Производство метановых автомобилей на АвтоВАЗе приостановлено
АВТОВАЗ остановил конвейер. Ждать ли дефицита автомобилей летом?
Из-за нехватки компонентов АВТОВАЗ был вынужден приостановить производство автомобилей на два дня, 2 и 3 июня. Судя по всему, до России наконец добрался так называемый «полупроводниковый дефицит микропроцессоров, который западные компании ощутили еще в конце года. Мы разобрались, есть ли в России дефицит машин (да) и что происходит с ценами.
Пресс-служба АВТОВАЗа, правда, не уточняет, каких именно компонентов не хватает, но источники, близкие к компании, сообщают, что у завода дефицит электроники Bosch, и связывают это с локдауном в Малайзии, где находятся производственные мощности компании.
Рост заболеваемости COVID-19 в Малайзии привел к усилению ограничений, а в стране расположено несколько предприятий компании ключевого поставщика электронных компонентов для альянса Renault — Nissan и, разумеется, АО «АВТОВАЗ». В Тольятти немецкий гигант поставляет в том числе гидроагрегаты АБС, датчики скорости, генераторы, стартеры, датчики кислорода.
Впрочем, не «Бошем» единым могут быть вызваны проблемы АВТОВАЗа. По одной из версий, проблемы могли возникнуть из-за недостатков блоков системы «ЭРА-ГЛОНАСС» по той же причине: нехватки полупроводников и микрочипов. Есть также версия, что на заводе не хватает еще и аккумуляторов.
Руководитель департамента аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун отметил, что на совещании в правительстве Самарской области причиной остановки АВТОВАЗа названа именно проблема с нехваткой компонентов Bosch.
— Глава правительства Самарской области Виктор Кудряшов подчеркнул, что проблема вызвана недостатком запчастей Bosch, которые не смогли поставить в нужном объеме из-за недопоставок микросхем из Малайзии, — отметил Андрей Топтун.
У дилеров Lada большие складские запасы, поэтому как такового дефицита пока нет
Фото: Артём Краснов
Сейчас в автосалонах Lada свободные машины есть практически во всех комплектациях, но, как сообщили нам в дилерских центрах, пик дефицита ожидается ближе к началу осени, поскольку перебои производства возможны, а кроме того, грядет сезон корпоративных отпусков.
Остановка АВТОВАЗа — часть сложной проблемы под названием «полупроводниковый кризис». Во время локдауна годичной давности и спада экономики сбавили темы и производители полупроводников. Но цикл их производства составляет полгода и более, необходимые для выращивания кристалла, поэтому с конца , когда исчерпались запасы полупроводников, стал ощущаться их дефицит. При этом автомобильные компании оказались в конце очереди, потому что для производителей процессоров они являются «миноритариями» на фоне Apple, Samsung и других потребителей чипов.
Перебои с поставками ощутили практически все автомобильные бренды. Заводы останавливали Ford в США, Nissan в Японии, FIAT Chrysler в США и Мексике. Остальные производители сообщили о нехватке компонентов, ограничившись сокращением производства: например, Honda и Suzuki пересмотрели планы выпуска на своих японских заводах. BMW и Mercedes также предпочли снизить темпы. Volkswagen еще в декабре сообщал о пересмотре планов на заводах в Северной Америке, Китае и Европе.
В России судить о ситуации можно разве что по косвенным признакам, потому что официальные комментарии скудны: автобренды стараются не раздувать проблему. Так, импортер VW в России официально не комментирует обстановку на заводе в Калуге. По сведениям из других источников, завод работает и пока не планирует останавливаться.
Один из примеров — заводы группы Jaguar Land Rover. В апреле этого года производитель останавливал производство на английских заводах, и, по словам руководителя PR-группы «Jaguar Land Rover Россия» Натальи Трынко, проблема нехватки электроники глобальна и затрагивает их, как и практически всех производителей. Компания вынуждена ненадолго приостановить работу заводов в Салихолле и Хэйлвуде, однако завод в Ковентри работал в полном объеме. Что касается наличия автомобилей, то сейчас ощущается определенный дефицит машин. Заказать Jaguar или Land Rover сейчас можно свободно, вот только срок поставки может быть дольше обычного, а конкретизировать его сложно.
О ситуации на рынке новых автомобилей информация весьма противоречивая. Руководитель департамента аналитики агентства «Автостат» Андрей Топтун говорит, что мощного дефицита машин пока не наблюдается.
— Не поверите, но сейчас можно найти в продаже базовую комплектацию без дилерских допов, — отметил эксперт.
Впрочем, некоторые комплектации действительно отсутствуют в продаже. По его словам, в дилерских центрах Lada нет самых дорогих версий Lada Vesta Luxe / Prestige и Exclusive, хотя не факт, что это связано с микропроцессорным кризисом.
Руководитель холдинга «Премьера» (представляет марки Volkswagen, Skoda, Haval, Porsche, официальный сервисный центр Bentley) Владимир Сипко заявил, что сейчас в дилерских центрах дефицит машин наоборот снижается.
— Импортеры присылают больше автомобилей, и такого отчаянного дефицита, какой наблюдался еще в конце прошлого года из-за проблем с поставками и резким снижением квот, нет, — отметил Владимир.
Уточним, что речь идет о машинах в стандартных заводских комплектациях, а вот «с перламутровыми пуговицами» надо поискать или подождать.
При этом ряд моделей действительно попал в разряд дефицита, например мы попытались купить новую Skoda Octavia, но во всех случаях нам предлагали срок поставки не ранее октября, ссылаясь на урезанные квоты. Причины этого продавцы не конкретизируют, сетуя лишь на снижение объемов производства.
Сравнительно высокий спрос на машины и урезанное производство подстегнули рост цен. Многие дилеры поднимают прайс, «наряжая» машину дополнительным оборудованием с наценками. К примеру, в одном из дилерских центров KIA сигнализация StarLine A66 стоит почти рублей, в автомагазинах же она стоит всего рублей. Впрочем, для дилеров это стандартная практика.
В дилерском центре KIA в Москве нам рассказали, что все машины идут с обязательным дополнительным оборудованием из-за того, что сгорел завод микросхем в Китае, поэтому машин не хватает. Кстати, «сгоревший завод» увеличил стоимость KIA Sportage в комплектации Comfort с до . Из них это незаводское дополнительное оборудование (коврики, защита картера, антикор и прочие мелочи).
В автосалонах Hyundai царит тревожное оживление: машины продают, но не всегда без допов
Фото: Артём Краснов
А прибавка к цене популярной Hyundai Creta может составить 200–300 тысяч рублей, а иногда и больше 500 тысяч. При этом ее продавцы удивили нас умением заманивать в автосалон, что захотелось сразу приехать и купить. Проблемы с поставками упомянули, но больше ссылались на то, что летом выйдет новая версия кроссовера, что прибавит ажиотажа. Hyundai Creta в версии Travel с полным приводом и двухлитровым мотором предложили по вилке от 1,7 до рублей при рекомендованной цене от рублей. Очевидно, допами машину снарядили от души, поскольку «догнать» ее до у нас не получилось. Менеджер заявил, что машины есть, но прогнозируют дефицит, связанный с задержками поставок. При этом упомянутые рублей сейчас просят за годовалую «Крету».
Популярная Toyota RAV4, оказывается, дорожает в дилерских центрах на 3–4% в месяц. Свободных машин в московском автосалоне, куда мы обратились, не ближайшая крупная поставка запланирована на июль. Дефицит, по версии продавца, возник из-за того, что заводы в Китае сначала погорели, а потом их накрыло землетрясением. Странно, что Годзилла не упомянут, но он мог просто об этом забыть. Комплектацию «Комфорт» с двухлитровым двигателем и полным приводом предложили за . При этом стартовая . И естественно, все подробности обсуждают лично. Кстати, цены на Toyota RAV4 на вторичном рынке просто пугают.
В свое время Renault Duster был чуть-ли не синонимом спекуляций. Сейчас ситуация попроще, поскольку дизельный вариант с полным приводом и вариатором в комплектации Drive московский дилер предложил за , что максимально близко к рекомендованной цене импортера. Правда, машин в наличии не так много и лучше заказывать. Ближайшие июль. Дефицит, по мнению продавца, возник из-за того, что стоят заводы по всему миру и есть острая нехватка запчастей. Некоторые модели и вовсе заморозили и еще какое-то время выпускать не будут. При этом подержанный годовалый Duster можно купить чуть дешевле, но это будет машина другого поколения.
К слову, многие импортеры в курсе ситуации и прекрасно понимают, что дилеры готовы пойти на нарушение закона, лишь бы получить прибыль. Поэтому многие представительства разослали дилерам предупреждения о недопустимости завышения цен. Естественно, это письмо никакого влияния на дилеров не окажет, но зато импортеры прикрывают себя от возможных претензий со стороны ФАС.
Ждать ли ухудшения ситуации из-за проблем с производителями полупроводников? Пока ситуация тревожная, но не критическая. Безусловно, пандемия изрядно подгадила импортерам и дилерам, но производители эти проблемы пытаются решать. По словам руководителя пресс-службы Volkswagen в России Андрея Гордасевича, импортер работает в режиме постоянного контроля рынка. А его объем во многом зависит от спроса на автомобили. Поэтому планы постоянно корректируются, чтобы соответствовать рыночной ситуации. Никаких панических настроений на рынке пока нет.
Стоимость автомобилей ощутимо выросла с начала года, а VW Golf в «базе» теперь стоит от рублей.
Bosch кинул "АвтоВАЗ". Остановка производства "АвтоВАЗа" на всех мощностях в Тольятти
С 23 августа АвтоВАЗ минимум на неделю приостановит работу на всех трех производственных линиях своего главного предприятия в Тольятти в связи с перебоями поставок электронных компонентов Bosch. Об этом сообщает РБК со ссылкой на пресс-службу Волжского автозавода.
«АвтоВАЗ вынужден изменить график производства на рабочую неделю, начинающуюся 23 августа. Из-за продолжающейся нехватки поставок электронных компонентов Bosch все три линии по производству автомобилей завода в Тольятти будут остановлены на протяжении всей недели», — отмечено в сообщении.
Три из пяти дней простоя объявят днями отпуска, перенесенными с декабря, а остальные дни будут оплачены в размере две трети от средней заработной платы. При этом в компании отметили, что предприятие «Lada Ижевск», использующий для сборки Lada Vesta другие комплектующие, продолжит работу в штатном режиме.
Комментарий автора:
Из-за того, что Bosch прекратил поставки электроники «АвтоВАЗу», концерн вынужден полностью остановить производство на всех своих мощностях в Тольятти.
В июле завод уже тормозил ряд конвейеров определенных моделей из-за недопоставок Bosch. И тогда надо было делать выводы и трясти риск-менеджмент. Теперь же производитель пошел на полный локдаун с частичной компенсацией зарплат сотрудникам — определенно сейчас контракт немцы не выполняют.
Нынешнее сворачивание производства произошло фактически разу после трехнедельного корпоративного отпуска завода в Ижевске. Поэтому ситуация лишь усугубит обстановку с дефицитом новых российских авто. В январе-июле было продано 232 тысячи отечественных машин, а это более чем на 40% больше, чем во время кризиса.
Повышенный спрос, несмотря увеличение производства, перекрывает предложения концерна. А ситуация была на руку «АвтоВАЗу» — за первые полгода он заработал 67 млн евро по МСФО вместо минуса 316 млн евро за 6 месяцев 2020-го.
Странно, что менеджмент «АвтоВАЗа» и, в частности, вновь вернувшийся к управлению концерном Николя Мор, не смогли просчитать риски с дефицитом поставок и не перестраховались, поэтому и не имели альтернативных вариантов с теми же производителями из Азии.
Но кризис с поставками полупроводников на линии автопроизводителей начался не вчера — тренд сформировался еще в конце прошлого года. Как мы писали ранее, затронула эта проблема и рынок смартфонов.
И картина-то была написана маслом: надо искать дополнительные источники поставок. Другое дело, что отечественные авто довольно просты технически и, в отличие от иностранных, не так сильно напичканы электроникой, но все же.
Также важно то, что своего современного производства электроники для автомобилей в России нет, а то, что имеется, как отмечают эксперты, давно устарело и не может применяться в производстве, поэтому мы полностью зависим от иностранных поставок. И здесь ситуация вряд ли поменяется.
Хотя если бы Мантуров поставил соответствующую задачу, то решить проблему было бы можно. Ведь в итоге за 6-7 лет проблема с отечественными томатами решилась. Источник
«АвтоВАЗ» снова вынужден приостановить производство
«АвтоВАЗ» в связи с отсутствием комплектующих изделий приостановит с 13 по 15 октября работу производственной линий № 1 (B0, модели Lada Largus и Lada X-ray, Renault Sandero и Logan), производственная линия № 5 (СКП Kalina, выпуск Lada Granta) будет приостановлена 15 октября один день. Об этом «Интерфаксу» сообщил глава профсоюза компании Сергей Зайцев.
Текущая рабочая неделя началась с запуска всех трех производственных линий. При этом штатный режим работы до конца текущей недели удалось сохранить лишь для производственной линии № 3 (СКП, выпуск Lada Niva Legend).
«АвтоВАЗ» с весны систематически вводит простои из-за перебоев с поставками комплектующих. Нагнать приостановки автопроизводитель пытался шестидневными рабочими неделями, которые также приходилось отменять из-за дефицита автокомпонентов.
Напомним также, что продажи автомобилей Lada в России сократились за сентябрь текущего года сразу на 51% в годовом сопоставлении до 17,189 тыс. единиц, следует из обзора комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Впрочем, за девять месяцев с начала текущего года «АвтоВАЗ» реализовал в России 268,849 тыс. автомобилей, что на 18% превышает результат годом ранее.
Как ранее отмечал «Интерфакс», продажи «АвтоВАЗа», работающего с перебоями из-за недопоставок компонентов автоэлектроники от Bosch, снижаются второй месяц подряд. Темп их падения стал рекордным с апреля 2020 года, когда автозаводы страны приостановились из-за масштабного ковидного локдауна. Тогда компания реализовала всего 9,396 тыс. машин (-70,9% к 2019 году) и, как и в случае с продажами за сентябрь 2021 года.
Добавим, что в целом, по оценкам АЕБ, продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России уменьшились в сентябре 2021 года на 22,6% в годовом сопоставлении (после падения на 17% в августе, на 6,5% в июле и роста на 28,7% в июне) до 119,485 тыс. единиц.
Таким образом, продажи сокращаются уже третий месяц подряд, причем в сентябре российский авторынок показал сильнейшее падение с мая 2020 года, когда в разгар пандемии коронавирусной инфекции спад достигал 51,8%.
Тем не менее с начала текущего года (январь–сентябрь) продажи увеличились на 15,1% в годовом выражении до 1 млн 260,111 тыс. штук.
Комментируя результаты, председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель констатировал, что «как и ожидалось, негативный тренд продолжается».
«Хорошо известный дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, а также новые вызывающие опасения факторы, такие как энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья и другие проблемы, будут поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев», — полагает эксперт.
По его словам, «на данный момент ситуация на рынке крайне нестабильна, однако в ноябре Комитет автопроизводителей попробует пересмотреть свой прогноз рынка на 2021 год».
Экономия есть, выбора нет: какие новые автомобили на метане доступны на рынке
Обычно при выборе типа топлива новой машины рассматривают пару бензин – дизель. Но ведь на рынке есть штучные битопливные альтернативы с заводским метановым ГБО, которое позволяет ощутимо экономить. Правда, если экономия здесь ощутима, то вот выбора фактически нет. Знатоки сходу назовут все доступные варианты, ну а мы перечислим их по порядку. Итак, на первый-второй рассчитайсь!
- Цена: от 836 900 рублей
Битопливная Vesta – не только самый доступный, но и самый известный вариант нового автомобиля на метане: прием заказов на нее открыли еще летом 2017 года. На газ перевели только седан: баллон в нем расположился не под днищем, а за задними сиденьями, заняв часть багажника. Его номинальный объем – 90 литров, но суммарно с кожухом и прочим он отъел добрую половину грузового объема: если у обычной Весты здесь 480 литров, то у битопливной – 250. Зато запас хода вырос до тысячи километров, ведь помимо баллона, вмещающего чуть больше 20 литров газа, которых в смешанном цикле должно хватить на 350 километров, здесь есть и стандартный бензобак на 55 литров.
В городе газа при заявленном расходе в 8,1 куба на сотню хватит чуть меньше чем на 300 километров, а за городом при расходе в 5,2 куба – чуть больше чем на 400. Ну а суть всего этого – в цене заправки: заполнение пустого баллона при цене в 16 рублей за кубический метр метана обойдется в 350 рублей. Правда, при расчете среднего расхода стоит делать поправку на то, что в некоторых режимах работы мотора в цилиндры все же впрыскивается немного бензина, так что даже при езде на метане цифра может быть не чистой.
Из всего доступного ассортимента моторов и коробок передач у битопливной Весты осталось по одному варианту. Мотор – адаптированный под газ 16-клапанник 21129, который на бензине выдает свои 106 л.с., а на метане теряет десяток «лошадей». Крутящий момент уменьшается на 13 Нм: 135 против 148, и на секунду увеличивается время разгона до сотни. Коробка передач – ожидаемо только механическая, причем теперь, с появлением на Весте вариатора и уходом более дешевых роботизированных трансмиссий, седанов на метане с двумя педалями наверняка можно не ждать: итоговая цена такого сочетания будет слишком высокой.
Цена на Vesta CNG в версии Classic Start, содержащей все необходимое, включая кондиционер и подогрев передних сидений, начинается с 837 тысяч рублей. те, кто следит за проектом с самого начала, вздохнут: в 2017 году седан стоил 601 тысячу рублей, а переплата по сравнению с бензиновым вариантом составляла всего 30 тысяч, остальные 140 из общих 170 тысяч, необходимых для дооборудования, компенсировало государство. Цена переоборудования с тех пор не изменилась и составляет те же 170 тысяч, вот только ложатся они полностью на покупателя: обычная Vesta в версии Classic Start стоит 667 тысяч рублей.
Отчасти утешением служит то, что доплата за ГБО уменьшается с улучшением комплектации: версия Luxe стоит 928 тысяч (плюс 133 по сравнению с бензиновой), а топовая для CNG комплектация Luxe Multimedia – 956 тысяч, что уже «всего» на 120 тысяч больше, чем у обычной. Если примерно посчитать, что стоимость километра на метане при смешанном расходе составляет примерно 1 рубль, а на бензине – 3,2, то окупаться ГБО будет от 50 до 80 тысяч километров в зависимости от комплектации. Сопоставив эти цифры со своим средним годовым пробегом, можно делать выводы и принимать решения.
- Цена: от 897 900 рублей
Второй и последний вариант новой машины на метане тоже легко угадают те, кто хоть немного интересуется этой темой. Битопливный Largus был в планах даже раньше Весты – мы ездили на предсерийном образце еще в 2015 году. Серийная же версия универсала вышла на рынок только в начале 2019 года. Здесь тот же баллон на 90 литров, и установлен он так же за задними сиденьями.