Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Отличия видов климат-контроля

Отличия видов климат-контроля

Что такое климат-контроль? Климат-контроль — технологичная система отопления/вентиляции внутреннего убранства. За основу создания «климата» взят кондиционер. Установка, как правило, имеет два режима:

  • автоматический. Когда блок управления «климатом» самостоятельно выбирает оптимальную температуру/направление воздушных масс, ориентируясь на показания соответствующих датчиков;
  • ручной. Температура воздуха выставляется самостоятельно при помощи органов управления (скорость вентилятора, направление воздуха, режим «рециркуляции»).

Принцип работы

Климат-контроль в автомобиле функционирует посредством связки кондиционер/радиатор отопителя. При помощи взаимодействия этих узлов удается поддерживать заданную температуру воздуха и осуществлять его доставку в салон.

В процессе работы «климата» участвуют вентиляционные/отопительные системы, а также система кондиционирования воздуха. Все три составляющие объединены в единый блок управления.

Схема кондиционирования салона автомобиля

При этом, каждая система состоит из нескольких узлов. Тот же кондиционер включает в себя компрессор, испаритель, ресивер, конденсатор.

Радиатор отопителя и вентилятор приточного воздуха составляют костяк отопительно-вентиляционной системы.

Климат-контроль в машине бывает:

  • однозонный (стандартный);
  • двухзонный (на водителя/переднего пассажира);
  • трехзонный (дополнительно: на задний ряд сидений);
  • четырехзонный (дополнительно: деление климатической системы заднего ряда на две зоны);

Многозонные климатические установки позволяют изменять температуру/направление воздушных потоков для каждого сидящего в салоне индивидуально. Кроме этого, «климат» может быть интеллектуальным: самостоятельно изменять температуру воздуха и скорость вращения вентилятора. Климат-контроль в автомобиле представительского класса также позволяет менять степень освещенности внутреннего убранства посредством солнцезащитных шторок.

Управление

Поддержание необходимого микроклимата салона возможно при помощи следующих узлов:

  • блок управления. Посредством электроники идет обработка поступающей информации с датчиков. Специальная программа автоматически расшифровывает приходящие данные, после чего формулируются и передаются указания на приводящие устройства;
  • приводящие устройства: различные движки на электрическом приводе, заслонки;
  • датчики входа.

Датчики

  1. Фотодиодный. Выявляет уровень внешнего освещения.
  2. Датчик входа (наружный). Определяет температуру воздуха за бортом и сверяет с салонной. Расположен на передней части автомобиля, за бампером.
  3. Датчики выхода. Идентифицируют салонную температуру воздуха.
  4. Датчики температуры испарителя.
  5. Датчик, определяющие давление (кондиционер).
  6. Датчики приводящих устройств.
  7. Датчик солнца. Крепится на ветровое стекло, на основании определения влияния солнечных лучей повышает/снижает температуру в салоне.
  8. Датчик определения положения солнца относительно автомобиля. Можно встретить данную функцию в машине премиум-класса. Идут в комплектации с многозонными установками. Суть устройства заключается в определении разности температуры в салоне и восстановление ее баланса.

Каждый датчик работает следующим образом: аналоговые сигналы преобразуются в цифровые, и поступают в блок управления «климатом».

Приводящие (исполнительные) элементы климатической установки:

  • механические/электрические приводы;
  • моторчик вентилятора.

Элементы приводятся в действие через единый блок управления, который подает соответствующие сигналы.

Дефлекторы воздушных масс

Заслонки управляют потоками воздуха и позволяют использовать климат-контроль более рационально. Виды:

  • центральная. Смешивает потоки горячих/холодных воздушных масс;
  • рециркулирующие. Позволяет закрыть/открыть поступление воздуха в салон из улицы. Не рекомендовано часто пользоваться режимом рециркуляции во избежание образования конденсата на испарителе, так как воздух внутри салона имеет большую влажность относительно наружного;
  • вентиляция окон;
  • для приточного воздуха;
  • отдельные заслонки. Для пассажиров заднего ряда, а также многозонных установок.

Что предпочтительней?

Кондиционер или климат-контроль – что лучше? По сути, «климат» – это и есть кондиционер, только более функциональный. Ответ на вопрос напрашивается сам собой, но не все так просто.

  • возможность установки фиксированной температуры воздуха. Кондиционер может только уменьшать/повышать скорость вращения вентилятора, иными словами – просто морозить. Тогда как его оппонент позволяет как охлаждать поток воздушных масс, так и греть;
  • наличие автоматического режима. Кондиционер данной функции лишен, из-за чего приходится постоянно отвлекаться на его регулировку;
  • умение экономить расход топлива посредством отключения оборудования по достижении им нужной температуры. Кондиционер же работает до тех пор, пока его не отключишь вручную;
  • «климат» лучше переносится человеческим организмом за счет более мягкого перехода температуры. Это возможно благодаря датчикам в салоне, которые посылают импульсы на блок управления, а тот, в свою очередь, выставляет щадящий температурный режим. Поэтому, меньше риск простудиться. Кондиционер выдает холодный воздух резко, создавая резонанс между температурой за бортом и салонной – что чревато.

Недостаток обоих систем общий – снижение мощности двигателя (порядка семи лошадей), что влияет на динамические качества автомобиля.

Климат-контроль и его близкий родственник обслуживаются одинаково – проверка систем и замена фриона осуществляются два раза в год.

Установка «климата»

Те, у кого климат-контроль в автомобиле по какой-то причине не предусмотрен (небогатая комплектация) могут установить его самостоятельно (лучше обратиться за помощью к специализированному сервису/официальному дилеру). Предусмотрен общий алгоритм действий:

  1. Аккуратно снять центральную консоль, перчаточный ящик с торпедо.
  2. Отверстие рециркуляции воздушных масс размещено под слоем звукоизоляции.
  3. Слить антифриз с печки, снять ее.
  4. Отсоединить проводку (аккумуляторная батарея).
  5. Разметить область рециркулирующего отверстия и вырезать его.
  6. Сделать отверстия для крепежей испарителя, после – подключить его.
  7. В металлической перегородке между моторным отсеком и салоном необходимо также сделать отверстие (со стороны водителя), но с учетом безопасности, ибо рядом проходят топливные магистрали.
  8. Заменить проводку вентилятора охлаждения в подкапотном пространстве специальной проводкой , которая предназначается для датчиков «климата».
  9. Интегрировать и подключить потолочный/вентиляционный датчики.
  10. Протянуть проводку (и АКБ тоже) по проделанным отверстиям.
  11. Подсоединить разъемы на испаритель/блок отопителя, а также разместить данные узлы в отведенные для ни ниши.
  12. Предварительно проверить работоспособность интегрированного оборудования.
  13. Установить радиатор.
  14. Поставить кронштейны под компрессор.
  15. Интегрировать проводящие фреон магистрали.
  16. Зафиксировать компрессор, а также вентиляторы и нужные шланги.
  17. Установить новую дроссельную заслонку, осушитель. Провести диагностику работоспособности магистралей.
  18. Проверить герметичность соединений, заправить систему фреоном.
  19. После установки климат-контроль нуждается в контрольной проверки на функционирование датчиков и прилагающихся к нему систем. Если все работает исправно – приступать к сборке панели.

Что такое климат контроль в автомобиле

Обеспечение комфортного нахождения водителя и пассажиров в салоне автомобиля является обязательным условием его функционирования. Возможность создания оптимального микроклимата реализована во всех современных автомобилях, которые оборудуются кондиционером или системой климат контроля. В данной статье мы попытаемся разобраться, что такое климат контроль в автомобиле, в чем особенности его работы и принципиальные отличия от штатного кондиционера.

Читайте так же:
Как узнать задолженность по транспортному налогу

Климат контроль является системой, работа которой направлена на автоматическое поддержание заранее установленного температурного режима в салоне автомобиля в целом или же в определенной его части. Система климат контроля может функционировать как автоматически, так и в зависимости от пользовательских настроек, если необходимо, к примеру, прогреть обледенелое ветровое стекло или же создать первоочередный комфорт в какой-то конкретной зоне салона.

Последние автомобильные разработки характеризуются наличием климат контроля, способного регулировать температуру воздуха салона с учетом степени проникновения солнечных лучей, а также с ориентиром на безопасность климатической системы для здоровья человека.

Как работает климат контроль в автомобиле

Конструктивно система климат контроля автомобиля объединяет в себе следующие элементы: кондиционер, отопительное оборудование, воздушные фильтры, различные датчики. Все эти элементы климатической системы взаимодействуют между собой за счет управляющей электроники, которая активирует необходимое устройство после считывания информации с датчиков.

движение воздуха, создаваемое климат контролем

Движение воздуха, создаваемое климат контролем

Система климат контроля способна регулировать объем подаваемого в определенную часть салона воздуха, ориентируясь на показания каждого отдельного датчика. Если фактическая температура воздуха превышает заданную, начнется работа кондиционера, вырабатывающего холодный воздух. Устройство будет активно до тех пор, пока значение фактической температуры не станет равным установленному пользователем.

В случае отрицательной разницы фактической и заданной температур электроника отдаст сигнал на включение отопительной системы с целью подготовки теплого воздуха.

Необходимо учитывать отсутствие четкого разграничения между работой кондиционера и отопительного устройства. Данные элементы функционируют сообща, подготавливая воздух, который впоследствии смешивается до требуемой общей температуры.

Читайте также: Что такое ЭБУ (Электронный Блок Управления) и как он управляет работой климат контроля и другими системами автомобиля.

Существует автоматический и ручной режимы функционирования климат контроля. В первом случае пользователь задает нужную температуру, а система заботится о качестве и объеме подаваемой в салон автомобиля воздушной массы. В ручном режиме пользователю доступна частичная или полная регулировка узлов, отвечающих за создание микроклимата. Последний может быть полезен в условиях непредвиденной температуры окружающей среды, когда водителю необходимо быстро подогреть (в зимнее время) или охладить (в летний период) салонный воздух.

интерфейс для управления климат контролем

Интерфейс для управления климат контролем

  1. Источником создания холодного и теплого воздуха для климатической системы является автомобильный двигатель. Только его включенное состояние даст возможность установить необходимую температуру воздуха в салоне.
  2. Эффективная работа климат контроля возможна только при закрытых окнах автомобиля. В противном случае в салон будут попадать уличные потоки воздуха, что приведет к работе климатического оборудования в условиях сильных нагрузок и повышенному расходу горючего.
  3. Климат контроль и кондиционер редко создают опасность для здоровья находящихся в салоне автомобиля людей при закрытых окнах, так как климатическая система подает воздух с постепенно уменьшающейся температурой.
  4. Работающая система климат контроля является причиной увеличенного топливного расхода. Особенно это заметно в теплый период, когда требуется работа кондиционера.
  5. Салонный воздушный фильтр должен иметь незначительный физический износ и поддерживаться в чистом состоянии, иначе это скажется на эффективности функционирования климатической системы.

Что такое однозонный, двухзонный и многозонный климат контроль

Самой простой разновидностью климат контроля является однозонный вариант. Он предусматривает рассредоточение воздуха определенной температуры по всему периметру салона. В данном случае водителю и пассажирам приходится искать компромисс в установлении температурного режима.

Двухзонный климат контроль дает возможность расположенному на переднем сиденье пассажиру устанавливать желаемую температуру воздуха, которая будет отличаться от температуры, установленной в зоне водителя. Отметим существование предела разницы между температурой в водительской и пассажирской зоне (например, если водитель выставил температуру 23 градуса Цельсия, а передний пассажир – 27 градусов, то последующее повышение температуры пассажиром на 1 градус автоматически увеличит температуру в зоне водителя на аналогичное значение). Двухзонный климат контроль является наиболее распространенным видом многозонного климат контроля.

четырех зонный климат контроль

Четырех зонный климат контроль

Отличительной характеристикой трехзонного климат контроля является возможность создания отдельной температуры в зонах водителя и переднего пассажира, а также на заднем ряду сидений.

Установленный в автомобиле четырехзонный климат контроль позволяет регулировать температуру воздуха в каждой четверти салона автомобиля.

Читайте также: Как уменьшить расход бензина при использовании климат контроля или кондиционера.

Виды и устройство климат контроля в автомобиле

При выборе автомобиля не последнее место в характеристиках занимает наличие климат контроля. Это климатическое оборудование, которое опережает по уровню комфорта привычный многим кондиционер. Он требует минимум внимания к управлению и осуществляет контроль температуры в автоматическом режиме.

Климат-контроль авто

Задав определённые параметры, система автоматически поддерживает их

Умное оборудование, позволяющее не отвлекаться от управления самим автомобилем, не страдая от жары или чрезмерного холода в салоне.

Особенности системы

Сначала узнаем, что же такое климат контроль в автомобилях и зачем он там нужен. С функциями всё понятно, поскольку это оборудование для создания комфорта внутри машины.

Климатический контроль (КК) включает в себя:

  • кондиционер;
  • датчики считывания температуры;
  • датчики уровня влажности;
  • отопительное оборудование;
  • электронный блок управления;
  • системы фильтрации.

Суммарно эти компоненты создают единую систему, которая поддерживает оптимальный микроклимат внутри авто, вне зависимости от климатических условий за его пределами (на улице).

У КК простой принцип работы. Он основан на электронном процессоре, который имеет так называемую обратную связь. На этот процессор поступает актуальная информация с разных датчиков, определяя параметры температуры на разных участках салона.

С помощью управляющего блока климат контролем каждый водитель выбирает необходимые ему параметры. Процессор постоянно поддерживает предварительно заданные режимы, опираясь на поступающую от датчиков информацию.

Читайте так же:
Что такое разболтовка колесных дисков и как ее измерить

Блок управления климат-контролем

Если где-то температура падает или растёт, режим работы меняется, снижая или повышая активность отопительной и охладительной систем

Климатический контроль состоит из отопления и охлаждения, а кондиционер работает только на охлаждение. Отопительное оборудование функционирует отдельно от него. Такое устройство позволяет использовать возможности КК зимой и летом. Дополнительно система способна подсушивать воздух, устраняя проблему повышенной влажности в салоне. Так приятнее себя чувствуют водитель и его пассажиры, и в салоне транспортного средства не запотевают стёкла.

Современные КК дополнительно оснащаются датчиками УФ-излучений. Они нужны для того, чтобы отопительно-охлаждающая система учитывала влияние солнечных излучений на параметры температуры внутри автомобиля.

Приятным бонусом может стать функция рециркуляции поступающего в машину воздуха. Это актуально, если наружный забираемый воздух загрязнён. Если он окажется опасным для пассажиров, тогда КК переходит на многократное использование того воздуха, который находится внутри машины. На большинстве авто это происходит в автоматическом режиме, водителю ничего нажимать и переключать не приходится.

Автопроизводители устанавливают в машине разные виды климат контроля. Их классифицируют в зависимости от:

  • мощности;
  • наличия разных рабочих зон;
  • удобства контроля;
  • дополнительных функций.

Основным критерием различия является количество зон. Системы могут быть:

  • однозонными;
  • двухзонными;
  • трёхзонными;
  • четырёхзонными.

Они имеют между собой отличия, о которых стоит узнать до покупки автомобиля с тем или иным видом системы:

Двухзонный климат-контроль

    . Это самые простые системы, которые функционируют по описанному ранее принципу и позволяют регулировать рабочие параметры в зоне водителя и переднего пассажира.
  1. Двухзонные системы. Пространство между передним пассажиром и водителем разделено так, чтобы для каждой части можно было выставлять индивидуальные параметры. Это обеспечивает дополнительный комфорт.
  2. Трёхзонные и четырёхзонные. С их помощью индивидуальные настройки доступны для пассажиров, которые сидят сзади. Четырёхзонные КК самые современные и комфортабельные.

Ключевым недостатком кондиционера перед климатическим контролем является наличие только двух функций. Кондиционер может осушать и охлаждать поступающий воздух в машине, но обратной связи у него нет. Потому водитель должен вручную регулировать все параметры.

Обратная связь выгодно отличает климат контроль и делает машины, оснащённые этой системой, предпочтительнее тех автомобилей, в которых установлен обычный кондиционер.

Даже самые простые КК однозонного типа могут автоматически подогревать и охлаждать внутренний воздух в следующих зонах:

  • голова и ноги;
  • только ноги;
  • только голова;
  • ноги и ветровое (лобовое) стекло;
  • лобовое стекло (такой режим нужен для защиты от запотевания).

У многозонных автомобильных систем режимов работы больше, и они позволяют адаптировать работу под индивидуальные потребности водителя и пассажиров его автомобиля.

Устройство

Нетрудно разобраться в том, как пользоваться климат контролем и включать разные режимы его работы. Но автовладельцу рекомендуется предварительно познакомиться с устройством этой системы.

Принцип работы климат-контроля

Она включает в себя большое количество элементов, но основными являются 3:

  1. ЭБУ. Блок управления считается главной составляющей климат контроля, поскольку он отвечает за рабочие процессы. Состоит из контроллера, программного управления и системы для ввода данных. Используются электронные и механические регуляторы, в зависимости от модели. Современные ЭБУ позволяют осуществлять управление с помощью цифровых данных и пульта ДУ.
  2. Датчики. Их устанавливают внутри и снаружи транспортного средства. На многозонных системах в машинах используется большее количество считывающих устройств, передающих полученную информацию на ЭБУ.
  3. Исполнительные устройства. Это отопительная система, охлаждающее оборудование, заслонки, электроприводы двигателей, вентиляторы, дефлекторы, разные фильтры и прочие компоненты.

Необязательно знать каждый элемент, входящий в состав климатического оборудования. Для водителя важно уметь грамотно управлять системой и проводить периодические профилактические мероприятия. Это позволит избежать серьёзных поломок и дорогостоящего ремонта.

Принципы управления

В зависимости от модели, марки и года выпуска машины, на них используются разные управляющие органы. Но обозначения применяют стандартизированные, чтобы у водителей не возникало проблем с включением системы при пересадке на другие автомобили.

Включение режима кондиционера

  • для включения системы предусмотрена кнопка On/Off или клавиша, на которой изображается разорванный кружок;
  • чтобы перейти в режим использования кондиционера, есть кнопка A/C;
  • для регулирования общей температуры или параметров разных зон применяют валики или кнопки, стандартный регулировочный шаг составляет 0,5 градуса Цельсия;
  • нажав кнопку Auto, вы переведёте климатическую систему в удобный режим автоматического поддержания заданных ранее параметров;
  • на блоках управления климатическим контролем есть несколько клавиш, с помощью которых меняют направление движение воздуха внутри салона автомобиля, минимум их бывает 3. Они переводят систему на обдув в зоне ног, ног и голову и лобового стекла. Но на современных автомобилях их намного больше.

Управлять системой в машине достаточно просто. Вам нужно вращающимися регуляторами и кнопками выставить нужные параметры и выбрать требуемую область обдува подогретым или охлаждённым воздухом.

Но каждый автомобиль может иметь свои уникальные нюансы. Потому с правильно работающим отоплением и охладителем рекомендуем разбираться с помощью руководства по эксплуатации для конкретной модели автомобиля.

Для достижения оптимальных рабочих характеристик рекомендуется использовать высокие обороты двигателя. Если вы хотите, чтобы салон быстрее охладился или прогрелся, после выбора нужных параметров перейдите на низкую передачу и поднимите обороты мотора. Как только температура дойдёт до оптимальных показателей, можно возвращаться к нормальному режиму работы силового агрегата.

Профилактика и грамотная эксплуатация

Кондиционер или отопитель, работающий в составе климат контроля, нужно поддерживать в оптимальном техническом состоянии.

Водители допускают элементарные ошибки при эксплуатации системы и толком не понимают, как работает климат контроль в автомобиле.

Есть несколько рекомендаций, которые помогут избежать нежелательных поломок и дорогостоящего ремонта КК:

Автосервис

  • минимум раз в год проверяйте систему на предмет герметичности, поскольку используемый хладагент может вытекать через треснувшие патрубки, ослабшие крепления и другие повреждённые участки;
  • следите за уровнем охладителя и по мере его снижения проводите дозаправку (это дешевле, чем полностью заправить систему);
  • для ремонта и обслуживания обращайтесь только в специализированные сервисные центры, поскольку самостоятельно чинить такое оборудование не рекомендуется;
  • параллельно с дозаправкой делайте диагностику работы электронного блока;
  • систему рекомендуется включать минимум через 1 минуту после запуска мотора и отключать её хотя бы за 1 минуту до остановки двигателя;
  • чтобы избежать проблем со здоровьем, выставляйте температуру внутри салона не ниже 10 градусов по сравнению с наружной температурой (если на улице 30 градусов Цельсия, кондиционер рекомендуется включать не холоднее 20 градусов);
  • периодически меняйте салонный фильтр, особенно при регулярном использовании охлаждения и отопления;
  • проводите чистку радиатора (кондиционера) для избавления от накопившейся пыли, включая режим продува раз в месяц на 5 – 10 минут;
  • очищайте вентиляцию салона с помощью доступных методов, чтобы избавиться от загрязнений и скапливающихся вредных микроорганизмов.
Читайте так же:
Режим овердрайв в АКПП

Простые меры, которые помогут продлить жизнь вашему климатическому оборудованию. Если не придерживаться этих рекомендаций, будете регулярно сталкиваться с проблемами и дорогостоящим ремонтом.

Сильные и слабые стороны

Подводя итоги, хотим рассмотреть преимущества и недостатки, характерные для климат контроля в современных автомобилях.

Начнём с положительных качеств. К ним можно отнести:

  • высокий уровень комфорта при нахождении внутри машины;
  • быстрое охлаждение и обогрев задних пассажиров (на многозонных системах);
  • работа в автоматическом режиме минимизирует необходимость контроля со стороны водителя;
  • система обладает большим количеством настраиваемых характеристик;
  • удобный и понятный интерфейс, позволяющий даже при первой посадке в машину быстро разобраться с управлением.

Но не всё так радужно. Наличие КК в машине подразумевает некоторые недостатки:

Увеличение расхода топлива

  1. Стоимость автомобиля. Машины с климат контролем стоят дороже тех, где стоит кондиционер или отсутствует функция охлаждения вовсе.
  2. Обслуживание и ремонт. Эти процедуры стоят больше, потому при серьёзных поломках и заправках хладагентом придётся вложить приличную сумму денег.
  3. Воздействие на расход топлива. Включение КК увеличивает количество затрачиваемого горючего во время поездок.
  4. Ремонт своими руками. Он практически невозможен, поскольку здесь требуются специализированное оборудование и навыки. Покупать всё необходимое для самостоятельного ремонта личной машины не имеет смысла, потому проще обратиться в автосервис. А это дополнительные расходы.

Да, недостатки есть, но они не такие существенные, чтобы отказываться от очевидных преимуществ климат контроля. Потому большинство современных автомобилей производители оснащают КК уже в начальных комплектациях. Конкуренция на рынке и новые разработки позволяют постепенно снизить стоимость машин с установленным климатическим оборудованием, что приятно радует покупателей с ограниченным бюджетом.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и рассказывайте о нашем сайте своим знакомым!

Климат контроль в автомобиле

Одно из удобств современных транспортных средств — это наличие климат-контроля, кондиционера. Многие думают, что климат контроль и кондиционер одно и тоже, но это не так. Главное отличие в том, что климат контроль постоянно поддерживает заданные климатические нормы. Система поддержания климата в салоне может быть только однозонной, то есть направлять воздух только в одном направлении, а может быть многозонной, то есть по периметру салона может распределяться источник подачи воздуха. В сегодняшней статье разберем, по каким причинам не включается климат контроль автомобиля, как чистить климат контроль, плюсы и минусы.

Климат-контроль в автомобиле

Автомобильный климат контроль, сокращенно КК — это совокупность устройств, которые контролируют заданную температуру в салона авто вне зависимости от того, какая температура за бортом.

В систему входят:
  • кондиционер;
  • отопитель;
  • датчик температуры и влажности;
  • система фильтрации;
  • электронный блок управления (ЭБУ).

КК — электронное устройство, принцип работы которого основан на передачи и получения информации с датчиков температуры из разных углов салона на электронный блок управления. Водитель задает, какая должна быть температура в салоне, система поддерживает эту температуру, если она превышает заданную, то система включает охладитель, если становится прохладно, то система нагревает воздух.

электрический климат контроль

Отличие климат контроля от кондиционера еще в том, что кондиционер только охлаждает, а климат контроль состоит из кондиционера и отопителя.

Подаваемый воздух, он высушивается, поэтому стекла изнутри не запотевают. В некоторых марок автомобилей устанавливаются ионизаторы воздуха.

Система климат-контроля умная, если воздух снаружи грязный, система автоматически рециркулирует воздух. Система фильтрации определяет, насколько превышает предельную допустимую норму вредных веществ в воздухе, не превышает, то воздух попадает снаружи.

Типы и виды климат контроля автомобиля

КК классифицируются по мощности, удобству управлению, количеством рабочих зон, дополнительных функций.

Виды климат контролей по рабочим зонам:
  1. Однозонные.
  2. Двухзонные.
  3. Трехзонные.
  4. Четырехзонные.
  1. Самая простая система — это однозонная, которая охлаждает или нагревает только зону водителя и впереди сидящего пассажира.
  2. Двухзонный климат контроль, как и однозонный, направляет поток воздуха только в район водителя и переднего пассажира. Только можно уже регулировать, можно установить разные температуры для зоны водителя и зоны пассажира.
  3. Трехзонный КК дает возможность задать температуру области для задних пассажиров.
  4. Четырехзонный КК — это самый усовершенствованный климат контроль.
Отличия в управлении кондиционера от климат-контроля

Кондиционер охлаждает и сушит воздух. Водителю приходится в режиме онлайн регулировать подаваемую температуру.

Основное отличие — это то, что у кондиционера нет обратной связи, то есть нельзя задать нужный режим.

Автоматические режимы работы однозонного климат-контроля

Можно настроить подачу воздуха на:

  • ноги;
  • голову;
  • голову и ноги;
  • ветровое стекло и ноги;
  • ветровое стекло.

Многозонные, соответственно, имеют много разных направлений.

Устройство автомобильного климат-контроля

Эта система относится к сложным, потому как там есть и электроника, и охладитель, и отопитель.

Состоит она из:
  1. Электронного блока управления.
  2. Датчиков температуры и влажности.
  3. Исполнительных механизмов.

ЭБУ — это мозг системы. В него входит контроллер с программным управлением и системой внесения данных. За работой следит ЭБУ. Он следит за скоростью вращения вентилятора, информацией о температуре, которую передают датчики, положениями заслонок.

Датчики. Их устанавливают и в салоне автомобиля, и снаружи. В зависимости от скольки зонная система, устанавливается такое количество датчиков. Их монтируют прямо на выходе потока воздуха, чтобы температура показывалась точнее.

Читайте так же:
Устанавливаем люк на крышу авто

Исполнительные механизмы. Сюда входит сам отопитель (печка) и охладитель (кондиционер), а также вентиляторы, заслонки электродвигатели, воздуховоды, дефлекторы и тому подобное.

Как пользоваться климат-контролем

Кто впервые купил автомобиль с климат контролем, сразу начинает задавать вопрос, как включать КК, как настраивать и т.д.

Стандартное обозначение кнопки включения-выключения — это ON-OFF.

Для включения кондиционера кнопка обозначается так — А/С.

Максимальная разницу обычно делают до 5 градусов между зонами.

Чтобы система поддерживала температуру на автомате, надо нажать на кнопку AUTO.

Для выбора направления подачи воздуха, используются кнопки направления потока.

Климат контроль лучше работает, если у двигателя есть запас мощности, то есть, если машина едет на пятой скорости с низкими оборотами, то лучше переключиться на четвертую, обороты повысятся, климат-контроль станет легче работать.

заправка климат контроля

Так выглядят обозначения значков на панели приборов некоторых моделей Фольксваген.

Не меньше одного раза в год специалисты рекомендуют проводить проверку на герметичность устройств, содержащих хладагенты. Если объем охлаждающего хладагента, это чаще всего фреон, уменьшился, то надо дозаправить, обычно заправляют специалисты, проводящие ремонт автомобильных кондиционеров.

Рекомендация: лучше включать климат контроль не раньше, чем через одну минуту после запуска ДВС. Это же и касается кондиционеров. А перед тем, как заглушить двигатель, за минуту до этого рекомендуется выключить охлаждающие устройства.

Установка климат контроля

Те владельцы автомашин, в которых нет установленного с завода климат контроля, заказывают установку или делают своими руками. Но установить климат контрольную систему можно не на каждое авто, зависит от конструкции печки, а именно, можно ли подсоединить дополнительные сервоприводы и протянуть проводку под торпедой.

Для установки климат контроля потребуется:
  1. Электропроводка, целый жгут.
  2. Сервоприводы.
  3. Два датчика температуры, которые монтируют в патрубки печки.
  4. Два датчика температуры, которые монтируют в центральные каналы воздуховода.
  5. Датчик вентилятора.
  6. Электронный блок управления.
  7. Датчик солнечной радиации (необязательно).

Что делать, если не работает система климат контроля

Как и любое другое устройство, можно сделать диагностику климат контроля самому. В зависимости от марки и модели авто, ошибки сбоя в работе климатической системы в автомобиле могут обозначаться по-разному.

К примеру, на машине Nissan Tiida (Ниссан Тиида) диагностику делают в следующем порядке:
  1. Включить зажигание. Нажать кнопку OFF для того, чтобы ввести климатическое оборудование в режим самодиагностики. Должны светиться все соответствующие лампочки.
  2. Повысить температуру на один шаг, на дисплее появится цифра «2». В этом режиме идет проверка электропроводов на обрыв. Если провода все целы, то вместо цифры «2» должна появиться цифра «20». Если есть неполадки в цепи, то вместо 20 могут быть другие обозначения, этот код надо смотреть в мануале по расшифровке кодов ошибок.
  3. Проверяем, в каком положении находятся смесители и заслонки направления обдува. Здесь повышаем температуру еще на +1, должна появиться цифра 3 и начаться самодиагностика. Если неполадок в этой части нет, то появится цифра 30. Если другое обозначение, идем в мануал и смотрим, что за код ошибки климат контроля.
  4. Проверяем ДВС всех заслонок, которые только есть. Поднимаем градус еще на одну единицу. В автомобиле есть 6 разных заслонок. Проверяется работа каждой заслонки переключением каждой из них по отдельности проверять рукой, воздух идет или нет.
  5. Проверяем, правильно ли датчики измеряют температуру. Остужаем салон, если он нагрет, проветрили, чтобы данные были точнее. Опять поднимаем температура на одну единицу. На экране дисплея должна высветиться цифра 5. Сначала начинается проверка датчика температуры наружного воздуха. Жмем на кнопку подачи воздуха на лобовое стекло и на экране в это время должна показываться температура на улице. После следующего нажатия на эту же кнопку должны появиться показания температуры в салоне авто. Жмем третий раз на эту кнопку и должна показаться температура всасываемого воздуха (если оборудование все западное, то в Фаренгейтах, если для России и стран СНГ, то до в Цельсиях).
  6. Поправляем показания температуры. Можно вручную выставить коррекцию температурного диапазона для датчика температуры от -3 до +3 градусов. Для корректировки температуры, надо опять выставить значение температуры на цифру 5.

Для каждой модели проверка работоспособности может быть разной.

Профилактика неполадок в системе климат контроля автомобиля

Раз в год желательно проверять всю систему и делать диагностику. Осматривать радиатор кондиционера. Особенно необходимо следить за давлением фреона в системе. Всего бывает около 40 видов фреона. В автомобильной технике и холодильных установок бытового назначения фреон безопасный.

Не менее важным является своевременная замена фильтра вентиляции салона авто. Даже, если пользуетесь климат контролем очень редко, следует хотя бы раз в месяц включать для продувки.

Плюсы и минусы климат контроля

Преимуществ, конечно, больше у этой системы и они превосходят недостатки. У каждой системы есть плюсы и минусы, когда минусов больше и они существеннее, тогда встает вопрос, а нужна ли эта система. Но это не в этом случае.

Плюсы климат контроля:
  • создает комфортные условия для водителя и пассажиров;
  • работает на автомате, один раз задал режим и включил;
  • большой выбор регулировок;
  • участие человека сведено к минимуму, не надо каждый раз выставлять температуру;
  • обычно система простая и управлению ею быстро учатся.
Минусы:
  • высокая стоимость автомобиля, если имеется установленный климат контроль;
  • высокая цена ремонта и заправки, если сломается;
  • повышает расход топлива при включенном режиме;
  • невозможно самому отремонтировать.

Как видите, минусы не такие серьезные, чтобы отказываться от системы климат контроля машины. Ну и что, что расход чуть больше, ну и что, если ремонт будет дорогим, ну и что, если на пару десятков тысяч рублей автомобиль будет стоить дороже, но зато ездить будет в комфорте.

Читайте так же:
Как буксовать в снегу, грязи без вреда для АКПП

Отличия видов климат-контроля

Что такое климат-контроль? Климат-контроль — технологичная система отопления/вентиляции внутреннего убранства. За основу создания «климата» взят кондиционер. Установка, как правило, имеет два режима:

  • автоматический. Когда блок управления «климатом» самостоятельно выбирает оптимальную температуру/направление воздушных масс, ориентируясь на показания соответствующих датчиков;
  • ручной. Температура воздуха выставляется самостоятельно при помощи органов управления (скорость вентилятора, направление воздуха, режим «рециркуляции»).

Принцип работы

Климат-контроль в автомобиле функционирует посредством связки кондиционер/радиатор отопителя. При помощи взаимодействия этих узлов удается поддерживать заданную температуру воздуха и осуществлять его доставку в салон.

В процессе работы «климата» участвуют вентиляционные/отопительные системы, а также система кондиционирования воздуха. Все три составляющие объединены в единый блок управления.

Схема кондиционирования салона автомобиля

При этом, каждая система состоит из нескольких узлов. Тот же кондиционер включает в себя компрессор, испаритель, ресивер, конденсатор.

Радиатор отопителя и вентилятор приточного воздуха составляют костяк отопительно-вентиляционной системы.

Климат-контроль в машине бывает:

  • однозонный (стандартный);
  • двухзонный (на водителя/переднего пассажира);
  • трехзонный (дополнительно: на задний ряд сидений);
  • четырехзонный (дополнительно: деление климатической системы заднего ряда на две зоны);

Многозонные климатические установки позволяют изменять температуру/направление воздушных потоков для каждого сидящего в салоне индивидуально. Кроме этого, «климат» может быть интеллектуальным: самостоятельно изменять температуру воздуха и скорость вращения вентилятора. Климат-контроль в автомобиле представительского класса также позволяет менять степень освещенности внутреннего убранства посредством солнцезащитных шторок.

Управление

Поддержание необходимого микроклимата салона возможно при помощи следующих узлов:

раздельный климат контроль

  • блок управления. Посредством электроники идет обработка поступающей информации с датчиков. Специальная программа автоматически расшифровывает приходящие данные, после чего формулируются и передаются указания на приводящие устройства;
  • приводящие устройства: различные движки на электрическом приводе, заслонки;
  • датчики входа.

Датчики

  1. Фотодиодный. Выявляет уровень внешнего освещения.
  2. Датчик входа (наружный). Определяет температуру воздуха за бортом и сверяет с салонной. Расположен на передней части автомобиля, за бампером.
  3. Датчики выхода. Идентифицируют салонную температуру воздуха.
  4. Датчики температуры испарителя.
  5. Датчик, определяющие давление (кондиционер).
  6. Датчики приводящих устройств.
  7. Датчик солнца. Крепится на ветровое стекло, на основании определения влияния солнечных лучей повышает/снижает температуру в салоне.
  8. Датчик определения положения солнца относительно автомобиля. Можно встретить данную функцию в машине премиум-класса. Идут в комплектации с многозонными установками. Суть устройства заключается в определении разности температуры в салоне и восстановление ее баланса.

Каждый датчик работает следующим образом: аналоговые сигналы преобразуются в цифровые, и поступают в блок управления «климатом».

Приводящие (исполнительные) элементы климатической установки:

  • механические/электрические приводы;
  • моторчик вентилятора.

Элементы приводятся в действие через единый блок управления, который подает соответствующие сигналы.

Дефлекторы воздушных масс

Заслонки управляют потоками воздуха и позволяют использовать климат-контроль более рационально. Виды:

схема работы климат-контроля

  • центральная. Смешивает потоки горячих/холодных воздушных масс;
  • рециркулирующие. Позволяет закрыть/открыть поступление воздуха в салон из улицы. Не рекомендовано часто пользоваться режимом рециркуляции во избежание образования конденсата на испарителе, так как воздух внутри салона имеет большую влажность относительно наружного;
  • вентиляция окон;
  • для приточного воздуха;
  • отдельные заслонки. Для пассажиров заднего ряда, а также многозонных установок.

Что предпочтительней?

Кондиционер или климат-контроль – что лучше? По сути, «климат» – это и есть кондиционер, только более функциональный. Ответ на вопрос напрашивается сам собой, но не все так просто.

  • возможность установки фиксированной температуры воздуха. Кондиционер может только уменьшать/повышать скорость вращения вентилятора, иными словами – просто морозить. Тогда как его оппонент позволяет как охлаждать поток воздушных масс, так и греть;
  • наличие автоматического режима. Кондиционер данной функции лишен, из-за чего приходится постоянно отвлекаться на его регулировку;
  • умение экономить расход топлива посредством отключения оборудования по достижении им нужной температуры. Кондиционер же работает до тех пор, пока его не отключишь вручную;
  • «климат» лучше переносится человеческим организмом за счет более мягкого перехода температуры. Это возможно благодаря датчикам в салоне, которые посылают импульсы на блок управления, а тот, в свою очередь, выставляет щадящий температурный режим. Поэтому, меньше риск простудиться. Кондиционер выдает холодный воздух резко, создавая резонанс между температурой за бортом и салонной – что чревато.

Недостаток обоих систем общий – снижение мощности двигателя (порядка семи лошадей), что влияет на динамические качества автомобиля.

Климат-контроль и его близкий родственник обслуживаются одинаково – проверка систем и замена фриона осуществляются два раза в год.

Установка «климата»

Те, у кого климат-контроль в автомобиле по какой-то причине не предусмотрен (небогатая комплектация) могут установить его самостоятельно (лучше обратиться за помощью к специализированному сервису/официальному дилеру). Предусмотрен общий алгоритм действий:

  1. Аккуратно снять центральную консоль, перчаточный ящик с торпедо.
  2. Отверстие рециркуляции воздушных масс размещено под слоем звукоизоляции.
  3. Слить антифриз с печки, снять ее.
  4. Отсоединить проводку (аккумуляторная батарея).
  5. Разметить область рециркулирующего отверстия и вырезать его.
  6. Сделать отверстия для крепежей испарителя, после – подключить его.
  7. В металлической перегородке между моторным отсеком и салоном необходимо также сделать отверстие (со стороны водителя), но с учетом безопасности, ибо рядом проходят топливные магистрали.
  8. Заменить проводку вентилятора охлаждения в подкапотном пространстве специальной проводкой , которая предназначается для датчиков «климата».
  9. Интегрировать и подключить потолочный/вентиляционный датчики.
  10. Протянуть проводку (и АКБ тоже) по проделанным отверстиям.
  11. Подсоединить разъемы на испаритель/блок отопителя, а также разместить данные узлы в отведенные для ни ниши.
  12. Предварительно проверить работоспособность интегрированного оборудования.
  13. Установить радиатор.
  14. Поставить кронштейны под компрессор.
  15. Интегрировать проводящие фреон магистрали.
  16. компрессор кондиционераЗафиксировать компрессор, а также вентиляторы и нужные шланги.
  17. Установить новую дроссельную заслонку, осушитель. Провести диагностику работоспособности магистралей.
  18. Проверить герметичность соединений, заправить систему фреоном.
  19. После установки климат-контроль нуждается в контрольной проверки на функционирование датчиков и прилагающихся к нему систем. Если все работает исправно – приступать к сборке панели.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию