Резина для зимы и лета – основные отличия
Резина для зимы и лета – основные отличия
Смена авторезины с наступлением теплой и холодной поры года входит в список обязательных процедур по обслуживанию у большинства автолюбителей. Всем известно, что управлять автомобилем, на котором установлена летняя авторезина, зимой небезопасно.
А стоит ли переобувать машину на летнюю резину? Этим вопросом могут не задаваться только водители, пользующиеся универсальным – всесезонным комплектом.
Стараясь снизить расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, начинающие автомобилисты пренебрегают безопасностью и игнорируют практические рекомендации специалистов, которые настоятельно советуют выбирать шины на авто по сезону.
В случае эксплуатации в зимних условиях ТС, на котором установлены летние шины, управление становится крайне затруднительным. Это связано с несколькими факторами:
- компаунд не предназначен для эксплуатации при низкой температуре, так как становится очень твердым;
- высота протектора летней резины меньше;
- рисунок более крупный;
- количество ламелей сведено к минимуму.
Поэтому и ответ на вопрос о том, когда переобуваться на летнюю резину, очевиден. Учитывая вышеперечисленные объективные факторы (их результаты подтверждены большим количеством экспериментов, различными производителями и экспертами), использовать покрышки следует по сезону и вовремя проводить переобувание.
Все без исключения производители изготавливают три основных вида резины: летнюю, зимнюю и всесезонную. В зависимости от условий, в которых эксплуатируются автомобили, на протяжении года владельцы транспортных средств самостоятельно подбирают соответствующие комплекты.
В случае использования зимнего комплекта летом экономия также весьма сомнительна. Очень мягкая по составу резина быстро стирается о поверхность асфальта или, как говорят профессионалы, «плывет».
Этот факт является наиболее веским аргументом в пользу того, чтобы менять зимние шины на летние. При движении по сухой поверхности сцепляемость крайне низкая. Особо опасно ездить по влажной дороге, так как трековый рисунок предназначен для езды по снегу (льду), но никак не для отвода воды. Показатель аквапланирования также крайне негативный. Кроме этого, зимняя резина очень шумная и неэкономичная. При средней интенсивности эксплуатации зимнего комплекта может хватить только на один теплый сезон.
Вопрос своевременности сезонной смены резины также крайне важен. Спрогнозировать погодные условия бывает очень сложно. Но специалисты предоставляют рекомендации относительно того, когда следует производить замену.
При снижении температуры ниже 7° С вместо летней резины следует установить зимнюю. Температура указана с небольшим запасом, во избежание «заезда» летней резины в область низкой температуры.
Менять шины на летние лучше рано, не затягивая посещение шиномонтажа, так как при температуре +4° С тормозной путь увеличивается, на 0,5 метра. Но уже с наступлением +10° С при остановке можно не ограничиться расстоянием в два корпуса авто.
Чтобы сделать максимально безопасным движение на дорогах, были согласованы условия эксплуатации сезонных комплектов. Они нашли отображение в документе, утвержденном таможенным союзом «О безопасности колесных транспортных средств».
Пункт 5,5 приложения 8 гласит, что в летний период (с июня по август) эксплуатация авто, на которых установлена зимняя шипованная резина, запрещена. Оговорены условия использования зимних шин – с декабря по февраль. По закону разрешается ездить на шипованных и не шипованных покрышках, на которые нанесена соответствующая маркировка.
Начиная с 2017 года предусмотрено наказание за несоответствие используемой резины. Если на авто зимой установлен летний комплект, возможно получить предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Это наказание может быть наложено в случае, когда покрышки не имеют маркировки M+S либо глубина протектора в самом изношенном месте составляет менее 4 мм. При этом дорожное покрытие должно быть заснеженным или обледеневавшим.
Условия сезонного хранения комплектов
С наступлением тепла следует позаботиться о хранении зимнего комплекта. Для многих автовладельцев актуален вопрос о том, как и где правильно сберегать, чтобы шины не потеряли своих качеств и с наступлением холодов могли использоваться дальше.
Хранить колеса можно на дисках. Такой вариант очень удобен, так как экономит время и средства. В этом случае после снятия с автомобиля необходимо избавиться от грязи на протекторе и убрать остатки пыли с тормозных колодок на внутренней части дисков. Помыв колеса, следует обязательно их просушить, а затем нанести специальное средство по уходу за резиной.
После этого необходимо снизить давление до 1-1,4 атмосферы, запаковать в полиэтилен (оставив отверстия для вентиляции). Хранить колеса нужно в месте, где исключено попадание прямых солнечных лучей и воздействие химических составов (технических масел, моющих средств, присадок и пр.). Расположить их необходимо горизонтально, поставив колесо на колесо, но не более 4-х в стопке. Также можно повесить их на специальный крюк.
В случае, когда колеса остались без дисков, их также необходимо очистить, вымыть и высушить. Хранить можно как в горизонтальном, так и в вертикальном положении.
Заключение
Наилучшая экономия – правильная эксплуатация, своевременная смена резины и бережное хранение. Соблюдая эти правила и зная о том, что транспортное средство – устройство повышенной опасности, можно оградить себя и окружающих от неприятных случайностей.
Для тех, кто время от времени использует автомобиль и не отличается экстремальным стилем вождения, следует всерьез рассмотреть вариант использования всесезонной резины. Для нее не потребуется иметь дополнительный комплект дисков, а также два раза в год посещать шиномонтаж. Но, главное – нет необходимости беспокоиться о месте для хранения. Однако при окончательном принятии решения следует помнить, что всесезонка как зимой, так и летом, отличается посредственными эксплуатационными характеристиками.
Лето зимой и зима летом, или зачем менять сезонные шины?
Тема, пожалуй, даже странная, но порой, видя экипированные зимние шипованные/нешипованные покрышки посреди лета, так и хочется поделиться информацией о возможных последствиях.
Итак, встречаются порой экономные и ленивые автовладельцы, которые считают, что на одной резине (далеко не всесезонной) они отъездят без проблем и лето и зиму. Из размышлений таких владельцев:
— раз по снегу ездит, то и по летнему асфальту проедет;
— не нужно будет дополнительно тратится на второй комплект, да и хранить его негде;
— нет колес — не нужно дисков на зиму или наоборот, нет дисков на зиму — не нужно и зимних шин;
— деление по сезонам — мистификация производителей для получения больших денег с бедного автовладельца;
— ой, сегодня уже июнь — менять поздно, куплю и поменяю в следующем сезоне;
— и т.д. Свой вариант можете написать в комментариях.
Но проблемы все таки будут в 8 из 10 случаев. Почему?
Для начала разберемся, чем же отличается зимняя резина от летней.
Другой протектор
У летних шин рисунок протектора отличается крупными гладкими блоками, между которыми располагаются широкие продольные канавки, они необходимы для эффективного отвода воды из пятна контакта колеса с дорожным покрытием в условиях дождя и луж.
Протектор зимних шин представляет собой, как правило (не без исключений, конечно), тот или иной вариант "ёлочки" с диагональными канавками — направленный рисунок, — идущими от центра к краю шины. Блоки в отличие от летней резины не гладкие, они испещрены множеством мелких зигзагообразных прорезей (или ламелей). Такой рисунок протектора предназначен для обеспечения хороших сцепных свойств и управляемости на снегу и льду.
Другой состав резины
Зимние шины значительно мягче, и благодаря этому они способны выдерживать низкие температуры и переходные периоды (оттепель) без потери своих характеристик.
Летние же за счет более жесткой резиновой смеси на морозе моментально "дубеют" и полностью теряют свои свойства. Зато летом такая жесткость резины не является минусом, и гораздо важнее рисунок протектора и эффективный отвод воды. А вот с этим у зимних покрышек имеются проблемы — слишком узкие и малочисленные канавки.
Шипы
Некоторые зимние шины для улучшения сцепления на снежной и льдистой поверхности имеют шипы, форма которых может различаться, но суть остается той же.
На летней резине такого "апгрейда" не предусмотрено: не за что шипу цепляться — асфальт не пробьет, на грунтовке тоже не поможет, зато шума прибавит. Выезд на шипах на летний разогретый асфальт схож с выходом футболиста в шипованных бутсах не на травку на стадионе, а для прогулки по городу.
Это основные различия летней и зимней резины. Теперь рассмотрим возможные последствия.
1. Управление.
Специалистами финского издания Tekniikan Maailma ("Мир Техники") был проведен большой сравнительный тест летних и нешипованных зимних шин на летней трассе. В тесте на аквапланирование летние шины на залитой водой трассе начинали "плыть" при скорости 84,1 км/ч. У зимних покрышек эффект аквапланирования начинал проявляться уже с 69,5 км/ч.
Тот же неутешительный результат в тесте на эффективность торможения с 80 до 5 км/ч. Автомобиль на летней резине, затормозил на дистанции в 28,9 м. А машина, экипированная во фрикционную резину, преодолела отметку в 43 метра. Разница — три корпуса!
Схожий тест проводила и немецкая организация ADAC: показатель среднего тормозного пути на летней дороге на зимней резине, больше на 16 метров, чем у авто, «обутого» в летнюю резину.
Кроме того, замедляются реакции на рулевое управление и значительно снижается устойчивость автомобиля.
2. Автомобиль
Более мягкая зимняя резина на летней жаре по сравнению с летней стирается гораздо быстрее: мягкая резина при летних температурах (то есть выше 10 градусов по Цельсию) становится еще мягче. И в результате создается повышенное трение с дорожной поверхностью, поэтому износ зимних шин в летний период будет в два раза быстрее, чем зимой, и очень неравномерным. И вместо возможного использования в течение 5 сезонов покрышек хватит на 3 максимум.
И все та же мягкость резиновой смеси приводит к увеличению расхода топлива у автомобиля, «обутого» в зимнюю резину, на 10—15% из-за увеличения сопротивления качению.
А многочисленные мелкие канавки на блоках протектора значительно увеличивают шумовой эффект, даже если автомобиль оснащен хорошей звукоизоляцией. К тому же могут проявиться и вибрации.
Какая уж тут экономия?
3. Санкции
Согласно пункту 5.5 Приложения 8 к Техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств":
— в летние месяцы (июнь, июль, август) запрещается использовать только шипованные шины. Это требование относится ко всем транспортным средствам.
— в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) разрешается использовать только зимние шины. Можно поставить на автомобиль как шипованные, так и нешипованные шины. Главное требование: наличие маркировки "М+S", "M&S" или "M S" и изображение снежинки на фоне горы (3PMSF — Three Peak Mountain Snow Flake). Требование распространяется только на автомобили категории B (легковые M1 и грузовые N1).
За невыполнение этих требований — штраф 500 рублей.
4. Автострахование.
В некоторых случаях водителя, попавшего в аварию, могут обвинить в том, что ДТП произошло из-за того, что машина была оснащена зимними покрышками, в результате чего он не успел остановить автомобиль. В итоге даже если автовладелец, не сменивший сезонные покрышки, не виноват в ДТП, рискует остаться без возмещения ущерба. Теоретически страховая компания может отказать в возмещении ущерба по причине эксплуатации не сезонных шин на автомобиле.
Итого:
— сэкономить не выйдет: зимние покрышки, эксплуатируемые летом, до следующей зимы могут и не дожить. К тому же увеличивается расход топлива — а это тоже дополнительные расходы;
— значительно ухудшаются характеристики управления: увеличение тормозного пути, высокая вероятность проявления аквапланирования, плохая реакция на рулевое управление, высокий уровень шума при увеличении скорости езды. Возможный неприятный исход — ДТП;
— отказ от возмещения ущерба страховой компанией при попадании в ДТП и возможность получения штрафа от представителей ГИБДД.
Всесезонные шины: 5 основных отличий от зимней и летней резины
Автомобильные шины бывают зимние, летние и всесезонные. Если предназначение первых двух видов всем понятно, то по поводу всесезонных покрышек у автолюбителей часто возникают вопросы. Когда их использовать? Каковы их характеристики? В чем отличие всесезонных шин от зимней и летней резины?
Всесезонные и зимние шины. Сравнение основных параметров
Общие характеристики шин для любого времени года и зимних:
- Используются при отрицательных температурах. Состав резины сбалансирован таким образом, чтобы она не становилась жесткой в мороз и сохраняла эластичность.
- Отличаются повышенной проходимостью. Рисунок рабочей поверхности протектора в форме отдельных блоков обеспечивает хорошее сцепление на скользкой дороге.
- В конструкции присутствуют ламели. Они представляют собой тонкие надрезы по бокам покрышки, которые противостоят скольжению, цепляясь краями за снег и лед.
В чем разница между зимой и всесезонкой?
- Температурный диапазон использования. Если зимняя резина может использоваться при любой отрицательной температуре без ограничений, то всесезонная становиться слишком жесткой для безопасного передвижения уже при – 7 °C.
- Управляемость на скользкой дороге. Глубокий протектор зимней резины (от 9 до 17 мм) позволяет без труда совершать маневры во время гололеда. У всепогодных шин протектор ниже. Он составляет около 8-9 мм, поэтому управлять машиной на таких колесах гораздо сложнее.
- Тормозной путь. Экспериментально доказано, что тормозной путь на всесезонных шинах длиннее, чем на зимних (примерно на 30 %). Это существенное отличие всесезонной резины от липучки и шипованной резины.
- Рисунок протектора. Зимние покрышки легко отличить по более крупным блокам и ярко выраженному рисунку. Секции на рабочей поверхности шин «All seаson» мельче. Они отличаются большим количеством водоотводящих канавок, что улучшает ее ходовые характеристики на мокром асфальте.
Вывод: резина, предназначенная для любого сезона, уступает зимней по всем показателям. Разница менее заметна при температуре близкой к 0°C. На мокром дорожном покрытии всесезонка может показать лучшую управляемость за счет качественного отвода воды.
Сравнение летних и всесезонных покрышек
Общие характеристики данных видов шин:
- хорошее управление на сухом и мокром асфальте при температуре не выше +15°C;
- эффективный отвод воды от покрышек на мокрой дороге. Наличие специальных водоотводящих канавок уменьшает риск аквапланирования (неуправляемого скольжения по мокрой поверхности).
Разница состоит в следующем:
- Состав материала. Резина в летних шинах более жесткая и прочная. Она не становится слишком мягкой при высоких температурах, в отличие от всесезонной, которая уже при +20-25 °C начинает «таять» и хуже слушаться руля.
- Сопротивление качению. Летние покрышки имеют более гладкий протектор, с высотой не более 8,5 мм. Они облегчают передвижение автомобиля и экономят топливо.
- Шумность. Ламели и высокий протектор шин «Allseаson» издают на сухом и жестком асфальте заметный звук, чего нет в летнем варианте покрышек.
- Ресурс. Из-за своей мягкости демисезонная резина очень быстро изнашивается. Разница по сравнению с летней может доходить до 25%.
Вывод: главное отличие летних шин от всесезонных – степень мягкости материала. Всесезонная резина не подходит для использования при температуре свыше +25°C. При показателях около 10°C она имеет практически те же характеристики, что и летняя – хорошо тормозит, легко управляется и эффективно отводит воду от рабочей поверхности.
5 основных различий автомобильных шин по сезону
Рассмотренные характеристики можно свести в одну таблицу. Она наглядно продемонстрирует, чем зимняя резина отличается от всесезонной и летней:
Зимняя | «Allseаson» | Летняя | |
1. Глубина протектора | от 9 до 17 мм и более | От 7.5 до 8.5 мм | От 7до 8 мм |
2. Рисунок протектора | Крупные блоки. Ламели | Блоки средней величины. Ламели. Канавки для отвода воды | Ламели отсутствуют. Поверхность имеет большое количество водоотводящих канавок |
3. Материал резинового сплава | Мягкий пористый | Имеет среднюю мягкость | Жесткий, гладкий. |
4. Шумность на сухом асфальте | Сильная | Средняя | Малая |
5. Стоимость* | 32 дол. | 60 дол. | 70 дол. |
* в качестве примера приведена стоимость шины Nokian Nordman и NokianWeatherproof
Цена актуальна на 25.10.2018
Протектор всесезонной резины
Как маркируется каждый тип покрышек
- пиктограмма «снежинка на фоне горы» – означает зимнюю резину;
- солнце – летние шины;
- надпись AllSeason (AS) или AllWeather — всесезонную.
Кроме этого на боковой части шины многие производители наносят буквы M+S (Mud + Snow). Это означает, что покрышки обеспечивают хорошую проходимость в снег и грязь. Такое обозначение может быть нанесено на любые шины, независимо от сезона.
«Всесезонка»: плюсы и минусы шин зима-лето
В непростое с точки зрения экономики время мы все чаще вынуждены обращаться к компромиссам. И если говорить о выборе шин (которые, кстати, сами по себе являются продуктом компромиссных решений), то большинству из нас очень хотелось бы приобрести бюджетный вариант с универсальными характеристиками. А уж если эта покупка обеспечит нам возможность эксплуатации продукта в любое время года, то такой вариант выглядит почти идеальным. Вот только возможно ли такое в принципе?
Если следовать логике, то термин «всесезонные шины» является почти синонимом слова «универсальность». А как же иначе? Их свойства, исходя из самого названия, должны обеспечивать высокие эксплуатационные качества и на сухом и мокром асфальте, и на снегу, и на ледяной поверхности. А самое главное – в очень широком температурном диапазоне. И вот это уже из области фантастики. Не случайно даже «узкоспециализированные» зимние шины имеют разделение на шины для мягкой, «европейской» зимы и на продукт для суровых северных условий. И поэтому в ряде шинных компаний всесезонные шины нередко иронично называют «несезонными».
Попробуем «спроектировать» ту самую идеальную шину для любых условий. Ее протектор должен быть жестким, с минимальным смещением блоков для точной управляемости на высоких скоростях при езде по асфальту в сезон с высокими температурами. Но в то же время протектор должен иметь много острых кромок для хорошего сцепления на снегу и ледяной поверхности. При этом резиновая смесь одновременно должна и обеспечивать хорошую ходимость шины в жаркое время, и сохранять эластичность в мороз. И если мы говорим о шине вообще как о продукте с суммой компромиссов, то всесезонная шина соответствует этому суждению вдвойне. Так, компаунд такой шины должен иметь достаточно широкий температурный диапазон, причем смещенный в сторону плюсовых значений. Но температура свыше 20 градусов уже негативно сказывается и на жесткости протектора (а значит, ухудшается управляемость), и на скорости его износа.
Зимой резиновая смесь довольно быстро «дубеет» (показатели начинают ухудшаться уже после нулевой отметки), что негативно сказывается на сцепных свойствах. Не может «всесезонка» соперничать с истинно зимними моделями и в рыхлом снегу, так как в рисунке ее протектора нет ярко выраженных грунтозацепов – всесезонная шина должна обеспечивать поперечное сцепление в поворотах при езде по сухому асфальту, а потому ее плечевая зона имеет округлую форму. Сцепление на снегу и льду во всесезонной шине обеспечивается многочисленными отдельно расположенными блоками, активно изрезанными ламелями. Но подобное решение значительно снижает жесткость протектора, и здесь «всесезонка» вновь проигрывает «специализированным», но теперь уже летним шинам. Здесь возможны возражения со стороны тех водителей, которые практикуют езду в условиях тяжелого бездорожья. Действительно, шины для внедорожников с маркировкой A/T и M/T имеют и массивные протекторные блоки, и грунтозацепы, и сцепные кромки. Да и резиновая смесь таких шин имеет более широкий, чем во «всесезонке» для легковых автомобилей, температурный диапазон. Но здесь нужно иметь в виду и область применения таких шин, и скоростной режим, при котором они эксплуатируются.
В первом приближении кажется, что покупка одного комплекта шин на зиму и лето весьма выгодна. Кроме того, не нужно тратиться на еще один комплект дисков или на шиномонтаж. Но нужно учитывать и тот факт, что изнашиваются такие шины быстрее. Например, износ всесезонных шин по сравнению с летними моделями может быть выше процентов на 15. Также у «всесезонки», по сравнению с летними шинами, выше коэффициент сопротивления качению, а отсюда и более высокий расход топлива у автомобиля, «обутого» в подобные шины. Да и без шиномонтажа в течение всего срока службы всесезонных шин не обойтись: в процессе эксплуатации обязательно появятся следы неравномерного износа, из-за чего потребуется шины на передней и задней осях поменять местами, а колеса отбалансировать. На круг всесезонные шины, наверное, получатся все равно дешевле, но важно, какой ценой достанется подобная экономия…
Особенности маркировки
По международным стандартам классической маркировкой всесезонных шин является аббревиатура AS (All Season, «всесезонная») или AW (All Weather «всепогодная»). Что касается России, то у нас больше принята маркировка M+S (Mud + Snow, «грязь плюс снег»). Но согласно Техническому регламенту безопасности колесных транспортных средств точно такую же маркировку имеют и. зимние шины. Правда, на их боковину еще обязательно наносится значок с изображением трех горных пиков и снежинки.
Отличие зимних шин от летних
В этом обзоре мы расскажем и покажем: как отличить зимнюю резину от летней.
Подобное описание поможет автолюбителям выбрать нужные для сезона колеса для своей машины, сделать безопасным свое движение. Установка «правильных» покрышек также поможет избежать претензий со стороны сотрудников Госавтоинспекции.
Современная промышленность выпускает большое количество вариантов сезонной «обуви» для автомобилей.
Все они отличаются друг от друга следующими факторами.
По протектору
Изделия для зимы имеют ярко выраженный рисунок с рельефными деталями, глубокими каналами, многочисленными ламелями. Они служат для отвода снега и воды из-под колес автомобиля и надежного сцепления с дорожным покрытием.
Существует два вида рисунка: европейский и скандинавский.
Первый отличается широкой паутиной канавок, расположенных по диагонали. Этот вариант больше подходит для обычных погодных условий в зимний период.
Второй – с глубокими ламелями и выделяющимся рельефом используется для заснеженных дорог.
Шина для лета не обладает мелкой сетью канавок, каналы имеют небольшие углубления.
Наличие шипов
Они хорошо помогают «держать» дорогу.
Второй вариант – «липучки». Нужно помнить, что это – не всесезонная шина, использовать ее летом не рекомендуется. Она выполнена из более мягкого материала и оснащена мощной сетью миниатюрных поперечных ламелей.
Меньшее количество отводных каналов на летнем протекторе делают ее менее шумной по сравнению с шинами для зимы. Это сказывается на комфорте передвижения на авто.
По материалу
Покрышка для теплого времени выполнена из более жесткого материала, так как сцепление с дорогой осуществляется за счет трения. Шина для зимы – мягкая, эластичная. Это сказывается при низких минусовых температурах, когда резина не дубеет, а сохраняет свои рабочие качества.
По маркировке
Помимо типоразмера и прочих технических характеристик на боковых сторонах отображена информация о сезонности. Изделие для холодного времени можно отличить по звездочке, маркировке M+S.
Надеюсь, что Вы разобрались с вопросом определения зимних и летних колес. Правильный выбор шин – гарант безаварийного движения на дорогах.
Так же по теме:
Распродажа зимних шин
Штраф за летнюю резину зимой в 2020-2021 годах в России