Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Технологии производство литых дисков и материалы

Легкосплавные диски — все, что нужно знать

Существует три основных вида легкосплавных дисков (отличаются свойствами и технологиями производства):

Литые легкосплавные диски
Кованые диски
Сборные диски

В частности, при выборе легкосплавных дисков, автолюбителю нужно понимать, какие они бывают, каковы принципиальные отличия разных видов дисков, и чем отличается плохой легкосплавный диск от хорошего и на что обращать внимание при покупке легкосплавных дисков. Ответы на все эти вопросы Вы найдете на этой странице.

Дополнительно рекомендуем почитать:

Диски Replica — что это такое и можно ли их покупать?
Вылет диска — возможны ли отклонения от штатного?
Расшифровка маркировки на диске
Производственный процесс изготовления литых и кованых дисков — видео
Шинный калькулятор — расчет всех параметров диска и покрышки онлайн
Ремонт литых дисков — что можно делать и какие нюансы?

Наиболее распространенными на сегодняшний день являются литые легкосплавные диски, поэтому, с них наверное и нужно начинать.

Как делают литые диски?

Способ производства литых дисков понятен даже из их названия – эти диски отливают в готовую форму. Для производства литых дисков используют сплавы на алюминиевой основе (именно поэтому в Европе такие диски называют алюминиевыми), либо (что бывает намного реже) – сплавы на магниевой основе

Нужно сказать, что характеристики готового диска, в том числе его надежность, устойчивость к ударам и прочность очень зависят от многих факторов, начиная от качества сплава, литейной формы, и заканчивая качеством конечной обработки и покраски. Поэтому категорически не следует спешить с покупкой самых дешевых литых дисков – не исключено, что их качество хромает на обе ноги.

Чем литые диски отличаются от стальных?

Основными отличиями литых дисков от стальных являются вес, цена, а также внешний вид – про это знают все. Литой диск, в среднем, на 30-40% легче стального, что существенно влияет на управляемость автомобиля и снижает нагрузку на подвеску. Кроме того, литые диски гораздо эстетичнее и красивее смотрятся на машине, что является основной мотивацией к их приобретению. Но, за все удовольствия нужно платить, поэтому, разумеется, стоимость литого диска может превысить стоимость его стального аналога в несколько раз.

Но есть еще несколько принципиальных отличий, которые всплывают в процессе эксплуатации, и о которых следует знать каждому автолюбителю, принявшему решение о приобретении таких колес.

Дело в том, что после отливки диски проходят процесс каления, в связи с чем приобретают некоторые дополнительные свойства, в частности это твердость и хрупкость. Именно так – литые диски – хрупкие, они не гнутся при сильном ударе – они трескаются и лопаются.

Как литые диски реагируют на ямы?

Итак, какой удар нужен литому диску для того, чтобы его разрушить? Это очень зависит от качества конкретного изделия, но в большинстве случаев, сила удара нужна гораздо более высокая, чем, скажем для стальной штамповки. Принципиальная же разница состоит в том, что загнутый в результате наезда на яму или бордюр стальной диск, в самом худшем случае, приведет к постепенному снижению давления в колесе, а деформация литого диска, скорее всего, приведет к разрушению диска и мгновенной потере управляемости автомобиля.

А теперь представьте себе наезд на серьезную яму на большой скорости! Ничего приятного, верно? Добавьте еще один бонус – несмотря на активную рекламу сотен шиномастерских, литой диск в большинстве случаев абсолютно неремонтопригоден! То есть можно конечно отстроить с помощью сварки и краски первоначальный вид (внешность) диска, но первоначальные свойства – увы, никак.

Но, эта статья ни в коем случае не является антиагитацией против покупки и использования литых дисков. Напротив, во многих ситуациях их использование является вполне оправданным и безопасным.

В каких случаях лучше отказаться от использования литых дисков?

Литые диски на самом деле годятся для большинства автолюбителей и ситуаций. Преимущества их перед стальными очевидны: они не ржавеют, лучше моются и выглядят, им не нужны колпаки, которые постоянно теряются, а также, благодаря меньшему весу, такие диски улучшают управляемость и уменьшают нагрузку на подвеску.

Но при этом нужно понимать, что литые диски делаются, в первую очередь, для хороших дорог, а потому от литых дисков лучше воздержаться новичкам, не умеющим пока вовремя и правильно реагировать на ямы и выбоины, а также людям, предпочитающим агрессивную езду в условиях городских колдобин, выступающих трамвайных рельс и прочих «прелестей» дорожного покрытия в большинстве городов бывшего СНГ. Во всяком случае, на подобных покрытиях следует вести себя крайне осторожно, не зависимо от того, из какого материала сделаны Ваши диски.

Вопрос об использовании литых дисков зимой – это индивидуальное решение автолюбителя, которое должно базироваться на условиях зимнего вождения. Гололед и намерзшие участки грязе-снеговой каши на дороге увеличивают вероятность боковых ударов дисков, а поэтому, если у Вас нет уверенности в коммунальных службах либо в собственных навыках зимнего вождения – от езды на литых дисках зимой лучше воздержаться. Кроме того, реагенты, которые применяются дорожными службами в зимние месяцы, могут оказывать разрушительное воздействие на лако-красочное покрытие литых дисков (это очень зависит от их производителя и качества), а потому не исключено, что после зимы такие диски просто потеряют вид и потребуют недешевой косметической реставрации.

В любом случае следует помнить, что зимой безопаснее и комфортнее ездить на высокопрофильной резине, и особенно это касается именно литых дисков, поэтому на зиму правильнее выбирать наименьший допустимый производителем автомобиля диаметр диска.

Что такое кованые диски и чем они отличаются от литых?

Кованые диски делают из тех же материалов (сплавов), что и литые, только отличается сама технология производства: кованые диски производятся путем промышленной горячей штамповки, после чего, также как и литые, проходят процесс закалки и искусственного старения.

Читайте так же:
Порядок замены масла в автомобиле

Исходя из технологии производства, такие диски несколько легче своих литых аналогов, но при этом они имеют гораздо более высокую прочность, меньшую хрупкость и в некоторых случаях они вполне ремонтопригодны. На сильные удары такие диски реагируют почти также, как стальная штамповка, т.е. они могут деформироваться, не разрушаясь при этом, только сама сила удара, необходимая для деформации, нужна гораздо большая, нежели для стального диска.

Именно в ударопрочности кроется основной недостаток кованого диска — на большой яме и на высокой скорости кованый колесный диск, скорее всего, останется целым, но передаст при этом всю силу удара на подвеску автомобиля, которая на такую нагрузку в большинстве случаев не рассчитана. Поэтому, "поймав" яму на скорости на кованых дисках настоятельно рекомендуется при первой же возможности заехать на СТО и проверить состояние подвески.

В целом, кованый диск можно считать оптимальным соединением эксплуатационных преимуществ литого и стального дисков, за исключением такого немаловажного потребительского свойства, как цена. Кованые диски в разы дороже литых, а поэтому позволить их себе могут лишь немногие автолюбители, кроме того, кованые диски предназначены, в основном для эксплуатации на автомобилях с усиленной подвеской.

Как отличить кованый диск от литого?

Чем ковка отличается от литьяНа самом деле есть всего несколько косвенных признаков, по которым можно внешне различить кованые и литые диски в магазине. Абсолютно точно определить, ковку Вам предлагают или литье Вы, без сложных исследований и оборудования, никак не сможете. Поэтому, полагаться придется на собственную логику, а также компетентность и честность продавца.

Итак, наиболее распространенный "в народе" способ отличия — по маркировке. Если речь идет о дисках серийного производства, то служебная маркировка, которая в большинстве случаев наносится на внутренние поверхности дисков, в литом диске выпуклая (вылитая), а в кованом — вдавленая (выштампованная). В большинстве случаев такой способ отличия работает (это связано с технологией производства обоих типов дисков), но из этого правила существует достаточно много исключений (в обе стороны), поэтому полагаться только на этот признак не следует. Особенно часто исключения касаются кованых дисков, произведенных тюнинговыми ателье и серьезными производителями на заказ.

В спецификациях от производителя кованые диски обозначаются словом FORGED, литые — CAST, но эти обозначения крайне редко наносятся на сам диск, кроме того, если речь идет о дешевой продукции из Китая или Турции, исключить нанесение, к примеру надписи FORGED на поверхность литого диска нельзя никак.

Следующий признак, по которому можно косвенно отличить кованый диск от литого — форма и вес. Кованые диски обязательно проходят специальную обработку на фрезерном и токарном оборудовании, поэтому, как правило имеют более ровные (точеные) формы. Однако, следует признать, что в последние годы эта разница становится все менее заметной. Кроме того, хороший кованый диск существенно (на 20-30%) легче своего литого аналога. Последняя характеристика (вес) касается только действительно дорогих и качественных дисков, ибо вес литых и кованых дисков, к примеру, российского производства, практически одинаков.

Ну и последний признак, по которому Вы сможете косвенно оценить, какие шансы у предлагаемого диска оказаться кованым — цена. Качественные кованые диски намного дороже литых, если речь идет о дисках иностранного производства.

Чем отличаются дешевые легкосплавные диски от дорогих?

выбор легкосплавных дисковА действительно, ведь разброс цен на легкосплавные диски одного типоразмера слишком велик (иногда в разы), как выбирать диски, не переплачивая слишком много денег, и при этом получить необходимое и достаточное качество, которое обеспечит безопасность и штатные ходовые характеристики автомобиля?

Нужно понимать, что все, что Вы сможете прочитать на этом сайте о технологиях производства литых дисков – это теория, качество готового продукта очень сильно зависит от качества сплава и от строгости выдержки всех этапов технологии. Исходя из этого, при выборе производителя дисков нужно внимательно изучать отзывы и тесты его продукции, а если таковых в Интернете нет – значит покупка продукции этого производителя – в известной степени риск. В отличии от, скажем, моторных масел, автомобильные диски не проходят сертификаций в независимых лабораториях, а поэтому единственными доступными критериями оценки качества легкосплавных дисков для автолюбителя являются отзывы, цена и здравый смысл.

Как и для всех остальных товаров, цены на колесные диски включают в себя себестоимость (включая стоимость рабочей силы в стране производства), доставку до конечного потребителя, а также плату за бренд (торговую марку). Кроме того, цена может иметь маркетинговую составляющую, к примеру, демпинг (продажа по себестоимости или даже ниже ее) при завоевании нового рынка. Применительно именно к дискам, платить за торговую марку, как правило, смысл есть, а вот платить за «модный» рисунок, и прочие внешние признаки – как правило, смысла нет.

В любом случае, при покупке дисков нужно в первую очередь думать, как не купить подделку, потому что именно контрафактные диски чаще всего и грешат качеством. Поэтому настоятельно не рекомендуется покупать легкосплавные диски с рук, у незнакомых продавцов на рынке и т.д. Самым известным случаем массовой продажи поддельных дисков является виртуальный бренд — диски Replica, которые по сути в любом случае являются поддельными, просто за счет большого числа производителей, качество таких дисков бывает разным. Но, подделывают и конкретные известные марки дисков, так что купить поддельные диски на самом деле не так уж сложно.

Насколько критичны вылет, ширина и диаметр диска?

Читайте так же:
Ремонт бампера из пластика своими руками на автомобиле в гаражных условиях

Рекомендую почитать статью, в которой расписано детальнее об эксплуатационных параметрах дисков, но коротко можно сказать так: что бы Вам не говорили продавцы, ширина и диаметр диска должны строго соответствовать одному из предусмотренных производителем автомобиля типоразмеров шин (их исчерпывающий список Вы найдете на внутренней стороне лючка бензобака, на наклейке в проеме водительской дверцы, либо в инструкции по эксплуатации автомобиля – как правило – это таблица давления в шинах для каждого из предусмотренных типоразмеров). А вылет должен точно соответствовать требованиям автопроизводителя, вылет диска у одной модели авто один, и это не диапазон допустимых значений, а конкретное число.

Да, широкие диски с большим радиусом дороже и красивее, поэтому продавцам удобно и выгодно убеждать покупателей в том, что главным параметром является общий диаметр колеса, но они при этом умалчивают, что конструкция подвески любого автомобиля разрабатывается именно под определенные нагрузки и усилия, и распределения этих нагрузок для шин разной высоты профиля и разной ширины разные. Кроме того, низкопрофильная резина отдаст подвеске намного больше усилий при любом ударе или яме, вследствие чего срок службы подвески существенно сократится, а сама поездка на автомобиле по неидеальному покрытию станет в разы менее комфортной.

Отдельная история – вылет диска. Некоторые продавцы вообще «не обращают внимания» на этот параметр (говоря при этом, что диск подходит, если нормально становится на ступицу), некоторые – убеждают автолюбителей в том, что +/- 5 – допустимое отклонение. А все потому, что вариантов вылета диска множество (даже у одного автопроизводителя расчетные вылеты могут быть разными для разных моделей), единых стандартов не существует, поэтому далеко не факт, что у каждого производителя дисков имеется в линейке продукция, точно подходящая для Вашего автомобиля. Вам просто хотят продать диски любой ценой и о Вашей безопасности никто не беспокоится!

На самом деле, вылет диска определяет распределение боковых нагрузок на ключевые узлы подвески, а потому является определяющим фактором, который обеспечивает правильную (предусмотренную производителем автомобиля) работу подвески во всех режимах. И несоответствие вылета дисков требованиям автопроизводителя может привести к крайне печальным последствиям, и речь тут далеко не только о сроках службы шаровых опор или наконечников рулевых тяг.

Что бы не писал в своей рекламе производитель диска и что бы не говорил продавец в магазине, тот факт, что диск нормально сел на ступицу, не цепляет за суппорта и рулевые наконечники, еще не означает, что этот диск Вам подходит: все без исключения параметры должны строго соответствовать требованиям производителя автомобиля. Помните, что отказ на дороге электрики или даже двигателя, скорее всего создаст Вам только финансовые затруднения, тогда как любые проблемы подвески могут создать прямую угрозу жизням водителя и пассажиров автомобиля. Поэтому никакие красота и эстетика, а также мода не могут служить оправданием для нарушения требований производителя автомобиля к типоразмеру колесных дисков.

Технологии производства литых дисков

Наиболее используемый материал при изготовлении легкосплавных колес это алюминиевый сплав.

Наиболее широко используемые сплавы это:

g-AlSi7: Сплав из алюминия и кремния, используется при производстве колес OEM и Aftermarket. Этот сплав хорошо переносит термическую обработку и на 20% лучше выдерживает механические нагрузки, что делает его наиболее популярным и используемым при производстве.

g-AlSi10/11: Сплав из алюминия и кремния, наиболее используется при производстве колес Aftermarket. Почти не используется при производстве ОЕМ так как по сравнению с g-AlSi7 хуже поддается термической обработке и менее устойчив к нагрузкам и механическому сопротивлению в целом.

Легкосплавные колесные диски могут изготавливаться также из магниевых сплавов.

Использование сплава магния редко находит применение в этой отрасли ввиду непригодности для полного срока службы колеса, и такое колесо требует ухода при эксплуатации. Потому магниевые сплавы используются только при производстве колес для категорий racing и“supercar”.

Типы литья.

Литье заготовки осуществляется по двум технологиям:

Гравитационный метод (Gravity): Используется в основном для сплавов g-AlSi10/11. Эта технология предусматривает заполнение пресс-формы жидким, разогретым до 700° сплавом алюминия по принципу гравитации (отсюда и название) или свободного падения и заполняет ее полностью придавая сплаву начальную форму колеса.

Литье под низким давлением (Low pressure): Используется в основном для сплавов g-AlSi7. В этом случае разогретый до 700°, жидкий сплав алюминия поступает в пресс-форму под давлением в 1.2/1.5 Bar. Таким образом, сплав под давлением лучше проникает во все участки пресс-формы и заполняет ее полностью, предотвращая образование пустот и неровностей.

Композиты и альтернативные технологии.

Развитие технологий позволяет экспериментировать с новыми материалами и технологиями производства легкосплавных колесных дисков.

Вот несколько примеров:

— Колесные диски из композитных материалов (Карбон).

— Колесные диски из штампованного алюминиевого сплава.

В настоящее время, несмотря на усилия многих компаний, единственная технология, которая может гарантировать самые высокие показатели по качеству это штамповка из сплава алюминия (OEM Porsche Turbo, BMW Perfomance, Lamborghini, Ferrari 458, 599, Aston Martin). Все остальные технологии позволяют получить качественные колеса на уровне прототипов, но не позволяют перейти на массовое производство.

Производственный цикл: другие фазы обработки после литья.

Стандартный производственный цикл легкосплавных колесных дисков включает в себя кроме литья (первая фаза) следующее:

— термическая обработка (в случае если сплав g-AlSi7);

— зачистка от заусенцев и полировка;

Контроль во время производства.

Производственный цикл легкосплавного колеса предвидит следующие этапы контроля:

— Литье. Проверка с помощью Х лучей и анализ сплава.

— Механическая обработка. Проверка размеров и геометрии.

— Механическая обработка. Балансировка и центровка.

— Покраска. Хроматический контроль.

— Покраска. Измерение слоя покрытия.

— Упаковка + другие фазы. Визуальный контроль на наличие эстетических дефектов.

Читайте так же:
Скрипят дворники по стеклу: основные причины и советы по устранению неисправности

Полезная статья? Поделись с друзьями! Возникли вопросы? Звони +7 (926) 659-36-67 🙂

Производство литых дисков

Производство литых дисков

Любой бизнес, связанный с автомобильной тематикой, всегда будет оставаться востребованным и рентабельным. Производство литых дисков – тому пример. Количество машин растет из года в год, а потребности рынка в комплектующих безграничны. Диски достаточно часто выходят из строя и требуют замены.

Кроме того, многие автовладельцы меняют после покупки машины заводские диски на легкосплавные, потому что они облегчают конструкцию, более эстетичны и проще при монтаже. Бизнес-идея по открытию производства литых дисков потребует определенных затрат, но и прибыльность будет высокой.

Подготовка документов и регистрация организации

Первый шаг при организации производства – оформление необходимых документов. Бизнесмен может открыть ИП или ООО. Второй вариант больше подойдет, если на открытие и развитие предприятия будут привлекаться средства инвесторов, в частности, банковский кредит.

Открыть ИП достаточно просто – через ФНС или МФЦ, обратившись с паспортом. Предпринимательство предполагает выбор системы налогообложения. В данном случае следует выбирать упрощенную, в форме «Доходы – Расходы». В таком случае налог на прибыль составит 15% от разницы между затратами и прибылью. Поскольку затраты значительны, выбирать УСН «Доходы» с налогом 6% будет невыгодно.

Для ООО потребуется подготовить Устав предприятия и Учредительный договор, открыть в банке расчетный счет, заказать изготовление печати. При регистрации в налоговой выбирают режим УСН «Доходы – расходы».

Открытие ИП занимает максимум 3 дня, ООО – от недели. За этот период предприниматель занимается поиском подходящего помещения, наймом сотрудников, предварительными переговорами с поставщиками оборудования и материалов для изготовления дисков.

Выбор местоположения и помещения

Законодательство не предъявляет особых требований к помещению, в котором будет размещено производство. Поэтому при выборе опираются на следующие параметры:

  • транспортная доступность;
  • наличие инфраструктуры и коммуникаций;
  • удобство погрузки-разгрузки;
  • стоимость.

Чем дальше от жилья располагается здание, тем дешевле оно обойдется. Однако в таком случае увеличатся транспортные расходы. Поэтому, при наличии выбора между двумя примерно одинаковыми по стоимости зданиями, выбирают то, которое ближе к рынку сбыта.

Производство литых дисков

Помещение должно соответствовать следующим требованиям:

  • площадь не менее 100 м 2 , из которых 30 м 2 будут отведены под склад сырья и готовой продукции, 20 – для административного персонала и основные 50 – под производство;
  • наличие водопровода, отопления, электричества;
  • подъездные пути.

Учитывая пожароопасность производства, здание оборудуют в соответствии с требованиями Госпожнадзора – ящики с песком, огнетушители порошковые (не менее трех), пожарная сигнализация. Это увеличит затраты на оборудование помещения, однако в противном случае надзорные органы просто закроют производство и наложат штраф на предприятие.

Зачастую в аренду предлагают здания, уже оборудованные соответствующим образом, что будет выгодно, поскольку не придется тратить средства на закупку, установку средств пожаротушения и согласование их в Госпожнадзоре.

Примерная стоимость аренды производственного помещения подобного типа обойдется в 25000-30000 рублей в месяц в зависимости от региона. Приобретать в собственность здание нет смысла, так как это существенно увеличит первоначальные затраты.

Оборудование и материалы

Для организации производства необходимо приобрести или взять в лизинг:

  • плавильную печь стоимостью около 400 000 руб.;
  • машину для литья металла – 700 000 руб.;
  • токарный станок (можно б/у) – 300 000 руб.;
  • покрасочное оборудование – от 100 000 руб.

Для получения нужных заготовок к машине для литья приобретают специальные формы, соответствующие определенным моделям дисков. Такие формы, как правило, производят поставщики оборудования под заказ. Их стоимость отличается в зависимости от количества и типа.

Помимо этого, потребуется приобрести защитную спецодежду для персонала (от 2 000 руб. за комплект), респираторы (от 500 руб.), ручные инструменты для окончательной обработки готовых изделий (общей стоимостью около 30 000 руб.).

Таким образом, первоначальные затраты на оборудование составят около 1 600 000 рублей. При условии приобретения новых станков и печи затраты вырастут до 7-8 миллионов.

Технология производства

Литые диски – самые низкие по себестоимости, поэтому их конечная цена ниже, чем у любых других. Соответственно, сбыт наладить не сложно. Их охотно приобретают автовладельцы, СТО, автомастерские, магазины запчастей.

Для производства литых дисков основных металлом, как правило, является алюминий. К нему добавляют примеси из кремния (7%), магния (0,4%), железа (0,12%), марганца (0,1%), цинка и меди (по 0,05%). Полученный сплав становится устойчивым к коррозийным процессам. Продаются сплавы в виде готовых слитков, стоимость 1 тонны составляет 100 000 рублей.

Технологический процесс подразумевает изготовление дисков методом литься из расплавленного металла. Сырье расплавляют в специальной печи. После чего металл подают в машину для литья, где он и приобретает нужную форму.

Затем заготовки резко охлаждают в холодной воде. После такой закалки металл получает необходимые свойства.

После охлаждения диски обрабатывают на токарном станке, снова нагревают и окончательно охлаждают уже на воздухе. Последний этап – покраска готовых изделий.

Диски складируют до отправки покупателям в отдельном помещении на стеллажах.

Производство литых дисков

Реклама

Рынок сбыта литых дисков достаточно обширный, несмотря на свою узкую специализацию. В каждом городе найдется несколько десятков автомобильных мастерских, магазинов запчастей, дилеров, авторынков, СТО. Поэтому первым шагом будет формирование списка потенциальных покупателей и переговоры с ними.

На начальном этапе, чтобы выделить себя на фоне других производителей, следует найти какую-то уникальную деталь. Например, бесплатная доставка или цены немного ниже рыночных, гарантия возврата или поставка под реализацию.

Предприниматель сам определяет, как в своем регионе он сможет выделиться среди конкурентов. Это позволяет сделать маркетинговый анализ. Достаточно ознакомиться с условиями других производителей и определить, что именно можно предложить рынку. С течением времени, при постоянных каналах сбыта, стратегию продвижения можно менять (повышать цену, изменять условия сотрудничества и т.д.).

Читайте так же:
Основные причины возникновения утечки тока

Хорошими каналами сбыта станут отраслевые справочники, брошюры или журналы. Как ни удивительно, но реклама в СМИ продолжает работать именно на авторынке. Лучший вариант – радио (популярные каналы в регионе среди автолюбителей).

Продвижению отлично способствует создание сайта-визитки в Интернете. Не обязательно создавать карточки с товарами, но выделить свои преимущества нужно. Стоимость изготовления самого простого сайта – от 5 000 рублей. Но можно сделать и самостоятельно на любой из бесплатных площадок.

Продвижение в сети Интернет обойдется в сумму от 9 000 рублей. Однако это существенно расширит рынки сбыта за счет близлежащих населенных пунктов, мелких и средних реализаторов.

Рентабельность бизнеса

Суммируем затраты на помещение и оборудование:

  • аренда производственного здания – 30 000 руб.;
  • коммунальные платежи – 20 000 руб.;
  • станки, оборудование, инструмент, спецодежда – 1 600 000 руб.;
  • при необходимости организовать противопожарные мероприятия – 100 000 руб.

Для оптимальной загрузки и обслуживания технологического процесса потребуется привлечь не менее 5 сотрудников – 3 специалиста по работе с металлом, токарь, менеджер по сбыту. Если общим руководством и бухгалтерией займется сам предприниматель, этого персонала будет достаточно. В противном случае в смету закладывают и стоимость услуг руководителя и бухгалтера.

Ежемесячные затраты на оплату труда:

  • рабочие – 120 000 руб.;
  • менеджер – 30 000 руб. + проценты от продаж (3-5);
  • бухгалтер (удаленный или аутсорсер, это дешевле) – 10 000 руб.;
  • директор – 30 000 руб. + проценты от продаж.

Фонд оплаты труда составит 190 000 рублей и плавающая стимулирующая часть, которая будет зависеть от объемов реализации.

Общие затраты при открытии – 1 940 000 рублей. Нужно учитывать, что затраты на приобретение оборудования будут окупаться постепенно. Поэтому для расчета рентабельности примем, что ежемесячно затраты на инвестиции в технологию производства составляют 67 000, при условии полной их окупаемости в течение двух лет. Тогда затраты в месяц принимаем равными 403 000 рублей. С созданием и продвижением сайта – 420 000 руб.

Себестоимость одного диска составляет 1 400 рублей, средняя цена при реализации – 4 000 рублей. При продаже ежемесячно 200 готовых изделий выручка составит 800 000 рублей.

Производство литых дисков

После выполнения всех обязательств в распоряжении предпринимателя останется 100 000, из которых часть пойдет на приобретение сырья. При таких темпах производства и реализации (200 дисков ежемесячно) на окупаемость проект выйдет через два года, тогда чистая прибыль в распоряжении предприятия будет составлять 260 000 руб.

Однако на практике объем в 200 дисков – минимальный. Как правило, среднее количество реализации составляет 400-500 готовых изделий. При грамотном сбыте и налаженных каналах, на такой объем можно выйти уже через 2-3 месяца.

Несмотря на большое количество фирм, занимающихся производством литых дисков, рынок далек от насыщения. Новому предприятию будет несложно занять свою нишу в этом бизнесе при условии грамотного подхода к организации процесса и хорошо просчитанном бизнес-плане. Рекомендуем посмотреть существующих производителей литых дисков и произвести конкурентную разведку.

Технологии производство литых дисков и материалы

Колесо, обеспечивая движение автомобиля, воспринимает все усилия и моменты, действующие между дорогой и автомобилем, и должно надежно противостоять ударным и циклическим нагрузкам [9; 14].

При всем многообразии диски колес можно классифицировать по отдельным группам (рис. 1).

Сегодня основными факторами, определяющими технический уровень автотранспортного средства и направления его развития, являются материалы и конструкции, способные облегчить автомобиль, снизить расход топлива, повысить экономический и экологический аспекты [13].

История вопроса

Примерно до середины ХХ века диски колес автомобилей изготавливали путем раскатки и штамповки из стальной полосы с последующей сваркой, что обеспечивало их дешевизну и сравнительную близость к стандартным размерам. Невысокая точность геометрии и несбалансированность дисков колес, получаемых при такой технологии, не считались существенными недостатками из-за умеренных требований к скоростным характеристикам автомобилей тех времен.

Рис. 1. Классификация дисков автомобильных колес [14].

С ростом скоростей и требований безопасности недостатки стальных штампованных дисков колес становились все более ощутимыми. В то же время развитие технологий проектирования и производства шин способствовало существенному повышению их геометрической точности и снижению неоднородности.

В 30-50-е годы прошлого века на гоночные автомобили начали устанавливать алюминиевые диски. В отечественной промышленности попытки производства дисков из алюминиевых, магниевых и титановых сплавов делали в 80-е гг. ХХ в.

В наше время все большее применение находят диски из алюминиевых сплавов – штампованные и литые, при этом наибольший ассортимент литых дисков производится за рубежом, а практически все штампованные приходятся на российских производителей [9].

Анализ современных технологий изготовления дисков автомобильных колес

В настоящее время наиболее распространены следующие технологии производства колёс из алюминиевых сплавов: объёмная штамповка и раскатка; литьё под низким давлением и комбинация литейных и деформационных способов получения элементов, их сварка или болтовое соединение [12].

Объёмная штамповка в неразъёмных или разъемных матрицах. При горячей штамповке (ковке)достигается наивысшая прочность, поскольку структура металла становится волокнистой, а направление этих волокон – изначально заданным. Недостаток штамповки – большой процент отходов, что увеличивает цену изделия [12].

В России используют технологию объемной горячей штамповки, процесс которой осуществляют в несколько этапов. На первом этапе небольшую цилиндрическую болванку (слитки, из которых делают диски колес, имеют форму цилиндрических столбов различного диаметра, которые нарезают на болванки нужной длины) на первом прессе осаживают, превращая в диск. Затем этот диск проходит несколько прессов, имеющих различное усилие, постепенно превращаясь в окончательную заготовку. На определенном этапе, еще в заготовке, прошивают центральное отверстие.

Перед каждым прессованием заготовку и рабочие штампы нагревают до температуры в несколько сотен градусов. Сами прессы, несмотря на достаточно большую мощность (до 20 тыс.т), производят горячую штамповку медленно. Нагрев и малая скорость деформирования исключают возможность возникновения нежелательных разрывов и трещин в теле заготовки.

Читайте так же:
Почему стреляет в глушитель

Полученную заготовку закаливают и подвергают искусственному старению. Затем, после многочисленных проверок и выборочного контроля качества заготовки (структура волокон), она проходит механическую обработку на токарных и фрезерных станках, в результате превращаясь в готовое изделие.

При пластическом деформировании за счет измельчения кристаллической решетки и ликвидации внутренних микродефектов металл упрочняется. Благодаря такой технологии с формированием у металла волокнистой структуры прочность дисков колес получается выше, чем у остальных, в 2,5 раза, а пластичность ниже всего на 20–30%. Можно делать стенки на 20% меньшей толщины по сравнению с литыми. В результате вес такого диска на 15–20% ниже литого и на 40–50% стального штампованного.

Имеется еще один существенный недостаток данной технологии. В процессе формирования в колесо превращается лишь 30–40% исходного материала. Остальное выгорает в печах и особенно много уходит со стружкой. Эти отходы можно переплавить и снова пустить в производство, но себестоимость значительно повышается. Однако такие диски при эксплуатации хорошо противостоят неровностям и ухабам. Расколоть качественный кованый диск колеса почти невозможно. В случае небольшого замятия их можно отреставрировать, хотя любое воздействие на такой диск все равно нарушает его структуру (рис. 2) [12].

Рис. 2. Схема цикла производства кованых дисков колес [12].

Объёмная штамповка и раскатка. Суть этого способа изготовления заключается в штамповке заготовок до оформления ступицы, полотна с прилегающей ребордой и цилиндрической частью, с последующим формообразованием из нее обода и реборды. Производят формообразование обода и реборды роликом с обжатием до размера, превышающего толщину обода на величину калибровки. Калибровку обода и реборды осуществляют калибровочным роликом, профиль поверхности которого аналогичен профилю обода и реборды готовой детали [7].

Преимущество процесса раскатки перед штамповкой состоит в том, что благодаря использованию локального деформирования с вращением сохраняется мелкодисперсная структура диска, возможно получение дисков большого диаметра и сложной формы при незначительных усилиях [15].

Литье под низким давлением (ЛНД). Важное преимущество ЛНД – возможность получения при минимальных величинах давления высококачественных литых заготовок при одновременном снижении материальных, энергетических и трудовых затрат при их изготовлении [1-4; 6].

Недостаток данного способа заключается в том, что изделие обладает так называемой свободной, ненаправленной кристаллизацией. Это вынуждает конструкторов делать стенки дисков достаточно толстыми для обеспечения требуемой механической прочности [17].

Различные партии литых дисков колес могут несколько отличаться по характеристикам друг от друга. Любое изменение технологии, химического состава сплава и т.п. может несколько изменить свойства готового изделия. Поэтому производители для отслеживания качества своей продукции осуществляют стопроцентный рентгеновский контроль дисков колес и проводят исследования структуры металла и свойств готовых изделий [19].

Сущность литья под низким давлением (ЛНД) заключается в том, что заполнение полости формы расплавом и затвердевание отливки происходит под действием избыточного давления воздуха или инертного газа. При этом для подъема расплава и заполнения формы требуемое избыточное давление менее 0,1 МПа, чем и объясняется использование термина «низкое давление» (рис. 3).

Рис. 3. Принципиальная схема ЛНД в кокиль [17]: 1 – печь с электронагревом;

2 – металлопровод; 3 – газообразная среда под давлением; 4 – проставка;

5 – литейный стол; 6 – кокиль; 7 – подвижная прижимная плита.

Технология ЛНД позволяет провести заполнение формы для протяженных тонкостенных отливок, в широких пределах регулировать скорость заполнения формы расплавом, изменять продолжительность заполнения отдельных участков формы отливок сложной конфигурации с переменной толщиной стенки с целью управления процессом теплообмена между расплавом и формой, добиваясь рациональной последовательности затвердевания отдельных частей отливки [11].

Самым крупным в России и одним из ведущих в мире заводов по производству легкосплавных колесных дисков является ООО «КиК» (рис. 4).

Рис. 4. Схема цикла производства литых дисков колес.

Комбинация литейных и деформационных способов. В работах [10; 11; 20] показано, что одним из перспективных процессов для производства заготовок сложно-профильных объемных алюминиевых деталей является комбинация литейных и деформационных способов.

Процесс жидкой штамповки кристаллизующегося металла совмещает достоинства литья под давлением и горячей объемной штамповки.

Оценка возможности изготовления жидкой штамповкой дисков автомобильных колес диаметром 17 дюймов из алюминиевых сплавов А356.2 и 6061 описана в работе [21]. Показано, что при этом способе изготовления автомобильных дисков достигается более плотная и однородная структура, повышаются механические свойства и устраняются литейные дефекты.

Другим не менее перспективным способом получения автомобильных дисков является процесс изготовления дисков методом литья под низким давлением с технологией раскатки обода (рис. 5), который способствует достижению легкости и высокой прочности обода диска.

Диски с раскаткой обода имеют эксплуатационные качества кованых дисков по цене литых [18].

В работе [22] для изготовления дисков автомобильных колес предложена технология Flow Forming – технология раскатки обода, позволяющая снизить вес обода на 20% по сравнению с традиционной технологией, при этом увеличивая прочностные качества обода на 35–40%.

Рис. 5. Технология литья с раскаткой обода [20].

В работе [5] описывается способ изготовления дисков методом литья и изготовления обода по технологии МАТ, который позволяет добиться характеристик, приближенных к характеристикам кованых дисков и снизить вес на 10–15%.

Заключение

Таким образом, как показывает анализ современных способов изготовления дисков автомобильных колес, наиболее перспективными являются литье под низким давлением и комбинация литейных и деформационных способов.

Рецензенты:

Крушенко Г.Г., д.т.н., профессор, главный научный сотрудник Института вычислительного моделирования СО РАН, г. Красноярск.

ПрошкинА.В., д.т.н., профессор, начальник ЛУФМ департамента технологий ООО «РУСАЛ ИТЦ», г. Красноярск.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию