Тосол или антифриз: разница составов и как заменить
Тосол или антифриз – делаем правильный выбор
Очень часто автолюбители не придают должного значения охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя, и в большинстве случаев не то что не меняют охлаждающую жидкость вообще, но даже не знают, что именно залито в систему охлаждения двигателя их автомобиля. Такая беспечность напрасна. Ведь от правильного выбора между тосолом и антифризом зависит дальнейшее техническое обслуживание всего автомобиля. И так, давайте разберемся что лучше – тосол или антифриз.
Такое разделение охлаждающих жидкостей на тосолы и антифризы существует только в России. О происхождении и истории возникновения ТОСОЛа уже неоднократно описывалось в различных средствах массовой информации. По данным компании Arteco, до 22% всех поломок прямо, а 40% прямо или косвенно связаны с системой охлаждения двигателя. Поэтому должное внимание охлаждению и правильный выбор охлаждающей жидкости может помочь сохранить деньги и время.
В состав смазывающих охлаждающих жидкостей входят смеси этиленгликоля (изредка в состав входят смеси пропиленгликоля), вода и целый пакет присадок-ингибиторов коррозии. Охлаждающие жидкости разных производителей отличаются друг от друга именно технологией производства присадок, входящих в их состав.
Выбирая смазочную охлаждающую жидкость для своего автомобиля, в первую очередь необходимо изучить руководство по его эксплуатации или сервисную книжку, чтобы узнать рекомендации автопроизводителя и возможные нюансы использования той или иной жидкости, известные последнему. В таком руководстве автопроизводитель может прописать конкретных производителей и наименования смазочно-охлаждающих жидкостей, которые успешно прошли все испытания и тесты (лабораторные, стендовые, эксплуатационные), проведенные автопроизводителем, или же прописать класс таких жидкостей. К ним относятся жидкости, произведенные по одной из следующих технологий:
- традиционной – в состав входят пакеты присадок на основе солей неорганических кислот (нитратов, нитритов, боратов, силикатов, фосфатов, аминов],
- карбоксилатной (ОАТ) – в состав входят пакеты присадок на основе солей органических кислот (карбонатов],
- гибридной – разновидность карбоксилатной технологии, в которой пакеты присадок создаются на основе солей карбоновых кислот с незначительными добавками силикатов и/или фосфатов).
На российском рынке преобладают смазочно-охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной (тосол) и карбоксилатной (антифриз) технологии.
Антифриз имеет немало преимуществ перед тосолом, с которыми обязательно следует ознакомиться:
- Повышенная эффективность системы охлаждения двигателя.
Охлаждающие жидкости, произведенные по традиционной технологии, образуют защитный слой на поверхности металла, который может достигать 0,5 мм.
Хотя этот слой защищает металл от коррозии, он в то же время значительно ухудшает теплоотвод (до 50%) из-за своей очень низкой теплопроводности. Таким образом тосол работает как своеобразный изолятор, ухудшающий теплопередачу. Следовательно, двигатель начинает работать при более высокой температуре, чем это предусмотрено и рекомендовано автопроизводителем. Это в свою очередь приводит к более быстрому износу двигателя, а также к снижению мощности и большему расходу топлива.
Карбоксилатным охлаждающим жидкостям, например, таким как CoolStream, свойственная повышенная эффективность охлаждения двигателя. Эти жидкости образуют защитный слой исключительно в тех местах, где образуется коррозия толщиной 0,0006 мм (60 ангстрем). А так как на остальной внутренней поверхности защитный слой не образуется, то теплоотвод не ухудшается.
2. Более длительный срок использования карбоксилатной охлаждающей жидкости (антифриза)
Пакеты присадок антифризов состоят из композиций солей неорганических кислот (нитратов, боратов, силикатов, фосфатов, нитритов).
Можно с уверенностью утверждать, что в производстве 90% отечественных охлаждающих жидкостей используются такие ингибиторы коррозии как силикаты и нитриты. При этом силикаты добавляются преимущественно с целью антикоррозионной защиты алюминия, а нитриты добавляются с целью защиты от кавитационной эрозии. Пакеты этих присадок сбалансированы, но в случае нарушения композиции по причине более быстрого расхода одного из составляющих, охлаждающая жидкость теряет свои полезные свойства. Как видно на приведенном ниже графике, силикаты и нитриты истощаются в первую очередь, и уже через 30-40 тыс. км пробега автомобиля охлаждающая жидкость на их основе практически полностью теряет свои защитные качества.
В то же время, антифризы, произведенные по карбоксилатной технологии, сохраняют стабильность практически весь период использования. Благодаря защите, которая действует только в нуждающихся в этом местах, расход присадок происходит значительно медленнее. Например, по этой причине, ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Premium достигает 250 тыс. км или 5 лет эксплуатации для легковых автомобилей, и 650 тыс. км для грузовых автомобилей; а ресурс эксплуатации антифриза марки CoolStream Standard – 100 тыс. км или 2 года эксплуатации.
3. Превосходная защита алюминия в режиме высоких температур
В процессе строения современных автомобилей алюминий все чаще используется в качестве конструкционного материала. И эта тенденция последних времен слабо сочетается с охлаждающими жидкостями, произведенными по традиционной технологии – тосолом.
Главным недостатком тосола является неспособность входящих в его состав присадок на основе неорганических соединений защищать алюминий при высоких температурах – выше 105 ºС по Цельсию, и при высоких тепловых потоках. По этой причине большинство автопроизводителей отказались от использования тосола в своих автомобилях.
А карбоксилатные антифризы, наоборот, наилучшим образом защищают конструкции из алюминия и его сплавов.
Для наглядности, в таблице приведены сравнительные результаты высокотемпературного динамического теста на коррозию алюминия в разных охлаждающих жидкостях, доказывающего превосходство карбоксилатных жидкостей над традиционными.
4. Продление срока эксплуатации водяного насоса до полутора раз
Главной причиной износа водяного насоса является гидродинамическая кавитация. Этот физический процесс заключается в образовании и схлопывании пузырьков газа охлаждающей жидкости у поверхности движущихся лопастей насоса. Когда пузырьки газа хлопают, происходят гидродинамические микроудары по поверхности лопасти, которые вырывают молекулы. При частой эксплуатации и длительном воздействии таких микроударов образовываются каверны (раковины) и разрушаются лопасти.
К сожалению, пока что ни одна из существующих охлаждающих жидкостей не может химическим способом уберечь лопасти насоса, полностью предотвратив данный физический процесс.
Тем не менее, в отличие от традиционных охлаждающих жидкостей, карбоксилатные антифризы, благодаря «адресной» направленности своей защиты, снижают воздействие кавитации и таким образом увеличивают срок использования водяного насоса до 50%.
5. Превосходная защита от кавитации гильз цилиндров двигателя
Значительному влиянию гидродинамической и высокотемпературной кавитации подвержены также гильзы цилиндров. Вы можете сами убедиться в справедливости утверждения об эффективности защиты карбоксилатными антифризами гильз цилиндров, взглянув на фото 2007 года, на котором изображен цилиндр двигателя Рено MIDR Y41, установленного на автобус МАЗ 103-41, с пробегом 230 тыс. км.
- 6. Высокая стабильность качеств и свойств антифризов.
В традиционных охлаждающих жидкостях используются силикаты, которые имеют негативное свойство образования гелей. Жидкости, в состав которых входят фосфаты, могут образовывать нерастворимые фракции, выпадающие в осадок. Этот осадок наряду с гелями блокирует работу термостата и засоряет радиатор, а в конечном результате нарушает работу системы охлаждения двигателя.
Карбоксилатным антифризам свойственна высокая стабильность качеств и отсутствие образования гелей и осадка в процессе использования.
7. Повышенная совместимость с эластомерами и пластиками.
В системе охлаждения двигателей автомобилей используются пластиковые, эластомерные, резиново-силиконовые и другие подобные материалы, к которым карбоксилатные антифризы абсолютно неагрессивны. Этот факт подтвержден 15-летними практическими испытаниями, проведенными компанией Arteco, миллионами километров пробега и тысячами часов работы двигателей. И как знак доверия к результатам этих испытаний, большое количество автопроизводителей включают антифризы на базе карбоксилатных присадок Arteco в перечень рекомендованных охлаждающих жидкостей.
8. Отсутствие отложений и засоров в радиаторе.
Охлаждающим жидкостям, произведенным по традиционной технологии, свойственно образование осадков и мелких нерастворимых частиц, которые ухудшают теплообмен и засоряют радиатор. Тогда как карбоксилатные антифризы не имеют таких негативных качеств и не образуют отложений и засоров в процессе всего периода их использования.
Антифриз Тосол
9. Экологическая чистота карбоксилатных ингибиторов коррозии.
Благодаря продленному сроку эксплуатации (у антифриза под маркой CoolStream Premium – 250 тыс. км или 5 лет для легковых автомобилей, или 650 тыс. км для грузового транспорта) автоматически уменьшается количество отработанных охлаждающих жидкостей, которые необходимо утилизировать.
У ингибиторов коррозии на основе карбоксилатов более низкий класс вредности и опасности для окружающей среды, поэтому они более экологичны, чем традиционные ингибиторы.
10. Отличная стабильность в условиях высоких температур.
Современные автомобильные двигатели рассчитаны на повышенную нагрузку при эксплуатации. Автопроизводители закладывают в качестве верхней границы рабочей нормы температуру до 135 ºС и давление до 3 атмосфер.
Полезные свойства традиционных ингибиторов коррозии теряются уже при температуре 105 ºС. При этой температуре ингибиторы распадаются и не могут обеспечить достаточную защиту двигателя при высоких температурах. В то же время, карбоксилатные антифризы сохраняют свою стабильность при вышеописанных условиях и продолжают эффективно защищать двигатель.
При использование статьи или фотографий активная прямая гиперссылка на сайт www.avtorem.info обязательна!
Понравилась статья? Поделись ею на своей странице!
Читайте также:
Комментарии
Показано комментариев: 10.
Всего: 24.
Тосол – торговая марка, антифриз – незамерзающая жидкость. Как можно сравнивать несравненное?
Послушал ваши отзывы, залили этот мультифриз в старый тосол G11, езжу вторую неделю, охлаждает нормально, со старым тосолом законектился))) Отлично, буду лить его теперь, надеюсь, что цену не будут повышать, мне эта нравится, брал литр за 140 р
На трассе до Минска почему-то начала расти температура движка. Остановился, глянул все уровни, оказалось что начал уходить антифриз. Вроде явных течей не было. Ну решил долить, но в околотрассных магазинах моего G12+ на Мерседес не оказалось((( Решил взять SINTEC MULTI FREEZE – вроде слышал о нем от товарища, да и выбора особо не было. Домчал до Минска и сразу в сервис. Ребята прошаренные, знали, что в мультифризе этом есть частички, позволяющие увидеть течь по УФ-светом. Так и нашли небольшую трещину и заварили. Состояние охлаждайки было отличное – смешалась с залитой отлично без какого-либо осадка и прочих отложений. Поэтому решил долить остаток 5литровой канистры, ведь покупал с запасом. Короче, доволен, пока так на нем и езжу. Цена демократична (около 450рублей за 5 литров) , а запарок меньше с ним.
Да вроде стандартные – от засора, защита алюминиевых деталей и моющие
По поводу кавитации. Пользуюсь Синтек Мультифриз. За пол года никаких новых образований. Может уже и научились делать
Что за присадки?
Здравствуйте! Пересмотрел много сайтов, статей и ни один умник не написал КОНКРЕТНО КАКОЙ АНТИФРИЗ лить в ВАЗ (интересует21013). Можете помочь?
Ivan
10 нояб. 2018 18:36
#
Могу посоветовать купить антифриз в концентрате Shellzone G11 (зеленого цвета, продается в канистра объёмом 3,8 литра) или HEPU G11 (зеленый или синий, 3 канистры по 1,5 литра) и дистиллированной воды 5 литров. Всё это дело смешать в пропорциях 50 на 50 и залить в систему охлаждения своего автомобиля. И спать спокойно. Всё будет в порядке. Проверено, на практике))). Этот вариант подойдёт не только на автомобили семейства ВАЗ, но и на иномарки.
Автору статьи, сыплящему химическими непонятками, следовало бы знать, что
АнтиФриз (англонизм АнтиЗамерзайки) – это ТЕХНИЧЕСКОЕ название НЕзамерзающей жидкости (раствор КУХОННОЙ соли в воде тоже может замерзать при -70),
ТОСОЛ – ТОРГОВОЕ название антифриза, производившегося в СССР, с градацией А25, А40 и А65, где буква “А” автомобильный, цифра – минимальная температура НЕзамерзания.
А вот ОСНОВНАЯ составляющая часть антифриза называется ЭтиленГликоль – это его ХИМИЧЕСКОЕ название!
Вероятно, просто раствор этиленгликоля в воде плохо влияет на различные металлические и НЕметаллические детали ОС мотора – поэтому в него и вводятся различные присадки. Именно они и выпадают в осадок. Так ведь и безины содержат присадки, и масла…
Ну, не знаю что сказать! Авто – пассат Б4, беру ТОСОЛ Феликс. У меня авто уже 6 лет, 2-ой владелец в наших краях. Пока жалоб на тосол, помпу и т.п. по системе охлаждения никаких не возникало. 1 раз менял термостат – тосол был чист, как только с бутылки – и это при том, что я накатал тыс.20-30 км., а еще неизвестно – сколько накатал предыдущий хозяин… Теперь планирую замену, так как накатано мной уже больше 60тыс.км. – опять же на тосол феликс.
раньше тоже думал сменить на антифриз – ребята на сто сказали, что смысла нет, так как нынешний тосол хорошенько подрос в качестве, но не брать самый дешевый.
Честно скажу, пока ездил на восьмерерочке, вообще не заморачивался, потому что это такой зверь, что все что угодно проглотит. Но когда пересел на иномарочку, стал почитывать инфу. Пришел к выводу, что антифриз предпочтительнее Тосола, но нерешенным остался один вопрос – почему-то везде пишут, что антифриз в 2 раза дороже Тосола, но в реальности вижу, что это не совсем так. Кто может объяснить мне ситуацию в этом каталоге ? Может просто качество конкретного антифриза оставляет желать лучшего или тосол какой-то супермодный?
Я вот кстати на Coolstream Premium чуть больше 5 лет отъездил спокойно. На сервисе сказали, что еще годик можно было поездить, слили чистый и без изменения цвета. Но смену ОЖ делал снова на него. Очень понравилось качество продукта. Да и допуск для ауди моей у него. Так что не зря автор пишет про Coolstream
Что лучше заливать в систему охлаждения автомобиля: тосол или антифриз
Чтобы понять, что лучше Тосол или антифриз, нужно разобраться с их характеристиками и обозначить условия использования. Некоторые считают, что для отечественных авто лучший вариант — это Тосол. Другие говорят о пользе антифриза за счет новых технологий и «умных» присадок к нему.
Состав и свойства антифриза и Тосола
Основой Тосола является этиленгликоль. Этот хладагент имеет отличные показатели устойчивости при низких температурах. Со времен Советского Союза для дифференциации границ замерзания Тосол окрашивают в синий и красный цвет. Отличие этих двух видов только в красителе, концентрации спирта и температуре кристаллизации. Синий хладагент замерзает при температуре -40°C, красный — при -65°C. Используется Тосол в двигателях внутреннего сгорания.
Как правило, общий состав синей и красной жидкости следующий:
- этиленгликоль;
- глицерин;
- дистиллированная вода;
- силикатные присадки.
Но, как известно, этиленгликоль в паре с дистиллированной водой имеет разрушающее коррозионное воздействие на систему охлаждения. В этой ситуации именно присадки защищают патрубки. Они покрывают внутреннюю поверхность шланга тонким слоем пленки и тем самым исключают прямое воздействие агрессивных компонентов.
Антифризом, в свою очередь, называют целую группу хладагентов, которые сохраняют жидкую форму при низких температурах. Используют их не только в двигателях внутреннего сгорания, но и в топливе для авиации.
В целом состав антифризов похож на Тосол:
- этиленгликоль;
- глицерин;
- дистиллированная вода;
- присадки.
Но в некоторых моделях антифриз довольно серьезно отличается присадками. Чем дороже жидкость, тем лучше добавка и больше срок ее использования. Кроме этого, хладагент стандарта G13 включает в себя пропиленгликолевую основу.
Главное различие между этими двумя хладагентами — химические или органические присадки. Основной состав практически идентичный.
Основные способы дифференциации
На видео можно детально ознакомиться с основными отличиями Тосола от антифриза. Снято каналом Avto-Blogger.ru.
Чтобы выбрать, что лучше заливать Тосол или антифриз в систему охлаждения, нужно понимать, что, помимо присадок и цвета, разница будет и в фактуре жидкости. Тосол имеет маслянистый вид, тогда как антифриз по консистенции больше похож на воду.
На данный момент существуют такие виды антифриза:
- ОЖ стандарта G11. Эта жидкость зеленого цвета. Имеет силикатную основу, содержит химические присадки. Главное ее свойство — защита патрубков системы охлаждения от пагубного воздействия, путем обволакивания их тонкой пленкой. Кроме этого, антифриз эффективно борется со ржавчиной.
- Хладагент G12, G12+ и G12++. Данная жидкость красного оттенка изготовлена на основе карбоксилатных соединений, что позволяет ей создавать защитный слой только там, где образовалась коррозия. Класс G12+ и G12++ производится по лобридной технологии с применением органических кислот.
- Охлаждающая жидкость G13 и G13+. Антифризы этого стандарта имеют желтый или фиолетовый цвет. Изготовлены на пропиленгликолевой основе, что говорит об их безопасности и экологичности.
Сравнение охлаждающих жидкостей
Зная главные признаки дифференциации, можем перейти к непосредственному сравнению антифризов и Тосола для определения, что лучше залить в машину.
Тосол и антифриз стандарта G11
Эти вещества практически идентичны. Тосолы отечественного производства — это G11 в Европе. По общему правилу антифриз данного стандарта изготовители окрашивают в зеленый цвет.
Положительным качеством антифриза G11 и Тосола является их способность создавать пленку, которая предотвращает прогрессирование коррозии.
К минусам обеих жидкостей можно отнести то, что требуется полная замена этих хладагентов один раз в два года. Если не придерживаться данного правила, то сухой осадок забьет патрубки, а это грозит отказом системы охлаждения и «закипанием» двигателя. Кроме этого, у них плохая теплоотдача. В результате мотор больше греется в летнее время суток.
Тосол и антифриз стандарта G12
Основной состав этого антифриза и Тосола идентичен. Различие лишь в присадке органического происхождения — карбоновой кислоте, которая содержится в антифризе. Благодаря присутствию такой добавки защитная пленка не создается по всей системе, а только там, где образовалась ржавчина, в результате возрастает теплоотдача.
Следовательно, преимуществом в пользу антифриза является улучшенное охлаждение системы и увеличение ее срока службы за счет присадок, входящих в состав жидкости.
Тосол и антифриз стандарта G13
Основной состав хладагента этого класса кардинально отличается от Тосола и антифризов других стандартов. Дело в том, что жидкость изготовлена на пропиленгликолевой основе. А это говорит о ее экологичности и безвредности. Кроме того, данный антифриз создает тончайшую защитную пленку в системе, которая не препятствует охлаждению, обеспечивая отличную теплоотдачу и сохранность от коррозии. Чего нельзя сказать о Тосоле.
Эффективность охлаждения
Тосол в своем составе содержит химическую присадку. Главное ее предназначение — это формирование специального слоя на внутренней стороне патрубков. Из плюсов можно выделить защиту от коррозии. Но не все так хорошо. Толстая пленка значительно ухудшает теплоотвод, а в результате лучше греет двигатель. Как вывод — рабочая температура мотора растет, а вместе с ней и расход топлива. Это приводит к быстрому износу двигателя и его капитальному ремонту.
Некоторые классы антифриза, в свою очередь, лучше охлаждают, так как образуют защитный слой только в местах, где образовалась коррозия. Или создают тонкую пленку, которая не препятствует теплоотдаче.
Срок эксплуатации ОЖ
Из-за того, что не существует датчиков, которые могут сообщить о состоянии охлаждающей жидкости, необходимо следить за рядом показателей.
К ним относятся:
- количество километров, которое движок прошел на новом хладагенте;
- свойства жидкости;
- марка и модель авто;
- качество работы системы в целом.
Следить за этими параметрами не составляет труда. Каждый водитель знает, на что способен его автомобиль. Поэтому если вы заметили ухудшение показателей, то необходимо сменить всю охлаждающую жидкость. Как правило, Тосола хватает на 20 тысяч километров пробега, а антифриза на 10 тысяч.
Взаимодействие с металлами
Тосол значительно уменьшит срок эксплуатации радиатора. Дело в том, что в составе отсутствуют активные вещества, которые защищают алюминий. Также образование конденсата не имеет полезных свойств, наоборот, вредит.
Антифриз содержит активные присадки, которые защищают металл от коррозии, чем обеспечивают более длительный срок эксплуатации системы в целом.
Стабильность состава и свойств
Силикатные вещества, которые входят в основу Тосола, со временем могут принимать гелеобразную форму. Это свойство имеет неприятные последствия, так как мешает свободному и быстрому циркулированию жидкости. Если речь идет о фосфатах, то при большом количестве циклов нагревания и охлаждения образуется осадок. Гелеобразное состояние и отложения забивают радиатор, что мешает нормальной работе системы охлаждения автомобильного двигателя.
Вещества, которые используются в антифризах, не имеют таких негативных качеств.
Срок эксплуатации помпы
Главной причиной поломки помпы служит кавитация. Этот процесс является основным врагом любого металла, по которому с большой скоростью движется жидкость. Пузырьки газа, образующиеся в хладагенте, схлопываются и ударной волной бьют по поверхности лопастей помпы. Чем приводят к неисправностям и значительно уменьшают срок ее эксплуатации.
Не изобретена еще охлаждающая жидкость, которая могла бы химическим образом сохранить лопасти от повреждений. Но антифриз, имеющий направленную защиту, способен уменьшить вредное влияние и увеличить срок эксплуатации водяного насоса более чем на 50%.
Радиатор
Мы уже знаем, что в состав Тосола входят различные силикаты, которые со временем могут принимать гелеобразную форму, чем затрудняют перемещение хладагента на достаточной скорости. Фосфаты при большом количестве циклов нагрева-охлаждения образуют опасный для алюминиевых деталей осадок. Все это пагубно влияет на систему охлаждения, так как в результате засоряется термостат или отложения оседают в радиаторе. Если такое случится, то система охлаждения не сможет эффективно остужать двигатель, в результате чего возникнет перегрев, а в худшем случае — потребность в дорогостоящем ремонте.
Пластиковые элементы
В системе охлаждения автомобилей помимо металлических элементов активно применяются изделия из пластика, резины, эластомера. Проведенные исследования показали, что как Тосол, так и антифриз абсолютно безвредны и не вступают в реакцию с пластиком или резиной.
Высокие температуры
Высокие температуры негативно влияют на силовую установку. Для того чтобы двигатель работал в оптимальном диапазоне температур, необходима система охлаждения. Однако Тосол теряет почти всю полезность при температуре мотора свыше 105°C. Антифриз же способен охлаждать двигатель до 135°C.
Влияние на экологию
Антифриз из-за большого срока эксплуатации подлежит редкой замене. Что пропорционально сказывается на количестве жидкости, которая идет на утилизацию. Еще одним плюсом относительно Тосола является меньший объем вредных веществ, загрязняющих окружающую среду.
Заключение
Если выбирать между Тосолом и антифризом, можно сказать, что для оптимальной и долговечной работы охлаждающей системы автомобиля, лучше использовать современные хладагенты, т. е. антифризы. Летом они хорошо остужают двигатель, менее агрессивны к патрубкам, имеют большое количество присадок, которые помогут сберечь агрегат от коррозии. Кроме этого, их надо реже менять. Если подвести черту над тем, что лучше использовать, то зеленый антифриз G11 идентичен Тосолу, красный хладагент G12 немного качественней, а G13 — это технологическая революция, вопрос остается только в цене. Антифризы в несколько раз дороже Тосола, но, делая выбор, не стоит экономить на охлаждающих жидкостях для автомобиля, ведь ремонт окажется дороже.
Видео «Правда об антифризах и Тосолах»
Что лучше заливать в радиатор Тосол или антифриз, а также можно ли эти жидкости смешивать, вы узнаете на видео, снятом каналом Накаченные колеса.
Тосол или Антифриз. Что выбрать?
Итак, рассмотрим: что лучше Тосол или антифриз и чем отличается Тосол от антифриза? Антифриз (Antifreeze) ― это англоязычное слово, пришедшее к нам из европейских стран, и дословно означает ― «препятствующий замерзанию, незамерзающая жидкость», чем собственно и является Тосол. Антифриз можно сравнить с маслом. Есть огромное количество названий моторных масел, но как бы оно ни называлось и где ни производилось – это по-прежнему будет масло. А Тосол и есть антифриз, так как это лишь торговая марка, т.е. антифриз отечественного производства под брендом Тосол.
Есть антифриз лучше, есть и похуже. А уж наш отечественный Тосол по своему качеству и характеристикам довольно сильно отличается от зарубежных аналогов. Поэтому прежде чем выбрать, что лучше заливать в систему охлаждения «движка», необходимо хорошенько понять, что собой представляет та или иная жидкость.
Что такое тосол
Разработка жидкости началась ещё в Советском Союзе, специально по заказу строящегося в тот момент автоконцерна ВАЗ, поэтому создавался Тосол специально для отечественных автомобилей, а если быть точнее, то для модели «Жигули». В итоге было создано два типа охлаждающей жидкости с обозначениями «-40» и «-65». Разница между ними небольшая и заключается в термических характеристиках. Температура, при которой происходит замерзание первого составляет -40 градусов по Цельсию, соответственно, второго ― шестидесяти пяти градусам ниже нуля. Температура кипения у обоих продуктов одинакова и составляет примерно +110 градусов по Цельсию.
Между ними также есть и внешние отличия. Разница заключается в цвете. И если Тосол «-40» имеет синий окрас, то вот Тосол «-65» несёт в себе краситель красного цвета.
Цветовые добавки применяются для того, чтобы легче было определить уровень жидкости в расширительном бачке, ведь бесцветный Тосол увидеть сквозь не очень прозрачные стенки белого бачка крайне трудно. Лучше всего окрас помогает в поисках протечек, и при подсветке специальной лампой краситель приобретает люминесцентные свойства, за счёт чего можно довольно быстро выявить источник течи. Также с помощью окраса лучше всего определять, когда необходимо поменять Тосол. Ведь помимо этиленгликоля и воды в жидкости имеются ещё множество специальных присадок, которые не дают развиваться коррозии, а также имеют смазывающие свойства. И срок службы этих добавок и красителей естественно не бесконечен и зависит от условий эксплуатации.
Если Тосол изначально имеет синий окрас, то вскоре он станет сине-зелёным, потом зелёным, затем жёлтым, после чего окончательно потеряет цвет. Время, за которое Тосол сможет поменять цвет, напрямую зависит от условий его эксплуатации. Если же температура «движка» во время работы не будет превышать девяноста пяти градусов по Цельсию, то в таком случае промежуток времени между синим и желтым цветом составит примерно шестьсот рабочих часов. Если «движок», подвергается систематическому перегреву, и температура доходит до температуры кипения, то время, за которое Тосол может поменять цвет с синего на жёлтый, составит около 500 рабочих часов.
Рабочий период антикоррозийных добавок, как и у красителя, зависит от температуры «движка», и скорость износа присадок равна скорости изменения цвета. Таким образом, окрас охлаждающей жидкости подскажет, насколько Тосол изношен и нужно ли его поменять.
Что такое антифриз или тосол иностранного производства
Итак, давайте разберемся, что собой представляет не отечественный антифриз, и есть ли разница между зарубежными охлаждающими жидкостями. В составе зарубежного антифриза так же, как и в Тосоле, присутствует вода, сам антифриз (незамерзающая субстанция) и огромный набор всевозможных присадок. Однако, в Тосоле этих присадок насчитывается около десяти, а вот антифриз в среднем содержит в себе от 30 до 40 различных химических добавок, которые активно способствуют улучшению качества. Самый распространённый зарубежный антифриз изготавливается из этиленгликоля, однако, существуют и более редкие экземпляры незамерзающей субстанции, которые используются в очень дорогих охлаждающих жидкостях. К примеру, антифриз может быть на основе пропиленгликоля, калия, карбитолы, а также на основе различных спиртов.
Европейский антифриз делится на несколько сегментов, и отличается между собой как по составу, так и по характеристикам. Отличительной особенностью сегментов является цветовая палитра, которая не совпадает с цветами и свойствами отечественных жидкостей. И если Тосол с антифризом имеют одинаковый цвет, то это не значит, что они имеют одни и те же свойства. К примеру, красный Тосол с антифризом могут сильно отличаться по составу и иметь разную основу.
Итак, давайте ознакомимся с тем, какие бывают виды зарубежных жидкостей. Всего насчитывается четыре типа охлаждающих жидкостей:
Традиционный антифриз (traditional coolants)
Самый старый вид жидкостей, уже вышел из рыночной тенденции за рубежом, но по-прежнему широко распространён на территории бывшего СССР. Основу составляет этиленгликоль, а в качестве антикоррозийных добавок используются неорганические присадки из силикатов, нитратов, нитритов, фосфатов и так далее.
Отказ иностранцев от этого типа обусловлен малоэффективными неорганическими присадками, срок службы которых в нормальных условиях эксплуатации максимум 2 года. Ещё одной отрицательной чертой является отложение в охладительной системе антикоррозийных присадок, которые отжили свой срок. Добавки покрывают всю систему трудновыводимым силикатным покрытием, за счёт чего появляется систематический перегрев двигателя и как результат – прямой путь в автосервис обеспечен. Отечественный Тосол тоже относится к этой группе, и отличить Тосол от антифриза этого вида практически невозможно.
Гибридный антифриз (hybrid coolants) G-11
Этот антифриз уже из разряда более современных и эффективных. Основным компонентом является этиленгликоль, а вот добавки изменились. Используется смесь неорганических и карбоксилатных (органических) добавок, отсюда и название «гибридный». В качестве неорганических присадок американские производители применяют нитриты, европейцы для этих целей используют силикаты, а японцы и корейцы предпочитают пользоваться фосфатами. Присутствие органики лучше защищает систему охлаждения, а также значительно увеличивает эксплуатационный срок, который составляет от трёх до пяти лет. Антифриз этой группы по европейским стандартам должен иметь зелёный цвет.
Карбоксилатный антифриз (carboxilate coolants) G-12, G-12+
Эта группа по всем параметрам лучше предыдущих двух. В качестве основной составляющей по-прежнему используется этиленгликоль, а в качестве добавок применяется только органика.
Срок эксплуатации таких субстанций стартует от пяти лет. Антикоррозийная защита в разы лучше, чем у описанных выше. Такие показатели были достигнуты за счёт «умных» органических добавок, которые концентрируются исключительно в местах зарождения коррозии. Небольшим слоем в 0,1 микрона обволакивают коррозийный очаг, тем самым препятствуя дальнейшему распространению ржавчины, и не снижая теплообмена между системой и двигателем. Антифриз этого класса по европейскому регламенту должен иметь красный окрас.
Лобрид антифриз (lobrid coolants) G-12++, G-13
Для экологически чистых автомобилей нет ничего лучше, чем этот тип. Самый нетоксичный и безопасный вид из всех существующих на данный момент. Разница между этой группой и предыдущими заключается в основной составляющей. Если в вышеупомянутых роль основы играл этиленгликоль, то здесь эту роль взял на себя безопасный и быстроразлагающийся пропиленгликоль.
Однако, подобная манипуляция с основным компонентом повлекла за собой и существенный недостаток, который заключается в температуре кипения. Все вышеупомянутые группы имеют более высокую температуру кипения. Высокая цена также не даёт этой категории конкурировать, например, с G-12 и G-12+. Что же касается добавок, то тут вновь используется гибридная технология ― происходит смешивание органических и минеральных добавок. Европейским регламентом для этой группы были присвоены жёлтые и оранжевые цвета.
Что выбрать
Так что же всё-таки Тосол или антифриз? Для современных автомобилей, безусловно, лучше заливать антифриз. Тосол разрабатывался для Жигулей и впоследствии для других устаревших моделей ВАЗ, и для таких автомобилей лучше заливать Тосол, так как антифриз может негативно сказаться не только на системе охлаждения, но и на двигателе в целом.
Выбирая Тосол или антифриз, нужно, прежде всего, руководствоваться рекомендациями производителя авто. И лучшим для автомобиля будет то, что изначально залил в него автоконцерн. Если залил Тосол – значит лучше использовать Тосол, если залил, к примеру, антифриз G-12 – значит лучше заливать G-12. Потому что автопроизводители по-разному изготавливают и системы охлаждения, и двигатели. В изготовлении используются разные материалы, и некоторые могут отрицательно взаимодействовать с антифризами, а другие, наоборот, могут конфликтовать с Тосолами, так и появляется нежданная коррозия, разъеденные прокладки и так далее. Например, многие японские автоконцерны изготавливают подшипники скольжения для помпы из керамических материалов, для таких автомобилей категорически не рекомендуются охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля, и для них производятся антифризы с глицериновой основой.
Если выбирать из того, что было представлено в статье, то лучшим однозначно будет карбоксилатный антифриз G-12, G-12+. Этот тип имеет много плюсов, таких как долговечность, эффективность, надёжность и приемлемая цена.
Смешать тосол и антифриз
Извечная забота большинства автолюбителей – можно ли смешивать Тосол с антифризом? Смешать Тосол можно только с группой традиционных антифризов, ведь они почти одинаковы по своему составу и свойствам. Если Тосол смешать с антифризами более высокого класса, то последствия могут быть куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Добавив такой антифриз в Тосол, можно получить полное выпадение присадок и прочих добавок, все они осядут в системе, и не только не будут защищать её, но и сами будут способствовать скорейшему износу. Добавляя антифриз в Тосол, обратите внимание на основной компонент, ибо взаимодействие разных основ вызовут опасные химические реакции, результатами которых могут быть ядовитые, тяжёлые испарения, способные повлечь серьёзное отравление.
После покупки автомобиля рано или поздно наступает момент, когда необходимо поменять охлаждающую жидкость. В большинстве случаев автолюбители не знают, на что поменять отработавшую свой срок жидкость, и появляются вопросы – как определить Тосол или антифриз, как узнать, что залил производитель в систему? С новым автомобилем будет намного проще, и определить, что было использовано ранее, можно по сроку, прошедшему с момента покупки, сравнив его со сроками эксплуатации различных антифризов и Тосолов. Но лучше всего узнать рекомендации автопроизводителя и залить то, что он рекомендует.
Подводя итог, хотим сказать: если сравнивать Тосол и антифриз – разница между ними определённо присутствует. Но кто бы что ни говорил, а каждый из продуктов достойно справляется со своими задачами, но только в той среде, для которой они разрабатывались. И если не лить в радиатор что попало, а использовать то, что советует автопроизводитель, то никакая коррозия и прочие неприятности не будут возникать в результате очередной замены. Приобретайте Тосол либо антифриз только в надёжных и проверенных точках продаж, не стоит гнаться за дешевизной, ибо потом переплатите в разы больше.
Так и не определились с выбором? Тогда смотрите видео:
Тосол — виды, маркировка, срок годности, отличия от антифриза
Нормальная работа двигателя внутреннего сгорания возможна только при правильном функционировании системы охлаждения, которая обеспечивает отвод излишков тепла и сброс их в атмосферу. Из статьи вы узнаете, чем отличаются тосол и антифриз и научитесь выбирать качественную охлаждающую жидкость.
Как работает система охлаждения
Во время сгорания топлива в цилиндрах выделяется большое количество тепла, большая часть которого уходит вместе с выхлопными газами. Оставшееся тепло распределяется между поршнем, цилиндром и головкой блока цилиндров (ГБЦ). Благодаря этому повышается температура стенок поршня, блока цилиндров и ГБЦ, что облегчает воспламенение топлива и улучшает его сгорание. Если двигатель продолжит нагреваться даже после достижения оптимальной температуры, то топливо будет воспламеняться раньше, чем нужно (детонация), из-за чего начнут разрушаться шатуны, коленчатый вал, поршни, клапана и днище ГБЦ. Помимо этого, раннее воспламенение топлива приведет с падению мощности двигателя и ухудшению экономичности.
Дальнейший рост температуры приведет к:
- появлению трещин в ГБЦ; разрушению клапанов и поршней;
- перегреву масла и вызванному этим увеличению износа коленвала и вкладышей;
- ухудшению работы маслосъемных колпачков и попаданию масла цилиндры, что приведет к еще большему снижению мощности и увеличению расхода топлива;
- резкому снижению общего ресурса двигателя; заклиниванию коленвала.
Помпа (водяной насос) системы охлаждения гонит охлаждающую жидкость (ОЖ) по каналам. Благодаря этому ОЖ омывает блок цилиндров и ГБЦ, унося с собой излишки тепла. После этого ОЖ поступает в радиатор, который обдувает входящий воздух. Использование вентилятора позволяет повысить эффективность обдува. После охлаждения в радиаторе ОЖ поступает в блок цилиндров, поднимается до ГБЦ и охлаждает мотор. Чем выше обороты двигателя, тем сильней вращается крыльчатка помпы и тем быстрей движется ОЖ по каналам системы охлаждения.
На что влияет состав ОЖ
В тех регионах, где температура зимой не опускается ниже нуля градусов, в систему охлаждения раньше (20-60 года прошлого века) заливали дистиллированную воду. Так поступали, потому что не было специальных жидкостей, блоки цилиндров изготавливали из чугуна, а радиаторы из латуни. Если ожидались морозы, а на автомобиле нужно было ездить, то в воду добавляли этиленгликоль. Однако, переход на алюминиевые блоки цилиндров и радиаторы не позволяет применять такой подход, потому что этиленгликоль разъедает стенки каналов, радиатор и крыльчатку помпы. Поэтому в такую охлаждающую жидкость необходимо добавлять вещества, которые снижают повреждающее действие этиленгликоля (ингибиторы коррозии).
Чем отличается антифриз от тосола
Этиленгликоль известен еще во второй половине 19 века, но широкое распространение получил лишь после Первой мировой войны. В 20-х года прошлого века его стали использовать для превращения воды в «антифриз», что в переводе с английского языка означало «против мороза». Со временем антифриз начали выпускать в промышленных масштабах. Однако, производство двигателей не стояло на месте, появлялись новые технологии и антифриз на основе этиленгликоля уже не подходил для использования в качестве ОЖ, потому что сильно повреждал мотор. По всему миру начались исследования, целью которых было создание антифриза нового поколения.
Советский государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) также участвовал в этих разработках. Им удалось создать очень удачную комбинацию антифриза, который не вредил алюминиевым блокам цилиндров и радиаторам. Такой эффект дало добавление некоторых неорганических солей, снижающих коррозионную активность этиленгликоля. Название «Тосол» возникло из начальных букв наименования отдела, в котором и был разработан особо удачный антифриз – Технология Органического Синтеза. А окончание «ол» традиционно для химической терминологии, и обозначает маслянистые вещества. Так возник особый вид антифриза под названием «Тосол».
Под термином «антифриз» подразумевают любую жидкость для системы охлаждения, которая не замерзает при низких температурах. Поэтому тосол – тоже антифриз, только изготовленный по оригинальной технологии, разработанной ГосНИИОХТ. Однако, каждый производитель использует собственную рецептуру антифриза. Одни добавляют в ОЖ глицерин, что позволяет снизить стоимость продукции, но серьезно ухудшает ее качество. Другие, добавив глицерин, пытаются свести к минимуму его негативное влияние, для чего вливают в состав ОЖ метанол. В итоге получается жидкость, которая хоть и выдерживает низкие температуры, но тосол закипает, нагревшись до 90-95 градусов. Единственный документ, который регламентирует качество ОЖ — ГОСТ 28084-89. В нем не предусмотрено добавление в ОЖ ни глицерина, ни метанола.
Как определить, что залито в систему охлаждения
Антифризы, включая тосол, окрашивают в различные цвета. При использовании качественных антифризов это позволяет избежать смешивания несовместимых охлаждающих жидкостей. Тосол с момента разработки окрашивают в три цвета. Поэтому визуально отличить одну охлаждающую жидкость от другой невозможно. Единственное, что можно определить наверняка – если жидкость рыже-оранжевого цвета, значит, выработала свой ресурс и начала разъедать двигатель. Такую жидкость необходимо немедленно заменить.
Несмотря на то, что тосол это тоже антифриз, смешивать их нежелательно. Ведь велика вероятность, что различные компоненты, входящие в их состав в лучшем случае нейтрализуют друг друга, а в худшем образуют вещества, которые повредят двигатель. По этой же причине нежелательно смешивать «антифриз» различных марок.
Виды и маркировка тосола
Тосол, как и антифриз, разделяют на три основных вида, которые обозначают буквами:
- А – полностью готовый к заливке в автомобиль;
- М – модернизированный, в состав которого включены дополнительные компоненты;
- К – концентрированное средство, предназначенное для самостоятельного изготовления охлаждающей жидкости.
После них ставят две цифры, которые показывают температуру замерзания ОЖ. Однако ГОСТ 28084-89 предусматривает другое деление на виды, которое распространяется не только на тосолы, но и любые антифризы. По этому документу существует лишь три вида антифризов: концентрат (ОЖ-К) и готовое к использованию средство (ОЖ), в котором число после букв означает температуру замерзания (40 или 65 градусов). Если тосол изготовлен по ГОСТ, то его маркировка должна соответствовать требованиям этого документа. При этом название жидкости может быть любым. К примеру, Тосол «Нева».
Как определить качественный тосол
Те, кто покупают тосол, избавлены от мучений с проверкой качества, через которые проходят покупатели антифриза. Ведь тосол подделывать менее выгодно, чем более дорогой антифриз под звучными названиями. Обратите внимание на цвет тосола. Он должен быть между синим и голубым и несильно снижать прозрачность жидкости. Иногда производители окрашивают его в зеленый цвет. Тосол другого цвета является подделкой. Исключение составляет тосол марки А-65, который некоторые производители окрашивают в красный цвет. Внимательно осмотрите тару, в которой продают антифриз. Если наклейки с информацией о тосоле наклеены неровно, перед вами подделка. Антифриз и тосол, которые легально продают в России, всегда маркированы по ГОСТ 28084-89, который предусматривает деление жидкостей на три типа ОЖ-К, ОЖ-40, ОЖ-65. Если на этикетке не указан тип ОЖ, но есть ссылка на ГОСТ 28084-89, перед вами подделка. Этого правила придерживаются все российские и зарубежные производители, которые официально поставляют охлаждающую жидкость в магазины.
Попросите продавца показать вам сертификат соответствия. Несмотря на то, что обязательной сертификации антифризы не подлежат, все серьезные производители автохимии проводят добровольную сертификацию своей продукции. Если сертификата нет, скорее всего, перед вами тосол от неизвестного производителя, поэтому его настоящие характеристики являются тайной. Средняя цена тосола 70-100 рублей за литр. При этом стоимость 1 литра жидкости в таре на 5 и 10 литров оказывается несколько меньше. Если же стоимость тосола меньше 50 рублей за литр, перед вами подделка.
Каков срок службы тосола и антифриза — когда менять?
Средний срок службы качественной охлаждающей жидкости 2 года. После этого она начинает терять свои свойства. Производители антифриза уверяют, то их продукция служит не менее 5 лет. Но, многолетний опыт использования различных тосолов и антифризов говорит – даже самые лучшие образцы не могут качественно работать больше 3 лет. Первый признак того, что охлаждающую жидкость желательно заменить – изменение цвета. К этому времени основные характеристики ОЖ начинают падать. Это увеличивает износ помпы, повышает температуру замерзания и снижает температуру закипания жидкости. Поэтому не следует использовать любую охлаждающую жидкость дольше 3 лет. Если цвет тосола или антифриза изменился на средний между рыжим и бурым, необходимо срочно заменить ОЖ, потому что она вызывает коррозию блока, радиатора и ГБЦ. Снижение ресурса мотора от использования выработанной ОЖ обойдется в десятки раз дороже замены тосола или антифриза. Если вы не знаете, как поменять тосол или антифриз, прочитайте статью замена охлаждающей жидкости своими руками.
Тосол или антифриз. Что лить в двигатель
Среди автолюбителей не утихают споры о том, что лучше, тосол или антифриз. Противники тосола в качестве доказательства приводят мнение автопроизводителей, которые рекомендуют для своих машин определенные марки антифриза. Их противники опираются на результаты независимых исследований, которые показывают, что качественный тосол ничем не уступает лучшим антифризам по температуре замерзания, температуре кипения, сроку службы, эффективности охлаждения двигателя и влиянию на ресурс мотора.
Иногда сторонники антифризов говорят, что тосол теряет свои качества при нагреве до 150 градусов. При этом они забывают, что если охлаждающая жидкость нагрелась до такой температуры, двигателю срочно необходим серьезный ремонт. Многочисленные добавки в антифризы, по словам производителя, улучшают характеристики их продукции, превращая ее в идеальную охлаждающую жидкость. При этом они скромно умалчивают, что идеальная охлаждающая жидкость, это дистиллированная вода и никакой тосол или антифриз не может превзойти ее.
Поэтому нет никакой разницы, какую из качественных охлаждающих жидкостей вы зальете в полностью исправный двигатель. Невысокая цена (ведь производители тосола не берут плату за звучное название и раскрученный бренд) делает подделку тосола куда менее выгодной, чем более дорогого антифриза. Поэтому вероятность приобрести поддельный или некачественный антифриз в 3-5 раз выше. Все это позволяет сделать вывод – для двигателя нет никакой разницы между качественным тосолом и качественным антифризом.