Восстановление грузовых шин – экономия или повышенная опасность?
Восстановление грузовых шин – экономия или повышенная опасность?
Расходы на содержание автомобиля с каждым годом все больше возрастают, однако есть различные способы сберечь свой бюджет. Например, восстановление шин грузовых авто позволит немного сэкономить, ведь новая резина ощутимо дорога. Рассмотрим все особенности этой технологии и определимся, действительно ли есть смысл реставрировать уже сносившиеся покрышки.
Зачем восстанавливать резину?
Ответ на этот вопрос банально прост – экономия. Недооценивать роль покрышек мы не имеем права, ведь от их состояния напрямую зависит наша безопасность, особенно это касается зимней либо дождевой резины. Но к сожалению, новая качественная обувка для транспортного средства стоит достаточно дорого. Рисунок протектора снашивается в разы быстрее чем каркас, брекер и прочие конструктивные элементы. В связи с этим можно наварить верхнюю часть и подарить шинам еще одну жизнь. Их стоимость в этом случае составит около 20 % от новых, а срок службы будет практически такой же. Согласитесь, в случае грузовых покрышек это будет приличная экономия.
Фото грузовых покрышек
Но имейте в виду, реставрации подлежит только верхний слой, если обнаружены дефекты с боковой стороны, скорее всего с шиной придется распрощаться. Еще одна особенность – после восстановительных работ рисунок протектора будет значительно отличаться от первоначального.
Существует два способа восстановления автомобильных шин – горячий и холодный. Уделим внимание каждому из них. Первый метод по праву можно считать устаревшим, так как с каждым годом он пользуется все меньшей популярностью из-за большого процента брака. Кроме того, термическое воздействие негативно сказывается на характеристиках каркаса, а сам протектор имеет меньшую износостойкость, чем при холодном способе восстановления. Дело в том, что под влиянием высоких температур из резины испаряется часть влаги, она пересыхает и велика вероятность преждевременного старения. Несмотря на монолитную структуру частенько появляются расслоения. И последнее, отдав предпочтение такому виду реставрации, больше подарить новую жизнь покрышке вам не удастся.
На фото — восстановление автомобильных шин для грузовиков
Но все же есть и некоторые достоинства горячего способа восстановления покрышек автомобилей. Прежде всего резина будет легче переносить перегрев. Да и появляется возможность отремонтировать еще и остальные части шины, а не только ее протектор. А вот холодная наварка не имеет перечисленных выше недостатков, так как нет пагубного воздействия высоких температур. Материал и остальные элементы сохраняют свои свойства. Еще одно достоинство подобного метода восстановления шин – возможность оживлять старые покрышки несколько раз. Правда, после трехкратной реставрации их все равно придется утилизировать.
Технология наварки протектора шин – работа не для каждого
Нельзя сказать, что технологические процессы этих двух способов отличаются друг от друга в корне, просто они происходят под воздействием различных температур. Прежде чем приступать непосредственно к наварке, сначала следует выявить дефекты. Для этого внимательно осматриваем всю поверхность. Вполне возможно, что обувка нашего автомобиля имеет повреждения, не подлежащие ремонту, и тогда продолжать не имеет смысла. Обязательно очищаем поверхность от всех загрязнений и хорошенько просушиваем изделие. После чего необходимо снять испорченный слой. И еще раз изучаем поверхность, но уже с помощью специальной аппаратуры – сканеры, ультразвуковые либо рентгеновские установки. Следует отметить, что при выборе холодного способа восстановления покрышек к подготовительным операциям предъявляются повышенные требования.
Фото наварки протектора на грузовые шины
Теперь нужно наложить новый слой. На подготовленную поверхность шины наносится специальный клей и тонкий слой резины. Используются две технологии нанесения нового протектора. Можно наложить толстый слой не вулканизированной и не рифленой резины. Эта технология более простая. Однако все равно потрудиться придется, так как нужно подогнать материал по длине и обязательно удалить все остатки воздуха между слоями. Последнее делается путем прикатки.
Главная особенность горячего метода – вулканизация. Это процесс получения резины из каучука и серы путем нагревания их до 140 градусов. Правда, уже существуют материалы, вулканизирующиеся при более низких температурах (до 100 градусов), тогда речь идет о холодном методе. В любом случае эту операцию проводят в специальной установке. Ее внутренняя поверхность сделана из металла и имеет рельефную форму будущего рисунка протектора.
На фото — вулканизация грузовых шин
Следует отметить, что о восстановлении покрышек в домашних условиях даже и думать не стоит, только если вы желаете зарабатывать этим на жизнь. Для этого необходимо специальное дорогостоящее оборудование. Приобретать его для разового использования нет смысла, даже если планируется ремонт дорогостоящих грузовых шин. Да и нужны определенные знания с навыками.
Определяем восстановленную резину
У нас продлевать жизнь грузовых и не только автомобильных покрышек стали относительно недавно; в Европе эта технология пользуется популярностью уже много лет. Реставрацией занимаются даже солидные фирмы-производители, в этом случае на поверхность наносится специальная отметка «Regummerad» (Германия), «Retread» (Англия, США) или «Восстановленная» (Россия). Если же никаких опознавательных знаков нет, то определить восстановленную резину можно и визуально. Внимательно осмотрите боковую поверхность. На ней остаются следы износа – мелкие трещины, царапины, потертости и т. д.
Фото восстановленной грузовой шины
Нужно оговорить, что в подобной процедуре не всегда есть смысл, ведь неизвестно, как восстановленная обувка поведет себя при больших нагрузках. Но если вы ответственный водитель и не нарушаете ПДД, то можно и сэкономить. Наиболее целесообразно проводить такие операции с покрышками грузовых авто, ведь их стоимость очень велика и экономия будет существенной.
Шины грузовиков: как продлить срок их службы
В автопарке Абинского электрометаллургического завода более четырехсот автопоездов, осуществляющих перевозку металлолома по дорогам разного качества. Как предприятию удается экономить на шинах?
Александр Широкий, инженер по автотранспорту службы эксплуатации АТЦ ООО «Абинский ЭлектроМеталлургический завод»:
Что касается наработки покрышек, то она зависит как от условий эксплуатации, так и позиционирования на транспортном средстве. Например, модели, которые мы монтирует на рулевые оси седельных тягачей КАМАЗ-5490, ходят примерно по 150–160 тысяч километров, что для наших условий и конструктивных особенностей упомянутых выше грузовиков я считаю вполне приемлемым результатом. При этом соглашусь, что на тягачах европейского производства, которые работают по магистралям и дорогам регионального значения хорошего качества, срок службы таких шин был бы больше.
Для увеличения пробега шин мы проводим нарезку их протекторов. Как показала практика, на прочности каркасов это не отражается. Каркасы продаем, возвращая тем самым часть средств, которые были вложены в приобретение новых покрышек. Их восстановлением не занимаемся, так как не видим в этом экономической целесообразности.
Обо всем этом, к слову, более подробно можно почитать на сайте журнала «Рейс».
Восстановление или замена?
Изношенные покрышки можно превратить в новые, наварив на каркас новую резиновую ленту протектора. А если нужно восстанавливать шесть тысяч шин?
Павел Кысса, ведущий специалист по учету шин группы компаний «Монополия»:
— По данным исследования M. A. Research от 12 апреля 2020 года, группа компаний «Монополия» входит в пятерку крупнейших грузоперевозчиков России. На балансе нашего транспортного предприятия стоят автопоезда в составе седельных тягачей европейского производства MAN, Volvo, Scania, Mercedes-Benz и полуприцепов-рефрижераторов Schmitz и Krone. Всего 1380 сцепок. Перевозки грузов выполняем по всей территории России, что накладывает особые требования к выбору шин. Они должны обеспечивать отличное сцепление с дорожным покрытием в любое время года, обладать высокой топливной экономичностью, а также демонстрировать хорошие показатели по ресурсу.
В 2020 году наша компания приобрела примерно шесть с половиной тысяч шин Goodyeаr для комплектации своего подвижного состава. На рулевые оси мы ставим Goodyear FUELMAX S GEN-2 или Goodyear RHS II в размерности 315/70 R22,5. На едущие оси монтируем КMAX GEN-2 или Goodyear RHD II + в размерности 315/70 R22,5. Для прицепных осей используем Goodyear KMAX T GEN-2 или Goodyear KMAX T CARGO в размерности 385/65 R22,5. При закупке новой техники мы также оговариваем с дилером комплектацию грузовиков и полуприцепов нужными нам моделями шин.
При выборе указанных выше моделей шин мы целиком и полностью опирались на данные, полученные в ходе их опытной эксплуатации, которая проходила у нас в течение продолжительного периода времени. Так, шины Goodyeаr продемонстрировали оптимальный, с нашей точки зрения, показатель стоимости километра пробега и больший примерно на 10–15% ресурс по отношению к шинам-конкурентам, которые мы использовали ранее.
С целью дополнительного снижения эксплуатационных затрат и увеличения пробега шин до их списания мы практикуем восстановление шин «холодным» способом, для чего отправляем их нашим партнерам — специализированным заводам, которые расположены в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, а также в подмосковном Орехово-Зуеве. По нашей статистике, процент каркасов шин Goodyear, пригодных к восстановлению, составляет для рулевой и ведущей осей 90%, прицепной оси — 60%. Как показывает практика, ресурс восстановленных шин на 10–15% ниже, чем новых. Плановую замену шин на транспортных средствах мы проводим в двух центрах наших партнеров, которые расположены в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. На их складах мы храним покрышки, купленные по прямому договору у компании Goodyear.
Восстановленные шины — это выгодно
Именно поэтому услуга восстановления ЦМК шин сейчас так востребована на рынке: выгодно, экологичная альтернатива утилизации, такие шины не уступают по эксплуатационным характеристикам новым. Совместно со специалистами предприятия ООО «КаМаРетрэд», экспертов в этом направлении, собрали интересные факты о преимуществах и особенностях использования восстановленных ЦМК шин.
1 ЦМК каркас = 4 жизненных цикла шины
В конструкцию цельнометаллокордных шин заложен потенциал к восстановлению и повышению показателя срока их эксплуатации. Так, в отличие от грузовых комбинированных моделей, корды брекера и каркаса ЦМК шин представляют собой комбинацию металлических нитей — десятки параллельных стальных тросов отпрессованы с обеих сторон резиной. Это обеспечивает прочность и надежность подобной продукции: в процессе эксплуатации целостность каркаса сохранятся, изнашивается только протектор, который и восстанавливают.
Жизненный цикл ЦМК шин на примере продукции бренда КАМА:
1. Ходимость новой шины — порядка 250—300 тыс. км;
2. Первый цикл восстановления — увеличение ходимости до 200 тыс. км;
3. Второй цикл восстановления — увеличение ходимости до 200 тыс. км;
4. Донарезка протектора — увлечение ходимости до 50 тыс. км.
Такие высокие показатели ходимости ЦМК шин КАМА обеспечиваются уникальным составом резиновой смеси на основе натурального каучука и за счет прочного металлокордного каркаса.
15% экономия топлива
На 15% в среднем снижаются затраты на топливо при использовании ЦМК шин КАМА (в сравнении с грузовыми комбинированными шинами), это доказали многочисленные тестирования с привлечением различной грузовой техники, работающей в реальных условиях с регулярной нагрузкой. При проходе за год около 100 тыс. км один грузовик показывал экономию на заправках в размере более 100 тыс. руб. Так, парк техники в 50 автомобилей получит снижение затрат до 6,5 млн. руб. ежегодно.
55% экономии от расходов на новые шины
Услуга по восстановлению протектора становится все более популярна среди российских автовладельцев. Это, в первую очередь, обусловлено экономической выгодой — в среднем ее стоимость составляет около 55% от расходов на новые шины. При этом характеристики восстановленной шины KAMARETREAD не уступают новому продукту и обеспечивают то же высоконадежное сцепление с дорогой и уровень безопасности.
5 ошибок водителя, из-за которых из шин вылетают шипы
О какой жизненно важной кнопке в авто не знают даже самые опытные водители
1 км пробега = 5 коп.
ЦМК шины отличаются не только высокой прочностью и топливной экономичностью, но и обеспечивают увеличение ходимости. Так, пробег ЦМК шин КАМА с учетом двукратного восстановления и одной нарезки протектора составляет до 700 тыс. км. Услуга повторного восстановления позволяет снизить стоимость каждого километра пробега до 5 копеек.
За 4 года — экономия более 116 тыс. руб.
В октябре 2019 года компания KAMA TYRES подвела итоги четырехлетних испытаний шин ЦМК шин КАМА NR 202, которые прошли два цикла восстановления и одну нарезку протектора на заводе ООО «КаМаРетрэд» (предприятии Шинного бизнеса Группы «Татнефть» KAMA TYRES). Пробег на момент отзыва составил 646 тыс. км или 92,28% от заявленной ходимости, что является очень хорошим показателем. Использование полного жизненного цикла ЦМК шин КАМА позволило клиенту получить более 116 тыс. руб. экономии на одном автомобиле.
Ходимость 700 тыс. км и более
В 2018 году на рынок был выведен новый бренд — KAMA PRO, линейка ЦМК шин нового поколения. Продукция предназначена для комплектации транспортных средств, задействованных в региональных и магистральных перевозках. Главной отличительной особенностью стал увеличенный ресурс эксплуатации — за счет оптимизации конструкции и использования новой рецептуры резиновой смеси увеличена ходимость шин на 20% (в отличие от серийных шин КАМА).
Экономика шин, или Экономия на шинах
Практические советы
Экономические потери автотранспортных предприятий, так или иначе связанные с шинами, могут составить существенную сумму.
По разным причинам шины выходят из строя раньше расчетного срока. По некоторым данным, в затратах автотранспортных предприятий на материально-техническое обеспечение не менее 10% приходится на шины. В среднем за год на грузовике, который эксплуатируется на «средних» маршрутах, заменяют половину комплекта шин. Даже в автохозяйствах с хорошо налаженным техническим обслуживанием потери ресурса шин составляют 10…15% и даже больше. Кроме того, значительные потери бывают из-за увеличения расхода топлива, причины которого также связаны с шинами.
Причины сокращения срока службы шин
Немалое значение для долговечности шин имеет состояние ходовой части автомобиля. Самое негативное влияние оказывают деформации мостов, колесных дисков и элементов подвески, неисправность амортизаторов, неудовлетворительное техническое состояние шкворневого узла, (повышенный люфт, увеличенное трение при повороте). Совокупное действие этих факторов ведет к различного рода износам протектора. Регулярная проверка углов установки управляемых колес (сход, развал) позволяет избежать повышенного износа шин. Яркий признак нарушения углов установки – увод грузовика при движении по прямой, а также износ одной стороны протектора.
Долговечность шин в значительной степени зависит от внутреннего давления. Признаком пониженного давления является чрезмерный износ по краям протектора, признаком пониженного давления повышенного – слишком значительный износ его середины. Снижение давления против номинального приводит к увеличению износа шины, а если его величина снижается более чем на треть, жди разрушения каркаса. Дело в том, что при работе недокачанной шины выделяется гораздо больше тепла, чем обычно, а когда температура шины превысит 120 °С, наступают необратимые изменения в свойствах резины и корда – снижается прочность материалов, и они разрушаются. Поэтому давление в шине надо регулярно измерять манометром, а не определять визуально, причем желательно убедиться, что манометр дает верные показания, т. е. проверить его каким-либо эталонным, заведомо точным прибором.
Повышенное давление увеличивает напряжение в каркасе шины, снижая его стойкость к ударным нагрузкам, а кроме того, уменьшает пятно контакта шины с дорогой, ухудшая безопасность движения. Несмотря на это давление не рекомендуют все время держать на одном уровне. При высокой загрузке автомобиля колеса необходимо немного подкачать, после разгрузки давление приводят в норму. Эти действия не имеют ничего общего с перегрузкой шин, когда у машины рессоры от груза выгибаются в обратную сторону. Увеличивать давление при перегрузке ни в коем случае не следует. В свою очередь при перегрузке автомобиля износ протектора необычайно ускоряется, и разрушается каркас шин. Даже пониженное давление менее опасно.
Повышенным износом шинам грозит дисбаланс колес, характеризующийся неравномерным распределением их массы по окружности, а также осевое биение колес. Самое заметное проявление этих дефектов – вибрации автомобиля, величина и частота которых повышаются с ростом скорости и при попадании в резонанс на определенной скорости. Заметно проявляющийся дисбаланс способен сократить ресурс шины на четверть. Его устраняют, закрепляя специальные грузики на ободе диска. Если на первый взгляд и нет явных симптомов дисбаланса, балансировать колеса все равно надо ежегодно.
Значительно сокращают срок службы шин и плохие дороги. В результате сильных ударов о выбоины и кочки, бордюры и камни корд ослабляется, разрывается, и шина выходит из строя.
Часто нерациональная манера вождения уменьшает жизнь шины больше, чем все перечисленные факторы: это излишне высокие скорости, резкие разгоны, частые и резкие торможения. Утверждают, что при прочих равных условиях на скорости 120 км/ч шины изнашиваются вдвое быстрее, чем при скорости 70 км/ч.
Подбор шин
Если шины неправильно подобраны по характеристикам, расход топлива возрастает на 2…3%. Если умножить эту цифру на эксплуатационный пробег и стоимость литра топлива, результат получится неутешительный. Размерность, нагрузочные и скоростные параметры шины должны соответствовать требованиям, изложенным в фирменной спецификации грузовика.
При подборе шин в качестве отправной точки надо брать посадочный диаметр, соответствующий размеру обода диска колеса. Установка шин с увеличенной шириной профиля, а следовательно, более тяжелых, несколько ухудшает управляемость, повышает расход топлива и уровень шума. И наоборот, шины с меньшей шириной профиля снижают безопасность движения. Использование шин с недостаточными грузоподъемностью и скоростными свойствами приведет к их скорой гибели: перегрузка шины на 20% сокращает срок ее службы примерно на треть.
Запрещается комплектовать ось шинами разных моделей или типов: радиальными и диагональными, так как это очень опасно: неизбежен боковой увод и занос, особенно при экстренном торможении. Даже при осторожной езде неизбежен неравномерный износ протектора. Нельзя одобрить установку на сдвоенных колесах шин разных изготовителей: они могут существенно различаться и по геометрии, и по конструкции, и по характеристикам, а если шины б/у – то еще и по степени износа.
Огромное значение при подборе шин имеет рисунок протектора. Каждая конструкция современных шин ориентирована выполнение вполне конкретных задач. Скажем, у шины для грузопассажирского автомобиля рисунок должен быть таким, чтобы обеспечивать комфортную поездку пассажиров. Такая шина должна иметь множество продольных канавок. Если речь идет о тягаче, буксирующим прицеп или полуприцеп, то шинами с одним типом рисунка здесь не обойтись. Для передней оси, которая работает в толкающем режиме, нужны шины с наименьшим сопротивлением качению, что снижает расход топлива. Ведущие мосты оборудуют шинами с множеством поперечных прорезей, что обеспечивает максимальное продольное сцепление с дорогой, это особенно актуально на влажной и загрязненной поверхности. Есть и специальные конструкции шин для полуприцепов, которые наилучшим образом выполняют специфические задачи: они шире, легче катятся по дороге и не позволяют полуприцепу вилять.
На каждый климатический сезон нужны свои шины, с соответствующим рисунком протектора. Многие отечественные грузоперевозчики допускают ошибку, используя на магистральных автопоездах российскую «резину» с универсальным рисунком протектора. Такая неразборчивость приводит к тому, что шины быстрей изнашиваются, издают повышенный шум и увеличивают расход топлива. Недаром в некоторых странах Европы шины с универсальным рисунком протектора запрещены к эксплуатации на автомагистралях.
Как правило, шинные компании в своих каталогах приводят изображение конкретных рисунков протектора и рекомендации по использованию шин в тех или иных дорожных условиях, на том или ином типе транспортного средства, включая расположение осей. Иногда назначение шин обозначается буквенными или графическими символами.
Если грузовик оснащен только радиальными шинами, необходим более тщательный контроль за давлением воздуха в передних шинах, чтобы их жесткость не уступала задним шинам и не произошел занос автомобиля. Боковой увод усиливается при повышенной эластичности передних колес по сравнению с задними. Радиальные шины имеют повышенную боковую эластичность по сравнению с диагональными. Если приходится устанавливать на автомобиль шины разного типа, то диагональные рекомендуют ставить вперед, а радиальные назад. При установке необходимо обращать внимание на направление вращения шины, указанное стрелкой.
Если на автомобиль устанавливают частично новые, а частично подержанные шины, рекомендуется новые шины поставить назад, чтобы сохранить баланс сцепления между осями и управляемость. Не следует забывать и о том, что новая камерная шина нуждается в новой камере. Если этого не сделать, то нет гарантии, что изношенная ненадежная камера выполнит свои «обязанности» и не погубит саму покрышку.
Перестановка шин с одной стороны оси на другую и на разные оси в соответствии с рекомендациями изготовителя автомобиля позволяет добиться их равномерного износа и увеличить срок службы.
Следует регулярно осматривать шины, удалять застрявшие в них и между сдвоенными шинами предметы – камни, гвозди, стекло и т. п., выявлять порезы и по возможности устранять дефекты. Всегда следует помнить о том, что для грузовых шин минимальная остаточная высота рисунка протектора должна составлять не менее 1 мм. Узнать об этом можно с помощью специального символа, являющегося сигналом к прекращению эксплуатации шины из-за износа протектора. Такие символы выполняются в виде выступов по дну канавок протектора.
Хранить колеса в сборе рекомендуется в подвешенном состоянии либо сложив стопкой, так чтобы резина не испытывала нагрузок. Если шины хранят отдельно от дисков, их лучше ставить вертикально, но не подвешивать, не складывать стопкой и не ставить на них тяжелые предметы. Стоящие вертикально шины рекомендуется периодически (примерно раз в месяц) переставлять на четверть оборота, чтобы нагрузка приходилась на разные участки шины.
Лучше всего не демонтировать шины с одних колесных дисков на другие, а держать комплекты в сборе, устанавливая в нужный момент на оси грузовика.
Новости мирового шинного рынка
Согласно данным национального бюро статистики Китая, за период с января по июль этого года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года объем выпуска шин вырос на 13,5% и составил 329,32 млн. шт. Синтетического каучука было произведено 1,25 млн. т, что больше, чем в прошлом году, на 12,2%.
Третий по величине производитель автомобильных шин в Японии Yokohama Rubber Co. планирует в 2010 г. открыть в России собственное производство и продавать 2,5 млн. шин в год. К этому же сроку планируется открыть завод в Бразилии. Объем инвестиций в оба завода составит 10 млрд. иен (92,8 млн. USD). С их местоположением компания планирует определиться к марту 2009 г. Мощность каждого из предприятий составит 1 млн шин в год. Столько Yokohama импортирует в Россию сейчас. Между тем, по планам компании, продажи в 2011/2012 финансовом году должны составить 2,5 млн. шин.
Ранее о своих планах построить завод в России сообщала японская корпорация Bridgestone, мировой лидер по производству автошин. Сейчас японские шинные компании заводов в России не имеют.
Continental и компания Scania, производящая автобусы и грузовые автомобили, подписали долгосрочный контракт о поставках шин с 2008-го до 2010 г. Также стало известно, что Continental возобновляет свой контракт о поставках тяжелых сверхпрочных грузовых шин компании MAN Nutzfahrzeuge AG. Часть шин будут поставлять с польского завода Continental.
ОАО «Белшина» (Бобруйск, Могилёвская обл.) – единственный в Беларуси производитель шинной продукции – к 2010 г. планирует увеличить объем производства ЦМК шин радиальной конструкции до 28,5 тыс. шт. Увеличение объема производства этой продукции станет возможным благодаря проведению масштабного технического перевооружения основного производства завода сверхкрупногабаритных шин. Этот проект входит в комплексную программу перспективного развития предприятия. Стоимость проекта составляет 58,8 млн. евро, из них капитальные затраты составляют 41,3 млн. евро. В результате технического перевооружения завода сверхкрупногабаритных шин «Белшина» сможет почти в три раза увеличить объем производства шин для карьерной техники, значительно расширить их ассортимент, повысить качество и улучшить внешний вид изделий. С созданием производства ЦМК шин радиальной конструкции предприятие приступит к серийному производству сверхкрупногабаритных шин радиальной конструкции 33,00 R51 для автосамосвалов грузоподъемностью 130…140 т. Реализацию проекта планируется завершить к концу 2008 г. Предполагается, что уже в этом году предприятие выпустит около 2 тыс. шин такой конструкции. На сегодняшний день изготовлена опытная партия. Испытания новой продукции будут проводиться на горнодобывающих предприятиях России. Новая продукция предназначена в первую очередь для комплектации самосвалов большой и особо большой грузоподъемности производства ПО «БелАЗ», а также для карьерной техники таких известных зарубежных компаний, как Komatsu, Сaterpillar и др.