Проточка тормозных дисков своими руками – получится ли?
Технология проточки тормозных дисков своими руками в домашних условиях
Каждый водитель обязан следить за состоянием тормозных дисков. Проверять на износ элементы необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега с помощью штангенциркуля. Но в этом вопросе есть одна тонкость. Дело в том, что в процессе эксплуатации авто тормозные диски склонны стачиваться неравномерно. Со временем на них могут появляться различные деформации и борозды, которые значительно отображаются на качестве процесса торможения транспортного средства. Причем, ресурс тормозных дисков при этом может быть не исчерпан. В такой ситуации лучшим вариантом может стать именно проточка элементов. Распознать, что с тормозными дисками есть проблемы можно по таким признакам:
- Процесс торможения происходит неравномерно и с рывками;
- Появление нехарактерных звуков при торможении;
- Биение педали тормоза или руля при осуществлении торможения;
- При нажатии на педаль происходит блокировка тормозов.
Можно ли выполнить самостоятельно?
В руководстве по эксплуатации и ремонту автомобилей семейства ВАЗ есть соответствующий раздел. В нем четко и понятно сказано, что проточка может выполняться и в гаражных условиях без специального оборудования. К примеру, убрать буртик, который образовался в результате износа диска или использования жестких колодок, можно с помощью напильника. Для этого нужно выполнить следующие мероприятия:
- поднять авто на домкрат и снять колесо;
- завести автомобиль и включить 4-ю или 5-ю передачу;
- используя напильник или крупнозернистый диск наждака, убирается буртик сначала с одной стороны, а затем с другой.
Конечно, это актуально только для той оси, которая является ведущей. Кроме того, на иномарках так делать не рекомендуется, лучше все же просто взять и заменить диски на новые. Где проточить тормозные диски? Лучше всего в проверенной СТО, куда вы уже не раз обращались. Также предварительно желательно ознакомиться со стоимостью работ. В некоторых сервисах за проточку берут слишком много. Возможно, там делают качественно, хотя это не факт. Слишком дешево — тоже не есть хорошо. Вполне вероятно, что пренебрегают качеством и обманывают клиентов.
В чем суть проточки тормозных дисков?
Само понятие проточки подразумевает под собой устранение неровностей на поверхности. Происходит это посредством снятия лишнего слоя металла с тормозных дисков. Поскольку при проточке толщина диска уменьшается, производить данный процесс нельзя на сильно изношенных тормозных дисках. Выполнить такую процедуру можно двумя способами:
- На специальном станке с предварительным снятием тормозных дисков с автомобиля;
- С применением специальных инструментов, но без снятия дисков.
Протачивать элементы без их снятия с точки зрения затрат намного выгоднее. Однако для проведения такой процедуры не во всех сервисных центрах есть соответствующее оборудование. Второй же способ, для того чтобы работы были выполнены качественно требует наличия хорошего оборудования и точные измерения. В отличие от первого метода проточки, здесь обязательно нужно снять тормозной диск с транспортного средства, в том числе нужно будет демонтировать и примыкающую к нему ступицу.
В этом видео будет детально расписан процесс проточки тормозных дисков:
Опубликовано: 19 июня 2021
Расточка тормозных дисков своими руками
Как проточить диски в домашних условиях
Статья в тему: Устранение увода ремня ГРМ на ВАЗ 2109
Абразивная вставка в тормозной колодке
Сделать поверхность тормозного диска более ровной можно при помощи абразивных вставок в колодки. Такой способ потребует минимум инструментов. Достаточно вырезать в старой колодке «окно» и вставить в него абразив. На фото абразивная вставка выполнена из круга для «болгарки». После того, как колодки будут приготовлены таким образом, достаточно установить их на место и немного покататься. Как утверждает автор идеи, достаточно проехать, периодически притормаживая, около 5 километров.
Расточка тормозных дисков без снятия
В некоторых автосервисах есть станки, позволяющие сделать расточку прямо на автомобиле – достаточно вывесить авто и снять суппорт. Приобретение такого инструмента, скорее всего, будет нецелесообразным для индивидуального использования.
Обработка на токарном станке
Самым лучшим станком для проточки дисков и барабанов, без сомнения можно назвать токарный станок. Большая масса станины и возможность точно контролировать снятие металла резцом обеспечат высокое качество работы.
Плюсы и минусы проточки
Все недостатки легко устраняются после проточки диска, но важно понимать, что данная процедура не может проводиться бесконечное число раз. Рано или поздно диск придётся менять. В тот момент, когда его толщина достигнет минимума предусмотренного для данного типа автомобиля. Это и есть основной минус проточки – диск постепенно истончается, а это ведет к его хрупкости.
Главным плюсом является цена. Если на замену нового диска в зависимости от модели авто придется раскошелиться на 10-40 тыс. руб, то обточка обойдется в 4-5 раз дешевле.
Про цену
Как мы с вами уже поговорили, что поставить новые стоит ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ НЕ МАЛО! Например, на бизнес-класс вообще от 25 до 40 000 за оригиналы. А сколько же будет стоить проточить? Отвечу сразу – намного дешевле, примерно в 4 иногда 5 раз! А если найти парня, который занимается таким для себя, в качестве «шабашки», тогда вообще можно сделать за 1500 рублей за пару, так у меня друг делал для КАМРИ
Также проточки бывают двух видов:
- Со снятием, когда проводят всю операцию на станке
- Без снятия, когда к ступице колеса присоединяют специальный станок с двумя резцами и он точит поверхности
Если вы обращаетесь на СТО, на процесс со снятием, тогда получается что средние цены примерно такие:
- Автомобиль «A» и «B» класса – примерно 3000 — 3500 рублей за пару
- «С» класса – 3500 – 4000
- «D» около 5000 — 6000 руб.
Про остальные классы не знаю, как правило представительские авто, обслуживают новыми запчастями.
Если брать процесс без снятия, тогда цены немного ниже, примерно на 500 — 1000 рублей. Тут как какой сервис загнет. Почему дешевле, да просто потому что, не нужно снимать диски и куда-то их нести, одевать на станки набивать внутреннее «зеркало» или как еще называют плоскость. Банально мороки меньше все две плоскости (объясню чуть ниже).
Когда меняют тормозные диски и можно ли их протачивать?
Меняя колодки, автомобилист, как правило, встает перед вопросом: когда менять тормозные диски, в этот раз или они пока не нуждаются в замене? Эти детали стоят достаточно дорого, и естественно, что автовладельцу хочется сэкономить. Но и ездить на машине с «убитыми» дисками – не вариант, это значит поставить под угрозу целостность «железного коня», безопасность водителя и пассажиров. Многие слышали, что восстановить функцию этих элементов можно, выполнив их проточку. Так ли это, и будет ли безопасной езда с проточенными дисками? Разберемся подробно.
Когда нужна замена тормозных дисков?
Вывести эти детали из строя можно, даже если водитель не относится к «лихачам». Если колеса машины в ходе торможения «влетают» в лужу, поднявшаяся волна может с силой захлестнуть дисковые механизмы, и их не спасет даже защитный щиток. Если автомобиль движется достаточно долго, они будут нагреты до высокой температуры, и при попадании холодной воды рабочие поверхности покоробятся. Следствием этого станет биение во время езды в тормозную педаль и рулевое колесо.
Чтобы определить, нуждаются ли диски в замене, необходимо осмотреть их поверхности, когда будут меняться колодки. Если детали не покороблены и не имеют трещин, а их остаточная толщина не меньше, чем 50%, можно продолжать дальнейшую эксплуатацию. Если срок замены колодок еще не подошел, а водитель при нажатии на тормоз во время езды ощущает вибрацию, прекращающуюся после отпускания педали, это также говорит о неисправности рассматриваемых элементов. В этом случае нужно менять или протачивать тормозные диски.
Нужна ли проточка дисков?
Теперь мы подошли к следующему пункту рассказа. Итак, можно ли протачивать тормозные диски? Раньше делать это было невозможно, и если у водителя не было знакомого токаря, располагающего нужным станком, элементы приходилось выкидывать и заменять новыми. Сейчас существует оборудование, на котором можно выполнить их проточку, вернув деталям работоспособность.
Точить диск можно, если на его поверхности появились неровности (выработка). Предварительно нужно убедиться, что толщина запчастей позволяет провести эту операцию. Если они слишком тонкие, проточка не спасет ситуацию. Такие элементы не смогут переносить высокую температуру и попросту развалятся в движении, даже если мастер точил подобные детали уже не раз и имеет большой опыт. Кроме того, перед проточкой следует определить величину биения дисков, а также степень поражения коррозией.
Дополнительным плюсом этой манипуляции является то, что проточить старые запчасти будет дешевле, чем купить новые. Чтобы избежать смещения тормозного баланса, нужно производить проточку обоих дисков. Кроме того, после этого старые колодки придется заменить, иначе они быстро выведут проточенные элементы из строя.
Особенности проточки
Станок для протачивания устанавливается на ступицу диска. Во время работы мотор не заводят, коробку передач устанавливают в нейтральное положение. Оборудование само будет вращать ступицу, при этом резцы станут постепенно смещаться по обеим сторонам детали, снимая при одном проходе приблизительно по 20 микрон материала как с внешней, так и с внутренней поверхности. Затем резцы переставляются, и проточка выполняется повторно. Для того чтоб полностью обработать элемент, как правило, достаточно пары-тройки проходов. В первую очередь срезаются фаски, которые получились при контакте детали с колодками. Это делается для того, чтобы обеспечить высокое качество обработки, а также уменьшить нагрузку на точильное устройство.
Прежде чем приступить к проточке, мастер осматривает диски, а также проверяет состояние подвески. Если подшипник ступицы имеет перекаты или люфт, манипуляция не производится. Дело в том, что деталь в этом случае будет «гулять» между резцами, соответственно, ровно проточить ее не получится. Заменить подшипник рекомендуется, даже если он просто гудит. Если сменить его после того, как деталь будет проточена, то, запрессовывая ступицу, ее и сам диск, вряд ли удастся поставить ровно.
Затем, как говорилось выше, проверяется остаточная толщина элемента, степень поражения коррозией, а также величина биения:
- Если толщина деталей очень мала, их не точат, а заменяют.
- При измерении биения проверяется толщина в разных местах (проще всего это сделать индикатором). Разница показателей не должна быть более чем 0,05 мм, в противном случае проточка также не производится.
- Не протачивают диски и при наличии глубоких коррозийных очагов, поскольку по завершении работы его толщина может оказаться недостаточной.
Одной из хитростей перекупщиков автомобилей является стачивание при обработке только фасок. Найти следы такой операции будет невозможно уже через 2-3 дня, даже если машина просто стояла на месте. В результате проверка состояния элементов на ощупь не даст достоверных результатов, и установить их реальный износ будет непросто.
Закончив проточку, обязательно замените колодки, поскольку их фрикционные накладки, приработавшиеся к кривому диску, быстро приведут проточенную деталь в негодное состояние.
Проточка оригинальных дисков (если она возможна) выгодна не только ценой. Детали, применяющиеся для первичной комплектации, даже после того, как их ресурс частично выработан, нередко превосходят по качеству новые, но не оригинальные запчасти. Доверять проведение этой операции лучше специализированным автосервисам, располагающим оборудованием высокого качества. Да и мастера там опытнее, чем специалисты обычных СТО или даже дилерских центров. Стоимость услуг в такой организации также более доступна.
В этой статье мы рассказали о том, стоит ли протачивать тормозные диски, а также по каким признакам установить, что их пора менять. Не забывайте обращать внимание на состояние этих деталей при замене колодок, даже если при езде пока не наблюдается никаких нарушений – неисправность может сказаться внезапно и стать причиной дорожной аварии.
Как можно выполнить проточку тормозных дисков и когда это стоит делать
Ошибочно считать, что тормоза на машине нужны исключительно для полной и резкой остановки. В процессе езды автомобилист периодически помогает себе педалью тормоза, притормаживает перед поворотами, готовится к совершению того или иного манёвра.
Потому тормозной узел влияет ещё и на общий комфорт, управляемость и безопасность водителя, его пассажиров и других участников движения. Поддерживать тормоза в оптимальном рабочем состоянии прямая обязанность каждого автовладельца.
Со временем тормозные диски могут изнашиваться, терять свои начальные характеристики. Вовсе не обязательно сразу же их менять, поскольку детали достаточно дорогие. Иногда решить проблему можно путём проточки.
Когда нужно протачивать диски
Из руководства по эксплуатации не сложно узнать, какой ресурс у того или иного расходника на автомобиле. Но от указанного пробега следует отнимать около 20-30% с поправкой на российский климат и более сложные условия эксплуатации.
В среднем на легковых автомобилях ресурс тормозных дисков составляет около 100 тысяч км., после чего выполняется обточка, либо же замена в самых сложных ситуациях.
Не сложно догадаться, зачем на автомобиле нужно протачивать тормозные диски. Это способствует восстановлению высокой эффективности торможения. При эксплуатации элементы могут изнашиваться неравномерно, менять свои характеристики под воздействием климата, резких температурных перепадов и пр. То есть наблюдается определённая кривизна.
Существует несколько признаков, позволяющих определить факт необходимости проточки.
- Сильный нагрев диска после непродолжительной поездки. Определить это можно путём простого прикосновения рукой к элементу. Но делайте это предельно аккуратно, поскольку при высокой температуре можно получить ожог. Диагностировать перегрев проще путём наезда на лужу или выливания воды на диск сразу после остановки. Если пошёл пар, температура нехарактерно высокая.
- Свист или скрежет при торможении. Выжимая педаль газа, часто водители замечают характерные неприятные звуки. Из салона определить источник шума сложно. Можно попросить помощи у товарища, либо обратиться в автосервис для диагностики.
- В обычных условиях тормозной путь меняется в сторону увеличения. Если при одинаковых условиях тормозной путь оказался длиннее, чем раньше, диски следует проверить и обточить по возможности.
- Во время торможения педаль сильно западает. Её приходится глубже утапливать, чтобы остановиться.
- В процессе торможения возникают вибрации, руль тянет в левую или правую сторону. Отклонение в ту или иную сторону зависит от проблем с конкретным диском.
- Визуальные признаки износа и появления дефектов.
Столкнувшись с подобными признаками, стоит задуматься о посещении автосервиса для проточки либо о выполнении этой процедуры своими руками.
Преимущества и недостатки
Не каждый автомобилист решается на проточку, предпочитая просто заменить несколько изношенные и деформированные тормозные диски.
Каждый сам для себя решает, стоит ли проводить обточку. Важно понимать, что не всегда это можно сделать.
К преимуществам проточки относят такие пункты:
- экономия на замене дисков торможения;
- увеличение срока службы комплекта тормозов.
Что же касается недостатков, то тут следует учесть следующее. Это не бесконечная процедура, которая проводится до определённой степени износа диска. Не каждый способен качественно обточить деталь своими руками. А в случае допущения ошибки и вовсе может последовать отказ тормозов при очередной попытке остановить машину во время движения.
Потому в основном автомобилисты обтачивают диски из соображений экономии. Не все готовы платить по 10-40 тысяч рублей за новые диски, предпочитая отдать 1-4 тысячи за проточку. При самостоятельной обработке цена и вовсе формируется из закупки необходимых расходников. В некоторых случаях получается бесплатно.
Когда не стоит обтачивать диски
В случае с тормозными дисками существует понятие минимальной толщины. Выходить за рамки этих значений категорически не рекомендуется.
В зависимости от типа используемых дисков, минимальная толщина может существенно отличаться. На автомобили устанавливаются вентилируемые и невентилируемые диски.
На минуту следует представить, что автомобилист сточил больше, нежели предусмотрено конфигурациями диска и рекомендациями по его эксплуатации.
В такой ситуации ожидаются такие изменения:
- повышается хрупкость металла;
- диск быстрее нагревается в процессе торможения;
- при резком температурном перепаде диск поведёт;
- есть вероятность раскола, поломки, образования трещин.
Как результат, при торможении на скорости колесо может резко заблокироваться. Не сложно представить возможные последствия.
Никогда не стачивайте диск до значения, превышающего минимальную толщину. Это очень опасно.
Не стоит полагаться полностью и на мастеров. Некоторые из них знают, что диск обточке уже не подлежит, свой ресурс он израсходовал. Но чтобы заработать деньги, он соглашается взяться за работу, не уведомив о возможных рисках автовладельца.
Способы обточки
Некоторые автомобилисты интересуются проточкой тормозных дисков своими руками, хотя работа сложная и очень деликатная.
Если текущее состояние детали позволяет провести такую процедуру, следует выбрать подходящий метод обработки.
В зависимости от условий обточки и применяемых инструментов, можно выделить такие методы:
- со снятием на токарном станке;
- со снятием подручными инструментами;
- без снятия специальным оборудованием.
Далеко не всегда выгодно приобретать станок для проточки изношенных тормозных дисков, если вы планируете разовую акцию по обработке своими руками. Здесь уже лучше довериться специалистам.
Отдельно стоит рассмотреть все доступные варианты проточки.
Обточка без снятия
Для начала посмотрим, как выполняется проточка изношенных тормозных дисков без снятия, и что в таком случае можно сделать своими руками.
Профессиональные мастерские используют специальное станочное оборудование и диагностические стенды. С их помощью восстанавливается правильная геометрия тормозного диска и других элементов.
В настоящее время спросом пользуется специальное приспособление, предназначенное для проточки старых тормозных дисков непосредственно на автомобиле. То есть снимать их не нужно. Процедура выглядит так:
- автомобиль устанавливается на подъёмник, и снимается покрышка;
- откручивается тормозной суппорт, что позволяет освободить сам диск;
- специальным прибором измеряется текущая кривизна поверхности;
- на шпильки или иной участок устанавливается двигатель, вращающий диск;
- к диску подводятся резцы;
- автоматически резцы постепенно снимают тонкий металлический слой;
- восстанавливается нужная геометрия поверхности.
Выполнить такую процедуру своими руками на автомобиле невозможно, не имея в распоряжение приспособление для проточки изношенных тормозных дисков. Такая услуга доступна только в условиях автомастерской.
Если использование станков вас не устраивает, есть альтернативный метод. Вот что для этого нужно сделать:
- снять колесо и тормозной суппорт с колодки;
- взять шлифовальную машинку;
- подготовить абразивные круги разной зернистости;
- с помощью механического или электронного микрометра сделать замеры толщины;
- исходя из допустимых параметров, сточить определённый слой металла;
- сколы и неровности по краям можно обработать ручным напильником;
- если диск стоит на ведущем колесе, просто запустить мотор и включить передачу;
- за счёт вращения поднести к элементу шлифовальную машинку и начать аккуратную обработку.
Когда выполняется работа подручными средствами, крайне важно придерживаться правил безопасности, используя защитную одежду и очки. Иначе искры могут попасть в глаз и на кожу, что спровоцирует серьёзные ожоги.
Обточка со снятием
Чтобы выполнить обработку тормозного диска, его иногда снимают. Это более сложная работа из-за дополнительных мероприятий по демонтажу. Зато несколько упрощается сам процесс обточки.
Для восстановления состояния детали используются обычные токарные станки. Проблема заключается в том, что работа на таком станке требует определённой сноровки и опыта. Без этого браться за проточку своими руками не рекомендуется. Зато всегда можно обратиться за помощью к профессиональному токарю. Его услуги стоят явно дешевле, чем обточка на специализированном оборудовании в автосервисе.
Ручные способы обработки значительно дешевле, и их можно применять в гаражных условиях, обтачивая тормозные диски своими руками. Но качество работы получается низким. После этого придётся часто повторять аналогичную процедуру, чтобы поддерживать сравнительно неплохое состояние.
А чем чаще вы точите диск, тем быстрее изнашивается и истончается металл. Это ведёт к неизбежной замене элементов. При замене одного диска обязательно нужно заменить и второй диск на одной оси, а это дополнительные расходы.
Почему проточка тормозных дисков – деньги на ветер
Тормозные диски автомобиля – точно такие же расходники, как, к примеру, моторное масло, фильтры или те же колодки. Отличие только в том, что служат эти детали тормозной системы относительно долго. В среднем комплект дисков выдерживает две смены тормозных колодок, в отдельных случаях – даже три. Впрочем, пробег до критического их износа крайне редко достигает отметки в 100 000 км. Обычно ресурс ограничивается 60-80 тысячами.
По теме
При идеальном сценарии тормозные диски на автомобиле исправно выполняют свою функцию и постепенно истончаются до тех пор, пока толщина рабочей поверхности не достигнет определённого заложенного производителем значения. Зеркало рабочей поверхности при этом остаётся относительно ровным, без сильных волн и ржавых закраин. Однако беспроблемной эксплуатация бывает не всегда. У кого-то тормозные диски внезапно начинают коробиться: при торможении педаль отдаёт ударами в ногу, замедление автомобиля происходит с ощутимыми рывками. У других наблюдается неравномерный износ поверхности дисков, к примеру, из-за перекоса цилиндра в суппорте или из-за закисших направляющих. В обоих случаях эффективность тормозов существенно снижается, а перед автовладельцем возникает выбор – сменить тормозные диски (а заодно и колодки) на новые, или попытаться реанимировать старые детали, отдав их на проточку.
Лукавить не станем: биение на педали тормоза и руля на торможении – почти гарантированная замена тормозных дисков. Чтобы это понять, нужно вникнуть в суть проблемы. Кривыми диски становятся не просто так – для этого их нужно очень сильно перегреть или создать огромную разницу температур. Впрочем, даже при соблюдении этих условий качественные тормозные диски крайне редко становятся кривыми. Если это всё-таки случилось, есть повод обратить взор на продукцию других фирм-производителей, а не пытаться исправить изначально сомнительную деталь. Проточив диск, вы, возможно, действительно решите проблему биения, но радость будет длиться недолго. Склонный к перегреву диск опять покоробит. Как показывает практика, это происходит всего через несколько тысяч километров пробега.
По теме
Вторая причина, по которой проточка дисков – пустое занятие, заключается в том, что жизненный цикл этих изделий относительно мал. Производители чётко оговаривают предельных износ, превышать который чревато. И этот износ редко превышает всего 1 мм на каждую сторону. Только представьте, насколько это мало! Если толщина диска уменьшилась от первоначальной на 2 мм (в среднем), его место – уже не на токарном станке, а в чермете. Посмотреть предельно допустимый износ можно на торце самого диска или в документации к конкретному автомобилю. Даже при самом минимальном короблении во время проточки с него снимут ещё 0,2-0,4 мм. А диск, напомним, и без того был с выработкой. На выходе клиент обычно получает деталь, предельно близкую к моменту утилизации.
Чем руководствуются производители тормозных дисков, которые дают рекомендацию менять их при столь малом износе? Всё просто. Чугун боится резких перепадов температур, ему требуется хорошее охлаждение. От перепадов меняются свойства самого металла. Даже, казалось бы, ничтожный износ в пару миллиметров сильно сказывается на температурных режимах работы тормозной системы. Но и это далеко не всё. Когда тормозной диск истончается, выработку компенсируют тормозные суппорты: поршни выходят наружу всё дальше и дальше, что приводит к уменьшению чёткости срабатывания тормозных механизмов и даже к перекосам колодок.
По теме
В конечном счёте возня со старыми дисками может быть оправдана лишь определёнными обстоятельствами. К примеру, если приобрести новые комплектующие чрезвычайно дорого или сложно. Практикуют проточку и обычные перекупы: подровняв и обновив фаски дисков, их легко можно выдать за практически новые. А это – веский повод задрать ценник на продаваемый автомобиль.