Autokombi.ru

Авто-портал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разновидности АКПП: отличия и виды коробок автомат

Классификация АКПП: справочник для начинающих автолюбителей

Обзор АКПП: виды и способы определения типа автоматических коробок передач

Сегодня многие наши автомобилисты даже не догадываются о том, какое существует многообразие трансмиссионных систем. Всем известны механические коробки передачи и «автоматы», но далеко не каждый знает, что такое DSG и вариатор. В этой статье мы рассмотрим виды АКПП с описанием каждого.

Виды АКПП

Можно выделить четыре основных вида АКПП. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Гидpoмеханический «автoмат»

Гидромеханический тип автоматической коробки передач можно назвать самым ярким примером АКПП. Основное его отличие заключается в отсутствии связи между ДВС авто и его колесной базой. А крутящий момент в этом случае передается при помощи двух турбин и рабочей жидкости, так было изначально.

Сегодня же управление осуществляется при помощи различных электронных механизмов, в результате чего в структуру этого типа АКПП авто были добавлены два режима езды:

  • спортивный;
  • зимний.

Обзор АКПП: виды и способы определения типа автоматических коробок передач

Традиционная автоматическая КПП

Кроме того, теперь автоматическая трансмиссия может быть оснащена программой для экономии топлива, а также функцией переключения скоростей коробки в ручном режиме. В отличие от традиционной «механики», автоматической трансмиссии нужно больше топлива для переключения скорости. Помимо этого ей потребуется чуть больше времени, чтобы взять хороший разгон. Но это все компенсируется комфортом. Также следует отметить, что сегодня некоторые типы АКПП оснащаются функцией, которая позволяет коробке передач подстроиться под индивидуальный стиль езды каждого отдельного автомобилиста.

Что касается возможности переключения скоростей в ручном режиме, то в данном случае этой функцией снабжают авто многие производители. Только каждый из них называет эту функцию по-своему. Впервые такой тип АКПП был назван Автостиком. Чуть позже компания Ауди занялась производством коробок-автомат с функцией ручного управления под названием Типтроник, на сегодняшний день это название является самым распространенным.

Однако, это просто функция, и из-за этого автоматическую трансмиссию нельзя считать ручной. Правильнее будет сказать, что это полуавтомат. Поскольку даже при ручном переключении бортовой компьютер все равно будет контролировать работа авто, какой бы режим активирован не был.

Робoтизиpoванная КПП

Обзор АКПП: виды и способы определения типа автоматических коробок передач

Робoтизиpoванная коробка передач

Этот вид коробки-автомат является средним вариантом между традиционной АКПП и «механикой». По своей конструкции роботизированный агрегат очень схож с механической коробкой, но вот его управление идентично автоматической трансмиссии. Немаловажным преимуществом «робота» является то, что значительно экономнее механической КПП. Однако и здесь все не настолько хорошо.

Роботизированная коробка передач очень чувствительна к агрессивной манере езды. Если вы дадите газу в пол, вы сами почувствуете, как ненормально включаются передачи. Сразу же появятся резкие толчки, как-будто автомобиль кто-то толкает в бампер. Со временем такая эксплуатация авто приведет к выходу из строя коробки. Зато «робот» весит меньше традиционной АКПП и значительно дешевле стоит.

Обзор АКПП: виды и способы определения типа автоматических коробок передач

Рычаг коробки передач DSG

ДСГ (DSG) — это самый известный тип «робота», представляющий собой гибрид автоматической и механической трансмиссий. Производством DSG занимается компания Фольксваген, именно на авто этой марки установлены такие агрегаты. В отличие от обычной роботизированной коробки, которая создавалась на основе «механики», DSG разработана с нуля, в результате чего немецкие разработчики смогли внедрить свои оригинальные решения. Именно поэтому «роботы» ДСГ сочетают в себе достоинства и АКПП, и МКПП.

Одной из отличительных особенностей является использование мокрого сцепления в конструкции. Поэтому автомобилист за рулем транспортного средства с ДСГ может активировать одновременно два режима скоростей. То есть во время езды на второй скорости водитель может активировать третью, что позволит предотвратить потерю мощности. Соответственно, с разгоном у ДСГ проблем нет никаких.

Читайте так же:
Тюнинг подвески своими руками

Управление агрегатом осуществляется при помощи специального блока управления под названием мехатроник. Этот блок находится непосредственно в корпусе агрегата. Специалисты рекомендуют осуществлять диагностику и техническое обслуживание этого коробки не реже, чем один раз в 60-70 тысяч км пробега. В случае поломки агрегата ремонт будет включать в себя восстановление непосредственно «механики» и сцепления, не редко требуется и замена маховика.

CVT или ваpиатopные «автoматы»

Перейдем к вариаторному типу коробки передач авто. Принципиальный отличием вариатора является то, что этот агрегат может плавно изменять крутящий момент. В частности, в CVT полностью отсутствует фиксированное передаточное число.

В отличие от обычно автоматической КПП, которая работает достаточно громко, то нормально функционирующие вариаторы всегда будут работать размеренно. При езде на разных режимах звук от вариатора будет одинаковый, разумеется, если в его работе не происходят сбои. Именно поэтому те автомобилисты, которые любят слушать свое авто во время езды, отрицательно отзываются о CVT, поскольку последние обычно работают в одной тональности.

Но и для таких автомобилистов разработчики нашли современное решение. Некоторые агрегаты комплектуются опцией ручного переключения виртуальных скоростей. То есть эта функция будет имитировать смену режима и позволит водителю прочувствовать его.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Способы определения разновидности АКПП

Если вы не знаете, как определить, что установлено на вашем автомобиль — обычная коробка-автомат, роботизированная или вариатор, то есть несколько способов.

Типы автоматических коробок передач

Все больше производителей автомобилей выпускают свою продукцию с АКПП, но, неискушенному в их тонкостях автолюбителю, может быть достаточно сложно определиться с тем, какую из них предпочесть. В этой статье как раз и пойдет речь о их видах, конструктивных особенностях, плюсах и минусах.

Типы автоматических коробок передач

Существует три наиболее распространенных типа автоматических коробок передач, которые устанавливаются в автомобили — это так называемая «классическая» она же гидравлическая, роботизированная (робот, типтроник) и вариативная (вариатор, CVT).

«Классическая» АКПП

Это первый из появившихся типов коробок. Отличается полным отсутствием какой-либо связи между двигателем и колесами. Состоит из гидротрансформатора (ГТ), зубчатых и планетарных передач. Передаточное число меняется изменением давления масла и различного соединения передач между собой. Управляется автоматом.

коробка передач

Существует 5 основных режимов работы этого агрегата:

  • P — парковочная блокировка ведущих колес, блокировка находится в самой коробке и никоим образом не связана с отдельным стояночным тормозом.
  • R, в русскоязычном варианте Зх — положение для включения заднего хода. Зачастую существует запрет на включение это режима до полной остановки авто.
  • N, на русском Н — собственно «нейтралка», включают при кратковременной остановке или коротком расстоянии буксирования.
  • D, или Д — режим для движения машины вперед, при котором используются все ступени кроме повышенных.
  • L, или ПП, или Тх — режим пониженной передачи для движения при сложных дорожных условиях.

Справка! Это основные режимы работы, которые в обязательном порядке присутствуют во всех гидравлических АКПП. Кроме них, в зависимости от производителя, существуют дополнительные режимы, облегчающие вождение в разных условиях.

Роботизированная АКПП

Последняя по времени появления разновидность коробки-автомата. По своей сути представляет собой механическую коробку передач под управлением робота, который, в соответствии с заданными алгоритмами, отключает сцепление и переключает передачи. То есть водитель и автомобиль обеспечивают только входящие данные без воздействия на механизм переключения передач.

Читайте так же:
В каких случаях страховая может отказать в выплате

Роботы для таких коробок используются либо электрические, либо гидравлические. Гидравлические осуществляют работу с помощью гидроцилиндров управляемых электромагнитными клапанами. Они достаточно быстрые, но более энергозатратные. Это основной вид робота для машин спортивного типа.

акпп

Электрические роботы более медленные, но более экономичные. Используют в своей работе сервомоторы и различные механизмы. Чаще устанавливаются на бюджетные авто.

Сама же коробка механическая с фрикционным сцеплением. Существуют роботизированные КПП с одинарным и двойным сцеплением.

Справка! Легко отличить робота от «классики» можно по отсутствию у робота знака P, который означает парковочный режим.

Вариатор

Второе название, по которому можно определить тип коробки по документации на автомобиль — CVT (Continuously Variable Transmission). Работает по принципу плавной передачи крутящего момента от двигателя колесам. Как таковые передачи в ней отсутствуют, а передаточное соотношение меняется либо полностью автоматически, в соответствии с заданной программой, либо в ручном режиме.

Наиболее распространены коробки с клиноременным строением вариатора. Изменение передаточного числа в них передается между двумя, состоящими из двух конических частей каждый, шкивами с помощью специального ремня. Так же ремень называют цепью из-за того, что его основная составляющая это металлические полосы. Необходимое для движения цилиндров давление нагнетается масляным насосом, который прокачивает специальную ATF жидкость, которая также выступает в качестве смазки.

Второй тип вариатора — это тороидный. В этом случае усилие передается через тороидные ролики, зажатые между валами и расположенные на одной оси. Используется этот тип достаточно редко.

У этой АКПП есть возможность переключаться на ручной режим управления. В этом случае водитель самостоятельно переключает передачи и это отображается на приборной панели. Но не стоит рассчитывать, что можно будет держать количество оборотов в красной зоне — автоматика просто не дает этого делать, но и заглохнуть при их недостатке невозможно.

Основные преимущества АКПП

  • «Классической»
    1. Гидравлическая коробка-автомат имеет высокий эксплуатационный ресурс (от 120 тысяч до 1 миллиона километров), что позволяет ей проработать весь срок службы автомобиля.
    2. Намного превосходит механическую коробку в экономичности и скорости переключения.
    3. Считается самой комфортной из трансмиссий, благодаря плавности и незаметности переключений. При этом двигатель работает в широком спектре оборотов без создания акустической усталости.
    4. Без проблем переживает пробуксовки в процессе вождения.
    5. Нет отката в момент старта движения с места.
    6. Одинаково хорошо работает при любой скорости.
    7. Благодаря отсутствию связи с двигателем на него не передаются удары и вибрации, что увеличивает его общий ресурс.
    8. Возможно эффективно задействовать торможение двигателем.
    9. Дополнительные режимы значительно расширяют возможности по управлению автомобилем в различных ситуациях и климатических условиях.
  • Коробки-робота
    1. Дешевизна производства.
    2. Переключения скоростей самые быстрые.
    3. Экономичность.
  • Вариатора
    1. Всегда оптимальный режим работы двигателя.
    2. Обеспечивает максимальный комфорт при вождении — нет толчков, задержек, рывков. Автомобиль хорошо ускоряется.
    3. Экономичнее, чем гидравлическая коробка-автомат.
    4. Достаточно простая конструкция.

Основные недостатки АКПП

  • «Классической»
    1. Дороговизна производства, что сказывается на цене автомобиля в целом.
    2. По сравнению с механикой, риск поломки выше.
    3. Динамические свойства автомобиля и его КПД напрямую зависят от удачности конкретной модификации коробки и года её создания. Коробки ранних выпусков увеличивали расход топлива и снижали динамику.
    4. Совершенно невозможно завести машину «с толкача», поскольку необходимо давление масса в системе и работающий масляный насос.
  • Коробки-робота
    1. При агрессивной манере езды возникает дискомфорт в управлении.
    2. Преселективные коробки стоят дороже любой другой.
    3. Неустойчива к пробуксовкам.
    4. В начале движения необходимо быть готовым к откату.
    5. Часто возникают задержки переключения передач.
    6. Некорректно работает при ошибках во время вождения.
    7. Более низкий ресурс, чем у «классического» типа.
    8. При пересадки с другого типа КПП может потребоваться период адаптации и процесс подстройки стиля вождения.
  • Вариатора
    1. Дороговизна производства.
    2. Затратные ремонт и обслуживание.
    3. По сравнению с гидравликой, обслуживание необходимо проводить в два раза чаще.
    4. Низкий ресурс основного механизма вариатора, 120 тысяч километров.
    5. Плохо сочетается с мощными и большими двигателями, мощнее 200 лошадиных сил. Увеличивается износ ремня (цепи).
    6. Может некорректно работать в случаях пробуксовок или перегрева.
    7. Могут возникать проблемы в работе компьютерной системы, управляющей трансмиссией.
Читайте так же:
Как поменять колодки на ВАЗ 2110, 2111 и 2112

В целом можно сказать, что выбор автоматических коробок предоставляет автолюбителям возможность выбрать коробку под свой автомобиль и стиль вождения. Обладателям автомобилей с прицелом на большой пробег подойдет гидравлический вариант. Водителям бюджетных малолитражек и седанов — вариатор. А уж для машин спортивного класса идеальным вариантом будет коробка-робот с двойным сцеплением.

Разновидности АКПП: отличия и виды коробок автомат

Разновидности АКПП: отличия и виды коробок автомат

С момента появления первой автоматической трансмиссии, КПП данного типа составили серьезную конкуренцию МКПП. При этом долгое время коробка автомат устанавливалась на автомобили среднего класса и премиального сегмента, однако в дальнейшем агрегат стал массовым.

Благодаря огромной популярности, а также с учетом постоянного ужесточения норм и стандартов касательно топливной экономичности и экологичности, производители постоянно совершенствуют автоматическую трансмиссию, предлагают инновационные решения и т.д.

В результате сегодня можно выделить, как минимум, три основных типа «автоматов», которые сильно отличаются друг от друга по конструкции и принципам работы, однако каждый из них называется АКПП. Далее мы поговорим о том, какие бывают автоматические коробки, а также какие особенности имеет тот или иной агрегат.

Коробки — автомат: виды, типы и отличия

Разновидности АКПП: отличия и виды коробок автомат

Начнем с того, что при выборе автомобиля с автоматом коробке передач нужно уделять отдельное внимание. Дело в том, что хотя все АКПП значительно повышают комфорт и упрощают процесс управления ТС, позволяя переключать передачи без участия водителя, каждая коробка имеет как определенные плюсы, так и минусы. Давайте разбираться.

  • Гидромеханический автомат АКПП (гидроавтомат, гидротрансформаторная АКПП) является первым типом автоматических коробок, который появился сразу за «механикой» и стал главным конкурентом МКПП.

Такая автоматическая трансмиссия фактически представляет собой два отдельных устройства (гидротрансформатор и планетарную коробку передач). Наличие ГДТ (является сцеплением АКПП) означает, что нет прямой связи между двигателем и коробкой, крутящий момент от ДВС на КПП передается посредством двух турбин и рабочей жидкости (трансмиссионное масло ATF) .

Также масло в коробке автомат под давлением подается по отдельным каналам в гидроплите (гидроблок АКПП), благодаря чему жидкость является рабочим телом и воздействует на исполнительные устройства для включения передач.

На начальном этапе постой гидроавтомат представлял собой совокупность гидравлических и механических устройств, однако после активного внедрения электроники в конструкцию были внесены определенные изменения.

В современных АКПП жидкость перепускается по каналам посредством специальных клапанов (соленоид АКПП), которые управляются ЭБУ коробкой. В свою очередь, для корректного включения режимов и передач электронный блок получает сигналы с различных датчиков, которые информируют контроллер о скорости движения, нагрузке на двигатель, положении педали газа и т.д.

Читайте так же:
Гидрокрекинговое масло: что это такое и в чем его особенности

Также электронные устройства позволили расширить функционал АКПП. Коробка получила больше передач (общее количество может доходить до 6 и больше), появились дополнительные режимы (зима, спортрежим, экономичный режим), а также была реализована возможность эффективного переключения передач вручную (полуавтоматический режим работы АКПП Типтроник).

Если говорить о преимуществах, гидроавтомат имеет достаточно большой ресурс (в отдельных случаях до 500 тыс. км.), а также обеспечивает неплохой уровень комфорта при езде.

Что касается основных недостатков, такая коробка дорогая в ремонте, требует регулярного обслуживания, требовательна к качеству трансмиссионного масла, боится длительных нагрузок и тяжелых условий эксплуатации, не отличается высокой экономичностью, склонна к перегреву. Еще отметим, что потери в ГДТ приводят к тому, что КПД гидромеханических автоматов снижается по сравнению с аналогами. В результате страдает разгонная динамика.

  • АКПП вариатор или вариаторная коробка передач (вариаторная трансмиссия CVT) является отдельной разновидностью автоматов, которая по ряду причин не так широко распространена, как гидромеханический автомат.

Такая трансмиссия, как и АКПП, имеет гидротрансформатор для передачи крутящего момента от ДВС, однако сама коробка сильно отличается. Если коротко, имеются два шкива, установленные на валах вариатора. Указанные шкивы соединены между собой ремнем или цепью. В зависимости от нагрузки и скорости, ведущий и ведомый шкив изменяют свой диаметр, в результате чего крутящий момент на колесах также меняется. Причем происходит это предельно плавно.

С учетом того, что привычных фиксированных скоростей (ступеней) нет, благодаря такой особенности коробка вариатор CVT называется бесступенчатой трансмиссией (гибкое изменение передаточного отношения). Данный тип автоматов отличается от аналогов максимальной плавностью хода, так как смены передачи фактически не происходит. Обороты двигателя также удерживаются на одном уровне, без резкого увеличения и спада.

Виды АКПП и их отличия

Автоматические трансмиссии значительно снизили нагрузку с водителей, лишив их необходимости постоянно нажимать на педаль сцепления и переключать рычаг коробки. Благодаря данной технологии шофер может сконцентрироваться на дороге, а также безустанно преодолевать большие расстояния.

Какие бывают автоматические коробки передач

Трансмиссии различаются конструктивными особенностями, принципом работы и способом управления. От выбранной разновидности АКПП в значительной мере зависит подходящий стиль вождения и сумма затрат на обслуживание агрегата. В данной статье рассмотрим все типы коробки автомат, а также оценим их преимущества и недостатки.

Классика – гидравлический автомат

Этот агрегат открыл новую эпоху в развитии трансмиссий. Принцип работы гидроавтомата заключается в передаче крутящего момента с двигателя на колеса посредством потока жидкости, нагнетаемой двумя турбинами. Это исключает прямую связь мотора с АКП. Благодаря многочисленным модификациям гидромеханику продолжают использовать в последних моделях авто.

С течением времени автоконцерны установили электронику, открывшую доступ к новым режимам: «зима», «спорт», «экономичная езда», «ручной режим» (Типтроник). Последний вариант звучит провокационно, хотя по факту является полуавтоматическим. Программой предусмотрено механическое (самостоятельное) переключение передач, но компьютер контролирует действия водителя и не позволит сменить скоростной режим в неподходящий момент.

Плюсы классических коробок:

  • Срок службы – от 120 тысяч до 1 млн км;
  • Автомобиль трогается с места без отката назад;
  • Слаженная работа на любой скорости;
  • Современные модели АКПП практически не уступают механическим в расходе топлива;
  • Выдерживают пробуксовки (например, при езде на бездорожье или буксировке других машин);
  • Наличие нескольких режимов езды обеспечивает комфортное и безопасное движение при любых условиях для водителей с различным опытом.
  • Дороговизна производства;
  • Низкая ремонтопригодность;
  • Подверженность поломкам примерно как у механики.
Читайте так же:
Сезонное хранение шин – мужские «закатки» особой важности

Роботизированные КПП

Эти виды автоматических коробок передач появились на рубеже 20-21 веков, когда производители авто начали делать акцент на экологичности и экономии топлива. Называемый в простонародье «робот» является модернизированной версией МКПП.

При разработке агрегата инженеры оснастили классическую механику электронным приводом, выступающим в качестве сцепления. Переключение передач выполняет компьютер, что исключило потребность в педали сцепления. В конструкции также предусмотрена корзина, валы, диск сцепления, но весь механизм работает в автоматическом режиме.

К достоинствам роботизированного агрегата относятся:

  • Превосходит существующие типы коробок автомат по топливной экономии;
  • По себестоимости производства выигрывает у классической АКПП;
  • Возможность езды накатом;
  • Низкая чувствительность к буксировке;

Но впечатления водителей от роботизированной трансмиссии двоякие, поскольку она имеет явные недостатки:

  • Запоздалое переключение передач;
  • Незначительный откат назад при старте, что чревато плохими последствиями при езде на горку;
  • Слаженно работает только при спокойном стиле вождения (при агрессивной езде автомобиль словно бьют или толкают сзади).

Для решения последней проблемы разработчики создали «робот» с двумя сцеплениями. Один диск сцепления отвечает за четные передачи, второй – управляет нечетными. Данный тип АКПП назвали преселективным. Он обеспечивает комфортное движение, меняет режим езды за сотые доли секунды, но такое удовольствие обойдется значительно дороже обычного «робота» и гидромеханических коробок.

Вариатор

Представляет собой бесступенчатую трансмиссию, способную плавно менять крутящий момент. В конструкцию входит два вала с шестернями, которые соединены между собой ремнем (цепью). По мере увеличения или снижения скорости происходит синхронное изменение диаметра шестерней и диапазона передаточного числа. Это позволяет передать необходимый крутящий момент, а также исключает толчки и рывки при смене режима езды.

Из-за одинакового диапазона оборотов двигатель издает монотонный равномерный звук, который поначалу сильно раздражал водителей (особенно при езде на мало оживленных трассах). Позже инженеры добавили в коробку специальную опцию, имитирующую звук реального переключения передач. Данная функция сделала поездку естественной и комфортной как на классическом автомате.

  • Стабильная работа трансмиссии на любой скорости;
  • Рациональный расход топлива;
  • Простая конструкция;
  • Своевременная смена скорости без пинков, рывков и иных издержек;
  • Отсутствие «фиксированных» скоростей повышает КПД мотора.
  • Высокая цена в сравнении с остальными видами автоматических коробок;
  • Дороговизна ремонта;
  • Ресурс главного механизма – 120 тыс. км, обязательный капитальный ремонт проводится после каждых 250 тыс. км;
  • Несовместим с очень мощными и резвыми двигателями, поскольку они быстро изнашивают ремни;
  • Приемлет только дорогие марки трансмиссионной жидкости, что повышает расходы на обслуживание.

При первых признаков поломки коробки передач обращайтесь в компанию Avir Group. Современное диагностическое оборудование и прямые контакты с производителями деталей позволят нам оперативно решить задачи любой сложности. Наши специалисты имеют многолетний опыт устранения поломок на всех видах АКПП автомобилей разного типа – легковых машинах, грузовом транспорте, автобусах, спецтехнике и др.

Вас может заинтересовать услуги:

Ремонт гидротрансформаторов грузового транспорта и спецтехники от компании Avir Group.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию