Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«За» и «против» увеличения срока обучения в автошколе

Автокурсам меняют направление

Новые программы обучения в автошколах обойдутся государству в 20 млн руб.

Минпросвещения, выяснил “Ъ”, потратит 20 млн руб. на разработку новых программ обучения будущих водителей в автошколах. Действующие программы были утверждены в 2013 году и нуждаются в корректировке из-за многочисленных изменений в Правилах дорожного движения (ПДД), введения новых правил приема экзаменов в ГИБДД, а также ухудшения качества подготовки, поясняют в ведомстве. Разработчики документа намерены сделать обучение более «логичным и понятным», при этом не исключают смягчения требований к автошколам.

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Иван Водопьянов, Коммерсантъ / купить фото

Подведомственное Минпросвещения ФГБОУ «Институт развития профессионального образования» провело конкурс по разработке новых «примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств». Победителем, следует из информации на сайте госзакупок, стало ООО «Движение без опасности». Сумма контракта (еще не подписан) составит 20 млн руб.

Действующие «примерные» программы (на их базе автошколы готовят собственные) утверждены приказом Минобрнауки №1408 и вступили в силу в августе 2014 года.

За прошедшие семь лет, говорится в документации к конкурсу, в ПДД неоднократно вносились поправки, а в апреле 2021 года вступил в силу новый регламент МВД по приему экзаменов (вместо «площадки» и «города» введен единый экзамен), поэтому нужны новые программы.

«Сегодня профессиональная подготовка водителей находится на достаточно низком уровне,— пояснили “Ъ” в Минпросвещения.— С первого раза успешно сдают экзамен всего 28–40% кандидатов». В апреле 2021 года начать разработку новых программ поручал вице-премьер Марат Хуснуллин. Пока формируется «концепция», поясняют в Минпросвещения: над документом будет работать группа экспертов, в том числе из ГИБДД. Пакет документов должен быть готов к концу 2021 года. После разработки программы будут утверждены приказом Минпросвещения.

30% аварий происходит из-за принятия «неправильных» решений на дорогах, пояснила “Ъ” один из кураторов проекта со стороны Минпросвещения, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре. «Нужно, чтобы будущие водители не зазубривали правила, а понимали логику принятия решений и получали больше практических знаний,— пояснила она.— В программах должно быть больше здравого смысла, они должны легко восприниматься и написаны понятно». Госпожа Агре не исключила, что в рамках документа могут быть исключены нормы, к примеру, об обязательном размере площадки для отработки навыков вождения в 0,24 га, что «никак не связано с качеством обучения». Данная норма в 2014 году, напомним, вызвала массу претензий представителей автошкол — многие игроки были вынуждены уйти с рынка, поскольку не могли найти соответствующую территорию.

Наталья Агре также ожидает, что после утверждения программ ГИБДД актуализирует билеты для экзамена: представители Госавтоинспекции ранее такие планы уже анонсировали.

В ООО «Движение без опасности» результаты тендера вчера не комментировали. Созданная в 2009 году компания ранее уже выигрывала конкурсы, связанные с безопасностью движения. В 2021 году, в частности, МВД заключило с ООО контракт на 299 млн руб. по проведению социальных кампаний для «привлечения внимания населения к основным факторам риска в дорожном движении», в 2020 году — контракт на 115 млн руб. на проведение работ «по привитию детям навыков безопасного участия в движении». В тендерах Минпросвещения «Движение без опасности» ранее также участвовало и их выигрывало.

Автошколы выступили против усиления контроля ГИБДД за их работой

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева считает, что действующие программы «показали свою эффективность в улучшении качества обучения» (с 2014 года число ДТП по вине начинающих водителей сократилось на 52%), поэтому «кардинального пересмотра» не требуют, необходима «актуализация». В частности, считает она, нужно перераспределить часы в учебном плане: время обучения навыкам вождения на «площадке» сократить с 24 до 18 часов, добавив 6 часов к наработке опыта в городских условиях (с 32 до 38 часов). Также нужно внести в учебный план возможность обучения на автомагистралях (уже есть в ПДД). Татьяна Шутылева также считает, что в программы нужно включить «расчет затрат оказания услуг по реализации образовательной программы» (сейчас цены на автокурсы не регулируются, варьируясь от 5 тыс. до 50 тыс. руб.), что позволит бороться с демпингом на рынке и предоставлением некачественных услуг.

Действующие программы вызывали вопросы еще в 2014 году, говорит глава Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева.

Она предполагает, что в рамках новых программ будет предложено увеличить количество часов обучения, чтобы усилить качество подготовки. «Хотя это напрямую не связано,— поясняет Елена Зайцева.— В Германии, например, практическая часть обучения занимает в среднем 20–25 часов, но водитель выходит с курсов гораздо более подготовленный, чем в России. Увеличение количества часов, очевидно, приведет к росту цен и продолжительности сроков обучения, что будет негативно воспринято населением».

Получение водительского удостоверения в 2021 году. Мой опыт

Долго думал, нужен ли на Пикабу этот пост, и все-таки решился — есть несколько моментов, о которых я хотел бы рассказать всем желающим получить заветную карточку (для лл — советы в конце поста).

Наверное, как большинство подростков 2010-х, я очень хотел поскорее получить водительские права. Представлял как пойду в 11 класс, параллельно запишусь в автошколу, а когда исполнятся заветные 18 — сдам экзамен и буду гонять на батиной Калине. Но что-то пошло не так — 11 класс раздолбай в виде меня потратил на имитацию подготовки к ЕГЭ, компьютерные игры и страдания по безответной любви, 4 года универа пролетели почти так же, а потом началась работа и совершенно закончилось свободное время. В феврале 2020-го увольняюсь (очень удачное время для увольнения, да?), уезжаю к родне в Минск, возвращаюсь, начинаются ковидные ограничения, автошколы не работают. К октябрю в той автошколе, куда изначально хотел пойти, набор шел на весну 2021, поэтому плюнул и пошел в автошколу от колледжа, где учился сварке.

Читайте так же:
Неисправности автоматической коробки передач и ее ремонт

Занятия шли с конца декабря по середину мая. Требовалось принести тетрадку и 3 книжки — ПДД, учебник и задачник (но вполне можно обойтись тетрадкой и ПДД, если есть смартфон и в Плеймаркете вас не забанили). ИМХО — если вы достаточно самоорганизованы, теорию сможете выучить сами, благо приложений с билетами достаточно, либо решайте на каком-нибудь сайте (я решал здесь), как удобнее. Лично я чего-то такого, чего бы не нашел в сети, на теории не услышал — все обучение по сути сводилось к просмотру фильмов примерно 2014-2015 года, изучению тем по советским плакатам и решению билетов в книжечках с их последующим разбором. Автошколой предусмотрено 4 зачета (3 зачета по 5 тем и 4-й со всеми оставшимися темами) + внутренний экзамен, сдал их экстерном и примерно с апреля на занятиях больше не появлялся.

Изначально я думал, что вождение начнется как только мы пройдем какой-то минимально необходимый объем тем (т.е. хотя бы в феврале-марте), но за руль нас пустили не раньше середины апреля. По плану нас ждали занятия на тренажере, площадка и потом уже город. На деле моё первое занятие выглядело примерно так: «- Ездил? — Ездил. — Теорию знаешь? — Все сдал уже. — А че за лампочки на приборке знаешь? — [рассказываю про индикаторы на приборной панели] — Ну ладно, давай посмотрим как трогаешься — [завожу машину, начинаю движение] — Пойдет, поехали в ГАИ». Впервые выехав на дорогу общего пользования, я знатно офигел от того, как сложно концентрировать внимание на нескольких вещах одновременно: знаки, скорость движения по спидометру, включенная передача, приоритет движения, пешеходы. Город небольшой, движение спокойное, но первые несколько занятий вылазил из учебной машины весь мокрый. Буквально к третьему-четвертому занятию понял, что моих знаний теории недостаточно — когда инструктор просил выбрать место для остановки/стоянки/разворота на проезжей части, не было уверенности, могу ли я выполнить испрашиваемый маневр на данном участке дороги. Тогда снова пошел решать все 800 вопросов, уделяя повышенное внимание выявившимся слабым местам.

Для меня было весьма неожиданным то, что езда на учебном автомобиле кардинально отличается от движения других участников дорожного движения. В городе скоростной режим на большинстве участков с нерегулируемыми пешеходными переходами ограничен 20 км/ч. И по протяженности такие участки могут доходить до 50 — 100 метров. Так вот, чуть превысил — не сдал. Проехал на мигающий зеленый — не сдал. Проморгал стоп-линию — заработал баллы. Поворачиваешь на перекрестке на третьей передаче — заработал баллы. Просмотрел где закончилось ограничение скорости 20 км/ч и продолжаешь тащиться 15 — опять баллы. Я ни в коем случае не говорю, что это плохо, но с реальными условиями движения в потоке такая езда имеет мало общего. И второй момент — народ вообще в большинстве своем клал на ПДД и ездят как хотят. Пока был за рулем учебной машины встретил: 2 затупка, болтавших по телефону и стоявших на зеленый; 2 дебила, вылетавших мне навстречу с левого ряда (где движение только налево) прямо, когда я стою на повороте налево и уже собираюсь начать движение; куча народу, которые видят за 50 метров мигающий зеленый и считают, что если они не успеют проехать именно на этот зеленый, то случится нечто страшное.

По плану предусматривалось 56 часов вождения. На деле получилось 12 занятий (да, я прям в блокнотике записывал) и суммарно около 16 часов за рулем. Хотя в водительской карточке проставлялось стабильно по 2 часа за занятие, а на одном из последних занятий попросили расписаться за оставшиеся часы, т.к. «иначе вас на экзамен не выпустят, мы же карточки в РЭО сдаем». Опять же, не говорю что это прям ой как плохо, но и хорошего в этом мало. Мотивировалось такое решение тем, что «если вы с первого раза не сдадите, можно будет перед следующим экзаменом еще поездить, а если мы сейчас всё выкатаем, то тогда доплачивать надо будет». В принципе логично, но. 16 vs 56. Чему можно обучить кандидата в водители за 16 часов? Каким-то базовым вещам, но не думаю, что за такой промежуток времени среднестатистический человек будет уверенно чувствовать себя за рулем. Единственное, что могу добавить, так это то, что решение о том, выпускать ученика на экзамен или нет принимает инструктор исходя из того, как этот самый ученик ездит на занятиях.

Сдали внутренние экзамены по теории и вождению. Всех настойчиво попросили скинуть пароль от Госуслуг, чтобы подать пакет документов. Кто сопротивлялся, предлагали самим нести документы в ГАИ. Документы отправили, пошлину оплатил, пароль поменял. Назначили экзамен в РЭО ГИБДД. Экзамен по теории сдал с первого раза за 4 с небольшим минуты без ошибок и практически без волнений, даже добавить толком нечего — знай читай билеты, не торопись и внимательно жмакай кнопки. Вождение же с первого раза мне не поддалось — перенервничал и натворил фигни. Но обо всём по порядку.

Читайте так же:
Лучшие и недорогие алкотестеры

Так как с 1 апреля вождение сдают по новому регламенту, первое время было много неясностей относительно нового формата сдачи экзамена. Но поскольку первый экзамен у нашей группы был аж в конце мая, то основные моменты уже были известны: примерные варианты маршрутов, наиболее «ошибочные» места и тому подобное. Не смотря на всё это, я сильно волновался — видимо, с детства (после музыкалки и всяких тех.зачетов, академических и других концертов) осталась паника, когда нужно что-то сделать под контролем экзаменатора. Этот раз не стал исключением — дождавшись своей очереди, сел в автомобиль, выполнил необходимые приготовления, вместе с инспектором сделал «круг почета» (выехать и заехать на территорию ГАИ) и приступил к выполнению упражнений. Первой была параллельная парковка задним ходом — выполнил не то что бы неуверенно, но, во-первых — площадка была с небольшим уклоном, поэтому приходилось внимательно работать со сцеплением, дабы машина не скатилась, и во-вторых — дико тряслась левая нога, поэтому пару раз был близок к тому, чтобы заглохнуть. Следующей была парковка задним ходом с поворотом на 90 градусов. И тут я запаниковал — упражнение было почти напротив предыдущего, а я почему-то решил, что не могу ехать по левой стороне площадки. В общем, потерял все полимеры, и наехал на правый ближний конус. Затем паника усилилась — вместо того, чтобы просто выехать вперед, я снова выруливаю влево и второй раз цепляю конус. Отметка «не сдал». Сижу и понимаю, что даже в город не выехал. Подходит инструктор и такой «Ну и че это щас было?». С этого дня стал больше себя готовить в психологическом плане. К слову, из 15 человек сдало только двое.

Второй экзамен был через 1.5 недели. В день перед экзаменом еще раз прокатились по городу и покружились на площадке (где я в разных «позах» пытался выполнить то самое косячное упражнение). В этот раз всё пошло так, как я рассчитывал: 2 инспектора, 2 машины сдают, 2 катаются следом, подстраиваясь под обгон. В машине на переднем пассажирском сидит инспектор, сзади за водителем инструктор. Сел в городе, выполнил необходимую подготовку, поехал. Вспомнил, как в одном из роликов на Ютубе инструктор рассказывала, как заставляет ребят проговаривать вслух все знаки и свои действия. И я начал делать то же самое. В итоге мозг занят обработкой информации и у него не остается времени на «АААА, ПАМАГИТЕ, ЭТО ЖЕ ЭКЗАМЕН. «. Тем временем в спинку сиденья периодически долбит инструктор, что значит либо «выполняй элемент» либо «ты делаешь какую-то фигню». Не скажу, что это прям помогало, но позволяло лишний раз убедиться в правильности своих действий (или неправильности). Короче, поездили по городу, заехали на площадку автошколы, где выполнили эстакаду, и по знакомому маршруту поехали в ГАИ. Там выполнил оба элемента и услышал заветное «Поздравляю, отметка «сдал». Фух, выдохнул. Набрал 3 штрафных балла, но так и не узнал за что (полагаю, «неуверенное обращение с органами управления» за то, что 2 раза пытался в поворот на 3 передаче заехать, за указатели поворота и еще что-то).

Итак, что я вынес для себя за эти несколько месяцев:
1) Решая билеты, не пытайтесь их вызубрить типа «так, здесь вроде ответ «а» был, а вот тут «в». » — это так не работает! Как я понял, предназначение билетов — выработать условный рефлекс действовать в соответствии с дорожной ситуацией (знаками/разметкой/жестами регулировщика/etc). То есть, например, только взглянув на знак приоритета вы уже должны понимать, кому нужно уступить, а где наоборот имеете преимущество; жест регулировщика должен быть молниеносно понятен точно так же, как красный сигнал светофора (жесты эти, кстати, отлично учатся стишками типа «если палка смотри в рот. «, поищите, кому интересно);
2) Прежде чем отрабатывать упражнения, неплохо съездить на площадку, где будет проходить экзамен, и попробовать выполнить эти упражнения там. Мы пару раз так делали, но по всей видимости надо было делать это чаще. На площадке же делайте упражнения со всех возможных положений — по сути вы отрабатываете навык для парковки в реальных условиях. И чем больше способов запарковать машину вы освоите, тем легче вам будет в городе;
3) Если что-то непонятно — не стесняйтесь спрашивать у инструктора. Если хотите узнать больше — вы всегда можете найти ответы на интересующие вас вопросы в Ютубе. Довольно много инструкторов и автошкол ведут свои каналы и выкладывают ролики. Причем достаточно информации как по практической части, так и по теоретической (только ради Бога, не верьте слепо всему, что говорят с экрана. Пока решал билеты, наткнулся на одного адепта разворотов по малому радиусу, который отправлял всех смотреть какие-то сомнительные ролики и рассказывал, что в билете про траекторию разворота на самом деле ошибка);
4) Если вы не можете решиться пойти записаться на учебу и успокаиваете себя мыслями типа «да все-равно пока машины нет», «да пока вроде и не надо особо», подумайте хотя бы о стоимости вашего ОСАГО в будущем. Права в любом случае лежа в кармашке не прокиснут, а стаж будет потихоньку капать. Разница, между прочим, весьма существенная: моему отцу страховка обходится примерно 2200 — 2500 на год, мне же всего за полгода страхования того же авто пришлось отстегнуть 3.5 тысячи;
5) Если до дрожи в коленках боитесь сдавать вождение — попробуйте проговаривать свои действия, предварительно спросив инспектора не будет ли он против. Как в свое время объяснял инструктор: «Понимаешь, это я тебя знаю, знаю как ты ездишь, что ты какой-нибудь фигни на дороге не учудишь. А инспектор видит тебя в первый раз, ну в лучшем случае второй-третий — конечно ему страшно, и он чуть что будет давить на тормоз. Поэтому тебе нужно возить его как дорогую античную вазу». А проговаривая свои действия вы дадите инспектору возможность понимать, что сейчас творится у вас в голове и видите ли вы, допустим, автомобиль в слепой зоне, препятствие или пешехода;
6) Эти фразы я когда-то прочитал здесь же, на Пикабу, поэтому считаю своим долгом воспроизвести их еще раз: «Садясь за руль вы открываете дверь в тюрьму. Выходя из машины вы эту дверь закрываете», «На дороге всегда нужно думать за себя , за ту девушку и вон за того парня», «Больше всего ДТП происходит именно при маневрировании, соответственно, сокращая количество маневров вы уменьшаете шанс попасть в ДТП», «При повороте налево колеса нужно выворачивать в последнюю очередь — при ударе сзади с вывернутыми колесами вас неизбежно выбросит на полосу встречного движения».

Читайте так же:
Как поменять кольца генератора автомобильного

Кстати, во сколько мне это удовольствие обошлось:

— мед. справка — 1165;

— обучение — 25 000;

— пересдача (за предоставление учебного авто) — 1400;

Итого (плюс ПДД, комиссии сбербанка, канцелярские принадлежности) чуть больше 29 тысяч.

И напоследок. Девочки, в ГАИ за правами нужно приходить красивыми, потому что вас на эти самые права будут фотографировать)) Я 2 раза попросил снять заново и все-равно получился так, словно перед фото двое суток вагоны разгружал) Но как сказал мой закадычный друг: «Ну так все правильно тебя сфотографировали. Ты на фотке должен выглядеть з@$бавшимся, потому что если ты будешь выглядеть свежим и отдохнувшим, значит ты эти права купил».

Какие сроки обучения в автошколе и как их можно сократить

Образовательная программа в сфере обучения вождению в последнее время претерпевает изменения, о которых надо знать до того, как записаться на учебу в автошколу. Поправки коснулись не только схемы освоения теоретических и практических навыков, но и минимального необходимого времени. Срок обучения на права един для всех школ страны и отличается от категории.

Реформа автообразования

По данным статистики чаще всего неприятные ситуации и аварийные ситуации случаются с водителями, чей стаж вождения меньше трех лет. Нововведения направлены на то, чтобы подготовка курсанта была более основательной и качественной, что несомненно повлияет на общую обстановку на дорогах и снизит количество дорожно-транспортных происшествий.

Сегодня неофициальные «серые» автошколы исчезли, поскольку в теперешних условиях невозможно работать по старым правилам. Чтобы иметь право набирать студентов, учебное заведение должно получить лицензию и разработать собственную учебную программу, которая будет утверждена Минобразования и местными органами ГИБДД. К преподавательскому составу тоже ужесточились требования и для осуществления своей деятельности, они должны обладать соответствующими разрешительными документами.

Что касается сроков учебы, то неизбежное количество часов возросло от 156 до 190. По представлению законотворцев, этого времени достаточно, чтобы учащийся получил необходимые теоретические знания и практические навыки вождения. Важно отметить, что закон не устанавливает точный срок в месяцах, а только наименьшее количество часов, которые можно пройти за три месяца или за полгода – все зависит от учебной программы каждого конкретного заведения. Поэтому учеба в автошколе может разниться от одного учебного заведения к другому.

Содержание времени обучения в автошколе

Сроки обучения в автошколе складывается из определенного числа часов на овладение теоретической части (130 часов), практической части (56 часов) и экзамен (4 часа).

Теоретические уроки включают:

  • Изучения и разбора всех правил дорожного движения РФ;
  • Профильного права;
  • Навыков правильного и адекватного поведения участника дорожного движения;
  • Особенности оказания первой медпомощи. Это часть была урезана и в отличие от 24 часов, которые были ранее, обязательно надо прослушать 16 часов;
  • Основы безопасного вождения;
  • Технической части и правил эксплуатации автотранспортного средства;
  • Правил транспортировки пассажиров и различных видов грузов.

Практические занятия проводятся в черте города и за его пределами под руководством опытного инструктора. Экзамен включает обе дисциплины, то есть теорию и практику (отработка базовых транспортных упражнений и вождение в городских условиях). К обязательным упражнениям, которых раньше было три, прибавилось еще и правильная высадка пассажиров.

Продолжительность учебы в автошколе

Чтобы рассчитать конкретное время учебы, знание числа часов не поможет рассчитать примерную продолжительность в неделях или месяцах. Каждое учебное заведение имеет свой график работы. Некоторые работают каждый день, другие – по вечерам, третьи исключительно на выходных. Это происходит для того, чтобы каждый желающий мог выбрать подходящее время и самолучший график для освоения знаний и навыков без отрыва от основного занятия. Таким образом, группы отличаются количеством занятий в одну неделю.

Один урок длится три часа. Если группа занимается по будням, то за неделю она пройдет пятнадцать часов. Та, которая занимается на выходные – только шесть. Если вас заинтересовала данная тема, то здесь при желании вы сможете узнать подробнее про сроки обучения в автошколе http://www.fors36.ru/driving-school/sroki-obucheniya/. Чем интенсивней курс, тем быстрее он окончится. При ежедневных уроках продолжительность будет немногим дольше двух месяцев. Для курсов выходного дня срок достигнет пяти месяцев. Чаще всего автошколы предлагают про три дня занятий в неделю, а курс будет продолжаться три с половиной месяца.

Читайте так же:
Как вернуть к жизни автомобиль после длительного простоя

Но это касается теории. К этому времени обучения надо прибавить еще и часы практических занятий, которые проводятся синхронно с теорией, а не после нее, как было раньше. Она занимает не меньше одного месяца, половина занятий, из которых, занимает вождение на автодроме, а вторая половина – по городу.

Некоторые учащиеся могут попросить дополнительные уроки вождения для более четкой отработки упражнений, а это увеличивает общий срок обучения. Кроме того, есть люди, которые не могут сдать экзамен с первого раза, а это значит, что надо учитывать и время на пересдачу, так как практически невозможно повторно его сдать на второй день.

Таким образом, путем простых расчетов получаем, что минимальный срок учения в автошколе на категорию В занимает не меньше трех с половиной- четырех месяцев.

Как сократить время обучения?

Время учебы можно сократить, но для этого нужно обладать свободным временем каждый будний и выходной день, чтобы пройти необходимое число часов. Этот минимум надо обязательно отработать, так как в противном случае не допустят к экзамену.

Однако для тех, кто уже владеет категорией, и желают получить другую, времени будет потрачено значительно меньше, поскольку не нужно заново изучать базовый курс, который идентичен для всех. Например, теория по вождению с В на С может занять два месяца, с В на D – три, с С на В – не более одного, а с D на В – полтора месяца. Но для водителей двухколесного транспорта, желающие пересесть на четырехколесный и наоборот, придется пройти полный срок учебы. Обучение обязательно и для водителей желающие получить права с указанием конкретной автоматической или механической коробки переключения передач. Тем у которых в правах имеет отметка об автоматической, не могут сесть за руль автомобиля с механической и наоборот, поэтому примерно за две недели можно пройти добавочный курс для изучения параметров вождения в другой КПП.

Избежать обязательных 190 часов не удастся, однако многие автошколы могут пойти навстречу учащимся, и выработать персонализированный график занятий, так как есть возможность дистанционного обучения. Это позволяет осваивать теорию через онлайн-кабинет прямо из дома или в свободное время на работе, что и помогает сократить время на само учение и на дорогу до школы.

Как получить налоговый вычет за обучение?

Фото: Helloquence / Unsplash

В общих чертах — это возврат части платы за образование, которая компенсируется государством в размере до 13% от стоимости. Это один из видов социальных налоговых вычетов. Их еще можно получить за лечение и благотворительность. По российскому законодательству претендовать на него могут только резиденты РФ, выплачивающие НДФЛ. Срок давности для оформления возврата — три года. Получать его можно неоднократно, количество обращений не ограничивается.

Сколько раз можно получить налоговый вычет за обучение?

Получать его можно неоднократно, количество обращений не ограничивается.

За сколько лет его можно получить?

Срок давности для оформления возврата — три года, независимо от того, продолжается обучение или уже закончено. То есть, в текущем году вы можете получить вычет за 2017-19 годы.

Когда подавать документы на налоговый вычет?

Для его получения важна именно дата платы за семестр. Важно: подать декларацию можно только в году, следующем за годом оплаты (в 2020 году можно подать за 2019 год и т.д.)

Мое обучение оплачивала бабушка. Может ли она получить вычет?

Социальный налоговый вычет может оформить тот, кто оплатил:

  • Собственное обучение;
  • Учебу своего ребенка (детей);
  • Учебу опекаемого подопечного;
  • Обучение брата или сестры.

По закону бабушки и дедушки, тети и дяди, даже официально работая и оплачивая учебу внуков и племянников, вычет не получат (если не являются опекунами ребенка). Это же касается неработающих пенсионеров и безработных студентов, так как у них нет зарплаты и налоговых отчислений с нее. Претендовать на компенсацию они могут только в том случае, если получают иной доход, облагаемый налогом в 13%, к примеру, от сдачи жилья в аренду.

На возмещение не могут претендовать и ИП, которые платят налоги по упрощенной схеме. То же касается тех, кто оплатил учебу за счет работодателя или материнского капитала.

Есть ли особенности получения вычета за обучение?

При расчете размера этой социальной льготы существует верхний предел ежегодных трат на оплату собственного обучения — это 120 тыс. рублей в год, следовательно, максимальная сумма, которую вам может вернуть государство — 15,6 тыс. рублей. Форма может быть любая: вечерняя, дневная, заочная. Это может быть высшее, среднее, дополнительное образование, автошкола, краткосрочные курсы и т.д. Вычет можно получить, даже обучаясь за границей. Главное, чтобы у заведения была лицензия. Если вы учитесь у юрлица или ИП, у которых образовательные услуги только одно из направлений деятельности, вы также вправе рассчитывать на вычет.

Можно ли получить налоговый вычет за обучение в автошколе?

Да. Это может быть высшее, среднее, дополнительное образование, автошкола, краткосрочные курсы и т.д. Вычет можно получить, даже обучаясь за границей. Главное, чтобы у заведения была лицензия. Если вы учитесь у юрлица или ИП, у которых образовательные услуги только одно из направлений деятельности, вы также вправе рассчитывать на вычет.

Читайте так же:
Автомобильная сигнализация Pandora

Что нужно знать, чтобы получить вычет за детей, братьев и сестер?

Сумма расходов на обучение своего или опекаемого ребенка также лимитирована и составляет 50 тыс. руб. в год. Таким образом, сумма возврата не превысит 6,5 тыс. руб. Согласно Налоговому кодексу, даже если за школу или вуз платят оба родителя, порог остается неизменным. Верхний предел трат на учебу брата и сестры выше и составляет 120 тыс. руб. в год, как и в случае со своим обучением. Но возврат возможен, только если это была очная форма и до достижения 24-летнего возраста.

Возврат 13% можно получить как за школу, так и за университет, учебные курсы, детский сад и т.д. (причем, не обязательно государственные). Также два года действует норма, по которой можно получить налоговый вычет на занятия ребенка у репетитора (если он работает официально).

Важно: договор оплаты и сами платежные документы лучше всего оформлять на одного из родителей (на кого конкретно — неважно), тогда проблем с компенсацией средств не будет.

Что делать, если не все документы были оформлены на родителя?

Есть несколько распространенных сценариев и вариантов действий:

Договор на образовательные услуги оформлен на ребенка, а плательщиком является кто-то из родителей. В этом случае для получения вычета нужно иметь при себе подтверждающие платежные квитанции, чеки, оформленные на имя родителя.

Договор оформлен на родителя, а в «платежке» указано имя ребенка. Это более проблематичный вариант. Минфин в этом случае выступает против получения вычета. Но иногда может помочь доверенность на внесение средств ребенком от имени родителя.

Все документы оформлены на ребенка. В этом случае получить вычет может только он сам.

Плату за обучение вносит и родитель, и ребенок. Тогда право на получение вычета имеют оба, но получить может кто-то один на выбор.

  • Договор оформлен на одного из родителей, а получить вычет планирует второй. Это возможно, так как средства, нажитые ими во время брака, являются совместной собственностью. Для оформления к остальным документам нужно будет приложить свидетельство о браке.

А можно оформить налоговый вычет за образование жены или мужа?

Формально нет, но его все же можно получить. Допустим, жена начала изучать английский язык, а курсы оплатил ее муж. Супруги в Налоговом кодексе не упоминаются, значит теоретически претендовать на возврат средств не могут. Но оформить вычет может жена за свое обучение, несмотря на то, что в платежных документах указан муж, потому что их деньги — это совместно нажитое имущество.

Как оформляется налоговый вычет?

Это можно сделать через налоговую или через работодателя. Однако возврат НДФЛ за учебу по месту работы возможен только в том же году, в котором оплачивалось обучение. В остальных случаях доступен лишь первый вариант.

Получение вычета в налоговом органе

Для обращения в налоговую инспекцию нужно подготовить документы, написать заявление и заполнить декларацию, после чего принести все в налоговую по месту жительства или пребывания. Максимальный срок проверки документов — три месяца. Если ответ положительный, средства перечислят еще в течение месяца на указанный расчетный счет.

В документах могут быть найдены ошибки, тогда в налоговом вычете будет отказано. Но их можно подать заново — с указанием при заполнении, что вы подаете корректирующую декларацию.

Получение вычета у работодателя

Проще сделать это через работодателя: тогда от вас потребуется только получить уведомление из налоговой о праве на вычет, всем остальным займется бухгалтерия.

Для этого нужно собрать пакет документов и подать их в ИФНС. На проверку бумаг уйдет около месяца. Далее его относят в бухгалтерию на работе, после чего в течение определенного срока НДФЛ из зарплаты удерживаться не будет.

Заявление можно подать через сайт ФНС, если у вас есть личный кабинет. Для получения доступа к нему обращайтесь в налоговую. Также подойдут логин и пароль от сайта Госуслуг.

Какие нужны документы?

Обычно пакет документов включает в себя:

Декларацию 3-НДФЛ за каждый год учебы. Вся информация о ней есть на сайте ФНС.

Справку 2-НДФЛ. Можно запросить на работе (или нескольких местах работы, если вы за время учебы успели сменить ее) или также получить на сайте ФНС.

Заявление на возврат НДФЛ.

Документы, подтверждающие родство (свидетельства о рождении, бумаги, подтверждающие опекунство, свидетельства о рождении брата или сестры) или документ, подтверждающий личность (паспорт).

Документы, показывающие расходы (платежные чеки, квитанции, платежные поручения).

Договор с учебным заведением.

Еще могут потребоваться, если соответствующей информации нет в договоре, реквизиты лицензии образовательного учреждения (их можно спросить в месте учебы), а также подтверждающая очную форму обучения справка. Если плату за обучение повышали, понадобятся документы, подтверждающие повышение.

Пример заявления на налоговый вычет

Заявление на вычет может оформляться в произвольной форме. Важно: отказать вам в возврате средств лишь потому, что его форма отличается от образца, нельзя. Но для удобства можно ориентироваться на этот вариант.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию