Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причины выхода из строя рулевой рейки, возможно ли их предотвратить?

Рулевые рейки — общие вопросы. Часть 2. Как эти проблемы решаем (в общем и частности).

Для правильного понимания "КАК РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ", для начала, разберемся в наиболее частых дефектах рулевого управления и причинах их возникновения. Этот пост будет посвящён, исключительно, рулевым механизмам с гидроусилителем руля.

1. Гудит насос ГУР

Недостаточный уровень жидкости в системе — всего лишь симптом, который говорит, что жидкость куда-то делась. Как ни печально, но жидкость ГУР — не испаряется, не высыхает и сама в систему не возвращается. Уровень проверяем в соответствии с метками на бачке или щупе крышки. Как правило, имеем четыре уровня: Cold min — Cold max, Hot min — Hot max. Соответственно, "Cold" — смотрим на непрогретой машине, "Hot" — при прогреве.
Итак, если уровень ниже Min — где-то течет. Где и как течет — рассмотрим ниже.

Износ крыльчатки насоса — выработка основной части насоса в силу пробега, перегрузок или длительной течи системы. Появляется в результате разбалансировки при вращении приводного вала насоса из-за попадания воздуха, механических включений, износа подшипников насоса, деформации шкива.

Воздух в системе — как правило, связано с течью, либо подсосом воздуха через изношенный шланг обратного давления.

Непроходимость или недостаточная проходимость шлангов системы — как правило, связано с неквалифицированным вмешательством в автомобиль. Например, перегиб шланга при монтаже, передавливание каким-либо агрегатом при установке либо некачественный ремонт шланга — сечение шланга не соответствует производительности системы, неправильная установка клапанов шланга при ремонте (при наличии).

Намеренно не говорю о варианте неподходящей жидкости — этому посвятим отдельный пост.

2. Уходит жидкость из бачка ГУР.

Течь рулевой рейки — наиболее часто течёт именно из рейки. Стандартная схема рулевой рейки с ГУР приведена ниже.

Вариант А: Течь под один или несколько сальников. На схеме они отмечены чёрными полосами. Причины течи (в порядке убывания частоты обращений): коррозия вала (первичного или вторичного), естественный износ, разрушение опорных подшипников (для верхнего сальника), ДТП, неквалифицированная замена рулевых тяг.
Вариант Б: Течь под уплотнительные кольца — установлены практически там же, где и сальники. Причина — только естественный износ. Не считая, конечно, неквалифицированную замену.
Вариант В: Течь магистральных трубок рейки. На схеме они жёлтым цветом в центре. Только из-за механических повреждений или неправильной установки самой рейки или агрегатов которые рядом. Возможно ещё коррозия, но за 6 лет ни разу не встречал.
Вариант Г : Действительно, самое "Г" из всех возможных — нарушена герметичность самого корпуса рейки. Только механические повреждения, в основном, — ДТП, На Китайских рейках для Ford Focus 2 — несколько раз видел, что возникает просто в процессе эксплуатации.
Вариант Д: Течь под штуцеры шлангов. На схеме они жёлтым справа. Как правило, из-за уплотнительных колец. Естественный износ.

Течь шлангов системы ГУР — течёт, в основном, под опрессовку в связи с естественным износом.

Течь насоса ГУР — Два варианта. Под сальник или, опять же, Ford Focus 1 и 2 — под штуцер шланга. Только естественный износ.

Течь радиатора охлаждения ГУР — крайне редко. В 99% случаев — после ДТП.

Давит через крышку бачка ГУР — Частая проблема возрастных автомобилей после длительной стоянки. Появляются отложения на фильтре бачка, что создаёт непроходимость шланга подачи жидкости на насос. При запуске автомобиля жидкость из бачка не поступает на насос, а по обратке бачок переполняется за счёт жидкости, которая есть в системе. Причина — забитый фильтр и/или очень грязная жидкость.

3. Стук в рулевой рейке.

Ниже на диаграмме — возможные причины стуков в рулевой рейке и, в первую очередь, стуков, которые принимают за стук в рулевой рейке. Уважающий себя сервис, всегда будет двигаться от меньшего к большему т.к. истинная причина стука, зачастую, может быть из-за мелочи, стоимость ремонта которой дешевле ремонта рейки раз в пять.

Износ крестовины рулевого вала — частая проблема на возрастных автомобилях. Выходит из строя (ржавеет и разваливается) крестовина рулевого кардана. В 100% автомобилей до 2014 г.в. она (крестовина) есть и, зачастую, не одна. Проявляется верхним стуком, чувствительным на руле. Всегда сопровождается внушительным люфтом рулевого колеса. Это — критическая неисправность. Ездить с такой проблемой нельзя. Ни под каким предлогом. Риск — потеря контроля над автомобилем. В любой момент. Радует, что проявляется проблема не сразу. Начинается с однозначного симптома — при холодном пуске крутим руль — если чувствуем, что руль прикусывает через равное количество оборотов — ОНА. Как правило, выявляется проблема при обращении Клиента из-за течи верхнего сальника (см. схему рейки выше). Связь прямая — из-за нарушения оси вращения кардана разбивается верхний подшипник и, за тем, сальник.

Износ шаровых соединений — как правило, это тяги, наконечники и шаровые опоры. Проявляется стуком при проезде неровностей и глухими ударами при повороте руля на месте в лево/право. Шаровые опоры сильно отдают глухим стуком на кузов. Очень часто путают со стуком в рейке.

Износ зубчатой пары в рулевой рейке — самая неприятная поломка. Происходит, если долго и упорно ездить со стуком. А ещё лучше — подтянуть потом и ещё поездить. Как правило — вырабатывается центральные зубцы вторичного вала (на схеме — длинный вал по горизонту). Объясню сарказм по поводу "Подтяжки" рейки.
Представляем себе агрегат, в который в течении 10-15 лет постепенно попадает пыль, песок и вода через образовавшиеся отверстия в пыльниках. Всё это скапливается на рабочих поверхностях зубчатой пары (как одна из причин стука). За тем, мы подтягиваем регулировочной гайкой вторичный вал к первичному. В результате — между шестернями зубчатой пары увеличивается сила сжатия и появляется прослойка из песка и пыли, а, проще говоря, абразив или точильный камень.

Износ регулировочного механизма рулевой рейки — износ одного или нескольких элементов поджимного механизма: фолье-вставки, поршня, пружины или регулировочной гайки. Проявляется стуком при проезде неровностей, отдающим в руль и металлическим лязгом при резком вращении рулевого колеса влево/право на месте. Особенно сильно — при незапущенном двигателе.

Износ подшипников рулевой рейки — как правило, из-за грязи под пыльниками и коррозии. Выражается стуком при проезде неровностей и сопровождается некорректной работой руля — сам подкручивает, сопротивляется, подкусывает.

Износ опорных втулок рулевой рейки — естественный износ, в основном. проявляется стуком при проезде неровностей. Передняя подвеска, пассажирская сторона. Для отдельных автомобилей из Кореи — норма с конвейера.

Развальцовка поршня вторичного вала — Проявляется глухим сильным стуком при повороте руля. Как правило, в одну сторону и только при запущенном двигателе.

Читайте так же:
Где находится стартер и как его снять?

Потекла рулевая рейка — что делать: можно ли ездить, если течёт гидроусилитель, как устранить течь, чем грозит поломка

Многие автомобилисты рано или поздно сталкиваются с такой неисправностью, как течь рулевой рейки системы гидроусилителя руля (ГУР). Игнорировать эту проблему нельзя, так как такая протечка не только может повлечь за собой поломку других важных деталей машины, но и ставит под угрозу безопасность езды на транспортном средстве. Об основных признаках и причинах течи из рулевой рейки, алгоритмах поиска и устранения этой неисправности, а также о возможности ремонта агрегата без его переборки — далее в статье.

Признаки неисправности и причины их возникновенияКак течёт рулевая рейкаКак ведёт себя автомобильЧем грозит течь рулевой рейкиПоиск и устранение течи Утечка с ГУРВидео: Замена сальника насоса ГУРТечёт сальник рулевой рейкиТечёт штуцер рулевой рейкиПодтекает масло между стыкамиКак устранить, не разбираяvar index=document.getElementsByClassName(‘index-post’);if (index.length>0)0)>>

Признаки неисправности и причины их возникновения

Чаще всего масло из рулевой рейки начинает бежать в результате износа резиновых уплотнителей (сальников, манжет, прокладок). Но причиной неисправности может также быть повреждение вала или его коррозия, поэтому для точной диагностики нужно провести тщательный осмотр автомобиля на специальном стенде в автосервисе.

Знаете ли вы? В 1865 году в Англии автомобилям разрешалось двигаться по улицам города со скоростью не более 3 км/ч. Перед машиной при этом шёл человек с красным флагом, предупреждая пешеходов о приближении транспортного средства.

Механизм может потечь под влиянием таких факторов:

постоянная езда по бордюрам, ухабам и ямам;разрыв резиновых чехлов (пыльников), прикрывающих торцы корпуса ГУР — через образованные отверстия на вал попадает влага, вызывая ржавчину на его поверхности;слишком долгая фиксация руля в крайнем положении (более 5 секунд) во время езды;использование некачественной гидравлической жидкости;наличие посторонних примесей в масле внутри ГУР (металлической стружки, грязи и мусора);длительная стоянка машины с вывернутыми в сторону колёсами (особенно в холодное время года);езда с изношенными соединениями рулевых наконечников и вала;значительный перегрев насоса ГУР;некачественные комплектующие для авто.

Как течёт рулевая рейка

При повреждении уплотнителей или корпуса агрегата теряется герметичность всей системы, нарушается внутреннее давление, и жидкость из рулевой рейки проступает наружу.

О том, что рейка начала протекать, свидетельствуют такие внешние признаки:

масляные лужи, появляющиеся на дороге под авто во время стоянки или при остановке машины под знаком «Стоп»;понижение уровня жидкости в бачке ГУР;в области системы ГУР на днище машины становится мокро, появляются характерные пятна и подтёки.

Как ведёт себя автомобиль

Опытный автомобилист замечает протекание рулевой рейки не только по внешним признакам, но и по тому, как ведёт себя машина во время езды.

При наличии течи можно наблюдать такие явления:

насос системы ГУР начинает гудеть;для поворота руля требуется приложить большее усилие, чем обычно;во время езды слышен стук или вибрация руля;снижение управляемости машины;в неподвижном положении колёс наблюдается свободный ход руля.

Чем грозит течь рулевой рейки

При появлении признаков протечки рулевой рейки транспортное средство рекомендуется сразу же отправить на диагностику для устранения неисправности.

Важно! При обнаружении сильной протечки не рекомендуется самостоятельно ехать в автомастерскую. В такой ситуации лучше всего вызвать эвакуатор.

Нельзя игнорировать проблему и продолжать ездить с вытекающим маслом, так как это может грозить такими отрицательными последствиями:

поломка насоса ГУР в результате дефицита жидкости;полная потеря рулевого управления;создание аварийной ситуации на дороге.

Поиск и устранение течи

Чтобы понять, почему рулевая рейка начала подтекать, и правильно выполнить её ремонт, рекомендуется полностью снять систему ГУР. При этом нужно исследовать все её составляющие на предмет износа или повреждения.После проведения ремонтных работ рулевую рейку устанавливают на место, соблюдая обратный порядок действий.

Пошаговая инструкция действий представлена ниже:

Для удобного доступа к нужным элементам загнать машину на смотровую яму. Установить ручной тормоз для фиксации, снять передние колёса.Снять гайки, фиксирующие шарниры. Выдавить шаровые пальцы рулевых тяг с помощью съёмника.Снять аккумулятор, воздушный фильтр и бачок, чтобы можно было вытащить механизм.Повернуть руль до упора, заблокировать его механическим противоугонным замком.Разобрать крепление рулевого вала к рейке.Слить жидкость из системы ГУР. Для этого нужно поднять переднюю часть автомобиля домкратом и выкачать из бачка ГУР всю жидкость (например, с помощью шприца). Затем снять хомуты со шлангов, отсоединить их от бачка и дать оставшейся жидкости вытечь в подготовленную пустую ёмкость.Отсоединить от рейки трубки подачи масла. Открутить агрегат и снять его.

Жидкость из системы ГУР также может вытекать при неправильной работе насоса. Эта деталь отвечает за прокачивание жидкости внутри всего агрегата и постоянно испытывает повышенную нагрузку. Чаще всего протечка насоса ГУР возникает в результате износа его уплотнительных элементов.

Знаете ли вы? На территории Великобритании действует закон, который позволяет королеве управлять автомобилем без прав. Но на других членов королевской семьи эта привилегия не распространяется.

Для замены сальника насоса ГУР выполняют такие действия:

Снять правое колесо. Открутить пару болтов, удерживающих защитный кожух.Снять соединительный ремень, потянув ГУР на себя. Выкрутить болт, который непосредственно фиксирует механизм внутри корпуса авто.Снять поперечную балку, мешающую извлечению ГУР. Аккуратно отсоединить от механизма все шланги и полностью вытащить его наружу.Снять шкив, открутив соответствующий болт. Извлечь старый сальник с помощью тонкой отвёртки.Протереть место, где находился уплотнитель, чистой и сухой ветошью. Подготовить новый сальник, нанести на его обойму тонкий слой герметика.Установить новый элемент на место старого уплотнителя, запрессовав его для герметизации конструкции. Установить ГУР на место, выполнив перечисленные действия в обратном порядке.

Видео: Замена сальника насоса ГУР

Причиной проблемы может быть повреждение шлангов, по которым циркулирует жидкость, а также трещины на корпусе насоса. При этом нужно выполнить замену испорченных элементов, сняв систему ГУР с помощью перечисленных выше действий и открутив соответствующие болты, которые держат насос или фиксируют шланги.

Течёт сальник рулевой рейки

В результате эксплуатации транспортного средства со временем наблюдается естественное изнашивание сальников рулевой рейки, что приводит к появлению протечек. Менять эти резиновые уплотнители обычно приходится через каждые 120–150 тыс. км пробега.

Знаете ли вы? Английский принц Чарльз ездит исключительно на машинах, которые работают на биотопливе. А изготавливают такое горючее из вина, выпущенного в стране сверх допустимого в Европе лимита.

В этой ситуации после демонтажа рулевой рейки для устранения течи выполняют такие действия:

Снять с агрегата резиновые чехлы, разжав металлические хомуты или стопорные кольца, которые выступают в роли фиксаторов.Осмотреть вал агрегата. Если на нём есть небольшие следы коррозии, то их устраняют проточкой и шлифовкой на станке. При значительном повреждении вал нужно заменить на новый.Заменить изношенные сальники на новые. Выполнить сборку агрегата в обратном порядке.

Читайте так же:
Что такое ЭУР? — Принципы работы электроусилителя руля

Течёт штуцер рулевой рейки

Иногда течь рулевой рейки возникает в области штуцера. Эта металлическая деталь обеспечивает герметичное соединение агрегата с трубкой автомобиля, по которой двигается жидкость, содержащаяся внутри системы ГУР. Протечка появляется, если на штуцере была сорвана резьба или повредилась сама трубка. В этом случае нужно заменить испорченный элемент на новый.

Важно! Чтобы слить из системы ГУР все остатки жидкости, нужно сесть за руль и несколько раз прокрутить его до крайнего положения в разные стороны. Двигатель автомобиля при этом должен оставаться выключенным.

Для устранения неполадки выполняют такие действия:

Слить рабочую жидкость из системы ГУР. Аккуратно открутить старый штуцер, снять трубку.Проверить наличие и состояние шайб в пазах рулевой рейки. При необходимости выполнить их замену, устанавливая новые элементы заострённым концом наружу.Подготовить новый штуцер с трубкой. Аккуратно и плавно вкрутить его до упора в гнездо рулевой рейки, размещая гайку строго перпендикулярно резьбе.Залить в систему ГУР новую жидкость. Прокачать её внутри агрегата с помощью поворотов руля в стороны (при выключенном двигателе).

Подтекает масло между стыками

Корпус рулевой рейки цельный и не имеет стыков, поэтому утечка масла возможна только под торцами механизма, на которых стоят уплотнители из резины. Если следы вытекающего масла заметны в других местах рейки, то это может говорить о нарушении целостности корпуса. Такая поломка встречается очень редко, а вся деталь при этом подлежит замене.

Рекомендуем для прочтения:

Стучит рулевая рейка — что делать?

Какую смазку использовать для рулевой рейки

Основные неисправности рулевого управления и способы их устранения

Регулировка рулевой рейки

Как устранить, не разбирая

В некоторых случаях необязательно разбирать систему ГУР для того, чтобы устранить течь рулевой рейки. Если проблема возникла в результате повреждения уплотнителей, то используют специальные присадки — герметики (например, «Супротек»). Они содержат компоненты, которые вызывают разбухание изношенных сальников и прокладок, что делает их эластичными. При этом резиновые уплотнители полностью заполняют собой все образовавшиеся полости, через которые происходит утечка масла, обеспечивая герметичность системы в местах соединения деталей.

Чтобы определить, какое количество вещества необходимо залить, нужно внимательно ознакомиться с инструкцией на упаковке. Обычно 300–355 мл герметика достаточно для 2,5 л жидкости. При другом объёме масла в системе ГУР на каждый литр добавляют по 120–150 мл вещества. Если герметик концентрированный, то его заливают в количестве по 30–40 мл на 1 л жидкости.

Важно! Герметики также содержат вещества, которые уменьшают трение и защищают соприкасающиеся поверхности ГУР от повреждений, оказывая на них восстанавливающее воздействие.

Инструкция по применению герметика:

Выключить двигатель автомобиля. Проверить уровень жидкости внутри механизма рулевого управления. Если он находится в пределах нормы, то слить часть масла, равную по объёму количеству заливаемого герметика. При нехватке масла можно не делать такой слив.Добавить нужное количество герметика в бачок, следуя инструкции, представленной на упаковке средства. Закрыть крышку наполненной ёмкости.Завести двигатель автомобиля.Чтобы распределить залитую жидкость по всей системе, несколько раз прокрутить руль в разные стороны.

Если автомобилист правильно использовал герметик, то протечка исчезает. Однократного добавления такого вещества хватает на 20–40 тыс. км пробега.

При появлении признаков утечки жидкости из рулевой рейки нужно уметь правильно определить причину неполадки и грамотно устранить её. Для ремонта механизма можно обратиться в автосервис, где всю работу выполнит квалифицированный мастер. Но с помощью перечисленных выше инструкций автомобилист в состоянии устранить протечку самостоятельно, предотвращая выход рулевого управления из строя.

Почему ломается рулевая рейка?

Ситуация, когда в автомобиле сломалась рулевая рейка, не редкость, но еще более частый вариант – выход из строя смежных деталей. Поэтому необходимо провести тщательную диагностику, чтобы найти истинную причину проблем.
После того как выяснилось, что виной всему точно рейка, у автовладельца есть два пути: ремонт или замена. В нашей статье мы расскажем, что делать целесообразней, а также разберем причины и признаки поломки рулевой рейки.

Действия водителей, которые приводят к поломке рулевой рейки

Некорректное и неправильное обслуживание

Далеко не каждый владелец авто знает о необходимости обслуживания рулевой рейки. Уделяя внимание тормозным колодкам, своевременно меняя моторное и трансмиссионное масло, они напрочь упускают из виду рулевую рейку. А между тем следует отдавать ее в ремонт незамедлительно, если поворот руля сопровождается гулом или стуком.

Хороший уход за рейкой сложно осуществить в условиях гаража, поэтому рекомендуем пользоваться услугами специализированных сервисов БИК АВТО.

Жалеть средств на качественный сервис недальновидно, ведь дефектовка и восстановление рулевой рейки, а то и полная замена потребует гораздо больших затрат.

Контроль за подтеками

Если под авто в соответствующем месте обнаруживаются масляные подтеки, это сигнал, что, вероятно, сломалась рулевая рейка. Следовательно, нужно периодически осматривать место парковки машины. При обнаружении маслянистых следов разумно как можно быстрее обратиться на СТО для диагностики и ремонта рулевой рейки.

В процессе эксплуатации авто следует внимательно слушать, не появились ли какие-то посторонние звуки. Наличие стуков при преодолении неровностей или гул во время поворота — признаки необходимости ремонта.

Откладывать последний не рекомендуется, ведь использование машины с неисправностями лишь увеличивает смету на дальнейший ремонт, а также его сложность.

Стоянка с повернутыми колесами

Опасная привычка водителей — оставлять автомобиль на стоянке с невыровненными колесами. При длительном пребывании машины с таким положением колес из-за высокого давления в системе повреждаются гидравлический усилитель руля и рулевая рейка. При морозах негативное воздействие такой парковки усиливается.

Отсюда рекомендация водителям – оставлять на стоянке автомобиль только с выровненными колесами. Это неплохая мера профилактики поломки рулевой рейки.

Признаки сломанной рулевой рейки

Современные автомобили оборудованы электроусилителем (ЭУР) либо гидроусилителем (ГУР) руля. Рулевая рейка в обоих механизмах имеет схожие проблемы, но есть также и нюансы. Поэтому уделим внимание каждому механизму.

Неполадки рулевой рейки с гидроусилителем:

  • Возрастание необходимого усилия для управления автомобилем. По-другому это называют «тяжелым» рулем. То есть раньше можно было повернуть рулевую колонку практически одним пальцем, сейчас же это требует более серьезного усилия.
  • Постоянный уход гидравлической жидкости из расширительного бачка. Это можно определить как по светящемуся на приборной панели индикатору, так и на основании масляных пятен на месте парковки машины, следов масла на деталях под капотом.
  • Движение со стуком. Наиболее отчетливо шум проявляется при преодолении неровных участков пути.
  • Значительный гул при повороте руля. Возрастание угла отклонения колес от нормали усиливает гул, при этом сторона поворота не имеет значения. Часто вместе с шумом наблюдается небольшая вибрация руля.
  • После поворота руль или вовсе не возвращается в исходную точку или делает это очень неторопливо.
  • При прямолинейном движении передние колеса не выдерживают направления, что вызывает виляние автомобиля.
Читайте так же:
Как проверить уровень масла в автомате (АКПП)

Дефекты рулевой рейки с электроусилителем

Рулевая рейка с электрическим усилителем подвержена тем же неисправностям, что и гидравлическая. Невозможны лишь подтеки трансмиссионного масла.

Поломка рейки, оборудованной ЭУР, обычно проявляется так:

  • стук при повороте рулевого колеса;
  • заклинивание руля;
  • руль вращается с неодинаковым усилием;
  • самопроизвольное вращение рулевого колеса;
  • индикация «красный руль» на приборной панели.

Таким образом, понять, что сломалась рулевая рейка, можно по общим признакам независимо от механизма усиления. ЭУР особенно боится контакта с водой. Влага опасна при попадании на шток или в блок управления механизмом.

Диагностика неисправностей рулевой рейки

Случается и такое, что на сервис автомобилисты обращаются именно за ремонтом рулевой рейки, услышав стук. Однако диагностика показывает, что причина посторонних звуков и других симптомов неисправности кроется совсем в другом месте. А именно дефект может быть в шаровой опоре, опорных подшипниках, рулевых тягах и наконечниках, рычагах подвески и других элементах ходовой.

Понять, что сломалось именно крепление рулевой рейки, можно до обращения в сервис при помощи нескольких тестов:

  • При неработающем двигателе открыть капот, стать возле открытой водительской двери и вращать руль из одного крайнего положения в другое, прислушиваясь к звукам.
  • Сесть в авто и подергать руль уже с закрытой дверью обеими руками, проверив, есть ли отдача в орган управления во время стука и насколько это взаимосвязано.
  • При работающем моторе повернуть руль в крайнее правое положение, затем медленно переместить влево. Цель — проверить шум в крайних точках или при перемене направления прилагаемого усилия.
  • Оцените, отдают ли стуки в рулевое колесо при движении по небольшим неровностям. Вполне может оказаться, что они возникают в другом месте. Такая несложная диагностика вполне может помочь определить мнимые поломки рулевой рейки и тем самым сильно сэкономить бюджет.
  • Обследовать механизм рулевой рейки на наличие масляных подтеков, незажатых креплений, подергать тяги для определения люфтов.

Если стук не отдает в руль, неисправность следует искать не в рейке. Отсутствие стуков в конечных точках поворота колес также говорит об отсутствии повреждений рейки. Однако возможности для самостоятельной дефектовки данного узла весьма скромные. А обратившись в сервис, водитель в большинстве случаев все равно услышит, что причина в рейке. После чего механики займутся ее диагностикой и ремонтом. Это происходит по мотивам дороговизны этого вида ремонта, что приводит к определенному злоупотреблению.

Возможные действия, если сломалась рулевая рейка

Большинство ремонтов рулевой рейки происходит в условиях специализированных мастерских. Ведь даже демонтировать этот узел непросто. Но некоторые мелкие дефекты вполне возможно устранить своими силами. Среди них:

  • Поменять поврежденный резиновый пыльник. При раннем обнаружении, когда негерметичность уплотнителя еще не привела к неисправности рулевой рейки, вполне можно заменить его самостоятельно. Нужен лишь гараж с ямой. Детали под резиной рекомендуется хорошо очистить от загрязнений.
  • Убрать места утечки гидравлической жидкости. Для этого нужно слить масло ГУР и поменять шланги, желательно сразу все.
  • Заменить наконечники рулевых тяг. Износ шаровых пальцев в них напоминает по симптомам неполадки рулевой рейки — стук и люфт руля.
  • Заменить выработанную крестовину на валу рулевой колонки.
  • Настроить натяжение или заменить ремень привода гидронасоса. Проскальзывание этого ремня негативно сказывается на работе ГУР и затрудняет вращение органа управления.

Если источник стука находится внутри корпуса рейки, своими силами решить вопрос вряд ли удастся. Конечно, если вы не профессиональный автомеханик. Наиболее часто внутри рулевой рейки происходят следующие неполадки:

  • износ зубьев рулевого вала или шестерни;
  • шатание подшипников;
  • неплотность сальников;
  • кольцевая выработка цилиндров и втулок;
  • изменение геометрии вала или рейки как следствие удара или попадания колеса в глубокую яму.

Некоторые из данных неисправностей можно устранить при помощи ремкомплектов, воспользовавшись услугами сервиса БИК АВТО. А вот детали зубчатого механизма лучше не менять отдельно, а просто установить новую рулевую рейку.

Рулевая рейка

Мы предлагаем Вам качественное обслуживание на уровне дилерских центров по умеренным ценам. Мы стремимся к тому, чтобы вы были довольны оказанными услугами и уровнем нашего сервиса. Именно поэтому руководство компании строго отслеживает качество работы всех сотрудников.

Наши автосервисы прошли сертификацию по системе качества EAC, что подтверждает профессионализм наших сотрудников и техническую оснащенность.

Наш эвакуатор доставит ваш автомобиль для ремонта в любой из наших автосервисов абсолютно бесплатно!

Как определить и устранить неисправности рулевой рейки

Устранение неисправности рулевой рейки: виды реек, признаки неисправностей, ремонт, цена работы, особенности. Видео про неисправности рулевой рейки.

Как определить и устранить неисправности рулевой рейки

В большинстве машин повороты руля передаются на управляемые колёса с помощью специальной рейки. А если такое устройство снабжено к тому же гидравлическим или электроусилителем, тогда транспортное средство будет ещё более послушным.

Но при езде по российским дорогам, качество которых местами оставляет желать лучшего, этот связующий вал нередко испытывает нагрузки сверх меры и, как следствие, ломается. Как же взять тогда автомобилисту «бразды правления» в свои руки – далее в обзоре.

Виды рулевых реек

Виды рулевых реек

Эти агрегаты могут существенно отличаться друг от друга по конструкции, если они установлены на разных автомобилях. И всё же современные рулевые рейки можно классифицировать по принципу действия:

  • механические – такие рейки приводятся в движение за счёт руля, который крутит водитель;
  • гидравлические – управлять ими водителю помогает циркулирующее масло;
  • электрические – вместо масла их двигает ток.

Первые автомобильные рулевые рейки были механическими. Такими устройствами до сих пор оснащаются некоторые бюджетные транспортные средства.

Устройство рулевой рейки

Но всё же большинство современных машин комплектуются гидравлическим либо электрическим усилителем руля. Рейки, сопряжённые с приводами разных типов, отличаются и характерными особенностями эксплуатации.

В частности, рейка с электроусилителем по сравнению с «гидравликой» требует от автомобилиста меньше усилий в управлении, зато ЭУР болезненно реагирует на воду. Чуть что, сразу «сгорает», а ремонт редуктора такого типа обходится недёшево.

Гидроусилитель руля в свою очередь даёт возможность водителю лучше, чем при ЭУР, контролировать движение колёс. Уход за ГУР требует меньше вложений, но здесь важно, чтобы система из рулевой рейки и привода оставалась герметичной.

Признаки неисправности рулевой рейки

Признаки неисправности рулевой рейки

Ломается рулевая рейка не так уж и редко. Да и определить связанную с ней неисправность можно самому, без визита в автосервис. Основными признаками неполадок с этим устройством являются:

  • стук в передней подвеске, передающийся на руль;
  • слишком громкая работа насоса ГУР;
  • руль стал хуже поддаваться вращению, вообще или в некоторых положениях;
  • шатание руля при вращении, свидетельствующее о «хождении» рейки;
  • утечка лубриканта в районе рейки, при этом руль при его поворотах нередко начинает серьёзно сопротивляться и шуметь;
  • автомобиль виляет по дороге или руль после поворота с трудом возвращается на место – вероятно, проблемы с настройками рейки.
Читайте так же:
Причины свиста ремня генератора

Такое поведение рулевого комплекса автомобиля говорит о том, что рейка работает не так, как надо, и с этим нужно что-то делать. А именно – поскорее её снять с машины для диагностики и устранения неполадок и тем самым постараться избежать дорогостоящего ремонта агрегата.

Почему рейки ломаются

Причины выхода из строя рулевых реек

Посторонние стуки в автомобиле вряд ли обрадуют его владельца, даже если их издаёт рулевая рейка. Причиной такой «музыки» в основном является одна из двух неполадок:

  • износ зубчатой передачи либо одной из составляющих её деталей;
  • люфт на валу рулевой рейки в месте его соединения со втулкой.

Зубчатая передача – пожалуй, наиболее подверженная нагрузкам часть рулевой рейки. Потому образующие эту связь элементы могут постепенно разрушаться, фрагментарно или даже целиком. Признаком такого процесса служат стуки, раздающиеся при управлении машиной на неровной дороге.

В случае прихода зубьев в негодность следует заменить элемент, на котором они находятся, а иногда – и всю рулевую рейку. Если же к сцеплению претензий нет, но наблюдается излишняя свобода передвижения штока, то поставить его на место поможет регулировочная гайка. Покрутив эту деталь, можно задать нужный зазор между контактирующими частями вала и шестерни.

И всё же основной причиной стука в рулевой рейке является направляющая втулка, которая в основном изготавливается из пластика или бронзы, но и в том, и другом случае рискует быть подвержена выработке, и как следствие – замене. Разрушение этой детали происходит из-за коррозии, проникновения внутрь влаги, а также по другим причинам.

Кроме того, в результате долгого использования либо суровых условий работы может существенно износиться укрывающий тягу кожух. Так что он перестаёт быть серьёзным препятствием для пыли, грязи и влаги, из которых образуется абразив, доставляющий массу неприятностей охраняемому элементу. При этом загрязнениям удаётся проникать и в саму рулевую рейку, разрушая её.

Таким образом, разрыв пыльника рейки и утечка масла приводят к износу рулевой тяги или её шарового наконечника, которые в случае поломки, как правило, не чинятся, а сразу меняются.

Особенности ремонта рулевой рейки

Особенности ремонта рулевой рейки

Если рулевая рейка не относится к электронным, нуждающимся в специальных настройках, то её вполне возможно починить своими руками. Однако, с учётом важности и быстрого износа этого агрегата имеет смысл в случае его поломки обратиться к мастерам автосервиса. Или вообще заменить на новый.

Ввиду специфики конструкции, починить рулевую рейку без разборки, по крайней мере частичной, вряд ли удастся. Перед самим ремонтом желательно скрупулёзно изучить состояние агрегата в целом и сопряжённых с ним следующих комплектующих:

  • шаровые и рулевые тяги;
  • подшипники ступиц;
  • вспомогательные приводы.

Диагностика такого рода позволит выявить место поломки и облегчит ремонт. Далее рулевая рейка или её элементы снимаются с машины, и производится непосредственное устранение неисправности.

Ремонтировать или ставить новую

Ремонт рулевой рейки или новая рулевая рейка

Хотя большинство деталей рулевой рейки при выходе из строя сразу подлежат замене, сама она вполне себе ремонтопригодна, и в случае неисправности полностью её менять вовсе не обязательно. Однако дать однозначный совет, стоит ли чинить этот агрегат или лучше сразу приобрести новый, довольно сложно.

Конечно, новая брендовая рейка будет работать надёжнее отреставрированной, но и цена её скорее всего значительно превысит затраты на ремонт. Замена этого агрегата в случае неполадок оправдана для автомобилей премиум-класса. На такой шаг могут пойти также автолюбители, не стеснённые в средствах. Компромиссным вариантом ещё являются неоригинальные устройства либо контрактные, но в хорошем состоянии.

Что касается реек с электроусилителем руля, то при обращении с ними в автосервис, независимо от сложности поломки, с большой вероятностью будет предложена замена устройства. Просто с такими агрегатами мало кто хочет возиться.

Дело в том, что при неисправностях с механикой реек, оснащённых УЭР, шлифовкой детали не обойтись. А для наладки электроники могут потребоваться диагностика или пайка, что нередко занимает много времени и требует высокого мастерства специалистов.

Ремкомплект для рейки

Инструменты для ремонта рулевой рейки

В такой набор обычно входят разные запчасти и расходные материалы:

  • защитные кожухи;
  • сальники;
  • втулки.

При ремонте рулевой рейки автолюбители используют подобный «арсенал» довольно часто. Однако полученный результат будет зависеть, во-первых, от качества запчастей из комплекта, и, во-вторых – от того, что с ними будут делать.

Желающие качественно отремонтировать рулевую рейку за умеренную цену могут сами приобрести ремкомплект, а к необходимым работам привлечь автосервис, и при этом получить гарантию на предоставленные услуги. А может, и на запчасти – в зависимости от того, где они покупались.

Ремонт рейки с ГУР

Ремонт рулевой рейки с ГУР

Рулевыми рейками с гидроусилителем сегодня оснащаются большинство автомобилей. И если эта «парочка» вдруг начинает постукивать, то не следует сразу курочить систему. Сперва можно попробовать устранить неполадку мягким методом – регулировкой положения специальной гайки специальным же ключом. Однако следует учитывать, что таким путём проблему с посторонними шумами, доносящимися из агрегата, ещё можно решить, а вот, например, устранить утечку масла – вряд ли.

Для выполнения полноценного ремонта рейки с ГУР автолюбителю понадобятся не только стандартные слесарные инструменты, но также и некоторые специфические:

  • восьмигранный ключ;
  • съёмник для подшипников;
  • щипцы для снятия и монтажа стопорных колец.

А рейку-таки придётся снять с машины. Поэтому следует заготовить масло для гидроусилителя и полный комплект расходных изделий, таких как сальники, уплотнители, втулки. Доступ к ремонтируемому элементу обеспечивается установкой машины на подъёмник или смотровую яму. Сам ремонт агрегата можно разделить на четыре части:

  • снятие рулевой рейки с автомобиля;
  • разборка рейки;
  • оценка состояния деталей и замена неисправных;
  • монтаж рулевой рейки на машину.

После демонтажа рулевой рейки её корпус рекомендуется очистить от загрязнений, а после разборки – промыть комплектующие. По окончании ремонта агрегат следует ещё настроить, так как ненужные зазоры могут доставить ему массу неприятностей. При этом не стоит игнорировать и упомянутую ранее контролирующую гайку.

Цена ремонта рулевой рейки

Цена ремонта рулевой рейки

Итак, у автолюбителя при поломке рулевой рейки есть несколько путей выхода из сложившейся ситуации. И первый из них – это, конечно, ремонт, от качества которого, впрочем, зависит и потенциальный пробег агрегата. Можно также рассмотреть варианты с заменой всей установки или некоторых её деталей.

Разные методы – разная цена. Ориентировочная стоимость ремонта рулевой рейки и задействованных в этом процессе запчастей составит:

  • ремонт рулевой рейки в автосервисе «под ключ»: 8-15 тыс. руб.;
  • ремонт рейки с электроусилителем руля: от 15000 руб.;
  • ремкомплект рулевой рейки: 3500–10000 руб.;
  • восстановленная рейка: 10-25 тыс. руб., вместе со стоимостью услуг автосервиса получается 13-30 тыс. руб.;
  • неоригинальная рейка: китайская – от 12 тыс. руб., брендовая – до 30-40 тыс. руб.;
  • оригинальная рулевая рейка: от 50 тыс. руб.
Читайте так же:
Почему так важен фильтр

Заключение

Рулевая рейка – важное звено в системе управления автомобилем. Она имеет непростую конструкцию, но в случае поломки вполне может быть приведена в норму автолюбителем, знающим, что и в какую сторону крутить. Продаются даже специальные ремкомплекты для таких случаев. Ну, а безотказной работе этого агрегата поспособствуют контроль за его состоянием и своевременное техническое обслуживание.

Видео про неисправности рулевой рейки:

Что ломается в рулевой рейке, почему она начинает течь?

Без рулевой рейки не обходится ни один автомобиль. Именно рейка соединяет руль с управляемыми колесами. Причем речь не только о передних колесах, но иногда и о задних. На современных автомобилях с полноуправляемыми шасси некое подобие рулевой рейки присутствует и на заднем подрамнике.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про рулевые рейки.

Выбрать и купить рулевую рейку для вашего автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

Рулевой механизм с рейкой устроен очень просто. Как таковая зубчатая рейка находится внутри корпуса. Оба конца рейки соединены с поворотными кулаками подвески. Зубья рейки находятся в зацеплении со входным валом, который является продолжением рулевого вала.

Для того, чтобы при повороте руля водителю не приходилось прилагать большую физическую силу, рейка оснащена вспомогательным усиливающим механизмом.

Рейка с гидравлическим усилителем

Классический вариант усилителя рулевого управления – гидравлический. Насос создает давление гидравлической жидкости и направляет ее к золотниковому распределителю, который находится на входном валу. Распределение гидравлической жидкости происходит в момент вращения входного вала, т.е. при вращении руля. Распределенная жидкость под высоким давлением направляется по трубкам в корпус рулевой рейки.

Внутри корпуса рейки на валу установлен поршень. По сути, это металлическое кольцо или шайба, которая разделяет корпус рейки на левую и правую часть. Или, другими словами, на два гидроцилиндра, расположенных вдоль рулевой рейки.

На входном валу находится золотниковый гидравлический распределитель. При повороте руля он открывает подачу гидравлического масла к тому или иному гидроцилиндру. Т.е., к рулевой рейке прикладывается определенное усилие, которое складывается с физическим усилием, прилагаемым водителем к рулевому колесу. Благодаря этому управляемые колеса автомобиля поворачиваются с гораздо меньшим усилием.

Насос ГУР соединен ремнем с коленвалом, а потому его производительность зависит от скорости работы двигателя. Для того, чтобы избавиться от такой зависимости, насос оснащен клапаном управления потока (клапаном расхода давления), благодаря которому к гидроцилиндрам поступает одинаковый поток гидравлической жидкости.

Дополнительный золотниковый клапан в насосе ГУР даже ограничивает объем подаваемого к распределителю масла. Таким образом, при движении автомобиля влияние усилителя уменьшается, чтобы руль не вращался слишком легко.

Более тонкое управление усилением рулевого механизма в зависимости от скорости движения осуществляется при помощи клапана с электромагнитным, то есть с компьютерным, управлением.

Бывают случаи, когда насос ГУР перестает качать, т.е. не создает давления. В этом может быть виноват подклинивший клапан расхода давления. Вернуть в строй насос ГУР можно снятием и его очисткой.

Рейка с электрогидравлическим усилителем

Рейка с электрогидравлическим усилителем по сути устроена аналогичным образом. Единственное отличие в том, что насос гидроусилителя приводится электромотором, а не ремнем навесного оборудования. При такой схеме электроника может варьировать степень усиления рулевого управления от максимального при маневрировании на парковке до минимального при движении по шоссе.

Рейка с электрическим усилителем

Рулевой механизм с электрическим усилителем вообще лишен гидравлики. Прибавка усилия при вращении руля осуществляется электромотором. Электромотор прикладывает усилие непосредственно к рулевому валу через отдельный редуктор.

Что ломается в рулевой рейке?

Чаще всего поломки и неисправности рулевой рейки с гидроцилиндрами сводятся к течам масла. Течи масла возникают по сальникам, или как их еще называют – силовым манжетам – гидроцилиндрам, которые уплотняют вал (саму рейку). Давление масла в гидроцилиндрах высокое, достигает 150-200 бар.

Причем течь возникает не столько из-за давления масла, сколько из-за износа внутренней окружности сальника. Дело в том, что из-за коррозии вала рейки на ее поверхности появляются шероховатости, которые задирают сальник. Он, в свою очередь, дает течь.

Коррозия на поверхности вала рейки в первую очередь возникает из-за попадания влаги через порванный или неправильно надетый пыльник. Пыльники нужно фиксировать специальными предназначенными для этого хомутами, которые позволяют рулевой тяге проворачиваться.

При сильном коррозионном износе вала изнашиваются опорные втулки вала. В образовавшемся зазоре вал начинает стучать.

В картере входного вала и распределителя давление масла меньше, поэтому там используются обычные сальники. Однако и они могут дать течь. Опять же из-за коррозии, которая подбирается к ним по рулевому валу.

А вот из-за металлической пудры или стружки в гидравлическом масле может возникнуть износ на поверхности картера входного вала и распределителя. Чаще всего это касается тех рулевых реек, где распределитель фиксируется фторопластовыми втулками.

Еще одна деталь рулевой рейки, подверженная износу – это сухарь в механизме ее регулировки. Сухарь прижимает шестерню входного вала к зубьям рейки. Сила прижатия регулируется на заводе, тарируется пружиной. Т.е. если возник люфт между шестерней и рейкой, то устранить его поджатием регулировочной гайки невозможно. Придется разбирать этот узел и, скорее всего, будет обнаружен износ сухаря.

В особо запущенных случаях можно столкнуться с износом шестерни и зубьев рейки. В этом случае по экономическим соображениям ремонт нецелесообразен. Лучше и дешевле купить б/у рулевую рейку.

Особенности износа рулевых реек с электроусилителем

Рулевая рейка с электроусилителем точно так же страдает от коррозии. Но в этом случае она не будет течь, т.к. течь там нечему. Она сразу начинает стучать из-за сильного износа направляющих опорных втулок. Хуже всего то, что коррозия может развиваться гораздо дольше и может нанести серьезные повреждения валу, из-за чего его стачивание до ремонтного размера будет невозможно.

Создавая рейки с электронасосом или электромотором инженеры хотели упростить их конструкцию. Но на практике те же электромоторы оказались не очень долговечными, из строя выходит как сам электромотор, так и подшипники его вала. Электронасос может отключаться прямо на ходу, что вызывает серьезные проблемы в управлении автомобилем. Электроника может просто глючить: например, насос может не выключаться при остановке двигателя, в результате электромотор быстро разряжает батарею.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию