Autokombi.ru

Авто-портал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем необходимо промывать систему охлаждения ДВС авто?

Зачем необходимо промывать систему охлаждения ДВС авто?

Очистка охладительной системы – чрезвычайно важная процедура, стоящая на одном уровне с заменой масла и фильтров. Несвоевременная промывка системы охлаждения может привести к тому, что внутри образуется большое количество грязи, которая забьет радиатор, патрубки и все другие компоненты.

Часто водители не могут понять, по какой причине жидкость, лишь недавно залитая в систему, быстро приобретает черный оттенок. Дело в том, что при заливке в загрязненный радиатор и прохождении через шланги и патрубки хладагент вбирает в себя грязь, и быстро выходит из строя.

Система охлаждения заполняется двумя видами жидкости:

  • Вода. Нередко автомобилисты продолжают ею пользоваться, хотя в летний период она создает накипь, засоряющая систему. Исправить ситуацию позволяет использование дистиллированной воды;
  • Антифриз. Специальным образом составленная жидкость, предназначенная для охлаждения ДВС во время работы. Хотя она идеально приспособлена для данной функции, со временем она разлагается, и продукты разложения остаются внутри автомобиля.

Если знать, как промыть систему охлаждения двигателя, можно сделать это самостоятельно. Конечно, в СТО обслуживание будет более качественным, поскольку там есть необходимый инструментарий и опытные мастера. Но процедура потребует времени и денег, поэтому промывка системы охлаждения двигателя своими руками может стать хорошим решением.

Зачем необходимо промывать систему охлаждения ДВС авто?

Выбирать чем промыть следует исходя из того, в каком состоянии находится ваш автомобиль.

Водители чаще всего применяют:

  • Дистиллированную воду, способную вобрать в себя значительную часть загрязнения;
  • Подкисленную воду. Наличие кислот (к примеру, лимонной) создает более агрессивную среду, позволяющую справиться с более серьезными отложениями;
  • Специальные средства, разработанные прицельно для удаления тех или иных видов отходов, которые остаются.

Проводить очищение удобнее всего летом на улице, либо расположив автомобиль в утепленном гараже. Прежде всего нужно подготовить машину:

  • Остудить двигатель, если он еще не остыл;
  • Автомобиль должен находиться на ровной поверхности;
  • Откройте и закрепите капот, предварительно надев защитные средства личной защиты;
  • Под радиатором поставьте емкость, в которую можно слить охлаждающей жидкости;
  • Снимите сливные пробки, удалите антифриз.

После удаления отработанного хладагента по его состоянию можно судить о том, каким способом нужно промывать систему. Особое внимание следует обратить на наличие твердых частиц. Для очистки нельзя использовать обычную воду из крана, вам нужно будет купить дистиллированную воду. Залейте ее в радиатор, запустите двигатель на 15-20 минут на холостом ходу, затем заглушите мотор и слейте воду. Повторяйте до полного очищения через каждые несколько часов. Аналогичную процедуру можно осуществить, добавив в водный раствор лимонную или молочную кислоту, уксус, либо каустическую соду.

Также вы можете применить специальные средства, составленные на основе катализаторов с нейтральным рН. Они обойдутся дороже, но зато вы сможете сэкономить свое время и сделать очистку более эффективной. Средства для промывки системы охлаждения двигателя всегда сопровождаются подробной инструкцией, регламентирующей порядок работы.

Мы рекомендуем использовать российское средство LAVR Radiator Flush Classic или зарубежные средства: Hi-Gear Radiator Flush — 7 minute и LIQUI MOLY Kuhler-Reiniger.

Зачем нужно промывать систему охлаждения автомобиля и когда

Очень часто мы вспоминаем о промывке системы охлаждения, когда делать это поздно и двигателю в целом нужен капремонт или замена. К счастью, такое случается не с каждым – но с кем?

Читайте так же:
Как самостоятельно проверить и заменить ступичный подшипник

Из-за загрязнения системы охлаждения двигатель может перегреться (чаще всего так оно и бывает). Если рост температуры заметить вовремя, машину надо заглушить и никакой беды не будет – разве что водитель или пассажиры опоздают куда-то.

Охлаждающая жидкость должны быть чистой – прозрачной, с сохранением первичного цвета. В других случаях антифриз надо заменить с промежуточной промывкой системы

Но проблема в том, что владельцы современных автомобилей настолько привыкли к их безотказности, что за температурой двигателя не следят. В результате мотор получает температурные «травмы», часто невосполнимые.

Чем загрязняется система охлаждения?

Даже если не говорить о загрязнении радиатора с внешней стороны, причин загрязнения системы охлаждения несколько.

  • Отложения из продуктов окисления алюминиевых деталей. Если автомобиль заправлен некачественным антифризом, и к тому же редко эксплуатируется, в узких местах системы охлаждения откладываются характерные наслоения. Они перекрывают сечение каналов, и кстати, бывают настолько твердыми, что иногда требуют механического удаления. Хуже всего, что этот продукт надежно забивает каналы радиаторов.

Старый некачественный антифриз образует в каналах системы охлаждения пробки в виде отложений, которые не всегда одолевают даже препараты-промывки

  • Ржавчина и окалина. В моторах с большим пробегом, и долго эксплуатировавшихся «на воде», всегда образуется мусор в виде ржавчины и других продуктов коррозии. К счастью, она в основном накапливается в низких местах системы, и редко перекрывает патрубки. Также эти загрязнения относительно легко выносятся во время промывки.
  • Накипь. Это твердые наслоения соли и других соединений, которые нарастают на деталях системы охлаждения за многие годы, причем в первую очередь – при эксплуатации на воде. Удаляется накипь химическим путем, то есть за счет реакции при длительной промывке специальными препаратами-промывками.

От охлаждающей жидкости иногда корродируют детали из определенных металлов, и продукты коррозии забивают каналы двигателя. На фото – остатки крыльчатки помпы ЗАЗ Sens после 60 тыс. км пробега

Не панацея

Говоря о промывке системы охлаждения старого двигателя, надо понимать, что в некоторых ситуациях промывка не поможет.

  • Накипь в каналах радиаторов. Из-за возможности обойти забитый канал по параллельной трубке применение промывок может не дать результата. Чаще всего это касается теплообменников системы отопления, которые приходится просто заменять новыми.
  • Твердые и полутвердые отложения старого низкокачественного антифриза, не всегда вымываются жидкостью.

Для промывки системы охлаждения можно приобрести специальную жидкость, хотя некоторые водители выбирают более агрессивные народные средства

Опасность

Берясь за дело промывки системы охлаждения, имейте в виду, что она может нести если не опасность, то большые дополнительные хлопоты. Как правило, система охлаждения старого двигателя имеет слабые места – отверстия, проеденные коррозией и «зашпаклеванные» накипью и подобными отложениями. После эффективной промывки эти заплатки будут смыты и надо быть готовыми, что система начнет протекать и ее придется ремонтировать.

Рекомендация Авто24

Промывка системы охлаждения с помощью химических препаратов имеет смысл в первую очередь на относительно молодой машине, рубашка охлаждения и теплообменники которой не имеют устойчивых отложений. Если двигатель старый, есть смысл разобрать систему и прочистить по возможности большую часть каналов охлаждения механическим путем. В идеальном варианте стоит разобрать для прочистки радиаторы (если конструкция позволяет это) или заменить их новыми.

Нужно ли промывать систему охлаждения при замене антифриза?

После истечения срока гарантии или 5 лет эксплуатации автомобилисты обычно переходят на обслуживание автомобилей вне официальных дилерских центров и стараются сэкономить на обслуживании. Некоторые простые операции автомобилисты выполняют сами, в том числе и несложную замену охлаждающей жидкости, которую необходимо менять через каждые 60 тыс. км пробега. Однако в этой операции есть свои тонкости, которые необходимо знать, чтобы обезопасить технику от повреждений. Какие же процедуры следует выполнять при обслуживании системы охлаждения?

Читайте так же:
Что такое ЭУР? — Принципы работы электроусилителя руля

Подготовка раствора для промывки

Промывать систему охлаждения двигателя целесообразно при каждой замене антифриза, особенно если слитая жидкость содержит загрязнения, ржавчину, масло, шлаки, добавки, применяемые для ремонта течей, или что-то другое. Если систему не промывать, то это сделает новый антифриз, который смоет нечистоты и отложения и впитает их в себя. Впоследствии грязь будет переноситься в другие места и оседать в каналах радиаторов.

В том же случае, когда антифриз прозрачен и не имеет осадка, а хозяин машины собирается залить в точности такой же продукт, на промывку системы время можно не тратить.

Однако нельзя смешивать антифризы разных производителей. В результате взаимодействия химических веществ могут начаться опасные реакции, способные спровоцировать разрушение алюминия головки блока цилиндров или иных материалов системы охлаждения.

Промывка осуществляется чистой дистиллированной водой, купленной в специализированном магазине. Хотя целесообразно не заливать воду, а приготовить раствор, в котором будет 80% дистиллированной воды и 20% антифриза, что позволяет увеличить срок службы новой охлаждающей жидкости.

Делать раствор необходимо по той причине, что в течение первых дней работы, значительное количество присадок в антифризе осаждается внутри системы охлаждения, на ее трубках и иных поверхностях, из-за чего характеристики охлаждающей жидкости немного снижаются. Поэтому лучше выполнить эту операцию во время промывки, чем портить уже рабочий антифриз.

Как менять антифриз?

Процедура промывки выполняется на подъемнике либо с использованием ямы, хотя на многих моделях автомобилей эти работы можно сделать даже в гараже, на ровной площадке.

Сливать охлаждающую жидкость следует исключительно на холодном моторе, поскольку сразу после поездок температура жидкости достигает 78-115 °С. Она находится под давлением и при открывании пробки может вскипеть и выстрелить в лицо человеку.

При проведении процедуры необходимо осмотреть шланги системы охлаждения. Если имеются трещины, то придется приобрести новые шланги и стальные хомуты для их крепления. Для слива жидкости нужно снять крышку с расширительного бачка системы охлаждения, а также открутить пробку на сливном канале в корпусе радиатора и подставить емкость для сбора жидкости.

После слива старого антифриза необходимо запустить внутрь промывочный состав. Крышку расширительного бачка можно не закручивать. Попутно необходимо прокачивать жидкость путем сдавливания резиновых трубок руками. Тогда будут выходить воздушные пробки.

Когда жидкость полностью заполнила систему, можно ненадолго включить мотор и печку и прогнать жидкость по системе помпой. За счет работы насоса жидкость будет циркулировать по всем трубам и хорошо их промоет.

До рабочей температуры мотор доводить нельзя, так как вода вскипает раньше, чем антифриз, и возможны локальные перегревы технических узлов. Поэтому двух-трех минут вполне достаточно.

Как разбавить концентрат?

После выполнения операции промывочную жидкость сливают. Надо предварительно дать ей остынуть и открутить нижнюю пробку. Для улучшения слива некоторые водители откручивают хомут и снимают нижний патрубок радиатора. Если жидкость грязная, то процедуру промывки повторяют до тех пор, пока не начнет выходить чистая вода.

Читайте так же:
Для чего нужна промывка системы охлаждения двигателя?

Обычно часть жидкости все равно остается в системе, и при последующем добавлении антифриза необходимо делать поправки на ее концентрацию.

Так как внутри радиатора и труб остается около 2 л дистилированной воды, то недостающие 5 л рабочей жидкости необходимо разбавить в пропорции 3:1. То есть к 3,5 л концентрата надо добавить 1,5 л дистиллированной воды. В целом с учетом оставшейся промывочной жидкости в системе окажется 7 л.

Чем можно и чем нельзя промывать систему охлаждения двигателя — обзор народных средств

Все автолюбители без исключения обеспечивают замену моторного масла, топливных фильтров и антифриза. Однако некоторые из них напрочь забывают о том, что для полноценной, продуктивной и безопасной работы систем транспортного средства необходимо следить не только за сроком годности этих жидкостей и сменных элементов, но и за состоянием рабочих узлов и соединений, которые нужно периодически промывать.

Как часто следует промывать радиатор

Необходим промыв и системе охлаждения, предусмотренной в конструкции автомобиля для того, чтобы предотвращать перегрев двигателя в режиме интенсивной эксплуатации.

Промывка системы охлаждения

И если не поддерживать ее в чистоте, то даже регулярная замена антифриза не принесет желаемого результата, так как накапливающийся внутри трубок осадок и грязь будут самым негативным образом влиять на работу базовых агрегатов.

А чтобы не допускать таких серьезных погрешностей, рекомендуется регулярно прочищать не только топливную, но и охлаждающую систему, взяв на вооружение следующий график:

    Прежде всего, прочистка труб осуществляется непосредственно перед заменой антифриза, иначе весь скопившийся в них мусор попадет в мотор вместе с этой жидкостью.

Подобная мера предосторожности позволит избежать смешивания старого антифриза и нового, что также немаловажно.

Не стоит забывать и о промывке внеплановой, необходимость в проведении которой возникает тогда, когда водитель начинает замечать первые признаки, явно свидетельствующие о засорении системы.

Ржавчина на системе охлаждения

Высокая температура датчиков, громкая и частая работа вентилятора, любые проблемы с помпой и печкой, даже банальный перегрев двигателя – основные признаки того, что пора заглянуть под капот.

Популярные эффективные домашние средства

В идеале, при малейшем подозрении возникновения проблемы следует незамедлительно обратиться за помощью к квалифицированным специалистам. В то же время, если у автомобилиста есть положительный опыт самостоятельной очистки СО, то можно попробовать справиться с поставленной задачей своими силами.

Загрязнения на системе охлаждения двигателя

При этом вместо дорогостоящих спецсредств можно использовать самодельный очиститель, приготовить который вполне реально из самых простых ингредиентов. Среди наиболее эффективных рецептов стоит выделить:

Лимонная кислота для чистки СО

  1. Подкисленная вода, способствующая устранению ржавого налета и накипи. Для приготовления такой универсальной жидкости обычно достаточно растворить в литре воды 40 г лимонной кислоты. Если же чистка не проводилась в течение длительного времени, и при сливе антифриза было замечено, что он стал черным, то имеет смысл увеличить концентрацию в 2-2,5 раза. Что касается самой процедуры промывки, то она не представляет собой ничего сложного, подразумевая заливку слабокислого раствора в радиатор, прогрев мотора в течение нескольких минут и слив раствора по прошествии 12 часов.
  2. Уксус, как альтернатива лимонной кислоты, используемый в концентрации 1:20, где на одну часть 70% кислоты приходится 20 частей чистой воды.
  3. Каустическая сода применяется для самых тяжелых загрязнений, при условии, что на борту транспортного средства был установлен медный, а не алюминиевый радиатор. Работать с таким компонентом следует крайне осторожно, заранее позаботившись обо всех надлежащих мерах предосторожности.
Читайте так же:
Что такое асимметричный рисунок протектора

Система охлаждения двигателя авто

Кроме того, всегда можно промыть систему дистиллированной водой – хуже уж точно не будет. В идеале использовать такое средство в качестве профилактического, так как наружный контакт с ним является совершенно безопасным для здоровья водителя и его авто.

Промывки, которые не работают

А вот некоторые народные средства являются не только совершенно неэффективными, но и откровенно вредными. Среди них обычная вода, по старинке используемая некоторыми автомобилистами.

Между тем в теплое время года такие жидкости способствуют образованию накипи, тогда как зимой их использование и вовсе становится чревато оледенением с последующим за ним выходом из строя целых систем и обслуживающих их агрегатов.

Можно пускать в ход кипяченную и отфильтрованную воду, в которой гораздо меньше солей и других осадков, однако, этот способ является не только наиболее бюджетным, но и самым энергозатратным и неэффективным.

Не следует применять и крашенную газировку типа Fanta и Coca-Cola, поскольку в ней содержится ортофосфорная кислота, разъедающая коррозийные образования и налет, а вместе с ними и само покрытие системных элементов.

Coca-Cola

В перечень запрещенных средств очистки попадает и бытовая химия, содержащая хлор и кислоты, поэтому лучше сразу отказаться от таких популярных среди народных умельцев жидкостей, как Белизна, Крот, Calgon и пр.

Специальные жидкости

Нельзя обойти вниманием и те спецсредства, которые продаются в фирменных салонах, поскольку они по праву считаются наиболее безопасными и эффективными очистителями, пользующимися меньшей популярностью из-за довольно высокого ценника.

Специальные жидкости для промывки СО

Их выбор напрямую зависит от типа загрязнения СО:

  • если на повестке дня стоит вопрос очистки от ржавчины и образовавшейся накипи, то стоит выбрать продукцию с кислотным составом;
  • при отложении продуктов разложения антифриза рекомендуется воспользоваться щелочными средствами.

В особо тяжелых случаях в ход идут более дорогостоящие двухкомпонентные профессиональные жидкости для очистки, которые помогают устранять самые сложные и устойчивые загрязнения.

Не стоит забывать и о нейтральных составах, применяемых в профилактических целях и перед заменой антифриза, если она является плановой, а не вынужденной. Отказ от экономии в этом вопросе поможет не только избежать различных поломок, но и повысить эффективность работы радиатора и двигателя.

Промывки системы охлаждения — зачем и когда делать

Промывки системы охлаждения - зачем и когда делать

Эффективная работа системы охлаждения двигателя – залог его долговечной работы за счет поддержания оптимальной температуры при эксплуатации вне зависимости от стиля вождения. Ключевым ее элементом остается охлаждающая жидкость, имеющая сложный химический состав и циркулирующая по закрытой системе. Но, со временем каналы радиатора забиваются отложениями, которые вымывает охлаждающая жидкость, что ухудшает отвод тепла и снижает резко эффективность работы. Итогом в худших случаях становится закипание двигателя.

Единственным и эффективным способом предупредить проблемы станет периодическая промывка системы охлаждения ДВС. Она представляет собой замену антифриза, тосола или воды на другую жидкость, которая в течение определенного времени при работающем двигателе на холостых оборотах циркулирует по системе, а затем сливается, вымывая осадок и загрязнения.

Когда нужно делать промывку

Если вы обслуживаете автомобиль на фирменном СТО, то сотрудник сервиса определит необходимость подобных работ. Если вы занимаетесь этим сами, то обращайте внимание на три основных момента:

    • Промывку радиатора охлаждения желательно выполнять ежегодно, а идеальным временем станет весна. В этом случае перед наступлением жары, когда на систему падает основная нагрузка, вы полностью очистите трубы, повысите тепловую отдачу и пропускную способность.
    • Процедуру идеально совместить с очередной заменой антифриза. Это позволит одновременно полностью удалить старую охлаждающую жидкость, которая может вступить в химическую реакцию со свежей, и привести к выпадению твердого осадка, активизации коррозии отдельных элементов системы охлаждения (последнее актуально для случаев, когда был использован антифриз другого производителя и типа).
    • Внепланово внутреннюю промывку радиатора необходимо выполнить при регулярном перегреве двигателя, замене помпы, почти постоянной работе вентилятора охлаждения на максимальных оборотах (в этом случае, процедура имеет важный профилактический характер, обеспечивая эффективное охлаждение «естественным» образом).

    Виды и свойства промывок

    Очистить систему охлаждения от загрязнений можно различными жидкостям, часть из которых можно приготовить самостоятельно. Наиболее популярны следующие 3 варианта:

    • Дистиллированная вода;
    • Дистиллированная вода с добавлением лимонной кислоты, уксуса;
    • Специальные растворы для очистки системы охлаждения.

    Первых два варианта можно отнести к народным. Они вполне справляются с поставленной задачей, но мы рекомендуем использовать специальные составы, которые более эффективны и одновременно безопасны для уплотнений системы охлаждения и отдельных элементов последней. В зависимости от перечня компонентов подобные промывки делят на 3 группы:

    • Кислотные, содержащие в составе соответствующие компоненты, которые эффективно удаляют неорганические отложения в элементах трубопроводов и непосредственно в радиаторе;
    • Щелочные, которые прекрасно разрушают органические загрязнения;
    • Нейтральные, которые не содержат агрессивных веществ, что делает воздействие более мягким, но одновременно снижает эффективность удаления старых отложений (подобные вещества отлично подходят для периодической профилактической чистки).

    Отдельную группу средств для очистки радиатора от грязи составляют двухкомпонентные составы, включающие и щелочи, и кислоты. Они относятся к категории универсальных и позволяют эффективно удалить любые отложения. Одновременно их применение требует большего времени, так как чистка идет сначала кислотным элементом, а затем щелочным.

    Еще одной новинкой на рынке стали растворы для очистки системы охлаждения, которые за пару тысяч километров пробега до замены антифриза просто добавляются в расширительный бачок. В течение этого времени они эффективно разрушают загрязнения, которые легко удаляются при сливе жидкости.

    Этапы очистки

    В общем случае, использование средства для очистки системы охлаждения от грязи идет следующим образом:

    • Сначала сливается старая охлаждающая жидкость;
    • Далее, заливается готовый раствор;
    • Запускается двигатель для работы на холостых оборотах в течение 15 минут;
    • Двигатель останавливают и оставляют жидкость внутри на 2-3 часа;
    • Сливают промывку двигателя и повторяют процедуру.

    Если после удаления раствора он оказался чистым, то можно заливать уже свежий антифриз. Одновременно желательно провести внешнюю очистку радиатора от загрязнений, так как часто на нем накапливается всевозможный мусор, который также ухудшает отвод тепла.

    Лучшие промывки для системы охлаждения и радиатора

    Сегодня в магазинах представлен широкий выбор автохимии для ухода за всеми деталями и системами в автомобиле. При желании провести очистку охлаждающей системы рекомендуем обратить внимание на следующие продукты:

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию