Протачиваем тормозные диски своими руками без снятия
Проточка тормозных дисков без снятия, своими руками
Тормозная система современного автомобиля может быть обслужена зачастую только на специализированных СТО. Не всегда квалификация владельца позволяет справляться со сложными устройствами и узлами, а о гаражном оборудовании для обслуживания, скажем, АБС, просто недостаточно. Тем не менее, простейшие операции, такие как замена колодок, сможет выполнить каждый и заодно проверить состояние рабочих органов системы.
Содержание:
Какие бывают тормозные колодки
На степень износа диска или барабана огромное влияние оказывают не только стиль вождения и дорожные условия. Поверхность фрикционных накладок колодок тормозов, пожалуй, влияет на износ системы более всего. Тормозные колодки делятся на несколько типов по материалу изготовления фрикционной накладки:
- металлизированные;
- синтетические;
- керамические;
- асбестосодержащие.
Фрикционные накладки с содержанием асбеста сейчас не применяются, поскольку использование этого материала запрещено. Вредный больно. Поэтому ему на смену приходят другие синтетические материалы с похожими свойствами. Главное, что требуется от тормозной колодки — выдерживать износ и температуру. Колодка может разогреваться до 600 градусов, а это влияет как на износ диска, так и на износ фрикционных накладок.
Влияние фрикционных накладок на диски и барабаны
Но сейчас нас в первую очередь интересует влияние колодок на состояние тормозного диска. Мягкие синтетические полуметаллизированные тормозные колодки менее всего изнашивают тормозной диск, но не так эффективны при торможении. Они мало шумят, но в работе создают довольно много пыли. Ресурс мягких колодок невелик, а предназначены они для спокойной и комфортной езды. Тогда и стираются не так быстро.
Более жесткие тормозные колодки предназначены для агрессивного стиля езды и они более твердые, чем синтетические. Как правило, содержание металла в них на уровне 30-45%. В качестве наполнителя может быть использована медная крошка, графит, стальные тонкие волокна. Металлизированные колодки шумные в работе, но зато очень цепкие и не так быстро изнашиваются, как синтетические с малым содержанием металла. Но они сильнее всего изнашивают тормозной диск, а иногда могут и перегреть его. Тут и до коробления поверхности недалеко, которую не каждая шлифовка и проточка исправит.
Методы и средства обнаружения неисправностей дисков
Ухудшение работы тормозной системы видно невооруженным глазом и здесь не нужны никакие специальные стенды. Признаки износа расходников тормозной системы просты:
- Невнятная реакция на педаль тормоза.
- Повышенный шум, скрип и визг тормозных колодок и дисков.
- Вибрации и биения при торможении.
- Перегрев тормозов в нормальных условиях.
Визуально это просто проверить, даже не разбирая тормозной механизм. Достаточно замерять уровень износа колодок и дисков или барабанов, и ситуация прояснится. Допустимую толщину тормозного диска производитель указывает на торце. Но, как правило, можно не искать надпись, а отталкиваться от значения 10 +- 2 мм. Толщина накладок для каждого автомобиля допускается разная, и здесь лучше пролистать Мурзилку к автомобилю. Но новостей там тоже не будет. Средняя допустимая толщина фрикционной накладки не менее 2-3 мм.
Зачем протачивать тормозные диски
Теперь можно отложить штангенциркуль и микрометр в сторону и просто провести пальцами по поверхности тормозного диска. Он весь изрыт бороздами от износа. Чем глубже борозды, тем больше диск съедает колодку. А чем тверже фрикционная накладка, тем вероятность появления рытвин большая. Теперь обратим внимание на буртик, который образовался по мере износа диска. Он острый и иногда о него можно порезать палец. А каково тормозным накладкам?
Вот для этого и протачивают тормозные диски. А после проточки еще и шлифуют, чтобы максимально довести состояние рабочей поверхности до идеала. Таким образом, после проточки диск стает ровным и гладким и прослужит еще довольно долго. Но проточка не всесильна, и если диск пострадал от перегрева, никто его протачивать не станет. Во-первых, структура металла уже не та, а во-вторых, устранение биения диска проточкой — довольно сомнительный способ.
Проточка тормозных дисков — как, чем и где
Проточка тормозных дисков без снятия своими руками возможна лишь в том случае, если у вас в гараже завалялся голландский аппарат для обработки дисков MAD. Но это вряд ли, потому что стоит он около 4 тысяч евро. Не каждая СТО может позволить себе такую роскошь. Но если станция предлагает такую услугу — просто прекрасно. Потому что проточка дисков без демонтажа экономит море времени, проточка проходит на высшем качественном уровне, а после проточки стенд делает еще и шлифовку. Вот так он выглядит в работе. Смотреть приятно.
Можно пойти пойти другим способом. Снять тормозные диски и отнести их знакомому токарю. Только где гарантия того, что станок не дореформенный и он идеально проточит поверхность без намеков на биение? Нет такой гарантии. Поэтому при возможности проточить диск без снятия на специальном стенде, не жадничайте. Новый диск стоит в сто раз дороже, а безопасность деньгами измерять просто глупо.
Чем внимательнее мы будем относиться к тормозным механизмам, тем дольше и эффективнее они прослужат. Поэтому обслуживайте тормоза вовремя и качественно, и ваш автомобиль всегда будет останавливаться там, где этого хотите вы, а не где получится. Притормаживайте перед ямами, и удачных всем дорог!