Снаряженная масса автомобиля: что это такое
Снаряженная масса автомобиля: что это такое
При изучении автомобильной тематики встречается ряд терминов, определяющих те или иные параметры транспортных средств. Большинство определений вводится и уточняется правительственными регулирующими ведомствами и другими организациями, отвечающими за организацию дорожного движения. Как для легковых автомобилей, так и грузового транспорта снаряженная и полная масса являются одними из ключевых технических параметров, которые указываются в документах компаниями производителями.
Что значит снаряженная масса автомобиля
Автомобиль выходящий с конвейера завода и машина поступившая в автосалон для продажи имеют различную массу. После комплектации ЗИПом (запасным инструментом и принадлежностями) и заправкой техническими жидкостями масса автомобиля возрастает. Для отечественных транспортных средств понятие снаряженной массы регламентируется ГОСТ Р 52389-2005. Оно включает в себя массу:
- автомобиля;
- стандартной оснастки (подъемник, огнетушитель, запасное колесо, медицинская аптечка, штатный набор ключей и инструментов);
- технических жидкостей, смазок и полного бака с топливом;
- водителя, вес которого принимается как 75 кг.
В зоне Евросоюза автопроизводители в снаряженную массу автомобиля также включают массу водителя, вес которого равен 75 кг. Можно сказать, что эксплуатационная масса — это масса полностью укомплектованного, заправленного и готового к поездке автомобиля с водителем.
Что такое полная масса автомобиля
Все элементы автомобиля рассчитываются и изготавливаются с определенным запасом прочности. Совершенно понятно, что превышение загрузки автомашины ведет к ухудшению тяговых характеристик и эффективности торможения, а также ключевым образом влияет на безопасность. Поэтому компании производители указывают в документах на автомобиль полную разрешенную массу. Она представляет собой максимально допустимый параметр и включает в себя массу:
- снаряженной и готовой к эксплуатации машины;
- водителя и пассажиров по количеству мест;
- перевозимого груза.
Читайте также: Что такое индекс нагрузки и скорости шин и как он расшифровывается.
Чем отличается полная и снаряженная масса автомобиля
Если сравнивать полную (разрешенную) и снаряженную массу автомобиля, то первый параметр получается добавлением ко второму веса пассажиров и перевозимого багажа. Снаряженная масса (масса без нагрузки) машины устанавливается исходя из технических особенностей (марка авто, тип и вес кузова, объем топливного бака и системы охлаждения, материалы изготовления и т.д) и является параметром заданным, то полная масса — показатель предельный. Он показывает, что его превышение может привести не только к снижению эксплуатационных характеристик, но и к аварийному выходу из строя отдельных узлов и элементов машины.
Все производители при проектировании своих автомобилей стараются максимально снизить массу машин которая напрямую влияет на их разгонные и экономичные характеристики. Чем больший вес перевезет транспортное средство на определенное расстояние, затратив минимальное количество топлива — тем лучше.
Рассчитывая полную разрешенную массу, производители руководствуются некоторыми усредненными данными веса пассажиров, водителя и перевозимого багажа по дорогам общего назначения. Методом провидения испытаний они устанавливают тот порог, до наступления которого автомобиль способен работать без существенного перерасхода топлива и превышения осевых и иных нагрузок на элементы трансмиссии и ходовой части. Если разовое и незначительное превышение полной разрешенной массы может быть в какой-то степени компенсировано запасом прочности конструкции, то постоянная и чрезмерная загрузка салона и багажника машины однозначно приведет к снижению эксплуатационного ресурса всей машины.
При упрощенном расчете, отняв от полной массы снаряженную можно выяснить, какое максимальное количество груза может взять на борт автомобиль. Все указанные нормы и величины указываются в ПТС (паспорте транспортного средства) и дублируются на специальных бирках, находящихся в дверных проемах или под капотом машины. Например, значение эксплуатационной массы может понадобится на СТО при обслуживании или ремонте машины с использованием подъемника, имеющего отграничения по весу. Зная вес предполагаемой к перевозке поклажи, не составит труда быстро выяснить, будет ли превышено значение разрешенной (полной) массы, и принять меры к недопущению прегруза автомашины.
Читайте также: Что такое ПТС автомобиля и какие данные в нем указываются.
Понятия полной, снаряжённой и максимально допустимой масс автомобиля
Одними из ключевых характеристик автомобиля являются показатели его массы. Вес транспортного средства непосредственно влияет на расход топлива и работу множества систем, предусмотренных в машине.
Выбирая себе новый автомобиль, многие покупатели задумываются над вопросом его снаряжённой, полной и предельно допустимой масс. Ведь достаточно часто транспортные средства применяются для перевозки пассажиров и больших грузов. Если машина не рассчитана на необходимые нагрузки, она будет непригодной для запланированного режима эксплуатации.
Банально водитель должен понимать, как много пассажиров и багажа он может взять на борт, чтобы при этом не навредить своему авто, не спровоцировать поломку подвески или иных узлов по причине перегрузки.
Об основных понятиях характеристик массы ТС рассказывают на теоретических занятиях в автошколе. Многие не считают такую информацию полезной, но сталкиваются с ней спустя некоторое время. Из-за этого у автомобилистов возникают сложности при изучении этого вопроса.
Понятие снаряжённой массы
Это наиболее распространённое понятие, на котором акцентируют внимание автопроизводители, официальные дилеры и на которое смотрят сами водители.
Снаряжённая масса любого автомобиля – это вес или масса транспортного средства, в которую входит вес всего стандартного оборудования, эксплуатационных материалов, но при этом не принимается во внимание вес груза, пассажиров и водителя.
К стандартному оборудованию обычно относят запасное количество и инструменты. Что же касается эксплуатационных материалов, то здесь рассматривают топливо, моторное и трансмиссионное масло, охлаждающие жидкости и прочие компоненты.
Можно несколько иначе описать, что такое снаряжённая масса в любом заводском автомобиле. Это общий вес компонентов пустого в плане груза, водителя и пассажиров транспортного средства, но с заправленным топливным баком, со всеми стандартными инструментами, оборудованием и рабочими жидкостями. Фактически это машина в том виде, которая поставляется в автосалоны. В ней собрано всё самое необходимое, но нет ничего лишнего, что постепенно будет накапливать уже сам автовладелец.
Определить значение этой характеристики не сложно. Это обусловлено тем, что снаряжённая масса, как и полная масса автомобиля, зачастую прописывается в документации. Но означают они разные параметры. Потому для начала следует заглянуть в технический паспорт. Также подобные сведения доступны ещё до покупки машины, поскольку производители и продавцы обязательно прописывают эти параметры в перечне технических характеристик.
Важно добавить, что в ЕС приняли несколько иную норму, согласно которого вес водителя включают в суммарную снаряжённую массу. При этом учитывается стандартный вес 75 килограмм.
Решение вполне обоснованное и имеет логическое объяснение. Дело всё в том, что движение транспортного средства будет невозможным при отсутствии в нём человека, то есть водителя. Его считают значимым компонентом машины, из-за чего автопроизводители считают неправильным причислять водителей к полезным нагрузкам.
У снаряжённой массы есть другое название. Это масса без нагрузки. Что же касается полной массы транспортного средства, то тут всё обстоит несколько иначе.
Именно в понятие полной массы включают дополнительно вес оборудования, расходников, водителя, груза и пассажиров. Отсюда не сложно определить разницу между этими двумя понятиями. Она заключается в весовых характеристиках находящихся в авто пассажиров, самого водителя и груза, расположенного в салоне или багажном отсеке.
Ещё одной важной характеристикой считают сухую массу автотранспортного средства. К ней относят чистый вес самой машины, её конструкции. В этом случае из снаряжённой массы следует вычесть вес стандартного оборудования, топлива, расходных жидкостей. Тогда мы получаем ту самую сухую массу.
Особенности расчёта
Каждая страна имеет право использовать собственную формулу, чтобы определить снаряжённую массу конкретного транспортного средства. Это не удивительно, поскольку такой критерий является ключевым для пропуска автомашин на участки, где есть ограничения по весу. Это в первую очередь касается мостов, а также плотин и иных подобных конструкций.
Как уже отмечалось, в Европе дополнительно добавляют усреднённый вес автомобилиста, то есть показатель средней массы человека. Так можно лучше сформировать данные о весе авто.
Если говорить о правилах для РФ, то при расчётах снаряжённой массы принимаются во внимание следующие моменты:
- 75 килограммов. Как и в случае с Европейским союзом, в России действует правило добавления усреднённого показателя веса человека к снаряжённой масса. Оно основано на простом понятии того, что водитель выступает как обязательный компонент для движения транспортного средства;
- если это грузовики или автобусы, предназначенные для дальних поездок, при конструктивно предусмотренном месте для члена экипажа также добавляют 75 килограмм;
- инструменты. В снаряжённую массу обязательно включают перечень необходимых автомобилисту инструментов;
- 90%. Именно такой объём заправленного топливного бака включают в снаряжённую массу. Если взять стандартный объём бака в 60 литров и грубо посчитать массу топлива, то получится, что в расчёт берут около 55 килограммов как надбавку к снаряжённой массе;
- запаска. Обязательным составляющим выступает запасное колесо;
- домкрат, огнетушитель и пр.
Суммируя все эти параметры с сухой массой, получается окончательное значение, которое указывается в технической документации автомобиля.
Стоит отметить и факт существования специальных формул, позволяющих индивидуально рассчитать снаряжённую массу. Это особенно актуально для грузовых транспортных средств, которые проходят через специальные пункты для процедуры взвешивания. Если вычесть из показателей весов снаряжённую массу, можно узнать про точный вес груза, максимальную массу и прочие характеристики.
Потому в определённых ситуациях контролирующие службы применяют расчётные формулы для определения этого параметра.
Почему её важно знать
Есть целый ряд жизненных ситуаций автомобилиста, когда ему нужно или просто необходимо точно знать параметры снаряжённой массы своего транспортного средства.
Каждая машина обладает определённым пределом по весу перевозимого и буксируемого груза. Если вы застрянете и попросите отбуксировать вас водителя машины, которая технически не способна справиться с такими нагрузками, последствия будут негативными для обеих сторон.
Также про снаряжённую массу нужно помнить при прохождении сложных участков, мостов, опасных мест и пр. На дорогах встречаются специальные предупреждающие знаки, показывающие, с каким максимальным весом здесь можно проехать.
Понятие массы полезной нагрузки
Разобравшись с понятиями массы автомашины без нагрузки, нас интересует теперь несколько иная масса автомобиля. Специалисты и простые автомобилисты считают, что наиболее значимой с позиции эксплуатации транспортного средства является такая характеристика как грузоподъёмность. Также её называют массой полезной нагрузки. Но понятие грузоподъёмности более понятное и простое. От этого суть никак не поменяется.
Под грузоподъёмностью автомобиля понимают общий вес всего перевозимого транспортным средством груза, который отвечает эксплуатационным и общетехническим характеристикам машин.
Тут важно учитывать разделение массы полезной нагрузки на номинальную и расчётную.
В случае с расчётной во внимание принимается только тот вес, который максимально способно перевозить конкретное транспортное средство. В случае с номинальной обязательно берётся в расчёт качество дорожного покрытия, по которому осуществляется грузоперевозка. Если это твёрдое покрытие, то легковые машины способны перевозить от 500 кг. груза и более. В случае с грузовыми машинами и самосвалами фигурируют цифры в районе 25-30 тонн.
Автовладельцам стоит внимательнее изучить конструкцию и имеющиеся обозначения на собственном транспортном средстве. Дело всё в том, что на некоторых машинах с завода предусмотрено наличие сертификационных табличек на дверной раме. На ней указываются технические параметры, в числе которых есть показатели массы предельной нагрузки на каждый отдельный мост. Как вы понимаете, здесь речь идёт преимущественно о грузовых и коммерческих автомашинах.
Понятие полной массы
Далее разберёмся в том, что по правилам называется разрешённой максимальной или полной массой транспортного средства. Многие отождествляют такие понятия как снаряжённая и полная масса легкового или грузового автомобиля. Но это не совсем правильно.
Между этими значениями есть существенная разница, упускать из внимания которую нельзя. Это будет серьёзной ошибкой.
Если говорить о том, что значит полная или максимально допустимая масса автомобиля, то здесь подразумевается вес снаряжённого и предельно нагруженного транспортного средства, которая заложена ещё на этапе проектирования модели. Дополнительно принимают во внимание вес самого водителя и его пассажиров.
Каждая отдельная марка и конкретная модель транспортного средства имеют собственные показатели допустимой или полной массы. Во многом эта характеристика зависит от того, какие материалы применялись при производстве кузовных деталей, элементов салона и прочих компонентов.
Чтобы рассчитать предельную или максимально разрешённую нагрузку (массу), можно воспользоваться достаточно простой формулой:
Мм (максимальная масса) = Мсн. (снаряжённая) + Мгр.п. (груз и пассажиры) + Мв. (водитель)
Крайне не рекомендуется нарушать требования по максимальной загрузке автотранспортного средства. Если на борту окажется слишком много груза и людей, что превысит прописанные в технической документации нагрузки, это приведёт к серьёзным проблемам. В первую очередь пострадает подвеска. Также повышается риск столкнуться с деформациями самого кузова.
Отличия между полной и снаряжённой
Чтобы окончательно разобраться в этих понятиях, следует внести определённую ясность относительно снаряжённой и полной массы. Многие знают, что понятия эти разные, но чем именно они отличаются, сказать точно не могут.
Тут всё дело в том, что конкретно входит в общие показатели двух характеристик. Если сравнивать с параметрами снаряжённой массы, то в полной будет дополнительно учитываться вес самого автомобилиста, то есть водителя, находящихся на борту пассажиров и перевозимых грузов.
Нельзя отрицать тот факт, что не все люди соответствуют заложенным в технические параметры стандартам. Вес в 75 килограммов считается усреднённым, поскольку водитель может весить как 50 кг., так и 150 килограммов. Люди разные, и отсюда возникает разница в их весе.
Аналогично дела обстоят с перевозимым багажом и грузов. Кто-то практически не использует багажный отсек, и максимум перевозит пару раз в неделю несколько пакетов из супермаркета. Другие же регулярно максимально заполняют багажник разными предметами, вещами и товарами. Доходит до того, что задняя подвеска опускается от такой нагрузки, а машина еле трогается с места.
Такая разбежность в характеристиках привела к активному применению понятия допустимой полной массы. Каждое отдельно взятое транспортное средство имеет предельную отметку по загруженности, переходить которую не позволяет конструкция. Это ещё на этапе проектирования и производства предусмотрели автопроизводители.
Чем больше загружено автотранспортное средство, тем интенсивнее потребляется топливо, растёт расход не только бензина, но и масла, быстрее изнашиваются шины, ускоряется износ элементов подвески и самого двигателя.
Это вовсе не означает, что машину нельзя использовать как средство для перевозки багажа или пассажиров. Запрещать кому-либо кроме водителя садиться в авто нет необходимости. Но придерживаться установленных производителем предельных нагрузок нужно. В противном случае вы рискуете столкнуться с серьёзными поломками, деформацией кузова и прочими неприятностями.
В действительности все рассмотренные понятия достаточно простые. Разобраться в них и определить разницу не составит большого труда.
Снаряженная масса автомобиля и полная
В этой статье мы разберем с вами такие понятия, как полная масса автомобиля и снаряженная — их отличия.
В автомобильной сфере и всём, что с этой областью связано, используется 2 таких основных понятия, как снаряженная масса авто и полная масса машины. Эти две характеристики являются теми, о которых на теоретических занятиях, проходящих в автомобильной школе, рассказывают обязательно. Тем не менее, многие, даже весьма опытные, водители не знают или просто забыли, что кроется под данной терминологией.
Что такое снаряженная масса автомобиля
Снаряженная масса автомобиля — это общая, т.е. совокупная масса машины с набором стандартного оборудования, всеми её эксплуатационными расходными материалами, которые необходимы (например, охлаждающей жидкостью и моторным маслом), полностью заправленным автомобильным топливом баком, весом водителя, но без массы груза и веса пассажиров.
Что такое полная масса машины
Полная масса автомобиля, или, как её ещё называют, полная разрешенная масса — это масса машины, которая является максимально допустимой и включает в себя: вес водителя, вес пассажиров, массу всего снаряженного автомобиля, а также массу груза, который перевозиться машиной.
Чем отличаются снаряженная и полная масса автомобиля
Если разбираться в отличиях этих двух понятий, то дело заключается в том, что именно входит и суммируется в общий показатель массы. В отличие от показателя снаряженной массы авто, в показателе его полной массы ещё учитывается и вес водителя, и вес пассажиров машины, и масса тех грузов, которые в ней находятся (перевозятся).
Абсолютно естественным является то, что люди все разные — каждый человек имеет различный вес. То же относиться и к багажу автомобиля — некоторые водители машину могут «затарить» так, что и с места она сдвинуться не может, а некоторые — относятся более бережно и перевозят грузы в пределах разумного. В связи с этим чаще всего среди автомобилистов применяется такое понятие, как «допустимая полная масса машины». У каждого автомобиля есть собственная высшая разрешимая отметка, всё зависит от компании-производителя, тех материалов, которые были использованы в процессе производства машины, а также структуры автомобильного кузова и иных несущих деталей машины. Важно не загружать собственный автомобиль так, чтобы показатель этот был превышен. Если же этого не придерживаться, то постепенно в процессе эксплуатации автомобиля будет деформироваться его кузов, мостовые системы, а также многие другие детали, которые закрепляются к подвеске автомобиля. Также необходимо учитывать то, что при полной снаряженной массе авто — топлива она будет поглощать существенно больше.
Снаряженная масса, полная масса и другие весовые характеристики грузового автомобиля
Весовые характеристики — группа параметров, по которым можно делать выводы о собственной / снаряженной / неснаряженной массе, максимально разрешенном весе, грузоподъемности, нагрузке на ось и другим важным показателям.
- Виды весовых характеристик грузовика, как они определяются
- Снаряженная масса
- Грузоподъемность, понятие массы полезной нагрузки
- Полная масса
- Предельная или максимально разрешённая нагрузка (масса)
- Для чего определяется развесовка по осям<
- Видео "Разрешенная Максимальная масса, штраф"
Знание этих моментов позволяет правильно эксплуатировать транспортное средство, продлить его срок службы и избежать нарушения ПДД и, соответственно, получения штрафов. Ниже подробно рассмотрим, какие параметры бывают, как и для чего они определяются.
Виды весовых характеристик грузовика, как они определяются
Весовые характеристики — комплекс параметров, характеризующих массу, грузоподъемность и другие параметры грузового автомобиля. К основным стоит отнести:
- снаряженная масса;
- полный вес;
- разрешенная / максимальная масса;
- грузоподъемность;
- допустимая нагрузка на ось и другое.
Знания этих характеристик необходимо для правильного обслуживания транспортного средства, организации эксплуатации по дорогам общего пользования и бездорожью, определения стоимости рабочих часов и т. д.
В зависимости от ситуации подходы к расчетам могут отличаться. К примеру, снаряженная масса определяется путем взвешивания на специальных весах в испытательной лаборатории и последующего сравнения с данными завода-изготовителя. Если отклонение превышает 5%, используются вновь измеренные параметры.
Максимальный вес вычисляется путем сложения осевых нагрузок, а именно веса, который передается через ось автомобиля на поверхность трассы. При этом величина осевой нагрузки может отличаться в зависимости от типа покрытия.
Полный вес определяется с учетом типажа и назначения транспортного средства. При этом учитывается максимальная загрузка с учетом пассажиров, заявленной грузоподъемности, заполненного бака и других параметров. Как правило, основные весовые характеристики приводятся заводом-изготовителем в официальной документации.
Именно на них нужно ориентироваться при расчетах. При возникновении подозрений к точности данных или при необходимости получения более точной информации проводится проверка в специальной лаборатории (об этом упоминалось выше).
Снаряженная масса
Под определением «снаряженная масса» понимается вес грузовика с учетом его стандартного оборудования и материалов. Иными словами, в процессе взвешивания учитываются те вещи, которые идут в комплекте. Во многих странах к этому параметру добавляется вес водителя. Это обусловлено тем, что без человека машина все равно ехать не может. Тая особенность оговорена в директиве 95/48 ЕС для Европы и ГОСТ 33987-2016 для России.
Второе название снаряженного веса —масса автомобиля без нагрузки. Ее определение и способ расчета может меняться в зависимости от позиции уполномоченных органов в каждой конкретной стране.
Чаще всего при расчете учитываются следующие данные:
- масса машины;
- стандартное оснащение: ключи / инструменты, аптечка, запаска, огнетушитель и подъемник;
- полный бак с горючим;
- технические жидкости и смазка;
- масса водителя (принимается — 75 кг).
Полученный показатель указывается в технических характеристиках транспортного средства.
Грузоподъемность, понятие массы полезной нагрузки
Термин «грузоподъемность» показывает, какой вес может перевозить конкретный транспорт. Простыми словами, это разница между полной массой грузового автомобиля и его снаряженным весом. Нарушение требований завода-изготовителя в этом вопросе влечет за собой повреждение кузова, нарушение целостности моста и иных элементов, которые крепятся к подвеске.
Условно масса полезной нагрузки (или грузоподъемность) бывает двух видов:
- Номинальная. Определяется производителем и указывается в паспорте технического средства. Она не меняется в процессе эксплуатации и берется за основу при проведении расчетов.
- Реальная. Этот параметр может колебаться в зависимости от качества дорожного покрытия. При движении на хорошей дороге грузовик, как правило, сможет увезти больший вес, чем это прописано в документации.
Грузоподъемность имеет ключевое значение, ведь превышение установленной нормы чревато разрушениемнекоторых элементов с необходимостью их замены и даже аварией. Кроме того, превышение допустимого веса может привести к штрафу ГИБДД.
Параметр грузоподъемности учитывается и при прокладывании маршрута, ведь некоторые дороги не рассчитаны на тяжелые грузовики. Нельзя забывать, что ошибки в определении грузоподъемности часто приводят к неправильному определению категории авто. Как результат, приходится платить неправильный налог.
Полная масса
Не менее важный весовой параметр грузовика —полная масса, представляющая собой вес транспортного средства при учете полной загрузки. В процессе расчета учитывается:
- Снаряженный вес транспортного средства.
- Полный бак топлива.
- Заполненная система охлаждения / смазки разных узлов.
- Запасное колесо.
- Инструмент.
- Водитель и пассажиры.
- Груз (с учетом разрешенной грузоподъемности).
По сути, это разрешенная производителем максимальная масса грузовика, превышение которой является нарушением и может привести к неисправности: деформации кузовной части и ряда узлов.
Предельная или максимально разрешённая нагрузка (масса)
При эксплуатации грузового автомобиля необходимо учитывать такой параметр, как разрешенная масса автомобиляили нагрузка, допустимая для дорог страны. В случае превышения этого параметра грузовик считается перегруженным, а это несет опасность. В первую очередь это касается дорожного покрытия, которое быстрее разрушается под действием большого веса. Кроме того, перегруженное транспортное средство имеет другие характеристики: оно медленнее разгоняется и тяжелее управляется. Нельзя исключать разрушения каких-либо узлов из-за чрезмерных нагрузок.
Разрешенная масса для грузового автомобиля рассчитывается с учетом снаряженного параметра для транспорта и максимально допустимого веса для российских дорог (до 44 тонны). Для каждого авто предусмотрены свои требования с учетом числа осей. Так, для 2-осных авто этот параметр составляет 18 тонн, для 3-осных — 25 тонн, для 4-осных — 32 тонны, а для 5-осных — 35 тонн. В отдельную группу входят автомобильные поезда, для которых этот показатель от 28 до 44 тонн.
Для контроля этих параметров используется два типа проверки:
- Динамическая. Проводится на скорости до 5 км/час. Машина заезжает на специальные весы, которые и показывают нагрузку.
- Стационарные. Контроль проводится в большом фургоне, в который въезжает транспортное средство для проведения измерений.
Если полученный параметр превышает разрешенную массу грузового автомобиля для движения по российским дорогам, водителю выписывается штраф.
Размер выплат зависит от превышения допустимого уровня. К примеру, в случае увеличения допустимого параметра на 2-10 процентов размер штрафа будет незначительным и ограничится 10-15 тысячами рублей. Если же норма увеличена на 50% и более, тогда штраф достигает 45-50 тысяч рублей.
Для чего определяется развесовка по осям
В вопросе максимальной допустимой массы грузового автомобилянеобходимо ориентироваться на параметр развесовки. По этому показателю можно судить, как снаряженная масса транспортного средства распределяется по осям в процентном отношении. Этот параметр во многом влияет на управляемость и вероятность получения штрафа при отклонении от действующих ограничений.
Распределение массы можно изменить посредством корректировки углов наклона, заменой пружин / стабилизаторов или утяжелением определенной части машины. Оптимальным считается показатель, когда груз распределяется равномерно до двум осям грузовика. К примеру, если машина весит 3 тонны, то на каждую ось придется по 1,5 тонны.
Но такого равенства трудно добиться на грузовиках, ведь на этот фактор влияет объем и местонахождение бака, комплектация машины, расположение груза и его характер, внесенные изменения и другие параметры. В любом случае, правильная развесовка гарантирует хорошую управляемость, увеличение скорости, меньший износ резины и большую безопасность в процессе эксплуатации.
Если говорить в целом, развесовка влияет на следующие параметры:
- Разгон. Если нагрузка смещена на ведущую ось, это позволяет избежать прокручивания колеса на мягком грунте.
- Устойчивость. Во время движения грузовик встречается с мощным потоком воздуха, который прижимает или поднимает машину. В последнем случае может потребоваться утяжеление передней оси для достижения лучшей устойчивости.
- Износ шин при торможении. При нажатии на тормоз нагрузка идет на переднюю ось, поэтому может потребоваться ее разгрузка.
Для определения развесовкиприменяются специальные автомобильные весы. Они используются для измерения веса по каждой оси грузовика. Такое оборудование встречается возле мостов или на стационарных постах ДПС.
В процессе измерений обращается внимание на максимальную и допустимую осевую нагрузку. Первый параметр подразумевает разрешенный вес для проезда каких-то участков (часто указывается на знаках), а второй — отображает паспортные данные. Если водитель не знает принципов развесовки и превысил максимальную грузоподъемность, могут быть неприятные сюрпризы в процессе измерений.
Заключение
Важность весовых характеристик грузовика трудно переоценить, ведь от понимания этих параметров и готовности следовать заявленным требованиям зависит безопасность эксплуатации и срок службы транспортного средства. Кроме того, при следовании требованиям в вопросе разрешенной массы можно избежать многих проблем с представителями ГИБДД.
Снаряженная масса и полная масса автомобиля
Существует сухая, снаряженная и допустимая полная масса автомобиля. Этот показатель напрямую зависит от грузоподъемности и размеров автомобиля. Довольно часто эти показатели отличаются на 300-700 кг или даже более. И если сухая масса – это вес авто без какого-либо дополнений (даже без масла в моторе), то снаряженная масса отражает вес транспортного средства, полностью готового к эксплуатации.
Снаряженная масса автомобиля учитывает вес необходимого для эксплуатации оборудования (инструменты, запасные колеса), а также массу всех расходных материалов (топлива, масла и пр.), но при этом не учитывает вес пассажиров, водителя и массу груза.
Чем снаряженная масса отличается от сухой массы
Некоторые водители не понимают, зачем нужно знать снаряженную либо другую массу машины, а это очень важная информация, которую нужно знать. Существует два понятия, характеризующие массу автомобиля – допустимая полная масса и снаряженная. Стоит отметить, что эти характеристики являются приоритетными для некоторых показателей, к примеру, расхода топлива. Кроме этого, они влияют на функционирование различных систем транспортного средства.
Снаряженная масса включает в себя такие показатели, как масса:
- Автомобиля.
- Различных смазок, технических жидкостей, бака с топливом (полного).
- Стандартной оснастки, необходимой для эксплуатации транспортного средства (подъемник, запасное колесо, огнетушитель, штатный набор инструментов и ключей, медицинская аптечка).
- Водителя (учитывается вес 75 кг).
Значения такой массы авто указываются в техпаспорте или технических характеристиках конкретной модели.
Кроме снаряженной массы машины есть еще сухая и допустимая полная. Сухая масса равна снаряженной, но без некоторого оборудования, топлива в баке и расходных материалов. Другими словами – это масса неснаряженного авто только без топлива.
Чем снаряженная масса отличается от полной массы
Понятие «допустимая полная масса авто» означает максимально загруженную массу автомобиля, предусмотренную производителем. Ее так же иногда называют максимально разрешенной или максимально допустимой. Отняв от полной массы машины снаряженную, можно узнать грузоподъемность автомобиля. Соответственно, полная масса машины всегда больше снаряженной и тем более, больше сухой.
Все элементы авто рассчитываются и после чего изготавливаются с некоторым запасом прочности. Всем известно, что превышение загрузки авто значительно ухудшает эффективность торможения и тяговые характеристики, а также напрямую влияют на безопасность.
Именно поэтому автопроизводители указывают в документах на транспортное средство полную разрешенную массу, которая является максимально допустимой.
Полная масса авто – это, по сути, гипотетический показатель, который варьируется от веса пассажиров и массы груза в багажнике. Мы достаточно редко возим с собой тяжелый багаж, соответственно, он не является точным.
Сухая масса автомобиля так же не может быть полезным показателем, поскольку машина никогда не эксплуатируется без антифриза, топлива, трансмиссионного и моторного масла и т.д.
Все производители при создании автомобилей стараются снизить массу машин, так как это значение существенно влияет как на разгонные, так и на экономичные характеристики. Это объяснить довольно просто: чем больший вес сможет перевезти авто на конкретное расстояние, затратив минимум топлива – тем лучше для автовладельцев. Кроме этого, повышенная нагрузка оказывает негативное воздействие на детали подвески и кузов авто.
Европейские мерки снаряженной массы автомобиля
Использование собственной формулы, которая определяет снаряженную массу машины, может присутствовать в каждой европейской стране. Именно данный критерий учитывается, когда необходимо движение через мост или плотину. Максимально точные данные в этом случае не позволят допустить перегрузки.
Практически во всех странах Европы к снаряженной массе авто добавляют 75 кг – это средний вес взрослого человека. Такой расчет позволяет получить данные о том, какова масса автомобиль во время движения.
Помимо этого, предусматривают следующие особенности:
- Вес инструмента, необходимого для эксплуатации транспортного средства, который должен присутствовать в багажнике.
- Автобус или грузовой автомобиль, предназначенный для дальнего следования (если есть места для члена экипажа к массе авто добавляют еще 75 кг).
- Запасное колесо, вес домкрата, огнетушителя и иных элементов так же обязательно учитывается.
- В снаряженную массу авто добавляется не менее, чем 90% веса топливного бака машины (полного).
Кроме этого, существует несколько формул, позволяющих индивидуально определить снаряженную массу. Этот момент крайне важен для грузовых автомобилей, поскольку на всех пунктах взвешивания путем вычета снаряженной массы можно с высокой точностью выполнить проверку максимально допустимого веса авто, веса багажа и т.д.
Поэтому в индивидуальных случаях проверяющие службы применяют формулы, при помощи которых можно рассчитать снаряженную массу авто с учетом присутствующих в нем людей, деталей и т.д.
Зачем необходимо знать снаряженную массу автомобиля
Существует немало ситуаций, в которых могут понадобиться знания о снаряженной массе авто. Прежде всего, это буксировка, так как у каждого транспортного средства есть предельно-допустимая масса буксируемого груза.
Так же стоит помнить об этом значении в тех ситуациях, когда машина проезжаете локальные мосты через реки или опасные места. Нередко на подобных местах присутствуют предупреждения, в которых содержится информация об ограничении массы транспортных средств. Поэтому специалисты рекомендуют следовать некоторым правилам:
- В случае необходимости оценить вес машины прибавить к значению массы авто вес водителя и всех пассажиров.
- Покупая авто сразу узнать снаряженную массу, указанную производителем.
- Следует выяснить формулу, которая применялась для расчета снаряженной массы, запомнить или записать эту цифру.
- Не стоит переживать о топливе, масле, аптечке, огнетушителе – данные элементы автоматически учитываются в показателях.
- Не забывать о багаже, который не учитывается в снаряженной массе авто (ситуативный багаж).
Из данной информации стоит сделать вывод, что показатель снаряженной массы – важная информация и для владельца автомобиля ее знать необходимо. Это один из важных параметров технических характеристик, который учитывает иногда до 500 кг дополнительного веса авто.
Вы никогда не сможете посчитать оптимальный вес своего автомобиля, если будете знать только его сухую массу.
Покупаем резину и диски – еще одно применение снаряженной массы
Покупая новые диски на машину, высок риск получить проблемы в случае, если вес авто не соответствует эксплуатационным характеристикам дисков. В ином случае любая, даже незначительная кочка, неблагоприятно скажется на их металле: литые диски получат трещину, стальные – буду гнуться.
Также немало важно учитывать вес авто при выборе резины, поскольку если не учесть индекс нагрузки резины, высока вероятность неприятных последствий.
К самым распространенным проблемам, которые может вызвать несоответствие веса авто индексу нагрузки резины относятся следующие моменты:
- Достаточно быстрое стирание протектора.
- Разрушение корда резины, вздувание/выдувание неровностей на рабочей или боковой поверхности части шины.
- Неравномерный износ слоя резины, обусловленный слишком высоким давлением.
- Отсутствие корректного управления транспортным средством, поскольку автошины меняют траекторию движения.
- Плохой накат, повышенный расхода топлива, обусловленный сопротивлением качения.
- Плохое воздействие на тормозной путь.
- Невозможность накачать колеса, как требуют рекомендации завода-изготовителя.
- Снижение безопасности эксплуатации авто по ряду причин.
Вот такие последствия могут возникнуть при покупке дисков или резины, когда не учитывается снаряженная масса авто. Это доказывает, что данный показатель важен для эксплуатации транспортного средства.
Для того чтобы выбрать оптимальный размер покрышек или дисков, необходимо записать значение снаряженного веса машины и поделить данное значение на четыре, так как все производители этих изделий указывают предельный вес в килограммах на одну покрышку.
Все технические характеристики авто важны в процессе его эксплуатации, поэтому документы, выданные при покупке, не стоит выкидывать. Они не понадобятся только тогда, когда выйдет срок гарантии.
Если вы по какой-либо причине не знаете снаряженный вес своего автомобиля, следует знать, где его можно быстро найти. Для этого необходимо всегда иметь под рукой (к примеру, в закладках интернет-браузера в моб. телефоне) сайт с описанием технических характеристик практически всех транспортных средств. Эта информация может стать очень полезной, поскольку в таком каталоге содержатся все данные по полному и снаряженному весу автомобиля. Соответственно, у вас есть возможность при необходимости получить достоверные сведения о том, какие детали вам покупать.