Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Октановое число бензина и его влияние на эксплуатацию

АИ-92, АИ-95, АИ-98: на что влияют октановые числа бензина

Правильно подобранное топливо может продлить срок службы двигателя и сделать поездки комфортными и безопасными. Но неправильный выбор чреват серьезными проблемами. Чем отличаются разные виды бензина и как выбрать подходящий? Объясняем в новом разборе Mafin Media.

Что такое октановое число и почему это важный показатель

Сама аббревиатура АИ говорит о том, что это топливо для автомобилей. Буква « А » обозначает автотранспорт , а буква « И » — что октановое число этого топлива было проверено в лаборатории исследовательским методом. Цифры, которые стоят после обозначения типа топлива, и указывают на то самое число. Всего на российском рынке представлено четыре вида бензина: АИ-92, АИ-95, АИ-98 и АИ-100. Возможно, где-то в российских глубинках еще можно найти АИ-80, но на автозаправочных станциях Москвы и Санкт-Петербурга такого топлива уже точно нет: современные моторы просто на него не рассчитаны.

Октановое число говорит о стойкости бензина к детонации — процессу взрывного воспламенения рабочей смеси. В цилиндре двигателя внутреннего сгорания находится поршень, который ходит вверх-вниз. Когда он движется к нижней точке, в цилиндр подается топливо и воздух. После этого поршень движется вверх, сжимая топливно-воздушную смесь для ее дальнейшего воспламенения, а искра от автомобильной свечи поджигает сжатую смесь в камере сгорания. После этого поршень идет вниз, создавая инерцию для дальнейшего вращения двигателя. В следующем подъеме поршень выталкивает сгоревшие газы из камеры сгорания. Такт считается завершенным, и процесс повторяется снова.

заправочные пистолеты на АЗС

Октановое число показывает, насколько сильно можно сжать топливно-воздушную смесь, прежде чем произойдет детонация. Если использовать топливо с октановым числом ниже рекомендованного заводом-изготовителем, может произойти ранний взрыв смеси еще в середине такта сжатия . В таком случае поршень встретит сопротивление от взрывной волны, прежде чем дойдет до верхней точки и завершит такт. Это чревато не только тем, что автомобиль начнет ехать хуже, но и ощутимым сокращением срока службы мотора — например, сам поршень со временем начнет разрушаться и плавиться от резких повышений температуры, шатуны (деталь соединяющая поршень и коленчатый вал двигателя) из-за перегрузки могут деформироваться. Одним словом, рано или поздно (скорее, рано) двигатель потребует замены или капремонта .

Принято считать, что чем выше октановое число, тем бензин лучше. Подкрепляется это еще и разными ценами — «сотый» бензин стоит сильно дороже обычного 92-го. Но на деле нет бензина лучше или хуже : октановое число не влияет на качество топлива, а лишь говорит о его детонационной стойкости. И то, какой бензин лучше подходит конкретному мотору, определяется только конструктивными особенностями.

Говорят, что на более дорогом бензине машина едет лучше.

Не совсем. В первые километры после заправки действительно может показаться, что автомобиль поехал быстрее, двигатель стал работать тише, а трава вокруг стала зеленее. Но в большинстве случаев особой разницы не будет, особенно если речь идет об обычном атмосферном моторе. Тут, скорее, работает эффект плацебо и желание хоть как-то оправдать высокую стоимость топлива.

Для машин с большим объемом двигателя (от трех литров) есть смысл заливать бензин с более высоким октановым числом ради небольшой экономии топлива, но она будет заметна только на длинной дистанции и только при условии спокойной езды на низких оборотах. Например, если вам нужно доехать на большом внедорожнике по трассе в соседний город и вы не собираетесь гнать всю дорогу, можно залить топливо с более высоким октановым числом, так как это действительно поможет проехать больше километров на одном баке.

Что будет, если залить «сотый» бензин в «шестерку»

Если вкратце, ничего хорошего. Старые советские моторы были рассчитаны в лучшем случае на бензин с октановым числом 80, а зачастую и того ниже. Высокооктановое топливо попросту не успеет прогореть за отведенное ему время, что приведет к порче клапанов и всей системы выпуска. Кроме того, большая часть топлива будет в прямом смысле улетать в трубу — все, что не успеет сгореть, отправится на выход через выхлопную систему.

заправка автомобиля

Для кого создали АИ-98 и АИ-100

В первую очередь дорогое высокооктановое топливо нужно дорогим высокопроизводительным машинам. Премиальные спорткары рассчитаны на высокие нагрузки, и бензин должен соответствовать требованиям завода. Например, современные двигатели Mercedes потребляют исключительно на АИ-98: использование топлива с более низким октановым числом сделает срок эксплуатации и без того не самого долговечного мотора еще короче. То же самое относится к спорткарам марок Porsche, Lamborghini или Ferrari.

Также специально для АИ-98 и АИ-100 проектировались моторы культовых Subaru Impreza WRX STI и Nissan GT-R. А вот представители более массовых компаний Volvo и Skoda, наоборот, открыто заявляли, что для их автомобилей высокооктановое топливо не подходит и скорее навредит, нежели принесет пользу. Бензин с высоким октановым числом нужен и автомобилям, оснащенным турбиной, о чем завод-изготовитель сообщает на лючке бензобака.

Читайте так же:
Как регулировать трамблер несколькими вариантами

Как же определиться с нужным топливом

Довериться рекомендациям завода-изготовителя. Конечно же, ничего плохого не случится, если в современный мотор залить АИ-98 вместо АИ-95, но и какого-то волшебного эффекта не будет — к сожалению, малолитражка не превратится в мощный спорткар только из-за того, что ее заправят «сотым» бензином. Рекомендованное топливо обычно указано прямо на лючке бензобака, иногда производитель указывает там два варианта — в таком случае в приоритете все равно будет бензин с более высоким октановым числом, но и от езды на низкооктановом топливе двигатель не пострадает. Однако здесь важна еще и географическая особенность АЗС. Так, если вы заправляетесь на частной (не сетевой) заправке, лучше залить бензин с максимально имеющимся октановым числом.

Что дает октановое число

Чем выше октановое число бензина, тем лучше для двигателя или хуже?

Прежде чем разбираться, какие последствия ждут вашу машину, если её заправить бензином с высоким или низким октановым числом, давайте разберём немного теории. Без понимания, что такое октановое число бензина, не получится вникнуть в варианты влияния топлива на двигатель.

Любой бензин маркируется определёнными цифрами: 92, 95 и так далее. Это и есть показатель октанового числа. Но что они значат?

Всё очень просто. Октановое число бензина — это показатель устойчивости топлива к самовоспламенению. В данном случае нет речи о воспламенении машины. Речь идёт о воспламенении бензина в камере двигателя, благодаря которому высвобождается энергия и машина начинает движение.

Пока воспламенение контролируемое системами авто, вы получаете стабильно работающий двигатель. Срок его эксплуатации будет длительным и ТО понадобится только плановый, а не в связи с поломкой.

Чем выше октановое число, тем бензин более устойчив к воспламенению. При повышении давления в камерах двигателя, он не загорится сам, а будет ждать искры от свечей.

Так что же получается, 95 бензин лучше, чем 92, спросите вы. А вот и нет. Разбирая, какой бензин лучше — 92 или 95, следует учитывать рекомендации производителя автомобиля.

Каждый двигатель разрабатывается под определённое октановое число. И только с подходящим ему бензином будет работать с полной отдачей, и служить десятилетиями.

Что будет, если заправиться неподходящим для авто бензином

Последствия для двигателя при заправке неподходящим топливом у всех будут разные. Однако есть такие, что проявятся у всех машин одинаково.

Для начала рассмотрим вариант того, что в топливный бак попал бензин с октановым числом выше, чем рекомендовано производителем.

Нужен 92, а заправили 98

Самое худшее, что в этом случае может случиться, это прогорание прокладок во внутренних узлах двигателя. Связано с тем, что бензин с высоким октановым числом даст больше энергии в камере авто, которая не рассчитана на такие показатели.

Самое простое, что может случиться — повышение расхода. Опять же из-за того, что двигатель не рассчитан на работу с бензином, у которого высокое октановое число, он просто не будет успевать его использовать. По сути, часть такого топлива вместе с его стоимостью просто вылетает в выхлопную трубу.

Нужен 98, а заправили 92

Самая безобидная реакция двигателя на бензин с октановым числом ниже, чем ему нужно, не существует! В любом случае автомобиль ждут такие последствия, после которых не обойтись без ремонта.

Что может произойти с авто, рассчитанным на 98, если влить в бак бензин с низким октановым числом:

отложения микрочастиц на стенках внутри двигателя — вызовет излишнее трение, вследствие чего могут появиться микрозазоры;

самовоспламенение в двигателе до получения искры от свечей — приведёт к детонации, что вызовет деформации отверстий для хода поршней;

перегрев двигателя — вызовет полный его отказ.

Как видите, шутки с бензином ради экономии приведут только к огромным тратам на ремонт. Сколько будет стоить перебрать двигатель — зависит от марки и возраста авто. Однако суммы за такой ремонт несоизмеримо выше с той экономией на бензине, на которую вы могли надеяться.

Почему возникают поломки

Двигатель будет работать неправильно с неподходящим топливом, потому что он настроен на одну степень сжатия, а неподходящее ему топливо на другую. Такое несовпадение и создаёт разлад в работе мотора.

Если говорить о соотношении, то степень сжатия и октановое число бензина смотрите в таблице ниже:

*ОЧИ — октановое число исследовательское

Мы специально привели в пример все востребованные марки бензина, чтобы показать, насколько велика разница в степени сжатия между ними. И именно поэтому нельзя менять топливо для автомобиля на своё усмотрение.

Читайте так же:
Проводим диагностику передней подвески автомобиля

Что делать, если в баке оказался бензин с неподходящим октановым числом

Если вы поэкспериментировали и залили неподходящий бензин, а потом опомнились и хотите исправить ситуацию, то есть несколько действенных способов. Однако прежде чем к ним приступить, постарайтесь доехать до гаража, не вдавливая педаль газа в пол и не давая полных оборотов двигателю.

Дальнейшие действия зависят от того, нужно вам понизить октановое число бензина в баке или повысить. В каждом случае вам придётся временно не пользоваться машиной. Или слить неподходящее топливо и влить из припасённой канистры подходящее.

Как понизить октановое число бензина

Помимо того, что октановое число бензина указывает на устойчивость к детонации, оно также говорит о том, что в составе топлива увеличены вещества для выделения большего количества энергии. Как правило, это газовый концентрат. Это значит, что добавленные компоненты летучие. Следовательно, на вопрос, как понизить октановое число бензина, можно ответить очень просто: дать ему«подышать».

Самый безопасный способ — слить бензин из бака в подходящую ёмкость и оставить её открытой. Можно и бак оставить открытым, если соблюсти все меры предосторожности.

Получается, что бензин с 98 октановым числом станет с 95 уже через 5–6 дней. До 92 марки он должен стоять открытым 2 недели.

При таком способе понижения октанового числа объём бензина уменьшится. И потеря денег тут вдвойне: сначала по причине покупки более дорогой марки, потом, потому что придётся восполнить улетучившийся объём.

Существует и другой способ, как можно понизить октановое число бензина. Он более простой, но в то же время даст совершенно непредсказуемый результат. Суть способа в том, что необходимо в 98 или 95 долить керосин. А непредсказуемость в том, что невозможно в гаражных условиях определить правильную пропорцию, сколько нужно добавить керосина, чтобы уменьшить октановое число чётко до 92 марки топлива.

Как определить октановое число бензина без специального оборудования, пока не придумано человечеством. Да, существуют мини-тестеры, приборы для его определения в домашних условиях. Однако его цена не обрадует вас, при необходимости использования один раз.

Если вы всё же решите обзавестись таким прибором, знайте, что он ориентируется на часть компонентов топлива. Поэтому погрешность будет.

Как повысить октановое число бензина

Высокооктановое топливо рекомендуется почти для всех современных легковых авто. Связано с тем, что новое поколение двигателей более мощное и требует соответствующего топлива.

Если вместо 98 марки бензина вы по какой-то причине залили 95 бензин, то значительно потеряете в мощности. Ещё и двигатель придётся впоследствии промывать от образовавшейся внутри копоти. Если не говорить о более сложных последствиях.

Следовательно, нужно срочно решать, как повысить октановое число бензина. Способов тут немного. На самом деле всего один — прийти в специализированный магазин и купить подходящую присадку для увеличения октанового числа.

Производители автохимии предлагают массу вариантов для его увеличения. Однако выбирать их необходимо с умом, а не брать то, что подешевле.

Нет ничего страшного в том, чтобы влить в бак присадку. НПЗ так и повышают октановое число бензина. Но они это делают в лабораторных условиях, исследуя каждое изменение топлива и реакции двигателя. Вы же не имеете такой возможности и можете испортить мотор.

Самые распространённые присадки, повышающие октановое число:

Октан Плюсот. Производится в США. Работает таким образом, что не только увеличивает октановое число на 5–6 единиц, а и уменьшает износ поршневой группы.

Octane Plus. Производится в Германии. Поможет повысить показатели октана от 2 до 5,5 единиц.

Тотек УМТ. Присадка отечественного производства. Как и американский аналог, не только повышает октановое число бензина, но и защищает внутренние узлы двигателя от преждевременного износа.

Используя присадку, помните, что чем выше октановое число бензина, тем он быстрее испаряется. Поэтому не стоит проводить такие химические опыты, если он у вас просто хранится в канистре в гараже. Любая присадка, увеличивающая октановое число — это, по сути, «скорая помощь» для бензина в баке машины.

Чтобы не рисковать работоспособностью двигателя, не следует в принципе экспериментировать и заправлять автомобиль бензином с неподходящим октановым числом. Будьте внимательны к тому, каким топливом вы заправляетесь, и что рекомендует производитель вашего авто.

98-й и 100-й бензин: в какие машины его лучше не заливать

Сетевые АЗС поддерживают моду на высокооктановое топливо, завлекая автомобилистов повышением мощности, улучшением экономичности и очисткой двигателей. Многие из тех, кто попробовал топливо АИ-98 или АИ-100 вместо стандартного 95-го, утверждают, что машина действительно стала лучше ехать, а затраты на дорогой бензин якобы отбиваются заметным снижением расхода. Однако специалисты говорят, что все далеко не так однозначно.

Читайте так же:
Как самому легко отполировать фары

С обывательской точки зрения, чем выше октановое число, тем топливо лучше и дороже. Если средняя цена АИ-92 в Москве сейчас составляет 42,6 руб. за литр, то стоимость литра АИ-95 составляет 46,9 руб., а 98-го — уже 54,8 рубля. На многих заправках место 98-го занял АИ-100, который часто продают еще дороже. Кроме того, на АЗС есть так называемые улучшенные сорта 95-го и 98-го, которые тоже имеют наценку в 1-2 рубля.

Статьи 9 апреля 2020 Как подорожал бензин за 20 лет. Сравнение цен
Статьи 28 февраля 2018 Не заводится или чихает: что делать, если залили плохое топливо

Октановое число топлива определяет его стойкость к детонации — процессу слишком быстрого сгорания смеси, при котором силовой агрегат испытывает повышенные нагрузки. Чем выше октановое число, тем медленнее горит смесь бензина с воздухом, что позволяет выводить двигатель на пиковые нагрузки без опасности повреждения, объясняет технический специалист одного из крупнейших европейских брендов.

«Можно провести аналогию с печкой. Представьте, что есть сухие дрова, которые загораются сразу, а есть влажные, которые делают это медленнее. Когда нам нужно закинуть в топку сразу много дров, лучше использовать влажные, чтобы печка не взорвалась», — поясняет эксперт.

Принято считать, что применение высокооктанового бензина позволяет поднять динамические характеристики, повысить мощность двигателя и экономичность силового агрегата. Директор департамента послепродажного обслуживании ГК «АвтоСпецЦентр» Игорь Серебряков даже приводит впечатляющие цифры: «Главными преимуществами такого бензина являются улучшение динамических показателей разгона примерно на 7% и экономичности силового агрегата на 6%». Однако это касается только определенных двигателей, добавляет эксперт, а в некоторых случаях, напротив, может нанести вред двигателю.

Октановое число, указываемое в названии марки бензина, никак не характеризуют его качество, а лишь отображает детонационную стойкость, утверждает технический директор агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Денис Голосюк. «Топливо с меньшим октановым числом вовсе не хуже высокооктанового. Необходимое для конкретного мотора число определяется конструктивными особенностями двигателя, в первую очередь — степенью сжатия, а также способностью программы управления двигателем компенсировать отклонение фактического октанового числа от заданного», — объясняет эксперт.

Кроме того, октановое число не является мерой энергии, добавляет эксперт европейского бренда: «Любой двигатель превращает химическую энергию топлива в механическую. Октановое число лишь косвенно связано с химической энергией, а для движения важна именно она. Чем больше тепла выделяет единица топлива, тем эффективнее и экономичнее работает двигатель».

При этом высокооктановое топливо изготавливается из низкооктанового путем добавления присадок и модификаторов и само по себе не является более эффективным. Более того, присадки и сами могут оказаться небезвредными, настаивает Денис Голосюк: «Отдельные виды присадок могут образовывать отложения в двигателе или отрицательно влиять на системы нейтрализации отработавших газов. В частности, именно поэтому запрещена продажа этилированного бензина — тетраэтилсвинец отравляет катализаторы и выводит их из строя. Присадки на основе железа и марганца быстро убивают свечи зажигания».

При использовании высокооктанового топлива двигатель действительно может работать по-другому, особенно на холостых оборотах, но к детонации это не имеет никакого отношения, разбирает вопрос эксперт европейского бренда: «Словом «детонация» люди пытаются описать неравномерность работы двигателя — пропуски зажигания, повышенный шум. Это действительно может происходить, если вы используете АИ-98, потому что на холостых высокооктановое топливо горит спокойнее, то есть, условно говоря, хуже, а иногда даже игнорирует искру».

Кроме того, на холостых оборотах при низком давлении в цилиндрах смесь не успевает нормально перемешиваться, и это еще одна причина ухудшения процесса сгорания. Все эти особенности уходят на более высоких оборотах, когда смесь становится более однородной, начинает гореть равномерно, а двигатель развивает полную мощность.

Наконец, присадки и модификаторы, которыми изготовили топлива поднимают октановое число, тоже не всегда безобидны и при сгорании могут оседать на свечах. «Хорошего высокооктанового бензина в России мало. Большая часть такого топлива получена именно применением присадок, качество которых может оказаться очень сомнительным», — говорит эксперт европейского бренда.

Современные двигатели являются высокофорсированными, поэтому большинство автомобилей сейчас рассчитаны на 95-й или 98-й бензин, а на низкооктановом не смогут работать в полную силу. А вот в случае с более старыми моторами и дорогим топливом могут возникнуть проблемы, намекает Игорь Серебряков.

Если конструкторы автомобиля не предполагали использование высокооктанового топлива, то оно может навредить, соглашается эксперт европейского бренда. Например, такой бензин не успевает сгорать во время такта рабочего хода и продолжает гореть при открытых выпускных клапанах. «Тогда не только падает экономичность, но и разрушается двигатель. Он работает при более высокой температуре, возникает риск прогорания клапанов и выпускных седел, как это бывает при переводе машины на газ», — объясняет специалист.

Читайте так же:
Рейтинг лучших видеорегистраторов 3 в 1

В качестве примера он приводит мотор ЗМЗ-402, который ставился на старые «Волги» и в разное время был рассчитан на 66-й, 72-й и 80-й бензины: «Если в него залить АИ-100, то долго не проездим, экономичности не будет, потому что большая часть топлива будет просто вылетать в выхлопную трубу».

Повышение экономичности при переходе на 98-й или 100-й бензин Денис Голосюк считает эффектом плацебо. «Незначительное повышение экономичности возможно лишь в тех редких случаях, когда мотор способен реализовать эту разницу в антидетонационных свойствах топлива. К большинству моторов массовых легковых автомобилей это не относится. И даже там, где удастся уменьшить на пару-тройку процентов расход горючего, экономия будет нивелирована более высокой стоимостью. При этом некоторый риск нарваться на последствия от добавленных антидетонационных присадок окажется ненулевым».

Эксперт европейского бренда также утверждает, что экономия возникнет, только если двигатель действительно рассчитан на высокооктановое топливо и на нем работает эффективнее. В качестве примера таких моторов он приводит форсированные версии турбодвигателей Volkswagen, мощность которых можно поднять чип-тюнингом: «Например, стандартный 150-сильный двигатель 1,4 TSI на заводских испытаниях может выдавать до 270 л. с., а в спорте с него снимают более 300 сил. Но реализовать их действительно позволяет только качественное высокооктановое топливо.

А вот обычным моторам применение высокооктановых бензинов никаких преимуществ не дает, причем спорными являются даже моющие свойства улучшенных сортов топлива. «Производители топлива зачастую декларируют лучшую моющую способность высокооктановых бензинов. Но на самом деле очищающая способность определяется главным образом содержанием в составе бензина моющих присадок, и они вполне могут быть в составе топлива с невысоким октановым числом. Сказки про большую экономичность — это тоже маркетинговые уловки», — продолжает Денис Голосюк.

Все то же самое относится и турбомоторам, которые еще требовательнее к соблюдению рекомендаций производителя. «В турбированные двигатели строго рекомендуется заливать топливо, указанное производителем. Если степень сжатия составляет от 10 до 10,5, подойдет 95-й бензин, если выше — 98-й», — утверждает Игорь Серебряков.

При этом ориентироваться нужно не на физическую степень сжатия, а на эффективную, которую считают с учетом избыточного давления, создаваемого турбиной или компрессором. «И для атмосферных моторов, и для двигателей, оснащенных турбонаддувом или механическим компрессором, определяется минимально допустимое октановое число бензина. И там, и там нельзя использовать бензин с меньшим октановым числом, но можно с большим», — напоминает Денис Голосюк.

Эксперты сходятся во мнении, что если вместо 95-го бензина в современный массовый автомобиль заливать 98-й или «сотый», то вреда это не нанесет, но и никаких преимуществ, скорее всего, не даст. Поэтому лучше лить топливо, рекомендованное производителем, особенно с учетом того, что в 95-м меньше модификаторов и присадок.

Рекомендованное топливо написано на лючке бензобака машины. Если там указано два вида топлива, то это значит, что марку, написанную мелким шрифтом, производитель также допускает, предупреждая о возможном снижении эксплуатационных параметров. «Не гонитесь за мифическими выгодами от высокооктанового бензина. Если уж очень хочется побаловать машину качественным горючим, заправляйте фирменные сорта, которые предлагаются на большинстве сетевых АЗС. В них хотя бы заявлено больше моющих присадок», — заключает Денис Голосюк.

Сами автопроизводители не требуют, чтобы в их автомобили заливали улучшенный бензин, но иногда в спецификациях пишут, что допускается использовать топливо с октановым числом, например, от 95 до 98. А вот если в инструкции написано что-то вроде «до АИ-95 включительно», переходить на более дорогой вид точно не нужно.

Что такое октановое число бензина

Октановое число в первую очередь говорит автовладельцу о стойкости той или другой марки топлива к детонации, хотя от него также зависят эксплуатационные характеристики и свойства бензина, динамические и другие характеристики, например, мощность мотора и запас хода. Поскольку естественным образом упомянута детонация, то, прежде чем углубляться в тонкости октановых чисел, вспомним об этом понятии.

Детонация – это самостоятельное или несвоевременное воспламенение топливно-воздушной смеси в камере сгорания. Для двигателей (а, именно, элементов цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма) это одно из самых опасных явлений, поскольку сопровождается взрывом, очень высокой скоростью распространения взрывной волны и, соответственно, повышением температуры в камере сгорания и ее закоксовкой.

Взрыв в камере сгорания может быть спровоцирован высокой (увеличившейся) степенью сжатия, сбоями в системе зажигания, неисправностями системы охлаждения, отклонениями в составе топливно-воздушной смеси, но одним из главных провоцирующих фактором является использование бензина с несоответствующим (более низким октановым числом).

Что такое октановое число

Это стойкость топлива к воспламенению под напором сжатия. Для его определения используются два лабораторных способа – исследовательское октановое число (ОЧИ) и моторное октановое число (ОЧМ). Инструментальные механизмы моторного и исследовательского метода отличаются и в процессе определения получается разница, которая называется чувствительностью топлива. Более приближенным к реальности является фактическое октановое число, выявляемое на агрегате, работающем на специальном стенде. Но самым приближенным к реальности является дорожное октановое число – его получают на движущемся автомобиле.

Читайте так же:
Устранение увода ремня ГРМ на ВАЗ 2109

Так что же означают цифры, которые украшают колонки на АЗС? Они указывают на количество почти невоспламеняемого под действием силы сжатия изооктана в сочетании с н-гептаном. Но, если вернуться к методике определения октанового числа, то для таких основных марок бензина как Аи-92, Аи-95 и Аи-98 значение получено исследовательским методом, в то время как параметры, полученные моторным методом, отличаются в меньшую сторону.

Как повышают октановое число

Для многих современных автомобилей, особенно тех, что оснащены наддувными агрегатами и двигателями с высокой степенью сжатия использование топлива с низким октановым числом неприемлемо. Но по сей день некоторые автовладельцы пренебрегают рекомендациями производителя и заливают в баке более дешевле низкооктановое топливо. Аргументация у них обычно такая, мол качество бензина с октановым числом Аи-92 выше, его "бодяжат" меньше 95-го и 98-го, а о цене и говорить нечего. Кстати, раз уж речь зашла о повышении октанового числа, как именно его "корректируют"?

Первый способ, встречающийся особенно часто, – это использование антидетонатора, в роли которого может выступать тетраэтилсвинец или добавки на основе спирта. Второй подразумевает достаточно сложный технологический процесс.

Но вернемся к часто практикуемому методу и поговорим о "химии", повышающей октановое число. Тетраэтилсвинец – один из самых эффективных и часто используемых антидетонаторов, который стали использовать с начала 20-х годов XX века. Компонент позволяет повысить октановое число на 17 пунктов, но не применяется в чистом виде, а в сочетании с веществами, которые выводят продукты оксида свинца. Дело в том, что именно это соединение образуется в процессе сгорания тетраэтилсвинца и провоцирует появление нагара на поршнях и клапанах.

Что касается способа повышения октанового числа добавками на основе спирта, то в ход шел метиловый, а также этиловый спирт. Положительные стороны у данного метода есть – например, если в бензин добавить 1/10 часть этилового спирта (соотношение 10 к 1), то это не только повышает октановое число до 95, но и делает выхлоп более "чистым". Но есть и негативные моменты. Так, например, следствием повышения октанового числа с помощью спирта становится увеличение давления паров и паровые пробки в топливопроводах. Не стоит забывать и о высокой гигроскопичности спирта, то есть, его способности вбирать в себя воду со всеми вытекающими последствиями для автомобильного двигателя внутреннего сгорания.

Как повысить октановое число самому

Повысить октановое число того же 92-го бензина позволяют в том числе специальные присадки. Среди популярных Lavr Next Octane Plus, который позволяет увеличить значение до 6 единиц, Аstrohim Октан Плюс (на 3-5 единиц), "Октан Плюс" Octane Plus (на 2-2,5 единицы), Liqui Moly Octane Plus (на 2-5,5 единиц).

Как измерить октановое число

В случае с цифрами, изображенными на заправочных колонках, действует правило "доверяй, но проверяй". Так, например, весной-летом 2019 года эксперты проверили крымские АЗС. Взяв 59 проб бензина и дизельного топлива на 19 региональных станциях, они сделали заключение о том, что 47% солярки и 20% бензина не соответствуют требованиям. Впрочем, годом ранее результаты были еще хуже – клеймо суррогата было поставлено на 45% бензина и 70% дизеля.

Выявить некачественное топливо позволяет специальный прибор октанометр, который использует принцип измерения диэлектрической проницаемости бензина, которая находится в пропорциональной зависимости от октанового числа. В свою очередь калибровочную зависимость можно выстроить с помощью известной величины октанового числа топлива и н-гептана. Метод возможен потому как топливо производят методом смешивания, а не прямой перегонкой, но для измерения вам понадобится контрольный образец топлива, который и будут сравнивать с другими образцами.

Узкие места у данной методики, разумеется, присутствуют. В первую очередь это, как вы уже поняли, невозможности определить октановое число неидентифицированного топлива, поскольку в основе лежит способ сравнения. При этом, сравнение происходит исходя из данных, которые заложены в прибор. Кроме того, разные внешние факторы могут влиять на процесс измерений, но определить их достаточно сложно.

На рынке присутствуют как российские приборы, так и зарубежные измерительные устройства. Если говорить об отечественной продукции, то в числе популярных прибор ОКТИС. Его иностранный коллега и конкурент – Digatron, который считается более точным и надежным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию