Роль моторного масла
Всё, что Вам нужно знать о моторных маслах
Когда люди говорят об автомобилях, они мечтают прежде всего об их техническом совершенстве, и очень редко поют хвалебную песню моторным маслам. А это неправильно, потому что сегодня моторные масла — это не просто смазочные материалы, они позволяют уменьшить износ и препятствуют старению двигателя, более того они сокращают расход горючего. Современные моторные масла – высокотехнологичный продукт. Об этом мы и поговорим в этом досье. Мы не собираемся объяснять Вам, какое масло подходит для Вас. Вам достаточно заглянуть в инструкцию по эксплуатации Вашего автомобиля, так как в ней указана необходимая спецификация и допущенные изготовители. Мы расскажем об активной разработке смазочных материалов, о том, какую роль играют присадки и что могут сказать следы в моторном масле о состоянии двигателя.
Главное – правильно смешать – так получается моторное масло
Сегодня на прилавки магазинов в Германии ежегодно поступает до 250 000 тонн моторных масел. Но прежде чем то, что покоится в дальних странах на глубине многих сотен метров, превратится в готовое к использованию моторное масло и окажется в обычном двигателе внутреннего сгорания, — оно пройдёт долгий путь.
По шести трубам одновременно готовая жидкость цвета меда наполняет маленькие резервуары, двигающиеся по ленте конвейера – шесть дней в неделю. Это канистры вместимостью 0,5 литра, 1 литр, 4 литра и 5 литров. Бывают и бочки. Они сразу едут дальше. Закрутить крышку и приклеить этикетку – естественно всё автоматически. Роботы снимают канистры с ленты конвейера, упаковывают в коробки, ставят на паллеты. Водитель автопогрузчика забирает их и отвозит готовый к отправке груз на промежуточный склад.
Иногда грузовик уже ждет, чтобы прямо отвезти заказанный груз конечному клиенту. Ежедневно 400 тонн моторных масел покидают территорию завода по производству масел в Саарлуисе в земле Саар. Редакция журнала «Auto motor und sport» внимательно ознакомилась с технологией производства.
Сегодня без нефти почти ничто не работает. Не случайно этот ископаемый энергоноситель (в необработанном виде его называют сырой нефтью) из-за его экономического значения называют черным золотом. Сегодня это, пожалуй, самое важное промышленное сырье. Оно используется в различных отраслях и бытовых продуктах, в частности в производстве косметики, пластмасс, медикаментов. Сырая нефть необходима для производства электричества и является основой горюче-смазочных материалов.
Только последних в Германии ежегодно продаётся более миллиона тонн. Это в том числе трансмиссионные, автоматические, турбинные, промышленные масла, масла для металлообработки. И примерно четвертую часть составляют моторные масла.
Из Абу-Даби в Саарлуис
Если говорить упрощённо, то для того, чтобы из сырой нефти получить качественное моторное масло, нужно сделать три шага. Прежде всего, выкачать сырую нефть из огромных нефтяных месторождений — прежде всего в Объединенных Арабских Эмиратах, США и России — с глубины до 8500 метров, затем на танкерах или по трубопроводам доставить её на нефтеперерабатывающие заводы, где она «очищается». То есть: перегоняется, рафинируется, депарафинизируется, сепарируется и т.д. Для лучшего понимания: сырая нефть состоит из более чем 500 компонентов. В конце остается, базовое масло, из которого такие производители как LIQUI MOLY создают масла, которые позволяют сохранять внутренности мотора в хорошем состоянии. Каким образом? Секрет кроется в рецептуре и многолетнем опыте.
Завод на котором LIQUI MOLY выпускает свои масла, был основан в 1847 году, с 2006 года является 100-процентным дочерним предприятием Liqui Moly. 310 сотрудников, включая лаборантов и техников-химиков, инженеров и инженеров-мехатроников, они работают в трехсменном режиме на полную мощность, так, чтобы к концу рабочего дня так же работал двигатель в автомобиле.
Завод получает базовое масло из порта в Роттердаме. Этот материал доставляют судами по Рейну, Мозелю и Саару в Диллинген, недалеко от которого в Саарлуисе и находится компании. Там у компании десять собственных резервуаров, совокупный объем 18 миллионов литров. Грузовик-цистерна из собственного автопарка компании вмещает около 25000 литров. До 15 таких грузовиков въезжают ежедневно на территорию компании общей площадью 2,5 га и за 40 минут сгружают весь груз в буферные резервуары вместимостью 100 кубометров. Учитывая такие объёмы, вполне естественно, что Михаэль Шоллер, начальник отдела научных исследований и конструкторских разработок, хочет знать перед дальнейшей обработкой, соответствует ли качество базового материала предъявляемым требованиям. «Мы исходим из того, что общая стоимость товара составляет от 800 000 до 2 миллионов евро за одну поставку». Поэтому в порту Роттердама проверкой качества занимается аутсорсинговая компания. И только после того, как она даёт добро танкер движется в направлении земли Саар.
Вторую проверку производит сама компания перед приёмкой в Диллингене. Ещё одна производится непосредственно на заводе. Если всё нормально, то через 45 минут из лаборатории поступает команда «поехали».
И тут в дело вступают опытные повара: все моторные масла производятся по своим рецептам. Требования к смазочным материалам растут. По мнению Шоллера это связано прежде всего с ужесточением требований ЕС к выбросам. Такие технологии, как уменьшение объёма двигателей и двигатели с непосредственным впрыском, а также использование альтернативных видов топлива, влияют и на производство моторных масел: «Раньше мне было достаточно одного моторного масла для различных типов двигателей разных производителей. Теперь это становится всё сложнее. Универсальных моторных масел сейчас практически нет», — объясняет Шоллер. Требования всё больше специфицируются. И в будущем они наверняка не будут мягче. Наоборот: сейчас у большинства производителей свои нормы ОЕМ. Чтобы соответствовать этим нормам, Liqui Moly находится в тесном контакте с поставщиками присадок и с самими производителями. Шоллер и его команда в частности стараются получить допуск для производителей почти всех двигателей. И только за одно это предприятие платит полмиллиона евро в год.
Вернёмся в Саарлуис.
Помимо базового масла (его доля в зависимости от вида масла составляет 65 – 80 процентов) моторное масло на 20 – 35 процентов состоит из комплекта присадок (подробная информация на эту тему далее), и отдельной присадки для улучшения вязкостно-температурных свойств (до 10 %). Последняя – полимерная. Она оптимизирует вязкостно-температурный режим для сохранения постоянных свойств моторного масла, что позволяет использовать его и зимой, и летом.
Как смешивать?
При производстве всесезонных масел Шоллер использует два разных метода смешивания в зависимости от объёма заказа. При методе с получением смесительных резервуаров (миксеров) один из десяти смесительных резервуаров объёмом 3.3 — 22 тонн – из распределительной станции наполовигну наполняется базовым маслом и нагревается примерно до 70 градусов. Потом поочерёдно добавляются присадки. Для перемешивания используется электрический смеситель. В конце подмешивается недостающее базовое масло. После очередной проверки в лаборатории начинается фаза охлаждения, прежде чем моторное масло подаётся в один из 150 запасных резервуаров, где и будет находиться до финального распределения по ёмкостям. Второй метод называется поточным смешиванием. При этом методе отдельные компоненты подаются из своих резервуаров не по очереди, а одновременно, по одной трубе. В таком общем потоке перемешивание происходит за счёт завихрённого движения. Преимущество: в течение 90 минут можно получить до 80 тонн моторного масла. Следовательно, когда речь идёт о больших объёмах, метод поточного смешивания предпочтительней.
Скоро станет ненужным?
В конце моторным маслом наполняется мелкая тара. Ежедневно до 130 000 канистр (только канистр!) проходят на наливную установку. Вроде бы бизнес идёт хорошо, но как долго ещё? Факт состоит в том, что число новых допущенных к использованию электромобилей растёт быстрыми темпами, а им, как известно, моторное масло не нужно. Нет причин для паники, — считает Михаэль Шоллер: «В электромобилях тоже используются смазочные материалы, например, в гидравлике». Кроме того он исходит из того, что ДВС будут использоваться ещё достаточно долго. И в этом он прав: в конце концов плагин-гибридным автомобилям – их часто называют промежуточной технологией – тоже нужны смазочные вещества. «У гибридных автомобилей из-за установленных в них аккумуляторов температура немного выше Двигатели работают не так ровно. Это большая нагрузка», — приводит свой аргумент Шоллер. Поэтому как раз для гибридных автомобилей необходимы новые моторные масла: «И они появятся на будущий год», — говорит он с оптимизмом.
Базовое масло – основа всего
Базовые масла подразделяют на пять групп. Группы I, II и III – это минеральные масла, группы IV и V – синтетические масла. Если раньше основу будущих моторных масел составляли в первую очередь группы I и II, то сегодня они уже не отвечают необходимым требованиям, и в последние 20 лет производители используют в основном группу III. Потому что так называемые гидрокрекинговые масла — это высококачественные масла по привлекательной цене. Полиальфаолефины (ПАО) группы IV также обладают хорошими низко- и высокотемпературными свойствами, но при этом стоят примерно в три раза дороже, чем масла группы III. Группа V в основном используется для производства промышленных масел.
Когда пластовое давление падает, глубинные насосы начинают качать дремлющую в пластах нефть наверх.
На танкерах и по нефтепроводам добытая сырая, ещё не переработанная нефть подается на нефтеперегонные заводы, где разделяется на компоненты.
Танкер перевозит базовое масло из Роттердама по Рейну, Мозелю и Саару к месту назначения – в Диллинген на промежуточный склад.
Привезённое базовое масло хранится до дальнейшей переработки в десяти резервуарах общей наполняемостью 18 миллионов литров.
Ежедневно около 15 автоцистерн поставляют на завод базовое масло, ещё 5 обеспечивают завод комплектами присадок.
Доверяй но проверяй: каждая партия проверяется. Химики в лаборатории проверяют вязкость, плотность и инфракрасный спектр.
С распределительной станции – материал поступает в смесительные резервуары.
Для оптимизации свойств моторного масла, к базовому маслу добавляется пакет присадок, присадка для улучшения вязкостно-температурных свойств.
У канистр до 5 литров розлив, завинчивание пробки и этикетирование производятся автоматически.
Помимо канистр масло разливается и в бочки объёмом до 200 литров. Для поставки используются грузовики.
Все о моторных маслах. Виды масел и какое масло необходимо вашему автомобилю?
Вы когда-нибудь заходили в магазин автозапчастей и сталкивались с прилавком, полным различных моторных масел? Существует огромное количество масел, но какое из них лучше приобрести для своей машины? Это зависит от машины, на которой вы ездите, и от того, как именно вы на ней ездите.
Зачем нужно моторное масло?
Моторное масло является источником жизненной силы двигателя внутреннего сгорания и имеет важное значение для работы автомобиля. Благодаря большому количеству движущихся частей двигатель переживает трение и нагрев, поскольку внутренние части трутся друг о друга. Масло не только смазывает двигатель, но и поглощает тепло, что способствует плавной и эффективной работе мотора.
Синтетическое масло
Это масло противостоит термическому разрушению и окислению в двигателе и обеспечивает более высокий уровень вязкости, чем другие типы масел, и может повысить эффективность использования топлива и мощность. Хотя полностью синтетическое моторное масло является лучшим выбором, его покупка сопряжена с большими тратами, поскольку оно дороже, чем полусинтетическая основа. При этом синтетические смазки подойдут для автомобилей, которые используются для перевозки и буксировки, и для автомобилей, которые используются в регионах с жарким летом или холодной зимой.
Синтетические автомобильные масла
Синтетическое масло создается в лаборатории. В него добавляются высокоэффективные присадки для улучшения свойств, снижающих трение. Такая смазка эффективно снижает трение, выдерживает экстремальные температуры и хорошо протекает через двигатель. Она рассчитано на замену через 10000 до 20000 км пробега и может работать в три раза дольше, чем обычное масло. Хотя синтетика, как правило, самый дорогостоящий вид масла, вы вполне можете сэкономить благодаря меньшему количеству плановых замен.
В отличие от минеральных масел, химическая структура синтетических материалов более однородна, что придает им гораздо более высокую термостойкость. Это означает, что синтетические смазки обычно превосходят минеральные масла как при высоких, так и низких рабочих температурах.
Кроме того, синтетические масла имеют тенденцию к гораздо большему удерживанию своей вязкости и базового числа, чем масла на минеральной основе. Базовое число является мерой способности смазки нейтрализовать кислоту. Высокое базовое число означает, что смазочный материал лучше противостоит кислоте, что делает его пригодным для использования дольше. По этой причине синтетические масла обычно служат дольше, чем масла других типов. В результате интервалы замены масла в автомобилях, в которых используется синтетика, как правило, длиннее. Другие преимущества включают более высокую прочность пленки в некоторых синтетических смазках, более высокий индекс вязкости и более низкий уровень выбросов углеводородов из двигателя. С другой стороны, эта тенденция также означает, что синтетика будет всегда дороже, чем минеральные основы.
Полусинтетическое масло
Синтетическое смешанное моторное масло представляет собой комбинацию полностью синтетического и обычного масла, которое обеспечивает преимущества синтетического моторного масла и продается по более низкой цене. Как и полностью синтетическая смазка, полусинтетическая смесь обеспечивает устойчивость к окислению. Такая смазка довольно удобна, потому что позволяет легко переключиться с обычного масла на полностью синтетическое.
Полусинтетические автомобильные масла
Полусинтетика дает много преимуществ полностью синтетического масла, а входящие в состав химические добавки помогают противостоять окислению и улучшают его характеристики при экстремальных температурах. В среднем между сменами полусинтетики вы можете проехать около 7500 км.
Полусинтетичекая смесь обеспечивают защиту от тяжелых нагрузок и высоких температур. Смешанные масла, как правило, менее летучие, то есть меньше испаряются, что приводит к повышению эффективности использования топлива из-за уменьшения потерь масла. Эти типы масел, как правило, дороже, чем обычные масла, хотя и дешевле, чем полностью синтетические марки.
Моторное масло для больших пробегов
Для автомобилей с пробегом более 75 000 км я могу порекомендовать особое моторное масло для больших пробегов. Это масло может минимизировать просачивание и утечку, а также снизит потребление масла и выбросы в старых двигателях.
Такие смазки имеют присадки и кондиционеры для уплотнений, которые помогают уменьшать утечки и продлить срок службы двигателя. Также специальное масло может защитить мотор от отложений и трения.
Обычное масло, минеральное
Большинство моторных масел, используемых сегодня, — это классическая минералка. Обычное моторное масло подходит для автомобилей, которые не используют с высокой производительностью, не используются для перевозки и имеют небольшой пробег.
Минеральное масло делается согласно промышленному стандарту, который уже много десятилетий включает в себя присадки и сырую нефть, добытую из земли. Масло очищается и смешивается с присадками, которые помогают защитить двигатель, уменьшить вязкость и перегрев.
Минеральные автомобильные масла
Кстати, до разработки синтетического масла большинство автомобильных двигателей использовали минеральное масло, которое получают из сырой нефти в качестве продукта процесса перегонки нефти. Поскольку его проще производить, чем синтетическое, минеральное масло дешевле, но оно может не работать так же эффективно в таком же широком диапазоне условий. Например, присутствие воска в минеральных маслах может привести к плохим свойствам текучести в условиях холодной погоды, а при высоких температурах плохая устойчивость к окислению может привести к накоплению осадка и кислот. Кроме того, вязкость минерального масла имеет тенденцию значительно изменяться в зависимости от температуры, что приводит к резкому его истончению при высоких температурах.
В основном это связано с химической «примесью» смазок на минеральной основе. Обычные минеральные масла состоят из различных химических элементов (молекул), каждая из которых подвергается воздействию собственных точек испарения, оксигенации и ожога. Проще говоря, с того момента, как вы заводите автомобиль, масла на минеральной основе начинают меняться. Хотя добавки помогают контролировать кислотность, поддерживать уровень вязкости и суспензию сажи, они все же образуются спустя какое-то время и могут вывести мотор из строя. В результате владельцам автомобилей, использующим минеральное масло, рекомендуется его менять каждые 3000–5000 км.
Марки моторного масла
Существует множество сортов моторного масла, каждое из которых рассчитано на определенные условия эксплуатации. Основные типы масел: 5W-40, 5W-30, 10W-30, 10W-40, 15W-40 и 20W-50. Существуют также универсальные масла, предназначенные для старых двигателей.
Что означают цифры и буквы на канистре?
Удивительно, но W означает зиму, а не вес, как считают многие. Это первое число — 10W — относится к вязкости (расходу) масла в холодную погоду. Чем ниже число, тем меньше его вязкость при низких температурах. Например, моторное масло 5W течет лучше при низких температурах, чем масло 15W. Масло имеет тенденцию сгущаться при низких температурах, поэтому, если вы живете в холодном регионе, ваш двигатель должен использовать смазку с вязкостью 5W.
Второе число (40) показывает, насколько густое масло при нормальной рабочей температуре. Чем выше число, тем гуще масло и тем лучше оно сопротивляется истончению при высоких температурах. Марки 15W-40 и 20W-50 были разработаны для использования в теплых климатических условиях.
Какой тип/сорт масла я должен использовать?
Почитайте руководство автовладельца, какой тип моторной смазки использовать в своем двигателе. Вы найдете рекомендации производителя относительно типа и марки моторного масла, которое вы должны использовать.
Показатель вязкости
Вязкость — это способность смазки противостоять течению. При воздействии тепла моторное масло разжижается. Когда оно остывает, оно становится более густым. Вообще говоря, моторное масло, которое является более стойким к истончению, считается лучшим для автомобильного двигателя, так как более густое масло является более эффективным герметиком, а также обеспечивает лучшую и более продолжительную пленку смазки, которая помогает защитить движущиеся части автомобиля.
Как работает моторное масло в автомобиле, для чего нужно
Моторное масло является жизненно важной частью двигателя. Обращайте внимание на график замены жидкой смазки, в случае необходимости долейте или поменяйте эту техжидкость на новый состав. Правильно выбрав смазывающую жидкость для подвижных частей мотора автомобиля и, обеспечив правильный уровень масла в двигателе, можно не только продлить ему жизнь, но и обеспечить экономию на расходах на топливо.
Наиболее распространенным мнением, что масло для авто предназначено только для смазки, но помимо этой важной функции эта жидкость охлаждает двигатель, выносит продукты износа из точки контакта трущихся пар.
Что такое моторное масло?
Основная функция техжидкости для двигателя заключается в смазке подвижных компонентов и защите от коррозии. Кроме того, за счет циркуляции и достаточно большого объема, автомобильное масло выполняет функцию теплопереноса с последующим охлаждением частей мотора. Ингибиторы коррозии и присадки, контролирующие стабильность вязкости, обеспечивают надежную защиту сердца автомобиля.
Для выполнения основной функции масло ДВС производится на трех основных основах:
- Минеральной
- Полусинтетической
- Синтетической
В действительности, масло для двигателя по типу основного состава делится на 6 групп. Только представителей первой группы, использующих продукт прямой нефтеперегонки с последующей очисткой, можно достоверно назвать минеральными.
Автомобильные моторные масла второй группы, получаемые в процессе гидрокрегинга нефти, можно отнести к группе полусинтетиков. остальные смазки можно с уверенностью отнести к синтетической группе. Шестая группа масел, получается при переработке газа.
Поэтому, отвечая на вопрос «Что такое моторное масло?» можно с уверенностью ответить, что это сложная смазывающая жидкость, полученная в результате процессов нефтехимии.
Стандарты масла
Основные свойства моторных масел описаны в применяемых стандартах. Стандарты моторных масел в качестве основного параметра, определяющим смазочные свойства, использует вязкость. Для стандартизации понимания и для удобства конечного потребителя в основном маркируют по системе SAE. Кодировка по этому стандарту указывает минимальную и максимальную предпочтительные температуры наружного воздуха при запуске двигателя.
Сезонные автомасла редко используются автовладельцами в условиях обычной эксплуатации автомобилей, за исключением работы в условиях арктического холода или пустынной жары. В основном для круглогодичного использования и для сокращения затрат на техническую эксплуатацию автомобиля используют всесезонные (универсальные) смазки, имеющие по стандарту SAE кодировку ХwХХ.
Первый индекс указывает на свойства моторных масел в отношении оптимальной температуры для запуска в зимних условиях. Первый индекс изменяется от 0w до 20w. Второй индекс указывает на температурные характеристики запуска двигателя летом и варьируется от 30 до 60. Самым универсальным можно назвать смазку, имеющую кодировку SAE 0W60. Такое моторное масло для автомобиля существует. Его характеристики предполагают эксплуатацию двигателя при температурах от −40С до+60С.
При нормальной эксплуатации двигателя SAE0W60 по своим характеристикам намного превышает выставляемые требования согласно климатическим особенностям региона эксплуатации двигателя. В основном такая вязкость больше указывает на возможность применения смазки в высоконагруженных сильно форсированных двигателях. Применяется в основном в условиях гоночных автомобилей.
Для нормальной эксплуатации достаточно вязкости 10W50, которая перекроет все температурные графики и позволит спокойно путешествовать, не опасаясь за сохранность двигателя практически по всем широтам.
Существуют отраслевые стандарты смазочных материалов по европейским нормам ACEA, по международной классификации ISO, по требованиям американского института нефти — API, по японским — ILSAC, ну и, конечно, по ГОСТ РФ.
Все применяемые стандарты взаимозаменяемые и перекрывают показатели по основным характеристикам. Стандарты отличаются разностью градации и обозначения.
API использует двухбуквенный код, и ориентируется на год разработки ДВС. Например, API SM — для двигателей разработки 2004 года и младше
ACEA использует буквенно-цифровой код, и делит продукты нефтехимии по типу двигателей, режиму эксплуатации, и стойкости самой жидкости. Например, ACEA A3/B3 — для форсированных бензиновых и дизельных ДВС, для легкого коммерческого транспорта и легковых автомобилей. Возможна эксплуатация с увеличенным интервалом смены.
ISO делит смазку по базовой основе. Например, ISO 11158 HH — натуральные минеральные жидкости.
ILSAC — двухбуквенный и цифра через дефис. Указывает на соответствие классификации API, и характеризует по вязкости, скорости сдвига, летучести, пенообразованию. Сейчас действует стандарт GF-5, соответствующий API SM
ГОСТ 2004 полностью совпадает с обозначением по API. Обозначение по старому ГОСТу указывает вязкость смазки при запуске. Обозначение 6з16 соответствует 5w40.
Присадки
В действительности свойства моторных масел обеспечиваются комплексом присадок. Базовая основа любого жидкой смазки составляет лишь 70-95% от общего объема канистры, оставшийся объем достигается за счет различных присадок.
Использование присадок обеспечивает не только вязкость и эксплуатационную стабильность. Добавки помогают свести к минимум образование шлама и нагара, а также минимизировать возможный ущерб при попадании подобных отложений в каналы двигателя и трущиеся пары.
Ключевые5 ингредиенты, влияющие на качество смазывающей жидкости:
- Присадки, контролирующие вязкость
- Моющие добавки для промывания системы и удаления продуктов износа
- ингибиторы коррозии — защита от коррозии металлических изделий
- противоизносные компоненты — например, добавки цинка, требуемые для обеспечения твердой смазки трущихся пар при стекании масляного пятна
- модификаторы трения, призванные сократить расход топлива, за счет снижения коэффициента трения пар (например, графит, молибден)
- антикоагулирующие присадки, не допускающие образования парафиновых твердых соединений при пониженной температуре.
- ингибиторы пены, гасящие пенообразование, возникающее за счет взбивания коленчатым валом жидкости в картере двигателя.
Зачем менять масло?
В процессе эксплуатации двигателя смазывающий агент воспринимает температурные нагрузки как повышенные температуры при достижении температурного режима, так и экстремально холодные температуры. Свойства и химический состав моторного масла изменяется. Температурные перепады и взаимодействие с кислородом вызывает окисление жидкости.
Эти рабочие характеристики влияют на цвет моторного масла. Несмотря на заявленную стабильность по окислению даже синтетические формулы не могут гарантировать стабильность жидкости в долгосрочной перспективе.
Присадки, составляющие до 30% от емкости канистры, также имеют свои ограничения по эксплуатации. Антифрикционные присадки и модификаторы трения осаживаются на вращающихся и прочих движущихся частях. Количество коллоидных частиц конечно, и после выпадения на металлических поверхностях присадки перестают действовать.
Воздух содержит воду, которая со временем насыщает масло, мотор начинает работать в пенной ванне, что снижает смазывающие свойства.
Продукты износа также накапливаются в магистралях и картере, изменяя цвет масла и ее главный параметр — смазывающее свойство.
Любая техническая жидкость, работающая при дифферентных температурных условиях, со временем теряет свои свойства и требует замены.
Срок службы смазки определяется нефтехимическими предприятиями и производителями автомобильных двигателей.
Новые двигатели требуют изменения программы замены жидкости. Если изначально срок службы лимитировался пробегом, то сейчас, с учетом растущей популярности синтетических и полусинтетических масел, переходят удлиненные стратегии замены, рекомендованные производителями автомоторов. Более того, в системы автомобилей встраиваются датчики, позволяющие выполнять замену техжидкости по фактическому состоянию.
Что лить в двигатель?
Какое масло предпочтительнее использовать для конкретного автомобиля, обычно прописано в сервисной книжке. В этой инструкции указывается вязкостный стандарт смазки по градации SAE. При этом не указывается, какой тип жидкости по базовому составу рекомендовано конкретно для этого авто. Кроме того, эксплуатационные пожелания не учитывают фактического режима эксплуатации машины и климатические условия.
Высококачественное синтетическое моторное масло обычно не заливается в моторы, имеющие богатую историю эксплуатации. По сегодняшним меркам, двигатель считается старым при превышении 180 000 км пробега. Это увеличение пенсионного возраста обусловлено изменением применяемых материалов как в конструкции самого ДВС, так и в уплотняющих элементах.
Синтетическое моторное масло не рекомендовано к применению после порогового значения, так как имеет высокие характеристики по текучести и высокую проникающую способность.
Двигателю конечно не будет хуже, но потребуется постоянный контроль показания щупа. Жидкость будет просто вытекать из мотора через изношенные уплотнения коленчатого вала. Для таких двигателей рекомендуются полусинтетические масла.
Для легких грузовиков, обычно превышающих максимально рекомендованную коммерческую нагрузку, и при манере езды с резким ускорением и достижением максимальных оборотов двигателя внутреннего сгорания, рекомендуют использовать всесезонную синтетику и полусинтетику, рассчитанную для работы в условиях максимального температурного перепада, вплоть до стандарта 0w60, который используется в гоночных автомобилях.
При работе автомобиля исключительно в холоде или жаре рекомендуют так называемые арктическое и летнее моторное масло соответственно. Эти типы смазки не рассчитаны на универсальное использование и разработаны специально для работы в условиях Крайнего Севера и Сахары.
Масло для бензиновых ДВС в дизель
Моторные масла для легковых автомобилей имеют разделение на моторные масла для бензиновых двигателей и дизелей. Современные стандарты нефтехимии подразумевают возможность такого применения. Но для старых ДВС различаются температурные графики работы и для дизеля не применимо бензиновое масло.
Оно не обеспечит нормальную работу сопрягаемых трущихся поверхностей. Что касается температурных режимов ДВС, выпускающихся в настоящее время, то они примерно совпадают, и это позволяет эксплуатацию техжидкостей в обоих типах.
Современное масло в старый двигатель
Под термином «старый двигатель» следует понимать не дату его фактического производства, не пробег, а дату его разработки. Старые двигатели применяют конструкционные материалы сильно отличающиеся от композиционных сплавов, используемых сегодня.
При подборе масла для старого двигателя учитывают, что ингибиторы коррозии, предназначенные для алюминия абсолютно бесполезны для чугуна. Соответственно, это влияет на общую длительность эксплуатации ДВС.
Универсальные моторные масла
Отдельная внесистемная категория — это универсальные моторные масла. В них скомбинированы выполнения требований для бензиновых и дизельных двигателей как легковых, так и грузовых автомобилей. Можно применять в качестве рабочего тела в гидравлических системах. Также возможно применение в качестве смазки для трансмиссионных передач.
В связи со своей универсальностью жидкое масло такого типа в основном используется на автопредприятиях, имеющих в своем распоряжении, разношерстный парк автотехники. В основном применение универсального состава оправдано с точки зрения сокращения затрат на доставку и складирование. По стандарту SAE имеет классификацию 15w40 и 10w40. По классификации API в маркировке имеет букву Х. Например, API GL- 4X.
В основном такие масла сертифицированы по требованиям производителей сельхозтехники.
Моторные масла для газовых двигателей
Отдельный тип жидкой смазки, разработанный с учетом отсутствия жидкого топлива, разбавляющего масло и невозможностью применения топлива в качестве охлаждающей жидкости — масла для использования в двигателях, работающих на сжиженном газе. Такие масла имеют обозначение SHC и имеют различную вязкость по стандартам SAE.
Особенностью такого масла является повышенная адгезия к металлам, что особенно важно в местах контакта поршневых колец и стенок цилиндра. В некоторых случаях такие продукты относят к индустриальным смазкам, хотя они с успехом применяются на тяжелой автомобильной технике.
Прочие масла для заливки в автомобильные двигатели в аварийных условиях
При аварийных случаях и отсутствии возможности заливки рекомендованной смазки возможно кратковременное использование жидких смазок, используемых для судовых и тепловозных двигателей, авиационные и даже турбинные масла.
Применение не рекомендованных типов масел возможно только в экстренных ситуациях при невозможности буксировки автомобиля или недоступности службы эвакуации. Возможен пробег в аварийном режиме не более 50 км с обязательной промывкой смазывающих каналов перед заменой масла.
После заливки масел, не предназначенных для использования в автомобильных ДВС, необходимо выполнить замену уплотняющих резино-технических изделий, так как присадки индустриальных и промышленных масел разрушают структуры материала. В качестве дополнения, после эксплуатации на отличающихся маслах рекомендуется выполнить частичную переборку двигателя с дефектацией шеек коленчатого вала.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Все, что нужно знать о моторном масле — рекомендации ЗР
Современный автомобиль постоянно внушает владельцу, что он, в общем-то, наездник (юзер, дебил, пользователь — нужное подчеркнуть). Кончится топливо — дуй на АЗС: тебе его нальют. Загорится лампочка — дуй в банкомат, а потом на сервис: там тебе выкатят счет. Но сам никуда не лезь! Тем, кому все-таки интересно немножко покопаться в масляной теме, мы постарались подготовить ответы на самые популярные вопросы, постоянно возникающие в интернете и нашей почте.
Что будет, если в двигателе мало масла?
Будет плохо! Допустимый уровень масла ограничен метками MAX и MIN, выход за которые недопустим. Если, к примеру, уровень снизится ниже «ватерлинии», то масляный насос начнет время от времени «глотать воздух» — такое обычно происходит при поворотах, ускорениях и замедлениях. В результате давление масла может понижаться, а часть деталей начнет работать «по сухому», оставаясь без смазки. Чем дольше вы будете «не замечать» низкий уровень масла, тем сильнее будет износ всех трущихся элементов мотора.
Это еще не всё. При низком уровне масла его температура значительно вырастает. Это понятно: меньшему объему нужно охлаждать тот же самый мотор. Из-за этого масло гораздо быстрее утрачивает свои свойства. А силовой агрегат, естественно, начинает перегреваться.
Зимой низкий уровень масла также опасен. Возможно такое сочетание температуры окружающего воздуха и вязкости масла, при котором сразу после пуска всё масло будет перекачано насосом в верхнюю часть двигателя, а стекать обратно в поддон, к маслоприемнику, оно не будет успевать.
Сказки про то, как моторы работают вообще без масла, оставим их создателям. Те режимы, в которых кудесники-присадочники гоняют свои моторы на выставках, легко выдерживает любой двигатель, не обработанный никакими присадками и добавками. Но очень недолго! А при реальной нагрузке мотор без масла помрет через несколько десятков километров, а то и быстрее. Постоянно ездить без масла могут разве что электромобили. Кроме того, если все время ехать под горку, также можно обойтись без смазочных материалов. А вот ДВС это категорически противопоказано.
Почему масла в моторе вдруг стало мало — вопрос отдельный. Угар — от естественного до высокого, банальная течь — причины могут быть разные. Но об этом не сейчас. Тем, кому интересно, почему моторы кушают масло, советуем заглянуть вот сюда.
На каком моторе надо проверять уровень — на холодном или на горячем?
На остывшем! То есть на том, который немного постоял после работы. Смысл простой: нужно, чтобы масло успело стечь из верхних частей в поддон картера, где его уровень и можно будет определить с помощью щупа. Надо выждать хотя бы минут десять, иначе замер будет необъективен: значительная часть масла просто не успеет вернуться из магистралей в картер. При этом автомобиль должен стоять по возможности ровно. Следует вытащить масляный щуп, протереть его ветошью, после чего вставить обратно и вынуть снова.
Как часто надо менять минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло?
Источник мудрости во всех случаях один — руководство по эксплуатации конкретного автомобиля. Рекомендации производителей всегда указывают и тип масла, и периодичность его замены. Однако есть очень важный нюанс: эти рекомендации подразумевают некий среднестатистический автомобиль, условия эксплуатации которого неизвестны. Именно поэтому каждый пользователь должен вносить поправку лично под себя. Как правило, смысл простой: меняй чаще!
Сейчас на рынке автомобилей, в особенности — бюджетных, производитель стремится к снижению такого показателя, как стоимость владения. Снижать расходы на топливо — это хорошо, а вот диктовать жесткую периодичность ТО вне зависимости от условий эксплуатации — дело весьма сомнительное. Некоторые азиатские фирмы прямо говорят, что замена масла раз в 15 тыс. км пробега — это, мол, нормально, и даже в трудных условиях сокращать межсервисный пробег не рекомендуют. Понятно, что цена обладания машиной будет при этом строго определенной и минимальной, но вот что станет с ресурсом?
Многочисленные заявления автопроизводителей, что масло в их моторах может ходить без замены десятки тысяч километров, — это, на наш взгляд, вынужденная рекламная мера, заставляющая их просто повторять высказывания конкурентов. Последние ведь уже наобещали то же самое. Действительно, ну как можно регламентировать срок замены масла по показаниям одометра, не зная реальных условий использования автомобиля? Одна машина будет неторопливо кататься по спокойным и чистым финским дорогам, вторая сразу же застрянет в пробке на МКАД, а третья будет глотать песок где-то в Средней Азии. Отсюда очевидный вывод: определять периодичность замены масла должен владелец. Если, конечно, ему хоть немножко жаль свою бибику.
Мы убеждены, что про замену масла по километражу надо забыть: это просто условная верхняя граница допустимых возможностей. В реальности же автомобиль редко находится в тепличных условиях. Сегодня это стало настолько очевидно, что производители нехотя согласились: дескать, эксплуатацию машины в условиях мегаполиса надо приравнять к особо тяжелой! Ведь постоянное торчание в вялоползущей пробке убивает масло ничуть не хуже грязного бездорожья. О том, что происходит с маслом в пробках, мы уже рассказывали.
Исходя из этого, мы советуем сокращать межсервисный срок замены масла в полтора-два раза. При этом необходимо периодически оценивать реальное состояние масла — хотя бы по масляному щупу. Если оно сильно грязное или вдруг начинает скатываться подобно капелькам воды — нужна срочная замена. Любителей «страшилок» на масляную тему просим заглянуть сюда.
Как проверить состояние масла?
Мы неоднократно рекомендовали всем простейший приём оценки качества масла. Назовем его «капельной» пробой. Для этого теплое масло с кончика щупа капните на лист пористой бумаги — кусочек газеты, а лучше — пожертвовать бумажным фильтром для кофеварки. При этом гигиенические салфетки использовать не стоит, т.к. в них уже содержится полтаблицы Менделеева. Если капля растечется по бумаге, образовав несколько концентрических кругов, то пока можно ездить дальше: такое масло мотор не прикончит. А вот если оно соберется в сгусток в точке падения капли и никуда течь не захочет — то это уже беда. Бегом — менять!
Считается, что средние сроки замены масла — это 5–7 тыс. км для «минералок» и 10–12 тыс. км — для «синтетик». А вообще, лучше всего делать промежуточные ТО через 7,5 тыс. км — удобно, как раз посередине между обычными, пятнадцатитысячными. На всякий случай напоминаем: замена масла всегда сопровождается заменой масляного фильтра.
Кстати, вновь хотим предупредить автовладельцев, ездящих мало. Они порой не меняют масло по нескольку лет, считая, что машина проехала-то всего ничего — тысяч пять или восемь. Ошибка! Масло в запечатанной канистре такой срок выдержит, но как только его залили в двигатель и тот поработал хоть немного, начинается процесс окисления масла кислородом воздуха. Ведь внутренняя поверхность всех-всех деталей двигателя составляет несколько квадратных метров, и вся эта поверхность покрыта масляной пленкой. Так что малоездящие товарищи обречены на ежегодную замену масла.
Какое масло доливать?
Что подлить в мотор, если, к примеру, в дороге уровень масла снизился ниже минимума?
Лучше всего, конечно же, возить с собой литрушку того масла, которое было залито в машину во время планового ТО. Но если багажник пустой, а в придорожном магазинчике вашего масла не видать, то в качестве временной меры можно долить и другое масло, максимально близкое по группе качества к требуемому. Все современные масла при сертификации проходят тесты на совместимость с наиболее известными «коллегами», да и не так-то много в мире базовых основ и присадок. Поэтому ни одно современное масло ваш двигатель с ходу не угробит, если вы не будете тому содействовать сами. Но при первой возможности все же проведите плановую замену всего масла. Кстати, это еще полезно и потому, что остаток масла, еле улавливаемый щупом, очень быстро стареет, так что риск дальше кататься на нем, даже после доливки свежего, будет высоким. Вам это надо? Промывать при этом двигатель или нет, можно почитать здесь, а также вот здесь.
Как долить масло?
При этой операции трудно что-либо испортить. Основная опасность — не перепутать заливную горловину двигателя и, скажем, горловину коробки передач: такие случаи были. Вторая возможная неприятность — вылить половину канистры мимо. Чтобы этого не случилось, пользуйтесь воронкой, только чистой. Обычно у большинства автомобилей уровень между риской MAX и MIN на щупе соответствует примерно одному литру масла. Если вам тяжело сразу оценить необходимый объем доливки, то старайтесь не торопиться, время от времени проверяя щупом уровень масла. Только не забывайте дать ему время добраться до поддона картера. Перелив масла не столь опасен, как недолив, но лучше не надо!
О цвете, вкусе и запахе масла
Вначале о цвете. Учтите, что даже новое масло в канистре может не быть светлым. Многие производители, используя переработанную основу масла, допускают цвет вплоть до светло-коричневого. А в двигателе масло может только темнеть. Причем если у вас дизель, то потемнение происходит сразу после первого пуска двигателя на новом масле. В девяностых годах прошлого века, когда и автосервисы, и автовладельцы были изрядно криминализированы, дело доходило чуть ли не до стрельбы. И всё потому, что после замены масло в дизеле мгновенно становилось черным. И начинались разборки: мол, ты масло не менял вообще!
Новые времена стали чуть мягче, а владельцы — чуть грамотнее. И теперь понимающие люди радуются, когда масло постепенно темнеет. Это значит, что оно работает, моющие присадки заставляют грязь не задерживаться на стенках двигателя, а плескаться в масле и вместе с ним уходить. Желательно почаще, о чем и написано выше.
А что касается запаха, то тут можно отметить несколько вариантов. Если масло сильно окислилось, то не стоит удивляться запаху тухлых яиц. Такое масло способно вызывать коррозию узлов мотора. Если в масло попал бензин, то такое масло пахнет… Правильно — чем же еще, если не бензином?
Роль масла в моторе — не просто смазка .
Двигатель представляет собой очень сложный механизм, включающий в себя поршни, шатуны, клапаны, коленчатый вал, подшипники, цепи, шестерни … и другие детали.
МОТОРНОЕ МАСЛО — ВАЖНЕЙШАЯ ДЕТАЛЬ ДВИГАТЕЛЯ .
«Деталь — изделие, являющееся частью машины, изготовленное из однородного по структуре и свойствам материала без применения каких-либо сборочных операций» — это определение в большой степени применимо и к моторному маслу, несмотря на то, что оно жидкое.
Важность моторного масла заключается в том, что это самая многофункциональная, а потому и самая нагруженная деталь двигателя:
- маслосмазывает поверхности, разделяя детали тонкой пленкой, снижая трение и предотвращая заклинивания и задиры;
- маслоуплотняет зазоры между деталями — например зазор между кольцами поршня и стенкой цилиндра, предотвращая прорыв газов и тем самым отвечая за компрессию;
- масло является рабочей гидравлической жидкостью для функционирования систем изменения фаз газораспределения и для гидрокомпенсаторов клапанных механизмов;
- масло должно поддерживать чистоту двигателя — интересен вопрос, откуда берутся загрязнения в двигателе и что моет масло;
- масло являетсятеплоносителем, масляная система является также системой охлаждения двигателя и его агрегатов, например турбины.
Если хотя-бы одна из этих функций маслом выполняются недостаточно качественно, тогда двигателю грозят очень серьезные проблемы, которые, думаю, нет необходимости описывать.
Функций много, но все-таки их количество не безгранично, все эти функции хорошо известны производителям масел — почему-же на рынке так много разных продуктов .
Почему каждый производитель не выпускает одно универсальное масло, почему этих масел так много — может быть они все одинаковые ?
Проведенный на нашем сайте опрос показал, что большинство автолюбителей (62%) именно так и полагают, считая что все масла одинаковы — это серьезное заблуждение !
Разница между маслами заключается как раз в том, как хорошо они выполняют свои функции и в каких пределах — вот тут давайте поподробнее …
1. Масло смазывает
Термин Смазывание означает формирование пленки на трущихся поверхностях — при этом смазанные поверхности контактируют только через эти смазывающие пленки, а сила трения между слоями пленки в десятки, сотни и даже миллионы раз ниже, чем трение сухих поверхностей.
Смазывающая пленка должна обладать определенной прочностью, чтобы при взаимном давлении деталей пленка не разрушалась — в двигателе (как и во всех механизмах) есть сотни и тысячи взаимодействующих деталей, которые давят друг на друга с разной силой.
Самое сильное взаимодействие происходит в ЦПГ (Цилиндро-Поршневая Группа), то есть между поршнями и цилиндрами, а также в КШМ (Кривошипно-Шатунный Механизм) и в ГРМ (Газо-Распределительный Механизм) между кулачками распредвала и толкателями клапанов:
- поршень, в основном поршневые кольца, при движении в цилиндре оказывает давление порядка 20 атмосфер на тонкую пленку масла, при этом поршень давит на стенку цилиндра не поперечно, а продольно, то есть масляная пленка не только продавливается, но еще и сдирается со стенки — добавьте к этому и экстремально высокую температуру, которая в зоне поршня может достигать 550 — 700 О С .
- на подшипники и вкладыши КШМ приходятся огромные нагрузки, особенно в ВМТ и НМТ — ведь на коленвал приходится вся энергия двигателя, вся его мощность. В подшипники постоянно поступает масло для смазки, но толщина пленки этого масла зависит от скорости вращения конелнвала — с ростом нагрузки и/или частоты вращения толщина пленки уменьшается и если ее прочность недостаточна, то происходит разрыв смазочной пленки, который порождает сухое трение, что в свою очередь вызывает повышенный износ вкладыша, задиры, прихваты и затем проворот;
- распредвал при движении по тарелке толкателя противодействует давлению клапанных пружин, инерции движущихся масс, давлению газов на клапана и трению о толкатели — давление достигает огромной величины + масляная пленка испытывает, как и в ЦПГ, воздействие не только на продавливание, но и на разрыв — при разрыве происходит сухое трение металла о металл, эрозия металла и возникает характерный «стук клапанов». Кроме того, без масляной пленки кулачки действуют на толкатели ударно, а это провоцирует зависание клапанов на сравнительно более низких оборотах, чем в условиях скользящего действия кулачков.
Не всякое масло справляется в таких условиях и выдерживает столь гигантские нагрузки.
Кроме того, что масляная пленка должна быть прочной, она должна быть еще и липкой, чтобы надежно держаться на деталях в любых условиях: при низких и высоких оборотах, при низкой и высокой температуре, после длительного простоя …
Вывод 1 : для смазывания масло должно быть очень выносливым, прочным и липким — все это, разумеется, не технические термины, но они точно характеризуют требуемые характеристики.
2. Масло уплотняет зазоры.
Эта функция наиболее всего актуальна в ЦПГ — масляная пленка должна быть достаточно толстой, чтобы полностью заполнять зазор между поршневыми кольцами и стенками цилиндра, а также достаточно прочной, чтобы не разрываться в процессе движения поршня и не выдуваться из зазора давлением газов.
Чтобы наилучшим образом удовлетворять этому требованию (толстая пленка) смазка должна быть густой, как солидол, однако применение таких густых смазок в двигателях не представляется возможным.
Получается, что моторное масло должно одновременно отвечать совершенно противоположным требованиям: должно быть достаточно жидким для циркуляции в масляной системе и проникновения в зазоры и каналы, и в то же время быть достаточно густым для формирования толстой и прочной уплотняющей пленки.
Необходимо также учитывать, что моторные масла работают в очень широком диапазоне температур — от -40 О С до +400 О С (и даже выше !): в холодном состоянии вязкость высока и масло отлично уплотняет зазоры, но с ростом температуры вязкость резко уменьшается, а значит масляная пленка становится тоньше и не справляется со своей функцией.
Вывод 2 : вязкость масла должна как можно меньше изменяться при изменении его температуры.
3. Масло — рабочая гидравлическая жидкость систем ГРМ и клапанов.
Основные требования к гидравлическим жидкостям заключаются в том, что они должны иметь оптимальную и максимально неизменную вязкость в широком диапазоне температур, а также обладать высокой фильтруемостью.
В принципе, те же требования предъявляются и к моторным маслам, но для моторных масел очень важен еще и ряд других технических требований, полного соответствия которым достичь весьма непросто.
Гидравлические жидкости содержат минимум присадок и в сравнении с моторными маслами имеют намного более простой состав — то есть более надежны, их сложнее вывести из строя, однако если гидравлическая жидкость все-же «испортится», например чрезмерно загустеет или в ней появятся мелкие частички примесей, то соответствующая гидравлическая система быстро выходит из строя.
Как известно, моторные масла состоят из собственно масла и присадок — те функции, которые не может выполнять «пустое масло» (базовое масло) выполняют присадки.
Если базовое масло высокого качества, то присадок применяется немного и их состав легко сбалансировать, а если же базовое масло «никакое», тогда качество масла «догоняют» применением сложного пакета присадок, баланса которого достичь намного сложнее.
Если баланс масла рассчитан неверно, то блок цилиндров мотора быть может все-таки не пострадает, но вот ГРМ и гидрокомпенсаторы с большой вероятностью выйдут из строя.
Вывод 3 : вязкость масла должна как можно меньше изменяться при изменении его температуры И масло не должно образовывать твердых частиц или сгустков.
4. Масло должно поддерживать чистоту двигателя.
Многие производители и продавцы масел громко заявляют: «наше масло обладает высочайшими моющими свойствами и лучше всех моет двигатель . ».
Задайтесь вопросом — от чего масло моет двигатель ?
ОТКУДА В ДВИГАТЕЛЕ ГРЯЗЬ .
В исправном двигателе масло должно присутствовать только в масляной системе и нигде больше, значит и мыть масло может только масляную систему.
В масляную систему ничего постороннего попасть не может — только небольшая часть выхлопных газов из ЦПГ, которые в таком случае называют уже картерными газами, однако собственно грязи в этих газах практически нет, но такие газы имеют непростой состав и могут вступать с маслом в химические реакции.
Вся грязь в масляной системе образуется из масла: если масло не может долго противостоять высокой температуре и химическому воздействию картерных газов, если базовое масло и/или пакет присадок не обладает высокой стабильностью, тогда в двигателе образуются нагар, лак и шлам (гудрон), которые и загрязняют масляную систему двигателя.
Таким образом для поддержания чистоты двигателя масло в первую очередь не должно образовывать грязь, то есть быть стабильным и устойчивым и лишь во вторую очередь масло должно обладать моющими и диспергирующими свойствами.
То масло, которое сильнее пачкает — нуждается в более полном пакете моющих присадок.
Вывод 4 : Масло не должно образовывать загрязнений или сгустков любого рода в двигателе, в том числе и при воздействии высоких температур и химических веществ.
5. Масло является теплоносителем.
Все знают, что двигатели бывают с воздушной и жидкостной системами охлаждения — однако не все задумывались о том, что во всех двигателях первичная функция охлаждения лежит на масляной системе и масле.
Масло постоянно находится в контакте со всеми внутренними частями двигателя, в том числе и с самыми горячими, такими как поршни и турбина, температура которых может превышать 1000 О С !
Через тонкий слой масла поршни, точнее поршневые кольца, отдают тепло стенкам цилиндров, где эстафету теплоотвода принимает уже водяная либо воздушная система охлаждения.
Во многих двигателях масло разбрызгивается через специальные форсунки на дно поршней для их более эффективного охлаждения.
Для того, чтобы масло могло эффективно отводить тепло от столь горячих узлов, оно должно очень хорошо противостоять окислению, а также обладать хорошей теплопроводностью и теплоемкостью.
Окисление — это по сути горение: когда масло окисляется/горит, оно образует слой нагара. Нагар на поршневых кольцах не только препятствует отводу тепла от поршня, но и резко ухудшает способность колец выполнять свои функции: компрессионные кольца залегают и компрессия падает, маслосъемное кольцо забивается нагаром и не может эффективно снимать масло со стенок цилиндра, что приводит к возрастанию расхода масла.
Теплопроводность — это свойство проводить, пропускать тепло, например масло проводит тепло от раскаленного поршня к стенке цилиндра и чем лучше масло это делает, чем выше его теплопроводность, тем холоднее поршень и меньше риск всяческих проблем.
Теплоемкость — свойство накапливать в себе тепло. Чем больше тепла может вбирать в себя масло, тем эффективнее оно отводит тепло от тех же поршней, а также от коленвала, от турбины …
Вывод 5 : Масло должно как можно лучше противостоять высоким температурам, обладать большой теплопроводностью и теплоемкостью.
Подведем итоги.
Мы выяснили, что моторное масло можно фактически называть деталью двигателя, причем деталью многофункциональной и очень сильно нагруженной.
Для того, чтобы эта деталь работала как можно дольше, не выходила из строя сама и не выводила из строя другие системы автомобиля, масло должно отвечать ряду следующих критериев:
- масло должно быть очень выносливым, прочным и липким;
- вязкость масла должна как можно меньше изменяться при изменении его температуры;
- вязкость масла должна как можно меньше изменяться при изменении его температуры И масло не должно образовывать твердых частиц или сгустков;
- масло не должно образовывать загрязнений или сгустков любого рода в двигателе, в том числе и при воздействии высоких температур и химических веществ;
- Масло должно как можно лучше противостоять высоким температурам, обладать большой теплопроводностью и теплоемкостью.
Можно заметить, что несколько раз повторяются слова «температура» и «сгустки», поэтому все эти выводы можно переписать несколько по другому, без повторений.
- Формирование прочной смазывающей пленки на поверхности деталей.
- Высокая адгезия (липучесть) масляной пленки.
- Стабильность вязкости в широком диапазоне температур.
- Устойчивость масла к окислению при высоких температурах.
- Устойчивость масла к воздействию кислот.
- Стабильность применяемого пакета присадок.
- Стабильность характеристик масла в течение длительного срока эксплуатации.
Заметьте, что среди критериев качества не упоминаются защита от износа и моющая способность — почему ?
Если измерять износ на лабораторном стенде, то любое масло обеспечит очень длительную защиту деталей — какие-то масла защищают лучше, другие хуже и разница может быть очень значительной, но в большинстве случаев двигатели выходят из строя не из-за износа, а из-за возникновения каких-либо факторов, которые приводят к проблемам в работе двигателя, а детектируемый «при вскрытии» аварийный износ является уже следствием тех проблем.
Что же касается моющих способностей … есть такая старая поговорка:
Не там чисто, где убирают, а там, где не мусорят.
А теперь вернемся к вопросу о том, почему на рынке так много различных наименований масел и есть ли между ними разница — ответ на этот вопрос Вы сможете найти в следующей статье цикла: