Ступичный подшипник – для слаженной работы колес!
Ступичный подшипник – для слаженной работы колес!
Передний и задний ступичный подшипник – это устройства, которые поддерживают часть опоры автомобиля. Главная их функция – зафиксировать вал или ось. Когда элемент приходит в негодность, поездки отменяются, остается заняться ремонтом. Мы расскажем, как самостоятельно заменить этот узел.
Для чего нашей машине ступичный подшипник?
Этот элемент обеспечивает свободное вращение или качение, в зависимости от детали, которую он фиксирует. Также у него есть вторая функция, которую он выполняет, это надежное восприятие нагрузки и стабильная передача на другие элементы. Если рассматривать этот подшипник, то он, чаще всего, применяется в конструкции легковых и грузовых автомобилей.
Как передний, так и задний ступичный подшипник, выдерживает огромное количество нагрузок, поэтому обладает высокой прочностью. Высокое давление оказывается на них при торможении или при наборе скорости во время езды. Принцип работы данной детали очень прост: она обеспечивает ровное вращение колеса вокруг своей оси. Задние и передние подшипники выполняют одну и ту же функцию, но само устройство деталей отличается друг от друга.
Когда необходима замена ступичного подшипника?
Есть ряд причин, которые могут привести к быстрому износу или выводу из строя ступичных подшипников. Одна из них – была произведена неправильная установка и некорректно отрегулирован зазор. Если в итоге он будет слишком большим или слишком маленьким, срок работы элемента значительно уменьшится. Определить данную неисправность возможно только внешне. Никакого дискомфорта при езде вы испытывать не будете, также никаких шумов или скрежетов автомобиль издавать не будет, естественно, до поры до времени, пока авто просто не встанет намертво с рассыпавшимся подшипником.
Именно поэтому после ремонта или даже покупки автомобиля следует посмотреть самому, как именно расположен подшипник.
Причиной поломки может быть повреждение или деформация тел качения. В данном случае вы сможете услышать шум во время движения автомобиля. Решение данной проблемы одно – замена заднего или переднего ступичного подшипника своими руками или в автосервисе. И еще одной проблемой может стать потеря смазочного материала, если была нарушена герметичность, тогда деталь остается только заменить. Лучше всего не допускать данной проблемы и проверять каждые 30 тысяч километров наличие смазки на подшипнике.
Съемник ступичных подшипников или как сделать демонтаж?
Итак, перейдем к главному вопросу нашей статьи, как поменять ступичный подшипник. Перед заменой необходимо произвести демонтаж. Производится он следующим образом: сначала блокируем колесо, выкручиваем болты крепления колеса и откладываем их в сторону. Далее на домкрате поднимаем автомобиль и фиксируем его. Аккуратно извлекаем тормозные детали, и главное, не отсоединяем гибкий шланг. Теперь снимаем тормозной диск и защитный кожух, если такой имеется на вашей модели автомобиля.
Далее отсоединяем гайку полуоси, затем необходимо отсоединить наконечник рулевой тяги, нижний рычаг и потом стабилизатор передач. Теперь следует снять ступицу очень осторожно: раскачивайте кулак, а также внимательно следите за полуосью, она не должна выскочить из коробки передач.
Дальше снимаем уплотнительное и стопорные кольца, а также другие детали фиксации, которое имеются на вашей модели автомобиля. Используя съемник ступичных подшипников, демонтируем внутреннее кольцо со ступицы и переустанавливаем кольцо подшипника другой стороной.
Затяжка ступичного подшипника – осуществляем монтаж детали
Демонтаж произведен, теперь необходимо выполнить сам монтаж. Здесь работа предстоит сложнее и кропотливее. Выполняем все внимательно и поочередно, согласно следующей инструкции.
Сначала смазываем внутреннюю часть посадочной поверхности, устанавливаем на место стопорное кольцо. Затем запрессовываем новый подшипник полностью в поворотный кулак. В данном случае необходима сильная затяжка элемента. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что два внутренних кольца должны держаться все время в одном комплекте с подшипником.
Дальше происходит установка второго стопорного кольца. Производим соединение стопорного кулака со стойкой и закрепляем с необходимым усилием. Главное – не оставить люфт ступичного подшипника при соединении деталей. Далее устанавливаем механизм в сборе на полуось и производим установку остальных деталей в обратном порядке. Остается снять машину с домкрата и проехаться по ровной поверхности, проверить, насколько равномерно и плавно катится ваш автомобиль.
Ступичный подшипник: как добиться слаженности в работе колес?
Ступица является одним из самых незаменимых элементов любого автомобиля. Именно с ее помощью крутящий момент передается коленчатому валу. Неотъемлемую роль эта деталь играет и в обеспечении замедления хода автомобиля. Передний же и задний ступичные подшипники, которые входят в конструкцию ступицы обеспечивают поддержание части опоры автомобиля, фиксируют вал и ось. При выходе из строя этих устройств поездка на автомобиле становится невозможной. Единственное что необходимо сделать при таком повороте событий – это немедленно приступить к ремонтным работам. В данном материале будет детально рассказано о предназначении ступичного подшипника и тонкостях его замены.
Зачем машине ступичный подшипник?
Ступичный подшипник предназначен обеспечивать свободное вращение или качение, а также надежно воспринимать получаемые нагрузки и в последующем стабильно осуществлять их передачу другим элементам. Применяется ступенчатый подшипник в основном в конструкциях грузовых и легковых автомобилей. Поскольку в процессе эксплуатации на этот элемент приходится большое количество нагрузок, он должен быть изготовлен из высокопрочных материалов. При наборе скорости и торможении ступенчатый подшипник испытывает высокое давление.
Как понять, что ступенчатый подшипник нужно менять?
Существует целый ряд причин, способствующих быстрому износу этой детали. Как правило, выход из строя элемента могут провоцировать следующие факторы:
- Неправильная установка;
- Некорректная регулировка зазора;
- Деформация и повреждения тел качения;
- Потеря смазочного материала.
Неправильно отрегулированный зазор напрямую влияет на срок работы элемента. Определяется подобная неполадка по визуальным признакам. Никакого влияния на поведение автомобиля такое нарушение оказывать не будет. Однако так будет происходить до определенного момента, когда подшипник окончательно не сломается и не превратится в рассыпавшуюся массу. При возникновении деформаций и повреждений дело будет обстоять по-другому. Понять, что нарушение на автомобиле имеется можно по характерному шуму во время поездки.
Как заменить ступичный подшипник?
Одним из самых сложных моментов в замене является его демонтаж старого подшипника. Для этого необходимо выполнить целый ряд манипуляций:
- Заблокировать колесо и выкрутить болты крепления колеса;
- Поднять домкратом авто и извлечь тормозные детали;
- Демонтировать тормозной диск и защитный кожух;
- Отсоединить гайку полуоси и наконечник рулевой тяги;
- Демонтировать нижний рычаг и стабилизатор передач;
- Снять ступицу, кольца и детали фиксации.
С помощью съемника снять внутреннее колесо со ступицы и переустановить кольцо подшипника другой стороной.
О том, как выполнить монтаж ступичного подшипника будет подробно рассказано в этом видеоролике:
Как подобрать ступичный подшипник
Важно понимать, что подшипник ступицы – это самый нагруженный элемент, принимающий на себя одновременно как осевые, так и радиальные нагрузки. Благодаря чему уменьшается трение для всех элементов узла и срок службы всей системы увеличивается. В зависимости от автомобиля количество подшипников в его системе может варьироваться от 20 до 100. Рассмотрим, какими они бывают.
Разновидности
Производители автомобилей чаще устанавливают однорядные роликовые конические, однорядные радиальные шариковые и двухрядные радиально-упорные подшипники ступицы. Также существуют детали для передних и задних колес: передний ступичный подшипник и задний ступичный подшипник. Как правило, эти детали производят из металла, за редким исключением из полимеров.
Выбирая запчасти, следует отдать предпочтение закрытым конструкциям, так как в отличие от открытых, сердцевина такой детали будет защищена от влаги, пыли и грязи.
Какой бы идеальной не была деталь, у нее есть свой срок службы.
Как часто нужно менять ступичный подшипник?
Частота замены данных деталей зависит от состояния дорог, манеры вождения и пробега.
Для каждой модели автопроизводители прописывают свои рекомендации.
Какие ступичные подшипники лучше
Автоконцерны производят на своих заводах лишь сборку моделей автомобилей. Такие детали как передний или задний ступичный подшипник они не создают. Но, безусловно, отдают предпочтение лучшим производителям в своем сегменте. Это очень важно знать при выборе запчастей.
Поэтому если Вы решили купить оригинальную деталь, то у Вас два пути. Можно сделать заказ на официальном сайте автопроизводителя и получить подшипник, перепакованный в фирменную коробку с логотипом. Стоимость такого заказа будет в разы выше стоимости самой детали. Второй путь – купить у поставщика запчастей напрямую. Чтобы узнать его, достаточно рассмотреть маркировку на изначально установленном подшипнике.
Ведущие производители автомобилей отдают предпочтение лучшим производителям автозапчастей: FAG, INA, ASAHI, IKO, IBC. Не говоря уже о том, что эти детали выдерживают тестирования на допустимые нагрузки и особенности эксплуатации конкретных моделей машин. Поэтому мы настаиваем на замене только оригинальных деталей!
Как отличить оригинал от подделки
Мы живем в век, когда подделкой уже никого не удивишь. Недобросовестные дельцы реализуют продукцию под чужими брендами. Поэтому производителям, заработавшим себе доброе имя и репутацию, приходиться защищать свою продукцию дополнительными способами.
Подшипник ступицы: надежная опора колеса
Подшипник ступицы: надежная опора колеса
Самоустанавливающийся конический подшипник ступицы
В большинстве колесных транспортных средств колеса удерживаются ступицей, которая опирается на ось через специальные подшипники. Все о подшипниках ступицы, их существующих типах, конструкциях, особенностях работы и применимости, а также о правильном подборе и замене этих деталей — читайте в статье.
Что такое подшипник ступицы?
Подшипник ступицы (ступичный подшипник) — узел ходовой части (подвески колес) колесных транспортных средств; подшипник качения той или иной конструкции, обеспечивающий соединение, центровку и свободное вращение ступицы колеса на оси.
Ступичный подшипник выполняет несколько функций:
- Обеспечение возможности вращения ступицы на оси (цапфе) с минимизацией сил трения;
- Механическое соединение ступицы с осью (цапфой) или поворотным кулаком;
- Центровка ступицы на оси;
- Распределение радиальных и поперечных сил и моментов, передающихся от колеса через ступицу на ось и подвеску автомобиля, и в обратном направлении;
- Разгрузка полуосей ведущего моста — колесо держится не на полуоси, а опирается на поворотный кулак, цапфу или балку моста.
Ступичные подшипники используются для монтажа ступиц всех колес легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и иной техники, управляемых колес тракторов малых тяговых классов (обычно в них задние колеса жестко соединены с полуосями), а также в мотор-колесах транспортных средств с электромеханической трансмиссией. Подшипник ступицы имеет первостепенное значение для ходовой части ТС, поэтому при любых неисправностях он подлежит замене. Но прежде, чем делать покупку подшипника, необходимо разобраться в его типах, конструкции и особенностях.
Типы, конструкция и особенности подшипников ступицы
Для установки ступиц на оси используются подшипники качения, которые при высокой прочности и надежности обеспечивают максимальное снижение сил трения. В общем случае конструкция подшипника проста: это два кольца — наружное и внутреннее — между которым расположен ряд тел качения, заключенных в сепаратор (сетку из металла или пластика, обеспечивающую правильное расположение тел качения). Внутреннее пространство заполнено консистентной смазкой, щели между кольцами закрыты крышками, предотвращающими утечку смазки и загрязнение внутренней части подшипника. Устройство различных типов подшипников может отличаться, о чем сказано ниже.
Ступичные подшипники классифицируются по конструкции и используемым телам качения, а также по направлению воспринимаемой нагрузки.
По используемым телам вращения подшипники бывают:
- Шариковые — качение происходит на стальных шариках;
- Роликовые — качение осуществляется на роликах конической формы.
При этом по расположению тел качения подшипники делятся на две группы:
- Однорядные;
- Двухрядные.
В первом случае между кольцами располагается один ряд шариков или роликов, во втором — по два ряда.
По нормальному для них направлению нагрузки подшипники ступицы бывают:
- Радиально-упорные;
- Радиально-упорные самоустанавливающиеся.
Радиально-упорные подшипники воспринимают силы, направленные как поперек оси (по радиусу), так и вдоль нее. Это обеспечивает нормальную работу подшипника, независимо от характера движения колес — будь то это колебания в вертикальной плоскости (при проезде по неровностям дороги), или отклонения колеса от продольной оси (повороты управляемых колес, боковые нагрузки на колеса при преодолении радиусов или при движении с уклоном, боковые удары по колесам и т.д.).
Самоустанавливающиеся подшипники за счет конструкции обеспечивают компенсацию некоторой несоосности оси и ступицы, снижая интенсивность износа деталей.
Конструктивно подшипники рассмотренных выше типов отличаются.
Однорядные конические радиально-упорные подшипники. Состоят из двух колец, между которыми зажаты конические ролики, разделенные сепаратором. Внутреннее пространство подшипника заполнено консистентной смазкой, она защищена от засорения и утечек с помощью уплотнительного кольца. Деталь этого типа является неразборной.
Однорядные конические радиально-упорные самоустанавливающиеся подшипники. Состоят из двух колец, между которыми расположен ряд конических роликов в сепараторе. Однако детали не имеют жесткого соединения, поэтому ролики могут несколько изменять свое положение при смещении оси ступицы относительно оси цапфы. Подшипник является разборным либо частично разборным (снимается только наружное кольцо, внутреннее кольцо и сепаратор с роликами составляет цельную деталь).
Ступица с интегрированным двухрядным шариковым самоустанавливающимся подшипником
Двухрядные шариковые радиально-упорные обычные и самоустанавливающиеся подшипники. Состоят из двух широких колец, между которыми в шахматном порядке расположены два ряда шариков, разделенных общим сепаратором. Самоустанавливающиеся подшипники за счет особой формы внутренних поверхностей колец обеспечивают возможность смещения рядов шариков относительно оси цапфы. Обычные подшипники этого типа являются неразборными, самоустанавливающиеся — могут быть как неразборными, так и разборными.
Двухрядные роликовые радиально-упорные подшипники. Имеют конструкцию, аналогичную предыдущей. Обычно конические ролики каждого ряда имеют зеркальное расположение — широкой частью роликов наружу. Такое положение обеспечивает равномерное распределение нагрузок и центровку деталей. Подшипники этого типа являются неразборными.
Наконец, ступичные подшипники делятся на две группы по конструктивному исполнению:
- Отдельные подшипники;
- Подшипники, объединенные в один узел со ступицей.
Первый тип — это обычные подшипники, которые могут устанавливаться и демонтироваться без замены других сопряженных деталей. Второй тип — это подшипники, интегрированные в ступицу колеса, поэтому они не могут заменяться отдельно.
Места установки и применимость ступичных подшипников
Подшипники ступицы делятся на ряд групп по месту установки и применимости:
- Подшипники ступиц управляемых ведущих колес (переднеприводных и полноприводных автомобилей);
- Подшипники ступиц управляемых ведомых колес (заднеприводных автомобилей);
- Подшипники ступиц ведомых неуправляемых колес (переднеприводных автомобилей, а также четырехосных автомобилей с опорными не ведущими мостами);
- Подшипники ступиц ведущих неуправляемых колес (заднеприводных и полноприводных автомобилей).
В различных по типу мостах и ступицах используются определенные типы подшипников:
- В ступицах управляемых ведущих колес легковых автомобилей — двухрядные шариковые или роликовые подшипники;
- В ступицах неуправляемых ведущих и ведомых колес легковых автомобилей — как двухрядные шариковые или роликовые подшипники (в большинстве современных авто), так и по два конических подшипника (во многих авто ранних выпусков, в том числе и отечественных);
- В ступицах всех колес полноприводных и заднеприводных коммерческих и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов и иной техники (за редким исключением) — по два конических подшипника.
Конструкция ступичного узла задних колес переднеприводных легковых автомобилей
Монтаж подшипников осуществляется различными способами. На задних колесах переднеприводных легковых ТС подшипник ступицы надевается на цапфу, а на его наружное кольцо монтируется сама ступица либо тормозной барабан. Такую же конструкцию имеют и аналогичные узлы грузовых автомобилей и заднеприводных легковых автомобилей, однако здесь на ось устанавливается по два подшипника. На передних колесах переднеприводных легковых автомобилей подшипник устанавливается в поворотный кулак, а ступица монтируется во внутреннее кольцо подшипника.
Вопросы подбора, замены и обслуживания подшипника ступицы
Ступичные подшипники подвергаются высоким нагрузкам, поэтому они подвержены быстрому износу и поломкам. В тех случаях, когда появляется гул подшипников, ухудшается управляемость автомобиля, возникает неустранимый люфт ступиц и наблюдается перегрев ступичных узлов, следует проверить подшипники. При обнаружении их износа или поломок необходимо произвести замену.
На замену следует выбирать подшипники тех типов и каталожных номеров, которые были установлены ранее. Изменять тип ступичного подшипника не рекомендуется, так как это может непредсказуемо изменить характеристики ходовой части. Особое внимание нужно уделять выбору конических подшипников, устанавливаемых парами — в одних случаях их можно заменять независимо друг от друга, в других случаях возможна только парная замена. А если в автомобиле используются ступицы с интегрированными подшипниками, то покупать придется весь узел в сборе — отдельная замена подшипников в них невозможна.
Производить замену и регулировку ступичных подшипников следует в соответствии с инструкцией по ремонту данного автомобиля (автобуса, трактора), а впоследствии нужно выполнять оговоренные инструкцией мероприятия по техническому обслуживанию данных узлов. Решив выполнять замену самостоятельно, следует запастись специальным инструментом для выпрессовки и запрессовки подшипников, иначе эту работу выполнить не удастся.
При правильном подборе и замене, а также при регулярном ТО ступичных подшипников ходовая часть транспортного средства будет нормально работать в любых условиях на протяжении десятков тысяч километров.
Другие статьи
Винты, болты и гайки, разложенные по столу или в пластиковой емкости, легко теряются и повреждаются. Эту проблему при временном хранении метизов решают магнитные поддоны. Все о данных приспособлениях, их типах, конструкции и устройстве, а также о выборе и применении поддонов — читайте в этой статье.
В подвесках грузовых автомобилей, автобусов и другой техники предусмотрены элементы, компенсирующие реактивный момент — реактивные штанги. Соединение штанг с балками мостов и рамой осуществляется с помощью пальцев — об этих деталях, их типах и конструкции, а также о замене пальцев читайте в статье.
Многие модели автомобилей МАЗ оснащаются приводом выключения сцепления с пневматическим усилителем, важную роль в работе которого играет клапан включения привода. Все о клапанах включения привода сцепления МАЗ, их типах и конструкции, а также о подборе, замене и ТО данной детали — узнайте из статьи.
При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.