипники, валы и т.п., поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для своевременного обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров, а также из не туго закрепленных трубопроводов и других деталей. Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали шасси и подвески.
Неисправность гидропровода может приводить к прорыву жидкости через чехлы. Производя проверку, поворачивайте рулевое колесо из одного крайнего положения в другое. Небольшие течи часто можно устранить, введя в жидкость специальные герметизирующие добавки, которые имеются в продаже. Однако это будет только кратковременной мерой. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников. Замена сальников мало что исправит, если насос сильно изношен.
Для тех, кто любит делать все самостоятельно, ремонт насоса не представит больших трудностей. Однако прежде чем устанавливать отремонтированный насос на автомобиль, желательно проверить его на стенде. Если вы подозреваете, что насос изношен, то обратитесь к специалисту по гидроусилителям, чтобы он проверил его рабочее давление и правильно определил неисправность. Вообще говоря, многочисленные достоинства руля с гидроусилителем во много раз перевешивают проблемы, создаваемые ее возможными неисправностями. Стоит после того, как вы поездили на автомобиле с современной системой, пересесть на автомобиль, не имеющий гидроусилителя рулевой системы, и вы немедленно “почувствуете разницу”.