Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средства оповещения — безопасность прежде всего

Оповещение и информирование населения

Оповещение и информирование населения

Сигналы оповещение служат для своевременного доведения до органов гражданской обороны распоряжений и информации об эвакуации, воздушном нападении противника, радиационной опасности, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, угрозе затопления, начале рассредоточения и др.
Новейшие технологии позволяют незамедлительно определить не только место и направление движения носителя, а также время его подлета. Подобные технологии обеспечивает передачу сигнала по системе оповещения до штабов гражданской обороны и объектов.
Сигналы оповещение применяются главным образом в случае внезапного нападения противника, когда реальное время для предупреждения населения будет крайне ограниченным и исчисляться минутами.
Известно, что своевременное оповещение населения дает возможность укрытия его за 10-15 минут непосредственно после оповещения. Вследствие чего снижаются потери людей с 85 % до 4-7 % при внезапном применении противником оружия массового поражения. Поэтому защита населения, в первую очередь, зависит от хорошо организованной системы оповещения, организация которой возлагается на штабы гражданской обороны.
Оповещения производятся всеми видами связи: телевидением, радиовещанием, применением специальной аппаратуры и средств для подачи звуковых и световых сигналов. Незамедлительно даются указания о порядке действий населения и их формирований, оговаривается приблизительное время начала выпадения радиоактивных осадков, время подхода зараженного воздуха, а также вид отравляющих веществ. Провозглашенные вышестоящим штабом сигналы, дублируются всеми подчиненными штабами.
Существует рад сигналов, которые служат для оповещения населения городов и сельских населенных пунктов о возникновении непосредственной опасности применения противником ядерного, химического, бактериологического (биологического) или другого оружия: “Воздушная тревога” “Отбой воздушной тревоги”; “Радиационная опасность”; “Химическая тревога”.
В городах устанавливаются разнообразные сигнальные аппаратуры и средства связи. Благодаря которым с помощью пульта можно включать громкоговорящую связь и квартирную радиотрансляционную сеть. А также производить вызов руководящего состава города и объектов народного хозяйства по циркулярной телефонной сети. С помощью подобных аппаратур принимаются распоряжения вышестоящих штабов.
Сигнал “Воздушная тревога”
Подобный сигнал подается для всего населения. Данный сигнал оповещает об опасности поражения противником данного города. По радиотрансляционной сети передается текст: “Внимание1 Внимание! Граждане! Воздушная тревогам Воздушная тревога!” Эта трансляция сопровождается звуком сирен, гудками заводов и транспортных средств. Продолжительность сигнала2-3 минуты.
В последствии чего рабочие прекращают работу в соответствии с установленной инструкцией и указаниями администрации, исключающими возникновение аварий, но если по технологическому процессу или требованиям безопасности нельзя остановить производство, остаются дежурные, для которых строятся индивидуальные убежища. Останавливается транспорт и все население укрывается в защитных сооружениях.
При уведомлении данным сигналом населению необходимо соблюдать спокойствие Соблюдение правил поведения по этому сигналу значительно сокращают потери людей.
Сигнал “Отбой воздушной тревоги”
Этот сигнал оповещается органами гражданской обороны. Передается следующий текст по радиотрансляции: “Внимание! Внимание граждане! Отбой воздушной тревоги. Отбой воздушной тревоги”.
Вследствие чего населению разрешается покинуть убежища с разрешения комендантов, и рабочие могут приступать к продолжению своей оставленной работы.
В местах, где противник нанес удары оружием массового поражения, населению передается информация о сложившейся обстановке, режимах поведения населения, о принимаемых мерах по ликвидации последствий нападения.
Сигнал “Радиационная опасность”
Задачей данного сигнала служит оповещение населенных пунктов и районов, к которым движется радиоактивное облако, образовавшееся при взрыве ядерного боеприпаса.
Услышав данный сигнал необходимо срочно надеть респиратор, ватно-марлевую повязку, при отсутствии данных предметов надеть противогаз. Собрать заготовленный заранее запас продуктов, индивидуальные средства медицинской защиты, предметы первой необходимости и спрятаться в противорадиационное убежище.
Сигнал “Химическая тревога”
Оповещение подобного сигнала свидетельствует об угрозе или обнаружении химического или бактериологического нападения. Необходимо немедленно надеть противогаз, и укрыться в защитном сооружении, при отсутствии подобных сооружений необходимо воспользоваться жилыми, производственными или подсобными помещениями.
При использовании противником бактериологического оружия, по системам оповещения, население немедленно получит дополнительные сведения о дальнейших действиях. Следует соблюдать все требования органов гражданской обороны, а также выполнять их распоряжения и после того как опасность миновала.
Основной способ оповещения населения.
Способ оповещения населения об опасности главным образом производится с помощью радио и телевидения.

Приведем примеры оповещения о различных опасностях.

В случае наводнения информация об опасности будет оповещаться следующим текстом: “Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! В связи с внезапным повышением уровня воды в реке Серебрянка ожидается подтопление домов в районе улиц Некрасова, Речная, Железнодорожная и поселка Северный. Населению этих улиц и поселка собрать необходимые вещи, продукты питания на 3 дня, воду, отключить газ и электроэнергию и выйти в район школы № 7 для регистрации на сборном эвакопункте и отправки в безопасные районы”.

В случае аварии на АЭС информация об опасности будет оповещаться следующим текстом: “Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. В районе поселка Ново — Спасский ожидается выпадение радиоактивных веществ. Населению поселка находиться в жилых домах. Провести герметизацию помещений и подготовиться к эвакуации. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба ГО”.

При аварии на химическом объекте: “Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом ядовитого сильнодействующего вещества — аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении поселка Заречный. Населению улиц Новая, Зеленая, Садовая находиться в зданиях. Провести герметизацию своих жилищ. Населению улиц Заводская, Кузнечная немедленно покинуть жилые дома, учреждения, учебные заведения и выйти в район озера Ближнее. В дальнейшем действовать в соответствии с нашими указаниями”.

При возникновении угрозы нападения противника местными органами власти и штабами ГО с помощью средств массовой информации передаются населению постановления или распоряжения о порядке действий. С этого времени радиоточки, телевизоры должны быть постоянно включены для приема новых сообщений. В кратчайшие сроки население должно принять необходимые меры защиты и включиться в выполнение мероприятий, проводимых ГО.

Очень важно сразу уточнить место ближайшего убежища (укрытий) и пути подхода к нему.

Если поблизости нет защитных сооружений, нужно немедленно приступить к строительству простейшего укрытия либо приспособлению заглубленных помещений (даже 1-го этажа каменного здания) под ЯРУ. В этой работе активное участие должны также принять учащиеся старшеклассники.

Читайте так же:
Что собой представляет маховик задвижки

Необходимо привести в готовность средства индивидуальной защиты, приспособить подручные средства, достать домашнюю аптечку.

В жилых помещениях следует провести герметизацию окон, дверей, противопожарные мероприятия; принять меры к предохранению продуктов питания, воды от возможного заражения (загрязнения).Необходимо подготовить все самое необходимое на случай эвакуации.

В последующем при непосредственной опасности ударов противника с воздуха подается сигнал “Воздушная тревога!” Ему предшествует сигнал “Внимание всем!”, а затем средствами радио и телевидения будет передано: “Внимание! Внимание! Говорит 10 1 штаб гражданской обороны. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! Отключите свет, газ, воду, погасите огонь в печах. Возьмите средства индивидуальной зашиты, документы, запас продуктов и воды. Предупредите соседей и при необходимости помогите больным и престарелым выйти на улицу. Как можно быстрее дойдите до защитного сооружения или укройтесь на местности. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям гражданской обороны”!

Сигнал “Внимание всем!” может свидетельствовать например о скорой угрозе радиоактивного или бактериологического заражения. В данной ситуации последует краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения.

Необходимые действия населения в зоне радиоактивного заражения.

В случае радиоактивного заражения требуется в обязательном порядке выполнять условия радиационной защиты, которые установлены штабом ГО в зависимости от степени заражения населенной зоны.

Необходимо руководствоваться следующими правилами, если по какой-либо причине не поступит сообщения ГО.

Если зона умеренного заражения, следует находится в укрытии несколько часов, в дальнейшем можно уйти в обычное помещение. В первые сутки помещение можно покидать не более чем на 4 час.

Если зона сильного заражения, следует находиться в убежищах не меньше чем трое суток, и только в крайних ситуациях разрешается покидать убежище на 3-4 ч в сутки, причем следует надевать средства защиты органов дыхания и кожи.

Если зона опасного заражения необходимо сидеть в укрытиях трое и более суток, в последствии чего разрешается уйти в жилое помещение и обязательно находиться там не менее четырех суток. Покидать помещение можно не более чем на 4 ч в сутки.

Если зона чрезвычайно опасного заражения требуется находится только в защитных сооружениях с коэффициентом ослабления дозы облучения около 1000.

В остальных случаях разрешается находиться в не помещения, но с применением средства индивидуальной защиты. Для профилактики рекомендуется использовать радиозащитные таблетки из комплекта АИ, которые способствуют уменьшению вредного воздействия радиоактивного облучения.

Средства и системы речевого оповещения, музыкальной трансляции

Основной способ обеспечения безопасности людей при пожарах в общественных зданиях и сооружениях — это их эвакуация в безопасную зону. Безопасной зоной считаются помещения (участки помещений) внутри зданий и пространство снаружи здания (в т.ч. участки кровли, эстакады и другие подобные элементы зданий), где исключается воздействие опасных факторов пожара на людей.

Эвакуация обеспечивается, согласно ГОСТ 12.1.004-91, посредством устройства необходимого количества эвакуационных путей и соблюдения их требуемых параметров, а также организацией своевременного оповещения людей и управления их движением.

Одной из важнейших систем безопасности на любом объекте является система оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ), основное назначение которой — своевременно передавать людям информацию о возникновении пожара и способствовать реализации плана эвакуации людей с объекта с тем, чтобы сохранить их жизнь и здоровье. Оповещение людей о пожаре осуществляется передачей звуковых и/или световых сигналов в помещения, где люди могут подвергаться воздействию опасных факторов пожара, а также в помещения, где могут остаться люди при блокировании эвакуационных путей пожаром, трансляцией речевой информации о необходимости эвакуироваться, о путях эвакуации и действиях, направленных на обеспечение безопасности. Управление эвакуацией осуществляется посредством передачи по СОУЭ специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации, трансляции текстов, содержащих информацию о необходимом направлении движения, включения световых указателей направления движения и дистанционного открывания дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электрозамками).

СОУЭ функционально связана с системой автоматической пожарной сигнализации объекта, выполняющей задачу обнаружения пожара.

СОУЭ может проектироваться совмещенной с радиотрансляционной сетью объекта. В этом случае элементы радиотрансляционной сети и помещение радиоузла должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к соответствующим элементам и диспетчерскому пульту СОУЭ.

Прежде всего, при определении типа СОУЭ и выборе оборудования для ее проектирования необходимо руководствоваться нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке. В первую очередь это НПБ 77-98, устанавливающие общие технические требования к техническим средствам оповещения и управления эвакуацией, и НПБ 104-03, устанавливающие требования пожарной безопасности к СОУЭ, а также их типы с определением перечня объектов подлежащих оснащению такими системами. Требования настоящих норм при выборе оборудования и проектировании систем оповещения являются обязательными.

Типы СОУЭ

В зависимости от функциональных характеристик, СОУЭ делятся на 5 (пять) типов:

  • 1-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения (звонки, тонированный сигнал и др.);
  • 2-й тип характеризуется наличием звукового способа оповещения и светоуказателей «Выход». Оповещение должно производиться во всех помещениях одновременно;
  • 3-й тип характеризуется речевым способом оповещения (запись и передача спецтекстов) и наличием светоуказателей «Выход». Регламентируется очередность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очередности;
  • 4-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием светоуказателей направления движения и «Выход». Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской. Регламентируется очередность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очередности;
  • 5-й тип характеризуется речевым способом оповещения, наличием светоуказателей направления движения и «Выход». Светоуказатели направления движения должны быть с раздельным включением для каждой зоны. Должна обеспечиваться связь зоны оповещения с диспетчерской. Регламентируется очередность оповещения: сначала обслуживающего персонала, а затем всех остальных по специально разработанной очередности. Обеспечивается полная автоматизация управления системой оповещения и возможность реализации множества вариантов организации эвакуации из каждой зоны оповещения.

Выбор типа СОУЭ

Для большинства небольших и средних объектов, нормами пожарной безопасности определена установка СОУЭ 1-го и 2-го типа. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре на таких объектах должно осуществляться подачей звуковых и световых сигналов во все помещения объекта с постоянным или временным пребыванием людей. На небольших объектах в качестве устройств управления СОУЭ данных типов используются приборы приемно-контрольные (ППК) или контрольные панели (КП) охранно-пожарной сигнализации, но, как правило, мощности для питания приборов оповещения у большинства ППК и КП ограничены. Для решения этой проблемы при осуществлении функций оповещения на небольших объектах используют исполнительные реле ППК и КП (в качестве схем управления) и бесперебойные источники питания систем (в качестве приборов, питающих шлейфы оповещателей). Но и в том и в другом случае необходимо помнить о выполнении обязательных требованиях НПБ — осуществление функций аппаратного контроля целостности линий (шлейфов) оповещателей, а также контролируемой работоспособности управляющих и питающих устройств.

Читайте так же:
Как выставить уровень топлива в карбюраторе Солекс

При выборе звуковых оповещателей для СОУЭ 1-го и 2-го типов, необходимо помнить, что сигналы оповещения при пожаре должны отличаться по тональности от звуковых сигналов другого назначения (п.3.24 НПБ 104-03). Также выбирая тот или иной оповещатель, в первую очередь, следует рассматривать не его стоимость, а его характеристики, которые каждый уважающий себя производитель прилагает к своему изделию в виде паспорта, а не только инструкции по его установке. Наряду с такой важной характеристикой, как звуковое давление, которое обеспечивает звуковой оповещатель, следует обратить внимание на ток потребления этого устройства, так как большие токи потребления оповещателей в значительной мере могут увеличить энергоемкость системы. Это, в свою очередь, отразится и на энергопотреблении СОУЭ, и на емкости аккумуляторных батарей, и на сечении питающих проводов, что неизбежно увеличит стоимость всей системы в целом.

В качестве световых оповещателей чаще всего используются световые табло «Выход» и световые указатели «Направление движения». Их применение также жестко регламентировано нормами пожарной безопасности. В ряде случаев, необходимо использовать новые для нашего рынка световые мигающие оповещатели (строб-вспышки), активно применяемые в развитых странах Европы и Америки. Они необходимы, прежде всего, там, где могут проживать, проводить свой досуг или находиться инвалиды по слуху или там, где из-за очень высокого уровня шума использование звуковых и речевых оповещателей малоэффективно. Также необходимо учитывать, что в условиях задымленности обычные световые оповещатели в силу своих особенностей утрачивают свою функциональную нагрузку и единственное, что может указать путь эвакуации — это световой стробоскопирующий оповещатель.

При проектировании СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов необходимо помнить, что эти системы относятся к автоматизированным, то есть главенствующая роль по запуску и управлению системой оповещения отведена автоматике. Запуск систем происходит от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения или с помощью ручных извещателей, причем новые требования исключают использование в качестве последних, обычных бытовых переключателей и других несертифицированных устройств. Роль человека в управлении такими системами сведена к минимуму, что исключает так называемый «человеческий фактор».

В СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов одним из основных способов оповещения является речевой — передача специально разработанных текстов, предотвращающих панику, способствующих эффективному проведению эвакуации. Тексты заранее записанных сообщений должны содержать информацию не только о необходимости эвакуации, но и о путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей. При этом, при возникновении угрозы здоровью и жизни людей, система должна иметь возможность одновременной подачи необходимой информации в разные зоны оповещения и, что самое важное — осуществить автоматическую корректировку сообщений о смене путей эвакуации, в случае нештатного изменения обстановки при пожаре. СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов должны быть также снабжены функциями питания и управления звуковыми, световыми и комбинированными оповещателями, а также функцией питания и управления электромагнитными замками аварийных выходов. Поэтому при выборе приборов управления для СОУЭ 3-5 типов необходимо помнить: контролироваться должны не только линии (шлейфы) речевых оповещателей, но и линии (шлейфы) светового и звукового оповещения!

Любая система оповещения, используемая для создания СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов также как СОУЭ 1-го и 2-го типов, согласно требованиям НПБ 77-98 должна оставаться полностью работоспособной при пропадании основного питания. При этом они должны автоматически перейти на автономное, сигнализируя оператору о смене режима и при восстановлении питания вернуться в свое нормальное состояние, без выдачи ложных срабатываний. Поэтому при проектировании СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов убедитесь, что предлагаемое Вам оборудование поддерживает данные технические требования, и, соответственно, имеет в своем составе специальные устройства для контроля и зарядки аккумуляторных батарей.

Проектирование СОУЭ

Структура СОУЭ должна разрабатываться с тем условием, чтобы реализовать план эвакуации людей при пожаре. План эвакуации — это не просто привычная всем схема, расположенная, как правило, на стенах в коридорах и вестибюлях, а серьезный технический документ, который специально разрабатывается для каждого объекта на стадии обследования или на стадии проектирования.

При проектировании СОУЭ необходимо помнить, для чего собственно нужна эта система — это, прежде всего, своевременное оповещение людей о пожаре и управление их движением в безопасную зону. Необоснованное усложнение структуры СОУЭ может привести к тому, что не будет обеспечен должный уровень надежности, и система окажется неработоспособной в критический момент.

На практике приходится сталкиваться с желанием проектировщиков строить речевые СОУЭ с большим количеством зон оповещения. Хочется обратить особое внимание, что зональное построение СОУЭ должно быть четко обосновано. Следует понимать, что зоны оповещения о пожаре и зоны трансляции — это совсем не одно и то же. Если в системах звукового обеспечения (системах трансляции) необходимую зональность может определять заказчик и количество зон ограничивается только его фантазией и финансовыми возможностями, то в СОУЭ количество зон может быть увеличено только в двух обоснованных случаях:

  • невозможна одновременная эвакуация всех людей с объекта и, поэтому необходимо осуществлять поочередное оповещение людей в разных частях здания;
  • с целью предотвращения паники и подготовки к эвакуации необходимо в первую очередь оповещать персонал объекта, ответственный за безопасность, и только затем — всех остальных.

Необоснованное увеличение количества зон оповещения приводит к усложнению алгоритма эвакуации людей при пожаре, значительно увеличивает затраты на построение такой многозонной системы и при этом вряд ли будет высокоэффективным даже при полностью автоматизированном процессе управления.

Читайте так же:
Выбор автомобильных ламп, и их классификация.

Иногда приходится сталкиваться с таким явлением, когда заказчики хотят использовать ресурс речевой СОУЭ в качестве трансляционно-музыкальной системы звукового обеспечения здания. Современные СОУЭ позволяют в полной мере реализовать эти требования. Но иногда совмещение этих функций доходит до абсурда. Например, когда в качестве речевых оповещателей пытаются использовать абонентские устройства с регуляторами громкости, что категорически запрещено. В некоторых случаях для регулировки громкости оповещателей используют аттенюаторы со встроенным реле, которое отключает аттенюатор в случае запуска системы оповещения. Но тогда возникает вопрос, каким образом будет контролироваться целостность линии оповещателей? Непосредственно до оповещателя или до реле? И как контролировать линию управления этим реле, а также исправность этого устройства? Так стоит ли пытаться объединять систему оповещения с радиотрансляционной сетью здания. Во-первых, затраты на осуществление такой задачи могут превысить саму стоимость радиотрансляционной сети и во-вторых, надежность системы оповещения в значительной степени будет снижена, а о соответствии нормативным требованиям можно только догадываться.

Основной трудностью при проектировании систем оповещения является правильный подбор количества, мощности включения и оптимальное расположение оповещателей в помещениях.

Места установки оповещателей должны выбираться не из расчета удобства монтажа или дизайнерских соображений, а из расчета достижения максимальной слышимости и разборчивости передаваемой информации. Не будем вдаваться в теорию распространения звука и устройства человеческого уха. Скажем лишь, что наиболее воспринимаемый человеческим ухом частотный диапазон речи находится в пределах от 400 Гц до 4 кГц. Любое расширение этого диапазона, особенно в области низких частот, реально ухудшает разборчивость передаваемой информации. Выбор количества и мощности включения оповещателей в конкретном помещении напрямую зависит от таких основных параметров как: уровень шума в помещении, размеры помещения и звуковое давление устанавливаемых оповещателей. Очень часто уровень громкости звука, излучаемого оповещателем, ассоциируется с электрической мощностью его включения в трансляционную линию — это совсем не так. Громкость звука зависит от уровня звукового давления, которое может обеспечить оповещатель. Единицей измерения этого параметра является децибел (дБ). Характеристикой каждого оповещателя является уровень звукового давления, измеренный на расстоянии 1 м по оси излучения.

Энергетической характеристикой оповещателя является мощность, которую он потребляет от трансляционной линии (мощность включения). Вот она-то и измеряется в ваттах (Вт). Этот параметр используется, в первую очередь, для того, чтобы рассчитать необходимую мощность усилителя. Понятие о том, что громкость звука напрямую зависит от мощности оповещателя, ошибочно. При выборе мощности включения оповещателей основным параметром является звуковое давление, которое он обеспечивает на этой мощности. Сегодня на рынке существует большой выбор оповещателей, и все они имеют различные, присущие только им характеристики. Как правило, фирма-производитель указывает эти характеристики. На рынке систем пожарной безопасности России, в настоящее время предлагается большой выбор систем или отдельных компонентов систем оповещения, как импортных, так и отечественных производителей. Освоение рынка систем оповещения отечественными производителями начато не так давно, и какому оборудованию в будущем будет отдано предпочтение — покажет время.

Средства оповещения — безопасность прежде всего

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 578/365

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст.7611.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст.515.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 44, ст.4334.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Министр
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
Е.Н.Зиничев

Министр
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
М.И.Шадаев

в Министерстве юстиции

26 октября 2020 года,

регистрационный N 60567

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства Российской
Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий и
Министерства цифрового развития,
связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года N 578/365

Положение о системах оповещения населения

I. Общие положения

Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст.3648; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст.799; 2020, N 26, ст.3999.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст.2895; 2020, N 15, ст.2233.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст.1014; 2020, N 29, ст.4510.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2020, N 29, ст.4504.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2020, N 30, ст.4767.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589; 2018, N 31, ст.4860.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.141; 2011, N 30, ст.4596.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации,1992, N 7, ст.300; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 9, ст.1134.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2882; 2020, N 27, ст.4185.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 47, ст.6454.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121, 2020, N 15, ст.2275.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст.6165; 2019, N 40, ст.5570.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 15, ст.2274.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст.5749.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 51, ст.7431; 2019, N 22, ст.2829.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст.4239.

2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.

3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях — это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

Читайте так же:
Какой автомобильный компрессор лучше выбрать

Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.

4. Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее — ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее — КСЭОН) — это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

Зона экстренного оповещения населения — это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.

Системы пожарного оповещения типы

Системы пожарного оповещения типы

Системы пожарного оповещения – это комплекс технических средств для передачи звуковой информации людям в случае возникновения пожара или другой чрезвычайной ситуации.

Согласно закону ФЗ РФ №123, принятому 22 июля 2008 г. каждое здание, строение, сооружение общественного характера, в том числе объекты промышленного и муниципального назначения, должны проектироваться, строиться и эксплуатироваться в строгом соответствии с общеустановленными требованиями пожарной безопасности.

Из всех мер, принятых в комплексе для обеспечения пожаробезопасности, можно выделить действия, направленные на обустройство ряда общественных зданий и сооружений специальным оборудованием с целью предупреждения людей о задымлении, пожаре либо начале возгорания и управления их эвакуацией. Данное оборудование принадлежит к техсредствам, входящим в состав каждой системы оповещения о пожаре. Требования пожарной безопасности к данным средствам противопожарной защиты определяются сводом правил СП 3.13130.2009. Там же оговаривается, какие помещения в обязательном порядке следует оснащать такими системами.

Системы оповещения при пожаре и управления эвакуацией людей (СОУЭ) 1-5 типы

Все СОУЭ классифицируются по ряду признаков, основными из которых являются:

  • функциональные возможности;
  • способы и методы управления;
  • состав и принцип работы.

По своим возможностям и ряду особенностей технического характера все СОУЭ, каждая из которых устанавливается в отдельные помещения, подразделяют на пять типов (с 1-го по 5-й) в зависимости от их назначения и количества постоянно присутствующих там людей.

Жирным выделены обязательные параметры для типа СОУЭ.

Основные функции для систем оповещения 1 типа (СОУЭ)

  • Звуковое оповещение (сирена, тонированный сигнал и др.);
  • Световые сигналы (световые мигающие оповещатели, световые оповещатели «Выход»).

Это простейшее оборудование, позволяющие установить оповещение при минимальных затратах на комплектующие и монтаж. Важно отметить, что световые знаки не являются обязательным элементом этого типа.

Основные функции для систем оповещения 2 типа (СОУЭ)

  • Звуковое оповещение (сирена, тонированный сигнал и др.);
  • Световое оповещатели «Выход»;
  • Эвакуационные световые знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения.

Важным отличием от первого типа является обязательное наличие световых сигналов, которые хорошо видно при задымлении. А также возможность установки табло с направлением движения.

Основные функции для систем оповещения 3 типа (СОУЭ)

  • Звуковое и речевое оповещение, передача специальных текстов;
  • Световые мигающие оповещатели «Выход»;
  • Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;
  • Разделение здания на зоны пожарного оповещения;
  • Обратная связь зон пожарного оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской.

Главным преимуществом является наличие устройств для передачи текстов и обязательная установка световых табло "Выход". Остальные же функции являются необязательными, но допустимыми.

Пример оборудования:
  • организация системы оповещения 16 зон в базовом варианте с возможностью расширения (32, 48 и т.д.);
  • подключение пожарной или охранной сигнализации с автоматической системой оповещения тревожных зон (цифровой магнитофон INTER-M PV-6232);
  • создание двух удаленных операторских мест для управления оповещения (микрофонная консоль IRM-916);
  • система приоритетов для передачи различных сообщений и от разных источников (контроллер IECS-9216, матричный коммутатор IPX-9116);
  • регулировка громкости громкоговорителей в зонах оповещения с принудительным включением в случае чрезвычайной ситуации (аттенюаторы INTER-M АТТ-03/30);
  • объявления и фоновая музыкальная трансляция в выбранных зонах;
  • программирование системы (таймер IPW-9242);
  • автоматическое переключение на резервное питание при пропадании напряжения сети (блок питания IPD-9359 и зарядное устройство IPB-9207).

Основные функции для систем оповещения 4 типа (СОУЭ)

  • Звуковое и речевое оповещение, передача специальных текстов;
  • Мигающие световые оповещатели «Выход»
  • Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;
  • Режим управления с организацией обратной связи с зонами;
  • Разделение здания на зоны пожарного оповещения;
  • Ручной и автоматический режимы;
  • Организация оповещения по различным сценариям в зависимости от места возгорания или другого события;
  • Раздельное включение световых указателей раздельно для каждой зоны, что позволяет организовать как минимум два направления эвакуации.

Обязательное разделение здания на зоны и обратная связь с зонами оповещения обусловленно особенностью применения этого типа.

  • Количество одновременно присутствующих в здании человек может достигать 1000 и более;
  • Эвакуационные пути (коридоры) имеют протяженность более 90 метров;
  • Планировка помещений требует организации отдельных потоков эвакуации людей.
Пример оборудования:
  • Модульный принцип построения с возможностью наращивания
    Один усилитель VENAS VM-2120/VENAS-2240 позволяет организовать 5 зон оповещения, в дальнейшем в случае необходимости возможно построение системы до 45 зон путем подключения дополнительных усилителей.
  • Удаленные микрофонные консоли
    Возможно подключение удаленных микрофонных консолей RM-200M. Программируемая консоль RM-200M позволяет осуществлять вещание на любую зону, группу зон или одновременно все зоны, управлять источником цифровых сообщений EV-200M, осуществлять диагностику. Общая длина кабеля между микрофонными консолями может достигать 800 м.
  • Интеллектуальная система диагностики
    Полный мониторинг всей системы: диагностика трансляционных линий, усилителей мощности и микрофонных консолей
  • Программируемые цифровые сообщения
    Плата цифровых сообщений EV-200M позволяет записывать и воспроизводить сигналы следующих типов: два сигнала оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций, пять рекламных сигналов и один тональный сигнал для привлечения внимания. Кроме того, для привлечения внимания в VM-2000 предусмотрено шесть встроенных музыкальных схем
  • Программируемые уровни приоритета
    Сигналы оповещения в VM-2000 имеют пять уровней приоритета: наивысший приоритет для сообщений, которые используются при возникновении чрезвычайных ситуаций и четыре уровня передач общего назначения.
    Принудительное включение громкоговорителей
    В случае чрезвычайных ситуаций возможно принудительное включение всех громкоговорителей в зонах, не зависимо от состояния регуляторов громкости громкоговорителей.
  • Резервное питание
    В случае пропадания напряжения питающей сети 220В, система автоматически переключается на резервное питание 24В.
Читайте так же:
Регулировка клапанов

Основные функции для систем оповещения 5 типа (СОУЭ)

  • Звуковое и речевое оповещение, передача специальных текстов;
  • Мигающие световые оповещатели «Выход»
  • Эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;
  • Режим управления с организацией обратной связи с зонами;
  • Разделение здания на зоны пожарного оповещения;
  • Ручной и автоматический р ежимы ;
  • Организация оповещения по различным сценариям в зависимости от места возгорания или другого события в системе;
  • Раздельное включение световых указателей раздельно для каждой зоны, что позволяет организовать как минимум два направления эвакуации.

Пример оборудования:

VX-2000 — интегрированная система голосового оповещения фирмы TOA (Япония). Оборудование серии VX-2000 отвечает требованиям, предъявляемым к объектам 5-категории сложности согласно НБП-104-03 и европейскому стандарту на аварийные системы звукового оповещения IEC60849. Возможные области применения VX-2000: аэропорты, жд/вокзалы, крупные торгово-развлекательные центры, административные здания, гостиницы и т.д.

TOA VX-2000 основные функции:
  • Диагностика и контроль оборудования
    В системе TOA VX-2000 предусмотрен полный контроль всех компонентов в автоматическом или ручном режиме. Для поиска причин неисправности автоматически формируется журнал событий.
  • Модульный принцип построения
    В максимальной конфигурации система TOA VX-2000 может иметь 50 зон оповещения, 128 тревожных входов/выходов, 5 удаленных программируемых микрофонных консолей и два источника цифровых сообщений.
  • Возможность многопрограммного вещания
    В TOA VX-2000 предусмотрена возможность передачи 4-х разных программ в разные зоны (группы зон). В случае возникновения чрезвычайных ситуаций одновременно транслируются два тревожных сообщения в разные зоны
  • Программирование системы
    TOA VX-2000 имеет внутренний таймер. Возможно программирование 50 схем (шаблонов) оповещения и трансляции фоновой музыки. Трансляция рекламных сообщений по расписанию. Программирование системы осуществляется с помощью персонального компьютера в интерфейсе под Windows.
  • Автономная работа
    Система TOA VX-2000 предусматривает работу от источника резервного питания в случае пропадания напряжения питающей сети. Для экономии энергии аккумуляторов предусмотрен режим пониженного электроснабжения не используемых усилителей.

Типы систем оповещения о пожаре по способу управления

По виду и способу управления такого рода системы голосового оповещения делятся на:

  • С ручным управлением
    Оповещение возможно только в ручном режиме обслуживающим персоналом. Например, включение звукового сигнала Сирена или запуск заранее записанного голосового сообщения, а также передача речевых сообщений с микрофона;
  • С автоматическим управлением
    Включение осуществляется с помощью внешнего управляющего сигнала, поступающего в результате срабатывания автоматов на установках пожарной сигнализации и пожаротушения;
  • С полуавтоматическим управлением
    Возможна работа как в ручном, так и автоматическом режиме. Данный вид управления подразумевает, что ручное управление можно использовать только в случае отсутствия требований к конкретным зонам оповещения, касающихся оснащения автоматическими установками пожарной сигнализации и пожаротушения.

Виды систем оповещения по принципу действия

  • Локальные
    Функционируют в пределах одного ограниченного объекта (здания или конкретной территории);
  • Централизованные
    Предусматривают централизованное (удаленное) управление.

Классификация СОУЭ по другим позициям

Существуют также так называемые распределенные системы оповещения о пожаре, цена на которые зависит от количества задействованных в обустройстве оборудования помещений и комплектации. Это СОУЭ, которые по своему функционалу соответствуют централизованным аналогам, но отличаются наличием среди узлов отдельно размещенных блоков, что получило наибольший эффект на распределенных территориях.

Кроме того, звуковые системы оповещения, в зависимости от способа организации процесса трансляции музыкальных программ, служебных объявлений и других фоновых звуковых сигналов, подразделяются на:

  • Одноканальные системы
    принцип работы которых заключается в использовании одного общего канала звукоусиления;
  • Многоканальные системы оповещения
    использующие в процессе функционирования несколько каналов усиления звука, число которых может не совпадать с числом задействованных зон. Преимуществом таких систем является возможность независимой трансляции в разные помещения разных по содержанию музыкальных программ, информационных объявлений, а также любых сообщений тревожного характера.

Технические средства систем пожарного оповещения

Все пожарные технические средства классифицируются в первую очередь по назначению, а далее по области и условиям применения.

По назначению они подразделяются на:

  • Основные средства
    К ним относятся звуковые оповещатели, блоки автоматического и полуавтоматического оповещения и контроля трансляционных линий, специальные информационные знаки, предназначенные для обеспечения безопасной эвакуации людей;
  • Дополнительные средства
    Основные позиции принадлежат источникам сигнала, блокам питания, разного рода устройствам, используемым для усиления звука, другим составляющим сборной конструкции.

В зависимости от условий и области применения средства СОУЭ подразделяются на те, что предназначены для использования на открытом воздухе, для обычных отапливаемых и неотапливаемых помещений, а также для опасных с точки зрения эксплуатации зон. Все это — специальное оборудование, без которого невозможно настроить эффективную работу систем оповещения.

Системы оповещения о пожаре — стоимость оборудования

Предлагаем оборудование для систем пожарного оповещения от ведущих производителей. Это такие известные бренды, как Inter-M, Roxton, ITC Escort, TOA и другие. В каталоге на сайте в широком ассортименте представлено различное оборудование для систем пожарного оповещения:

  • устройства управления и автоматики; ; ; ; ; , а также другое необходимое оборудование.

Специалисты нашей компании в зависимости от технических условий и требований сделают расчет конфигурации СОУЭ по оптимальным ценам. Реализуем решения для сложных и нестандартных задач, оказываем услуги по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарного оповещения.

По всем вопросам звоните по телефонам: 8 (800) 600-28-70 (бесплатно по России) 8 (812) 448-08-20 (офис в СПб)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию