Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему на знаках крутого спуска и подъема указаны проценты и что они означают

Дорожные знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем»

В этой части рассмотрим группу предупреждающих дорожных знаков «Крутой спуск» и «Крутой подъем», приоритет на встречном разъезде в зоне действия знаков «Крутой спуск» и «Крутой подъем», а также особенности движения на крутых спусках и крутых подъемах.

Символ спуск и подъем

Дорожный знак 1.13 «Крутой спуск» предупреждает о приближении к участку дороги с крутым уклоном. Величина уклона (спуска) указывается на знаке в процентах.

Дорожный знак 1.14 «Крутой подъем» предупреждает о приближении к участку дороги с крутым подъемом. Величина подъема указывается на знаке в процентах.

Как различать знаки «Крутой спуск» и «Крутой подъем»? Если горка, изображенная на знаке, визуально слева направо спускается, значит перед вами крутой спуск. Если горка слева направо поднимается, тогда — крутой подъем. Число в процентах на знаке означает крутизну спуска или подъема. Это число образуется делением высоты уклона (выраженной в сантиметрах) на длину уклона (выраженную в метрах).

Непосредственно на дороге характер ее изменения визуально понятен, т.е. видно, что именно перед вами, спуск или подъем, и даже нетрудно определить его крутость.

Вне населённого пункта знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем» устанавливаются на расстоянии 150-300 м, в населённом пункте — на расстоянии 50-100 метров до начала уклона дороги (спуска) или подъема, соответственно. Знаки могут быть установлены и на другом расстоянии, при этом с ними применяется табличка 8.1.1 «Расстояние до объекта».

В случае, если спуски и подъемы следуют друг за другом, знаки (без таблички 8.1.1) допускается устанавливать непосредственно перед началом спуска или подъема.

На картинке ниже видно, что в начале подъема стоит знак 1.14 «Крутой подъем» , а в конце подъема перед его вершиной установлен знак 1.13 «Крутой спуск». Это означает, что сразу по окончании подъема последует крутой спуск.

Дорога вверх

Дорога вниз за переломом

На затяжных крутых подъемах и спусках, а также на подъемах или спусках с ограниченной видимостью, к знакам 1.13 и 1.14 для информативности могут добавить табличку 8.2.1 «Зона действия».

Встречный разъезд на крутом спуске (крутом подъеме)

Природой так устроено, что если вы движетесь на подъем, то встречный поток машин будет двигаться под уклон, т.е. на спуск. Соответственно, если на вашем пути установлен знак «Крутой подъем», то у встречных машин установлен знак «Крутой спуск».

Когда встречный разъезд на крутом спуске (подъеме) по каким-то причинам затруднен, то уступить дорогу должен автомобиль, который движется на спуск (пункт 11.7 ПДД). Объясняется это тем, что тронуться с места в горку, на подъеме, после остановки значительно труднее, чем на спуске. К тому же, автомобиль еще может покатиться назад.

По этой причине преимущество на встречном разъезде на участках дорог, обозначенных знаками «Крутой спуск» и «Крутой подъем» отдано тем тс, которые движутся на подъем даже в том случае, если на их пути будет дорожное препятствие.

Движение на крутых спусках и подъемах

Во время движения на подъем целесообразно включить ту передачу, при которой автомобиль сможет преодолеть подъем без ее переключения. Переключение передач в процессе подъема почти всегда сопровождается потерей скорости.

В темное время суток, подъезжая к вершине подъема с дальним светом фар, есть смысл переключить свет с дальнего на ближний: станет лучше видно дорогу на ее переломе, и не будете слепить встречных водителей. Есть вероятность самому быть внезапно ослепленным светом встречных фар — необходимо к этому подготовиться: прищурить веки и не смотреть на встречные огни.

Читайте так же:
Как снять автомобиль с учёта?

В конце подъема запрещен обгон (пункт 11.4 ПДД). Вблизи выпуклых переломов продольного профиля дороги, где видимость хотя бы в одном направлении менее 100 метров, запрещены разворот, движение задним ходом (пункты 8.11 и 8.12 ПДД) и остановка на проезжей части (пункт 12.4 ПДД).

Двигаться на спуск необходимо только на включенной передаче. Это позволит предотвратить неконтролируемый разгон автомобиля на уклоне дороги, и обеспечит возможность торможения двигателем. Длительное использование тормозных механизмов на спуске (посредством нажатия на педаль тормоза) может привести к их перегреву и отказу тормозов, с непредсказуемыми последствиями.

В условиях скользкой дороги на этих участках необходимо поддерживать постоянную (равномерную) скорость движения, избегая рывков в переключении передач и резких поворотов руля. Автомобиль остается управляемым, когда его колеса катятся, цепляясь за дорогу, а не скользят. Резкий поворот руля на скользкой дороге может привести к скольжению колес и потере управления.

То же самое правило относится к прохождению поворотов на крутых спусках и подъемах, причем, в любое время года, независимо от состояния дороги.

Полный список предупреждающих дорожных знаков находится в Приложении 1 ПДД.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 10.06.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Проценты на дорожном знаке — важное предупреждение?

Тихое раннее утро. Самое время делать добро. Что может быть лучше подарка нашим матерям — какого-нибудь скромного букетика. Но букета не цветов, а некоторых необходимых в жизни женщины-автолюбителя знаний!

Вы уже обращали внимание на предупреждающие дорожные знаки с черным треугольником, символизирующим спуск или подъем, и количеством процентов, обозначающим крутизну этого спуска (или подъема)? И, возможно, задавали себе вопрос — а, например, 12% — это сколько? И почему бы крутизну уклона не обозначать в градусах?

На этих знаках обозначен тангенс угла наклона, выраженный в процентах.

Ну вот, ваша улыбка увяла, словно, развернув пакет с подарком, вы обнаружили в нем увесистый том Достоевского. А ведь уже через несколько минут вы будете непринужденно оперировать понятием «тангенс», а заодно «синус» и «косинус», удивляясь тому, что до сегодняшнего дня они заставляли вас напрягаться.

Итак, прислоните лыжную палку углом к стене напротив яркой лампы. Вы увидите две тени — одну на стене, другую на полу. Учителя, чтобы вас позлить, называли эти тени проекциями. Соответственно, на вертикальную и горизонтальную плоскости. Та тень, что на стене, называется «синус», та, что на полу — «косинус».

Чем ближе к стене вы придвинете низ палки, тем короче будет «косинус». Наоборот, отодвигая низ палки от стены, вы увидите, что «синус» становится все меньше, а «косинус» — больше. Отношение синуса к косинусу называется тангенсом.

Если вы установите палку под углом 45 градусов от пола, синус и косинус будут совершенно одинаковы. В таком случае тангенс будет равен 1. Или, как говорили ваши учителя, тангенс 45 градусов равен 1.

Если мы посмотрим сбоку на дорогу, в том месте, где она имеет уклон, то увидим, что угол этого уклона находится в пределах 8 градусов от горизонта. Высота подъема, или «синус», гораздо меньше, чем длина проекции дороги на горизонтальную плоскость — «косинус». Разделив высоту подъема на длину горизонтальной проекции, обнаружим, что тангенс угла такого уклона не превышает 0,12.

Его удобно выражать в процентах — например, 12%. В таком случае тангенс угла 45 градусов равен 100%.

Теперь вы уже смело можете использовать эту информацию. Так, проехав 1 километр по дороге с уклоном 12%, вы подниметесь (или спуститесь) на 120 метров. (При таких небольших углах уклона длину горизонтальной проекции дороги можно считать равной длине дороги).

Читайте так же:
Что значит атмосферный двигатель

Из любопытства вы можете перевести угол уклона обратно в градусы с помощью калькулятора на сотовом телефоне, настроив его на «научный» режим, например: TAN -1 (0,12)=7 градусов. В некоторых калькуляторах: ATAN (0,12)=7.

Впрочем, для автолюбителей главное не это. Надеюсь, вы уже прочли мою статью о коэффициенте сцепления.

Так вот, оказывается, тангенс угла наклона равен коэффициенту сцепления.

Например, автомобиль, стоящий на сухом асфальтированном уклоне с коэффициентом сцепления 0,7, начнет сползать вниз, если тангенс угла наклона при этом будет равен 70% (Это уклон около 35 градусов, вряд ли вы когда-нибудь встретите такой.)

Но, кроме дорог, существуют улочки старых городов, особенно приморских, с углами наклона, существенно превышающими всевозможные нормативы. Так, при движении в сырую погоду вниз по асфальтированному уклону крутизной 20% эффективность торможения падает наполовину.

И очень часто вам придется двигаться по мокрому льду с коэффициентом сцепления 0,1 и менее. А это значит, что вы должны внимательно отслеживать предупреждающие дорожные знаки с черным треугольником и цифрами внутри. Их устанавливают, когда тангенс угла уклона приближается к 10%. Если вы пренебрежете этими знаками и остановитесь на подъеме, то в лучшем случае — не сможете сдвинуться с места. А уж если затормозите на спуске…

Но я убежден, что теперь ничего такого с вами не случится. И от души надеюсь, что сегодня хоть чуточку помог вам, дорогие матери — наша самая ответственная и любимая часть человечества.

Как расшифровать знаки с изображением уклона в процентах?

По международным стандартам крутизна уклонов на знаках обозначается всегда в процентах. Перед въездом на холмы и горки устанавливаются треугольные знаки 1.14 «Крутой подъем», которые содержат цифровое обозначение, содержащее надпись типа «7%», «10%» или «12%», а в очень редких случаях «30%», а на автополигонах есть даже знаки «100%». Как понять эти обозначения?

Тангенс и расстояние

Процентное обозначение уклона дороги отражает тангенс угла наклона. Оно потребовалось для упрощения понимания уровня возвышения и расчетов для водителей. Смысл этой маркировки основан на тригонометрических вычислениях треугольников. Если представить горку в виде геометрической фигуры, то в ней можно выделить два катета и гипотенузу. Из школьного курса мы помним, что отношения сторон треугольника отражаются в значениях синуса и косинуса. Они помогают высчитать по углу наклона гипотенузы одну из сторон. Между тем в вычислениях часто применяют отношение синуса к косинусу, которое называется тангенсом. Если вы установите гипотенузу под углом 45 градусов, то синус и косинус будут совершенно одинаковы, а тангенс равен 1.

Для расчета уклонов дорог за основу принято именно это соотношение. Угол в 45 градусов принимается за 100%, а длина прилежащего катета, то есть горизонтальная проекция дороги, идущей на возвышение, за 100 м. Забраться на такой уклон могут не все автомобили, а лишь те, что обладают идеальной развесовкой, хорошими покрышками и мощным мотором.

Практичные вычисления

Тем самым цифра на дорожном знаке — это тангенс угла наклона проезжей части, выраженный в процентах. Звучит сложно, но на практике обозначения в процентах очень удобны и помогают быстро оценить крутизну подъема и опасности для транспортного средства в непогоду и гололед.

Если стоит знак «10%», то это значит, что, проехав примерно 100 м по дороге на горку с крутизной уклона в 10%, машина поднимется на высоту 10 метров. Тем самым проценты на знаках можно представить и как количество метров, на которые проезжая часть опустится или поднимется через расстояние, кратное 100 м.

Читайте так же:
Самостоятельно меняем помпу на автомобиле «Лада Приора»

Или еще пример. 12% означает, что, проехав 1 километр по дороге с уклоном 12%, машина поднимется на 120 метров.

Как проценты перевести в градусы?

В целом для автомобиля могут начинаться проблемы, когда возвышение составляет «10%» и более. На таких горках в гололед буксуют грузовики.

Иногда во время путешествия на внедорожниках бывает важно понять, какой все-таки угол зашифрован на знаке. Тогда можно понять, насколько поверхность способна держать автомобиль. В этом случае необходимо взять калькулятор и высчитать угол через тангенс. Это отношение противолежащего катета к прилежащему, который находится рядом с углом.

Берем число на знаке, делим на 100 и по таблице тангенсов находим угол. Если на знаке указано 12%, то по таблице необходимо смотреть угол для значения 0,12. В итоге получится 7 градусов.

Знак подъема и спуска – учимся различать их и понимать значение процентов на них

Добрый день, дорогие друзья. Продолжаем изучать правила дорожного движения или освежать их в памяти, согласитесь, это тоже нужно периодически делать. В прошлый раз разобрали жесты регулировщика, сегодня очередь дошла до дорожных знаков. Сегодня научимся понимать и различать знак подъема и спуска, узнаем, что обозначают проценты на них.

Что говорит нам ПДД

Знак спуска, обозначается в правилах номером 1.13 – он обозначает, что впереди будет спуск с горы. Проценты на белом фоне значат степень крутизны спуска. Водителю стоит приготовиться. Он устанавливается непосредственно вначале опасного участка.

ГОСТ установки других предупреждающих знаков на расстоянии 150-300 метров к нему не применяется, он ставится непосредственно перед участком. Потому что, за ним может сразу следовать подъем, это расстояние невозможно соблюсти. Если таких участков на дороге много, то нет смысла в соблюдении правил его установки.

Знак 1.13 - Крутой спуск

Знак подъема в ПДД обозначается номером 1.14. Он значит, что впереди водителя ждет подъем на гору, его угол наклона также обозначается процентами на белом фоне. К этому знаку, так же как и к его соседу, знаку спуск, применяются такие же требования установки.

Знак 1.14 - Крутой подъем

Если дорога пролегает через горную местность, где чередуются спуски и подъемы, то ставится только один знак, отделяющий ровный участок дороги крутого спуска или подъема. Если такие участки следуют друг за другом, без ровного отрезка пути, то между ними они не устанавливаются. К этому нужно быть готовым.

Как отличить знак подъема и спуска, как легко запомнить

Существует негласное правило левой руки и направления пальцев, для различия этих знаков между собой. Но я придумал для себя более простой метод, которым с вами хочу поделиться.

Например, знак подъема. Так как мы читаем и пишем слева направо, то ставим в левом углу вымышленного человечка или точку. Двигаем глазами слева направо эту точку. Если она поднимается вверх, то это знак «подъем».

Если установить точку в левом углу и двигать ее глазами в направлении чтения. В случае, когда точка начинает спускаться сверху вниз, то это знак «крутой спуск».

Как отличать знаки подъема и спуска

Это я считаю гораздо проще, чем во время движения за рулем выставлять левую руку и смотреть на направление пальцев. Чтобы сравнить эти два метода, давайте расскажу и про него.

Едим за рулем, впереди знак. Вытягиваем левую руку, отрываясь от руля, отвлекаемся от дороги. Прикладываем ладонь руки в направлении наклонной линии, разделяющую белый фон от черного, пальцы вытянуты, сложены вместе. Если пальцы смотрят вниз – это круток спуск, если вверх – подъем.

Согласитесь, неудобно и местами опасно, когда такие участки часто сменяются с ровными отрезками дороги. Постоянно нужно отвлекаться от управления автомобилем, можно запутаться.

Читайте так же:
Jatco (Nissan): автоматические трансмиссии

Рекомендую, опробовать на практике эти два метода отличия знаков крутой спуск и подъем. Для себя сами выберите лучший вариант, как их различать между собой.

Что значат проценты на белом фоне

У меня долго в голове не укладывалось, если цифры на знаках означают угол наклона дорожного полотна, то почему он не обозначается в градусах? Это было бы привычнее для всех. Дело в том, что наклон может быть не одинаковый на всем протяжении спуска или подъема с горы. Однозначный градус писать не получится, он может отличаться. Допустим, на первом отрезке в 10 метров он 5 градусов, на втором отрезке в 20 метров он будет 15 градусов, так какой угол наклона в градусах нужно указывать на знаке?

Чтобы избежать путаницы решили указывать кривизну наклона дороги в процентах. Они значат, что на каждые 100 метров пройденной дороги, после начала опасного участка, вы подниметесь или опуститесь на 12 метров, если на знаке крутой спуск или подъем указано 12 процентов.

Что обозначают проценты на знаке крутой подъем и спуск

То есть, если вы впереди увидите знак «крутой подъем» с цифрами 12%, то это значит, что после начала опасного участка, обозначенного этим знаком, вы проедите расстояние в 1 километр, то подниметесь на 120 метров выше, относительно начальной точки.

У кого преимущество

Теперь поговорим, кто главнее – тот, кто спускается с горы или тот, кто поднимается в гору. Правила дорожного движения гласят:

Преимущество проезда имеет тот участник дорожного движения, кто спускается вниз. То есть, у кого опасный участок обозначен знаком «крутой спуск».

Данное правило накладывается только на те участки дороги, где установлены знаки 1.13 и 1.14. Если их нет, то водители пропускают друг друга по взаимной договоренности. В некоторых местах приоритет движения может устанавливаться знаками 2.6 и 2.7, но это уже другая история.

Если нет знаков крутой спуск или подъем очередность проезда регулируют эти знаки

Один отзыв для “Знак подъема и спуска – учимся различать их и понимать значение процентов на них”

Не вводите людей в заблуждение неправильной трактовкой ПДД.
11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. УСТУПИТЬ дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на СПУСК.

Почему крутизна склонов измеряется в процентах, и зачем водителям это нужно

Наверняка вы уже ни раз встречали предупреждающие дорожные знаки 1.13, он же «Крутой спуск», и 1.14 (соответственно, «Крутой подъем»). И кто-то из водителей точно обратил внимание, что уклон обозначен не в привычных градусах, а в процентах. Градусы – они же и при температуре, и в спиртном. Родные, понятные. Зачем все усложнять? Настало время разобраться с этим недоразумением и узнать, как автомобилистам может помочь данная информация при езде.

Представьте ситуацию: едете вы за городом и встречаете перед собой дорожный знак, предупреждающий водителей о том, что впереди подъем с крутизной уклона в 10%. Как на картинке выше. В голове сразу: 10% – это вообще сколько? Но если мы скажем, что это почти 6 градусов, вам разве станет от этого понятнее?

Тут важно понимать, что дорога постоянно меняет угол своего наклона, поэтому определить этот показатель в градусах будет сложновато. Зато уклон дороги в процентах – легко! Это то количество метров, на которое проезжая часть опустится или поднимется через 100 метров пути. То есть в нашем случае, проехав 1 километр по дороге с крутизной уклона в 10%, вы поднимитесь на 100 метров относительно первоначальной точки. Если вспоминать школьный курс тригонометрии, то цифра на дорожном знаке – это тангенс угла наклона проезжей части, выраженный в процентах. Впрочем, не заморачивайтесь: за вас уже давно все подсчитали, а вам нужно просто научиться этими данными пользоваться.

Читайте так же:
Как долго можно стоять на холостом ходу, чтобы не навредить автомобилю

Зачем нужно знать крутизну склона?

Оказывается, тангенс угла наклона равняется коэффициенту сцепления с дорожным покрытием. Если вы едете по сухому асфальту, этот показатель составляет около 0,7 (при условии, что у вас не «лысая» резина). Пошел дождь – коэффициент сцепления с мокрой дорогой сразу упал до 0,5. А если дело происходит поздней осенью, и после ливня «удачно» подморозило, то асфальт превращается в настоящий каток. И тут уже коэффициент сцепления с проезжей частью снижается до минимума – менее 0,1. Что это значит в нашей ситуации, когда мы поднимаемся в горку с крутизной уклона в 10%, или 0,1?

Вы должны понимать, что, если вы остановитесь на склоне, то, в лучшем случае, не сможете тронуться, чтобы продолжить путь, в худшем – автомобиль с легкостью покатится обратно. И никакой водительский опыт или даже самая лучшая шипованная резина не помогут автомобилю остановиться, пока он не скатится с горы. Потому что с дорогой колеса практически ничего не связывает. Именно поэтому Правила дорожного движения (п. 11.7 ПДД) принуждают спускающихся со склона водителей уступать встречному поднимающемуся в гору потоку (даже, если препятствие расположено на их половине дороги).

Чем опасен затяжной спуск

Съезд с крутой горы – не менее опасное мероприятие. Во время длительного спуска, когда вы беспрерывно давите на педаль тормоза, в автомобиле могут перегреться и отказать тормоза. Чтобы этого не случилось, советуем научиться «гасить скорость» при помощи двигателя, постепенно снижая передачи. Чем круче спуск, тем ниже должна быть передача. Об особенностях торможения двигателем мы подробно писали в нашем блоге ранее.

Кстати, многие не обращают особого внимания на знаки «Крутой спуск» или «Крутой подъем». Особенно, когда там указан небольшой процент крутизны склона. Напрасно. Нередко случается, что в условиях плохой погоды (например, в снегопад, туман или когда темно) автомобилист может попросту не заметить небольшие, но затяжные спуски или подъемы. А именно на них чаще всего и перегреваются тормоза. Так что знаки не пропускаем. Стали бы чиновники тратить деньги из местного бюджета, если бы данный отрезок дороги не представлял никакой опасности?

Разница в знаках

Ну и напоследок расскажем о том, как отличить спуск и подъем на знаках. Конечно, чаще всего можно понять, что перед тобой чисто визуально. Но не всегда. Погода вносит коррективы, и в сильный снегопад небольшой длительный спуск можно запросто не заметить, а тормозная система автомобиля заметит. Так что в плохую погоду стоит особенно внимательно смотреть на знаки, установленные на обочине.

Отличить спуск от подъема на дорожных знаках вам поможет левая рука. Направьте ладонь по наклонной линии, над которой написана крутизна склона в процентах. Если пальцы будут направлены вниз, значит перед вами крутой спуск, если вверх, то значит вам предстоит забираться в гору.

К счастью, наибольшие продольные уклоны на автомобильных дорогах России не превышают 6-7% на равнинной и холмистой местности и 9-10% в горах. Конечно, в приморских городах есть дороги с довольно серьезными склонами, крутизна которых превышает все имеющиеся нормативы. Но мы-то теперь знаем, где опасность, а значит преодолеем даже самые крутые подъемы и спуски. Удачи на дорогах!

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию