Autokombi.ru

Авто-портал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старая добрая механика

Роботизированная коробка передач: стоит ли игра свеч?

Старая добрая «механика» постепенно становится достоянием прошлого, а в некоторых странах уже сейчас считается экзотикой, на смену ей давно пришли различные автоматизированные коробки, позволяющие водителю не задумываться лишний раз о том, какую передачу необходимо воткнуть в сложившийся момент. В результате тотальной автоматизации и совершенствования КПП совсем недавно появился совершенно новый принцип переключения передач, так называемый «робот». И сейчас мы рассмотрим что такое роботизированная коробка передач плюсы и минусы таких трансмиссий.

Что за робот такой?

Прежде чем перейти к выяснению достоинств и недостатков, необходимо разобраться, что же вообще собой представляет роботизированная коробка передач.

По сути, это всё та же хорошо известная многим МКПП, но только дополненная механизмами, которые без участия человека нажимают на сцепление и переводят коробку на нужную передачу.

Конечно же, в салон авто робота, который бы выполнял такие манипуляции, не посадишь, поэтому инженеры просто доукомлпектовали КПП специальными устройствами под названием актуаторы, которые, собственно, и дёргают за вас селектор передач и выжимают сцепление.

Управляются они при помощи электроники, умеющей считывать и анализировать сигналы с многочисленных датчиков, разбросанных по узлам и агрегатам машины.

Роботизированная коробка передач

К слову, актуаторы могут быть с электрическим приводом, в основе которых лежит электродвигатель, или с гидравлическим.

Первые, как правило, устанавливаются на автомобили бюджетного класса, и их негативной стороной является невысокое быстродействие. Вторые — прерогатива более дорогой техники и они работают намного быстрее.

Роботизированная коробка, является симбиозом проверенных временем технических решений, благодаря чему она довольно надёжна.

Все подобные трансмиссии имеют и полуавтоматический режим, при котором водитель сам может включать необходимую скорость с помощью селектора коробки или под рулевых лепестков.

Роботизированная коробка передач плюсы и минусы

Плюсы и минусы робота — это главный вопрос статьи. Давайте рассмотрим эти две стороны медали, а начнём мы с преимуществ. Итак, положительные стороны КПП робота такие:

  • жесткая связь двигателя с трансмиссией, так как основу её составляет проверенная временем «механика». Считается, что такие коробки по данному параметру превосходят классические АКПП и вариаторы. В роботизированной коробке отсутствует гидротрансформатор;
  • небольшой расход масла. К примеру, среднестатистический вариатор потребует от вас залить около 7 литров, в то время как роботу хватит и 2-3 литров;
  • топливная экономичность, потому что принцип работы робота по сути работа МКПП. Нет гидротрансформатора как у классической АКПП с его сложной работой по перекачке жидкостей, где затрачивается часть энергии на работу с гидравликой;
  • по сравнению с обычной МКПП коробка-робот гораздо аккуратней работает сцеплением, поэтому ресурс механических деталей, кроме сцепления, повышается примерно на 40%;
  • ремонт роботизированных коробок, опять же в механической части, не вызывает особых сложностей, ведь подавляющее большинство их узлов эта та самая старая «механика».

Всё выглядит неплохо, согласитесь. Но, конечно же, минусы роботизированной коробки передач также имеются, и очень жирные.

Роботизированная коробка передач с двойным сцеплением

Вся проблема в том, что автоматизированное двойное сцепление управляется только электроникой и в сложных условиях (при частых замедлениях и разгонах, особенно при езде в пробках) переключение передач происходит очень часто, что ведет к перегреву дисков сцепления.

Электроника работает добросовестно, выдерживая плавный режим движения, но как раз эта педантичность и приводит к нежелательным последствиям.

Перегрев сильно сокращает ресурс коробки. Даже самые надежные коробки Volkswagen, в городском режиме эксплуатации с трудом выдерживают 80 тысяч пробега. После чего ремонт просто необходим. А стоит он под 50 тысяч рублей и больше.

Однако, что мы видим, Volkswagen, оснащает все свои модели такими КПП поголовно. Видимо всё же в этом есть смысл, экономия топлива перекрывает расходы по ремонту коробки.

  • невысокий ресурс работы сцепления;
  • трансмиссии с электрическими актуаторами имеют заметную задержку при переключении скоростей. Инженеры решили эту проблему: один из вариантов внедрение гидравлических актуаторов, второй вариант — двойное сцепление. К сожалению, вышеперечисленные способы не делают коробки дешевле;
  • при езде в пробках приходится использовать полуавтоматический режим и самостоятельно управлять переключением скоростей, иначе ресурс агрегата значительно снижается;
  • не редкость рывки, появляющиеся при переключении передач. Это говорит о том, что скоро в ремонт;
  • перегрев сцепления — частая проблема, описанная выше. Перегрев случается еще и при езде накатом или буксировке.
  • ремонт и настройка производится только высококвалифицированными специалистами.

А если по-большому счету, то роботизированная коробка, это гениальное решение, достойное восхищения, за ним будущее. Всё равно инженеры придумают и устранят слабые места у «робота».

А пока, коллеги автолюбители, можно ли назвать героя сегодняшней статьи идеальной КПП? Наверное, нет, хотя перечисленные преимущества весьма весомые.

Робот понравится и любителю неспешной езды, и фанату драйва, просто он чаще будет заезжать в сервис.

Не бойтесь роботизированной коробки, смело приобретайте автомобили с такой коробкой.

А я откланиваюсь и желаю вам всех благ. До новых встреч на страницах нашего блога! Подписывайтесь!

Читайте так же:
Список автомобилей участвующих в программе утилизации 2017 года

Коробки против льда. Особенности зимнего вождения на различных трансмиссиях

Коробки против льда. Особенности зимнего вождения на различных трансмиссиях

Водители, ещё не успевшие перепрограммировать рефлексы, по привычке думают о красном лете, а не о скользкой зиме. Покрышки, естественно, летние. В итоге в ноябре вовсю стрекочет АБС, накатывают волны адреналина, а сотрудники ГИБДД не поспевают на вызовы.

Старая добрая механика

Самым надёжным агрегатом для зимы является, конечно, механика. С её помощью можно чувствовать машину на всю катушку. Неудивительно, что хорошая ручная коробка используется и в раллийных гонках, где нет привычных электронных помощников. С её помощью можно тормозить, нагружать оси, дозировать тягу и подбирать оптимальные обороты под ту или иную крутизну поворота.

Наиболее опытные гонщики умудряются орудовать в гололёд одновременно и газом, и тормозом, то есть двумя педалями. Это помогает тормозить без риска блокировки колёс. То есть для того, чтобы замедляться максимально эффективно на скользком покрытии, ведущие колеса должны крутиться и тащить машину вперёд, а тормозные колодки и диски сбрасывать избыточную скорость своей цепкой хваткой. Но вдруг они перестараются? Вот и приходится прокручивать колёса газом! Иначе даже при стрекочущем АБС машина будет терять в эффективном торможении.

В общем, в опытных руках механика позволяет творить чудеса.

Для начинающих механика превращается в обузу, в особенности без электронных систем безопасности. При ударе по педалям в пол на включённой передаче, колеса блокируются, и двигатель попросту глохнет. Дело неприятное, так как гидроусилитель каменеет, и управлять в разы сложнее. В этот момент нельзя паниковать, а надо выжать сцепление и запустить ключом мотор.

Поэтому лучше сразу приглядеться к современным машинам с АБС. Электроника там не даст мотору заглохнуть, а тормозам блокироваться. Но и здесь необходимо переучивать себя подолгу зависать на низших ступенях. В гололёд лучше не подниматься выше третьей передачи.

Автомат в помощь

Другое дело — автомат. С ним много проще. Благо он доступен и для бюджетных седанов, таких, как Datsun On-Do, Renault Logan или Nissan Almera. Хорош он своим зимним режимом, то есть кнопочкой с изображением снежинки. В нём коробка ограничивает двигатель в оборотах и зависает на третьей ступени, стараясь всегда удерживать автомобиль под тягой.

Подобный японский автомат ставится и на Nissan Terrano. Благодаря ему внедорожник отменно рассекает сугробы в снегопад, а при снижении скорости на светофорах или поворотах быстрее переключается на «вниз и тормозить двигателем».

Более дорогие 6-ступенчатые автоматы «снежной» функции не имеют. Они стоят на массовых седанах Volkswagen Polo или на Kia Rio. Однако, посмотрев на селектор, можно увидеть сбоку от него паз с изображением плюса и минуса. Так выглядит ручной режим коробки, позволяющий самостоятельно выбирать ступени. Приходится самому уже думать головой при езде по снегу. Алгоритм такой же, как на механике. Плавное торможение колодками при заблаговременном переключении трансмиссии вниз. Просто качаешь селектор вперёд или назад, и на приборке загорается цифра действующей передачи. Но в этом случае внимание притупляется. Следишь уже не за скользкой дорогой, но и за процессом переключения. Порой с непривычки качаешь ручку в противоположную сторону, и машина расправляет крылья, потеряв опору в шестернях трансмиссии. Приходится исправлять ошибку, орудовать селектором обратно, отводить глаза от дороги и получать кивок носом от резкого переключения. В общем, надо привыкать.

В списке доступных трансмиссий есть ещё роботы, подразделяющиеся на два вида. Первые производятся из обычных механических трансмиссий путём добавления к ним блока исполнительных механизмов. Под капотом ставится исполнительный механизм, который дёргает сцепление и приводы обычной серийной коробки. У него есть блок управления, завязанный в одну сеть с автомобилем и получающий информацию о дорожной обстановке. Это самый дешевый вариант «автомата» с двумя педалями, но и самый ненадёжный зимой. Переключения происходят с большой задержкой, автомобиль на пару секунд остаётся без тяги и может поплыть на льду.

В ручном режиме робот предсказуемее. Управляется он так же покачиваниями селектора вперёд и назад. Но по скорости смены ступеней он аутсайдер. В моменты переключений автомобиль подолгу остаётся без тяги. Встречаются такие коробки на Renault.

Особая категория — это преселективные роботы с двумя сцеплениями, но это уже более высокая ценовая группа. Идут они на премиальные бренды и по большому блату попадают на топовые Volkswagen Polo и Skoda Rapid. В автомобилестроение они перешли из кольцевых гонок и считаются самыми быстрыми трансмиссиями. Действительно, блок двойного сцепления переключает передачи мгновенно. Тяга почти не уходит с колёс, а спортивный режим работы коробки позволяет подолгу оставаться на низших ступенях и держать мотор в тонусе. Тогда никакой снегопад не страшен. Можно расслабиться за рулем и спокойно наблюдать, как мотор раскручивается на трассе свыше 3 тыс. оборотов.

За доплату для преселективного робота можно заказать лепестки на руле для ручного управления трансмиссией. Тогда общение с автомобилем на зимней дороге в разы упрощается. Среди недостатков преселективного робота чувствительность блока сцеплений к перегрузкам при езде в пробках, а также высокая цена.

Читайте так же:
Как работает механическая коробка передач?

В общем, неплохим вариантом для города можно считать 4-ступенчатые автоматы со снежным режимом. Они дешевле, хорошо переносят зиму и не боятся нагрузок.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Старая добрая механика

Автомобиль, в виденье современного человека – это лишь удобное средство передвижения. На самом же деле, это сложный механизм, который постоянно дорабатывается и модернизируется производителями, дабы соответствовать нормам экономии, комфорта и безопасности пассажиров.

Не смотря на это, некоторые основные узлы в авто остаются практически неизменным, лишь немного улучшаются. Одним из таких агрегатов является коробка передач. Она существенно эволюционировала, появилось множество ее типов и подвидов, но основная функция — передавать крутящий момент с двигателя на колеса осталась неизменной. Если ранее механическая коробка передач выпускалась, в основном, кулачкового типа, то сегодня на автомобили, в основном спортивного образца, устанавливаются коробки передач секвентального типа.

Они отличаются тем, что в секвентальной коробке передач, переключение совершается только последовательно. А при переходе на пониженную скорость, необходимо совершать перегазовку, что требует от водителя определенной сноровки и уровня подготовленности. В плане же легкости и простоты эксплуатации, а главное долговечности и надежности, бесспорным лидером была и остается МКПП.

Принцип работы механической коробки передач

В основном МКПП выпускается пяти и шестиступенчатой. К слову, на заре автомобилестроения популярными были четырёхступенчатые, сейчас это раритет. Механическая коробка является самой надежной в использовании, но достаточно непростой для начинающего водителя, особенно в пробке. Так как требует частой и синхронной работы ног и рук, поэтому её еще называют ручной.

Основными узлами ручной коробки, как впрочем, любой другой, являются валы и шестерни. По количеству валов МКПП разделяются на двух и трехвальные. Двухвальные чаще всего устанавливаются на легковые переднеприводные автомобили, в то время как трехвальные – на передне и заднеприводные, а также на грузовые.

Шестеренки представляют собой зубчатые колеса, которые нанизаны на валы, и при определенном сопряжении друг с другом, на различных передачах, дают разные крутящие моменты и частоту вращения. Переключение скорости совершается только при выжатой педали сцепления.

Трехвальная коробка передач

В коробках вышеуказанного типа используются три вида валов:

  • ведущий;
  • ведомый;
  • промежуточный.

Первый выходит из коробки, для соединения с диском сцепления и передает крутящий момент на промежуточный. Тот в свою очередь находится рядом с ведущим, и соединяется с помощью шестерни, которая закреплена на ведущем. На промежуточном так же присутствует блок шестерней.

Ведомый помещается на одной оси с ведущим, но движется независимо от него. На нем расположены шестерни, которые не имеют жесткой сцепки. Между ними располагаются синхронизаторы, которые закреплены на валу, и движутся вдоль него. На конце синхронизатора расположены зубцы, которые в процессе работы проходят сквозь шестерню ведомого, и таким образом сцепляются. В нейтральной позиции, все шестеренки работают вхолостую, ведомый вал остается неподвижным, потому что зубцы синхронизатора не соединены с шестерней.

В корпусе коробки находятся вилки переключения передач, связанные шарнирами с рукояткой переключения. Они передвигают синхронизаторы вдоль валов. Сам рычаг переключения скоростей, может находиться прямо в коробке, или же в салоне авто справа от водителя. В последнем варианте будет использоваться дистанционное управление, с помощью шарнирных рычагов или тросов, в народе этот дистанционный механизм переключения называется «кулисой».

Правила и особенности эксплуатации МКПП

Вы сели в автомобиль с механической коробкой. Прежде чем завести двигатель, необходимо убедиться в отсутствии сцепления коробки и двигателя. Это возможно в двух случаях:

  1. селектор кпп стоит в нейтральном положении;
  2. выжата педаль сцепления.

Затем следует включить первую передачу, путем перевода рычага в соответствующее положение.

Любые действия с рычагом передач осуществляются исключительно при выжатом сцеплении. Недопустимы резкие движения при переключении, это существенно сократит срок службы коробки, и приблизит момент необходимости её ремонта. Не нужно прикладывать максимум усилий в том случае, если скорость что называется, не втыкается. Просто отпустите и выжмите педаль вновь.

Еще следует запомнить, что при переходе на повышенные, все передачи переключаются последовательно, друг за другом. Сам момент переключения следует выбирать, руководствуясь приборами — спидометром и тахометром соответственно. Достаточно много зависит от вашей манеры езды.

Заключение

Несмотря на общий стереотип, касательно сложности управления автомобилем с механикой, они имеют множество преимуществ, если сравнивать с той же автоматической коробкой.

  • Это свобода выбора режима вождения. Хотите драйва, жженой резины или резкого старта – на механике все это возможно.
  • Или вы хотите экономичной, спокойной езды с минимальным расходом топлива? Опять данный тип коробки переключения передач подойдет идеально.
  • А так же, это возможность притормаживать двигателем, что существенно повысит вашу безопасность на скользкой дороге.
  • Возможность буксировки автомобиля, без погрузки на эвакуатор, что значительно сэкономит ваше время и деньги.

Читайте так же:
Восстановление обогрева заднего стекла, как найти и устранить обрыв нитей

Старая добрая механика

В гостевой книге получил вопрос:

» Здравствуйте, Егор. Вот уже пару лет посматриваю ваш сайт. Моё увлечение рядом с вашим радиолюбительством. Больше попаять. Вот обратил внимание на то что много описаний простых решений проблем. Хочу спросить. В моём городе FM радио нет. Ближайшие радиостанции в областных центрах. Начал с обычной вертикальной 🙂 Слабый сигнал. Для уверенного приёма музыки сделал простую направленную антенну на 108 мгц, (две рамки) но её приходится иногда выходить во двор поворачивать на три больших города. Потому што радиостанции разные. Можно ли как-то сделать чтобы и так и так работало хорошо? » Конец цитаты.

Когда-то я уже отвечал на похожий вопрос. И ключевая фраза там была: «Вы удивитесь разнице при переходе на внешнюю антенну» 🙂 Правда там был вопрос по приёму спутников. Ну неважно. Просто то решение, которое я тогда предложил, работает хорошо и практически ничего не стоит 🙂 Но чудес в природе не бывает. Либо просто и недостаточно хорошо, но со всех сторон, либо просто и хорошо, но с одной стороны. В случае с Леонидом можно рассмотреть вопрос о том, что может быть эффективнее будет решить вопрос вращения, чем проблему коэффициента усиления антенны. Дабы не отправлять по ссылке, просто копирую кусочек старого материала. Он короткий: . в принципе достаточно двух элементов колинеарной или столько же Яги или квадратов. Желательно, конечно,

компенсировать глубокие замирания сигнала из-за вращения спутников (поляризация), но и так всё разбирается. Кто желает посмотреть (а может быть и сделать потому что очень просто) элементарные 2 элемента Яги с круговой поляризацинй — сюда 🙂 Да в принципе в интернете очень много вариантов. Если есть желание, за неделю можно обзавестись парочкой таких. А если есть возможность еще и покрутить их с помощью элементарного фанерного или пластмассового круга и рычага из окна (балкона) — вообще замечательно. Такой ротатор позволит вам «крутить» балконную или садовую антенну почти на 360 градусов. Если прменить присущую бедным слоям населения смекалку, то можно модифицировать это в поворотку c велосипедной цепью, или веревочные блоки. 🙂

  • Назад
  • Вперёд

You have no rights to post comments Недостаточно прав для комментирования

Школа радиста

Урок третий+. Учимся разбирать электрические схемы.

Так как тема довольно таки обширная и теоретического материала много, его сокращение будет лежать на плечах учителя, проводящего занятия. Нужно учитывать так же усвояемость материала и затягивать данную тему сильно не стоит. Может даже имеет смысль этот материал разбирать с перерывами на другие темы ну или например по определнным дням недели.

В подборе материала я решил не «изобретать велосипед» и воспользоваться готовыми материалами от сайта «Практическая электроника».

Как создавать материалы в JCE редакторе

В Джумле материалы не как в блоге, по хронологии, а пишутся в базу данных, что даёт возможность группировать их по особому, выводить в нужное время в нужное место и т.д. То есть надо помимо самого текста и картинок указать другие, служебные параметры. Главных два — это категория и опубликовать или придержать в редактор на самом деле в БД). Итак заходим на hammania.net, в меню выбираем Статьисоздать материал. Попадаем на этот экран. Если не попадаем то или не прошли авторизацию, или не дали прав.

Урок второй. Электричество — подробнее

В наше повседневной жизни мы часто сталкиваемся с таким понятием как «электрический ток». Что же это такое и всегда ли люди знали о его существовании?

Сейчас без электричества представить нашу жизнь невозможно. Электричество настолько глубоко проникло в нашу обыденную жизнь, что мы порой и не задумываемся, что это явление помогает нам во всех аспектах нашей жизни.

Подробное изучение электрического тока можно отнести к периоду конца девятнадцатого века, но первые электрические явления люди наблюдали ещё в пятом веке до нашей эры. Они замечали, что потёртый мехом или шерстью кусок янтаря притягивает к себе лёгкие тела, например, пылинки. Древние греки даже научились использовать это явление – для удаления пыли с дорогих одежд. Ещё они заметили, что, если сухие волосы расчесать янтарным гребнем, они поднимаются, отталкиваясь друг от друга.

Перечень знаний и умений на ECC Report 089 CEPT (ENTRY LEVEL)

Тематический перечень для экзаменационных вопросов для присвоения категории

согласно положениям рекомендации ECC Report 089 CEPT (ENTRY LEVEL)

1. Практические рабочие аспекты

1.1. Знакомство с управлением передатчика или трансивера

1.1.1. Включение/выключение питания, переключатель диапазонов, настройка и индикация частоты, громкость, уровень мощности и дисплей, усиление звукового сигнала с микрофона.

1.2. Работа на коротких волнах

1.2.1. Настройка в режиме SSB с верхней и нижней боковой полосой,

Читайте так же:
ХАБЫ — что это такое

1.2.2. Вызов корреспондента, общий вызов,

1.2.3. Способность проведения радиосвязи в приемлемом формате, рапорта, обмен информации об имени оператора, информации о станции. Демонстрация использования аппаратуры

Как мы будем учить

Увважаемые читатели. Мы открывает нашу виртуальную школу при виртуальной коллективной радиостанции для того чтобы дать вам возможность приобщиться к очень интересному занятию — радиолюбительству. Наши уроки будут очными, заочными и контрольными. Материалы будут излагаться короткими тезисами, не более 50-100 строк за раз, очень простым языком. По вечерам наши преподы (сенсей Гена, сенсей Саша и сенсей Гоша) часто будут доступны в онлайн, где попытаются ответить на ваши вопросы. Еще удобнее форма общения в форуме, потому что снимает вопрос времени : когда вам удобно.

Урок первый. Электричество.

Начнём с простого. Батарейка. Это «законсервированное» электричество. Оно находится внутри и по команде (замыканию выключателя) может делать какую-то работу: светить, вращать моторчик ручного вентилятора, когда жарко, обеспечивать вас звуком от работающего радиоприёмника на пляже. Пока контакты не замкнуты, электричество есть, но работу не делает. Спит. Это называется напряжение. Или потенциал. Типа может делать, но пока не делает. Напряжение всегда подают по ДВУМ проводам: плюс и минус. Вообще-то бывает еще и переменное напряжение, но о нём позже.

Вариатор? Робот? Гидромеханика? DSG? Или все же «ручка»?!

Общие соображения насчет плюсов и минусов «ручки» и автомата мы недавно высказывали. Однако тут же пообещали продолжить тему: ведь автоматы не ограничиваются одной только гидромеханикой. Разбираемся в роботах, вариаторах и прочих DSG.

Очевидно, что проще, надежнее и дешевле механики сегодня ничего нет. Поэтому любой шаг в сторону от привычной «ручки» повлечет за собой определенный набор проблем — от технических до финансовых и даже организационных: взять ту же буксировку неисправной машины. В качестве компенсации за отсутствие третьей педали получаем комфорт и… А вот насчет «и» как раз и расскажем.

Робот с одним сцеплением

Примеры использования: Smart fortwo, Лада Веста, Лада Иксрей.

Примитивный «недоавтомат» имеет сторонников: многие уверяют, что ездить с такой коробкой удобно и комфортно. При этом надежность несложного агрегата считается более высокой, чем у гидромеханики и уж подавно вариатора. В основе такого робота лежит обычная механика, однако ресурс сцепления у него повыше — по заводским данным, процентов эдак на 40.

Достоинства

  • Довольно надежная коробка передач
  • Относительно проста в ремонте — почти как в случае с механикой
  • Повышенный, в сравнении с механикой, ресурс сцепления (по заявлениям производителей)
  • Требует меньше масла в сравнении с вариатором
  • Допускает откатывание машины назад, в отличие от полноценного автомата
  • Реакции на управляющие действия водителя замедленные
  • Рывки при переключениях
  • На подъемах часто размыкается сцепление — из-за перегрева. Коробка переходит в аварийный режим

Впервые столкнулся с этим типом коробки передач, взяв в середине нулевых в аренду в Италии Fiat Grande Punto с 90-сильным турбодизелем и однодисковым роботом.

Короче, мое мнение: однодисковый робот — ни за что. Лучше танцевать джигу на педалях служебного Ларгуса с механической коробкой передач в диких московских пробках, когда десяток километров порой продираешься час, чем такие автоматы.

Робот с двумя сцеплениями

Примеры использования: некоторые модели Mercedes-Benz, BMW, Mini, Ford, большинство автомобилей концерна Volkswagen, включая Audi, Skoda, Seat.

Суть идеи состоит в том, что за четные и нечетные передачи отвечают отдельные первичные валы и, соответственно, отдельные диски сцепления. Если вы движетесь на первой передаче, то второй вал уже вращается на второй! За счет этого переключение происходит очень быстро — за миллисекунды. Человек на такую проворность неспособен. При этом никакие рывки во время смены передач практически не ощущаются. Используются как «мокрые» диски сцепления, работающие в масле, — тогда это шестиступенчатая коробка DSG 6, так и «сухие» — 7-ступенчатая DSG. Ресурс «сухих» сцеплений весьма ограничен и практически никогда не достигает 100 000 км пробега, а при агрессивной езде не превышает порой 30 000 км.

Достоинства

  • Быстрые, незаметные переключение
  • Хорошая динамика разгона
  • Экономичность
  • Удорожание конструкции
  • Недостаточная надежность блоков управления
  • Недостаточный ресурс «сухих» сцеплений

Личные впечатления ограничиваются поездками на автомобилях, которые нашему издательству предоставляют для испытаний российские представительства различных марок. Машины эти практически новые, с небольшими пробегами, на которых характерные проблемы двухдисковых роботов еще не успели проявиться. Все выглядит отлично: быстро, мощно, тихо — одни плюсы. Если же выбирать автомобиль для личного пользования, а пробег предстоит накатывать большой, то лучше предпочесть в качестве коробки передач традиционный гидромеханический автомат или старую добрую механику.

Вариаторы

Кайф от такой коробки состоит в том, что привычных ступенчатых переключений здесь нет в принципе! На входном и выходном валах закреплены конусообразные диски, образующие в сумме эдакий шкив с изменяемым диаметром. Валы соединяет передача — клиноременная, цепная и т.п. Смещая конусы друг относительно друга, можно плавно изменять передаточное число. Игрушка — не из дешевых. Для работы требуется особая трансмиссионная жидкость, уровень которой нужно тщательно контролировать.

Читайте так же:
Почему кипит машина и что с этим делать

Разновидностей вариаторов довольно много — ниже перечислены основные.

Вариатор клиноременный

Примеры использования: Nissan Qashqai, Nissan X-Trаil, Renault Kaptur, Mitsubishi Outlander и др.

Клиноременный вариатор на сегодняшний день наиболее распространенный тип бесступенчатых коробок передач. Крутящий момент транслирует металлический толкающий ремень. Торцы надетых на ленту трапециевидных элементов, соприкасаясь с конусами, приводят их во вращение. Вместе с тем применен обычный гидротрансформатор с блокировкой, как на гидромеханических автоматах. При троганье с места гидротрансформатор повышает крутящий момент двигателя вплоть до величины в четыре раза большей. Применение этого узла обеспечивает плавное начало движения при передвижении в городских пробках.

Достоинства

  • Отсутствуют переключения
  • Проще и дешевле гидромеханического автомата
  • Ресурс ремня, как правило, ограничен 150 000 км

Вариатор клиноцепной

Примеры использования: Audi А6 , Subaru Forester.

Устройство похоже на клиноременный вариатор, но вместо ремня в качестве передачи используется металлическая цепь, состоящая из пластин, соединенных клиновидными осями. Именно торцы этих осей и передают крутящий момент. Другое отличие состоит в том, что в коробках Audi используется пакет сцеплений и двухмассовый маховик вместо гидротрансформатора.

Достоинства

  • Отсутствуют переключения
  • Проще и дешевле гидромеханического автомата
  • Ограничения по передаче крутящего момента

Оба типа бесступенчатых трансмиссий в последнее время стали делать с виртуальными ступенями. Якобы это больше нравится водителям, потому что двигатель не воет на одной ноте.

По потребительским свойствам вариатор — лучший тип коробки передач. Она обеспечивает быстрый разгон, а что до монотонного звука. Помнится, Хоттабыч удалил звук двигателей летящего самолета, а к чему это привело? Участники событий едва спаслись. На ровном шоссе при скорости автомобиля чуть за сотню обороты двигателя не достигают 2000. Торможение двигателем — есть. Лично я побаиваюсь за ресурс ремня и грею зимой даже больше не двигатель, а вариатор. А так — идеальная коробка (тьфу, не передач)!

И, да, забыл: вариаторы на склоне назад не откатываются!

Старая добрая гидромеханическая коробка передач

Примеры использования: практически весь модельный ряд корейских и американских брендов, а также относительно мощные автомобили других производителей.

Представляет собой ступенчатую планетарную коробку передач, соединенную с двигателем через гидротрансформатор. Выбор и переключение планетарных рядов раньше осуществлялись гидромеханически, а сейчас вездесущая электроника вместе с системой управления двигателем определяет, на какой передаче следует работать силовому агрегату в данный момент. Число ступеней постоянно увеличивается, достигая девяти на самых дорогих автомобилях.

Достоинства

  • Отработанная конструкция
  • Возможность оперировать с огромными крутящими моментами
  • «Живучесть» при длительном буксовании
  • Несколько меньший КПД, чем у вариатора
  • Чувствуются переключения, особенно при небольшом количестве ступеней

Здесь особенно выделяется «всефранцузская» четырехступенчатая коробка передач DP0. Эту коробку и ее многочисленные реинкарнации до сих пор устанавливают на огромное число относительно маломощных автомобилей Peugeot, Citroen и Renault. Наиболее часто в нашей стране с этой коробкой сталкивались владельцы таких автомобилей, как Peugeot 307, Citroen С4, Renault Logan (со всем семейством) и Megane. Нрав коробки довольно строптивый, случаются «затыки» с переключениями. Надежность тоже не выдающаяся: редкая КП этого типа доживает до 80 тысяч км без ремонта. Причем иногда удается обойтись заменой клапанов, а порой приходится менять половину «начинки».

А вот «всеяпонский» производитель автоматов Jatco сумела сделать относительно беспроблемную «четырехступку». Одна из версий ставится даже на седанчик и хэтчбек, выпускающиеся у нас под японским брендом Datsun.

И все-таки для современного автомобиля с гидромеханическим автоматом число ступеней должно быть не меньше шести. Сверхпопулярные Rio и Solaris в последней генерации это полностью подтверждают. Многоступенчатые автоматы куда экономичнее, особенно при езде по трассе. На мощных бизнес-седанах, на тяжелых кроссоверах и внедорожниках альтернативы гидромеханическим трансмиссиям и вовсе нет и пока не предвидится. Скорее уж они станут гибридными, и тогда вся трансмиссия будет скомпонована совсем иначе. Но это уже другая история.

Выводы

Для тяжелых условий эксплуатации, для мощных двигателей или в ситуации, когда нравящаяся машина не выпускается с другим типом автомата, можно брать гидромеханическую коробку передач. Но с числом ступеней не меньше шести.

Вариатор хорош в составе малых и средних автомобилей (не больше, чем среднеразмерный кроссовер).

Автомобиль с роботизированной коробкой передач и двумя сцеплениями советую покупать, только если вы собираетесь ездить на нем не дольше гарантийного срока. Дальше все преимущества будут нивелированы дорогостоящим ремонтом. Автомобили с однодисковым роботом, на мой взгляд, не достигли совершенства в области удобства управления тягой и не отличаются высокой надежностью в трудных условиях.

В заключение, как обычно, жду от вас комментариев. Какой тип коробки передач вам нравится, на каком ездите и о каком мечтаете?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию