Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ретроавто. Ввозить нельзя помиловать

Как растаможить олдтаймер и не разориться

Привезти авто из-за границы. По нынешним временам вполне заурядная «операция», подержанные «моторы» везут в Россию тысячами. Но среди них есть особая категория: олдтаймеры. И вот их ввоз в нашу страну – большая проблема. Даже если это «Победа» или «Чайка».

Какие трудности возникают при попытке провезти через границу антикварный автомобиль? Какие подводные камни подстерегают в данной ситуации ценителей колесной старины? Об этом мы поговорили со специалистом по поиску, доставке и оформлению ретроавтомобилей Кириллом Евстафьевым.

– Первую свою машину я привез «из-за кордона» еще в 1998-м, – рассказывает Евстафьев. – А сейчас мне приходится ежегодно оформлять по нескольку десятков ввозимых к нам раритетных машин. Причем поток этот резко увеличился после 2008 года и с той поры продолжает расти. Точное количество на всю страну, конечно, определить не могу, но если лет 15 назад в Россию за год ввозили в общей сложности штук 20 олдтаймеров, то сейчас – несколько сотен.

Культура или «ездить»?

– Схема действий всегда одинакова?

– Существует два официальных способа доставить через границу старую машину: привезти ее и оформить как культурную, историческую ценность или просто как транспортное средство. В первом случае можно сэкономить и не платить таможенную пошлину, однако при этом ваш олдтаймер декларируется и оформляется именно как ценный исторический объект. А потому на такую машину не выдается техпаспорт, она не сможет получить госномера. Ставьте ее в павильон, за стекло и любуйтесь! Но ездить нельзя – разве что на каких-нибудь ралли ретромобилей, куда вашего «ветерана» нужно будет доставить на эвакуаторе.

Действуя по варианту №2, вы получаете полноправное средство передвижения. На него оформят техпаспорт, поставят на учет в ГИБДД. Однако цена подобного удовольствия может быть весьма внушительной. Придется оплатить таможенную пошлину, которая, как известно, зависит от объема двигателя (а многие «старички» по этой части имеют довольно внушительные параметры). Например, за 3-литровый «мотор» предусматривается оплата по тарифу 5 евро за кубический сантиметр, то есть в сумме 15 000 евро.

«Раритетный» Мерседес 60-х уже не ввезешь

– Впрочем, на мой взгляд, взгляд человека, профессионально занимающегося старой колесной техникой, подобные правила дают, по крайней мере, один неоспоримый плюс: большие таможенные платежи препятствуют ввозу в страну всякого ретрохлама. Если посмотреть объявления на зарубежных сайтах, там полно «соблазнительных» предложений. Скажем, Мерседес 1960-х за 500-700 долларов. Однако это настоящая ловушка. Машины предлагаются битые, некомплектные, не на ходу. Восстановить подобную «дармовую» технику в российских условиях очень трудно, хлопотно и дорого. Ну а узнав, что за «утиль», взятый за несколько сот «баксов», придется на границе заплатить еще несколько тысяч евро, автомобилист вряд ли решится на подобное «выгодное приобретение».

Порой неопытные люди попадают впросак, спутав два термина: таможенный сбор и таможенная пошлина. В первом случае речь идет о небольших деньгах – одна-две тысячи рублей. И человек, полагая, что этим и исчерпываются его расходы на прохождение таможенных рубежей, берет приглянувшуюся машину. Но уже при въезде на территорию родной страны выясняется, что, кроме этой «легковесной» суммы, нужно выложить еще и пошлину, составляющую тысячи евро. Для некоторых такие внезапные расходы оказываются уже неподъемными. На таможенном складе в Зеленограде мне довелось видеть несколько брошенных «старичков»: ретроавтомобили стоят там уже долгие месяцы, пылью покрылись, похоже, начали даже разваливаться.

– Какова же судьба подобных брошенных «раритетов»?

– Согласно правилам, если до определенного срока хозяин так и не заплатит пошлину, «забытый» им старинный автомобиль передается на специально устраиваемые внутренние торги и может в итоге оказаться, скажем, в коллекции Политехнического или какого-то иного музея.

Хочу упомянуть и еще об одном важном моменте. По существующим у нас правилам, легковой автомобиль старше 30 лет, сохраненный в его оригинальной – «заводской» – конструкции, признается раритетом и потому не должен обязательно соответствовать действующим с нынешнего года жестким экологическим нормам «Евро-5».

Когда таможня не даст «добро»

– Давайте вернемся к теме подводных камней на пути оформления ввозимых в страну ретромашин.

– Может случиться путаница при направлении авто на тот или иной таможенный пост. Например, олдтаймер оформлен по документам как культурная ценность, а его привезли на пост, где оформляют «живые» автомобили. Такое вполне может случиться с новичком, по вине неопытного отправителя, водителя транспортной компании и даже таможенного инспектора, работающего на границе.

Запутаться, действительно, легко: везут-то автомобиль, а значит, его надо отправить на «автомобильный» таможенный пост. А там, увидев, что по документам эта техника числится культурной ценностью, не станут с ней работать: «Мы здесь оформлением культурных ценностей не занимаемся. Вам следовало везти груз на другой пост». Но исправлять ситуацию уже поздно: никто просто так «заблудившийся» ретроавтомобиль с таможенного поста не выпустит.

Читайте так же:
Супердвигатель без коленвала — какой он, мотор из будущего?

Единственный выход у его владельца – оформлять процедуру реэкспорта: писать заявление и вывозить назад, за границу. Естественно, потеря времени, денег. На мой взгляд, такую проблему можно было бы решить, объединив работу таможенных постов в пределах одного региона, тогда исчезли бы эти непреодолимые ныне для клиента барьеры между ними.

Ситуация может оказаться и еще более запутанной. Вот свежий случай – прямо-таки парадоксальный. Мы ввозили в Россию для московского любителя ретромашин купленную им на Украине, в Краматорске, «Волгу» ГАЗ-21. Новый хозяин собирал коллекцию из всех «волговских» серий и модификаций, а потому решил оформлять покупку не как транспортное средство, а как «экспонат» – культурную ценность.

Однако по существующим на Украине правилам, при вывозе ретромобиля за границу потребовалось получить в тамошнем Министерстве культуры справку, что данный «мотор» не представляет для государства культурной ценности. Справку такую дали, а на границе таможня не захотела оформлять товарно-транспортные документы: мол, вы декларируете автомобиль как культурную ценность, а в прилагаемой справке указано, что она не является культурной ценностью. Патовая ситуация! В итоге пришлось идти более сложным путем и вывозить эту «Волгу» через третью страну, оформив для нее «промежуточного» «хозяина».

– И это, наверное, далеко не единственная «засада на границе», с которой довелось сталкиваться.

– Были случаи, когда пограничные собаки-ищейки «подкладывали свинью». Например, на финско-российской границе такой пес, натренированный на поиск наркотиков, почему-то гавкнул в сторону автовоза, на котором стоял перевозимый в Россию олдтаймер. Погранцы сразу насторожились. Машину отогнали в спецбокс, там тщательно ее осмотрели, даже просветили рентгеновским аппаратом. Конечно, ничего криминального обнаружить не удалось, но несколько дней из-за этого недоразумения мы потеряли. Естественно, вынужденный простой автовоза тоже был за наш счет.

У владельцев олдтаймеров, ввозимых из-за рубежа, могут возникнуть «эксклюзивные» проблемы при их регистрации в ГИБДД. Наши инспектора очень придирчиво отслеживают все маркировочные обозначения на узлах и агрегатах, а у старых авто мало того что нет привычного современным сотрудникам Госавтоинспекции VIN-номера, так еще и номера кузова, шасси нанесены порой в самых неожиданных местах. А иногда такой номер, скажем, на кузове может за долгие годы попросту быть «съеден» ржавчиной. В подобных случаях надо быть готовым к тому, что ГИБДД отправит машину на криминалистическую экспертизу, что для хозяина означает дополнительные траты времени и денег. К слову сказать, у заграничных специалистов наличие всех «родных» номеров учитывается при определении цены олдтаймера. Хотя бы один «стертый» или «незаводской» номер сразу снижает продажную стоимость машины на 20-30%.

Старинные пикапы в России вне закона

– В существующей правовой ситуации к нам из-за границы нельзя ввозить в качестве транспортного средства ретромобили, не являющиеся легковыми! В том числе, например, столь симпатичные многим коллекционерам старые пикапы Ford, Chevrolet. По российским законам они классифицируются как «грузовой тип» и потому, в отличие от раритетных легковушек, обязательно должны соответствовать экологическому стандарту «Евро-5». Но, сами понимаете, попытка модернизировать олдтаймер под современные требования равносильна его гибели!

Своя специфика – при доставке через границу образцов старых военных машин. Сейчас у нас есть немало желающих обзавестись для личной коллекции такой техникой. Если армейские ретроавтомобили «по штату» имели вооружение или броню, нужно в обязательном порядке получать заключение экспертов из Министерства обороны, где указано, что все оружие дезактивировано, а сама машина не имеет военного значения.

Реэкспортная «Победа» влетит в копеечку

– В последние годы у нас возрос спрос на старые советские автомобили. Особенно интересуют коллекционеров редкие образцы – скажем, «Чайка» или «Победа»-кабриолет, «двадцать первая» «Волга» с коробкой-«автоматом» или с дизелем. На территории России фактически все эти раритеты уже «подчищены», «свободных» для покупки в коллекцию не осталось.

Так что приходится искать и привозить из соседних государств на территории бывшего СССР, из бывших социалистических стран. Например, не так давно мы привезли «Чайку»-кабриолет из Германии, а из Грузии – «Победу»-кабриолет. Вроде бы наши, отечественного производства машины, но при пересечении границы таможенную пошлину на них начисляют такую же, как и на технику импортного производства. Покупка «грузинской» «Победы» ее новому владельцу обошлась в 15 000 долларов, а на таможне он выложил за этот свой олдтаймер еще 12 000 евро. По моему мнению, такая уравниловка не справедлива. Ведь старые машины отечественного производства представляют в нашей стране особую культурную, историческую ценность и нужно как-то поощрять, создавать более благоприятные условия для их возвращения «на историческую родину».

Читайте так же:
Кнопка аварийной сигнализации как обязательная необходимость

– А существуют ли какие-то реальные способы снизить расходы на легализацию в России ретротехники, привезенной «из-за кордона»?

– Конечно есть немало «жучков», которые предложат вам («за соответствующее вознаграждение», естественно) уменьшить финансовые затраты. Скажем, оформить ретромобиль на временный ввоз в Россию, а потом повесить на него госномера с машины-«двойника». Но все эти ухищрения противозаконны и чреваты серьезными неприятностями. Так что лучше уж не пожалеть денег на «правильную» покупку и официальное оформление приглянувшегося вам старого автомобиля, чтобы потом можно было без опаски и с удовольствием им пользоваться.

Раритетные автомобили по ГОСТу

Он действует с 1 марта 2020 года. Называется ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Составлять его помогал комитет классических автомобилей Российской автомобильной федерации — ККА РАФ. Стандарт утвердили в конце 2019 года. В нем прописано, по каким критериям машину стоит относить к классической.

— ГОСТ устанавливает требования к безопасности раритетных автомобилей, необходимые для допуска их к движению, а также методы проверки. В документе указаны требования к тормозам, шинам и колесам, фарам, а также пожарной безопасности раритетного автомобиля, — рассказывает адвокат Юлия Кузнецова.

ГОСТ распространяется на:

  • мотоциклы;
  • легковые машины и прицепы старше 30 лет;
  • грузовые автомобили и автобусы старше 50 лет.
  • Условие — двигатель, кузов или рама, сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния.
  • Раритетные автомобили по ГОСТу делятся на три группы: выпущенные до 1946 года, с 1946 по 1970 и с 1970 года.

Как было раньше

В законах нигде не было прописано понятие понятие раритетных или классических автомобилей. Опытные коллекционеры сами определяли — представляет то или иное авто ценность. Поэтому сейчас паспорт или идентификационная карточка станут своего рода сертификатом — этот автомобиль старинный, в хорошем состоянии, близок к оригиналу.

Трудности были и с эксплуатаций таких машин. В автомире существует документ со сложным названием технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». В нем прописаны правила безопасности, которым должен соответствовать автомобиль. Например, про подушки безопасности, ремни и салон. Но как быть с ретрокарами, не будешь же их переделывать?

Поэтому им решили дать отдельный статус, а заодно прописать, как же правильно проводить экспертизу раритетных автомобилей, чтобы на выходе получался документ единого образца. Раньше таких заключений не делали.

Как признать автомобиль раритетным

Нужно заказать историко-техническую экспертизу. Делает ее эксперт по классическим транспортным средствам. У него должна быть аккредитация Российской автомобильной федерации. Во время экспертизы специалист изучает конструкцию, технические характеристики и определяет возраст машины. По итогу выдает заключение, что транспортное средство (ТС) можно отнести к классическому (КТС) или раритетному.

Этапы экспертизы:

  • осмотр и идентификация — марка, модель, год выпуска;
  • проверка соответствия требованиям ТС;
  • исследование на предмет изменений конструкции;
  • подготовка заключения и, по желанию заказчика, рекомендации по устранению несоответствий признакам ТС.

Если авто набирает более 100 штрафных баллов, то заветное звание «классического автомобиля» модель не получит. Однако после реставрации и восстановительных работ можно вновь попытаться попасть в ГОСТ на раритетные автомобили.

Способы растаможки автомобиля старше 30 лет в России

от Антон Красовский Опубликовано Сен 13, 2020

Новый ГОСТ под номером Р 58686-2019 создал надежную базу для выделения раритетных автомобилей в отдельный класс и регулировку их эксплуатации. В настоящий момент в стране насчитывается около 3 миллионов подобных автомобилей. И еще около 10-15% авто от этого числа не имеют официальной регистрации.

Что регулирует новый ГОСТ

  • дать определение перечисленным типам автомобилей;
  • указать параметры получения паспортов на авто;
  • регламентировать прохождение техосмотра.
  • легковые автомобили отечественного и иностранного производства старше 30 лет;
  • грузовики и автобусы старше полувека.

Но при этом из перечня исключена списанная военная техника. Она не может считаться раритетным автомобилем. Установлены ограничения и на использование классических авто.

  • не использует авто в коммерческих целях;
  • не организовывает на нем перевозку пассажиров.

Новый ГОСТ относится к одному из начальных этапов масштабных преобразований, необходимых для выделения раритетных ТС в отдельную группу. Сегодня владельцы таких средств передвижения уже могут получить специальные номера, начинающиеся на букву «К». Но их выдачу тормозило отсутствие единых стандартов и требований.

растаможка машины-1

  • особые правила прохождения техосмотра;
  • льготы;
  • отмена дорожного сбора.

Также ГОСТ является базой для разработки ограничений в использовании и официальной классификации старинных автомобилей.

  • передвижение в колонне;
  • ограничения на выезд в дождь;
  • запрет на выезд в темное время суток.

Введенный стандарт призван повысить безопасность на дорогах.

Что такое классическое и раритетное автотранспортное средство

  • легковые – 30 лет;
  • грузовики и автобусы — 50 лет.
Читайте так же:
7 вещей в авто, которые должен проверить водитель, прежде чем тронуться с места

Но не каждый автомобиль способен получить специальный паспорт. Под классическим авто понимают машины, отвечающие одному из следующих требований:

  • сохраненные;
  • отреставрированные до оригинального состояния.

Раритетный автомобиль должен иметь оригинальный двигатель, кузов и раму. Если последняя не предусмотрена конструктивом, то штрафные баллы авто не присваиваются.

Статус раритетного транспортного средства не требует исходного состояния. Владелец вправе усовершенствовать и доработать его.

  • смена цвета кузова;
  • установка современных электронных систем;
  • использование современных дисков.

Главное, чтобы оригинальными оставались перечисленные ранее наименования.

Право проводить экспертизу отдано центру технической экспертизы ФГУП НАМИ. На 2021 год специалистов нужной квалификации в стране практически нет. Но подготовкой будущих экспертов уже занимаются.

Можно ли в России растаможить авто старше 30 лет

В России всегда было возможно провести растаможку старинного автомобиля. Но дешевой эту процедуру не назовешь, и изменений в законодательстве ждали.

  • оснащение SOS-комплексом «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  • соответствие требованиям токсичности Евро-4.

Перечисленные пункты указаны в техническом регламенте Таможенного союза и считаются обязательными к исполнению. Но исключение из правил составляют раритетные автомобили в оригинальном состоянии либо восстановленные до исходного состояния.

Благодаря этим поправкам, владельцы классических авто могут не беспокоиться о дополнительном оснащении своих ТС. А новый ГОСТ освободил их и от уплаты утилизационного сбора. Единственная плата, взимаемая при пересечении границы, – таможенная пошлина.

  1. Предварительно пройти экспертизу.
  2. Получить соответствующий паспорт.

Процедура проводится в несколько этапов.

Необходимые документы

  • оформление в качестве культурной ценности;
  • ввоз в статусе классического авто.

Первый вариант до недавнего времени пользовался большим спросом за счет относительно низкой цены, а также возможности не платить налоги. Но такое авто невозможно зарегистрировать в ГИБДД, оно не имеет номеров и его запрещено страховать. А значит и передвигаться на нем в городском потоке запрещено.

  • договор покупки;
  • справка, подтверждающая культурную ценность ТС;
  • фото авто;
  • заявление на ввоз;
  • паспорт владельца.
  • интерьер;
  • экстерьер;
  • кузов;
  • двигатель;
  • мосты.
  1. Ставится на учет.
  2. Получает номера.
  3. Проходит техосмотр.
  4. Страхуется.
  • купчая;
  • официальное заключение об оригинальности;
  • акт с техническими характеристиками;
  • фото авто с разных ракурсов;
  • паспорт владельца.

Возраст автомобиля должен быть свыше 30 лет с года выпуска.

Проверка оригинальности раритетного авто

Это один из самых сложных этапов растаможки, так как экспертиза пока проводится не во всех городах России. Удобнее делать ее в Москве, где существуют сертифицированные специалисты.

Они имеют право выдавать паспорт классического автомобиля, выполняющего роль сертификата соответствия. Документ действителен в течение 5 лет. Потом экспертиза проводится повторно.

Процедура предусматривает балльную систему. Специалист осматривает авто и начисляет штрафные баллы. Если их наберется менее сотни, то документ об оригинальности оформляется. В противном случае авто нельзя считать раритетным.

  • до 1946 года;
  • 1946-1969;
  • после 1970.

Одно и то же нарушение, обнаруженное на автомобилях разных лет, даст различное количество баллов.

  • непредусмотренная антенна – 20;
  • окраска в цвет, не имеющийся в палитре завода, — 75;
  • дополнительные боковые зеркала – 10.
  • тонировка;
  • смена типа кузова;
  • установка прямоточного выхлопа.

Чем меньше штрафных баллов, тем дешевле владельцу обойдется растаможка.

Правила и сроки прохождения таможни

  • одни занимаются оформлением автомобилей в качестве культурной ценности;
  • другие – как раритетных авто.

Если автомобиль пригнан не «по адресу», то обратно его просто так не выпустят. Для этого потребуется оформить реэкспорт. Он подразумевает возврат классического авто в страну вывоза. На решение документальных вопросов уйдут время и финансы.

Правила и сроки прохождения таможни

После нужно начинать растаможку автомобиля заново уже на правильном посту.

  1. Визит на таможенный пост.
  2. Предоставление документов.
  3. Проверка автомобиля.
  4. Оплата таможенной пошлины.
  5. Выпуск.
  1. Визит на пост.
  2. Предоставление полного пакета бумаг.
  3. Получение временного разрешения на выпуск.
  4. Прохождение экспертизы.
  5. Возврат на пост с заключением.
  6. Оплата пошлины.
  7. Выпуск.
  1. Преодолеть дорогу.
  2. Пройти экспертизу.
  3. Вернуться.

Стоимость

Этот момент многие владельцы раритетных авто упускают и в итоге бросают свою покупку на таможне из-за нехватки средств на все обязательные платежи. В дальнейшем судьбу такого автомобиля решает аукцион. В 90% случаев они выкупаются коллекционерами или различными учебными заведениями.

  • «таможенные сборы»;
  • «таможенные пошлины».

Сборы на таможне составляют всего несколько тысяч рублей и по силам каждому владельцу авто. А вот таможенные пошлины представляют собой довольно внушительные для бюджета покупателя раритетного автомобиля расходы.

Размер пошлины зависит от объема двигателя. И зачастую считается в евро. С учетом того, что раритетные автомобили отличаются объемистыми моторами, итоговая сумма составит несколько тысяч евро.

Для наглядного примера можно взять модель с трехлитровым мотором. Такой двигатель является одним из самых распространенных. Тариф для него рассчитывается следующим образом: 5 евро*сантиметр кубический. После подсчетов можно увидеть, что таможенная пошлина за автомобиль составит 15 000 евро.

К этим расходам нужно добавить и стоимость экспертизы. В среднем она обходится в 20 000 рублей.

Читайте так же:
Койловеры: что это такое

В итоге конечная сумма за растаможку может составить свыше миллиона рублей, причем сама стоимость автомобиля в разы меньше – от 70 000 рублей.

Стандартный техосмотр для авто старше 30 лет

Для получения полиса ОСАГО владелец раритетного авто должен пройти техосмотр. Процедура проводится в стандартном режиме с поправкой на конструктивные особенности технического средства.

  • чистота;
  • на ходу ли автомобиль;
  • наличие аптечки и знака аварийной остановки;
  • огнетушитель.
  1. Визуальный осмотр.
  2. Замеры содержания выхлопных газов.
  3. Проверка состояния рабочих узлов.

Категорически не допускаются потеки жидкостей. Это нарушение становится причиной назначения повторной экспертизы.

Проверка рабочего состояния авто проводится с учетом конструктивных особенностей автомобиля. Если завод-изготовитель не предусмотрел установку штатных ремней безопасности, то их отсутствие не будет являться грубым нарушением. Под той же призмой проводится поверка работы фар. На многих раритетных авто нет разделения на дальний и ближний свет, что тоже не будет считаться недочетом.

Во всех перечисленных случаях при исправности автомобиля ему будет выдана диагностическая карта.

Регистрация старого авто

Регистрация старого авто: все тонкости и нюансы

Регистрация раритетного автомобиля может затянуться на долгое время. И причина тому – алгоритм процедуры. Во время регистрации сотрудник ГИБДД должен проверить ряд маркировочных надписей на узлах с агрегатами.

  • VIN;
  • кузова;
  • шасси.
  • привычный и понятный современным инспекторам VIN-номер отсутствует;
  • маркировки нанесены в непривычных местах;
  • обозначения съедены ржавчиной.

В таких случаях постановку на учет предваряет назначение криминалистической экспертизы. Авто проходит многоступенчатую проверку, чтобы сотрудники ГИБДД были уверены в его чистом прошлом.

Несмотря на сложность и затратность процедуры растаможки, пройти ее нужно обязательно. Некоторые компании предлагают владельцам раритетных авто «серые» схемы прохождения границы. Но все они относятся к незаконным и влекут за собой серьезные неприятности.

Старинные автомобили и таможенные пошлины: почему бы не отменить?

Старинные автомобили и таможенные пошлины: почему бы не отменить?

Старинный утюг является культурно-исторической ценностью, автомобиль — нет… Автомобильный реставратор рассказывает о том, почему не удается отменить растаможку старинной техники.

Вот бы старинные автомобили можно было ввозить без уплаты драконовских пошлин! Николай Демидов из общественного объединения «МашЫна времени» бьется над этой проблемой не первый год, но воз и ныне там. Почему?

Польский опыт

В начале 2000-х Николай познакомился с польскими коллекционерами, благодаря чему изучил опыт наших западных соседей по части оформления и регистрации олдтаймеров. Польша тогда еще не была челном ЕС (это произошло в 2004 году), поэтому вопрос ввоза раритетов для местных энтузиастов стоял остро. Как работала система?

— Хочешь ввезти и зарегистрировать на территории Польши машину без уплаты пошлин — предоставь в комитет документы и докажи, что автомобиль действительно представляет историческую ценность. Что ею является, а что — нет, определяет центральный музейный комитет, который подчиняется министерству культуры. Сам комитет расположен в Варшаве, а его филиалы имеются в каждом воеводстве.

Здесь два варианта развития событий: либо ты уже купил машину, либо заранее знаешь, что конкретно собираешься приобрести. В любом случае ты обращаешься в комитет и предоставляешь документы и данные по этой машине. Там работают не чиновники, а настоящие технари, которые должны удостовериться в том, что ввозимый автомобиль действительно аутентичный, без современных узлов и агрегатов. Если они выдают положительное заключение, ты можешь ввезти автомобиль в страну и затем должен предъявить его комиссии, чтобы подтвердить, что ввез именно то, что заявлял. И если эта проверка проходит успешно, тебе выдают документы, на основании которых ты оформляешь автомобиль на таможне и регистрируешь его. Если захочешь, можешь еще и специальные номера заказать — получишь определенные скидки и льготы на сервис, страховку и т.д.

Ждите ответа

— Проблема в том, что старинный автомобиль или мотоцикл, как любое другое транспортное средство, в нашей стране не является культурно-исторической ценностью. Старая ваза, картина или утюг — да, а машина — нет, ну только если она не принадлежала какой-нибудь культовой личности. А просто автомобиль, пусть даже он выпущен сто лет назад, в единственном экземпляре и стоит под миллион долларов, по нашим правилам ценностью не является.

В 2004 году я написал в адрес Администрации Президента РБ письмо с просьбой уменьшить растаможку для старинных автомобилей как культурно-исторических ценностей, пусть даже на каких-то условиях.

И вот 3 января 2005 года мне звонят с почты и говорят, что на мое имя пришло письмо — правительственное №1! Когда мне его на почте отдавали, такими глазами на меня смотрели…

Ну а суть письма такова: мое обращение перенаправлено в Министерство транспорта и коммуникаций РБ и Государственный таможенный комитет РБ с поручением сообщить о результатах рассмотрения. В общем, ждите ответа.

Читайте так же:
Категория Be в водительских правах: что это такое

Жду — и получаю письмо из Министерства транспорта и коммуникаций со ссылками на Указ Президента РБ от 5 февраля 2001 года №57, на основании которого взимаются пошлины, указаны ставки, и есть фраза о том, что указ является нормативным правовым актом и обязателен для исполнения всеми государственными органами страны, в том числе и таможенными.

В общем, как мне объяснили, чтобы изменить что-то в действующем законодательстве, нужно обращаться в Национальное собрание. Мы подготовили пакет документов: описали суть проблемы, чего мы хотим, сослались на польский опыт. Подготовили предложения и дополнения к правилам ввоза культурно-исторических ценностей в РБ. Например, что это автомобили и мотоциклы, выпущенные ранее 1976 года, что они должны быть комплектными и аутентичными, что при желании вывезти впоследствии эту технику за пределы РБ надо будет уплатить пошлину и прочее в том же духе. Нам ответили, что наш вопрос будет рассмотрен на очередной парламентской сессии. Но затем у депутатов начались выборы, видимо, им стало не до того…

Год назад мы вновь обратились во властные структуры, опять объяснили суть проблемы, просили внести поправки в законодательство. Нам сказали, что нас понимают, но есть бюджет страны, который пополняется в том числе и за счет таможенных пошлин. Чтобы претендовать на их отмену, нужно аргументированно доказать, что принятие таких поправок не окажет существенного влияния на формирование государственного бюджета и пойдет на благо стране. Пока на этом все и закончилось. Почему?

Этим должен заниматься не я один или наше общественное объединение. Этим должны заниматься и другие люди, те, кому интересна тематика. В Польше решение вопроса заняло несколько лет, над юридической составляющей корпели пять человек. Если действительно хочешь что-то изменить, этим надо постоянно заниматься, писать письма, дергать чиновников, тратить на это время, обладать какими-то знаниями в данной сфере. Но главное — должно быть желание.

Кому это надо?

— Возьмем два совершенно разных автомобиля. Например, Messerschmitt — немцы его любят и называют гробом Белоснежки. Стоимость — около 20 тысяч евро, объем двигателя — 175 или 200 кубических сантиметров. То есть растаможка не превысит 800 евро.

Вторая моя любимая машина — Mercedes 300 SL, «крыло чайки». Стоимость по каталогу — порядка 700 тысяч евро, хотя может быть и выше. Растаможка 3,0-литровой версии обойдется 17.100 евро…

— Но ведь по сравнению со стоимостью самого автомобиля это сущие копейки!

— Ну так у нас в стране не так много богатых людей, чтобы покупать себе «трехсотки»! Нет даже таких фанатов, которые бы купили тот же Messerschmitt. У нас надо купить VW Passat или Mercedes… Нашим людям нужна чарка, шкварка да иномарка. Больше ничего не нужно! Поэтому в Беларуси и нет тех, кто мог бы заниматься вопросами растаможки раритетов. Просто мало кому это нужно!

Человек разбогател, купил одну машину, другую, квартиру, дачу, съездил куда-то отдохнуть. Средства накапливаются, все для жизни уже есть — что дальше? Кто-то покупает картины, кто-то — предметы искусства или драгоценности. Но это видят только они сами, члены их семьи, а старинный автомобиль могут увидеть и по достоинству оценить окружающие. Опять же машина — это какое-то движение. Ты можешь в хороший день выехать, прокатиться, поучаствовать в каких-то мероприятиях у нас, в соседних странах.

И если это именно коллекционный автомобиль, то это еще и выгодное вложение денег, потому что такие раритеты с каждым годом только дороже становятся. Я не говорю про наши «москвичи» или «запорожцы», тиражи которых исчислялись десятками и сотнями тысяч. Я про действительно редкие и ценные экземпляры. Увы, такой культуры в нашей стране нет.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY

Они могли бы приехать в Беларусь

Легендарный Mercedes 300SL Gullwing («крыло чайки»). Каталожная стоимость коллекционных автомобилей «первой категории» — от 700.000 евро. Как демонстрирует данный пример, цена может быть и вдвое большей!

«Младший брат» Mercedes 190SL на порядок дешевле. Хотя этот родстер, выполненный в том же стиле, имеет не менее привлекательный вид, но характеристики заметно скромнее: 1,9-литровый двигатель, оснащенный двумя карбюраторами, развивает всего 105 л.с.

Классические Porsche всегда в цене. Этот экземпляр примечателен тем, что относится к ранней серии с 2,0-литровым 6-цилиндровым оппозитным двигателем мощностью 131 л.с.

Adler Trumpf Junior 1E радует не только стилем довоенных лет, но и довольно гуманным ценником. Особенно если учесть, что двигатель имеет рабочий объем всего 995 куб. см, — хоть что-то удастся сэкономить при растаможке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию