Autokombi.ru

Авто-портал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предложенную реформу ОСАГО решено изменить

Реформу ОСАГО готовят к перезапуску

Депутаты и чиновники испугались роста цен на полисы

Минфин, Центробанк и банковский комитет Госдумы договорились пересмотреть ряд параметров новой реформы ОСАГО, запуск которой ожидается в январе 2020 года. Их беспокойство вызвал возможный рост тарифов из-за подготовленных правительством изменений. Поэтому сейчас стороны обсуждают отказ от уже обещанного увеличения лимита выплат по ущербу жизни и здоровью при ДТП, а также сохранение территориального коэффициента и лишение страховщиков возможности варьировать тарифы внутри одинаковых групп автовладельцев одного и того же региона.

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Как стало известно “Ъ”, ЦБ, Минфин и комитет по финансовому рынку Госдумы решили пересмотреть ряд ключевых изменений реформы ОСАГО. Стороны готовят к «перевнесению» проект поправок к закону об ОСАГО, из которого теперь могут быть исключены три важных нововведения:

  • увеличение лимита выплат страховщика по ущербу жизни и здоровью в четыре раза (до 2 млн руб.);
  • ранее запланированный отказ от территориального коэффициента при расчете цены полиса (сейчас он может увеличить цену полиса более чем вдвое);
  • право страховщика варьировать тарифы внутри одинаковых групп автовладельцев из одного и того же региона.

«Изучаются болевые точки, которые могут спровоцировать рост тарифов ОСАГО»,— подтвердил “Ъ” ожидающиеся перемены в реформе президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. При этом, по его словам, речь не идет «о политическом запрете или отмене курса на индивидуализацию тарифа». По сведениям “Ъ”, в администрации президента и ЦБ есть озабоченность по поводу возможного повышения тарифов ОСАГО — этим и вызван перенос срока рассмотрения правительственного законопроекта в первом чтении Госдумой с 15 октября на ноябрь. Участники процесса намерены обсудить все изменения дополнительно. 31 октября в Совете федерации пройдут парламентские слушания по проекту, на 18 ноября запланировано аналогичное мероприятие в Госдуме. «Ожидаем, что в ноябре поправки к закону будут рассмотрены Госдумой»,— сказали “Ъ” в РСА.

Как ОСАГО подрастет на жизни и здоровье

Напомним, помимо трех нововведений, готовящихся к возможной отмене, в ходе реформы с октября 2020 года предполагается отменить коэффициент мощности автомобиля (может повышать стоимость полиса в 1,6 раза). Компенсировать отмену коэффициентов страховщикам предлагалось расширением тарифного коридора сначала на 40%, потом на 30% (сейчас он установлен ЦБ в размере 2746–4942 руб.). Также вводится так называемый коэффициент страховщика, который будет учитывать грубые нарушения ПДД и манеру вождения.

О росте тарифов после запуска реформы еще летом предупреждали эксперты Финансового университета при правительстве — по их расчетам, прирост ожидался на уровне 15% (см. “Ъ” от 5 июля). При этом в октябрьском исследовании агентства АКРА говорится о том, что высокая конкуренция сдерживает рост тарифов по ОСАГО: «Мы наблюдаем тенденцию снижения средней премии на один полис, при этом показатели убытков и комиссионных расходов как минимум не улучшаются, что служит дополнительным свидетельством обострения конкуренции среди автостраховщиков». Аналитики агентства приводят в пример размер средней премии по ОСАГО в стране — в 2016 году она составляла 6,1 тыс. руб., по итогам второго квартала 2019 года — 5,2 тыс. руб. «В текущей ситуации на рынке определенное увеличение тарифов по ОСАГО становится неизбежным,— говорится в исследовании.— Единственный вопрос, произойдет ли это после очередных шагов регулятора по либерализации ОСАГО или до».

Читайте так же:
Обшивка салона автомобиля своими руками

Как чиновники и страховщики ищут новые формы и формулы для ОСАГО

В ЦБ “Ъ” подтвердили возможность пересмотра ранее согласованной реформы. «Идет большое обсуждение законопроекта. С нашей точки зрения, наиболее значимым моментом реформы является индивидуализация тарифа,— сообщила пресс-служба регулятора.— Мы понимаем, что отказ от коэффициента территорий — сложный вопрос. Его сохранение сделает тариф менее индивидуальным и зависимым от места проживания. В то же время даже в таком виде это позволит системе стать более индивидуальной, чем при действующем регулировании». В части увеличения лимита выплат «по жизни» в ЦБ говорят о необходимости «взвесить увеличение таких гарантий и потенциальный рост стоимости ОСАГО».

Стоимость ОСАГО вырастет на 25% из-за новых опций

Накануне Центробанк России в очередной раз увеличил на 10% тарифный коридор ОСАГО. Как выяснила «Газета.Ru», это не единственные изменения, которые в ближайшее время должны произойти с обязательной автомобильной страховкой. Так, страховое сообщество рассчитывает расширить лимиты страхового возмещения по жизни и здоровью в четыре раза: с нынешних 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. Как рассказали в Российском союзе автостраховщиков (РСА),

это позволит уравнять выплаты по «автогражданке» с суммами возмещений по другим видам страхования.

«Лимит в 500 тыс. рублей был введен шесть лет назад и уже не отвечает современным реалиям. В связи с ростом цен на лечение и лекарства, сумм, рассчитанных от этого лимита, сейчас часто не хватает на восстановление здоровья потерпевших. Увеличение лимита выплат за вред жизни и здоровью должно привести к изменению тарифов», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе РСА.

В РСА признали, что увеличение суммы компенсации за вред жизни и здоровью должно привести к изменению тарифов. Ранее зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин оценивал рост средней стоимости полиса из-за этой инициативы в 20-25%.

В Центробанке «Газете.Ru» сообщили, что повышение тарифа будет, но оно может сгладиться из-за соперничества компаний.

«Предыдущие этапы расширения коридора показали, что конкуренция не дает страховым компаниям ставить всем автовладельцам тариф по верхней планке.

На наш взгляд, дополнительное расширение коридора будет способствовать еще большой индивидуализации и дифференциации тарифов для водителей с разным уровнем риска», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе ЦБ.

Читайте так же:
Спутниковая сигнализация на авто – достоинства и недостатки

Регулятор уверяет, что с момента предыдущего этапа индивидуализации тарифов в сентябре прошлого года увеличилась доля водителей, сэкономивших при продлении полиса более 10%.

Ремонт новыми запчастями

Сейчас по ОСАГО при расчете убытков от аварии страховщики учитывают возраст автомобиля. Иными словами, стоимость восстановительного ремонта разбитой детали делят на коэффициент возраста машины. Получаются довольно абсурдные ситуации — к примеру, при рыночной цене в 20-30 тыс. рублей за поврежденное переднее крыло Mercedes-Benz E-Class 2015 года, страховые компании насчитывают выплату в 7-9 тыс. рублей.

За такие деньги можно купить только некачественную китайскую копию крыла, либо поставить оригинальную запчасть, но c разборки. Разумеется, не все автовладельцы готовы ремонтировать свои машины подобным образом, что становится причиной многочисленных судебных исков к страховщикам.

Для решения этой проблемы в РСА обсуждают отказ от учета износа поврежденных в ДТП деталей.

В Центробанке это вопрос также считают потенциальным направлением для улучшения системы ОСАГО. И это, как и расширения лимита ответственности по жизни и здоровью, добавит стоимости полисов ОСАГО дополнительную динамику.

«Это [отказ от учета износа] потребует дополнительного и, вероятно, значительного повышения тарифов. Рост стоимости услуги в свою очередь может снизить доступность ОСАГО. Такие изменения необходимо проводить взвешенно и аккуратно, не нарушая баланса по виду страхования в целом», — сообщили в Банке России.

Алчные бизнесмены

С любыми реформами ОСАГО надо повременить до тех пор, пока этот вид страхования не будет пропущен через сито антикоррупционных расследований, убежден экс-депутат Госдумы, лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. Он напоминает, что в 2016 году правоохранительные органы вскрыли хищения в компании «Росгосстрах» на многомиллиардные суммы, которые связывали с ОСАГО.

По словам Лысакова, страховое сообщество выдавало убытки «Росгосстраха» — ведущего на тот момент игрока в сегменте автострахования (с долей свыше 30%) — за потери всего рынка, якобы от деятельности так называемых автоюристов.

Именно эта аргументация была положена в основу лоббирования последней реформы ОСАГО

– якобы страховщиков разоряли убытки от справедливых исков автомобилистов в российских судах, говорит эксперт.

В тоже время, за последнее время, когда страховщики получили карт-бланш, в России резко выросло число жалоб на нарушения с их стороны. Это стало особенно очевидно с появлением института страхового омбудсмена, обращает внимание собеседник.

«Только за первые два месяца работы омбудсмена (в 2019 году) было зафиксировано 30 тысяч жалоб на страховщиков. Хотя ранее в ЦБ в год поступало не более 11 тысяч жалоб. Поэтому эта реформа ОСАГО проходит на фоне массовых хищений денег автовладельцев, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. –

— Это признал глава РСА Игорь Юргенс – года два назад на слушаниях у нас [в Госдуме] он сказал, что из системы ОСАГО страховыми компаниями было выведено 24 млрд рублей. По-русски это называется украдено».

Читайте так же:
4MATIC: что это такое на Mercedes

С одной стороны, расходы страховщиков из-за роста цен на запчасти и восстановительный ремонт повысились за последнее время, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. С другой стороны, тарифы «автогражданки» изначально были сильно завышены, так что все новые реформы с обязательной автомобильной страховкой могут пройти без изменения тарифов, считает эксперт.

В законе ОСАГО содержится четкий формальный критерий, который позволяет понять, завышены тарифы или нет, напоминает лидер движения «Автомобилисты России» Виктор Похмелкин.

«80% от страховых сборов всего объема рынка ОСАГО должны идти на компенсацию ущерба страховых случаев автовладельцев России, — сказал «Газете.Ru» Похмелкин. —

Так вот еще ни разу за всю историю «автогражданки» в нашей стране ни одна страховая компания на это соотношение не вышла».

На выплаты страхователям тратится намного меньше средств, соответственно остальные деньги идут в прибыль страховщикам, отмечает правозащитник. Поэтому предоставлять страховому бизнесу дополнительную возможность повысить тарифы – неверный подход, который идет вразрез с требованиями законодательства, уверен он.

Как изменила реформа ОСАГО жизнь уральских автомобилистов

alt=» Фото: iStock» />  Фото: iStock

По опросам коллег и знакомых автомобилистов, реформа не перевернула их жизнь, но сделала ее более предсказуемой. Логика увеличения стоимости полиса за повторное нарушение понятна всем. Введение персонального тарифа, учитывающего качество вождения, обеспечило главное — доступность полисов, говорят автостраховщики.

— Теперь любой страховщик относится к своему клиенту индивидуально. Его задача — рассчитать необходимую базовую ставку, по которой нужно продавать полисы, чтобы и клиенты чувствовали себя комфортно, и страховая компания выполняла все свои обязательства как положено, — считает представитель Союза страховщиков Свердловской области "Белый соболь" Иван Косьмин.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Автовладельцы "доступность" подтверждают. По их мнению, новые полисы решили проблему дополнительно навязываемых страховок. К тому же полис сейчас можно без проблем приобрести через интернет, сообщил представитель Федерации автовладельцев РФ в Свердловской области Олег Таратухин. Кстати, сейчас в регионе в электронном виде оформляется 58,8 процентов всех полисов.

Правда, индивидуализация тарифа сейчас находится на начальном этапе, считает Косьмин. "Нужно продолжать реформу, создавать конкуренцию между страховыми компаниями для улучшения качества услуги, менять коэффициенты на коридоры, и не бояться этого", добавил он.

У автовладельцев есть свои предложения. По словам Олега Таратухина, федерация автовладельцев всегда выступала за то, чтобы полис был привязан не к автомобилю, как сейчас, а к конкретному водителю, который либо ездит по правилам, либо часто попадает в ДТП.

— Надо привязывать величину полиса не к лошадиным силам, а к человеку, — уверен Таратухин.

А вот отношение к финансовому омбудсмену неоднозначное. Страховщики говорят, что появление уполномоченного по урегулированию споров разгрузило суды и облегчило взаимоотношения между клиентом и страховой компанией. А по словам Олега Таратухина, правосудие для простых людей стало "труднодоступнее".

Читайте так же:
Замена салонного фильтра своими руками

Тем не менее, в 2019 году таких обращений в РФ было более 90 тысяч, а в УрФО — 6 тысяч. Положительных решений — в пользу подавших заявление — принято около 50 процентов. Минусом Таратухин считает то, что финансовый омбудсмен рассматривает заявление без вызова сторон, получается, автомобилист не может изложить свои доводы лично.

— Однако половина из обратившихся до суда не дошла. Это плюс. Причем для физлица услуга омбудсмена бесплатна — это тоже большой плюс. Автоюристы, которые раньше наживались на этих делах, теперь остались в стороне, и это хорошо, — возражает Иван Косьмин.

Фото: Нина Зотина/РИА Новости

Автомобилисты парируют — через суды удовлетворялись 80-90 процентов исков, а через омбудсмена — только 50 процентов. Однако новой практике нет еще и года, так что время покажет.

Еще одно нововведение -запуск мобильного приложения "Помощник ОСАГО" — с его помощью можно оформить электронное извещение о ДТП. Сервис онлайн-оформления европротокола запустили в ноябре, но пока он не отлажен. Полноценной работе приложения мешает необходимость наладить межведомственное взаимодействие между сервисами МВД, ОСАГО и теми, что ведут учет граждан, говорит руководитель представительства Российского Союза Автостраховщиков в УрФО Вячеслав Тарасов.

— Приложение работает пока в тестовом режиме, но это дело времени. Однако эти новации расширяют права граждан. Если раньше лимит выплат по европротоколу составлял 50 тысяч рублей, а потом — 100 тысяч рублей, то сейчас его поднимают до той суммы, которая возможна и при обычных оформлениях ДТП с участием органов ГИБДД. Я считаю, направление правильное, — уверен он.

Сервис начал работать 1 ноября 2019 года. Пока им можно воспользоваться только в том случае, если ДТП произошло в одном из пяти пилотных регионов: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, и в Татарстане. Планируется, что на всей территории страны "Помощник ОСАГО" будет работать к концу 2020 года. Однако уже сегодня это приложение активно скачивают и свердловчане.

По данным Банка России на 24 января, свердловчане загрузили "Помощник ОСАГО" на смартфоны более 3 тысяч раз (пользователи iOs — 1045 раз, пользователи Android — 2131 раза). По этому показателю Средний Урал вошел в пятерку лидеров после столиц, Краснодарского края и Татарстана. Всего к концу января 2020 года россияне скачали новое приложение почти 170 тысяч раз.

Мы ждём перемен. ОСАГО. Центробанк уберёт коэффициенты, но реформа обернётся резким ростом цен

Для автомобилистов есть две новости – хорошая и плохая. Изменения в ОСАГО продолжаются: компенсации вырастут в 4 раза, исчезнут «рудиментарные» коэффициенты, а при расчёте выплат не будут учитывать износ. Но за изменения и убытки страховщиков придётся платить автомобилистам, поэтому обязательная страховка подорожает.

Коэффициенты – прошлый век

Банк России и Минфин обсуждают очередной виток реформы ОСАГО. В планах ведомств – повысить до 2 млн рублей выплаты за ущерб здоровью и жизни, убрать коэффициенты региона и мощности и выплачивать деньги на ремонт машины без учёта степени износа. Об этом пишет «Коммерсант».

Читайте так же:
Замена клапанов печки на БМВ Е34/Е39: делаем быстро, точно и своими руками

Водителям придётся платить за убытки страховщиков. Фото: all-servs.com.

С увеличением суммы компенсации и отказом от коэффициентов более-менее понятно. ЦБ постепенно меняет условия расчёта полисов. Например, с 2019 года изменились принципы присвоения коэффициентов возраста-стажа и бонус-малус.

Территориальный коэффициент считается среди водителей самым несправедливым. Автомобилисты из регионов не понимают, почему платят по большей ставке, чем в Москве. К примеру, 1,99 в Челябинске против 1,9 в столице. Такая несправедливость вызывала много споров, и желание ЦБ упразднить коэффициент понятно.

Другое дело – отказ учитывать износ запчастей при выплате денег на ремонт. Это спорный момент. Как известно, владелец автомобиля получает либо денежную выплату при ущербе в ДТП, либо его направляют на ремонт. Проблема в том, что российский автопарк – старый, большинство машин старше 10 лет. Поэтому страховщики уже направляют водителей на ремонт без учёта износа и экономят на выплатах 30-50%.

По идее, при отказе от учёта износа стоимость ОСАГО вырастет. Ведь в 2020 году цены на базовые автозапчасти по «автогражданке» увеличились в среднем на 23%. При отказе от коэффициентов мощности и региона страховщикам придётся компенсировать выпавшие доходы. Они могут сделать это за счёт расширения тарифного коридора. ЦБ это понимает, и соглашается с тем, что тарифы расширятся. Соответственно, страховка подорожает.

Насколько вырастет цена ОСАГО?

Центробанк вряд ли сильно расширит тарифный коридор. Пока что неизвестно, как он будет меняться – это должны рассчитать актуарии ЦБ.

Глава страховой компании «РЕСО-Гарантия» Дмитрий Раковщик считает, что для новаций ЦБ тарифный коридор придётся расширить на 30%. Стоимость полиса вырастет при этом примерно на 1 000 рублей.

Эксперты считают, что ОСАГО подорожает. Фото: novostipmr.com.

Средняя стоимость ОСАГО в I квартале 2020 года составила 5 474 рубля, отмечают в Российском союзе автостраховщиков. По данным РСА, цены на полис не меняются уже два года. Однако для каждого водителя ситуация может быть разной: кому-то за счёт либерализации тарифов, действительно, снизят цену полиса. А кому-то, напротив, повысят. И получится, что средняя стоимость полисов останется прежней.

Банк России с 2019 года проводит реформу ОСАГО. Сначала ЦБ избавился от некоторых коэффициентов и расширил базовый тарифный коридор. В 2020 году регулятор дал страховщикам право учитывать при расчёте стоимости полиса факторы на выбор. Например, марку автомобиля, состав и количество нарушений правил дорожного движения водителем, семейное положение.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию