Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основы безопасности дорожного движения

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

FAQ

Основы безопасности дорожного движения (далее БДД) изучаются водителями еще при обучении в автошколе. Но одно дело – знать теорию, и совсем другое – применять ее на практике. При этом одно без другого не имеет смысла. Только используя знания и постоянно оперируя ими на дороге, новичок может стать искусным водителем.

Основы БДД

Безопасность дорожного движения – это комплекс знаний и мероприятий, которые обеспечивают юридическую и фактическую защиту людей, их собственности от дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) и их последствий, гласит avtobddinfo.ru.

Правовые и нормативные основы обеспечения БДД принимаются и изменяются постоянно, так как здоровье, обеспечение сохранности жизни граждан – одни из главных принципов государства.

Остановочный путь

Основы безопасности дорожного движения

Это отрезок, который пройдет транспортное средство (далее ТС) с момента появления опасности и реакции водителя до остановки.

Включает в себя расстояние с момента обнаружения автомобилистом возникшего препятствия и тормозной путь транспорта. То есть его длина зависит как от самого водителя, так и от ТС.

Все автомобилисты проходят специальную комиссию, чтобы подтвердить возможность управлять ТС, быстро, гарантированно верно реагировать на возникновение опасных дорожных ситуаций. Лица, занимающиеся перевозкой пассажиров, сдают аттестацию каждые пять лет. Транспортные средства проходят техосмотр и тестирование ежегодно.

Время реакции водителя

Это период от обнаружения препятствия до принятия мер уклонения от него.

Длительность реакции зависит от разных причин:

  • физические особенности водителя (возраст, изменения в зрении, слухе);
  • самочувствие (усталость, переутомление, болезнь);
  • погодные условия;
  • окружающие обстоятельства (недостаточное дорожное освещение, вечернее время, заграждающие видимость объекты).

Тормозной путь

Это отрезок, пройденный ТС от нажатия на педаль автомобильного тормоза до полной его остановки.

Продолжительность пути зависима от нескольких показателей:

  • исправность тормозной системы;
  • скорость ТС;
  • состояние дорожного покрытия;
  • наклон дороги;
  • изношенность, качество шин;
  • масса ТС.

Центробежная сила на повороте

При повороте на ТС действует сила, по законам физики «отталкивающая» объект от центра. Чем выше скорость автомобиля, тем сильнее воздействие. Важно правильно выбрать скорость относительно радиуса дуги, а также более плавную траекторию входа в поворот.

В пределах своей полосы движения необходимо максимально приблизится к внешней стороне закругления дороги (при повороте направо отклонится налево и наоборот).

В пособиях для водителей указано, что заходить в поворот следует с постоянной скоростью (сниженной заранее), либо немного ускорится. Торможение с повернутыми колесами может вызвать занос.

Важно знать! При значительном превышении скорости и неправильном входе в поворот возрастает вероятность опрокидывания автомобиля.

Скорость, обгон, видимость, свет

Эти факторы являются одними из наиболее влияющих на ДД. Законодательством установлены правовые основы ограничения скорости дорожного движения. Они зависят от местности, погодных условий. По дорогам необходимо двигаться со скоростью, указанной на обязывающих или рекомендуемых знаках. Символы указаны вдоль трас.

Существует понятие средняя скорость транспортного потока, которой не следует противоречить. Движение медленнее или быстрее данного показателя также влияет на БДД.

При обгоне сужается сфера зрения, поэтому не стоит слишком приближаться к обгоняемому объекту. Также необходимо убедиться, что автомобиль успеет вернуться в свою полосу, не мешая другим участникам ДД. Крайне важно совершать обгон так, чтобы автомобилисты видели ваше ТС в зеркала и понимали намерения.

Основные принципы безопасности дорожного движения

Казалось бы, дальний свет – большой помощник водителя. Но в условиях снегопада или тумана он неэффективен, поэтому применяется ближний свет в сочетании с противотуманками.

При приближении к высокому подъему также следует переключить дальний свет на ближний.

Другое

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения говорят о том, что даже если водитель заметил возникшее препятствие вовремя, у него должно быть достаточно расстояния, чтобы избежать столкновения. Именно для этого предусмот-рено понятие безопасная дистанция. Оно не имеет числового выражения, сущест-вуют лишь рекомендации по его исчислению.

  • в обычном режиме: половина скорости, в метрах (при движении ТС 40 км/ч дистанция должна составлять 20 метров);
  • на мокром асфальте: скорость, переведенная из км. в м. (40 км/ч – 40 метров).

Но даже если вы сами соблюдаете дистанцию, автомобиль, идущий позади, может этого не делать. Если машина едет близко, чтобы не спровоцировать ДТП, следует наблюдать в зеркала заднего вида, а торможение начинать заранее и более плавно.

Важно! Не забывайте соблюдать боковую дистанцию как по отношению к соседям по движению, так и к встречному потоку.

Детальная информация видна на видео:

Психофизиологические основы вождения

Водитель должен воспринимать большой объем информации и умело производить ее анализ, чтобы вовремя реагировать на изменения в обстановке. Весь процесс требует определенных психофизических и временных затрат.

Зрительное и слуховое восприятие

Недостаточно обладать только остротой зрения, следует также учитывать особенности восприятия глаза. Правильно определять расстояние и размер предмета возможно только при нацеливании на объект.

Важно и освещение – например, в темное время суток не видно мелких деталей, по-другому воспринимается скорость идущего на встречу автомобиля. Водитель должен быть более внимателен. Быстрое изменение освещенности может вызвать световой шок и временную слепоту. Также важен цвет – расстояние до темных предметов кажется дальше, а до светлых – ближе, чем на самом деле.

ВНИМАНИЕ! Глаз воспринимает скорость объектов ниже, чем она является на самом деле, а расстояние до объекта – выше настоящего.

Постоянное воздействие на слух также влияет на общее состояние организма, нарушая координацию вестибулярного аппарата. Шум внутри легкового автомобиля не превышает нормы, а вот в грузовых ТС, а также при громком включении музыки, восприятие информации ухудшается. Отвлекают от дороги и машины со спецсигналами, а также неожиданные громкие звуки.

Ощущения равновесия

Что такое обеспечение безопасности дорожного движения

При изменении скорости, направления движения (вверх, вниз, на поворотах) на человека воздействуют силы инерции. При перегрузке они могут вызывать неприятные или даже болезненные ощущения.

Читайте так же:
Как происходит поиск запчастей по VIN (ВИН) коду?

Поэтому важно двигаться с той скоростью, которая оптимальная для организма.

ВАЖНО! Обязательно используйте детские кресла, подходящие по возрасту и весу ребенку. Они обеспечивают необходимую поддержку, стабилизируют равновесие при ударе.

Реакция и внимание

Показатель времени ответа человека на опасную ситуацию колеблется от 0,5 до 1,6 секунды. При утомлении, усталости, болезни, неожиданности, принятии алкоголя внимание притупляется. Как вести себя в данном случае? Ответ один – наблюдайте за своим состоянием и не садитесь за руль при ухудшении самочувствия.

Другое

Люди, пребывающие в бодром, радостном состоянии, намного внимательнее, чем эмоционально подавленные водители. Поэтому их действия в опасной ситуации более быстры и координированы.

Типичными признаками переутомления считаются вялость, сонливость, отсутствие концентрации. При подобных внутренних сигналах следует быть более внимательным и осторожным на дороге. Лучше и вовсе прекратить движение.

Детальная информация видна на видео:

БДД при управлении авто в различных условиях

Каждый учащийся и опытный водитель должен знать основы безопасности движения автомобилей в ситуациях, отличных от нормы.

  1. Движение на спуске. Главное правило – не нажимать педаль тормоза без перерывов, во избежание перегрева двигателя. При долгом крутом спуске можно вести машину на пониженной передаче при постоянной скорости.
  2. Движение с места на подъеме. Следует использовать или обычный, или ручной тормоз, отпустив его в момент нажатия на газ, чтобы не допустить скатывания назад.
    ЭТО ВАЖНО! Во всех автошколах учат одному простому правилу – транспорт управляем до тех пор, пока колеса крутятся, а не заблокированы. Поэтому пользуйтесь тормозом правильно – плавно и прерывисто.
  3. Снег. Следует включить пониженную передачу либо (если есть) режим Snow.
  4. Гололед. Не допускайте резких движений руля и по возможности не тормозите. Данные правила также применимы к движению по мокрой грязи.
  5. Мокрый асфальт. При движении по воде на высокой скорости может образоваться «водная подушка», поэтому не рекомендуется езда свыше 80 км/ч. Если занос все-таки произошел, пробуйте тормозить двигателем, понижая передачи. На мокрой траве или асфальте также используют режим Snow. После въезда в лужу желательно просушить колодки, двигаясь на небольшой скорости, а на сухом участке дороги несколько раз нажав на педаль тормоза.

ВАЖНО! АБС (антиблокировочная система) выполняет торможение на грани замыкания колес. Идеально подходит в случаях заносов (когда машина идет «юзом»), но аккуратно следует использовать при скользком покрытии дороги.

Нормативно-правовые основы обеспечения

Теперь перейдем к законам.

Зачем нужно обеспечение безопасности дорожного движения

Нормативно-правовые основы и правила обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в следующих документах:

  • ФЗ №196 от 10.12.1995;
  • Указ Президента Российской Федерации №711 от 15.06.1998;
  • Постановления Правительства РФ №508 от 30.04.1997 и №567 от 19.10.2004;
  • Положение о ГИБДД МВД России;
  • Транспортная стратегия РФ до 2030 года №1734р от 22.11.2008;
  • ПДД.

Из всех перечисленных документов Федеральный закон, Транспортная стратегия и учебники правил ДД постоянно обновляются.

Основные принципы ОБДД

Безопасность на дороге – одна из важнейших задач государства.

За ею следят несколько инстанций.

Основные принципы гарантированного обеспечения безопасности движения закреплены в ст. 3 ФЗ №196:

  • сохранность здоровья и жизни людей;
  • соблюдение интересов отдельных особей и общества в целом, а также потребностей государства;
  • обязанности должностных лиц, ответственность государства за БДД;
  • целевое, программное и постоянное изменение в правилах безопасности ДД.

Первая медицинская помощь

Сохранение жизни пострадавшего в ДТП во многом зависит от того, как быстро ему оказана медицинская помощь. Это относится не только к медработникам, но и участникам ДД.

К сожалению, на лекциях в автошколах вопрос оказания первой помощи рассматривают крайне мало, конспектируя основные моменты и часто не проходя практику. Но любому водителю необходимы хотя бы минимальные знания.

  1. Обморок – кратковременная потеря сознания, вызванная испугом, болевым шоком, травмой. Неотложные действия:
    • привести пострадавшего в горизонтальное положение;
    • опустить голову;
    • освободить верхнюю часть туловища от стесняющей дыханье одежды;
    • обрызгать холодной водой;
    • дать нашатырный спирт.
  2. При травматическом шоке пострадавшего требуется согреть, обеспечить покой, дать таблетку анальгина.
  3. При артериальном кровотечении (выброс крови яркой красной струей) следует пережать аорту выше места ранения, наложив жгут. Если кровь льется непрерывно и равномерно – это венозное кровотечение, здесь необходимо плотное прижатие вены.
  4. Чтобы не занести инфекцию в раны, желательно применить любые антисептики, перевязать место чистым бинтом или марлей.
  5. При ушибах, растяжениях, вывихах, переломах следует обеспечить покой, фиксацию и охлаждение поврежденного места.
    Внимание! При травмах черепа или обмороках важно следить, чтобы человек не задохнулся, если начнется рвота – для этого поверните его голову немного на бок. Желательно не трогать пострадавшего до появления медиков.
  6. Остановка дыхания или сердца. Необходимо начать искусственное дыхание, а в последнем случае – сочетать его с непрямым массажем сердца.

Правила безопасности дорожного движения

Для самостоятельного изучения правил оказания первой помощи следует ознакомиться с пособиями и книгами, желательно посетить занятия, которые часто устраивают при автошколах, а также в медицинских учреждениях в качестве государственной программы.

Такие лекции проводятся бесплатно. После прохождения курсов участниками сдаются экзаменационные тесты по основам ПМП.

Выводы

Аварийность на дорогах – серьезная международная проблема, требующая не только законодательного регулирования, но и изменения в уровне сознательности граждан, являющихся сторонами в ДД. Это относится как к водителям, так и к пассажирам, пешеходам.

Важно повышать теоретическую грамотность всех участников, начиная со школьников, проводя уроки безопасности.

Политика государства должна быть направлена на предотвращение ДТП с любыми травматическими исходами, а простым гражданам следует соблюдать ПДД и быть осмотрительными в любых ситуациях на или возле дороги.

Как оказывать первую медицинскую помощь при ДТП можно узнать из следующего видео:

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями)

  • +–Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4)
    • Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные термины
    • Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения
    • Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской Федерации
    • Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения
    • Статья 6. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и владельцев частных автомобильных дорог в области обеспечения безопасности дорожного движения
    • Статья 7 (утратила силу)
    • Статья 8. Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения
    • Статья 9. Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения
    • Статья 10. Программы обеспечения безопасности дорожного движения
    • Статья 11. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог
    • Статья 12. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог
    • Статья 13. Обустройство дорог объектами сервиса
    • Статья 14. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам
    • Статья 15. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при изготовлении и реализации транспортных средств, их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей
    • Статья 16. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств
    • Статья 17. Технический осмотр транспортных средств
    • Статья 18. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
    • Статья 19. Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств
    • Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств
    • Статья 21. Мероприятия по организации дорожного движения
    • Статья 22. Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации
    • Статья 23. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения
    • Статья 23.1. Медицинские противопоказания, медицинские показания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами
    • Статья 24. Права и обязанности участников дорожного движения
    • Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами
    • Статья 26. Условия получения права на управление транспортными средствами
    • Статья 27 (утратила силу)
    • Статья 28. Основания прекращения, приостановления действия права на управление транспортными средствами
    • Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах
    • Статья 30. Контроль (надзор) в области безопасности дорожного движения
    • Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
    • Статья 32. Международные договоры Российской Федерации
    • Статья 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ
    «О безопасности дорожного движения»

    С изменениями и дополнениями от:

    2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 декабря 2008 г., 25 ноября 2009 г., 23, 27 июля 2010 г., 21 апреля, 1, 11, 18, 19 июля 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 26 апреля, 7 мая, 2, 23 июля, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 14 октября 2014 г., 23 мая, 8 июня, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 5 апреля, 1 мая, 3 июля 2016 г., 26 июля, 20, 29 декабря 2017 г., 3 августа, 30 октября, 27 декабря 2018 г., 30 июля 2019 г., 8 декабря 2020 г., 26 мая, 11 июня, 2 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    10 декабря 1995 года

    Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, закрепляет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, полномочия РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в данной сфере, а также устанавливает основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения.

    В целях реализации государственной политики Законом предусмотрена разработка федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

    Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"

    Настоящий Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 26 декабря 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г., N 50, ст. 4873

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 22 августа 2021 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 155-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 6 июня 2021 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 508-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 27 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.

    Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 398-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ)

    Изменения вступают в силу с 21 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 204-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 259-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 126-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 340-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2016 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 143-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 437-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ и от 23 мая 2015 г. N 130-ФЗ)

    Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, внесенных абзацем тридцать восьмым пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона, вступающим в силу с 1 июня 2017 г., и изменений, внесенных абзацем сорок третьим пункта 2 статьи 1 названного Федерального закона, вступающих в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 26 апреля 2013 г. N 65-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 192-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

    Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 169-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

    Федеральный закон от 2 марта 1999 г. N 41-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    Время реакции,утомление
    В соответствии с пунктом 10.1 Правил при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до экстренной остановки транспортного средства. Рассмотрим процесс экстренной остановки подробнее. Водитель, обнаружив опасность и оценив дорожную ситуацию, принимает решение об экстренной остановке автомобиля. Затем он переносит ногу с педали газа на педаль тормоза и нажимает ее. Время, затрачиваемое на эти действия (от обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза) принято называть временем реакции водителя. Автомобиль все это время движется без снижения скорости.
    Время реакции у различных людей неодинаково, в среднем в пределах 0,5—1,5 с.

    У одного и того же человека оно может изменяться. Так, алкоголь увеличивает время реакции в 2—4 раза.(Билет 2, в20) (Билет33,в20)
    Признаки утомления — внимание притупляется, наступает сонливость и вялость.(Билет 6,в20), при этом время реакции водителя увеличивается (Билет 31 в20).

    Остановочный путь, торможение, занос
    Остановочным путем называется расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Таким образом, остановочный путь включает в себя тормозной путь и еще некоторое расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода до наступления максимального замедления.(Билет2,в19)
    При торможении кинетическая энергия автомобиля переходит в работу трения в рабочих элементах тормозной системы (трение возникает между фрикционными накладками колодок и тормозными барабанами или дисками), а также между шинами и дорогой.
    При движении автомобиля с прицепом из-за увеличения движущейся массы при прочих равных условиях возрастает значение кинетической энергии, что приводит к увеличению тормозного пути.(Билет17,в19)
    Тормозной путь автомобиля зависит от коэффициента сцепления колес с дорогой. Если при торможении тормозная сила превысит силу сцепления колес с дорогой, то автомобиль будет продолжать движение юзом, т. е. с заблокированными (не вращающимися) колесами. Юз увеличивает тормозной путь, может привести к заносу автомобиля и его последующему опрокидыванию. К тому же автомобиль с заблокированными управляемыми (передними) колесами не реагирует на поворот руля, продолжая движение по первоначальной траектории.
    Торможение с блокировкой колес чаще всего возникает на скользкой дороге. Чтобы избежать этого опасного явления, тормозить следует ступенчатым прерывистым нажатием на педаль тормоза (Билет26,в19). Как только колеса автомобиля приближаются к заблокированному состоянию, следует слегка отпустить педаль тормоза, не допустив юза, а затем нажать ее вновь.При экстренном торможенииавтомобиля не оборудованного антиблокировочной системой – тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колес(Билет20,в19) При экстренном торможенииавтомобиля оборудованного антиблокировочной системой – тормозить нажатием на педаль тормоза до упора и удерживать её до полной остановки(Билет36,в19).
    Кроме того, на скользкой дороге не следует до значительного снижения скорости отделять двигатель от ведущих колес, т. е. не следует выключать сцепление или передачу. Имейте в виду, что даже летом дорога может стать скользкой. Начало дождя наиболее опасный момент. Частицы пыли, резины от колес, грязь, смачиваясь, образуют скользкую пленку, которая затем смывается с дороги усиливающимся дождем. Поэтому при начале дождя снижайте скорость и будьте особенно осторожны.(Билет24,в19)
    При резком торможении под действием силы инерции происходит перераспределение нагрузки по осям (автомобиль «кивает» вперед). Нагрузка на переднюю ось увеличивается, а на заднюю ось — уменьшается. Сцепление задних колес с дорогой ухудшается, поэтому задние колеса легче затормозить и они более подвержены блокировке при резком торможении.
    При возникновении заноса следует, прежде всего, устранить его причину. Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля, следует слегка уменьшить подачу топлива (ослабить нажатие на педаль газа) и повернуть руль в сторону заноса.(Билет28,в19).При заносе вызванного резким ускорение необходимо уменьшить нажатие на педаль (Билет18,в19).
    Для прекращения заноса, вызванного торможением, водитель в первую очередь должен прекратить начатое торможение.(Билет19,в19)
    При заносе задней оси переднеприводного автомобиля (когда задние колеса при боковом скольжении пытаются обогнать передние) рекомендуется слегка увеличить подачу топлива и корректировать направление движения рулевым колесом, чтобы выровнять (вытянуть) автомобиль вдоль дороги(Билет3,в19), .(Билет27,в19)
    На заднеприводном автомобиле увеличение скорости только усилит занос задней оси (задние колеса пытаются обогнать передние), что может привести к опрокидыванию автомобиля.
    При движении по прямой на большой скорости переднеприводной автомобиль более устойчив, так как передние ведущие колеса «вытягивают» его вдоль дороги, обеспечивая лучшую курсовую устойчивость по сравнению с заднеприводным автомобилем)
    Для предотвращения опасных последствий заноса следует быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять автомобиль, чтобы не вызвать занос его противоположной оси.(Билет 4, в19)
    Попав на небольшой участок скользкой дороги, не меняйте траекторию и скорость движения, чтобы не спровоцировать занос автомобиля.(Билет13,в19)

    О безопасности дорожного движения

    Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

    Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно — транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

    Статья 2. Основные термины

    Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные термины:

    дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

    безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно — транспортных происшествий и их последствий;

    дорожно — транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб;

    обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно — транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;

    участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

    организация дорожного движения — комплекс организационно — правовых, организационно — технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

    дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

    транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

    Статья 3. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

    Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

    приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

    приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

    соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

    программно — целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Статья 4. Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения

    Законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ
    ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

    Статья 5. Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

    Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
    установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно — транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

    регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

    разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

    осуществления деятельности по организации дорожного движения;
    материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

    организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

    проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

    осуществления обязательной сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;

    лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

    проведения социально ориентированной политики в области страхования на транспорте;

    осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Статья 6. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения

    1. В ведении Российской Федерации находятся:

    формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

    установление правовых основ обеспечения безопасности дорожного движения;
    установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

    контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

    создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения;

    разработка и утверждение федеральных программ повышения безопасности дорожного движения и их финансовое обеспечение;

    образование федерального специализированного фонда обеспечения безопасности дорожного движения;

    организация и осуществление федеральными органами исполнительной власти или их региональными структурами государственного надзора и контроля за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения;
    координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;

    заключение международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
    2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    3. Субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    4. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

    Статья 7. Исключена. — Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

    Статья 8. Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

    1. Общественные объединения, созданные для защиты прав и законных интересов граждан, участвующих в дорожном движении, в целях объединения коллективных усилий членов этих организаций для предотвращения дорожно — транспортных происшествий, в соответствии с их уставами имеют право в установленном законами порядке:

    вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по осуществлению мероприятий и совершенствованию правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

    проводить по просьбе членов общественных объединений исследования причин и обстоятельств дорожно — транспортных происшествий, передавать материалы в прокуратуру и представлять интересы своих членов в суде;
    проводить мероприятия по профилактике аварийности.

    2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты могут привлекать с их согласия общественные объединения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Статья 9. Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения

    1. На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно — транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению.

    2. Система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    3. Порядок ведения государственного учета, использования учетных сведений и формирования отчетных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается Правительством Российской Федерации.

    — Разместил/а 10 декабря 1995, 11:16, отредактировано 07 апреля 2018, 18:16

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию