Autokombi.ru

Авто-портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Толщиномер для лакокрасочного покрытия автомобиля: принцип работы, какой выбрать, как пользоваться

Как выбрать толщиномер

Как выбрать толщиномер

Всякий, кто хоть раз покупал подержанный автомобиль, прекрасно знает, что практически все авто на вторичном рынке продают в состоянии «не бита, не крашена, ездил дедушка на дачу один раз в месяц». И даже если продавец не скрывает факта покраски, поди догадайся, действительно ли там «пара царапин» или же слой шпаклевки толщиной в сантиметр поверх проржавевшего насквозь металла. Визуальным осмотром этого не выявить: перекупщики хорошо поднаторели в сокрытии серьезных дефектов. Наверняка определить реальное состояние кузова можно только с помощью толщиномера.

Виды толщиномеров

Толщиномеры делятся на несколько видов по принципу измерения.

Самые простые толщиномеры — магнитные. Сила, с которой магнит притягивается к металлу, тем больше, чем они ближе друг к другу. В магнитных толщиномерах для определения толщины лакокрасочного покрытия как раз и измеряется сила, с которой магнит притягивается к детали кузова. В самых бюджетных моделях даже электроники никакой нет: показания снимают со шкалы, нанесенной на выдвижной шток. Такие толщиномеры недороги и компактны, но имеют низкую точность.

Электромагнитный толщиномер использует тот же принцип, что и магнитный, только измеряет не силу притяжения металла к магниту, а магнитную индукцию. Для этого на катушке располагается две обмотки — возбуждающая и измерительная.

Величина измеряемого сигнала будет меняться в зависимости от расстояния до металла. Электромагнитные толщиномеры обладают неплохой точностью, но работают только с магнитными материалами (сталь, железо). Этого достаточно для бытового применения, но не для профессионального применения. Производители (особенно автомобилей премиум-класса) все чаще применяют в кузовах алюминий, с которым электромагнитный толщиномер работать не сможет. Измерить слой краски на пластиковом элементе тоже не получится.

Вихретоковой толщиномер способен работать с любым металлом, в том числе и немагнитным. По устройству он похож на электромагнитный: в его основе лежит электромагнит, только ток возбуждения используется высокочастотный, порождающий в металле под катушкой вихревые токи. Эти токи, в свою очередь, создают собственные магнитные поля, влияющие на измеряемый сигнал.

Вихретоковые толщиномеры обладают хорошей точностью, однако измерить толщину лакокрасочного покрытия на неметаллических деталях они не способны.

Ультразвуковые толщиномеры используют совершенно другой принцип. Они излучают ультразвуковые волны и определяют толщину слоя по запаздыванию отраженной волны: чем больше запаздывание, тем больше толщина.

Ультразвуковые толщиномеры могут работать с любыми материалами и измерять толщину ЛКП на металлических, пластиковых или деревянных деталях. Кроме того, они пригодны для измерения толщины не только ЛКП, но и самих деталей. Ультразвуковым толщиномером можно измерять толщину любых листовых материалов (стекло, металл, пластик и т. д.) или отдельных слоев в многослойных материалах. Также их используют для поиска дефектов под каким-либо защитным слоем.

Но есть у ультразвуковых толщиномеров и недостатки:

  • Высокая цена. Ультразвуковые толщиномеры дороже остальных. Мало того, наиболее доступные ультразвуковые толщиномеры имеют низкую точность, недостаточную, к примеру, для измерения толщины ЛКП у автомобилей.
  • Необходимость в подготовке поверхности. Если между ультразвуковым датчиком и измеряемым материалом будет прослойка воздуха, измерения окажутся некорректными. Для удаления воздуха используется специальный ультразвуковой гель, который следует нанести на материал перед началом измерения.

По этим причинам ультразвуковые толщиномеры обычно используются в профессиональной деятельности. Если вам нужен прибор, чтобы быстро и просто измерить толщину краски на б/у автомобиле, то важен не столько принцип измерения, сколько основные характеристики толщиномера.

Характеристики толщиномеров

Точность — наиболее важная характеристика толщиномера. Именно точность определяет, для каких целей можно использовать прибор, а для каких — нет. Так, для определения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля, точность должна быть не более 10-20 мкм, в крайнем случае — 50. Дело в том, что толщина заводского лакокрасочного покрытия у большинства автомобилей составляет 90–150 мкм. Точные значения можно найти на сайтах производителей, либо в сводных таблицах.

Впрочем, не существует каких-либо правил или стандартов, регламентирующих толщину ЛКП. Поэтому на одних деталях толщина ЛКП может быть 70, на других — 150. Краска может быть и толще — 200–250 мкм при заводской двойной окраске, например. Но если толщина меняется от 150 до 250, а потом обратно до 150 в пределах одной плоскости детали, это с большой вероятностью указывает на зашпаклеванный дефект. Для того, чтобы определить подобное, будет недостаточно точности в 100 мкм. Но это не значит, что толщиномеры с точностью 100 мкм и больше бесполезны. Их будет достаточно, чтобы понять, насколько сильные повреждения скрыты под слоем новой краски.

Минимальная толщина влияет на область применения прибора. Его не получится использовать на материалах с толщиной меньше минимальной. Так, толщина основных деталей кузова у большинства автомобилей составляет 0,7-0,8 мм. Толщиномер с минимальной толщиной в 1 мм может показывать на таких деталях неверные значения или вообще откажется работать с ними.

Также важен диапазон измерений. Если минимальная величина диапазона меньше толщины измеряемого лакокрасочного покрытия, не стоит ждать точных значений от такого прибора. Максимальная величина диапазона скажет о точности прибора, если погрешность его относительная. Так, точность 1% для прибора с диапазоном измерений 100–10000 мкм будет составлять 1000 мкм, что для измерений толщины ЛКП совершенно недостаточно. Впрочем, многие толщиномеры позволяют выбирать диапазон из некоторого набора. Для повышения точности следует выбирать диапазон, наиболее близкий к измеряемой толщине.

Обратите внимание на требования к измеряемой поверхности. Диаметр минимальной площади определяет минимальный размер детали, на которой можно проводить измерения. Минимальный радиус закругления говорит о том, насколько деталь должна быть плоская. В любом случае, не стоит выбирать для измерения небольшие детали, места изгибов, ребра жесткости и т. д. Мало того, что измерение в таких местах может быть некорректным, там и толщина заводской краски может отличаться, что даст непонятную картину в целом.

При поиске дефектов под слоем краски удобно работать в непрерывном режиме — ведя толщиномер по поверхности детали и следя за показаниями на экране прибора. Для того, чтобы понять, с какой скоростью нужно вести прибор, обратите внимание на скорость отклика. Этот параметр говорит о том, сколько времени пройдет между изменением толщины под датчиком и появлением на экране новых значений. Так, если вести толщиномер со временем отклика в 1 секунду по поверхности со скоростью 5 см/с, то дефекты размером менее 5 см вы можете просто не заметить.

Обратите также внимание на вид калибровки. Калибровка требуется прибору для повышения точности измерения. Её следует выполнять, если есть подозрения в некорректной работе, если прибор используется с новым видом материала или после долгого перерыва. Для приборов с автоматической калибровкой будет достаточно поднести его к идущей в комплекте калибровочной пластине (или к нескольким пластинам по очереди) и выполнить функцию калибровки. В приборах с ручной калибровкой процесс может быть сложнее: может потребоваться откалибровать несколько точек с помощью набора калибровочных пленок, либо вручную ввести точные значения для измеряемых поверхностей с известной толщиной покрытия.

Читайте так же:
Какие есть способы защиты автомобиля от угона

Варианты выбора

Недорогие толщиномеры могут не справиться с точным определением толщины заводской краски, но грубые дефекты выявят вполне достойно.

Вихретоковые толщиномеры определят толщину ЛКП не только на стальных, но и на алюминиевых деталях, которые уже не редкость на современных автомобилях. Они встречаются у Мерседес, Ауди, БМВ, Инфинити и многих других марок.

Ультразвуковой толщиномер можно использовать не только для определения качества ЛКП, но и для измерения толщины самых разнообразных листовых материалов.

Если вы хотите удостовериться, что на кузов нанесена только заводская краска и нет искусно спрятанных дефектов, вам потребуется толщиномер с высокой точностью.

Если вы часто пользуетесь толщиномером, выбирайте среди моделей с малым временем отклика — это сократит время, необходимое для исследования качества покрытия.

Выбираем толщиномер лакокрасочного покрытия автомобиля

Выбираем толщиномер лакокрасочного покрытия автомобиля

Чем вызвано желание многих автолюбителей купить толщиномер лакокрасочного покрытия (ЛКП)? Прежде всего, необходимостью твёрдой уверенности в качестве приобретаемого автомобиля с пробегом (а часто и новой машины, далеко не всегда идеальной в этом отношении). Однако разнообразие предлагаемых на рынке устройств ставит нелегкую задачу оптимального выбора.

В данной статье мы подробно расскажем о следующем:

  • Для чего нужны, как устроены и как работают современные толщиномеры?
  • Какие модели устройств предлагаются на рынке, и какие из них самые популярные?
  • Как правильно выбрать толщиномер лакокрасочного покрытия?

Ответы на эти вопросы могут быть полезными для автолюбителей, решивших самим заняться несложным инструментальным исследованием.

Что нужно знать о толщиномерах ЛКП

Что нужно знать о толщиномерах ЛКП

Толщиномеры лакокрасочного покрытия нужны для измерения геометрических размеров объектов (в частности – толщины пластин, в том числе составных из разнородных материалов). О том, как правильно пользоваться толщиномером лакокрасочного покрытия автомобиля смотрите видео в конце этой статьи.

На практике далеко не всегда доступны обе стороны измеряемого объекта и, кроме того, сам процесс измерения, к примеру, лакокрасочных покрытий, не должен не то чтобы разрушать, а даже слегка повреждать (например, царапинами) поверхность, на которой проводятся измерения. Именно поэтому приборы, которые называют измеритель толщины краски на автомобиле, относят к категории приборов для неразрушающего контроля.

Обычно в таких устройствах реализуется так называемый сравнительный метод измерений: определённому физическому параметру (например, напряжённости магнитного поля) соответствует определённая толщина немагнитного покрытия, этого листового металла (причём зачастую эта зависимость нелинейная). В случае ЛКП автомобиля – это немагнитное покрытие (грунтовка, краска, лак), нанесённое на металлический кузов.

Применительно к лакокрасочным покрытиям автомобилей, толщина которых для заводской окраски одинакова для большинства марок и моделей машин, диапазон изменения этого параметра составляет от 70-80 до 150-200 мкм.

Такой большой разброс толщин обусловлен как особенностями окраски определённых моделей (на некоторых моделях толщина ЛКП капота больше толщины ЛКП, например, двери), так и стабильностью настроек окрасочного оборудования. В последнем случае толщина ЛКП одинаковых деталей в разных партиях может отличаться до 30 мкм.

А для чего иногда дотошные автомобилисты проверяют толщину ЛКП новой машины? Дело в том, что значительное (у некоторых производителей эта величина достигает 20%) количество поступивших в продажу автомобилей может быть повреждена как на территории производителя (при транспортировке, обкатке и хранении), так и у дилера (при транспортировке, разгрузке, хранении)

Покрасочное оборудование автосервисов, как правило, уступает заводскому, как по функциональным возможностям, так и в плане стабильного поддержания параметров настройки. Соответственно толщина ремонтного ЛКП отличается от заводского (как правило, в большую сторону) и имеет больший разброс на одном и том же объекте.

Таким образом, по значениям абсолютных величин толщины ЛКП в разных местах автомобиля, а также по разбросам этих величин, судят о возможной окраске автомобиля в условиях отличных от заводских – проще говоря, ремонтировалась ли машина или краска «родная».

Помимо измерения толщины ЛКП толщиномеры с успехом используются при одностороннем доступе к объекту для выявления очагов коррозии, производстве тонкостенных труб, оценки толщины композитных покрытий и в других областях промышленности.

Виды и принципы работы толщиномеров

Виды и принципы работы толщиномеров

Самый простой прибор для измерения лакокрасочного покрытия автомобиля известен с незапамятных времён и представляет собой кусочек магнита, завёрнутый в тряпочку (чтобы ЛКП не поцарапалось). Физика процесса абсолютно понятна: на вертикальных поверхностях, окрашенных нормально, магнит держится, а на зашпаклёванных падает – притяжение ослабляется толстым слоем немагнитного ремонтного материала.

По такому же принципу (измерение притяжения магнита) работает и стрелочный толщиномер ЛКП, выпускаемый серийно. При безусловных достоинствах:

  • простота (а значит и надёжность) конструкции;
  • низкая цена;
  • отсутствует необходимость в источнике питания,

у этого прибора мало недостатков, но они носят серьёзный характер – невысокая чувствительность и низкая точность измерений.

Вообще принцип изменения характеристик магнитного поля создаваемого ферромагнитными материалами (а листовая кузовная сталь – ферромагнетик) в зависимости от толщины покрытия из немагнитных материалов (ЛКП, шпаклёвка) положен в основу многих толщиномеров.

Электромагнитные толщиномеры

На рисунке ниже показан один из вариантов реализации электромагнитного принципа работы толщиномера.

Электромагнитные толщиномеры

На ферромагнитном сердечнике расположены две обмотки: одна из них – обмотка возбуждения создаёт магнитное поле, а во второй индуцируется магнитодвижущая сила (МДС), причём величина этой МДС меняется при изменении напряжённости магнитного поля и зависит от толщины немагнитного покрытия.

В качестве устройства, реагирующего на изменение магнитного поля, может быть использован хорошо известный датчик Холла. Или в качестве сенсора может быть использована катушка, а измеряться изменение её индуктивности. В любом случае суть остаётся прежней: толщиномер ЛКП реагирует на изменение магнитного поля.

У приборов, основанных на этом принципе высокая чувствительность и точность измерений, правда, и стоят они существенно дороже простого стрелочного прибора на постоянном магните.

Вихретоковые толщиномеры

А как измерять толщину ЛКП на немагнитной основе? Вопрос совсем не праздный: достаточно большое количество автопроизводителей (особенно в премиум-сегменте) использует для корпусных деталей кузова алюминий, а в других отраслях промышленности также широко используются сплавы алюминия и меди – материалов с низкой магнитной проницаемостью, зато высокой проводимостью.

Вот для таких материалов оценка толщины ЛКП проводится методом вихревых токов. Суть метода показана на следующем рисунке.

Вихретоковые толщиномеры

Переменное высокочастотное магнитное поле, создаваемое катушкой возбуждения и ферритовым сердечником, наводит в немагнитном, но проводящем поверхностном слое металла вихревые токи. Те, в свою очередь, создают дополнительное магнитное поле, и результирующая этих двух полей связана с толщиной (а точнее с экранирующим воздействием) немагнитного лакокрасочного покрытия.

Ёмкостные толщиномеры

С немагнитными, но проводящими материалами работает и ёмкостной метод измерения. Датчик представляет собой как бы одну обкладку конденсатора, а проводящий кузов автомобиля при измерении становится второй обкладкой. Между этими своеобразными обкладками попадает слой ЛКП (являющегося, по сути, диэлектриком). Понятно, что при изменении толщины ЛКП меняется и измеряемая ёмкость.

Читайте так же:
Неисправность дросельной заслонки

Широкого распространения ёмкостной метод не получил: слишком высока чувствительность метода к влаге, да и контактная поверхность датчика велика – возникают проблемы при работе по криволинейным поверхностям.

Ультразвуковые толщиномеры

Сложнее обстоит ситуация и с немагнитными, и с непроводящими материалами, такими как пластиковые детали кузова автомобиля, например, бампера. В этом случае эксперты обычно ссылаются на ультразвуковой метод контроля, оговаривая сложность и дороговизну таких измерений.

Действительно, ультразвуковой метод, основанный на распространении упругих колебаний сжатия-растяжения в твердых средах, весьма эффективен для измерения толщин листовых материалов. Дело в том, что воздух практически идеально отражает упругие колебания ультразвуковых частот, и после измерения времени прохождения упругой волны от одной границы слоя до другой и обратно (принцип эхо-локации) легко вычислить толщину слоя.

И всё было бы хорошо, если бы не абсолютные величины толщин лакокрасочного покрытия в автомобилестроении. Дело в том, что описанным выше эхо методом эффективно измеряются слои твердых материалов, хотя бы в несколько раз превышающие длину волны упругих колебаний в этом материале, а это не менее 0,5 – 1 мм (то есть 500 – 1000 мкм).

Правда есть ещё ультразвуковой метод определения толщины слоя путем анализа наложения (интерференции) упругих колебаний, но такой метод под силу только профессионалам. Так что среди любителей ультразвуковая толщинометрия распространения не получила.

Как выбрать автомобильный толщиномер

Как выбрать автомобильный толщиномер

Ответ на вопрос, какой толщиномер лучше купить всецело зависит от задач, стоящих перед пользователем. Если речь идёт об оценке технического состояния недорогого автомобиля почтенного возраста и с большим пробегом, то покупателя будут в первую очередь интересовать возможные крупные кузовные дефекты, на исправление которых ушло значительное количество шпаклёвки. Для выявления таких ремонтных работ вполне подойдёт и дешевый магнитный толщиномер.

В том случае если необходимо установить не только сам факт ремонтных работ, но и дать оценку качеству их выполнения, потребуется более точный прибор – электромагнитный или вихретоковый толщиномер.

Кстати, во многих современных толщиномерах оба эти метода совмещены: прибор может работать одновременно и по ферромагнитной и по немагнитной подложке.

Важным фактором при выборе является и планируемая частота использования прибора. Если устройство приобретается автолюбителем для собственных нужд и будет применяться всего один–два раза для диагностики недорогих автомобилей, нет необходимости приобретать универсальное устройство, работающее и по стали и по цветным металлам. Не очень важны в таком случае будут и дополнительные опции: ультрафиолетовая подсветка, возможность сброса результатов измерений на компьютер, кейс, расширенный температурный диапазон использования и другие.

Ситуация совершенно меняется, если толщиномер краски приобретается для частого или профессионального использования. Тогда такие опции, как расширенный температурный диапазон или длительный режим работы устройства без подзарядки или замены источника питания являются весьма важными факторами. И, конечно, для профессионалов очень важны чувствительность и точность измерений прибора, равно как и возможность работать и по стали и по цветным металлам (универсальность).

Популярные модели толщиномеров

  1. Приборы серии ET (модель ET11P давно уже стала «классикой» в семействе толщиномеров ЛКП), изготовленные по заказу фирмы «Евротрэйд» (хотя встречаются и другие заказчики этой серии, например «Etari»), пожалуй, самые известные и популярные в России. Они просты в настройке и неприхотливы в использовании, неплохо работают при пониженных температурах и обладают неплохой точностью измерений. Цена толщиномера серии ET находится в диапазоне от 5000 до 9000 рублей в зависимости от функциональных возможностей и опций.
  2. Толщиномеры серии CHY (производитель CHY Firemate Company, Тайвань) – это непосредственные предшественники и ближайшие «родственники» приборов серии ET. Характеристики приборов и цены на них также близки к серии ET.
  3. Приборы серии TC (разработчик Horstek, страна изготовления Тайвань). Судя по отзывам толщиномеры этой марки весьма популярны в комиссионных отделах крупных дилерских центров. Устройства имеют сертификат соответствия Росстандарта, современный дизайн и неплохие задекларированные технические характеристики. Ценовой диапазон основных моделей: от 4,5 до 13 тысяч рублей, но есть в линейке и совсем дешевая модель ТС 015 за 1990 рублей.
    Правда, несколько настораживает декларация представителя производителя о том, что некоторые современные модели марки не требуют калибровки. При этом в комплекте самой дорогой (и, видимо, передовой) модели ТС 325 почему-то предусмотрено пять калибровочных пластин.
  4. Толщиномеры PHYNIX (Германия) отличаются от аналогичных приборов других производителей, представленных в России, разве что ценой (начинается от 30 000 рублей), косвенно подтверждающей немецкое происхождение и соответствующее качество. И еще в характеристиках задекларировано, что калибровка не требуется, хотя в комплекте поставки идут калибровочные пластины.

Как пользоваться толщиномерами лакокрасочного покрытия автомобиля

Как пользоваться толщиномерами лакокрасочного покрытия автомобиля

Как правило, проведение измерений не вызывает затруднений даже у новичков. По конструктивному исполнению толщиномеры бывают в виде пистолетов (ещё их называют «курковые») и «прижимные» – вертикально устанавливаемые на деталь с лёгким прижатием сверху. И те и другие просты в эксплуатации и не вызывают затруднений.

Другое дело – точность измерений. В этом случае перед проведением измерений требуется тщательно откалибровать прибор по прилагаемой инструкции. Кроме того необходимо помнить, что диагностируемый участок кузова машины необходимо проверить в нескольких местах.

Иногда используется следующая технология измерений. Вначале прибор с равномерным усилием проводят с непрерывным прижатием (если, конечно, позволяет контактный материал датчика) к поверхности кузова. Если выявлена подозрительная область, внутри нее производят точечные замеры, причем в каждой точке производится не менее трёх измерений.

Если контактная поверхность датчика не позволяет проводить непрерывные контроль (слишком твёрдая, царапает ЛКП), измерения проводятся точечно.

Подробно о том, как проверить лакокрасочное покрытие автомобиля толщиномером за три минуты, показано на видео ниже.

Видео: как пользоваться толщиномером ЛКП

Толщиномер лакокрасочного покрытия – принцип действия и другая полезная информация

Толщиномер краски позволяет получить подробную информацию о лакокрасочном покрытии автомобиля, что в некоторых ситуациях бывает просто необходимо. В то же время далеко не все автолюбители знают о существовании этого прибора и нюансах его использования. Поэтому мы подготовили для вас исчерпывающую информацию о толщиномере ЛКП.

1 В чем назначение прибора – доверяй, но проверяй

Автолюбителей, которые покупают новую машину из салона, толщина ЛКП кузова не интересует, но если приобретается б/у автомобиль, такая информация может быть очень полезной. Дело в том, что, измерив толщину краски, вы сможете узнать, перекрашивался ли кузов или какие-либо его отдельные детали. Если малярные работы проводились, это может свидетельствовать о следующих проблемах автомобиля:

машина была в ДТП – этот изъян легко определить по большой толщине слоя, что означает наличие шпаклевки;

кузов был поврежден коррозией.

Отклонение величины слоя краски от нормального значения может свидетельствовать о нарушениях в эксплуатации автоЕсли недобросовестный продавец скрыл эту информацию, обнаружение окрашенных участков может повлиять на цену автомобиля, или вы можете вообще отказаться от его покупки. Конечно, перекраска не всегда говорит о серьезных проблемах, иногда водители просто устраняют подобным образом сколы и царапины. Но в таком случае перекрашенные участки имеют небольшую площадь.

Читайте так же:
Как прочистить катализатор автомобиля

Надо сказать, что прибор может пригодиться не только покупателям подержанных авто. С его помощью можно определить и качество покраски – если перепад толщины лакокрасочного покрытия не превышает 10–20 %, значит, поверхность покрашена качественно. Более серьезные перепады говорят о том, что работа выполнялась непрофессионально, если, конечно, не производились кузовные работы со шпаклевкой.

Чаще всего измеритель краски позволяет работать не только со стальными, но и с алюминиевыми поверхностями. Подобная функция может потребоваться для спортивных автомобилей или, к примеру, новых моделей Мерседес, имеющих алюминиевую крышку багажника. Некоторые модели позволяют узнать толщину краски даже на неметаллических поверхностях – пластике, дереве и т.д.

2 По какому принципу работает устройство – 4 варианта

Принцип действия устройства основан на определении расстояния от прибора, который прикладывается к окрашенной поверхности, до металла. В зависимости от способа определения расстояния, толщиномеры краски делят на несколько видов. Каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками.

Наиболее универсальными являются ультразвуковые приборы, так как они позволяют определять толщину краски не только на металлических поверхностях, но и на других. Это связано с тем, что такие приборы работают по принципу эхолота – издают ультразвук, который затем отражается от поверхности основания и фиксируется прибором. При этом электроника засекает время отражения и по нему рассчитывает толщину лакокрасочного покрытия. Полученные значения выводятся на дисплей.

Толщина слоя покрытия, с которым могут работать такие аппараты, составляет несколько сотен миллиметров. Поэтому таким устройствам можно найти применение даже в хозяйстве. Однако автомобилисты их практически не используют по причине большой погрешности (у дешевых моделей), а также высокой стоимости. Цена качественных аппаратов начинается от 30 000 рублей.

Вы можете найти на рынке и универсальный прибор, позволяющий определить толщину краски не только на металлических поверхностях, но и на другихЧаще всего в продаже можно встретить вихретоковые приборы. Они возбуждают на металлической поверхности вихревые токи. При этом расчет толщины слоя диэлектрика (ЛКП) происходит по интенсивности тока – чем тоньше слой лакокрасочного покрытия, тем интенсивней ток. Эти приборы достаточно точно определяют толщину, но имеют один недостаток – работают только на металлических поверхностях, графитовых и выполненных из различных сплавов, способных проводить токи. Кроме того, максимальная толщина слоя обычно не превышает 1-2 мм.

Примерно по такому же принципу работают и магнитноотрывные толщиномеры. Отличие от вихревых заключается в том, что они создают магнитное поле и измеряют напряжение в нем, т.е. силу отрыва магнита от металлического основания. Это позволяет узнать толщину диамагнетика, в качестве которого выступает слой ЛКП. Область применения этих устройств еще более ограничена, так как проверить толщину слоя краски ими можно только на поверхностях, которые магнитятся. Что касается погрешности, то она примерно такая же, как и у вихретоковых приборов. Максимальная толщина слоя тоже не превышает 2 мм. Правда, для определения толщины краски автомобиля этого вполне достаточно.

Существуют также индукционные приборы. Они, по сути, тоже относятся к магнитным, но работают несколько по иному принципу – используют для работы эффект Холла, позволяющий измерять плотность магнитного поля. Погрешность этих устройств составляет всего 2–3 %, что является отличным показателем. К слову, при определении толщины автомобильной краски даже плюс-минус 10 % особой роли не играют.

3 Определяем толщину покрытия – 60 или 300 микрон?

Пользоваться толщиномером очень просто. Как мы уже говорили выше, все расчеты аппарат выполняет автоматически и выводит показания на дисплей. Поэтому все, что вам нужно – это включить прибор и придавить его к поверхности лакокрасочного покрытия, чтобы сенсор плотно лежал на краске. Уже спустя несколько секунд прибор должен показывать результат. Вначале включайте прибор и только после этого прикладывайте его к поверхности. Если сразу приложить толщиномер к поверхности и после этого включить, произойдет сбой заводских настроек, соответственно, он не будет правильно работать.

Если толщиномер у вас новый, предварительно требуется его настройка (калибровка). Для этого в комплекте к прибору идут специальные калибровочные пластины. Чтобы произвести калибровку, нужно включить толщиномер и затем приложить его к пластине. После того, как замер будет выполнен, и устройство покажет результат, нажмите на кнопку «0», так как лакокрасочное покрытие на пластине отсутствует (толщина нулевая). Затем на металлическую пластину надо положить пластиковую пленку, которая тоже имеется в комплекте.

Чтобы не ошибиться в измерениях, первым делом включите прибор, после чего уже с уверенностью прикладывайте его к поверхностиПосле этого еще раз сделайте замер и после получения результата нажмите кнопку «К» (калибровка). Далее стрелками вверх/вниз полученное число следует изменить до показателя, указанного на пластиковой пластине. Затем еще раз нажмите кнопку «K», чтобы сохранить результат. Теперь устройство готово к работе.

Имейте в виду, что толщина краски определяется в микронах. 1 микрон равняется одной тысячной миллиметра. Соответственно, 1000 микрон – это 1 миллиметр. Как правило, толщина заводской покраски составляет от 60 до 150 микрон. Правда, на автомобилях Мерседес и БМВ последних годов выпуска толщина слоя достигает 180–247 микрон. Наиболее тонкое покрытие у «азиатов» – японские, корейские и китайские автомобили имеют толщину слоя ЛКП в пределах 80–145 микрон. Толщина краски американских и европейских машин варьируется в пределах 110-180 микрон.

Со временем толщина лакокрасочного покрытия уменьшается, так как в результате полировки и мойки постепенно удаляется верхний слой лака мелкими абразивными частичками.

Чтобы получить полную информацию о краске, сделайте замеры на разных участках кузова – дверях, крыльях, стойках, порогах, а также горизонтальных поверхностях. Все результаты запишите. Если после сравнения показателей окажется, что толщина колеблется в пределах 10-20 %, это еще не говорит о том, что кузов подвергался малярным работам. Чаще всего на горизонтальных поверхностях краска тоньше, чем на вертикальных, что связано с ее плавным растеканием при покраске. Кроме того, как уже было сказано выше, внести свои коррективы в толщину может полировка.

Если же измерение показало, что толщина покрытия на разных участках отличается на 50–100 микрон, значит, отдельные участки кузова были окрашены. Если толщина покрытия достигает значения в 300 микрон или даже больше, значит, участок был не только повторно окрашен, но и зашпаклеван. Если толщина – 400–600 микрон, в этом месте металл был деформирован, и имеется большое количество шпаклевки.

4 Какой прибор выбрать – ET 11P или DT-156?

Об основных различиях разных приборов мы уже рассказали выше. Напоследок приведем краткий обзор моделей, что, наверняка, поможет вам выбрать подходящее устройство. Итак, одна из наиболее популярных среди автолюбителей моделей толщиномера – ET 11P. Это магнитный прибор, который может работать как с черными металлами по магнитноотрывной технологии, так и с цветными металлами по токовихревой технологии. Главная особенность этой модели заключается в том, что она адаптирована к условиям СНГ, т.е. способна работать даже при низких температурах.

Читайте так же:
Устройство и принцип работы

Максимальная толщина слоя ЛКП, которую может без помех определить толщиномер ET 11P, составляет 1000 мкм, т.е. 1 мм. Погрешность прибора составляет ±10 мкм. Надо сказать, что прибор не требует ручного переключения режима работы, так как определяет тип материала в автоматическом режиме. Стоимость этой модели составляет около 7000 рублей.

Как мы видим, приборы для измерения толщины ЛКП отличаются не только моделями, но и технологиямиБолее совершенной является модель ETARI ЕТ-555, новинка 2017 года. Она работает по тому же принципу, что и вышеописанный аппарат, но способна определять толщину металла до 2000 мкм. Кроме того, не требует калибровки и отличается более высокой точностью. Также отметим, что аппарат обладает дополнительными функциями – фонарик и ультрафиолетовая лампа, которой, как утверждает производитель, можно даже проверять деньги на подлинность. Стоимость ЕТ-555 составляет около 8000 рублей.

Если ваш бюджет не сильно ограничен, можно обратить внимание на старшую модель ETARI – ET-600. Она обладает большим дисплеем и памятью, позволяющей запоминать последние 20 замеров. Данный прибор также относится к магнитным и способен измерять толщину лакокрасочных покрытий на цветных и черных металлах. Максимальная толщина слоя составляет 1500 мкм. Уровень погрешности не превышает 3 %, что является одним из главных достоинств устройства. Как и младшая модель, толщиномер ET-600 обладает функцией автокалибровки. Стоимость аппарата составляет 8500 рублей. В своей категории это одна из лучших моделей по соотношению цена/качество.

Тем, кто желает приобрести относительно недорогой, но в то же время точный и функциональный измерительный прибор, можно порекомендовать модель DT-156, которую производитель классифицирует, как полупрофессиональную. Она тоже может определять толщину краски на разных типах металла. Максимальная толщина слоя составляет 1250 мкм, при этом погрешность составляет 1 мкм. Из особенностей модели DT-156 можно выделить:

память на 320 измерений;

настраиваемые уровни тревоги.

Этот аппарат, прежде всего, подойдет страховым компаниям, которые часто осуществляют проверку и приемку автомобилей, а также автодилерам и т.д. Стоимость DT-156 составляет 9500 рублей.

Надо сказать, что существуют и профессиональные приборы с выносными датчиками для измерения толщины и погрешности лакокрасочного покрытия автомобиля, а также других металлических конструкций. Их стоимость начинается от 15000­–20000 рублей. Как вы видите, выбор достаточно большой. Поэтому главное – определиться с задачами, которые поставлены перед прибором, и тогда вы сможете подобрать для себя оптимальную модель.

Обзор 4 видов лучших толщиномеров краски автомобиля

При покупке автомобиля практически невозможно рассмотреть визуально, была машина в авариях или не была, насколько сильны её повреждения. Конечно, никому не хотелось бы переплачивать за битую машину, а любому покупателю нужны аргументы при торге с продавцом.

Подобные аргументы может предоставить такой прибор, как толщиномер краски автомобиля. Обзор лучших толщиномеров краски автомобиля, их виды и модели рассмотрим в данной статье.

Толщиномер

Толщиномер – это прибор, измеряющий слой краски на поверхности автомобиля. С его помощью можно определить количество слоёв краски и сделать выводы, насколько сильно машина была повреждена или, наоборот, не была. Прибор «увидит» скрытые повреждения под слоем лакокрасочного покрытия автомобиля, однако не все приборы одинаково точны и полезны, поэтому желательно разбираться в их классификации.

Классификация по классам

Модели первого класса отличаются более низкой ценой, обычно надёжны, но имеют минусы в виде ограниченного числа функций и некоторых сложностей в эксплуатации: нужно знать, как пользоваться таким толщиномером.

Приборы второго класса обладают более широкими измерительными возможностями, но также просты, несколько медлительны, хотя точность замеров выше, чем у предыдущих моделей.

Третий класс приборов сочетает в себе равноценное соотношение цены и качества. Модели дороже двух первых, но превосходят их по точности, надёжности и количеству функций. К минусам этих моделей относят требование к регулярной калибровке и плохую переносимость низких температур.

Четвёртый класс приборов – это профессиональные принадлежности, толщиномеры самокалибрующиеся. Все их функции и характеристики выше, больше и лучше, они более точны, надёжны и просты в работе.

По сфере применения

Толщиномер

Область применения толщиномеров довольно широка:

  • автомобильная и судостроительная промышленность;
  • страховая деятельность;
  • строительство;
  • экспертно-оценочные действия.

Приборами пользуются как частные лица, так и юридически ответственные. Профессионалам, оценивающим объём работ в автосервисе, в судебной экспертизе, в оценочной проверке срока жизнедеятельности судна или строительного перекрытия, нужны высокоточные до долей микрона приборы. Частным лицам для покупки авто и проверки лакокрасочного покрытия для определения износа или повреждений можно обойтись толщиномером попроще.

По принципу работы

Магнитный толщиномер

Самый простой по принципу работы прибор – магнитный. Подобный толщиномер имеет в корпусе магнит, который определяет степень близости металла, чем ближе металлическая основа, тем меньше толщина краски. Результат показаний выводится на дисплей или демонстрируется стрелкой-указателем.

Более точные электромагнитные приборы работают при помощи электромагнитной индукции. При проверке ЛКП автомобиля таким толщиномером корпус авто воспринимается датчиком как замкнутая цепь, измеряя плотность магнитного поля, прибор определяет толщину ЛКП.

С помощью ультразвуковых толщиномеров можно сделать замеры в труднодоступных местах автомобиля. Прибор подает импульс на замеряемую поверхность и выводит показания на дисплей.

Вихревитковый прибор используют в основном на цветных металлах. Принцип работы прибора основан на переменном магнитном поле и воздействии на него тока, который проходит через катушечный провод, замеряя таким образом толщину, например, поверхность из алюминия.

Как правильно выбрать

Выбор толщиномера

Сегодня рынок насыщен различными видами старых и новых усовершенствованных моделей толщиномеров. Приборы разные как по принципу работы, так и по цене. Как выбрать толщиномер для замера лакокрасочных покрытий автомобилей и не ошибиться, рассмотрим далее.

На что нужно обратить внимание в первую очередь

При решении вопроса, какой толщиномер лучше купить, следует определиться, в каких целях и как часто он будет использоваться. Для личных целей лучше ориентироваться на недорогие приборы, учитывайте при этом диапазон их измерений, условия, в которых прибор работает, длительность его работы и прочие технические характеристики.

Для профессиональной деятельности экономить не стоит: от прибора будет зависеть работа, её качество и количество. Здесь нужно обращать внимание на чувствительность тестера, количество его режимов и функций, процент погрешностей.

Для проверки состояния автомобиля при его покупке толщиномер лакокрасочного покрытия в форме брелока или маркера – лучший вариант, если проверить ЛКП хочется, не привлекая внимания и не вызывая негатива со стороны продавца. Такие приборы не дорогие, в основном это магнитные тестеры.

Такой прибор не определит точную толщину ЛКП, но покажет присутствие слоя шпатлёвки, чего вполне достаточно, чтобы сделать вывод о целостности машины.

Читайте так же:
Как правильно заменить свечи зажигания

При выборе толщиномера определитесь, какие функции более важны для вас, а какие являются ненужным дополнением.

Многие усовершенствованные приборы имеют в комплекте датчики для измерения резины или стекловолокна, датчики, определяющие степень коррозии. Такие функции незаменимы в строительстве или судостроении, но для автомобиля это уже роскошь, а не необходимость.

Или, к примеру, возможность прибора работать под водой. Эта функция также довольно специфическая и вряд ли нужна в работе с автомобилями даже профессионалам. В то же время функция подсветки может пригодиться: в зимний период, например, рано темнеет, и подсветка на экране лишней не будет.

Дополнительные характеристики: габаритные размеры, масса, цвет, время непрерывной работы, материал корпуса

Толщиномер лакокрасочного покрытия

Полезной будет функция автоматического отключения прибора при длительном бездействии, особенно если это прибор энергозависимый.

Нужной характеристикой будет широкий диапазон измерений прибора, так же как процент погрешности при измерениях.

Большое значение имеет длительность работы тестера: неприятно, если в нужный момент прибор откажется работать, то же касается погодных условий.

В холодное время года магнитный толщиномер, не зависящий от влажности или температуры, не требующий электроэнергии, – то, что нужно. Электронные же варианты более приспособлены для работы в помещении.

Принимайте во внимание длительность работы прибора, энергоресурс его аккумулятора.
Абсолютно бесполезной будет функция выбора языка, цифры и значения величин понятны на любом языке.

Функция звукового оповещения появления на экране показаний измерения не несет никакой существенной пользы, так же как функция подсветки клавиатуры или цвет корпуса выбранного прибора.

Более важен материал, из которого изготовлен толщиномер. Как правило, корпус толщиномеров изготовлен из ударопрочного пластика, но в комплекте к приборам часто предусмотрены защитные чехлы.

Толщиномер какой формы лучше выбрать? Форма и размер прибора имеют значение, если вы хотите провести тест, не привлекая к себе внимания. Маленькие приборы, умещающиеся в руке, более пригодны в этом случае. Маленький вес прибора также делает его более удобным при ношении с собой.

По форме есть варианты классические с кнопкой, есть курковые, в виде пистолета. Вторые более популярны, так как способны без перебоев проработать около полутора лет. Однако они не удобны на местах изгиба или других труднодоступных плоскостях.

Лучший светодиодный толщиномер краски автомобиля

Лучший светодиодный толщиномер

ProdigTech GL-6+

В выборе светодиодного толщиномера многие покупатели отдают предпочтение Prodig Tech GL-6+. Это инновационный прибор с применением светодиода в качестве сигнала. Прибор может определить второй слой краски, мигая при работе; несколько слоёв краски или шпатлёвку, при этом светодиод горит не мигая.

Характеристики

  • измерение черного металла, алюминия;
  • диапазон замеров от 0 мкм до 2100 мкм;
  • девять позиций в меню;
  • память на сто замеров;
  • точность измерений не зависит от погодных условий;
  • автоматическое выключение при долгом бездействии;
  • батарея 9В;
  • дисплей с подсветкой;
  • высота прибора 123 мм, ширина 65 мм;
  • в комплекте – чехол и калибровочные пластины, батарейка.

Плюсы

Небольшой размер, возможность замеров на немагнитных основах, алюминии и меди. Для меди нужно изменить настройки и откалибровать прибор. Производитель даёт гарантию на год.

Минусы

Специалисты говорят о слишком расплывчатых границах измерения и больших погрешностях в показаниях.

Лучший магнитный толщиномер краски автомобиля

Авто-Лак-Тест Bit 3003 Teflon

Авто-Лак-Тест Bit 3003 Teflon

В рейтинге недорогих и простых в использовании толщиномеров, выгодно выделяется Авто-Лак-Тест Bit 3003 Teflon. От стандартной модели этого ряда прибор отличается тефлоновым напылением на магните, что предохраняет рабочую поверхность от повреждений.

Характеристики

  • прибор работает на чёрных металлах;
  • срабатывает под действием пружины;
  • точность замеров до 40 мкм;
  • работает без питания;
  • размер 175 мм – длина, 10 мм – ширина;
  • масса тестера – 35 г.

Плюсы

К основным достоинствам относят компактный вид толщиномера, как видно на фото ниже, он похож на маркер. Прибор не зависит от электричества, его не нужно постоянно подпитывать и покупать батарейки, в связи с этим ему не страшны ни влажность, ни мороз. Прибор не нуждается в калибровке, настройках, может быть применён в труднодоступных местах.

Минусы

Главный минус – прибор не работает на не магнитных поверхностях. К недостаткам можно отнести низкую точность в сравнении с профессиональными приборами.

Лучший цифровой толщиномер краски автомобиля

Толщиномер et 111

ETARI ET 111

Толщиномер et 111 – цифровой прибор измерения толщины лакокрасочных покрытий на чёрных и цветных основах. Компактный инструмент, которым удобно пользоваться и одной рукой. Прибор снабжён жидкокристаллическим экраном, есть режим автоотключения в течение одной минуты.

Характеристики

  • замеры ЛКП на основах из чёрных и цветных металлов;
  • необходимость калибровки на каждый материал основы;
  • диапазон замеров на чёрных металлах – от 0 до 2000 мкм, на цветных – 0 до 1000 мкм;
  • погрешность ±10 мкм на 200 мкм;
  • работа от батареи до 17 часов;
  • допустимая влажность при работе не выше 75%;
  • размер прибора: высота 120 мм, ширина 40,4 мм;
  • вес – 100 г с батареей.

Плюсы

Лёгкость, портативность, самостоятельное определение основного материала. Есть дополнительные функции: подсветка экрана и карманный фонарик (удобно в вечернее время); предусмотрен режим для работы исключительно на чёрных или цветных металлических поверхностях; прибор может пригодиться для проверки дензнаков и документов с помощью УФ света.

Минусы

При выборе данного толщиномера ЛКП, следует учесть некоторые существенные минусы. Устройство, как описано в инструкции под заголовком «Внимание», очень боится даже незначительных колебаний температур, влажной среды и при беспрерывной работе более минуты демонстрирует показания с погрешностями, хотя в пределах допуска.

Лучши1 высокоточный толщиномер краски автомобиля

PosiTector 6000

PosiTector 6000

Какой толщиномер выбрать для профессиональной деятельности? Лучшей в точности измерений, технических характеристиках, надёжности в использовании на сегодня является модель PosiTector 6000.

Характеристики

  • измерение на поверхностях чёрных и цветных металлов;
  • точность измерения за счёт термокомпенсации;
  • соответствие всем международным стандартам;
  • функция переключения единиц измерения (мил/мкм/мм);
  • функция регулирования калибровки, блокирования её;
  • возможность работы в тёмное время суток (подсветка);
  • возможность вернуть стандартные заводские настройки;
  • функция выбора языка;
  • стойкость прибора к внешним раздражителям (кислота, вода, масло и др.);
  • прочный дисплей;
  • гарантия производителя два года.
  • в зависимости от моделей стандартной или базовой, с памятью – комплектуется различными датчиками.

Плюсы

Прибор высокоточный, надёжный (дисплей защищён от ударов), может работать под водой, удобен в применении, работает на всех типах поверхностей, датчики моделей взаимозаменяемы, работает в труднодоступных местах, не боится погодных условий.

Минусы

Негативных отзывов о работе прибора не обнаружено, единственный недостаток – высокая цена.

Если вы занимаетесь автомобилями профессионально – перепродажа или ремонт, вам не обойтись без такого прибора, как толщиномер. В случае разовой покупки необходимости приобретать тестер, тем более дорогостоящий, нет. Такие приборы можно взять напрокат, стоит это недорого.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию